Две проверки давления воздуха в шинах, проведенные нами в Минске и Бресте, охватили в общей сложности 95 автомобилей и показали, что найти машину с правильно накачанными колесами сродни чуду. Зато езда на «полуспущенных», как выяснилось, настолько тривиальное явление, что как раз ее можно назвать возведенной нашими водителями в правило.
Но ведь неспроста производители автомобилей в инструкциях по эксплуатации и наклейках, размещаемых чаще всего как раз в проемах водительской двери, чтобы садящийся за руль непременно их увидел, указывают давление воздуха, которое необходимо поддерживать в шинах. Чем чревато движение машины, когда давление в колесах ниже либо выше рекомендованного?
Что гласит теория
Теория рассматривает колесо как упругую систему, состоящую из множества элементарных пневматических пружин. При качении колеса каждая из этих пружин в момент контакта с дорогой сжимается, сопротивляясь качению. Чтобы преодолеть сопротивление, затрачивается определенная работа. При выходе из контакта с дорожным покрытием пружина распрямляется, аккумулированная в ней при сжатии энергия высвобождается и помогает колесу катиться. Однако из-за потерь, вызываемых деформацией боковин покрышки, и связанного с этим внутреннего трения, высвобождается энергии меньше, чем затрачивается на сжатие.
Из сказанного нетрудно сделать вывод, что чем сильнее деформируются боковины, а именно это происходит при низком давлении воздуха в шинах, тем выше потери на внутреннее трение, что не может не отразиться на расходе топлива, поскольку только оно является источником энергии, необходимой для преодоления сопротивления движению автомобиля.
И это не единственное следствие езды на шинах с пониженным давлением. При нормальном давлении в шине протектор контактирует с дорожным покрытием по всей своей ширине, что способствует наилучшему сцеплению колеса с дорогой и равномерному износу протектора. При низком давлении ненормально деформируются не только боковины, но и беговая поверхность шины. В результате изменяется распределение давлений в пятне контакта протектора с дорожным покрытием, из-за чего более интенсивно, чем должны, изнашиваются плечевые зоны протектора, в то время как износ центральной части, наоборот, замедляется.
Кроме того, при снижении давления в шине увеличивается податливость боковин и их способность сильнее деформироваться под действием боковых инерционных сил, возникающих при любом движении автомобиля не по прямой. Боковой увод существенно отражается на управляемости и устойчивости машины.
По причине той же податливости боковин полуспущенная шина хуже держит удары, сопровождающие проезд рытвин. Результаты сильного удара — появление на боковинах «булок» и пробоин, повреждение закраин обода колесного диска.
Наконец, именно давлением воздуха обеспечивается надежная посадка шины на ободе. При снижении давления в шине легкового автомобиля до 0,7-0,8 бара появляется реальная угроза, что под действием внешних сил покрышка провернется вокруг обода, что случается, например, при экстренном торможении, либо разбортируется при выполнении резких маневров наподобие переставки.
Поскольку обычно такое маневрирование выполняется во избежание ДТП, неожиданное «разувание» колеса и связанная с этим потеря контроля над автомобилем усугубляют ситуацию и ведут к самым непредсказуемым последствиям.
Однако у любой медали, как известно, две стороны. В обязанности шин вменяется также поглощение нагрузок, которые возникают при наезде колес на мелкие неровности, передаются затем на подвеску и далее на кузов автомобиля и ощущаются водителем и пассажирами как неприятная и утомительная тряска и вибрации. Говоря проще, наряду с характеристиками пружин и амортизаторов подвески податливость боковины шины — важная составляющая в обеспечении ездового комфорта, сохранности перевозимых грузов и, кстати, долговечной работы деталей подвески. Именно из соображений устойчивости, управляемости и топливной экономичности при одновременном соблюдении требований к плавности хода автомобиля производители устанавливают то самое давление воздуха, которое согласно инструкциям по эксплуатации и наклейкам в дверных проемах необходимо поддерживать в колесах.
Читайте также: Шины для сломанной челюсти
С перекачанными колесами, как показали наши проверки, ездят считаные единицы автомобилей. Что грозит им? При повышенном давлении поперечное сечение шины приобретает форму, при которой центральная часть протектора выступает над его наружными кромками. В результате протектор контактирует с дорогой преимущественно центральной частью, из-за чего она изнашивается быстрее. Уменьшается площадь контакта колеса с дорогой, а с ней сцепление шины с покрытием, поэтому на скользкой дороге перекачанные колеса начинают показывать норов раньше, чем при нормальном давлении. Ухудшается плавность хода, больше нагрузки передается деталям подвески, что сокращает срок их службы. Шина становится более подверженной проколам, то есть предмет, на который наехала перекачанная шина, может оказаться для нее более опасным, чем в случае нормы или низкого давления. Но опять-таки есть плюс — снижается расход топлива.
Что показала практика
Мы проводили эксперимент по определению, как влияет пониженное давление в шинах на поведение автомобиля и расход топлива. Полученные результаты вполне согласуются как с теорией, так и с данными исследований, проводившихся другими организациями.
Из этих же исследований известно и то, что при снижении давления в шинах помимо увеличения расхода топлива ухудшаются разгонные характеристики автомобиля. Машина не развивает максимальную скорость и не разгоняется так же быстро, как при нормально накачанных покрышках, — ухудшение составляет до 10% при снижении давления на 0,5 бара от рекомендованной величины. При регулярной эксплуатации шины с давлением внутри на 10% ниже нормы срок службы этой шины также сокращается на 10%. Настолько же уменьшается ресурс протектора при повышении давления в шине на 20%.
Если давление в шине снижено на 50%, срок ее службы сокращается и вовсе в 3-4 раза, но не из-за износа протектора, а из-за появления в материале покрышки усталостных микротрещин, по которым воздух быстро уходит из колеса, что вынуждает постоянно его подкачивать.
- Почему важно следить за давлением в шинах: советы водителям
- Чем опасно неправильное давление в шинах
- Давление в шинах ниже нормы
- Давление в шинах выше нормы
- Признаки неправильного давления в шинах
- Какое давление должно быть в шинах
- Таблица измерения давления в шинах
- Самые распространенные значения давления в шинах в bar и psi
- Давление в шинах летом и зимой
- Когда следует корректировать давление: 5 примеров
- Длительная поездка по трассе
- На бездорожье
- По укатанному снегу и льду
- На загруженной машине
- В горной местности
- Как проверить давление в шинах
- 🎦 Видео
Видео:Система контроля давления в шинах TPMS с АлиэкспрессСкачать
Почему важно следить за давлением в шинах: советы водителям
Шины — это единственный элемент автомобиля, который находится в постоянном контакте с дорогой. Один из главных показателей их исправности — давление. Оно влияет не только на эффективный расход топлива, но и на безопасность.
Как правило, автопроизводители рекомендуют выдерживать давление в шинах от 2,0 до 2,8 атмосферы. Но на практике бывают ситуации, когда следует отступать от этой нормы.
Проверять давление в шинах следует не реже одного раза в месяц, для этого есть несколько способов. Разбираемся, почему так важно соблюдать оптимальный показатель давления и на что это влияет.
В этом материале:
Видео:У ВАС НЕПРАВИЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ В ШИНАХ! ТОП-7 дорогих ошибок при проверке давления в шинах!Скачать
Чем опасно неправильное давление в шинах
Давление в шинах — это то сопротивление, с которым воздух «давит» на внутреннюю площадь резины. Правильно накачанные шины прослужат дольше, обеспечат лучшие ходовые качества и повысят безопасность поездки. Если в колесах слишком низкое давление или они перекачаны, то автовладелец рискует столкнуться с рядом проблем: от покупки новой резины до угрозы попасть в аварию.
Давление в шинах ниже нормы
Недокачанные шины — это шины, давление в которых ниже рекомендованного значения. В этом случае увеличивается пятно контакта резины с дорогой, что приводит к повышенному трению или сопротивлению качению. Визуально выдать такую проблему может изношенные внешний край протектора.
Повышенное трение с дорогой может привести к перегреву покрышки, ее сползанию и даже разрыву. Кроме этого, пониженное давление в шинах приводит:
- к их чрезмерному износу;
- плохой управляемости и менее точным реакциям автомобиля на действия водителя;
- снижению экономии топлива из-за увеличившегося сопротивления;
- увеличению риска аквапланирования.
Читайте также: Алиэкспресс комплект датчиков давления в шинах
Давление в шинах выше нормы
При избыточном давлении в шинах, то есть выше рекомендованной производителем нормы, пятно контакта уменьшается. Как результат основное трение с дорогой принимает на себя центральная часть шины.
Повышенное давление в шинах приводит к чрезмерной чувствительности к неровностям дороги и риску повреждения шины, вплоть до ее разрушения. Перекаченные покрышки также:
- делают автомобиль плохо управляемым на больших скоростях и поворотах;
- подвеска сильнее и жестче отрабатывает нагрузку от кочек и неровностей;
- из-за меньшего сцепления с дорогой увеличивается тормозной путь (особенно это опасно в дождь или гололед):
- возрастает вероятность прокола или иного повреждения.
Признаки неправильного давления в шинах
Комментирует автоэксперт, мастер спорта международного класса по автоспорту, Татьяна Елисеева
- свистят в крутых поворотах и на маленьких скоростях;
- если спущено одно колесо – машину начинает водить (тянуть в одну сторону) по дороге;
- в быстрых поворотах приспущенное колесо «подламливается» – может появиться звук или разбортироваться.
- машина становится более нервной на прямой;
- ее потряхивает на неровностях;
- больше чувствуется боковая кромка колеса в поворотах;
- появляется приятное ощущение (это должно насторожить), что машина вдруг стала хорошо катиться.
Видео:Датчики давления в шинах - полезная фишка или лишний геморой?Скачать
Какое давление должно быть в шинах
Для каждой модели автомобиля производитель устанавливает свое оптимальное давление в шинах. Этот показатель зависит от массы авто, скоростного режима эксплуатации, количества пассажиров (частичная или полная посадка), а также загруженности багажника [1].
Информацию о рекомендуемом давлении в шинах можно найти в справочнике по эксплуатации автомобиля или на одной из табличек/наклеек в салоне. Они могут быть:
- на стойке водительской двери или пороге;
- на дверце перчаточного ящика;
- с обратной стороны лючка бензобака;
- на двери багажника.
Таблица измерения давления в шинах
Давление в шинах измеряется в нескольких единицах. В России обычно указывают в кг/см2 (или атмосферах) и барах (bar). Эти два показателя практически равны, отчего часто используются как синонимы:
На зарубежных моделях чаще применяются фунты на квадратный дюйм (pound per square inch) или «psi».
- 1 psi = 0.068948 барам
- 1 бар = 14,5 psi
Для удобства автопроизводители могут указывать давление сразу в двух единицах — bar и psi. Таким образом необходимости самостоятельно рассчитывать по формулам отпадает. В противном случае, это можно сделать в одном из онлайн-калькуляторов или свериться с таблицей популярных значений.
Самые распространенные значения давления в шинах в bar и psi
Давление в шинах летом и зимой
Существенное влияние на давление в шинах оказывает температура: когда она падает, то и давление в колесах снижается вместе с ней. При понижении температуры на 10 градусов Цельсия шины подспускает в среднем на 0,07–0,14 бара или от 1 до 2 psi [2].
Для летней резины обычно используют показания, рекомендованные производителем. Но зимой к этим цифрам советуют прибавлять около 0,2 бар [3].
Специалисты также рекомендуют проверять и корректировать давление в шинах при температуре наружного воздуха. В холодное время года подкачку лучше выполнять не в теплом гараже, а на улице. Летом перед такой манипуляцией стоит убедиться, что одни колеса автомобиля не стояли под палящим солнцем, а другие в тени.
Видео:Датчики давления в шинах Ремонт TPMS своими рукамиСкачать
Когда следует корректировать давление: 5 примеров
Иногда давление в шинах следует корректировать по ситуации. Например, при полной загрузке машины или буксировке прицепа. Для таких случаев автопроизводители, как правило, отдельно указывают оптимальное давление.
Но бывают моменты, которые попадают в разряд экстремальных и нестандартных (особенно, если до этого машина чаще всего ездила по городу). Автомобильный эксперт Татьяна Елисеева разобрала самые распространенные из них:
Читайте также: Шины всесезонка 175 65 r14
Длительная поездка по трассе
Приводит к нагреву колес, особенно летом, и поэтому надо перед такой поездкой придерживаться рекомендаций производителя. Мы не знаем, что нам встретится: заплаточный ремонт дороги или проливной дождь. Ведь для каждой из этих ситуаций рекомендации будут противоположные. Играть с давлением могут спортсмены, когда условия трассы известны и инженеры можно всегда поменять настройки. Для дальней дороги обывателю надо просто выбрать среднее.
На бездорожье
Шины надо стравливать, особенно на песке. Вопрос на сколько? Можно стравливать и до 0,7 атм, но не очень опытный автомобилист может неаккуратным движением сорвать колеса в пробуксовку, а если при этом водитель будет резко крутить руль (например, пытаясь зацепиться за край колеи), то шина может соскочить с диска. И такие случае встречаются регулярно.
По укатанному снегу и льду
При околонулевой температуре по укатанному снегу, льду или шуге для новых колес (типа «липучка» или шипованных) лучше чуть-чуть перекачать колеса, чтобы из центральной зоны пятна контакта выдавливалась вода и шуга и протектор лучше работал. Колесо должно очищаться, чтобы работал протектор. Когда оно забивается снегом тормозной пусть и сцепные свойства сильно ухудшаются.
Если на машине изношенные колеса, но с допустимой глубиной протектора для зимних шин (4 мм), то надеяться на правильную работу протектора не стоит. Такая невысокая шашечка уже не выталкивает снег. В таком случае надо снижать давление в колесе, тем самым увеличивая то самое пятно контакта.
На загруженной машине
На проселочной дороге важным фактором будет именно общая масса машины. В этом случае давление выбираем по загрузке – конкретные показатели надо посмотреть на центральной стойке кузова. Там вы увидите примерно следующую рекомендацию: чем больше загруженность машины – тем выше должно быть давление в задних колесах.
Но сильно разбитая дорога может привести к грыжам, разрывам и повреждениям шин. Поэтому если повышаем давление, то по плохой дороге едем максимально спокойно и размеренно. Или слегка отступаем от рекомендации производителя и поднимаем давление не так сильно, как рекомендует производитель.
В горной местности
Главный фактор изменения поведения колеса – это не перепад давления на высоте, а наличие большого количества крутых поворотов и долгих торможений. Шина будет нагреваться не только от нагрузок, но и от работы тормозных механизмов. Поэтому идея, что из-за низкого давления надо поднимать давление в шинах – неправильная, ведь куда большее влияние в этом случае оказывает температура колеса.
Видео:EXEED: Система контроля давления воздуха в шинахСкачать
Как проверить давление в шинах
Рекомендованное давление всегда указывается для холодных шин. Это значит, что автомобиль не был в движении в течение трех часов или проехал менее 1,6 км (или одну милю).
Проверить давление в шинах можно двумя способами: самостоятельно или на станции СТО. В первом случае, достаточно воспользоваться общедоступной «подкачкой» на АЗС или приобрести манометр. Это устройство для измерения давления в шинах бывает трех видов:
- стрелочный. Простой рабочий механизм, как правило, выдающий небольшую погрешность;
- электронный. Компактный, удобный цифровой экран, работает от батареек;
- реечный или с выдвижной шкалой. Недорогой, прост в использовании, но более хрупкий по сравнению с другими видами.
Еще один вариант — установка специальных колпачков контроля давления на каждый ниппель. Такой гаджет работает следующим образом: верхняя часть колпачка прозрачная и в зависимости от уровня давления в ней появляется индикатор трех цветов. Зеленый — давление в норме, желтый — колесо спускает, красный — давление превысило норму.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
🎦 Видео
Восстанавливаем TPMS, cистему контроля давления в шинах.Скачать
Датчики давления в шинах TPMS / Система прописывается САМА!Скачать
Как привязать новый датчик контроля давления в шине TPMSСкачать
Датчики ДАВЛЕНИЯ В ШИНАХ.Замена батарей.Отзыв через 2 года эксплуатации!!!Скачать
Обслуживание системы контроля давления в шинах (TPMS)Скачать
Haval Jolion. Изменение давления в шинах.Скачать
Что такое датчики давления в шинах? Особенности, принцип работы и стоит ли устанавливатьСкачать
Убрать ошибку низкого давления в шинах Kia CeratoСкачать
Адаптация давления в шинах. Tire pressure adaptation. Система контроля давления в шинах TPMSСкачать
Минусы датчиков давления TPMS после 2-х недель эксплуатацииСкачать
Установка датчиков давления в шине HUFСкачать
Датчики давления в шинах TPMS TeyesСкачать
Что стало с внешними датчиками давления в шинах Deelife MU9F после зимы?Скачать
Ремонт датчика давления в шинах TOYOTA.Скачать
Какие датчики давления воздуха в шинах подходят для Вольво?Скачать