- Обзор и технические характеристики силового агрегата МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»
- Техническая характеристика силового агрегата МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М
- Двигатель
- Система питания
- Трансмиссия
- Электрооборудование
- Обзор и технические характеристики силового агрегата МеМЗ-966Г автомобиля ЗАЗ-968М-005 «Запорожец»
- Технические характеристики силового агрегата МеМЗ-966Г автомобиля ЗАЗ-968М-005
- Двигатель
- Трансмиссия
- 💥 Видео
Видео:ДВИГАТЕЛЬ-ЛЕГЕНДА - "Запорожец" ЗАЗ 40 л.с.Скачать
Обзор и технические характеристики силового агрегата МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец»
Особенностью автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец» является то, что силовой агрегат МеМЗ-968Н размещен в задней части кузова. Это делает трансмиссию довольно компактной.
В состав силового агрегата МеМЗ-968Н входит: V-образный четырехцилиндровый верхнеклапанный карбюраторный двигатель 1 с воздушным охлаждением , коробка передач 4, главная передача с дифференциалом 3, сцепление 2.
Двигатель силового агрегата МеМЗ-968Н с мощностью брутто 30,8 кВт (42 л. с.) обеспечивает максимальную скорость 118 км/ч, время разгона не более 38 сек. от 0 до 100 км/ч.
Мощность брутто — это мощность двигателя, в которой не учитываются потери на приведение в действие вентилятора, воздушного фильтра и глушителя.
Преимуществом воздушного охлаждения двигателя является то, что для его охлаждения не нужна жидкость. Так как заливать и сливать жидкость в радиатор не нужно (что важно в зимнее время), двигатель всегда готов к запуску. Воздушное охлаждение двигателя МеМЗ-968Н удобно при эксплуатации в безводных и жарких районах страны. Тепловые потери у МеМЗ-968Н с воздушным охлаждением довольно невысоки по причине высокой средней температуры цилиндров. При охлаждении тепла отнимается меньше, чем у двигателей с жидкостным охлаждением, в связи с чем эффективный КПД выше при одинаковой степени сжатия. Этим объясняется, что у двигателя с воздушным охлаждением удельный расход топлива небольшой.
Силовой агрегат МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М Запорожец:
1. Двигатель в сборе с оборудованием.
2. Сцепление.
3. Главная передача с дифференциалом.
4. Коробка передач.
Так как у двигателей с воздушным охлаждением большая разница температур выходящего и входящего воздуха, то для охлаждения цилиндров нужно относительно меньше воздуха (в 1,5-2 раза), чем для двигателя, имеющего жидкостное охлаждение.
При изготовлении двигателя с воздушным охлаждением расход металла меньше, чем для двигателя, имеющего жидкостное охлаждение, из-за отсутствия жидкостного радиатора и трубопроводов.
Цилиндр двигателя с воздушным охлаждением из-за меньшей массы быстрее прогревается, что сильно уменьшает его износ. Наибольший износ цилиндров происходит в момент пуска двигателя, когда стенки цилиндров еще холодные и смазка недостаточна. На холодных стенках цилиндров происходит конденсация продуктов сгорания, что вызывают коррозию, особенно в верхней части цилиндров. Этот период износа у двигателей с воздушным охлаждением намного меньше, что важно при эксплуатации автомобиля в условиях города на коротких участках.
Диаметральный износ зеркала цилиндров двигателя составляет за 1000 км пробега 0,2 мкм.
В двигателе «Запорожца» ЗАЗ-968М каждый цилиндр – это отдельная деталь. Это довольно удобно при ремонте, так как дает возможность быстро снять неисправный поршень или цилиндр и заменить его. В то же время у двигателей с водяным охлаждением дефект даже в одном цилиндре блока требует замены всего блока цилиндров либо его ремонта.
Потери мощности у двигателей с воздушным охлаждением в процессе их эксплуатации меньше, по сравнению с двигателями с водяным охлаждением. Данные потери у двигателей с водяным охлаждением, как правило, связаны с образованием нагара на стенках камеры сгорания. В то же время у двигателей с воздушным охлаждением из-за повышения средней температуры цилиндров (но не максимальной) образование нагара происходит медленнее, а первоначальная мощность дольше сохраняется.
Но у двигателя с воздушным охлаждением есть недостатки, оссновной из которых – повышенный уровень шума при работе из-за отсутствия водяной рубашки. Также приходится более тщательно выдерживать зазоры между цилиндром и поршнем, чья величина больше величины аналогичных зазоров двигателей с водяным охлаждением. Большие колебания температур головок и цилиндров тоже влекут за собой изменение зазоров в клапанах, вследствие чего уровень шума двигателя еще больше увеличивается.
В конструкции двигателя для уравновешивания момента от сил инерции 1-го порядка поступательно-движущихся масс предусмотрен балансирный механизм, который расположен внутри распредвала.
При данной конструкции двигателя применяется небольшой масляный радиатор.
Читайте также: Как сделать шляпу цилиндр для ребенка своими руками
На крышке распределительных зубчатых колес для правильного установления момента зажигания отлит специальный выступ, а на крышке центробежного маслоочистителя стоят метки МЗ и ВМТ.
Затягивают головки цилиндров в 2 приема, сначала усилием 16-20 Н·м (1,6-2,0 кгс·м) и окончательно 40-45 Н·м (4,0-4,5 кгс·м).
Техническая характеристика силового агрегата МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М
Двигатель
Модель: МеМЗ-968Н;
Тип: Карбюраторный четырехтактный с верхним расположением клапанов;
Направление вращения коленчатого вала: Правое;
Расположение цилиндров: V-образное с углом развала 90°;
Число цилиндров: 4;
Порядок работы цилиндров: 1—3—4—2;
Диаметр цилиндров: 76 мм;
Ход поршня: 66 мм;
Рабочий объем: 1,197 л;
Степень сжатия: 7,2;
Мощность (по ГОСТ 14846—81) брутто: 30,8 (42) кВт (л. с.);
Мощность (по ГОСТ 14846—81) нетто*: 28 (38) кВт (л. с.);
* Мощность, развиваемая двигателем за вычетом потерь на приведение в действие вентилятора, воздушного фильтра и глушителя.
Частота вращения коленчатого вала при мощности брутто: 4400 мин -1 (об/мин);
Частота вращения коленчатого вала при мощности нетто: 4300 мин -1 (об/мин);
Максимальный крутящий момент брутто: 74,5 Н·м (7,6 кгс·м);
Максимальный крутящий момент нетто: 72,6 Н·м (7,4 кгс·м);
Частота вращения при макс. крутящем моменте брутто: 3000 мин -1 (об/мин);
Частота вращения при макс. крутящем моменте нетто: 2700 мин -1 (об/мин);
Частота вращения на холостом ходу: 950-1050 мин-1 (об/мин);
Минимальный удельный расход топлива: не более 324 г/(кВт·ч) [238 г/(ЭЛС·ч)],
Расход масла на угар: 0,50% от расхода топлива (без учета смены масла);
Допускаемые продольные углы крена силового агрегата: 25°;
Допускаемые поперечные углы крена силового агрегата: 20°;
Сухая масса двигателя в сборе со сцеплением и коробкой передач: 138 кг;
Картер двигателя: Туннельного типа из магниевого сплава;
Цилиндры: Раздельные, взаимозаменяемые, отлиты из чугуна;
Головки цилиндров: Две, из алюминиевого сплава, взаимозаменяемые, оребренные, со вставными седлами и направляющими клапанов;
Камера сгорания: Полуклиновая, выполнена в головке цилиндров;
Поршни: Из сплава алюминия, форма юбки конусная и овальная, с плоским днищем и 3-мя канавками под поршневые кольца;
Поршневые кольца: 2 компрессионных — чугунные (нижнее — фосфатированное, верхнее — хромированное) и одно маслосъемное — стальное, хромированное, составное;
Поршневые пальцы: Стальные, пустотелые, плавающие;
Шатуны: Двутаврового сечения, стальные, верхняя головка с бронзовой втулкой, нижняя головка разъемная, со смазыванием разбрызгиванием поршневого пальца;
Шатунные подшипники: Тонкостенные из сталеалюминиевой ленты;
Коленчатый вал: Трехопорный, литой из высокопрочного чугуна, с каналами для подвода смазки;
Маховик: Литой, чугунный, снабжен стальным зубчатым ободом для запуска двигателя стартером;
Коренные подшипники: Толстостенные, из специального алюминиевого сплава;
Распределительный вал: Трехопорный, стальной, расположен над коленвалом, приводится во вращение парой косозубых зубчатых колес;
Фазы газораспределения* впускного клапана, открытие: 20° до верхней мертвой точки (ВМТ);
Фазы газораспределения* впускного клапана, закрытие: 60° после нижней мертвой точки (НМТ);
Фазы газораспределения* выпускного клапана, открытие: 60° до НМТ;
Фазы газораспределения* выпускного клапана, закрытие: 20° после ВМТ;
* Значение углов фаз газораспределения даны при зазоре между стержнем клапана и коромыслом 0,45 мм.
Клапаны: Из высоколегированной жаропрочной стали, верхние, подвесные, по 2 на цилиндр, высота подъема 9 мм, у выпускного клапана рабочая фаска имеет специальную наплавку;
Направляющие втулки клапанов: Из спеченной керамики, запрессованы в головку цилиндров;
Толкатели: Стальные, с наплавленным рабочим торцом, плунжерного типа;
Коромысла клапанов: Литые с регулировочным винтом, стальные;
Уравновешивающий механизм: Расположен соосно с распредвалом, в действие приводится парой цилиндрических зубчатых колес;
Впускной газопровод: Из алюминиевого сплава, литой, с общим входом и разделительными патрубками на каждый цилиндр;
Выпускной газопровод: Разборный, из стальных труб, с двумя коллекторами на каждый ряд цилиндров;
Смазочная система: Комбинированная, с охлаждением масла в радиаторе;
Масляный картер: Коробчатого типа, литой из магниевого сплава, с ребрами охлаждения;
Масляный насос: Односекционный, шестеренный, с неподвижным маслоприемником;
Давление масла при темп. 80° C и при частоте вращения коленвала 3000 мин -1 : 0,2 (2) МПа (кгс/см 2 );
Давление масла при темп. 80° C и при частоте вращения коленвала 1000 мин -1 : 0,05 (0,5) МПа (кгс/см 2 );
Масляный фильтр: Два, сетчатый фильтр грубой очистки масла и полнопоточный маслоочиститель, расположенный на переднем конце коленвала;
Вентиляция картера: Замкнутая, через карбюратор и воздухоочиститель.
Читайте также: Главный цилиндр сцепления opel frontera
Система питания
Карбюратор: К-133, однокамерный с падающим потоком, есть экономайзер принудительного холостого хода;
Насос топливный: Диафрагменный с рычагом ручной подкачки;
Воздухоочиститель: Инерционно-масляный, комбинированный;
Система охлаждения: Воздушная принудительная, нагнетающая;
Вентилятор: Осевой, расположен в развале цилиндров на одной оси с генератором, во вращение приводится клиновидным ремнем от шкива на крышке центробежного маслоочистителя;
Топливо: Автомобильный бензин марки А-76.
Трансмиссия
Сцепление: Однодисковое сухое фрикционное с демпфером (6 спиральных пружин, расположенных по периферии) и гидравлическим приводом выключения. Наружный диаметр ведомого диска составляет 190 мм;
Коробка передач: Трехходовая, механическая двухвальная, с 4-мя передачами вперед и одной назад;
Механизм управления коробкой передач: Смонтирован на туннели пола кузова, рычажный;
Передаточные числа коробки передач:
— первая передача: 3,8;
— вторая передача: 2,118;
— третья передача: 1,489;
— четвертая передача: 0,964;
— задний ход: 4,156;
Главная передача: Пара конических зубчатых колес со спиральными зубьями;
Передаточное число главной передачи: 4,125;
Дифференциал: Коническим, с двумя сателлитами, симметричный.
Электрооборудование
Система проводки: Однопроводная, отрицательный полюс соединен с «массой»;
Номинальное напряжение: 12 В;
Генератор: Типа Г-502А, переменного тока, со встроенными выпрямительными блоками 12 В, 25 А;
Прерыватель распределитель: Типа 17.3706, с центробежным и вакуумным регуляторами опережения зажигания;
Катушка зажигания: Типа Б-115В;
Свечи зажигания: Типа А23-1 с резьбой М14×1,25 с длиной ввертываемой части 12 мм;
Стартер: Типа СТ-368, электрический, с муфтой свободного хода, правого вращения, смешанного возбуждения, мощность 0,81 кВт (1,1 л. с.), с электромагнитным тяговым реле типа РС-904А. Управление реле происходит дистанционно от замка зажигания;
Датчик давления масла: Тип ММ-111Д, отрегулирован на давление 0,04-0,08 МПа (0,4-0,8 кгс/см 2 );
Датчик указателя температуры масла: Типа ТМ-100А.
Подробнее об устройстве отдельных элементов силового агрегата МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М «Запорожец» смотрите в соответствующих статьях:
Видео:Тюнинг головки блока цилиндров автомобиля ЗапорожецСкачать
Обзор и технические характеристики силового агрегата МеМЗ-966Г автомобиля ЗАЗ-968М-005 «Запорожец»
Силовой агрегат МеМЗ-966Г автомобиля ЗАЗ-968М-005 «Запорожец», как и силовой агрегат МеМЗ-968Н автомобиля ЗАЗ-968М, представляет собой компактную конструкцию, включающую сцепление 2, двигатель 1 и коробку передач 4 с дифференциалом 3 и главной передачей.
Двигатель МеМЗ-966Г V-образный, четырехтактный, четырехцилиндровый, развивает максимальную мощность брутто (по ГОСТ 14846—81) 22 кВт (30 л. с.) при частоте вращения коленвала 4400 мин -1 (об/мин) и максимальный крутящий момент 52 Н·м (5,3 кгс·м) при частоте вращения 3000 мин -1 (об/мин).
Это обеспечивает разгон автомобиля с места до 80 км/ч за 30 сек.
Крепление силового агрегата МеМЗ-866Г на автомобиле ВАЗ-968М-005 такое же, как и крепление силового агрегата МеМЗ-968Н на автомобиле ЗАЗ-968М.
Свечи зажигания и их наконечники, воздушный фильтр, прерыватель-распределитель, карбюратор, генератор, датчик давления, датчик температуры, катушка зажигания, установленные на двигателе типа МеМЗ-966Г, являются взаимозаменяемыми с установленными на двигателе МеМЗ-968Н.
Рабочий цикл и фазы газораспределения двигателя МеМЗ-966Г соответствуют рабочему циклу и фазам газораспределения двигателя МеМЗ-968Н.
Силовой агрегат МеМЗ-966Г автомобиля ЗАЗ-968М-005 Запорожец: 1 — Двигатель; 2 — Сцепление; 3 — Главная передача с дифференциалом; 4 — Коробка передач.
Технические характеристики силового агрегата МеМЗ-966Г автомобиля ЗАЗ-968М-005
Двигатель
Модель: МеМЗ-966Г;
Тип: Карбюраторный, четырехтактный с верхним расположением клапанов;
Число цилиндров: 4;
Расположение цилиндров: V-образное с углом развала 90°;
Направление вращения коленвала: Правое;
Порядок работы цилиндров: 1—3—4—2;
Диаметр цилиндра: 72 миллиметра;
Ход поршня: 54,5 миллиметра;
Рабочий объем: 0,887 литра;
Степень сжатия: 6,5;
Мощность брутто (по ГОСТ 14846-81): 22 кВт (30 л. с.);
Мощность нетто (по ГОСТ 14846-81): 20 кВт (27 л. с.);
Частота вращения коленчатого вала при мощности:
— брутто: 4400 мин -1 (об/мин);
— нетто: 4200 мин -1 (об/мин);
Максимальный крутящий момент:
— брутто: 52 Н·м (5,3 кгс·м);
— нетто: 49 Н·м (5 кгс·м);
Частота вращения коленвала при макс. крутящем моменте:
— брутто: 3000 мин -1 ;
— нетто: 2800 мин -1 ;
Минимальная частота вращения на хол. ходу: 1000 мин -1 (об/мин);
Минимальный удельный расход топлива, не более: 347 г/(кВт·ч) [255 г/(э. л. с. ч.)];
Расходование масла на угар от расходования топлива (не учитывая смену масла): 0,60 %;
Допустимые углы крена силового агрегата МеМЗ-966Г:
— продольные: 20°;
— поперечные: 15°;
Масса сухая в сборе сцепления с двигателем и коробки передач: 120 кг;
Картер двигателя: Туннельного типа, из магниевого сплава;
Цилиндры: Раздельные, взаимозаменяемые, отлиты из чугуна, с интенсивным оребрением;
Камера сгорания: Полуклиновая, выполнена в головке цилиндров;
Головки цилиндров: Две, из сплава алюминия, взаимозаменяемые, оребренные, со вставными седлами, а также направляющими клапанов;
Поршни: Из сплава алюминия, юбка имеет овальную форму и конусную с вогнутым днищем и тремя канавками под поршневые кольца;
Кольца поршневые: Два компрессионных сделаны из чугуна: нижнее — фосфатированное, верхнее — хромированное, и одно маслосъемное сделано из стали и является хромированным и составным;
Поршневые пальцы: Пустотелые, плавающие, стальные;
Шатуны: Двутаврового сечения, стальные. Нижняя головка является разъемной, со смазыванием поршневого пальца с помощью разбрызгивания, верхняя головка с бронзовой втулкой;
Шатунные подшипники: Тонкостенные из сталеалюминиевой ленты;
Коленчатый вал: Из высокопрочного чугуна, литой, трехопорный, имеет каналы для подведения смазки;
Маховик: Литой, чугунный, имеет зубчатый стальной обод, служащий для запуска двигателя с помощью стартера;
Коренные подшипники: Из специального алюминиевого сплава, толстостенные;
Распределительный вал: Двухопорный, стальной, расположен над коленвалом, во вращение приводится с помощью пары зубчатых косозубых колес;
Фазы газораспределения* впускного клепана:
— закрытие: 46° после НМТ;
— открытие: 10° до ВМТ;
Фазы газораспределения* выпускного клапана:
— закрытие: 10° после ВМТ;
— открытие: 46° до НМТ;
* Углы газораспределительных фаз даны при зазоре, равным 0,45 мм между стержнем клапана и коромыслом.
Клапаны: Из жаропрочной высоколегированной стали, подвесные, верхние, на цилиндр по две штуки, высота подъема равна 8 мм, у рабочей фаски выпускного клапана есть специальная наплавка;
Направляющие втулки клапанов: Из спеченной керамики, запрессованы в головку цилиндров;
Толкатели: Чугунные, литые, с отбеленным рабочим торцом, плунжерного типа;
Коромысла клапанов: Литые, стальные, имеют регулировочным винт;
Уравновешивающий механизм: Расположен соосно с распределительным валом, приводится парой цилиндрических зубчатых колес;
Газопроводы:
— впускной: Литой из алюминиевого сплава, с общим входом;
— выпускной: Разборный, из стальных труб, имеет два коллектора на каждый из рядов цилиндров;
Смазочная система: Комбинированная, с охлаждением масла в радиаторе;
Масляный картер: Литой из магниевого сплава, с ребрами охлаждения;
Масляный насос: Шестеренный, односекционный, с неподвижным маслоприемником;
Давление масла при температуре 80° C и частоте вращения коленвала:
— 3000 мин -1 : 0,16 МПа (1,6 кгс/см 2 );
— 1000 мин -1 : 0,05 МПа (0,5 кгс/см 2 );
Масляный фильтр: Две штуки: полнопоточный маслоочиститель, который находится на переднем конце коленвала и сетчатый фильтр для грубой очистки масла;
Вентиляция картера: Замкнутого типа, через карбюратор и воздухоочиститель;
Система питания: карбюратор К-133, К-133А — однокамерный с падающим потоком, имеет экономайзер принудительного холостого хода;
Насос топливный: Диафрагменный с рычагом ручной подкачки;
Воздухоочиститель: Комбинированный, инерционно-масляный;
Система охлаждения: Воздушная, принудительная на нагнетание;
Вентилятор: Осевой, находится на одной оси с генератором в развале цилиндров, во вращение приводится с помощью клиновидного ремня от шкива, расположенного на крышке центробежного маслоочистителя;
Топливо: Бензин автомобильной марки А-76;
Читайте также: Цилиндр скатывается с наклонной плоскости физика
Трансмиссия
Сцепление: Однодисковое сухое фрикционное, имеет гидравлический привод выключения. Ведомый диск имеет наружный диаметр 170 мм;
Коробка передач: Трехходовая, двухвальная механическая, имеет четыре передачи вперед и одну назад;
Механизм управления коробкой передач: Рычажного типа, расположен на туннеле пола кузова;
Числа передаточные пар зубчатых колес коробки передач:
— 1-й передачи: 3,727;
— 2-й: 2,294;
— 3-й: 1,391;
— 4-й: 0,964;
— заднего хода: 4,763;
Главная передача: Представляет собой пару зубчатых конических колес, имеющих спиральные зубья;
Передаточное число главной передачи: 4,63;
Дифференциал: Конический с двумя сателлитами, симметричный;
Стартер: Типа СТ-366В, смешанного возбуждения, правого вращения, электрический, имеет муфту свободного хода, мощность 0,610 кВт (0,83 л. с.), в комплекте электромагнитноетяговое реле РС-904А. Реле управляется дистанционным способом от замка зажигания.
Подробнее об устройстве отдельных элементов силового агрегата МеМЗ-966Г автомобиля ЗАЗ-968М-005 «Запорожец» смотрите в соответствующих статьях:
💥 Видео
Поршневая группа ВАЗ на ЗАЗ-968 (ЗАПОРОЖЕЦ). Установка ГБЦ. Трамблер от волги.Скачать
Устройство двигателя - Блок цилиндровСкачать
МеМЗ-968 часть 1: разборкаСкачать
Гильзовка Блока! Как Делается и Зачем!Скачать
За что водители в СССР не любили "Запорожец" ЗАЗ-968?Скачать
МеМЗ-968 часть 2: картер и его внутренностиСкачать
Переделка УД-25. (Ск-12) на поршневую и головку от Запорожца!Скачать
Инжекторный двигатель на Заз 968. Часть 3 (запуск "Сто сороковки")Скачать
Почему нежелательно гильзовать чугунный блок? (гильзовка - крайний метод ремонта)Скачать
Почему ПЕРЕГРЕВАЕТСЯ ЗАПОРОЖЕЦ?Скачать
Легенда советсткого автопрома - двигатель ЗАЗ-966А 30 л.с. "Тридцатка"Скачать
Как увеличить степень сжатия ДВС ЗАЗ ЛУаЗСкачать
Гильзовка блока двигателя: что, зачем и почему в компании "Механика"Скачать
Капитальный ремонт двигателя ЗАЗ 968М 40л.с.Скачать
Чистка Двигателя Блока Цилиндров.Заз 968М,Запорожец.Скачать
Гении маркетинга или мифы о гильзовке.Скачать
Разбираем двигатель ЗАЗ 968. Часть-1Скачать
Отличия МеМЗ-965 от МеМЗ-966Скачать