Хвостовик вала отбора мощности мтз 1221

Вал отбора мощности МТЗ-1221: устройство и регулировка

Хвостовик вала отбора мощности мтз 1221

Для того чтобы навесное оборудование могло функционировать, на тракторах устанавливают устройство, которое передает вращение от двигателя трактора присоединенной системе. Это устройство получило название вал отбора мощности или сокращенно ВОМ. Трактора МТЗ оборудованы ВОМ, установленным обычно в заднем положении, иногда в боковом.

Видео:МТЗ 1221 в разрезе трансмиссияСкачать

МТЗ 1221 в разрезе трансмиссия

Задний вал отбора мощности МТЗ-1221

Задний вал отбора мощности (ВОМ) трактора МТЗ-1221 имеет двухскоростной независимый (540 и 1000 об/мин) и синхронный (4,18 об/м пути) приводы.

Рис. 1. Планетарный редуктор заднего ВОМ

1 — кронштейн; 2 — гидроцилиндр; 3 — эксцентриковая ось; 4, 5 — рычаг; 6 — валик управления; 7 — стопорная пластина; 8 — болт фиксации хвостовика; 9 — стопорная пластина сменного хвостовика; 10 — сменный хвостовик; 11 — регулировочные винты; 12 — пластина стопорная; 13 — болт фиксации пластины стопорной; 14 — ось; 15 — крышка задняя; 16, 18 — тормозные ленты; 17 — барабан включения; 19 — тормозной барабан; 20 — вал ВОМ; 21 — ось сателлита; 22 — коронная шестерня; 23 — сателлит; 24 — солнечная шестерня; 25 — водило; 26 —вал коронной шестерни; 27 — муфта переключения привода.

Независимый привод осуществляется от опорного диска сцепления через двухскоростной редуктор привода вала отбора мощности, внутренний вал КПП (18), муфту переключения привода (27) (рис. 1) на вал коронной шестерни (26) планетарного редуктора. Синхронный привод осуществляется через муфту переключения (27), соединяющую вал (26) планетарного редуктора с шестерней КПП.

Планетарный редуктор ВОМ МТЗ-1221 расположен в корпусе заднего моста и состоит из коронной шестерни (22), связанной с валом (26), трех сателлитов (23), установленных на осях (21), водила (25) и солнечной шестерни (24). Солнечная шестерня (24) посредством шлицов связана с барабаном включения (17), который вместе с тормозной лентой (16) образует ленточный тормоз включения.

Водило (25) выполнено за одно целое с тормозным барабаном (19), соединенным с валом (20) и вместе с тормозной лентой (18), образующим ленточный тормоз выключения.

Во внутреннюю расточку вала (20) устанавливаются сменные хвостовики вала отбора мощности (10), 8 шлиц (540 об/мин) или 21 шлиц (1000 об/мин). На валике (3) подвижных концов тормозных лент имеется эксцентрик с рычагом (5) для осуществления внешней подрегулировки зазора ленточных тормозов путем поворота валика (3).

Внутри корпуса заднего моста расположены два регулировочных винта (11), связанных с валиком управления (6) и с рычагами (4), (5). ВОМ включен, когда тормозная лента (16) затянута, а тормозная лента (18) отпущена. В этом случае барабан включения (17) и соединенная с ним солнечная шестерня (24) остановлены.

Вращение от коронной шестерни (22) через сателлиты (23), обегающие остановленную солнечную шестерню (24), передается на водило (25) и вал (20) ВОМ. Вал отбора мощности выключен, когда тормозная лента (18) затянута, а тормозная лента (16) отпущена. В этом случае остановлен сменный хвостовик (10).

Управление задним валом отбора мощности (ВОМ) МТЗ-1221

На тракторе установлен гидрофицированный механизм управления задним ВОМ (рис. 2), состоящий из крана управления (2) с тягой (1), гидроцилиндра (7), связанного через рычаг (9) с валиком управления (6) (рис. 1) и маслопроводов (3), (5) и (6) (рис. 2).

Рис. 2. Управление задним ВОМ МТЗ-1221

1 — тяга; 2 — кран управления; 3 — маслопровод отбора масла; 4 —электрогидрораспределитель привода ПВМ; 5 — маслопровод сливной; 6 — маслопроводы гидроцилиндра ВОМ; 7 — гидроцилиндр; 8 — шток; 9 — рычаг.

Напорный маслопровод (З) связывает кран (2) с краном управления ПВМ (передний ведущий мост). Управляющие маслопроводы (6) соединяют кран (2) с гидроцилиндром (7). «ВОМ включен» — крайнее верхнее положение; «ВОМ выключен» — крайнее нижнее положение.

На правильно отрегулированном вале отбора мощности расстояние «А» между головкой штока (8) цилиндра (7) и крышкой равно: 64 ±2 мм (включен); 41 + 2 мм (выключен).

Видео:МТЗ-1221 замена хвостовика ВОМ.Скачать

МТЗ-1221  замена хвостовика ВОМ.

Передний вал отбора мощности (ВОМ) МТЗ-1221

Передний ВОМ трактора МТЗ-1221 предназначен для привода с/х машин, расположенных на переднем навесном устройстве, имеет независимый привод с направлением вращения хвостовика по часовой стрелке, если смотреть на его торец, и обеспечивает частоту вращения хвостовика 1000 об/мин при частоте вращения двигателя 1845 об/мин с реализацией мощности 44 кВт (60 л.с.), не более.

Читайте также: Соединение валов шлицевыми муфтами

Привод переднего ВОМ осуществляется от шкива (1) коленчатого вала двигателя к редуктору (4) через проставку (2), постоянно установленную в шкиве (1) и карданный вал (3).

Рис.3.Передний вал отбора мощности (ВОМ)

1 — шкив; 2 — проставка; 3 — карданный вал; 4 — редуктор; «А» — величина выдвижения штока

Устройство и работа переднего вала отбора мощности МТЗ-1221

В редукторе переднего вала отбора мощности МТЗ-1221 передача мощности осуществляется от вала (12) к хвостовику (1) через расположенные на валу (12) переключаемую муфту (11), шестерню (10), промежуточную шестерню (24), шестерню (17), установленную на валу (16), который связан с коронной шестерней (9) планетарного редуктора.

Планетарный редуктор унифицирован с планетарным редуктором ВОМ тракторов МТЗ-80. Он управляется гидроцилиндром (15), связанным с поворотным валиком (18), воздействующим на рычаги (19) ленточных тормозов.

На минимально устойчивых оборотах двигателя включите привод переднего ВОМ, для чего поверните рычаг (22), расположенный сверху корпуса редуктора, против часовой стрелки, предварительно отпустив болт (23).

Выключение привода осуществляйте поворотом рычага (22) по часовой стрелке. После завершения переключений затяните болт (23).

Включение и отключение вала отбора мощности производите следующим образом:

  • для включения нажмите нижнюю (ближнюю к оператору) половину клавиши (1) до упора, затем нажмите кнопку (3) и отпустите ее, после чего загорится сигнальная лампа (2) (желтого цвета), что информирует о включении;
  • для выключения нажмите верхнюю (дальнюю от оператора) половину клавиши (1), сигнальная лампа (2) погаснет, что сигнализирует о выключении.

Включение переднего ВОМ МТЗ-1221 производите на холостых оборотах двигателя и только после разгона с/х машины увеличьте частоту вращения двигателя до требуемой.

Для замены хвостовика (1) выключите ВОМ, остановите двигатель, отверните шесть болтов (3), снимите пластину (2), выньте хвостовик (1) и установите требуемый, предварительно смазав тонким слоем консистентной смазки центрирующую поверхность. Операцию сборки повторите в обратной последовательности.

При замене масла в редукторе новое масло должно быть заправлено до уровня контрольной пробки (13). Периодически проверяйте выход штока цилиндра управления (размер «А»). Если выход штока при положении «выключен» менее 45 мм или при положении «включен» более 90 мм, замените накладки ленточных тормозов.

Управление передним валом отбора мощности (ВОМ) МТЗ 1221

Управление передним ВОМ МТЗ-1221 осуществляется электрогидравлической системой.

Рис. 4. Управление передним валом отбора мощности МТЗ-1221

1 — жгут; 2 — пульт; 3 — переключатель; 4 — включатель кнопочный; 5 — лампа контрольная; 6 — жгут; 7 — электрогидрораспределитель

Электрическая часть системы управления передним валом отбора мощности МТЗ 1221 входит в объединенную систему управления БД (блокировкой дифференциала) заднего моста, приводом ПВМ (переднего ведущего моста) и передним валом отбора мощности и состоит из установленных в кабине справа от водителя на пульте (2) переключателя (3), кнопочного выключателя (4), контрольной лампы (5), расположенного в пульте (2) реле, соединенных между собой согласно прилагаемой электрической схемы при помощи жгута (1) по кабине (жгута объединенной системы управления БД ПВМ и ПВОМ), связанного в свою очередь со жгутом (6) по трансмиссии, подсоединенным к электрогидрораспределителю (7) включения привода передним ВОМ.

Система запитана от бортовой электросети трактора согласно прилагаемой электрической схемы. Напряжение питания в систему подается после пуска двигателя. Электрогидрораспределитель (7) управляет потоком масла, подводимым к гидроцилиндру механизма управления ленточными тормозами планетарного редуктора.

Переключатель (3) имеет два фиксированных положения:

  • включение привода переднего ВОМ (нажать на гладкую часть переключателя);
  • передний ВОМ отключен (нажать па рифленую часть переключателя).

Читайте также: Втулка вала сошки рулевой колонки ваз 2101

Для включения привода переднего вала отбора мощности МТЗ-1221 необходимо при работающем двигателе переключатель (3) перевести в положение «Включение» и затем нажать на кнопочный выключатель (4) пуска переднего вала отбора мощности и отпустить его.

При этом контакты реле в пульте (2) замыкаются и на электромагнит электрогидрораспределителя (7) подается напряжение, перемещается золотник электрогидрораспределителя (7) и масло под давлением подается в безштоковую полость гидроцилиндра управления передним ВОМ, а штоковая полость соединяется со сливом. Включение привода передним валом отбора мощности МТЗ-1221 сигнализируется контрольной лампой (5).

Для отключения необходимо перевести переключатель (3) в положение «отключен» (нажать на рифленую часть переключателя).

При этом контакты реле в пульте (2) размыкаются, электромагнит электрогидрораспределителя (7) обесточивается, золотник возвращается в исходное положение, безштоковая полость гидроцилиндра соединяется со сливом, масло подается в штоковую полость, привод выключается, контрольная лампа (5) гаснет.

При останове двигателя (глушении) передний ВОМ автоматически отключается. Поэтому после следующего запуска двигателя для включения привода необходимо нажать на кнопочный выключатель (4).

Видео:Замена ВОМ МТЗ-1221Скачать

Замена ВОМ МТЗ-1221

Дополнительная информация

Задний ВОМ

Задний вал представляет собой комбинированный механизм, то есть может работать в двух режимах:

  1. Независимый. При таком режиме число оборотов вала зависит от оборотов двигателя трактора. Привод, связанный через муфту с маховиком дизеля, обеспечивает две частоты работы – 540 об/мин и 1000 об/мин при оборотах двигателя выше 2100 об/мин.
  2. Зависимый (или синхронный). В данном режиме обороты вала определяются скоростью движения трактора. ВОМ в данном случае получает вращение непосредственно от КПП. Вал проворачивается на 3.5 оборота за 1 метр пройденного трактором расстояния. Соответственно, чем выше скорость движения, тем быстрее будет крутиться ВОМ.

Боковой ВОМ

Боковой ВОМ необходим, чтобы привести в действие механизмы и приспособления, которые навешены на трактор в передней или боковой частях. Конструкционно он представляет собой отдельный механизм в корпусе из чугуна, прикрепляется с помощью штифтов и болтов на левый люк КПП трактора.

Боковой ВОМ имеет только независимый привод и подключен к коробке передач.

Для включения бокового ВОМ необходимо потянуть вверх тягу, которая находится в кабине слева от сиденья тракториста. При этом поворотный рычаг сдвигает валик с поводком, а подвижная шестерня зацепляется с шестерней КПП. Боковой ВОМ работает в двух режимах: 535 об/мин и 735 об/мин. Режим переключается понижающим редуктором коробки перемены передач.

Состав ВОМ

Основными компонентами вала отбора мощности относятся 2-х скоростной редуктор, переключатель привода с независимого на синхронный и планетарный редуктор.

Главным механизмом, который отвечает за включение определенного типа привода и изменение крутящего момента является планетарный редуктор.

Планетарный редуктор

Основной его частью является водило. На ступицу водила на бронзовой втулке установлена солнечная шестеренка. В водило запрессованы втулки, на которых смонтированы три сателлита. С помощью шлицевого соединения водило зацеплено с валом. Вал оканчивается хвостовиком, с которого производится отбор мощности. Само водило охвачено коронной шестерней с валом привода, на который через муфту передается вращение.

Переключение производится с помощью рукоятки, которая находится в кабине тракториста. Поворачивая против часовой стрелки включают зависимый режим, по часовой – независимый. Для отключения ВОМ необходимо перевести поводок в среднее положение.

Редуктор располагается в корпусе заднего моста трактора.

Механизм включения ВОМ состоит из тормозных барабанов и лент и устройства привода лент. Один из тормозных барабанов установлен на водило. Другой жестко привязан к солнечной шестерне. Оба барабана могут блокироваться тормозными лентами, расположенными вокруг.

Принцип работы заключается в следующем: рычаг включения ВОМ перемещается назад в положение «Вкл». При этом барабан солнечной шестерни тормозится и блокируется тормозной лентой, а барабан водила, наоборот, отпускается. Таким образом, сателлиты перемещаются по застопоренной солнечной шестерне, соответственно проворачивается водило и его вал.

Читайте также: Замена датчика температуры компрессора пневмоподвески дискавери 3

Чтобы выключить ВОМ, необходимо перевести рычаг вперед, в положение «Выкл», и происходит зеркальный процесс. Тормозная лента стопорит барабан водила, а солнечная шестерня разблокируется. Соответственно коронная шестерня через сателлиты передает энергию на солнечную шестерню, которая вращается без какой-либо нагрузки.

Эксплуатация

Основные правила, которые необходимо соблюдать при эксплуатации ВОМ:

  • при работах, в которых не планируется использование ВОМ, тип привода необходимо переключить в нейтральное положение, а редуктор независимого привода переключить на низкие обороты;
  • зависимый привод разрешается включать только на остановленном тракторе на запущенном дизеле после устройства скорости, при плавном включении сцепления;
  • независимый привод подключают при самых минимальных оборотах двигателя.

Видео:Регулировка ВОМ МТЗСкачать

Регулировка ВОМ МТЗ

Неисправности и регулировки ВОМ

Учитывая простоту конструкции, для механизма ВОМ тракторов МТЗ не нужны специальные процедуры ТО. Наиболее подвержены неисправностям элементы управления работой ВОМ. В случае появления какого-либо из следующих признаков:

  • рычаг включения-выключения упирается в пол;
  • ход рычага излишне большой;
  • включение и выключение ВОМ требует больших усилий;

необходимо провести проверку на целостность, износ деталей, при необходимости осуществить регулировки или ремонт. Также ремонт может понадобиться в случае, если вал начал пробуксовывать.

Видео:#МТЗ 1221# РЕГУЛИРОВКА ВОМ ЗА 1 МИНУТУ#БЫСТРО ПРОСТО И НАДЕЖНО#Скачать

#МТЗ 1221# РЕГУЛИРОВКА ВОМ ЗА 1 МИНУТУ#БЫСТРО ПРОСТО И НАДЕЖНО#

Внешние регулировки

  1. Рычаг управления переводится в нейтральное положение и фиксируется стержнем толщиной 8 мм.
  2. С вала снимается плита и ограждение.
  3. Отворачивается крепежный болт, с хвостовика снимается стопорная пластина, затем ось проворачивается по часовой стрелке до того момента, когда будет выбран зазор между барабаном и лентой.
  4. Стопорная пластина устанавливается обратно на эксцентриковую ось и крепится болтом.
  5. После этого рычаг можно разблокировать.

Если внешняя регулировка производилась неоднократно, ось может быть повернута до упора и провернуть ее дальше не будет возможности. В таком случае необходимо поворотом против часовой стрелки установить ее в крайнее левое положение и начать регулировку сначала.

Правильно проведенную процедуру видно, если рычаг управления не доходит до конца прорези около 3 см и четко проходит (со щелчком) через нейтральную позицию.

После ремонтных работ или замены каких-либо деталей необходимо провести внутренние регулировки:

  1. Эксцентриковая ось устанавливается в исходное положение (крайнее справа) и фиксируется пластиной.
  2. Рычаг управления типом привода в нейтральном положении стопорится стержнем толщиной 8 мм в отверстии корпуса заднего моста.
  3. Регулировочные винты необходимо затянуть с усилием 10 Нм и ослабить на 2-2.5 оборота.
  4. Рычаг включения с помощью регулировки длины тяг устанавливается в центральное положение.
  5. Регулировочным болтом добиваются расстояния 32-35 мм на рычаге управления и контргайкой затягивается.
  6. Вынимается фиксирующий стержень.

Если при отключении ВОМ его хвостовик продолжает вращаться, либо при работе наблюдается неравномерное вращение, необходимо провести регулировку тормозных лент. Регулировка производится следующим образом:

  1. Снимается крышка люка.
  2. До упора заворачиваются регулировочные болты.
  3. Установочный болт закручивается в рычаг и корпус моста.
  4. Снимается полностью механизм сервоусиления.
  5. От рычага управления отсоединяется тяга.
  6. Регулировочные болты ослабляются до тех пор, пока не получится провернуть хвостовик ВОМ вручную.
  7. Накручиванием вилки регулируется длина тяги.
  8. Тяга присоединяется к рычагу.
  9. Механизм сервоусиления устанавливается на место.

Видео:Ремонт ВОМ дисковый МТЗ 1221Скачать

Ремонт ВОМ дисковый МТЗ 1221

Демонтаж ВОМ

При сильном износе тормозных лент, когда регулировкой не получается добиться нужного эффекта, необходимо бывает демонтировать ВОМ для их замены.

  1. Снимают козырек ВОМ и колпачок хвостовика вала.
  2. Снимают крышки и выкручивают регулировочные болты тормозных лент.
  3. С помощью специальных технологических болтов выпрессовывают вал из корпуса заднего моста.
  4. Если толщина лент меньше 2.5 мм, их необходимо заменить.

Ситуации, когда появляется шум, который нарастает пропорционально увеличению крутящего момента, выбросы масла на корпус могут сигнализировать о том, что изношены шлицы вала, элементы планетарного редуктора, возможно уплотнительные манжеты потеряли эластичность или разрушились. В таких случаях вом необходимо провести демонтаж ВОМ для оценки технического состояния его деталей. При обнаружении дефектов, поврежденные элементы необходимо заменить.

  • Свежие записи
    • Чем отличается двухтактный мотор от четырехтактного
    • Сколько масла заливать в редуктор мотоблока
    • Какие моторы бывают у стиральных машин
    • Какие валы отсутствуют в двухвальной кпп
    • Как снять стопорную шайбу с вала
    • Правообладателям
    • Политика конфиденциальности


    🔍 Видео

    как достать промежуточный вал ВОМ МтзСкачать

    как достать промежуточный вал ВОМ Мтз

    Задний вал отбора мощности МТЗ. Часть 2. Разборка.Скачать

    Задний вал отбора мощности МТЗ. Часть 2. Разборка.

    2- МТЗ 1221 Проблема ВОМ и педедний мост устронение неполадокСкачать

    2- МТЗ 1221 Проблема ВОМ и педедний мост устронение неполадок

    мтз 82 ВОМ работает только от колёсСкачать

    мтз 82 ВОМ работает только от колёс

    Замена ленты ВОМ МТЗ-892. Ремонт ВОМ мтзСкачать

    Замена ленты ВОМ МТЗ-892. Ремонт ВОМ мтз

    ВОМ. Ленты, на что следует обратить вниманиеСкачать

    ВОМ. Ленты, на что следует обратить внимание

    ремонт дискового вома мтз 1221 часть 5 сборкаСкачать

    ремонт дискового вома мтз 1221 часть 5 сборка

    МТЗ-1221 ремонт ВОМ.ПАЗик-ТОСкачать

    МТЗ-1221 ремонт ВОМ.ПАЗик-ТО

    ВОМ 1523Скачать

    ВОМ 1523

    регулировка вала отбора мощности мтз. вом.Скачать

    регулировка вала отбора мощности мтз. вом.

    Разобрал ВОМ Нужны советы Прошу помощи у Зрителей.Скачать

    Разобрал ВОМ Нужны советы Прошу помощи у Зрителей.

    Ремонт ВОМа в МТЗСкачать

    Ремонт ВОМа в МТЗ

    Беларус 820 Регулировка блока отбора мощности (ВОМ)[серия 2/2] Belarus 820 PTO adjustment [part 2/2]Скачать

    Беларус 820 Регулировка блока отбора мощности (ВОМ)[серия 2/2] Belarus 820 PTO adjustment [part 2/2]

    Регулировка Вом МТЗ или что делать если вом крутится сам или не тянет агрегаты...Скачать

    Регулировка Вом МТЗ или что делать если вом крутится сам или не тянет агрегаты...
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток