Хребтовая рама мотор воздушник

Знакомьтесь! Перед вами чешский тяжёлый полноприводный грузовой автомобиль Tatra 148, выпускавшийся с 1969 по 1982 год, на заводе Tatra в Чехословакии в городе Копршивнице (ЧССР).

В СССР Татра 148 трудилась по всей территории страны и была задействована практически на всех крупных стройках, в том числе и «стройках века», где в условиях полного бездорожья исправно несла службу.

В наше время грузовики Татра 148 на дорогах общего пользования уже практически не встречаются. Однако мне повезло! Я нашёл 148 Татру в хорошем состоянии. Разговорившись с её владельцем Николаем узнал много интересного, как про техническую часть, так и про историю автомобиля.

Рассматриваемая Татра 1976 года выпуска. В прошлом это был седельный тягач, который сейчас переоборудован в бортовой грузовик. Пробег у машины около 21 000 км. Состояние автомобиля очень хорошее.

Несмотря на 45-летний возраст 148 Татра не потеряла своей актуальности. Благодаря отдельно взятым техническим узлам: раме, двигателю, подвеске, автомобиль выделяется на общем фоне современных полноприводных тяжёлых грузовиков. О чем мы сейчас с вами и поговорим!

Видео:Хребтовая рама, мотор воздушник, полный привод с грузоподъемностью в 16 тонн. Король бездорожья.Скачать

Хребтовая рама, мотор воздушник, полный привод с грузоподъемностью в 16 тонн. Король бездорожья.

Под капотом

На 148 Татре установлен двигатель с воздушным охлаждением. Воздух нагнетается одной многолопастной турбиной, частично проходя через масляный радиатор доставляется к рёбрам охлаждения цилиндров.

Мотор перегревается только в том случае, если ему не давать оборотов, это не тот дизель, который любит медленный стиль езды. Что касается эксплуатации автомобиля в разных климатических условиях, то здесь нет никакой разницы, будь то жаркий юг или холодный север.

Красные «колпаки» на крыльях — это воздушные фильтры грубой очистки воздуха.

Татра 148 оборудована: V-образным, восьмицилиндровым, дизельным двигателем, объемом 12,7 литров, мощностью 209 лошадиных сил.

Коробка передач — пятиступенчатая механическая. Раздаточная коробка двухскоростная (прямая скорость и пониженная). Передний мост подключаемый. Межосный и межколёсные дифференциалы с блокировкой.

Максимальная скорость 80 км/ч. Расход топлива на трассе 30-35 литров на 100 км хода.

По бокам мотора расположены два инерционно-масляных воздушных фильтра, на каждый ряд цилиндров по фильтру. Напряжение бортовой электросети 24 Вольта.

Фото передней подвески у Татры 148

Передняя подвеска независимая, торсионная, амортизаторы гидравлические. Тормозная система пневматическая. Тормоза барабанного типа, колодочные.

Угол развала передних колёс по отдельности регулируется торсионом. На фото выше зелёной стрелкой показан регулировочный болт, красной стрелкой отмечен торсион.

С правой стороны кабины расположено:

  • аварийная система сброса излишнего давления воздуха в воздушной системе
  • электро-пневматические клапана, отвечающие за блокировку дифференциалов.

В основе шасси заложена хребтовая рама, выполненная из высокопрочной стали, внутри «трубы» идёт вал, который передает крутящий момент от раздаточной коробки передач на дифференциалы мостов. Задняя подвеска независимая, рессорная.

Татра 148 — полноприводный трехосный грузовик с колёсной формулой 6X6, рассчитанный под максимальную нагрузку 15 тонн. Масса снаряженного автомобиля 12 тонн.

Видео:Хребтовая рама, мотор воздушник, полный привод, подвеска независимая, везёт 15 т, это всё про ТСкачать

Хребтовая рама, мотор воздушник, полный привод, подвеска независимая, везёт 15 т, это всё про Т

Заглянем в кабину

Кабина двухдверная, трехместная. Посадка в водительское сидение удобная. Водительское кресло оборудовано пневмоподушкой, что делает рабочее место водителя комфортным.

Огромные размеры руля впечатляют, особенно после того, как пересел в Татру с легкового автомобиля.

Отопление салона осуществляется за счёт дизельного отопителя, система управления которым расположена на панели приборов рядом с лобовым стеклом.

Панель приборов в Татре 148

Панель приборов оборудована: спидометром с часами, тахометром с моточасами, амперметром, вольтметром, датчиком температуры двигателя, датчиком давления масла в системе смазки двигателя, датчиком давления в воздушной системе и несколькими аварийными лампами.

Ну что, прокатимся?! Запускаем двигатель и отправляемся в горы!

Подытожу: После того, как прокатился на 148 Татре, отмечу следующие моменты: за счёт независимой подвески автомобиль не переваливается с боку на бок при проезде колейности, тем самым обеспечивается мягкость и плавность хода. Двигатель тянет отлично!

Читайте также: Адаптер bea16 4 для соединения с мотор автоматами

В общем эмоции от поездки только положительные! Если бы мне предложили работать водителем Татры 148, не задумываясь бы согласился. На этом у меня всё, до новых встреч.

Видео:Что было необычного в моторе Татры, который удивлял Советских шофёровСкачать

Что было необычного в моторе Татры, который удивлял Советских шофёров

Хребтовые рамы, воздушные оппозиты и дизели V12 на службе Вермахта: Tatra Второй мировой

Мы уже рассказывали о военных автомобилях Ŝkoda и Praga, которые чешские заводы в годы немецкой оккупации собирали для германских сателлитов. В этой статье обратим внимание на завод Tatra из городка Копрживнице, который на исходе Второй мировой разработал легендарный грузовик Т-111, в мирные годы отдавший всю свою жизнь социалистической Чехословакии.

Весной 1939 года с введением немецкой оккупации Чехословакия превратилась в германский протекторат и в главного поставщика автотехники для нацистской Германии, а создание и применение новых грузовиков поступили в подчинение Вермахта. На всех предприятиях были введены немецкие администрации, выпуск устаревшей техники прекращён, и постепенно начался переход на левостороннее расположение органов управления.

Хребтовая рама мотор воздушник

Военные автомобили завода Tatra

Несмотря на трудности, вся военная продукция завода «Татра», получившего свое «имя» в честь горного массива Высокие Татры, считалась революционным достижением мирового уровня и самыми надежными средствами в трудных дорожных условиях. К ним относились двигатели воздушного охлаждения, несущие трубчатые хребтовые рамы, независимые подвески на поперечных и продольных рессорах с качающимися полуосями привода колёс.

Лёгкие штабные машины и опытные вездеходы

Первые разработки лёгких военизированных машин на базе серийных легковушек Татра-57/57А начались в середине 30-х и заключались в сборке трёх десятков многоцелевых кабриолетов без дверей с вынесенными за задние сиденья двумя «запасками» и дополнительными ёмкостями для топлива или воды на правой подножке.

Хребтовая рама мотор воздушник

Доработанный четырёдверный 20-сильный кабриолет Т-57 образца 1936 года с откидным передним окном и светозащитными фарами. Фото 1941 года

С началом войны основным чешским штабным автомобилем стала Татра-57К с 23-сильным мотором, упрощёнными кузовами с плоскими боковыми панелями и тентом с надставными окнами. Машины поступали в Вермахт, чешскую полицию и венгерскую армию. До 1945 года собрали 5,5 тысяч машин.

Хребтовая рама мотор воздушник

Командирская машина Т-57К с четырёхместным кузовом в немецком многоцелевом исполнении Kfz.1, развивавшая 90 км/ч. 1941-1945 гг.

Хребтовая рама мотор воздушник

Восстановленный автомобиль «Татра-57К» образца 1943 года на фестивале исторической военной техники (фото автора)

В феврале 1937-го был представлен и испытан суррогатный макетный образец первого четырёхместного «джипа» V750 (4х4) для чехословацкой армии, оборудованный 30-сильным мотором воздушного охлаждения, центральной несущей рамой и подвеской всех колёс на поперечных рессорах.

Хребтовая рама мотор воздушник

Испытания упрощенного автомобиля «Татра V750» без боковых дверей и двумя запасными колёсами на задней стенке кузова. 1937 год

В конце 30-х появилось ещё несколько опытных экземпляров четырёх- и пятиместных «кюбельвагенов» V799 и V809 (4х4) собственной конструкции. Их оборудовали рядными и оппозитными двигателями мощностью от 50 до 74 л.с., продольной деревометаллической рамой, трансмиссией с четырьмя или восемью ступенями переднего хода, рессорной или торсионной подвеской и гидравлическими тормозами.

Хребтовая рама мотор воздушник

Опытный вариант «Татра V799» с привлекательными формами передка и боковыми выемками с брезентовыми загородками вместо дверей. 1938 год

Хребтовая рама мотор воздушник

Машина V799 с блокируемыми дифференциалами, боковыми свободно вращавшимися колёсами и штатным одноосным прицепом V407

Хребтовая рама мотор воздушник

Пробный образец чешского «джипа» V809, оснащенный различными силовыми агрегатами мощностью до 74 сил. 1939-1942 гг.

Уникальные многоцелевые трёхосные военные машины

В небольшой миролюбивой стране истоками военной автотехники с 1926 года считалась трёхосная 24-сильная грузопассажирская машина Т-26/30 со всеми свойственными заводу конструктивными решениями.

В середине 30-х её наследником стало 29-сильное семейство Татра-72 (6х4) с четырехцилиндровым мотором, которое сегодня представлялось бы смесью прогулочных легковушек с развозными грузовичками. Помимо штабных версий в это семейство входили армейские 1,5-тонные машины и носители лёгкого вооружения.

Читайте также: Мотор отопителя для ниссан жук

Хребтовая рама мотор воздушник

Первый штабной автомобиль Т-72 с горизонтальным оппозитным мотором воздушного охлаждения и шестиместным кузовом. 1933-1935 гг.

Хребтовая рама мотор воздушник

Военизированный грузовичок Т-72 с двускатными задними колёсами и продольными сиденьями в высокобортном кузове. 1933-1935 гг.

До начала Второй мировой «Татра» успела развернуть выпуск трёхосного 55-сильного семейства Т-82 для штабных нужд и перевозки двухтонных войсковых грузов, в которое входили автомобили с различными кабинами и кузовами, одно- и двускатными задними колёсами и узнаваемой внешностью с широким покатым «носом». На ряде машин имелись лебёдки и боковые опорные катки. Их собрали в 322 экземплярах.

Хребтовая рама мотор воздушник

Штабная машина «Татра-82» с новой облицовкой капота, независимой подвеской всех колёс и пятиместным кузовом с тентом. 1936-1940 гг.

Хребтовая рама мотор воздушник

Интерьер командирского автомобиля Т-82 с правосторонним расположением рулевого колеса и прочих органов управления. 1936 год

Хребтовая рама мотор воздушник

Пробный образец двухтонного военного грузовика «Татра-82» с передними неведущими двускатными колёсами для изучения проходимости

Хребтовая рама мотор воздушник

Шасси грузовика Т-82 с оппозитным мотором воздушного охлаждения, двумя вентиляторами и центральной трубчатой рамой. 1936 год

Автомобили Татра-92 третьего поколения снабжались верхнеклапанным двигателем V8 воздушного охлаждения в 74 силы и использовались как командирские машины или двухтонные грузовики для монтажа различных кузовов, а также служили для установки закрытых санитарных кузовов.

Хребтовая рама мотор воздушник

Лёгкий армейский грузовик Т-92 с цельнометаллическими кабиной с покатым капотом и задними двускатными колёсами. 1938-1940 гг.

Хребтовая рама мотор воздушник

Армейский санитарный автомобиль Т-92 с 75-сильным мотором V8 был поставлен в румынскую армию в количестве 27 штук. 1937 год

Новое многоцелевое шасси Татра-93 (6х6) нескольких типов с агрегатами от модели Т-92 было создано в рамках контракта с Румынией на поставку 880 военных автомобилей различного назначения, в том числе 699 грузовиков. В целом машин семейства Т-92/Т-93 собрали более 1 300 единиц, в том числе для Вермахта – 500 грузовиков Т-92.

Хребтовая рама мотор воздушник

Штабная машина Т-93С со складными сиденьями, столиком для карт и двумя «запасками» была построена в 35 экземплярах. 1938-1941 гг.

Хребтовая рама мотор воздушник

Одна из 45 разведывательных машин Т-93R для Румынии с продольными скамьями в кузове и четырьмя запасными колёсами. 1937-1941 гг.

Простые и легендарные грузовики «Татра»

C середины 30-х по указанию Вермахта завод «Татра» начали переориентировать на выпуск тяжёлых трёхосных армейских грузовиков, оборудованных несколькими видами бензиновых и дизельных двигателей, V-образными силовыми агрегатами, левым расположением рулевого колеса и хребтовой рамой, которые открыли дорогу более совершенным полноприводным военным автомобилям.

В чешской армии служили 80-сильные бензиновые грузовики «Татра-85» (6х4) с цельнометаллическими кабинами с трёхсекционными лобовыми стёклами, механической блокировкой дифференциалов задних мостов и всеми односкатными колёсами с качающимися полуосями. Их редкой особенностью было применение разных версий машин грузоподъёмностью четыре-шесть тонн с тремя размерами колёсных баз, что позволило приспосабливать их к перевозимым грузам и надстройкам.

Хребтовая рама мотор воздушник

Прототип многоцелевого автомобиля «Татра-85» с восьмиступенчатой трансмиссией и средним размером колёсной базы в три метра. 1935 год

Хребтовая рама мотор воздушник

Немецкие войска на грузовике Т-85 с высокой крышей кабины, выполненном по требованиям Вермахта, вступают в Бреслау. Сентябрь 1940 года

На шасси Т-85А с удлиненной кабиной монтировали топливные автоцистерны и аэродромные заправщики с цистернами вместимостью три тысячи литров, мотором в шесть сил для привода насосов, задним отсеком управления и раздаточными рукавами. Всего до 1941 года собрали 314 машин серии Т-85, из них 224 топливозаправщика, в основном работавших в Вермахте.

Хребтовая рама мотор воздушник

Топливная автоцистерна Т-85А для буксировки двухосных прицепов Т-110 ёмкостью 3 000 литров с закрытой кабиной операторов. 1937 год

Читайте также: Не прет мотор ваз

Хребтовая рама мотор воздушник

Топливозаправщик Т-85А Военно-воздушных сил Германии при заправке истребителя Focke-Wulf Fw.190A на аэродроме под Ленинградом. 1943 год

Как только Чехия была оккупирована Германией, по заданию немецкого военного ведомства завод «Татра» начал разработку тяжёлых дизельных армейских автомобилей, на которых проходили испытания принципиально новые силовые агрегаты и узлы.

Первым в ограниченной партии новых машин был построен 6,5-тонный грузовик Tatra-81 (6х4) с традиционной для завода ходовой частью и рядным восьмицилиндровым дизелем водяного охлаждения мощностью 160 л.с., который был известен как предшественник будущего семейства тяжёлой автотехники. За три года построили 220 машин.

Хребтовая рама мотор воздушник

Многоцелевой грузовик Т-81 двойного назначения с 12,5-литровым верхнеклапанным двигателем и задней независимой подвеской. 1941 год

Хребтовая рама мотор воздушник

Тяжёлый мелкосерийный армейский грузовик «Татра-81», послуживший основой будущего автомобиля Т-111. 1941-1942 гг.

В 1940-м началась разработка трёхосного полноприводного дизельного автомобиля и нескольких опытных силовых агрегатов к нему, которые первоначально планировалось поставлять в главные страны-сателлиты – вооруженные силы Венгрии и Румынии.

Его основой выбрали 6,5-тонный грузовик Т-81, на котором смонтировали ведущий передний мост, доработанную хребтовую раму и заднюю подвеску на продольных рессорах. Только в 1942-м, после разрешения множества конструктивных проблем, был готов собственный 210-сильный дизельный двигатель Т-103 V12 воздушного охлаждения с двумя вентиляторами и рабочим объёмом 14,8 литров. Исходя из грузоподъёмности, первый грузовик получил заводской индекс Т6500/111, известный по упрощённым обозначениям «Татра-111» или Т-111.

Хребтовая рама мотор воздушник

Автомобиль Т6500/111 с высокой двухместной кабиной и открытой грузовой платформой без тента, внешне идентичный модели Т-81.

В процессе эксплуатации машины Т6500/111 обнаружились недостатки форсированного двигателя, недостаточная герметичность шарниров передних ведущих колёсах и повышенная масса при сравнительно невысокой полезной нагрузке. Дорабатывать её было некогда, поэтому военные решили сократить мощность дизеля до 200 л.с., усилить заднюю подвеску и увеличить грузоподъемность до восьми тонн. Так в апреле 1944-го появился более надежный грузовик Т8000/111 с дефорсированным мотором, поступивший в серийное производство.

Еще одной причиной изменения конструкции этой машины был план немецкого военного ведомства по сокращению номенклатуры своего тяжёлого автопарка. В результате почти все аналогичные немецкие машины категории 6,5 тонн и выше были сняты с производства, а «Татра-111» из второстепенной машины превратилась в полноправный тяжёлый автомобиль Вермахта.

Хребтовая рама мотор воздушник

Армейский 200-сильный грузовик Т8000/111» с тентом – лучший дизельный военный автомобиль Второй мировой войны. 1943-1944 гг.

Хребтовая рама мотор воздушник

Верхнеклапанный дизельный двигатель Т-103 рабочим объемом 14 825 см3 с непосредственным впрыском топлива системы Bosch. Сентябрь 1943 года

Конструктивно оба варианта Т-111 были выполнены по традиционной для завода «Татра» схеме, включавшей 16-ступенчатую трансмиссию с двухступенчатым редуктором, раздаточную коробку, дифференциалы задних главных передач, механизм отключения переднего привода и двускатные 20-дюймовые колёса.

Обычно на них монтировали цельнометаллические кабины и бортовые платформы длиной 5,5 метров с продольными откидными скамьями, но в завершающий период войны в связи с нехваткой металла на грузовиках стали монтировать деревометаллические эрзац-кабины и кузова-фургоны.

Хребтовая рама мотор воздушник

Грузовик Т-111 с упрощённой кабиной, плоскими лобовыми и боковыми стёклами и деревянным высокобортным кузовом с тентом. 1943 год

Хребтовая рама мотор воздушник

Автомобиль-фургон Т-111 с интегрированной деревометаллической кабиной немецкого образца для размещения полевой мастерской. Июнь 1944 года

«Татры-111» с дефорсированными до 175 сил двигателями участвовали в войсковых перевозках в Германии, ряде стран-сателлитов и на Восточном фронте, в Белоруссии и на Украине. До конца войны было выпущено 1445 грузовиков Т-111 всех типов, из них 906 машин для Вермахта. В социалистической Чехословакии выпуск несущественно модернизированных 180-сильных версий продолжался до 1952 года.

  • Свежие записи
    • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
    • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
    • Какие моторы бывают у стиральных машин
    • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
    • Как снять стопорную шайбу с вала


    🔥 Видео

    Оригинальная концепция TATRAСкачать

    Оригинальная концепция TATRA

    Tatra 815 | Мега машины – Грузовики и Автомобили СССРСкачать

    Tatra 815 | Мега машины – Грузовики и Автомобили СССР

    Почему грузовики Татра "косолапые". Что с колесами?Скачать

    Почему грузовики Татра "косолапые". Что с колесами?

    как заварить раму на грузовикахСкачать

    как заварить раму на грузовиках

    Новый Самосвал Татра - независимая подвеска и особенности конструкцииСкачать

    Новый Самосвал Татра - независимая подвеска и особенности конструкции

    Вездеход PINZGAUER 712К - лучший в своем классе.Скачать

    Вездеход PINZGAUER 712К  - лучший в своем классе.

    НАМАЗАЛ РАМУ ОТРАБОТКОЙ - ПОСЛЕДСТВИЕ ГОД СПУСТЯ .Скачать

    НАМАЗАЛ  РАМУ ОТРАБОТКОЙ  - ПОСЛЕДСТВИЕ ГОД СПУСТЯ .

    Почему у ЛУЧШЕГО грузовика СССР колёса стояли под углом?Скачать

    Почему у ЛУЧШЕГО грузовика СССР колёса стояли под углом?

    TATRA 815. Легендарный грузовик с уникальной концепцией . Обзор на Татра 6х6 .Скачать

    TATRA 815. Легендарный грузовик с уникальной концепцией . Обзор на Татра 6х6 .

    Бортовой грузовик "Tatra" в движении увидели посетители выставки "Моторы войны"Скачать

    Бортовой грузовик "Tatra" в движении увидели посетители выставки "Моторы войны"

    TATRA МАЙНИНГ. Пять осей и полный приводСкачать

    TATRA МАЙНИНГ. Пять осей и полный привод

    СПАСАЕМ РАМУ И КУЗОВ ОТ РЖАВЧИНЫ - Бесплатный антикоррозионный состав.Скачать

    СПАСАЕМ РАМУ И КУЗОВ ОТ РЖАВЧИНЫ - Бесплатный антикоррозионный состав.

    набивка vin номера паджерро спортСкачать

    набивка vin номера паджерро спорт

    КАК ПРАВИЛЬНО СВАРИВАТЬ РАМУ #сварка #mig #рамаСкачать

    КАК ПРАВИЛЬНО СВАРИВАТЬ РАМУ #сварка #mig #рама

    Нужно ли снимать кузов с рамы для пескоструя и антикора?Скачать

    Нужно ли снимать кузов с рамы для пескоструя и антикора?

    СЛОЖНОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ РАМЫ ГРУЗОВИКА ПОСЛЕ ЖЕСТКОГО ДТПСкачать

    СЛОЖНОЕ ВОССТАНОВЛЕНИЕ РАМЫ ГРУЗОВИКА ПОСЛЕ ЖЕСТКОГО ДТП

    Немного теории о ремонте рамы автомобиляСкачать

    Немного теории о ремонте рамы автомобиля
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток