Приобрели на днях вот такой вот симпатичный грузовичок ЗИЛ-5301 «Бычок». К сожалению с ним в комплекте не оказалось запасного колеса, которое должно было крепиться сзади к раме. Не долго думая, решил по быстрому слепить формочку и отлить недостающее колесо из эпоксидной смолы. Благо, есть с чего снимать слепок и делать копию, к тому же ещё не успел выбросить остатки желатина от всех этих форм. Вот только пришлось сначала немного помучиться, чтобы снять колёса с передней оси грузовичка. После чего, форма для копии колеса, была сделана буквально за несколько минут, куда дольше сохла сама эпоксидка в этой форме.
Собственно вот здесь должна была крепиться запаска этого ЗИЛ-ка (фото ниже). Сейчас же в этом месте пока гуляет ветер ?
Из полосы пластика сворачиваем кольцо (опалубку) чуть больше самого колеса. Старайтесь не делать очень широкую форму, так как в последствии при разрезании формы, сложно будет искать середину шины, ибо толстая масса желатина плохо просвечивается. Идеальный вариант, это когда толщина стенок желатина вокруг детали, лежит в пределах 5-10 мм. Но это опять таки всё зависит от размеров самой детали, в моём случае, это колесо диаметром около 15 мм.
Разогреваем желатин и заполняем на треть или половину, нашу пластиковую опалубку. Затем даём остыть этой подложке, Это нужно для того, чтобы при погружении колеса в горячую массу, оно не опустилось на дно, а осталось в середине нашего резинового цилиндра.
Окунаем колесо в горячую массу и хорошенько промазываем кисточкой все щели и вогнутости на колёсном диске. Не забываем про рисунок протектора на шине. В общем, чем тщательней обмажете, тем более качественнее будет отпечаток, и соответственно меньше будет в последствии пузырей на копии колеса. Если погружаемая деталь довольно массивная, то после погружения в массу, даём ей какое то время, чтобы она прогрелась до температуры желатина.
После того как колесо обмазали и избавились от всех воздушных пузырей на нём. Не щёлкая долго варежкой, цепляем его пинцетом и переносим на заранее подготовленную желатиновую подушку. При этом надо постараться зачерпнуть самим колесом побольше желатина, чтобы как бы приклеить его к основанию. К тому же меньше будет шансов, опять нахватать пузырей при переносе колеса в опалубку. После чего выравниваем колесо, чтобы оно лежало горизонтально и посередине. При необходимости, доливаем ещё желатина, заполняя тем самым опалубку до самых краёв.
После остывания массы, можно смело разматывать пластик с этого резинового цилиндра.
Делаем надрез и извлекаем резиновый оригинал колеса. Надо постараться попасть в торец шины, вот именно по этой причине, желательно делать стенки формы не очень толстыми. Так как в этом случае, положение колеса хорошо прощупывается пальцами, а иногда его даже видно на просвет. Надрез делаем не очень длинный, где то на треть меньше диаметра самого колеса. Через большой надрез, неудобно будет заполнять форму, ибо эпоксидка будет вытекать.
Не спеша заполняем форму смолой, чтобы воздух успевал выходить. Зубочисткой или иной палочкой, распределяем смолу по всем углам и пазам формы, чтобы избавиться от воздушных пузырей, а в последствии и раковин на колесе. Нежно схлопываем половинки, при необходимости, подпираем чем нибудь, чтобы створки не раскрывались.
Читайте также: Плоская шина 3х10мм ev009241
В моём случае, одна из половинок разрезанной формы, просела чуть ниже и никак не хотела выравниваться, в результате шов был как ступенька. Поэтому выждав когда смола станет менее текучей (густой), положил форму на бок и сверху слегка придавил грузом. После этого, ступенька исчезла и шов выровнялся заподлицо. Так же не следует сдавливать форму очень сильно ибо может произойти схлопывание половинок в сердцевине и в результате на выходе мы получим отдельно шину, и отдельно фрагмент колёсного диска.
Иногда удаётся извлечь эпоксидные отливки без разрезания формы, например как этот череп-брелок. Но здесь этот способ не прокатил, отливка прилипла намертво, пришлось разрезать и разрывать форму.
На фото ниже, фрагменты разорванного желатина, который остался в щелях колёсного диска. Но все эти остатки резины, легко смываются горячей водой из под крана, ибо желатин прекрасно плавится и растворяется в воде. При этом даже не нужно пытаться вычищать остатки всякими зубочистками. Только перед этим, старайтесь выдержать отливку из эпоксидки не менее суток, на воздухе или в самой форме. Так как не полностью схватившаяся эпоксидная смола, начинает покрываться белёсым налётом в горячей воде. Сам я опыты не ставил, но возможно эта водяная баня на полусырой отливке, скажется в последствии на детализации самой детали.
Собственно, наше колесо собственной персоной, после водных процедур ?
На просвет хорошо видно насколько тонка перемычка между лицевой и задней частями колеса. Именно по этой причине, не следует сильно сдавливать форму после заполнения её смолой, так как две половинки формы могли соединиться, и эта перегородка просто исчезла бы.
Чуть ниже на фотке, результат других моих экспериментов. Здесь к сожалению не полная 3D-копия колеса, но зато оно имеет более мощную осевую часть. К тому же, такая полуоткрытая форма легче в изготовлении, даже ось снимать не обязательно. Правда остаётся ещё решить проблему с центровкой и высверливания отверстия для металлической оси, в центре колеса.
Здесь отметил где прошёл шов от половинок формы. Хорошо видно что половинки формы соединились практически идеально. Если бы я не положил форму горизонтально, то скорее всего здесь была бы ступенька.
Тыльная сторона диска. Если на оригинале колеса, перед погружением его в желатин, залепить эти ямы хотя бы на половину, гипсом, картонкой или ещё чем. То можно будет не опасаться схлопывания половинок формы, ибо зазор станет больше, ну а диск соответственно толще.
Возле своего собрата, с которого собственно и отливалась эта копия.
Немножко видео с установленным на своё место, запасным колесом.
В общем результат клонирования мне очень понравился, есть конечно некоторые косяки в виде мелких раковин и пузырей, но они настолько ничтожны, что их даже не замечаешь (если не вглядываться). Надписи читаются, протектор угадывается, а больше вроде ничего и не нужно, тем более это колесо будет смотреть в пол ? По крайней мере, теперь всегда можно отлить копию какого либо колеса вместе с колёсным диском, для какой нибудь из этих машинок в масштабе 1:43. Некоторые покрышки которых, имеют неприятное свойство плавить пластиковые диски на этих же машинках. Но так как этот вариант копирования несколько муторный, то им лучше пользоваться когда диск на какой либо машине полностью разъело. Поэтому не допускайте полного плавления диска, то есть чаще осматривайте свою коллекцию моделей, чтобы успеть принять меры. Кстати, ранее я уже выкладывал небольшую темку про отливку покрышек для машинок, там способ несколько проще этого, но зато сразу отливается куча покрышек, которые затем шлифуются и устанавливаются вместо резиновых.
Читайте также: Датчики давления в шинах кия спортаж 4
Написать сообщение автору
Автор: Nikolay Golovin — — — — — — — —
03.09.2015
- Как сделать спицованые колеса на модели?
- Смотреть все картинки
- Пошаговый процесс изготовления обода колеса
- Изготовление втулок
- Система центровки и натягивание спиц
- Схема протяжки нити через отверстия обода
- Процесс изготовления шины
- Готовые колеса
- Механизация процесса изготовления дутиков
- Готовые дутики
- Еще раз про изготовление обода
- Вариации на тему втулки
- Станочек для спицевания
- Готовые колеса
- Еще раз о схеме спицевания
- 📹 Видео
Видео:Самодельные шины для моделей из силиконового герметикаСкачать
Как сделать спицованые колеса на модели?
Смотреть все картинки
Насмотревшись на на различные способы имитации спицованых колес, решил разработать свою технологию.
Основная идея в том, что система отверстий на ободе и система центровки втулки должны обеспечить простую и правильную натяжку спиц.
В качестве материала для обода была выбрана медная жесть толщиной 0.2 мм., нарезанная на полоски. В качестве материала для спиц была выбрана капроновая нить из школьного бантика. Эта нить имеет приемлемую толщину, эластичность и прочность.
В качестве материала для втулок были выбраны медицинские иглы от шприцов разного диаметра.
Видео:Отливаем покрышки своими руками!Скачать
Пошаговый процесс изготовления обода колеса
- Разметка медной пластинки (толшина пластинки 0.2 мм.). Размер между спицами удобно переносить разметочным циркулем.
- Сверление отверстий под спицы.
- Шлифовка лицевой поверхности обода.
- Обрезка обода.
- Придание ободу цилиндрической формы методом прокатки.
- Пайка стыка.
- Придание ободу нужной толщины.
- Придание ободу окончательной цилиндрической формы.
Видео:Урок #43- КАК СДЕЛАТЬ РЕЗИНУ НА МАСШТАБНУЮ МОДЕЛЬСкачать
Изготовление втулок
Для изготовления втулок подбираются иглы нужного диаметра, которые режутся на отрезки нужного размера. Втулки собираются на циакрине.
Видео:Как сделать покрышку/резину на модель своими рукамиСкачать
Система центровки и натягивание спиц
- Для обеспечения центровки обода и втулки, при натягивании спиц, из полистирола 0.5 мм. делается оправка. Под прорезанное отверстие подклеивается прозрачный аракал или скотч. Это нужно для фиксации обода и втулки в оправке.
- Обод и втулка фиксируются в оправке.
- Определяемся со схемой следования спиц.
- Проводится натяжка спиц. Для этого используется школьный бантик. Все спицы на колесе можно протянуть одной нитью. Фиксация между стежками производится циакрином.
- По окончании натяжки спиц колесо снимается с оправки.
- Производится покраска колеса.
Видео:Изготовление самодельной покрышки из силикона для RC модели 14 масштаба.Скачать
Схема протяжки нити через отверстия обода
С одной тороны натянуто 12 спиц и с другой стороны 12. Получается, что спицы натягиваются через одну дырочку. Синим цветом показана натяжка с одной стороны, а красным вход и выход нити с другой. Все колесо растягивается одной нитью. На рисунке видно всего один конец входа и один конец выхода.
Видео:Колеса для масштабной модели КАМАЗа Литье в силикон Жидкий пластикСкачать
Процесс изготовления шины
- Размечаем кусочек листового пластика. В данном случае используется ПВХ пластик от сантехнических труб. Этим пластиком и самой идеей его использования со мной поделился наш коллега igokr. Я уже рассказывал о преимуществах использовании этого материала. Еще раз повторюсь, что этот пластик обрабатывается гораздо лучше чем полистирол. Настоятельно рекомендую к использованию.
- Из пластика вырубается заготовка под бублик.
- Заготовка подгоняется по размерам.
- Заготовке придается необходимая форма в виде покрышки.
- Производится окончательная сборка колеса, в народе — шиномонтаж.
Читайте также: Добрая шина в уфе
Видео:Как сделать покрышки на масштабную модель своими руками || Шины ИК-6АМ-1 на модель автомобиля ГАЗ-53Скачать
Готовые колеса
Немного о механизации и автоматизации
Видео:Самодельные покрышки своими рукамиСкачать
Механизация процесса изготовления дутиков
1. Разметка.
2. Вырубка и придание нужной формы внешней поверхности.
3. Вырубка и придание нужной формы внутренней поверхности.
Видео:Как делают шины для скоростных мотоцикловСкачать
Готовые дутики
Видео:Как делают полиуретановые шины?Скачать
Еще раз про изготовление обода
Нарезка медных полосок, разметка, сверление, гибка, пайка, примерка.
Видео:ШИКАРНАЯ ИДЕЯ из старой автомобильной шины. Что можно сделать из покрышки колеса.Скачать
Вариации на тему втулки
Несколько измененная технология изготовления втулки. На отрезки иглы от шприца надеваются колечки из проволоки. Колечки фиксируются на циакрин.
Видео:Материалы для самостоятельного изготовления масштабных моделей: смолы, силикон, резинаСкачать
Станочек для спицевания
Удобство применения этого станочка заключается в том, что он позволяет зафиксировать как обод, так и втулку. Для спицевания освобождаются обе руки. Это очень удобно.
Видео:Как сделать колёса для моделей из силикона и из бумаги. Делаем самиСкачать
Готовые колеса
Видео:Как сделать Низкопрофильные Шины для Модели из изоленты и термоусадочной трубки. Два способаСкачать
Еще раз о схеме спицевания
На рисунке, для простоты, спиц в два раза меньше. Зеленая линия — разводка спиц с одной стороны втулки. Красная — с другой. Все растягивается одной нитью. Конструкция фиксируется на станочке. Сначала растягивается нижняя сторона, а затем верхняя. Точки входа и выхода нити фиксируются на циакрин. После снятия растянутого колеса со станочка, нити, огибающие втулку с обоих сторон, также фиксируются на циакрин.
Shvalov, alexei1985-85
Спасибо друзья. Рад, что эта тема вас заинтересовала.
makskm
Спасибо. Рад, что Вас заинтересовала эта тема.
Конечно же, чем меньше диаметр обода тем колесо сложнее в изготовлении. Но думаю, что задача вполне выполнимая.
Вот пример колес диаметром 12мм. Диаметр обода как раз 8мм.
Правда тут я просчитался с количеством спиц и эти колеса отправились в барахолку. ?
Zanuda
Технология расписана хорошо , я только не понял, это для какого масштаба?
Тут как бы не совсем корректно говорить о масштабе. Больше подходит такая величина, как диаметр обода. Чем он больше, тем колесо проще в изготовлении.
Не стоит забывать, что количество спиц и схема их чередования так же важны.
В 72 масштабе я делал так, втулку точил из литника, обод навивал на оправке из Доширака, спицы делал из провода от компьютерного блока питания ( у них есть провода из медных жил, они мягкие и есть из блестящего сплава, те жесткие, вот они и подходят), покрышку навивал так же на оправке из Доширака, и после спицивания надевал покрашенную покрышку на обод, смотрелось очень не плохо
Было бы интересно посмотреть хотя бы на конечный результат.
это я делал для легких самолетов, выдержит, ли такие спицы Тб-1 или Тб-3 еще не проверял
В моем случае, нить от бантика натягивается в процессе протяжки создавая необходимую жесткость. Колесо получается весьма жесткое.
Последним делал для Блерио, правда не заморачивался количеством спиц на чертеже, делал на глаз, чтобы смотрелось симпатично, если найду их после переезда, то выложу
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
📹 Видео
КАК СДЕЛАТЬ ШИНУ НА МАСШТАБНУЮ МОДЕЛЬ!? МАСШТАБ 1/24. (ЛЕГКИЙ СПОСОБ)Скачать
Как сделать диск колеса своими рукамиСкачать
Урок #46 - КАК СДЕЛАТЬ РАБОЧУЮ ПОДВЕСКУ НА МАСШТАБНУЮ МОДЕЛЬСкачать
КАК СОЗДАЮТ ШИНЫ? Показываем этапы производства на заводе шин Continental в Калуге : )Скачать
Как сделать колёса на масштабную модельСкачать
Имитация загрязнённой резины на модели, Нанесение пигмента на резину, покраска шин.Скачать