Первый чемпионат мира по автогонкам в классе «Формула-1» состоялся в 1950 году – целых 69 лет назад. Если посмотреть на автомобиль Alfa Romeo 158 победителя Чемпионата, итальянца Джузеппе Фарина, то можно обратить внимание, что диагональные шины Pirelli размерности 5,50×17″ спереди и 7,00×18″ сзади на том автомобиле напоминали обычные дорожные, а пилот даже не был пристегнут ремнем безопасности.
Alfa Romeo 158. Изображение: Wikipedia
Вместе с тем, оснащенный полуторалитровым 350-сильным V8 с приводным компрессором, тот автомобиль был способен разгоняться до 290 километров в час! Неудивительно, что гибель гонщиков во время состязаний тогда не была чем-то из ряда вон выходящим. С годами автомобили «Формулы-1» постоянно прогрессировали, разумеется, шин это тоже касалось.
- Шины различной ширины
- Появление сликов
- Радиальные шины
- Термочехлы
- Производители шин и их соперничество
- Разные компаунды и рисунки
- Процесс производства шины для «Формулы-1» очень сложный. Она состоит из сотни элементов
- Сколько стоит покрышка для болида «Ф-1»? Можно ли ее поставить на обычное авто? Босс гоночных шинников рассказал все
- О работе волонтером на скорой в Италии
- Почему жесткость шин не всегда влияет на количество пит-стопов и о влиянии системы DAS на шины
- «Мерседес» снова хакнул правила «Ф-1» – на этот раз рулевым управлением. Уникальная инновация для скорости на прямых
- О работе инженеров «Пирелли» в гоночных командах
- Про разработку 18-дюймовых колес
- Про особенности рабочей температуры шин
- Что будет, если покрышку для болида «Ф-1» поставить на дорожную машину
- Сколько стоит одна гоночная шина
- Нужна ли конкуренция шинников в «Формуле-1»
- 🎬 Видео
Шины различной ширины
Инженеры постоянно работали над аэродинамикой автомобилей, их мощность росла. Вот почему уже к началу шестидесятых годов задние шины автомобилей «Формулы-1» были сильно шире передних. Более компактные передние шины снижали коэффициент лобового сопротивления, а широкие задние помогали максимальной передаче крутящего момента на трассу.
Увеличение ширины шин увеличивало пятно контакта, и, следовательно, коэффициент сцепления с поверхностью, позволяя сделать автомобиль быстрее как при разгоне, так и в повороте. К тому же, в 1966 году регламент разрешил применение массивных и мощных объемных трехлитровых двигателей. «Формулы» росли в размерах, как и их шины – в ширине.
Появление сликов
Пожалуй самым важным моментом в истории эволюции шин «Формулы-1» стало появление сликов. Первой компанией, предложившей радикальное улучшение зацепа за счет отказа от рисунка протектора, стала американская марка Goodyear, представившая слики в сезоне 1971 года. Неудивительно, что новинка пришла именно из США – за морем к тому моменту слики использовали уже два десятилетия в гонках драгстеров.
Слики GoodYear на Гран-При Дании, 1977. Изображение: Wikipedia
Вскоре на слики перешли и другие производители. Единственным их недостатком была очевидная необходимость замены шин на стандартные в условиях сильного дождя. В условиях отсутствия протектора, слики не могли обеспечить достаточно эффективный отвод влаги из пятна контакта, и возникало аквапланирование – автомобиль просто всплывал, теряя сцепление с трассой.
Радиальные шины
В 1977 году в мир «Формулы-1» стремительно ворвалась французская компания Michelin, сходу предложившая революционную новинку – радиальные шины, вместо использовавшихся на тот момент диагональных. На тот момент преимущества радиальных шин Michelin оценил только новичок чемпионата, Renault.
Первая машина F1 от Renault – RS01, на радиальных сликах Michelin. Изображение: Wikipedia
Первые же тесты показали, что радиальные шины жестче, меньше деформируются при разгоне и в поворотах, обеспечивают лучшее сцепление и меньший вес. Уже в 1978 году на таких шинах Карлос Рейтеманн из Ferrari выиграл первый Гран-При. В течение трех лет все прочие шинные производители сдались перед натиском Michelin – все команды перешли на французские шины. Но отступление было тактическим – уже на следующий год Goodyear, Pirelli и Avon вернулись в гонки со своими радиальными шинами, чтобы дать бой французам. Началась великая шинная битва.
Термочехлы
Следующим революционным изобретением в истории «Формулы-1» стали термочехлы для шин, которые придумал английский бизнесмен Майк Друр. До этого момента в холодную погоду механики укутывали шины одеялами, а прогревали их до рабочей температуры сами гонщики, теряя драгоценные секунды. Впервые термочехлы были протестированы командой Williams на Гран-При Испании в 1986 году, и результат был ошеломляюще хорош.
Шина F1 в термочехле. Фотография: Артем Ачкасов
С тех самых пор электрические термочехлы, позволяющие прогревать шины до заданной температуры, плотно вошли в обиход всех команд «Формулы-1».
Производители шин и их соперничество
Конкуренция между шинными производителями превратилась в настоящую гонку. Постоянная разработка новейших составов компаунда вылетала в копеечку, в итоге, устав от дорогостоящей конкуренции, шинные компании одна за другой покидали «Формулу-1». Сначала гонки покинула марка Advan, потом Michelin. После сезона 1991 года, ушла компания Pirelli, и на долгие 5 лет монопольным поставщиком стала компания Goodyear. В 1998 году она покинула Королеву Автоспорта, выиграв 368 Гран При – больше, чем кто-либо в истории. В итоге монополистом стала японская компания Bridgestone. Через 3 года на трассы вернулась компания Michelin, и шинная война развернулась снова.
Читайте также: Малыш с шиной кошля
Стенд с шинами команды Renault Sport Formula One Team. Фотография: Артем Ачкасов
Сегодня в «Формуле-1» снова монопольный поставщик шин – итальянская компания Pirelli.
Разные компаунды и рисунки
В сезоне 2019 года команды имеют возможность использовать слики пяти уровней мягкости, обозначаемых от C1 (наиболее жесткий) до С5 (самый мягкий).
Изображение: Pirelli
То, какие шины можно использовать на конкретном Гран-При, определяет сам производитель – Pirelli.
Шины Pirelli сезона 2019. Изображение: Pirelli
Например, в Гран-При Австралии гонщики будут использовать компаунды C2, C3, и C4, а на следующем этапе в Бахрейне – С1, C2, C3. В зависимости от типа компаунда, у шин различается температурный диапазон:
○ C1 110-140°C
○ C2 110-135°C
○ C3 105-135°C
○ C4 90-120°C
○ C5 85-115°C
Для простоты понимания поклонниками, эти шины будут иметь три относительных обозначения – Hard, Medium и Soft, независимо от конкретного номера компаунда. Жесткие шины будут иметь белую маркировку на боковинах, средние – желтую, и мягкие – красную.
Дождевые шины. Фотография: Артем Ачкасов
Для плохих погодных условий применяются так называемые дождевые шины, с минимальным протектором. Наиболее универсальными являются «зеленые» шины Intermediate, хорошо работающие как на сухой, так и на мокрой трассе, позволяя отводить из пятна контакта на скорости 300 км/ч до 30 литров воды. «Синие» дождевые шины предназначены для гонок в условиях сильного дождя, позволяя выбрасывать до 85 литров воды в секунду.
Видео:F1 - Радиатор из диска | Из чего состоит Шина | Вес колеса, Давление | Зачем КОЛПАКИСкачать
Процесс производства шины для «Формулы-1» очень сложный. Она состоит из сотни элементов
Лучший гоночный чемпионат мира скоро ждет тендер на поставку шин. Во многом от его исхода будет зависеть уровень гонок в с 2020 года, ведь именно смелость производителя резины влияет на жесткость составов и доступные для каждого Гран-при комплекты. Сейчас нынешний поставщик в лице «Пирелли» готовиться бороться с корейцами из «Ханкук» – и кто знает, вдруг новички окажутся сильнее и станут привозить самые мягкие составы на каждую гонку?
Тем временем, пока ФИА разбирается с бюрократическими подробностями тендера, английское издание WTF1 выпустило ролик о том, как же сейчас производятся актуальные шины для «Формулы-1».
«В данный момент «Пирелли выполняет сложнейшую работу в мире гонок, производя семь видов покрышек для сухой и еще два — для мокрой погоды. По идее они все должны изнашиваться с определенной скоростью, создающей баланс между интригой гонок и должным уровнем безопасности для пилотов. Так что их производство совсем не ограничивается фразой «делаем их круглыми и липкими».
Штаб-квартира «Пирелли» располагается в Милане. Там же находится особый отдел, работающий исключительно над проектом «Формулы-1» – к нему приписаны более 150 инженеров, занимающихся экспериментальными исследованиями. Именно там ученые проверяют и создают различные соединения и химические составы, проверяя их физические свойства.
В то же время «Пирелли» владеет собственным заводом, заточенным специально под автоспортивное направление. Он расположен в Румынии. Еще у них есть запасная фабрика в Турции. В этих местах они превращают в реальность модели и прототипы, разработанные в Милане.
Перед поступлением в серию опытный образец шины проверяют во всех теоретически возможных гоночных условиях — причем скорости там даже кладут на лопатки современную «Формулу-1» и превышают 450 км/ч. Более того, шины проверяют и на предмет способности преодолевать поребрики — кстати, делают это на умопомрачительной скорости в 260 км/ч! Температурные перегрузки в процессе испытания достигают 150 градусов Цельсия. Также их растягивают специальными машинами до абсолютного максимума.
Читайте также: Шины для калины 185 или 175
Каркас и форма проектора создаются одновременно и параллельно из смеси, содержащей в себе синтетическую и натуральную резину с добавлением прочих искусственных материалов, выведенных в исследовательском центре. Лишь потом обе части объединяются в одну и затем обжигаются в печи под воздействием необходимых химических элементов и температур, окончательно формируя свойства и характеристики состава. После завершения цикла каждую шину подвергают взвешиванию и рентгеновской съемке для проверки качества. Даже если каждая покрышка из партии прошла все испытания, из них все равно случайным образом выбирают жертву нового теста на разрушаемость. Только после этого партию отправляют на боевой уик-энд.
Кстати, каждая шина «Формулы-1» имеет свой паспорт. В нем содержатся данные насчет объема наката с самого момента производства
Каждая шина «Пирелли» состоит из сотни элементов и содержит от 18-ти ключевых структурных компонентов. Для одного лишь приготовления одного экземпляра уходить 5 часов чистой работы. Передняя шина весит примерно 8,5 кг, в то время как задняя — 9,5 кг. На каждый Гран-при итальянцы привозят 1800 штук покрышек общей массой примерно 16200 кг.
Видео:Производство шин Мишлен - Мегазавод (national geographic)Скачать
Сколько стоит покрышка для болида «Ф-1»? Можно ли ее поставить на обычное авто? Босс гоночных шинников рассказал все
От редакции: вы в новом блоге «Формула 1 Главная Трибуна». Здесь публикуются эксклюзивные интервью с бывшими и действующими обитателями паддока «Формулы-1» – такую информацию на русском вы больше нигде не увидите. Поддержите автора подписками и плюсами!
Глава гоночного подразделения «Пирелли» Марио Изола рассказал про работу водителем миланской неотложки, карьеру в шинной компании и особенностях покрышек в «Формуле-1».
О работе волонтером на скорой в Италии
Я начал еще в 18 лет, то есть 32 года назад. Чтобы работать в Италии в скорой помощи, нужно пройти курсы, сдать несколько экзаменов. Я прошел все тренинги и теперь работаю с другими ребятами: сам провожу тренинги для водителей скорых в Ломбардии. Моя ночная смена обычно начинается в семь вечера, в будни – в 5 утра, в выходные – в 7 утра. В моей ассоциации 150 волонтеров. Мы работаем по неделе. Но сейчас, конечно, больше из-за обстановки в Милане. Обычно я работаю раз в неделю, иногда чуть больше.
Почему жесткость шин не всегда влияет на количество пит-стопов и о влиянии системы DAS на шины
Дело не в мягкости и жесткости резины. Не это влияет на итоговое количество пит-стопов. За последние несколько лет мы выбирали более мягкие шины, и команды перешли на управление темпом гонщика вместо увеличения количества пит-стопов в стратегиях. Они просто просят гонщика сбросить скорость, чтобы шины прожили больший отрезок – так уменьшается количество остановок. Потому что когда ты заезжаешь в боксы, то оказываешься перед вероятностью допустить ошибку во время пит-стопа. Появляется риск попадания в трафик, из-за чего потом, например, сложнее обгонять. Так что не только мягкость резины определяет количество пит-стопов в гонке.
Также мы должны внимательно следить за мягкостью шин: если переборщить, то пилот поедет слишком медленно, чтобы остаться на стратегии одного пит-стопа любой ценой. Так что найти выход из данной ситуации не очень просто.
На предсезонных тестах в Барселоне «Мерседес» использовал DAS много дней. Мы проанализировали все их шины, как и покрышки остальных конкурентов, и не нашли ничего, что влияло бы на резину. Возможно, система «Мерседеса» снижает степень износа шин, но совершенно точно не увеличивает.
«Мерседес» снова хакнул правила «Ф-1» – на этот раз рулевым управлением. Уникальная инновация для скорости на прямых
О работе инженеров «Пирелли» в гоночных командах
В каждой команде работает по одному нашему инженеру. Они сотрудничают с командой по два года, а потом происходит ротация, чтобы избежать сближения. Потому что у нас есть обязательства не только обеспечивать всех одинаковым продуктом, но и одинаковым сервисом – а это очень важно.
Читайте также: Шины powertrack loading 185 75 16с
Эти инженеры собирают информацию об использовании шин, количестве кругов, температуре и давлении. Существует целый список данных о шинах, на которых ездили в гоночный уик-энд.
Про разработку 18-дюймовых колес
Мы уже начали разработку 18-дюймовых колес, но их внедрение отложено до 2022 года. У нас были первые тесты в сентябре прошлого года с командой «Рено» на «Поль-Рикаре», потом мы там же тестировались с «Маклареном», а потом с «Мерседесом» в Абу-Даби. В этом году у нас были только одни испытания – в Хересе с «Феррари» – но я могу сказать, что сейчас у нас есть общее понимание, с чего начинать разработку. Основное – это состав и профиль.
После заездов в Хересе мы заморозили разработку 18-дюймовых колес – продолжим в следующем году. Пока нового плана тестов на этот год нет из-за сегодняшней ситуации с вирусом.
Про особенности рабочей температуры шин
В данный момент и в ближайшие несколько лет «Формула-1» сохранит термочехлы. В них задние шины нагреваются до температуры примерно 80 градусов по Цельсию, а передние – до 100 градусов. Температура в движении не сильно отличается от этих значений.
В гонке температура колеблется между 100 и 120 градусами. И, конечно, показатели различаются в зависимости от состава – у каждого своя рабочая температура. Она же – окно максимального держака, пика сцепления. Часто можно услышать, как команды рассказывают про рабочий диапазон. Окно от пика до снижения сцепления на 3 процента – это очень приблизительно 30 градусов. В этом и заключается главная проблема. Потому что на самом деле цель команд – оставаться на пике сцепления. Потому что пилотирование на трех процентах сцепления вне рабочей температуры стоит секунду на круге. Окно, которое ищут команды, гораздо ,гораздо уже, чем эти самые три процента, которые взяты за пример.
Что будет, если покрышку для болида «Ф-1» поставить на дорожную машину
Если установить шину для «Формулы-1» на дорожную машину. Первая проблема: когда шина холодная – сцепление очень низкое. Второе – если ты не сможешь заставить покрышку работать, она будет скользить – зато будет жить вечно. Технологии, которые мы разрабатываем для «Ф-1», используются в шинах для дорожных машин, потому что мы очень много изучаем всевозможные материалы. Делаем виртуальные модели, исследуем процесс производства.
Понятно, что разработки для «Формулы-1» предназначены для «Формулы», а шины для простых машин – для обычных дорог. Разные цели. В дорожных машинах ты больше думаешь об уровне шума, об аквапланировании – там много других элементов, о которых ты не думаешь, когда разрабатываешь покрышки для «Ф-1».
Сколько стоит одна гоночная шина
Если посчитать только материалы и процесс производства – то, наверное, несколько сотен евро, но меньше одной тысячи. Примерно как-то так. Но я не включаю сюда стоимость разработки. Мы тратим на нее миллионы евро – очень много денег. И эту стоимость тогда надо включить в те 50 тысяч шин, что мы выпускаем в год.
Нужна ли конкуренция шинников в «Формуле-1»
Это не наше решение – выбрать одного поставщика резины. Вообще такое решение приняли не только в «Формуле-1», но и во многих других чемпионатах, особенно кольцевых – потому что снижает затраты для участников. Не для поставщика шин. В современный период, когда все обсуждают ограничения бюджетов и уменьшение расходов, превращение «Ф-1» в более доступный вид спорта для маленьких команд, разрешить несколько производителей шин – я против такой философии.
Еще больше историй, интересных моментов и подробностей о работе гоночных шин на болидах для Гран-при – в видео:
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
🎬 Видео
ШИНЫ В ФОРМУЛЕ-1. Разрушение мифовСкачать
ПОЧЕМУ БОЛИД F1 стоит 1,5 миллиарда? ЦЕНА ДЕТАЛЕЙ БОЛИДА ФОРМУЛЫ 1!Скачать
Почему колеса Формулы-1 2022 года медленнее, но всё равно лучше? Регламент 2022 года, диски и шины.Скачать
Кое-что о шинах Формулы 1...Скачать
Шины Formula 1. История Формула 1. Гонки на машинах. Ф1Скачать
ШИНОМОНТАЖ В ФОРМУЛЕ 1/ КАК РАБОТАЕТ ГАЙКОВЕРТСкачать
Эволюция шин Формулы-1. От первых велосипедных шин до сликов и шин с рисунком протектора. 1950 2022Скачать
Как проходит пит-стоп Формулы 1? Замена шин всего за 1.82 секунды.Скачать
Смена колес на пит-стопе Формулы 1Скачать
Почему колёса Формулы 1 так странно установлены? Как работает Анти-Аккерман и угол увода?Скачать
КАК УСТРОЕНА ФОРМУЛА 1? ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ДЛЯ НОВИЧКОВСкачать
Что внутри китайской и европейской шины? Пилим - и сравниваем!Скачать
Как Перерабатывают Автомобильные Шины в ЕвропеСкачать
Галилео. Шиномонтаж болида «Формулы 1» по-русскиСкачать
FORMULA Energy /// после 60 тысяч км.Скачать
Галилео. Автомобильные шины (часть 1)Скачать
СЕКРЕТНЫЕ И ЗАПРЕЩЁННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМУЛЫ 1: Подвеска, ТормозаСкачать
ТИХИЕ ШИНЫ ЭТОГО НЕ ЗНАЮТ БОЛЬШИНСТВО АВТОМОБИЛИСТОВСкачать