Что такое нулевая шина и для чего она нужна. Устройство, назначение и характеристики нулевых шин, которые устанавливаются в щитке.
Нулевая шина необходима для того чтобы выполнить подключение заземляющих проводников (PE) и рабочих нулей (N). Требования к монтажу и обозначениям нулевых шин отражены в ПУЭ в пунктах 1.1.29-1.1.31 (см. Главу 1.1). Область применения данной конструкции — сети постоянного или переменного тока с напряжением, достигающем 400 Вольт. На сегодняшний день представить сборку электрического щитка без применения специальных шин практически не возможно, поэтому в этой статье мы решили рассмотреть устройство и назначение нулевой шины. Содержание:
- Конструктивные особенности
- Назначение
- Характеристики
- Правила установки
- Конструктивные особенности
- Назначение
- Характеристики
- Правила установки
- Гребенчатые шины в щите на примере линейки Easy9
- Гребенчатая шина для подключения групповых автоматов
- Разновидности гребенок
- Конструкция
- Форма выводов
- Плюсы и минусы соединительных шин
- Подключение автоматов через гребенку
- Правила монтажа
- Подключение однофазных устройств
- Подключение УЗО и дифференциальных автоматов
- Подключение трехфазных автоматов и УЗО
- Типичные ошибки при монтаже
- Производители гребенок
- 🎦 Видео
Видео:Распределительный блок (РБД), Кросс модули, Шинки. Что, зачем, почему | KonstArtStudioСкачать
Конструктивные особенности
При детальном рассмотрении конструкции, можно заметить, что она представляет собой токопроводящую жилу и основание, изготовленное из пластика, которое предназначено для установки на DIN рейку.
Токопроводящая жила содержит в себе отверстия и зажимные болты, для фиксации проводников в ней, а также аккуратной и безопасной разводки внутри распределительного устройства проводников N. Различаются между собой НШ как способом монтажа (корпусом), так и количеством монтажных отверстий, соответственно длиной.
Для обеспечения качественного соединения, а также упрощения дальнейшего обслуживания, шина выполнена единым токопроводящим элементом достаточного размера из электротехнической меди или латуни. С различным количеством болтовых зажимов, к которым подводят нулевые (N) проводники.
Различают НШ в корпусе и шины заземления без корпуса, внешне токопроводящие элементы идентичны. Нулевую шину изготавливают в корпусе или устанавливают изолятор. Для правильного функционирования устройств дифференциальной защиты необходимо правильно произвести их подключение, а в распределительном щите разделить проводники N от PE. В случае металлического щита, это можно произвести только изолировав нулевой проводник от корпуса.
Видео:Подключая автоматы гребенкой, знай об этомСкачать
Назначение
Применение нулевой шины даёт возможность решать несколько очень важных проблем:
- Прежде всего, можно создать сразу несколько точек для осуществления подключения нагрузок от общего ввода к проводнику нулевого типа.
- Провести заземление видимого типа, устройством с крышкой, выполненной из прозрачного материала, которая закрывает клеммы.
- Значительно повысить эффективное использование защитных автоматических устройств.
- Обеспечить неразрывность цепи на участке от заземления до конкретной нагрузки.
- Выполнить важное условие, которое предусматривает раздел проводов нулевого (защитного) и рабочего типов. О том, как разделить PEN проводник, мы рассказывали в отдельной статье.
Видео:Удивительные Способы Использования Выброшенных ШинСкачать
Характеристики
Сейчас установлены очень чёткие требования к выбору нулевых шин. Самое важное правило — это не превышение сечения провода аналогичного показателя в ГЗШ. Чтобы вы понимали, существует возможность ввода в ящик от одного и до четырёх десятков проводов. К примеру, для варианта 3 на 40 предусматривается провод, сечение которого достигает 3 миллиметров при максимально допустимом подключении четырёх десятков.
Что касается технических характеристик, некоторые из параметров мы предоставили в таблице ниже. У каждого производителя свои конструктивные особенности и характеристики нулевых шин. Для примера мы взяли продукцию компании IEK:
Видео:Хитрость с шиной гребёнкойСкачать
Правила установки
Монтаж НШ возможен как на специальную рейку, так и в электрический щиток. Предусмотрены варианты установки как закрытым, так и открытым способом. Открытый способ прекрасно подходит для шкафа, который будет закрытым для доступа посторонних лиц. Закрытый вариант используется в ситуациях, когда применяется оборудование, подключаемое к очень важным элементам. В качестве примера можно привести розетку силового типа для различного электрического инструмента.
На видео ниже наглядно показывается, как установить НШ на DIN-рейку и как ее можно надежнее зафиксировать:
Вот мы и рассмотрели устройство и назначение нулевой шины. Надеемся, информация была для вас полезной и интересной!
- Что такое ГЗШ в электрике
- Для чего нужен кросс-модуль
- Чем опасен обрыв нулевого провода
Видео:Клеммы на дин-рейку. Для чего они? Основные конструкции и виды клемм. Производители клеммСкачать
Гребенчатые шины в щите на примере линейки Easy9
При ремонте в любой квартире или доме электрика занимает немалую часть работ и требует довольно значительных материальных затрат. Помимо выбора качественного и надежного оборудования за оптимальную цену важным моментом является выбор дизайна отдельных электрических устройств, таких как розетки, выключатели, а также электрический щиток. В отличии, например, от промышленных зданий, где электрические щиты в основном устанавливаются в специальных помещениях с ограниченным доступом сотрудников, в квартирах щиток находится на виду, а значит должен иметь презентабельный внешний вид, который как минимум должен не портить общий дизайн помещения, а как максимум вписываться в общий стиль или даже являться его дополнением.
Читайте также: Хорошие грузовые шины китай
Но выбрать дизайн щита и надежное и качественное оборудование для его сборки бывает недостаточно. Важным моментом является правильно собрать сам щит, чтобы обеспечить долгую и безопасную его работу и вот на этом этапе возникает много проблем.
Очень часто для того, чтобы соединить между собой модульные защитные устройства в щите, сборщики щитов используют куски обыкновенного кабеля подходящего сечения, делаю из них перемычки между устройствами. Такой способ сборки применяется из- за его простоты и экономичности, а кроме того, не всякий электрик может правильно подобрать нужное решение и аксессуары для организации распределения внутри щита.
Такой способ дает определенные преимущества в цене, но имеет серьезные недостатки, прежде всего с точки зрения надежности соединений и качества контактов, особенно в местах соединения нескольких кабелей. Вторым недостатком является, увеличение времени сборки щита т.к. процесс замеров нужной длины проводов, очистки от изоляции, придания нужной формы и правильная укладка в щите для экономии места требуют большого количества времени и трудозатрат со стороны сборщика. Важным недостатком также является большое количество кабелей в щите, которые мешают монтажу или демонтажу модульных устройств, создают запутанный монтаж, в котором трудно разобраться и ухудшают охлаждение оборудования в щите т.к. мешают правильной циркуляции воздуха.
Описанных выше сложностей можно избежать при использовании соединительных шин для модульных устройств. За свою форму их часто называют «гребенчатыми». Такие шины существуют нескольких видов. Например, в серии Easy9 от Schneider Electric представлены в 1-полюсном, 2-х полюсном, 3-х полюсном, а также исполнении 1 полюс + нейтраль для компактных дифавтоматов. В ассортименте помимо шин представлены также необходимые вводные клеммы и изоляционные аксессуары.
Использование гребенчатых шин или «гребенок», как их часто называют электрики, позволяет обеспечить максимально надежное соединение т.к. шина изготовляется из цельной пластины меди и не имеет соединений по всей своей длине. Кроме того, каждое устройство присоединяется к шине только через 1 проводник (контакт шины), что исключает риски ненадежного соединения в месте контакта и обеспечивает долговечную и надежную работу в течение долгого времени.
Использование вводных клемм вместе с гребенками позволяет решить задачи присоединения кабелей большого сечения.
При использовании гребенчатые шинки могут быть разрезаны на необходимое длину, при этом важно не забывать устанавливать на торцы заглушки т.к. они необходимы для обеспечения необходимой изоляции токоведущих частей и обеспечивают безопасность персонала при работе в щите. Все шины поставляются в комплекте с заглушками, при необходимости также можно заказать заглушки отдельным артикулом.
Для разных случаев применения набор дополнительных аксессуаров может быть различным, однако конструкция модульных устройств серии Easy9 в ряде случаев позволяет обходиться только гребенчатыми шинками. Расположение клемм нейтрали слева, а клемм фазы справа на ВДТ и АВДТ Schneider Electric позволяет распределять фазу с группового ВДТ на отходящие автоматы с помощью 1-полюсной гребенчатой шинки без использования кабельных перемычек, как указано на рисунке. При необходимости шинка может быть обрезана на нужную длину или как в данном случае, незадействованные контактные «зубцы» закрыты изолирующими колпачками.
Таким образом, использование гребенчатых шинок для распределения внутри электрического щита это один из способов обеспечить надежную и бесперебойную работу электрической сети и оборудования.
Видео:Как подключать автоматы и УЗО гребенками HagerСкачать
Гребенчатая шина для подключения групповых автоматов
В старых квартирных электрощитах групповые автоматы объединялись с помощью перемычек. Способ дешевый, доступный, но не отличающийся надежностью. Сегодня для подобных целей применяется соединительная шина. За счет этого упрощается электромонтаж и проводка выглядит аккуратней.
Видео:Кросс-модуль | Распределительный блок применение. Что такое кросс-модуль?Скачать
Разновидности гребенок
Не существует универсальной соединительной шины, подходящей под любые автоматические выключатели. Автоматы обладают отличающимися габаритами, количеством выводов и прочими характеристиками. Поэтому и гребенки бывают самыми разнообразными.
Читайте также: Шина для пилы колнер
По форме контактов выделяются 2 вида гребенчатых шин:
- Штыревой (зубчатый). Универсальный контакт, подходящий к любым автоматам.
- Вилкообразный. Используется там, где шину необходимо зажимать под винты.
Гребенки отличаются по длине, то есть по количеству автоматов, которые к ним возможно подключить. При необходимости слишком длинную шину допустимо укоротить ножовкой. Но предпочтительней использовать изделия на стандартное количество автоматов:
Есть отличия и в количестве подключаемых фаз. С этой точки зрения соединительные шины бывают следующих типов:
- На 1 полюс (1P). Используется для подключения однофазных групповых автоматов.
- На 2 полюса (2P). УЗО, дифавтоматы и любые другие устройства, требующие подключение фазы и нуля.
- На 3 полюса (3P). Используются для подключения трехфазных групповых автоматов.
- На 4 полюса (4P+N). Трехфазные автоматы и устройства, для работы которых необходим нулевой провод (трехфазные УЗО).
Штыревая соединительная шина для трехфазной сети
Важно! Если пришлось пилить одну большую шину на несколько маленьких, то необходимо обратить внимание на полученный спил. Отдельные проводники не должны быть гнутыми или замыкаться между собой. После резки нужно удалить из гребенки медную пыль.
Видео:Монтаж электрощитка. Как не надо делать!Скачать
Конструкция
Гребенки обладают сборной конструкцией. В основе строения плоская медная шина. На ней имеются отводы для установки на автоматы. В зависимости от количества подключаемых фаз, в одной гребенке бывает 1 или 4 шины. Они изолируются негорючим пластиком. Обычно белого или серого цвета.
Конструкция выполнена так, что в собранном виде практически отсутствуют открытые токопроводящие части. Это повышает безопасность обслуживающего персонала. А распределительная коробка становится менее восприимчивой к пыли.
Видео:Использование старых покрышек. Делаем грядки на дачеСкачать
Форма выводов
Наиболее распространены гребенчатые шины со штыревыми отводами (гребенки типа pin). Англоязычное название — pin. Они подходят к большинству современных автоматических выключателей. Выводы у таких шин сложнее погнуть при транспортировке. Поэтому во время монтажа возникает меньше проблем с установкой в отверстия автоматических выключателей.
Второй вид отводов — вилкообразный (тип fork). Используются сравнительно реже. Подходят не ко всем образцам современного оборудования. Соединительные шины с вилкообразными выводами не рекомендуется использовать для мощных нагрузок. Обычно их ставят в щиток с максимальным током до 63 А.
Гребенка двухполюсная вилкообразная
Видео:Куда применить СТАРЫЕ ПОКРЫШКИ? Топ 5 идей из автомобильных шин!Скачать
Плюсы и минусы соединительных шин
Гребенчатые соединители вытесняют из практики электромонтеров классические перемычки из проводов. Это объясняется достоинствами, которыми они обладают в сравнении с устаревшими методами монтажа:
- Подключение автоматов выполняется на порядок быстрее. Гораздо проще вставить и затянуть гребенку, чем сидеть вручную нарезать перемычки.
- Более надежный контакт. За счет увеличения площади соприкосновения клеммника автомата и вывода гребенки.
- Двукратное уменьшение количества контактов, вставляемых в автомат. Вместо 2 проводов от перемычек необходимо вставить 1 штырь от гребенки. Этот фактор повышает надежность распределительной коробки.
- При ремонте контактных соединений автомата необходимо снять всю гребенку. Иначе выключатель не получится стянуть с DIN-рейки.
- Для установки дополнительных автоматических выключателей потребуется приобретать новую шину большей длины. Поэтому гребенку лучше не использовать на временном оборудовании или сразу устанавливать дополнительные модульные устройства на будущее.
- Цена. Старые перемычки из проводов практически бесплатные. Их можно сделать хоть из обрезков проводов, валяющихся под ногами. Гребенчатую шину придется покупать в магазине.
Соединение автоматов проводами обходится дешевле
Дополнительная информация. Гребенка требует периодического осмотра и технического обслуживания. Важно обращать внимание на температуру и цвет соединителя и при необходимости производить подтяжку винтов автоматических выключателей.
Видео:Я В ШОКЕ Что полезного в шине #своимируками #шины #самоделки из шинСкачать
Подключение автоматов через гребенку
При использовании гребенчатой шины автоматические выключатели подключаются по схеме параллельного соединения. Если гребенка рассчитана на 1 полюс, то к каждому автомату подходит 1 фаза. Такой соединитель принято называть фазным. Его располагают в верхней части линейки выключателей. На гребенку приходит 1 общий приходящий провод. Она размножает его по отдельным групповым автоматам.
Если шина двухфазная, то на автоматы приходит фаза и ноль. В таком случае необходимы двухполюсные устройства защиты.
Видео:Щит на клеммах или без клемм? Что дешевле, что удобнее? | KonstArtStudioСкачать
Правила монтажа
При установке соединителей необходимо руководствоваться правилами по электромонтажу, касающимися подобных устройств. За счет этого повышается безопасность и надежность электрооборудования. Основные принципы монтажа таковы:
- Перед установкой гребенки необходимо убедиться в механической целостности межфазной изоляции. Прозвонить выводы мультиметром на предмет КЗ. Это уменьшит риск межфазного замыкания.
- Пластиковая выступающая часть гребенчатой шины должна находиться со стороны рычага автомата и полностью закрывать проводящие части. Гребенка устанавливается так, чтобы медные выводы были недоступны для касания обслуживающим персоналом.
- Некоторые модели автоматических выключателей имеют 2 вида клеммников. Одни предназначены для подключения штыревых гребенок, другие для вилочных. Перед монтажом необходимо выяснить с чем именно вы имеете дело.
- Вилочные гребенки применяются на токах до 63 А. Перегрузка изделия приведет к нагреву, расплавлению изоляции и межфазному КЗ.
Читайте также: Зимние шины под ошиповку
Видео:Очень опасные ошибки в щитах учётаСкачать
Подключение однофазных устройств
Однофазное включение наиболее простое. Оно используется для автоматов на один полюс. Порядок действия следующий:
- Все устройства защиты устанавливаются в ряд. Для этого потребуется DIN-рейка.
- У каждого отдельного аппарата до некоторого момента ослабляются винты в клеммниках. Это делается с верхней стороны.
- В клеммники автоматических выключателей вставляется одна однополюсная шина. Шаг ее зубьев должен составлять 17,5 мм.
- Винты затягиваются. Затяжка производится достаточно туго, чтобы надежно зафиксировать штыри шины.
Видео:ШИКАРНАЯ ИДЕЯ из старой автомобильной шины. Что можно сделать из покрышки колеса.Скачать
Подключение УЗО и дифференциальных автоматов
Для подключения однофазных УЗО и дифференциальных автоматов потребуется двухрядная гребенчатая шина. Ее необходимо установить в верхней части защитных устройств. Одна шина считается фазной. Ее штыри следует подключать к L выводам УЗО. Вторая шина нулевая. Подключается к N выводам.
В собранном виде в линейке будет чередоваться фаза и ноль. А расстояние между отдельными штырями одной шины составит удвоенную ширину обычного автоматического выключателя, то есть 35 мм.
Видео:Дорожки из старых покрышекСкачать
Подключение трехфазных автоматов и УЗО
С трехфазными устройствами защиты понадобится гребенчатая шина на 3 или 4 полюса. Четырехполюсная гребенка необходима, когда помимо 3 фаз используется и нулевой провод.
Сборка цепи выполняется аналогично предыдущему способу. Шина располагается сверху УЗО или диф автоматов. Гребенка, к которой подключается провод L1, должна подать напряжение на все выводы L1 защитных устройств. Для L2, L3 и N — так же. При этом L1, L2, L3 и N не должны замыкаться между собой. После монтажа необходимо отключить все автоматы и убедиться, что подобное замыкание отсутствует.
Видео:шина соединительная трёх фазная /монтаж/режим на частиСкачать
Типичные ошибки при монтаже
Подключение гребенчатой шины не является сложной операцией. Достаточно базового понимания того, как и куда должен протекать электрический ток. Однако даже опытные электромонтажники периодически допускают ошибки подключения гребенки:
- При монтаже необходимо учитывать максимальный ток изделия. Еще лучше использовать гребенчатую шину с запасом по току.
- В некоторых случаях целесообразно учесть и напряжение. Изоляция типичной гребенки рассчитана на 500 В. Иногда на производстве используется и более высокий вольтаж.
- Не стоит забывать про вилкообразные шины. Их максимальный ток составляет 63 А.
- Ошибки при выборе гребенки. Этот вид соединителя приобретается после покупки автоматических выключателей, когда известно их точное количество и расположение.
Видео:Исправляем ошибки в квартирном щиткеСкачать
Производители гребенок
В продаже представлено множество гребенчатых шин от разных заводов изготовителей. Как правило, выпуском этих изделий занимаются те же компании, что производят автоматические выключатели. Из наиболее известных брендов выделяются следующие:
- ABB;
- Schneider Electric;
- EKF;
- Legrand;
- WAGO;
- отечественный IEK.
Шина гребенка для дифавтоматов Schneider Electric
Дополнительная информация. Гребенчатая шина проста в изготовление. Поэтому ее подделки производят все кому не лень. В оригинальной шине должна быть прочная межфазная изоляция и качественная гибкая медь. Не стоит экономить на этих изделиях.
Гребенчатые соединители заметно упрощают электромонтаж. Вместе с тем сокращается и обще время сборки щита. Однако за такое удовольствие нужно платить. Здесь каждый решает сам, нужно оно ему или нет.
Если выбор сделан в пользу гребенок, то необходимо задуматься об их технических характеристиках. Гребенка должна соответствовать суммарной мощности всех потребителей, которые через нее будут питаться. Не менее важно разобраться и с конструктивными особенностями. Ведь есть модели на 1, 2, 3 и 4 полюса, и каждая уместна в своей ситуации.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
- Правообладателям
- Политика конфиденциальности
🎦 Видео
Гениальные Апсайклинг Идеи с Покрышками для Дома и ДачиСкачать
Как Перерабатывают Автомобильные Шины в ЕвропеСкачать
Садовые дорожки из старых автомобильных шинСкачать