Существуют проволочные шины Шредера, Тигерштедта, Дюшанж и др. Наиболее эффективными являются шины Тигерштедта, неизменно применявшиеся во время Великой Отечественной войны и еще теперь непотерявшие своего важного значения. В 1916 г. автор опубликовал в печати этот метод в работе «Военно-полевая система лечения и протезирования огнестрельных челюстных ранений».
Метод Тигерштедта представляет собой целую систему конструкций алюминиевых шин, весьма эффективных и показанных почти при всех видах переломов челюстей. Эта система поэтому называется универсальной. Заслугой Тигерштедта является также удачный выбор металла — алюминия, весьма удобного для изгибания. Изготовление этих шин возможно ручным способом, не нуждается в лабораторном изготовлении и сложном инструментарии; кроме того, шина может быть изогнута индивидуально для каждого больного в любых условиях.
Шинирование по Тигерштедту благодаря этим достоинствам стало методом выбора при лечении челюстно-лицевых ранений и способствовало внедрению раннего ортопедического лечения в челюстно-л ицевую травматологию. Методы изгибания и конструкции алюминиевой шины в настоящее время значительно изменены и усовершенствованы отечественными авторами: А. А. Лимбергом, А. Э. Рауэром и др. Однако С. С. Тигерштедт считается основоположником простого, доступного и весьма эффективного метода лечения челюстно-лицевой травмы.
В настоящее время наиболее известны следующие виды гнутых проволочных шин: 1) одночелюстная гладкая связующая шина-скоба; 2) одночелюстная связующая шина с распорочным загибом; 3) шина с зацепными петлями для межчелюстной фиксации; 4) одночелюстная шина с наклонной плоскостью; 5) одночелюстная шина с опорной плоскостью.
Одночелюстная гладкая связующая шина-скоба. Одночелюстная гладкая связующая шина-скоба применяется в тех случаях, когда можно удерживать прочно отломки в правильном положении при помощи одночелюстной фиксации. Для применения этой шины-скобы необходимо наличие достаточного количества устойчивых зубов на каждом отломке.
Для изготовления гладкой связующей шины-скобы используется алюминиевая проволока толщиной 2 мм и длиной 15—20 см. Шину изгибают таким образом, чтобы она охватила стоящие в конце зубной дуги моляры с дистальной и язычной стороны крючками. Крючок должен быть так изогнут, чтобы он повторял форму экватора зуба. Если же крайний зуб не может быть охвачен крючком (поражен кариесом или имеет низкую коронку), тогда изгибают шип, входящий в промежутки между двумя крайними зубами и заостренный напильником в виде трехгранной пирамиды. Шип должен захватить не больше половины дистальной стороны предпоследнего зуба, и край должен быть изогнут по направлению к жевательной поверхности.
Затем шину изгибают по зубной дуге с таким расчетом, чтобы она прилегала к каждому зубу в одной точке вестибулярной поверхности его. Шина должна быть расположена на гингивальной части коронки зуба, т. е. между экватором и десневым краем, находясь от десневого края на расстоянии 1—1,5 мм.
Техника припасовки шины к зубам следующая: изогнув на одной, допустим левой, стороне крючок или шип, вводят проволоку в полость рта, вставив шип или крючок на отведенное ему место, и отмечают точку на проволоке, которая прилегает к зубам. Проволоку захватывают крампонными щипцами в отмеченной точке, вынимают из полости рта и пальцем пригибают шину в сторону еще не прилегающих к ней зубов. Потом примеряют шину в полости рта, опять захватывают ее щипцами и пригибают пальцами шину по направлению к не прилегающим к ней еще зубам. Так поступают до тех пор, пока шина не будет прилегать к зубам левой стороны.
К другой, т. е. правой, стороне труднее припасовывать шину, так как другой конец проволоки с трудом входит в рот. В этих случаях поступают следующим образом. Сначала изгибают шину, чтобы она вошла в рот и приблизительно прилегла к зубам правой стороны. При этом срезают правый конец проволоки таким образом, чтобы шина только на 2—3 см была длиннее зубного ряда. Затем припасовывают шину к каждому зубу правой стороны описанным способом, а из излишка проволоки в 2—3 см изгибают крючок. Следует помнить одно важное правило: изгибать нужно проволоку пальцами, а держать ее щипцами.
Когда шина полностью изогнута, привязывают ее проволочной лигатурой. Шину необходимо привязывать к возможно большему количеству устойчивых зубов, желательно ко всем зубам. Перед привязыванием шины очищают рот от пищевых остатков, сгустков крови, протирают зубы и слизистую оболочку ваткой с 3% раствором перекиси водорода, а затем орошают раствором марганцовокислого калия. Удаляют также зубной камень, мешающий прохождению лигатур через межзубные промежутки, и приступают к связыванию шины с зубами.
Для укрепления шины берут кусок проволочной лигатуры длиной 140—160 см и протирают его тампоном со спиртом, этим одновременно устраняются завитки и придается лигатуре ровное направление. Затем разрезают ее на отрезки длиной 6—7 см для передних зубов и 14—15 см для боковых. Каждый отрезок изгибают в виде шпильки, имеющей один конец длиннее второго, и придают шпильке полукруглую форму. Шину привязывают к зубам лигатурой одиночной узловой косой вязью. С этой целью проводят оба конца шпильки со стороны полости рта через промежутки, имеющиеся между намеченным зубом и двумя соседними, таким образом, чтобы проволока охватила зуб с обеих сторон.
Читайте также: Размеры шин санг йонг кайрон
Один конец должен пройти в преддверие рта над проволочной шиной, другой — под шину. Ухватив щипцами оба конца с вестибулярной стороны, скручивают их по ходу часовой стрелки, срезают излишки лигатуры так, чтобы концы имели в длину не больше 3—4 мм, и пригибают их на нижней челюсти кверху над шиной, а на верхней челюсти книзу — под шину. Для легкого проведения лигатуры через межзубное пространство необходимо, чтобы положение шпильки вначале имело вертикальное направление. Когда концы уже вошли в межзубные промежутки, нужно придать шпильке горизонтальное положение. Не следует силой проталкивать лигатуру, она в этих случаях загибается и не идет в нужном направлении. Затем притягивают оба конца с вестибулярной стороны и скручивают их по ходу часовой стрелки.
Скрученные концы должны быть гладкими для предохранения мягких тканей полости рта от травмы.
Видео:ТигерштедтаСкачать
Очень важно неуклонно соблюдать правило скручивания концов лигатуры по ходу часовой стрелки, ибо врач, который принимает больного на следующем этапе эвакуации, должен часто корригировать шину, при ослаблении лигатур должен их подкручивать, и поэтому необходимо строго унифицировать способы ее фиксации. Фиксировать к шине желательно все зубы, во всяком случае необходимо фиксировать большое количество зубов. Фиксацию начинают с малых коренных зубов на обеих сторонах. Затем переходят к фиксированию остальных зубов.
Существуют другие способы фиксации шины. Ввиду трудности проведения одной и той же лигатуры под шину и над шиной некоторые авторы предлагают лигатурную проволоку не изгибать в виде шпильки и продвигать со стороны полости рта, а продвигать сначала один конец лигатурной проволоки со стороны преддверия рта в межзубный промежуток под шину, а со стороны полости рта изгибать проволоку вокруг шейки зуба, проводить ее через второй промежуток над шиной по направлению к преддверию рта, затем скручивать концы и т. д. Лучшим способом является метод, предложенный М. X. Рагинским и А. М. Певзнером. Они предлагают еще до введения в рот шины ввести в нескольких местах лигатурную проволоку, причем один конец должен бытье вестибулярной стороны поднят кверху, а другой — опущен книзу.
Затем между концами укладывают шину и фиксируют обычным способом.
Индивидуальные назубные проволочные шины
Проволочные назубные шины С.С.Тигерштедта. (1916)
Различают пять основных видов этих шин: а) гладкая шина-скоба, б) шина с распорочным изгибом, в) шина с зацепными петлями, г) шина с наклонной плоскостью, д) шина с опорной плоскостью. Для изготовления назубных шин необходимы: алюминиевая проволока диаметром 1,8-2,0 мм и длиной 12-15 см. или проволока из нержавеющей стали диаметром 1,3-1,5 мм, для фиксации шин применяется бронзово-алюминиевая лигатурная проволока диаметром 0,5-0,6 мм или полиамидная нить. Недостатком проволочных назубных шин является невозможность применения их в случае глубокого прикуса с отвесным или ретрузионным положением зубов.
1. Гладкая шина-скобаможет быть использована для лечения переломов нижней челюсти при условии, что на большем отломке находится не менее 4, а на меньшем – не менее 2 устойчивых зубов. При этом зубы, находящиеся в щели перелома в расчет не берутся.
1) односторонний линейный перелом нижней челюсти, расположенный в пределах зубного ряда, без смещения или с легко вправимыми отломками в пределах фронтальной группы зубов;
2) переломы альвеолярной части нижней челюсти и альвеолярного отростка верхней челюсти;
3) переломы и вывихи зубов, когда с двух сторон на неповрежденных участках челюсти имеются устойчивые зубы;
4) шинирование зубов при остром одонтогенном остеомиелите и пародонтите.
5) для профилактики патологического перелома нижней челюсти, перед проведением операций секвестрэктомии, цистэктомии, цистотомии, резекции части челюсти и др.;
6) неполные переломы (трещины) нижней челюсти.
2. Шина с распорочным изгибом в области дефекта зубного ряда.
Односторонний перелом нижней челюсти без смещения или с легко вправимыми отломками, если щель перелома проходит через альвеолярную часть, лишенную зубов.
Видео:Выжим проволоки из шиныСкачать
3.Шина с зацепными петлями.
1) переломы нижней челюсти за пределами зубного ряда;
2) переломы нижней челюсти в пределах зубного ряда при наличии на большем отломке 4-х, а меньшем – 2-х устойчивых зубов;
3) переломы нижней челюсти с трудно вправимыми отломками, требующими вытяжения;
Читайте также: Давление в шинах мотоцикла сузуки бандит 1250
4) двусторонние, двойные и множественные переломы нижней челюсти;
5) перелом верхней челюсти (с обязательным использованием подбородочной пращи);
6) одновременные переломы верхней челюсти и нижней челюсти (дополняется подбородочной пращей).
4.Шина с наклонной плоскостью.
1) при значительных дефектах нижней челюсти в результате травматического остеомиелита, огнестрельного ранения или после операций по поводу резекций. Предотвращает смещение отломка в сторону полости рта, устанавливая его в правильном артикуляционном соотношении с противоположным зубным рядом.
2)переломы в области восходящей ветви.
5. Шина с удерживающей плоскостью.
Показания к применению: на верхнюю челюсть для удержания тампонов, лоскутов мягких тканей неба при повреждениях или в послеоперационный период.
Метод Бетельмана А.И. и Фиделя М.П.
Метод представляет собой модификацию метода Тигерштедта.
Видео:Наложение ШинСкачать
На верхней челюсти укрепляют шину с зацепными петлями; на каждом отломке нижней челюсти к 1-2 зубам привязывают с помощью лигатуры резиновые кольца и надевают их на петли верхней шины. Таким образом, смещенные отломки устанавливают в правильном положении. После этого изгибают проволочную шину с зацепными петлями на весь зубной ряд нижней челюсти, снимают резинки, проводят несколько проволочных лигатур между зубами на отломках нижней челюсти, и прикрепляют готовую шину к зубам, проводя двучелюстное шинирование по методу Тигерштедта.
Шина В.А.Энтелиса (витая шина-распорка)
Показания: переломы нижней челюсти с дефектом костной ткани во фронтальном отделе.
Стальная шина 3. Н. Померанцевой-Урбанской (три варианта).
- дуга, перемещающая беззубый отломок книзу при помощи пелота;
- дуга, перемещающая отломок книзу при наличии устойчивых;
- дуга с распоркой при наличии дефекта кости.
Шина изготавливается из стальной нержавеющей проволоки диаметром 1,3—1,5 мм. Техника изгибания такая же, как при изгибании алюминиевой проволоки. Показана в тех случаях, когда прочность алюминиевой шины недостаточна. Эта шина может быть использована не только для фиксации, но и для репонирования отломков челюсти, при этом благодаря ее прочности могут быть расширены показания к применению одночелюстной шины .
Шинирование по Г.В.Кручинскому и С.И.Суботько (1989).
Отличительная особенность данного вида шинирования состоит в использовании в челюстно-лицевой травматологии законов и правил биомеханики, которые заключаются в том, что основные траектории напряжений, по мнению авторов, проходят вдоль язычной поверхности тела нижней челюсти. Таким образом, проволочную шину рациональнее располагать на язычной поверхности зубов. Шина фиксируется лигатурной проволокой к каждому зубу затем из лигатурной проволоки, выведенной в преддверие полости рта, формируются зацепные Т-образные крючки для межчелюстного вытяжения.
Показания к применению: переломы нижней челюсти при достаточном количестве устойчивых зубов на отломках (способ особенно эффективен при переломах подбородочного отдела нижней челюсти).
Шинирование по П.И.Попудренко и А.И.Степанову.
Межчелюстное вытяжение по П.И. Попудренко осуществляется с помощью резиновых колец, на которые надеты по два S-образных крючка из стальной (нержавеющей) проволоки. Один из крючков фиксируется за гладкую проволочную верхнечелюстную шину, а другой – за такую же нижнечелюстную шину. А.И. Степанов перелагает на гладкую шину-скобу надевать специальные, заранее заготовленные плоские крючки из латуни, нержавеющей стали или дюралюминия. Они свободно перемещаются по шине и, по мере ее закрепления, устанавливаются в необходимых местах между лигатурами.
Показания к применению те же, что и для шины Тигерштедта.
Двойная шина Бадера И.Я. Способ фиксирования ее к зубам облегчен, хорошо удерживает отломки, так как она двойная – с вестибулярной стороны зубы фиксирует шина по Тигерштедту с зацепными петлями, а с оральной – проволочная лигатура.
а) вестибулярная шина Тигерштедта плотно прилегает к зубному ряду. Свободный конец ее изогнут в виде петли, через которую проведена лигатура, оба конца ее размещены с язычной стороны зубов, их выводят в промежуток между клыком и боковым резцом.
б) шина фиксирована прямой узловой вязью.
Шинирование по методу А.П.Вихрова и М.А.Слепченко
Видео:Процесс производства плитки из резиновой крошки, рецепт резиновой плитки GlobalPlant.ruСкачать
Оно состоит в том, что бронзово-алюминиевая лигатура фиксируется на зубном ряду при помощи полиамидной нити с язычной стороны, и сама, в свою очередь, фиксирует с вестибулярной стороны алюминиевую шину (гладкую или с зацепными петлями).
Шинирование по методу П.З.Аржанцева.
Состоит в том, что гладкие назубные проволочные шины скрепляют полиамидной нитью, таким образом исключается необходимость в зацепных крючках или петлях.
Шины с применением пластмассы холодного отверждения:
Шина по М.Р.Марею (1958)
Пластмассовая шина с лигатурной фиксацией каждого зуба полиамидной нитью (диаметром 0,3-0,4мм) или проволочной лигатурой с установлением пластмассовых штифтов (длиной 5-6 мм) для межчелюстного вытяжения. На нити и узелки на вестибулярной поверхности зубов при помощи шприца и специальной канюли ровным слоем наносится пластмасса холодного отверждения.
П.М.Егоров, А.И.Маркин с соавторами предложили для этой цели специально изготовленную металлическую формочку в виде изогнутого по дуге желобка (1960).
Читайте также: Зимние шины ханкук в уфе
Шина по М.Р.Марею, в модификации И.Е. Корейко. При наложении шины используются бусинки и специальные заготовки, исполненные заводским путем;
Шина по М.Р.Марею в модификации Л.П.Пикалова – вместо формочек пластмасса накладывается из специального шприца.
Показания к применению: для одночелюстного шинирования при переломах обеих челюстей без смещения отломков и дефекта кости с сохраненными зубными рядами.
Шинирование по Л.Сазаме и Н.Г. Бадзошвили
При наложении шины используется эластичная перфорированная форма, с помощью которой концы лигатур покрываются пластмассой холодного отверждения в тестообразной стадии.
Показания к применению: для межчелюстного шинирования при переломах нижней челюсти.
Видео:Как Перерабатывают Автомобильные Шины в ЕвропеСкачать
Шинирование по М.Б.Швыркову.
Шинирование по М.Б.Швыркову предусматривает одномоментное изготовление пластмассовых назубных шин и зацепных петель для межчелюстного вытяжения.
Метод М.Б.Швыркова является модификацией шинирования по Л.Сазаме, который фиксировал отломки челюстей шиной из проволочной дуги, укрепленной на зубах быстрополимеризующейся смолой, и метода И.Е.Корейко, который к этим шинам добавил ретенционные пункты из пластмассовых бусинок. Методика шинирования по М.Б.Швыркову представляет собой лигатурное шинирование зубов обеих челюстей с помощью полиамидной нити с зафиксированными пластмассовыми бусинами на вестибулярных поверхностях. С помощью воскового дугообразного желобка накладывается пластмасса, до того, как она затвердела, в нем проделывают отверстия горячим металлическим стержнем. Выступающие из отверстий отростки пластмассы, после затвердевания после затвердевания будут служить зацепными крючками, с помощью которых будет осуществляться межчелюстная фиксация резиновыми кольцами.
Показания к применению: те же, что и для проволочных шин, т.е. можно изготовлять и гладкую шину, и шину-скобу с распорочным изгибом и с зацепными петлями. Основное преимущество их в том, что значительно облегчается уход за больным, нет необходимости подтягивания лигатур.
Шинирование по Б. Я. Кельману.
На лабораторно изготовленные базисные пластинки из пластмассы холодного отверждения, в боковых участках снаружи помещают прикусные валики из пластмассы холодного отверждения в тестообразной стадии. Базисы вводят в полость рта, где благодаря податливости пластмассы челюсти устанавливаются в состояние центральной окклюзии. Дальнейшее лечение проводится в сочетании с пращевидной повязкой. При внелабораторном изготовлении шины из пластмассы холодного отверждения в тестообразной стадии моделируют непосредственно в полости рта по контурам зубных рядов.
Шинирование по В.К.Пелипасю.
Методика шинирования состоит в том, что на зубах обеих челюстей (центральный резец, клыки и первые моляры) с помощью капроновой нити фиксируются крючки из стальной нержавеющей проволоки. Крючки имеют форму изогнутых петель и заранее приготавливаются зубным техником. Пластмасса холодного отверждения накладывается ровным узким слоем на зубной ряд, а также основания прикрепленных к зубам крючков, из импровизированного тюбика, изготовленного из целлофанового кулька.
Показания к применению: межчелюстное вытяжение, иммобилизация при переломах нижней челюсти за пределами зубного ряда. При свежем переломе нижней челюсти в пределах зубного ряда достаточно наложить шину В.К.Пелипася только на нижнюю зубную дугу, вправив и удержав отломки в правильном положении. Шина Пелипася удобна для применения благодаря быстроте наложения, прочности фиксации фрагментов челюсти, равномерности распределения силы межчелюстного вытяжения по длине всей монолитной пластмассовой шины, возможности соблюдения гигиены полости рта, отсутствию необходимости подтягивания лигатур, а также избавляет больных от длительного пребывания в стационаре и частых контрольных осмотров при амбулаторном лечении. Шину нетрудно снять. Недостатки данного метода, это невозможность коррекции шины в процессе лечения и опасность образования пролежней на верхушках межзубных сосочков.
Для шинирования по Р.М.Фригофу используют назубные пластмассовые шины-каппы из быстротвердеющей пластмассы. После репозиции отломки фиксируют лигатурной повязкой. Затем проволочную лигатурную фиксацию и зубы покрывают валиком из незатвердевшей стиракриловой массы. Сформированная из нее каппа не должна доходить до переходной складки слизистой оболочки в области нижней челюсти.
Показания к применению: центральный перелом нижней челюсти с небольшим смещением отломков и наличием на них зубов.
Шину из быстротвердеющей пластмассы можно приготовить в виде каппы непосредственно в полости рта больного. Показания: неполный вывих зуба. В шину включают не менее двух здоровых зубов с каждой стороны от вывихнутого зуба. Режущий край вывихнутого зуба освобождают от пластмассы, чтобы он не испытывал дополнительного давления. Кроме того это дает возможность проводить электроодонтометрию и, если необходимо, произвести депульпацию зуба. Шину накладывают на срок не менее 5-6 недель. Необходимо воском защитить десневой край от ожога пластмассой. Э.Я. Варес предлагает делать каппы методом штамповки из листового полиметилметакрилата в специальной пресс-форме.
Пластмассовые шины имеют недостатки: 1) укрепление пластмассовых шин полиамидной нитью недостаточно прочно в связи с растяжением последней; 2) пластмассовые шины в виде капп изменяют окклюзию, громоздки, повреждают десневые сосочки и нарушают гигиену полости рта.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
Видео:Переработка авто шин в крошку (сырьё)Скачать
📸 Видео
Станок для удаления металлического корда | Переработка шинСкачать
Нарезка протектора. Регрувер из паяльникаСкачать
Самодельный прибор, с помощью которого можно делать из обычных шин, вездеходные!Скачать
Лекция: Консервативные и хирургические методы лечения переломов челюстейСкачать
Переработка шин как бизнес | ПромышленностьСкачать
Как делают шины для скоростных мотоцикловСкачать
Оборудование для переработки изношенных автомобильных шин в резиновую крошкуСкачать
Восстановление шин своими руками!Скачать
Ремонт боковых порезов шин.Скачать
Как делают автомобильные шины // НЕпростые вещиСкачать
Как восстанавливают старые шины, для повторного использованияСкачать
💥Как делают шины? Производство шин! Как делают шины на заводе?💥Скачать
Перелом нижней челюстиСкачать
Как производят восстановленные шины | Как это сделано?Скачать