История производства советских лодочных моторов начинается с середины XX века. Первые попытки предпринимались еще до Великой отечественной войны, но безуспешно. Условно выделяют несколько этапов в истории советских моторов:
1. Освоение и начало выпуска подвесных моторов (50-60-е годы XX века);
2. Массовое производство различных моделей и типов (70-е годы XX века);
3. Сокращение объемов производства в связи со сложной ситуацией в стране (80-90-е годы XX века).
Советские моторы выполнялись примерно по одинаковой схеме: бензиновый двигатель двухтактный. Количество цилиндров зависело от мощности агрегата и составляло от одного до четырех. Редуктор располагался в подводной части, он приводил в движение гребной винт. Мотор обеспечивался водяным охлаждением, термостат отсутствовал. Выхлопные газы выпускались через грибной винт.
- Производители советских лодочных моторов
- Самые популярные советские лодочные моторы
- Покупка и обслуживание советского мотора
- Надежный лодочный мотор made in USSR
- Советские лодочные моторы
- С «ВЕТЕРКОМ»
- Общие характеристики отечественных подвесных лодочных двигателей
- Двигатели «Вихрь» и «Нара»
- «Вихрь»
- Отечественные марки подвесных лодочных моторов
- Лодочный мотор Вихрь
- Подвесной лодочный мотор Нара
- Лодочный мотор Парус
- Подвесной лодочный мотор Ветерок
- Российский лодочный мотор Нептун
- Двухтактные моторы «Парус»
- «Парус Т2 S»
- «Парус Т-3,5»
- «Парус Т-60»
- «Парус Т-5»
- Лодочные моторы «Ветерок», «Бийск», «Кама»
- «Ветерок-8«
- «Бийск 45М»
- Самые популярные советские лодочные моторы
- Агрегаты для лодок «Нептун» и «Импульс»
- «Нептун-25»
- «Импульс-90»
- Критерии выбора
- 📺 Видео
Видео:О Советских лодочных моторах .Скачать
Производители советских лодочных моторов
Основными производителями лодочных моторов в СССР считались:
• Куйбышевский завод им. Фрунзе (ЛМ-1);
• Рыбинский завод им. Карлика (ЛМ-7)
• Богородский механический завод (ЛММ, ЛМР)
• машиностроительное предприятие им. В.В. Чернышева (Нептун);
• машиностроительный завод «Салют» (Салют, Спутник);
• Щербаковский моторный завод (Чайка);
• Московский механический завод МООСО (Пионер);
• Пермский машиностроительный завод им. Ф.Э. Дзержинского (Кама);
• машиностроительная компания «Конвейер» (Бийск-45);
• ОАО «Моторостроитель» (Вихрь) и т.д.
Видео:История советских и российских лодочных моторовСкачать
Самые популярные советские лодочные моторы
• ЛМ-1: производился в середине XX века. Особенность конструкции в том, что запуск производился на бензине, а в дальнейшем можно было использовать керосино-масляную смесь. Мощность мотора составляла 4 л.с. В основе конструкции двухтактный двигатель с одним цилиндром диаметром 62 мм. Рабочий объем – 175 куб.см., максимальное количество оборотов – 1800, вес – 24 кг, топливный бак рассчитан на 2,2 л. Выпускался до 50-х годов.
• Нептун: лодочный мотор, оснащенный контактным зажиганием и возвратно-петлевой продувкой цилиндров. Редуктор можно было легко снимать, сам двигатель крепился с помощью резиновых амортизаторов, что обеспечивало его тихую работу. Самая распространенная модель Нептун-23. Он был оснащен двухтактным двигателем, рабочий объем – 346 куб.см., мощность – 23 л.с., максимальное количество оборотов – 5500, вес – 44 кг, топливный бак рассчитан на 20 л. Выпускался до 50-х годов;
• Салют: легкий лодочный мотор с бесконтактным насосом охлаждения. Был оснащен кнопкой «стоп», отличался хорошей ремонтопригодностью. Выпускался в 60-х годах XX века. В основе конструкции двухтактный двигатель с одним рабочим цилиндром диаметром 38 мм и ручным запуском. Рабочий объем – 45 куб.см., максимальное количество оборотов – 5000, вес – 12 кг, топливный бак рассчитан на 2 л;
• Чайка: подвесной мотор простой конструкции. В его основе – двухтактный двигатель с одним цилиндром диаметром 46 мм. Эта модель считалась известной копией зарубежного агрегата «British Anzani Pilot». Рабочий объем – 63 куб.см., максимальное количество оборотов – 2500, вес – 12 кг, топливный бак рассчитан на 1,5 л, мощность – 1,8 л.с. Выпускался до 1956 года;
• ЛМ-7: один из самых мощных советских лодочных моторов. В комплекте к нему шла очень подробная инструкция по эксплуатации и устранению неполадок. Мощность составляла 17 л.с. Рабочий объем – 500 куб.см., максимальное количество оборотов – 4000, вес – 43 кг, топливный бак рассчитан на 12 л. В основе конструкции двухтактный двигатель с двумя рабочими цилиндрами диаметром 70 мм. Выпускался в 30-40-е годы XX века;
• ЛММ-6 (ЛММ-6а): морской лодочный мотор, который выпускался вплоть до 2008 года. Изначально его устанавливали на шлюпки ВМС. Особенностью конструкции была бесконтактная вихревая помпа. Реверс отсутствует. Мощность – 6 л.с., рабочий объем – 247 куб.см., максимальное количество оборотов – 3000, вес – 42 кг, топливный бак рассчитан на 8 л;
• Вихрь: один из самых распространенных и самых неудачных советский моторов. Конструкция считалась устаревшей, случались частые поломки. По большому счету из-за них сложилась отрицательное впечатление обо всех советских моторах. Заявленная мощность – 20 л.с., рабочий объем – 422 куб.см., максимальное количество оборотов – 5000, вес – 45 кг, топливный бак рассчитан на 22 л. Существовали модификации Вихрь-25Р, Вихрь-30, Вихрь-32;
• Бийск-45: мощный мотор, в основе которого двухтактный двигатель с тремя рабочими цилиндрами диаметром 71,7 мм. Коленвал изготавливался цельным. Агрегат работал на бензине с добавлением масла. Мотор имел ручной и электрический запуск. Заявленная мощность – 45 л.с., рабочий объем – 733 куб.см., максимальное количество оборотов – 5000, вес – 70 кг;
• Кама: подвесной мотор, который выпускался до 1966 года. В его основу заложен двигатель мотопилы «Дружба». Система охлаждения смешанного типа: воздух и вода. Отдельный бензобак был рассчитан на 6 л топлива. Мощность – 3,2 л.с., рабочий объем – 94 куб.см., максимальное количество оборотов – 4000, вес – 16 кг;
• Пионер: лодочный мотор, который стали выпускать еще в 1932 году. Простая конструкция, румпельное управление. В качестве топлива использовался бензин с добавлением автола. В основе двухтактный двигатель с двумя рабочими цилиндрами. Мощность – 5 л.с. По техническим характеристикам двигателя практически не сохранилось информации.
Видео:Топ 5 лодочный моторов. Какой отечественный мотор предпочтительнее?Скачать
Покупка и обслуживание советского мотора
Перед покупкой необходимо было ознакомиться с техническими характеристиками модели, которые предоставлялись заводом-производителем. Обычно в комплекте с мотором шла подробная инструкция по эксплуатации с разделом «Регламентные работы». Регламентные работы включали в себя осмотр всех узлов механизма, выявление износа деталей, замену смазки, очистку двигателя от продуктов сгорания. В картах регламентных работ указывались сроки и необходимые операции. Также подробно расписывались все возможные неисправности и способы их устранения.
Преимущества и недостатки моторов, произведенных в СССР
Советские моторы отличались:
• небольшим весом и габаритами;
• доступностью запасных частей;
• возможностью работать на бензине низкого качества;
Самыми распространенными недостатками считались:
• небольшой объем топливного бака;
• сильный шум и вибрации во время работы;
• сильное парообразование при контакте с водой;
• двигатель часто заливался водой во время эксплуатации;
• съемный стартер часто терялся;
• коэффициент полезного действия винта был маленький;
• моторы быстро выходили из строя.
Видео:Лодочный мотор "САЛЮТ" — стоит ли покупать? | Обзор советского мотораСкачать
Надежный лодочный мотор made in USSR
«В Советском Союзе не делали хороших подвесных моторов. Один металлолом, который мы с радостью поменяли на японские и американские моторы». Так ли? Я бы не стал так категорично судить. И если моторы «Вихрь», «Ветерок», «Стрела» и проч. вспоминают по разному (кто то хвалит, большинство — ругают). То «Нептун 23», большинство старых водномоторников, вспоминают исключительно добрыми словами.
Недавно, на канале «Лодочник», мы обсуждали советский ПЛМ — которому поставили памятник. Как выяснилось (в комментариях) — что даже не один памятник и в разных местах России. Ссылка на публикацию о памятнике будет в конце текста.
Там же, в обсуждении памятника, читатели высказали, что «Нептун 23» — это самый надежный советский подвесник. Так ли это?
Далее будут аргументы, которые приводились читателями.
Справка: Его производили с конца 60-ых, по 2008 год.
4 модификации: «Нептун», «Нептун М», «Нептун 23» (у всех трех рабочий объём 346,6 см³). И «Нептун 25» (410 см³). Как видно из недавних обсуждений (и горячих споров) — «Нептун 23» был и остаётся самым любимым и уважаемым мотором советского прошлого. Почему?
Посмотрим комментарии от разных людей и обсудим их.
boris borisov : Из наших только Нептун-23 заслуживает одобрения Но слабовата шпонка винта частенько срезает.
Анатолий Исаев : Ходил на «Вихре», в т.ч. и с эл. запуском. Нет, не мой — шумный, тяжелый, не надежный. А вот «Нептун-23» это мой. Ходил с ним лет 12. На зиму брал домой и профилактически разбирал до винта. И летний сезон он не подводил, обычно. Бывали капризы при заводке, но очень редко. Да и заводить его стартером намного легче, чем Вихрь 30 крутить.
Справка: При весе 44кг., «Нептун 23» потреблял 9 литров 76-го бензина (с маслом). Контактное зажигание. Топливный насос — тот же, что и на «Вихре» и «Привете». Легко снимается и ремонтируется редуктор. Самый мягкий звук мотора (за счет резиновых амортизаторов).
Но иногда заливало водой свечи. Втулка крыльчатки требовала доработки. Быстро «кончался» нижний коренной подшипник вала.
Возможно, секрет надежности «Нептуна» в том, что производили его на авиационном заводе. Всё таки, более серьёзное отношение к качеству. Вот ещё — комментарии из прошлой статьи, о «Нептуне»:
Читайте также: Кпд мотора из генератора
аркадий : «Нептун 23» — мечта, а не мотор. Переводил его на керосин, тогда еще дешевый, и ездил. Но переделка была серьезная. Запускался и прогревался на бензине на холостом ходу, а потом автоматически открытием заслонки карбюратора переключался на подогретый в змеевике керосин. Работал отлично.
beliy : Для своего времени был хороший мотор. Но капризный. У меня Нептунчик был 23-й. Вот, с-ка, безотказный! Вихрь, правда, помощнее был.
Молодым водномоторникам странно слышать, что мы возили запас шпонок. Что после обкатки «Нептуна» — удаляли ограничитель из карбюратора.
И что винты различались так: «Белый винт» , «Красный винт» . Кто помнит, какой из этих винтов был грузовой? И для чего были нужны куски электродов? Пишите в комментариях. Обсудим.
Если нравится тема — жмите «лайк». Обещанная ссылка на статью — Лодочный мотор, которому поставили памятник .
Видео:Советский лодочный мотор МОСКВА 30Скачать
Советские лодочные моторы
В начале 60-х годов прошлого века уровень благосостояния советских граждан повысился до такой степени, что они даже начали думать о чем-то еще, кроме ударного труда. Придя к мысли, что еще существует и отдых, граждане обратили свои взоры на весьма правильный со всех сторон отдых на воде. Существующих моторов —«Москва», ЛММ-6, ЛМР-6 и «Стрела» — стало остро не хватать. Да и их потребительские качества явно были далеки от идеала (подробнее см. первую часть).
На беду, в этот самый момент подвесник «Москва» временно перестал поступать в продажу по причине переноса производства на Ржевский машиностроительный завод. Моментально наметился дефицит моторов малой мощности, который оперативно взялись ликвидировать сразу несколько заинтересованных предприятий.
Первым выступил Западно-Уральский Совнархоз (дело происходило во времена реформ Хрущева), начав выпуск в 1963 году жуткого мотора «Кама» мощностью 3,5 л.с. на базе мотопилы «Дружба». Данное творение в свое время было в пух и прах раскритиковано Головным конструкторским бюро по подвесным моторам из города Ульяновск (нынче опять Симбирск).
речень дефектов занял четыре машинописных листа, что отнюдь не помешало отправить это чудо техники в магазины. Конец немного предсказуем. Некоторые пострадавшие даже топили этот ужас водомоторника со словами «Кама — куча хлама». Справедливости ради стоит отметить, что многочисленные разработки начала 60-х, созданные конструкторами других предприятий, оказались еще хуже. Как в сердцах написали в журнале «Катера и Яхты» №6: «В лучшем случае выходит ухудшенная копия заграничного мотора, а чаще всего неудачная конструкция».
Кстати, очень качественные подвесные моторы предлагает интернет-магазин «Экстремал». Лодочные моторы FORZA, Yamaha, Tohatsu — это не советские поделки, а настоящие машины, всегда радующие лодочников своим отменным качеством.
Видео:Какой был самый долговечный мотор у мотоциклов СССР?Скачать
С «ВЕТЕРКОМ»
Исключением не стал Ульяновский Завод Малолитражных Двигателей, предложивший двигатель «Стрела». Мало того, что сам моторчик не отличался повышенной надежностью и удобством в эксплуатации (в каждом номере «Катеров и Яхт» считалось хорошим тоном напомнить — какой это, мягко говоря, неудачный мотор), так еще в лучшие годы брак достигал 10% . Воспользовавшись временным уходом «Москвы» из продажи, ульяновские инженеры предложили удачный, по их мнению, «москвозаменитель» по имени «Ветерок».
Легкий, 24 кг весом, мотор при рабочем объеме 175 см3 развивал мощность 7,5 л.с., отличался максимально упрощенной конструкцией с унификацией по некоторым узлам и агрегатам (магнето МЛ-10-2ус, карбюратор ЛКЗ-100, бензонасос) с «конкурентом». Особенностью мотора стал простой как табуретка редуктор без реверса. Вместо него двигатель получил сцепление, установленное прямо в ноге. Помпа системы охлаждения находилась внизу, что особенно порадовало жертв «Москвы», у которых из-за верхнего расположения помпы с охлаждением постоянно возникали проблемы.
Серийный образец 1965 года, как и положено, несколько отличался. Он получил уже собственный карбюратор, вместо обещанного пластикового колпака — стальной (подвели смежники — бич производства товаров народного потребления в СССР). А еще заводчане добавили массы до 26 кг. Зато радовала цена. Если ржевская «Москва» стоила 200 рублей, то за «Ветерок» хотели всего 154 рубля. Недостатков, кроме нестабильного качества, у «Ветерка-8» было два. Первый — ненадежные пластинчатые клапаны системы газораспределения. Конструктивно они очень напоминали «московские», только были слишком тонкими, из-за чего имели особенность отрываться и в некоторых случаях застревать где-нибудь внутри мотора. При «благоприятном» стечении обстоятельств это приводило к внеплановому капитальному ремонту. Проблема стояла столь остро, что в журнале «Катера и Яхты» появились советы, как быстро посередине водохранилища во время волнения вырезать новые клапаны из консервной банки!
Второй недостаток — нижний запуск с дополнительной шестерней, из-за которого никак не удавалось как следует раскрутить маховик.
ытные лодочники обычно избавлялись от ненужных деталей и запускали, наматывая шнурок на маховик. В этом случае правильно отрегулированный (чем на заводе традиционно не заморачивались) «Ветерок» пускался лучше «Москвы», поскольку магнитов у него в маховике было больше, а потому и искра получалась мощнее. А после того, как специалисты УЗМД в 1978 году начали ставить электронное зажигание, стало совсем хорошо. Пока оно примерно после одного-двух сезонов не начинало глючить. В конце 60-х появился мрачный «Ветерок-12», полученный из 8-сильной модели путем расточки цилиндров. Двигатель отличался «повышенной надежностью» и «огромным» ресурсом в 1-2 сезона, после чего нередко следовал капремонт. Клапаны на нем вылетали значительно чаще, чем у «Ветерка-8». Бывало, через 6-8 часов работы. Чаще, чем хотелось бы, ломались кольца и сепараторы подшипников шатуна. «Опытный водитель уже по характеру забоин на головке и днищу поршня может определить, что сломалось», — характерная цитата из «Катеров и Яхт» №31.
Ржевцы ответили на это недоразумение отличной моделью «Москва-12,5», намекая дополнительной половинкой лошадиной силы на свое неоспоримое превосходство. Увы, Ржевский машиностроительный вышел из игры в 1977 году, а вот ульяновцы выпускали свои «Ветерки» вплоть до наступления кризиса 2008 года. Качество в последние годы было такое, что многие с ностальгией вспоминали светлые брежневские времена! Справедливости ради стоит отметить, что в 1970 году они постарались решить проблему клапанов, поменяв сорт стали и сделав клапаны толще (с 0,20 мм до 0,25 мм).
«Ветерок-12» был отправлен в отставку в 1981 году (правда, позже в 90-х появилась модернизированная версия). Кроме того, УЗМД выпустил массу интересных прототипов, в том числе «Ветерок-14» и четырехтактный оппозит. Готовились и удлиненные «морские» версии для транцев высотой 510 мм (все советские моторы почему-то рассчитывались под транцы 380 мм). Увы, в серию они — впрочем, как и многие другие занятные конструкции других заводов (о них ниже) — так и не попали.
Видео:ЛМ-1. СССР. ПЕРВЫЙ МАССОВЫЙ ЛОДОЧНЫЙ МОТОР ЗиФ. МУЗЕЙ ЛОДОЧНЫХ МОТОРОВ. Работает на керосине.Скачать
Общие характеристики отечественных подвесных лодочных двигателей
Отечественные лодочные моторы, как уже упоминалось, не отличаются какими-то супер сложными конструкциями или наличием множества современных систем. Скорее, это очень простые в использовании и практичные агрегаты, которые способны помочь большинству российских лодочников. Это и является самой положительной чертой российских агрегатов. Ведь, когда у мотора нет очень сложной электроники, его эксплуатация проходит намного проще и легче:
- к положительным характеристикам нашего отечественного рынка подвесных лодочных моторов можно отнести разнообразие моделей этих двигателей. Порой складывается ощущение, что такого широкого модельного ряда нет ни в одной стране. Хотя в этом материале не было сравнительного анализа, но российских моторов на сегодня на самом деле очень много. Здесь представлены модели разной ценовой политики, разных размеров и конфигураций;
- многие из российских подвесных лодочных моторов имеют очень легкий вес и отличительную компактность, что считается неоспоримым преимуществом подвесного двигателя. Как уже упоминалось в теоретической части, для лодочного двигателя очень важно быть легким и компактным для того, чтобы его можно было транспортировать и брать с собой на борт в качестве запасного материала. Вес лодочных моторов варьируется от 10 до 50 килограммов;
- такие современные типы мотора, как двухтактные двигатели заводятся с одного единственного рывка – это очень удобно. Ведь не у каждого есть много сил, времени и терпения, чтобы подолгу заводить непослушный подвесной лодочный мотор. Поэтому, выбирая для себя двухтактный российский лодочный двигатель, вы точно не ошибетесь;
- также к удобным моментам в эксплуатации отечественных моделей двигателей считается то, что они блокируются путем простого откидывания. Таким образом, если маломерное судно будет надвигаться на препятствие, которое невозможно обогнуть, остановить вашу лодку не составит особо большого труда;
- кроме того, большинство лодочников отмечают, что в основном наши отечественные лодочные моторы отличаются своей ремонтопригодностью. Что это значит? Дело в том, что конструкции отечественных двигателей настолько просты и неприхотливы, что с ними можно даже работать у себя дома. Если вы обладаете даже минимальным набором знаний относительно своего лодочного двигателя, можно дома устроить его диагностику и ремонт.
Читайте также: Что будет если промыть димексидом мотор
Рекомендуем прочитать: Как понять, какое масло нужно заливать в редуктор лодочного мотора?
Большинство российских лодочных моторов работают вполне слаженно и бесшумно. Хотя есть и такие двигатели, которые до сих пор могут напугать своим сильным ревом. Хотя он не такой сильный, как в былые времена, о которых уже шла речь, но все же шумность некоторых моторов можно считать слегка повышенной.
Есть, конечно же, у наших подвесных лодочных моторов и свои недостатки, среди которых выделяют их невысокую мощность. Уже упоминалось, что отечественный подвесной лодочный двигатель лучше всего подойдет для тех лодочников, которым нужно неспешные прогулки на сравнительно недалекие расстояния. Исходя их того, что категория таких людей достаточно велика, данный пункт можно и не относить к особенным минусам. Ведь эта характеристика отражается также на цене средства, делая его более доступным.
Некоторых владельцев подвесных лодочных моторов российского производства не устраивает то, что моторы обладают небольшой автономностью. Это происходит по той причине, что сам подвесной двигатель фиксируется именно около основания маломерного судна.
Нельзя не упомянуть и то, что аккумуляторы наших отечественных подвесных лодочных моторов не отличаются большой мощностью. Их емкости заряда обычно не хватает на слишком длительные или далекие путешествия. Для некоторых это может стать проблемой, если необходимо отправиться в длительное путешествие, но из таких ситуаций, как правило, есть выход, который вы найдете, если пообщаетесь с практиками в этой области, которые сидят на многочисленных чатах и форумах водномотрников.
Некоторые водномотрники – обладатели отечественных марок подвесных двигателей грешат и на то, что их моторы требуют каких-то особенных условия для хранения. Отечественные двигатели могут быть более чувствительными к влажности или ветрам и другим плохим условиям хранения. Кроме того, некоторые модели потребляют довольно много топлива, что также становится настоящей проблемой для лодочников. Хотя это вовсе не относится к большинству российских моторов на лодку.
Видео:Советские лодочные моторы,плюсы и минусы марокСкачать
Двигатели «Вихрь» и «Нара»
«Вихрь»
История производства моторов для лодок марки «Вихрь» началась в 1966 году. Пользуется успехом как у профессиональных спортсменов, так и у рыболовов, во многом, благодаря оптимальному сочетанию цена/качество.
Востребованные и модифицированные модели под индексами 30, 32М, 32Х, имеют следующие характеристики:
- Ручной запуск с помощью румпеля.
- Вместимость топливного бака – 22 литра.
- Модернизированная система газораспределения.
- Мощность двухцилиндрового мотора – 30 лошадиных сил.
- Вес изделия – 49 кг.
- Усовершенствованная система зажигания.
Моторы для лодок «Нара 4,7» выпускаются машиностроительным комбинатом в Наро-Фоминске и имеют следующие возможности:
- мощность – 4,7 л. с.;
- масса – 15 кг.;
- обороты – до 3600 об/мин.;
- вместимость бака – 1 л.;
Несмотря на малый вес и низкую вместимость топлива, представленная модель пользуется большим спросом, благодаря непривередливости в эксплуатации и простоте в монтаже конструкции.
Видео:Лодки и моторы в фильмах.Скачать
Отечественные марки подвесных лодочных моторов
Есть самые распространенные и популярные марки отечественных двигателей, которые даже имеют свои небольшие армии поклонников. Российские лодочники выбирают их, потому что они довольно приемлемы в цене и к этим агрегатам легко найти запасные части.
Рекомендуем прочитать: Характеристики лодочных моторов Нептун
Лодочный мотор Вихрь
Этот российский двигатель для маломерных лодок является наиболее старым и проверенным временем. Его уже успели попробовать многие лодочники нашей страны, и даже иностранные любители моторных лодок. Его мощность равняется 30 лошадиным силам, а скорость доходит до 11 километров в час. Нужно отметить, что этот подвесной лодочный мотор не обладает самой маленькой массой, так как он весит 49 килограммов. Зато здесь достаточно неплохой запас бензинового ресурса, который составляет 22 литра. Также примечательно, что этот лодочный мотор имеет удобную систему энергосбережения.
И для многих водномотоников важен и приятен тот момент, что этот двигатель является крайне ремонтопригодным, а после небольших поломок он сможет летать, как и раньше, при правильном ремонте средства. В Вихре вы найдете присутствие внушительного гидродинамического сопротивления, хотя при этом в моторе напрочь отсутствует термостат. Из-за этого могут возникнуть определенные проблемы при охлаждении данного агрегата.
При ремонте мотора вы сможете пользоваться лишь запчастями, которые были произведены в России, и никак по-другому. Если говорить про цену данного подвесного лодочного двигателя, то она составляет примерно 45000 рублей.
Подвесной лодочный мотор Нара
Этот лодочный двигатель обладает небольшой мощностью, которая составляет 4, 7 лошадинных силы, а работает мотор исключительно на бензиновой основе. Здесь вы встретите оборудование с одним единственным цилиндром. В общем, по всем основным показателям этот лодочный мотор является небольшим и довольно скромным, который точно подойдет для нечастых небольших прогулок по воде. Зато основная масса данного подвесного лодочного двигателя составляет всего-навсего 15 килограммов, что делает его привлекательным для того, чтобы брать с собой на лодку в качестве запасного страховочного материала.
Здесь вы найдете удобную воздушную систему охлаждения и практичный ручной запуск всего лодочного мотора. Если говорить про цену данного лодочного агрегата, то она будет уже более привлекательной, чем в пункте выше – купить мотор Нара можно, начиная с 34000 рублей.
Лодочный мотор Парус
Этот мотор является одним из самых любимых у водномотрников в России. Он обладает практичными надежными характеристиками. Здесь вы встретите небольшую мощность двигателя, которая доходит до 3, 6 лошадиных сил. А вес данного подвесного лодочного мотора составляет всего 17 килограммов, также делая это средство удобным для транспортировки. Также здесь вы найдете систему запуска руками и удобное управление средством при помощи румпеля.
Кроме того, весьма практичным является также и тип охлаждения данного мотора – вы можете просто охлаждать его при помощи забортной воды. Если говорить о передачах данного лодочного мотора, то их система считается переднеприводной. Ценовой диапазон данного подвесного лодочного мотора начинается с суммы в 26000 рублей.
Подвесной лодочный мотор Ветерок
Этот российский агрегат также является достаточно знаменитым и проверенным временем. Высота транца здесь составляет 380 миллиметров, если говорить о показателях «потолка». Это подвесной лодочный двигатель также заправляется лишь бензином и имеет 3 лопасти в своей конструкции. Весит Ветерок тоже не очень много – около 25 килограммов, хотя не каждый отважится взять его на борт маломерного судна.
Рекомендуем прочитать: Основные характеристики лодочных моторов Honda
Ветерок зачастую берут с собой на яхты, как дополнительный страховочный материал на самые крайние случаи и аварийные ситуации. Этот подвесной мотор обладает надежной и практичной конструкцией. Сам двигатель является достаточно долговечным и проверенным временем. Говоря о стоимости данного моторного изделия, то здесь уже разговор будет о более высоких суммах. Средняя цена лодочного мотора Ветерок – 40000-52000 рублей.
Российский лодочный мотор Нептун
Это достаточно сильный подвесной лодочный мотор, мощность которого составляет 23 лошадиные силы. И здесь наблюдается ручной запуск всего средства. Но при этих положительных характеристиках, вес данного агрегата не всегда радует владельцев. Он составляет 44 килограмма. Здесь также встречается румпельное управление всего средства. А расход бензина на моторе Ветерок составляет 22 литра. В целом отмечают, что вся конструкция данного лодочного мотора довольно удобная и практичная, что становится ясным в ходе эксплуатации средства.
Читайте также: Глохнет мотор в холодильнике
Также этот отечественный лодочный мотор является достаточно ремонтопригодным, и его можно диагностировать прямо в домашних условиях. А цена данного лодочного двигателя составляет примерно 18000 рублей и выше.
Видео:МУЗЕЙ ЛОДОЧНЫХ МОТОРОВ. "ЗВЕЗДА". Раритет ЛММ-6 1940 - 2008гв. Сделано в СССР . Обзор и запуск.Скачать
Двухтактные моторы «Парус»
Оптимальное соотношение характеристик, веса и эксплуатационных возможностей, являются основными факторами популярности данной марки на отечественном рынке.
Характеристики самых ходовых моделей представлены ниже.
«Парус Т2 S»
Представленный лодочный двигатель обладает следующими характеристиками:
- мощность – 2 л. с;
- объем – 50 куб. см;
- вместимость бака – 1,2 л;
- запуск – ручной с румпелем;
- масса – 9,8 кг.;
«Парус Т-3,5»
Характеристики:
- объем топливного резервуара – 0, 9л;
- мощность – 3,5 л. с;
- масса – 10 кг;
- система питания – одноцилиндровая карбюраторная;
- запуск – ручной с румпелем;
«Парус Т-60»
Характеристики:
- бак для топлива – 24 литра, выносного типа;
- вес – 104 кг;
- запуск – ручной, румпель;
- охлаждение – водяное;
- количество цилиндров – 3 шт;
«Парус Т-5»
Характеристики:
- объем – 102 куб. см;
- емкость бака – 3,1 л;
- масса – 21 кг;
- тип запуска – ручной с румпелем;
- мощность – 5 сил лошадиных.
Видео:ЛМР-6. МУЗЕЙ ЛОДОЧНЫХ МОТОРОВ СССР. Восстановление мотора "ЗВЕЗДА"Скачать
Лодочные моторы «Ветерок», «Бийск», «Кама»
Двигатели 4-х тактные значительно сложнее в эксплуатации и чаще выходят из строя. Их ремонт требует участия специалиста, но они оптимально подходят для создания дополнительной мощности.
Однако российские лодочные моторы производятся преимущественно в двухтактном исполнении, что упрощает их ремонт и обслуживание.
«Ветерок-8«
Характеристики:
- мощность – 7,4 л. с;
- объем – 173 куб. см;
- масса – 26 кг;
- объем топливного бака – 20 л.;
Подвесной двигатель может эксплуатироваться на любых водоемах, глубина которых более 0,5 метра.
Устанавливается на судна с высотой транца до 40 см. Снабжен системой бесконтактного электронного зажигания и выводами для питания сигнальных огней лодки.
«Бийск 45М»
Характеристики:
Представленная модель изготовлена по схеме с вертикальным расположением рабочих частей. Он имеет 3 цилиндра, каждый снабжен карбюратором.
Характеристики:
- мощность (л. с) – 3;
- объем (куб. см) – 94;
- емкость бака (л) – 6;
- масса (кг) – 16.;
Этот агрегат представляет собой двухтактный двигатель с одним цилиндром. Крепится он на дейдувной трубе, а охлаждается воздушным путем и орошением забортной водой. Примечательно, что этот образец изготовлен на базе мотора для бензопилы.
Видео:ТОП—7. Лучшие лодочные моторы [от 2 до 10 л.с]. Рейтинг 2023 года!Скачать
Самые популярные советские лодочные моторы
: производился в середине XX века. Особенность конструкции в том, что запуск производился на бензине, а в дальнейшем можно было использовать керосино-масляную смесь. Мощность мотора составляла 4 л.с. В основе конструкции двухтактный двигатель с одним цилиндром диаметром 62 мм. Рабочий объем – 175 куб.см., максимальное количество оборотов – 1800, вес – 24 кг, топливный бак рассчитан на 2,2 л. Выпускался до 50-х годов.
: лодочный мотор, оснащенный контактным зажиганием и возвратно-петлевой продувкой цилиндров. Редуктор можно было легко снимать, сам двигатель крепился с помощью резиновых амортизаторов, что обеспечивало его тихую работу. Самая распространенная модель Нептун-23. Он был оснащен двухтактным двигателем, рабочий объем – 346 куб.см., мощность – 23 л.с., максимальное количество оборотов – 5500, вес – 44 кг, топливный бак рассчитан на 20 л. Выпускался до 50-х годов;
: легкий лодочный мотор с бесконтактным насосом охлаждения. Был оснащен кнопкой «стоп», отличался хорошей ремонтопригодностью. Выпускался в 60-х годах XX века. В основе конструкции двухтактный двигатель с одним рабочим цилиндром диаметром 38 мм и ручным запуском. Рабочий объем – 45 куб.см., максимальное количество оборотов – 5000, вес – 12 кг, топливный бак рассчитан на 2 л;
: подвесной мотор простой конструкции. В его основе – двухтактный двигатель с одним цилиндром диаметром 46 мм. Эта модель считалась известной копией зарубежного агрегата «British Anzani Pilot». Рабочий объем – 63 куб.см., максимальное количество оборотов – 2500, вес – 12 кг, топливный бак рассчитан на 1,5 л, мощность – 1,8 л.с. Выпускался до 1956 года;
: один из самых мощных советских лодочных моторов. В комплекте к нему шла очень подробная инструкция по эксплуатации и устранению неполадок. Мощность составляла 17 л.с. Рабочий объем – 500 куб.см., максимальное количество оборотов – 4000, вес – 43 кг, топливный бак рассчитан на 12 л. В основе конструкции двухтактный двигатель с двумя рабочими цилиндрами диаметром 70 мм. Выпускался в 30-40-е годы XX века;
: морской лодочный мотор, который выпускался вплоть до 2008 года. Изначально его устанавливали на шлюпки ВМС. Особенностью конструкции была бесконтактная вихревая помпа. Реверс отсутствует. Мощность – 6 л.с., рабочий объем – 247 куб.см., максимальное количество оборотов – 3000, вес – 42 кг, топливный бак рассчитан на 8 л;
: один из самых распространенных и самых неудачных советский моторов. Конструкция считалась устаревшей, случались частые поломки. По большому счету из-за них сложилась отрицательное впечатление обо всех советских моторах. Заявленная мощность – 20 л.с., рабочий объем – 422 куб.см., максимальное количество оборотов – 5000, вес – 45 кг, топливный бак рассчитан на 22 л. Существовали модификации Вихрь-25Р, Вихрь-30, Вихрь-32;
: мощный мотор, в основе которого двухтактный двигатель с тремя рабочими цилиндрами диаметром 71,7 мм. Коленвал изготавливался цельным. Агрегат работал на бензине с добавлением масла. Мотор имел ручной и электрический запуск. Заявленная мощность – 45 л.с., рабочий объем – 733 куб.см., максимальное количество оборотов – 5000, вес – 70 кг;
: подвесной мотор, который выпускался до 1966 года. В его основу заложен двигатель мотопилы «Дружба». Система охлаждения смешанного типа: воздух и вода. Отдельный бензобак был рассчитан на 6 л топлива. Мощность – 3,2 л.с., рабочий объем – 94 куб.см., максимальное количество оборотов – 4000, вес – 16 кг;
: лодочный мотор, который стали выпускать еще в 1932 году. Простая конструкция, румпельное управление. В качестве топлива использовался бензин с добавлением автола. В основе двухтактный двигатель с двумя рабочими цилиндрами. Мощность – 5 л.с. По техническим характеристикам двигателя практически не сохранилось информации.
Видео:КАМА лодочный мотор. СССР. Раритетный мотор 63-66 года выпуска.Скачать
Агрегаты для лодок «Нептун» и «Импульс»
«Нептун-25»
Лодочный мотор «Нептун25» отличается надежностью, экономичностью и простотой в эксплуатации. Он оснащен двухтактным карбюраторным двигателем с водяным охлаждением.
Его характеристики:
- мощность – 27 л. с;
- объем – 400 куб. см;
- выносной топливный бак вместимостью 20 л;
- румпельное управление;
- масса – 44 кг.;
«Импульс-90»
Моторы марки «Импульс» относятся к категории водометных агрегатов. Особенность их конструкции позволяет двигаться длительное время, не сбавляя газа, даже при неоднократном перегреве устройства.
В этой линейке представлены три категории лодочных моторов, отличающиеся мощностью (90, 115, 135 лошадиных сил).
Характеристики двигателя «Импульс 90»:
- мощность – 90 л. с;
- объем – 1600 куб. см;
- выносной бак;
- дистанционная система управления;
- запуск – электрический стартер.;
Представленный агрегат является четырехтактным и выполнен на базе двигателя ВАЗ 21124. Без изменений осталась система зажигания, впрыск топлива и генератор. Доработана система удаления газов, корпус термостата, маховик и дроссельная заслонка.
Видео:Мини-обзор лодочных моторов 5 лсСкачать
Критерии выбора
Любой двигатель имеет свои преимущества и минусы, поэтому определиться с выбором непросто. Тем, кто предпочитает работу устройства практически без шума, можно приобрести импортный мотор.
Его основным минусом является тот факт, что самостоятельно починить его в случае поломки практически невозможно.
Следовательно, длительные путешествия на десятки километров вдали от станции техобслуживания лучше не совершать. Кроме того, средняя вместимость бака таких моторов составляет 12 литров, что также не способствует долгим путешествиям.
Отечественные лодочные двигатели более шумные, но подлежат ремонту своими силами. Для экспедиций на длительные расстояния подойдет мотор с топливным баком на 20 литров. Агрегаты от российских производителей выгодны своей простотой, надежностью и характеристиками. Кроме того, они не привередливы к качеству бензина.
- Свежие записи
- Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
- Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
- Какие моторы бывают у стиральных машин
- Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
- Как снять стопорную шайбу с вала
📺 Видео
Лодочные моторы СССРСкачать
Советская кинохроника. Лодочные моторы Москва. Водномоторный спортСкачать
⚙️🔩🔧Старые лодочные моторы [часть 1].Скачать
Топ 10 лодок СССР.Скачать
Как НЕ НАДО покупать лодочные моторы!Скачать
МУЗЕЙ ЛОДОЧНЫХ МОТОРОВ СССР. Вихрь, Ветерок, Салют, Москва, Нептун, Чайка, ЛМ-1 и многие другие.Скачать