Измерение температуры цилиндра мотоцикла

Измерение температуры цилиндра мотоцикла

Авто помощник

Первое, что нужно уяснить, то, что температура двигателя — очень относительный показатель. Во время работы, различные узлы нагреваются по разному, и температура в головке цилиндра всегда будет ниже, чем на ребрах того же цилиндра, а масло будет еще холоднее. Второе — китайские термометры за $5 брешут бессовестно и с огромной погрешностью. И даже если вам попался абсолютно точный термометр — не забываем про внешние факторы: температура встречного воздушного потока, смена направления ветра, попадание воды из луж на щуп термометра и т.д. Вы никогда не сможете узнать точную температуру двигателя — это как узнать точную погоду в России. Поэтому, смотреть на ситуацию нужно как «Зима», «Весна», «Лето». То есть «Холодный двигатель», «Прогретый двигатель» и «Перегретый двигатель»)))
Еще один нюанс:
Все цифровые термометры имеют свой потолок показаний, то есть максимальную температуру, которую они могут измерять. Минимальную тоже, но оно нам не надо. Максимально допустимая для термометра температура, обычно указывается на сайте продавца. При достижении датчиком этого порога, термометр либо сходит с ума, то есть начинает показывать какую-то ересь, либо просто замирает на последней цифре и держит ее, пока температура не спадет до разумных пределов. Лично на моем термометре, этот предел составляет 110 градусов по цельсию, после чего, на экране просто появляется буква «H», сокращение от «HOT» — горячо. Как только щуп попадает в менее горячую среду — показания снова появляются. Поэтому, если после установки, вы обратили внимание на странное поведение термометра, рекомендую перевесить щуп в «более прохладное» место, например с ребер цилиндра на его головку, или с задней части цилиндра, не обдуваемой ветром, на переднюю. С этим вроде разобрались.

Способов установки есть великое множество, от приклеивания пластырем, до рассверливания головки и установки щупа непосредственно внутрь. Я буду рассматривать два, на мой взгляд, самых адекватных.

1) Если вы приобрели термометр без щупа, с простым огрызком проводов в 10см длиной (термопара), то это самый простой вариант. Провода наращиваются при помощи двух тонких проводков из низкоточного кабеля (типа DSL), кабель используется для прокладки локальных сетей, интернета, систем видеонаблюдения и т.д. Просто приходите в магазин и спрашиваете DSL кабель, отдаете 30 рублей за метр и уходите домой. Дома, аккуратно крест на крест ослабляете болты на 10мм, прижимающие головку к цилиндру, их там 4 (гайки на 12 откручивать не нужно), затем просовываете термопару под один из болтов, так, чтобы провода замыкались через этот болт, и так же аккуратно крест на крест затягиваете все болты обратно. Вся фишка в том, что чем ближе будет термопара к цилиндру (самой горячей части), тем раньше вы узнаете о перегреве. Но о температурных порогах термометра тоже забывать не следует, и если термометр «глючит», следует искать более холодное место. В общем, ищем золотую середину.

2) Для термометров со щупом. Понадобится высокотемпературный герметик типа «Abro». Лично я видел в продаже черный и красный. Я взял черный. Снимаем колпачок с тюбика и жирно намазываем щуп с одной стороны. Жирно — это 3 мм в толщину. Даем высохнуть, переворачиваем и мажем с другой. Снова даем высохнуть. Полученный силиконовый «дюбель» вставляем между ребрами цилиндра. Заводим, прогреваем, смотрим.
В крайнем случае, если что-то не устраивает, ничто не мешает отрезать щуп, зачистить 2 провода и сделать по схеме №1)))

После установки датчик необходимо будет «обкатать». Прокатитесь по городу, по трассе, уясните, какие температуры и в каком режиме являются нормальными для вашего мотоцикла. И не забываем про герметизацию платы термометра. Я использую термоклей, но тот же герметик справится не хуже.

Читайте также: Мерные колбы цилиндры 250

Видео:Датчик температуры двигателя мотоцикла, как установить.Скачать

Датчик температуры двигателя мотоцикла, как установить.

Тепловой режим двигателя

Приобрел я пирометр и решил проверить температуру головок и цилиндров на разных режимах движения , получились интересные замеры. Замеры делал на двигателе К-750 на котором подведена принудительная подача масла на правый цилиндр аналогично левому, маслонасос используется сдвоенный. 1)-при движении по трассе при скорости 80-90км/час , сделал замер температуры Левая головка 205 цилиндр 175. Правая головка 180 цилиндр-150. 2)- При движении в затяжной и крутой подъем на первой передаче, температура левого и правого цилиндра и головки практически одинаковая , головка 235-240 , цилиндр 190-195. Замеры на цилиндре делал в близи головки .Получается , что все-таки коляска по трассе помогает направлять воздушный поток на правый цилиндр , а вот на низкой передачи условия выравниваются. Но еще один момент до переделки маслосистемы правый цилиндр на этом подъеме прихватывало, получается , что он перегревался, может кто замерял на простом не доработанном хотелось-бы услышать его мнение.

Примерно 120 градусов, мотор 750сс, мерил между первым и вторым ребром головки от цилиндра.

В инструкции по эксплуатации про температуру цилиндров и головок так и сказано: при эксплуатации мотоцикла с косяской температура левого цилиндра на 20-30 гр. выше правого (на самом деле это офигенная разница!). И температура головок цилиндров не должна превышать 220 гр. Так что замеры сходятся с паспортными данными. Из практики, после ремонта двигателя с расточенной поршневой, некоторое время ездил с коляской, плавно доходя до скорости около 80 км/ч. Потом коляску отцепил и поехал чуть быстрее, примерно 90. И при немного продолжительной поездке с такой скоростью словил клин в правом цилиндре.

на одиночке 650-ке ездил с 2тцт-47, поршневая на издыхании, менял кольца, разница в компресии 1,5 очка. Температура под свечкой постоянно температура 190-195 с обоих сторон, выше 200 ниразу не поднималось. Термрметр калибровал маслом, плиткой и стеклянным термометром до 200*С. Если на холостом, то перегревается моментом, пока карбы регулируешь, бензин успевает закипеть, при том, что стояли проставки, у меня ПВХ трубки стояли, видно, как бенз кипел, и в баке булькало

пирометр хорошо. можно убавить тросик газа где горячее

Видео:Эндуро/Кросс, дешёвый датчик температуры с дисплеем + установкаСкачать

Эндуро/Кросс, дешёвый датчик температуры с дисплеем + установка

Следим за температурой двигателя

Много уже говорилось и писалось о необходимости контроля температуры двигателя.Всегда хочется знать — как там ему родному «дышится» и не пора ли остановиться и дать ему остыть.

Тема очень животрепещущая и не единожды обсуждалась на нашем сайте (взять к примеру статью Valetа от 22/12/2003).

Сделав поиск в архиве сайта я так и не нашёл простого решения этой проблемы,хотя, наверняка, многие уже сделали себе то, о чем я хочу рассказать. Ничего нового я не изобрёл.

Итак, вот как сделал я. Поскольку живём мы в 21 веке, то и пользоваться нужно современными технологиями, т.е. электроникой, а не пытаться искать приборы от каких-то списанных самолётов. На радиорынке свободно продаются электронные термометры, выполненные на основе программируемых микроконтроллеров. Собирает какое-то НПО или НПП,но сборка качественная Цена около 50 грв.(250 руб.). Кто с электроникой на «ты» может собрать сам, схемы, кажется, были в журналах «Радио». Вот как он выглядит (фото 1):

При установке исходим из двух постулатов:

1. По инструкции, при эксплуатации двигателя его температура не должна превышать 200-220оС. Значит, термометр должен иметь диапазон измерения до 250оС.Такой и следует покупать.

2. Левый цилиндр греется больше правого, поэтому датчик устанавливаем на левый.

Оптимальным местом для установки является ребро головки цилиндра,т.к. зто наиболее приближенное место к самой горячей точке (фото 2).

Читайте также: Зачем нужен цилиндр в мотоцикле

Датчик представляет собой термопару, помещённую в цилиндрик из бронзы и залитый красным герметиком. Возможны другие конструктивные исполнения,тогда нужно конструировать из уже имеющегося. Аккуратно извлекаем датчик оттуда.

Для закрепления датчика на головке изготавливаем кронштейн из какого-нибудь куска алюминия. Я использовал старый замок (см. фото 3).После опиливания получаем вот такое (см. фото 4). Сверлим в нём глухое отверстие по диаметру цилиндрика датчика,чтобы затем запрессовать его туда с натягом.

Отверстия для крепления кронштейна d=3.1мм сверлим под углом,чтобы он легко снимался отвёрткой (фото 5). В ребре головки сверлим по месту и нарезаем резьбу М3.

Провода, идущие от датчика, отпаиваем от схемы,предварительно пометив полярность.Затем, для защиты от случайного обрыва и оплавления, протягиваем их в оболочку от старого троса. Она является как-бы металлорукавом (Фото 6).

В цилиндрике рассверливаем отверстие до d=3,5мм и глубиной примерно 5мм чтобы вставить в него оболочку вместе с датчиком (предварительно наполнив термопастой). Если оболочку, вращая против часовой стрелки,вставить в цилиндрик, то она как пружина сжимается и легко входит,а распрямившись крепко держится.Место стыка можно пропаять.
После этого на оболочку одеваем яркую термоусадочную трубку.

Место закрепления кронштейна на ребре головки смазываем термопроводной пастой.

Теперь делаем отверстие в щитке приборов или кому где нравится (фото 7). Размеры отверстия должны быть на 1мм меньше,чем размеры индикатора (зачем — скажу ниже). Снизу щитка просто припаиваем П-образные кронштейны для крепления схемы (фото 8). Вот как выглядит после установки (фото 9 ).

Для защиты от осадков внутренностей приборного щитка, снизу перед установкой можно скотчем приклеить прозрачную плёнку от упаковки типа целлулоида.Индикатор при установке поджимает её к металлу (для этого и делаем отверстие меньше на 1мм).Можно попробовать и герметик.

Вот и всё. К сожалению, ничего не могу сказать по поводу эксплуатации прибора, т.к. мот еще только собираю, да и не сезон. Если кто поставит и раньше опробует — буду рад услышать отзывы. А может у кого уже стоит — пишите!

В заключение несколько характеристик термометра:

— диапазон измеряемых температур : -60 +250 град.С

Видео:Датчик температуры двигателя на мотоцикл Альфа 110Скачать

Датчик температуры двигателя на мотоцикл Альфа 110

ТЕРМОМЕТР — МОТОЦИКЛУ

Нередко двигатели мотоциклов перегреваются (особенно в жаркое летнее время). Избежать этого и не дать двигателю «застучать» от перегрева поможет устройство для контроля за температурой. Разумеется, выполняется оно не на основе бытового градусника. Температурными датчиками в технике служат в большинстве случаев специальные полупроводниковые приборы — терморезисторы.

Они имеют форму стержней, пластинок, дисков, шайб, бусинок (табл. 1), изготовляемых из смесей окислов металлов или титаната бария со специальными «добавками». Выпускаются такие приборы с отрицательным температурным коэффициентом сопротивления (сокращенно ТКС). Что же характеризует этот параметр?

ТКС показывает, на сколько изменяется в процентах сопротивление терморезистора при отклонении температуры на 1 °С, отнесенное к величине его сопротивления при 20 °С, и выражается в %/°С, то есть

где ΔR — абсолютное изменение сопротивления (Ом) терморезистора в интервале температур Δt (°С),

Ro — сопротивление (Ом) терморезистора при 20 °С.

Терморезисторы, изготовленные на основе окислов металлов, имеют отрицательный ТКС. Эти полупроводниковые приборы (называемые еще в обиходе и «минус-термисторами») используют для температурной стабилизации электрических цепей и контуров, режимов транзисторных каскадов для термокомпенсации электроизмерительных приборов, в качестве датчиков в устройствах измерения и регулирования температуры, в системах пожарной сигнализации и другой автоматике. Необходимые справочные данные по наиболее распространенным приборам такого рода сведены в таблицу 1, которая приводится ниже.

Измерение температуры цилиндра мотоцикла

Измерение температуры цилиндра мотоцикла

Изготовленные на основе титаната бария терморезисторы имеют положительный ТКС. Их также называют позисторами. Они предназначены для работы в термостатах кварцевых резонаторов в качестве регуляторов температуры нагревательных элементов, могут также осуществлять термостабилизацию режимов работы транзисторов (совместно с терморезисторами с отрицательным ТКС и резисторами), защищать элементы электронных аппаратов от перегрузки по току.

Читайте также: Как найти высоту цилиндра если известно только радиус

На корпусах терморезисторов с отрицательным ТКС цифрами обозначают величину номинального сопротивления при строго определеннной температуре окружающей среды. Для большинства из них эта температура установлена 20 °С. (У терморезисторов, предназначенных для измерения высоких температур, величина номинального сопротивления указана при t = 150 °С.)

Сопротивления позисторов строго не нормируют, поскольку различные экземпляры одного и того же типа могут значительно отличаться своими значениями. Важный параметр этих приборов — кратность изменения сопротивления в области температур, при которых ТКС имеет положительные значения, то есть отношения максимального сопротивления к его минимальному значению в данной области (табл. 2).

Измерение температуры цилиндра мотоцикла

Среди других параметров терморезисторов, встречающихся в справочной литературе — максимальная мощность рассеяния, при которой терморезистор, находящийся в спокойном воздухе при t = 20 °С, разогревается протекающим током до максимальной рабочей температуры, допустимой для данного типа, и постоянная В, зависящая от физических свойств полупроводникового термочувствительного материала.

Тепловая постоянная времени характеризует тепловую инерционность терморезистора, то есть насколько быстро он приобретает окружающую температуру при ее изменениях. Этот параметр измеряют следующим образом. После длительной выдержки терморезистора в воздушной среде с t = 0°С его быстро переносят в атмосферу, где поддерживается 100 °С. Время, в течение которого температура полупроводника возрастет в е раз (основание натуральных логарифмов е = 2,718), или на 63 процента и принимают за величину постоянной времени терморезистора. Она тем больше, чем массивнее полупроводниковый прибор.

На принципиальных схемах терморезисторы обозначаются символом постоянного сопротивления, который пересекает наклонная линия с изломом внизу — знак нелинейного саморегулирования. Для указания внешнего фактора используют общепринятое буквенное обозначение t° (температура). Знак температурного коэффициента сопротивления указывают только в том случае, если он отрицательный. Буквенное обозначение терморезистора — RK.

Но, как говорится, вернемся к нашим делам: устройству «градусника» для мотоцикла. Шкала самодельного термометра нелинейна, так как он рассчитан на измерение «предела», то есть максимальной температуры двигателя (100…120 °С).

Схема устройства с терморезистором показана на рисунке 1а. Измерительная головка РА1 может быть любой. Можно, например, использовать в качестве РА1 микроамперметр М1131. Он имеет небольшие размеры и к тому же вибростойкий.

Ну а если под руками термистора не оказалось, то на роль термодатчика вполне подойдет… диод Д2В. Правда, принципиальную электрическую схему придется несколько подкорректировать (рис. 1б). А сам диодный термодатчик следует обмотать фторопластовой лентой и поместить между ребрами радиатора охлаждения цилиндра (лучше всего в головку цилиндра).

Измерение температуры цилиндра мотоцикла

Рис. 1. Схема «градусника» для мотоцикла, выполненная на базе стандартного термистора (а) и полупроводникового диода Д2В в качестве датчика температуры (б).

Подстроечным резистором R1 устанавливаются максимальные показания РА1 при температуре датчика 110…120 °С.

Теперь о подробностях. Начнем с термометра. Схема его проста, поэтому нет никакого смысла делать печатную плату. Описывать конструкцию «в объеме» тоже нет надобности: любой начинающий радиолюбитель может собрать ее за 5 минут. Правильно собранный «градусник с термодиодом» для мотоцикла заработает сразу, необходимо только подстроечником R1 (см. схему) установить стрелку РА1 на 100…120 °С при t0 двиг. =120°С.

При использовании крупногабаритного микроамперметра схему можно расположить внутри его и вывести три провода: 1 — «⊥», 2 — «+», 3 — «датчик» Д2В (рис. 2).

Измерение температуры цилиндра мотоцикла

Рис. 2. Конструкция прибора, «электроника» которого почти вся умещается в корпусе микроамперметра.

Если в мотоцикле (мотоблоке) напряжение стабилизируется с помощью реле-регуляторов или других электронных (механических) стабилизаторов, то схема упрощается. Шкалу микроамперметра можно отградуировать и примерно оценивать температуру двигателя, который часто перегревается (особенно в жару).

Контролируя с помощью «полупроводникового термометра» температуру двигателя на моем «двухколесном агрегате», я ни разу не позволил мотору заклинить.

📽️ Видео

XR 250 Lite датчик температуры маслаСкачать

XR 250 Lite датчик температуры масла

НУЖЕН КАЖДОМУ! Датчик температуры ДВС (2-х и 4-х тактный) PROMAX на два цилиндраСкачать

НУЖЕН КАЖДОМУ! Датчик температуры ДВС (2-х и 4-х тактный) PROMAX на два цилиндра

Замер температуры двигателя 165 FMM | Motoland XR 250Скачать

Замер температуры двигателя 165 FMM | Motoland XR 250

Установка ВОЛЬТМЕТРА для контроля заряда и датчик ТЕМПЕРАТУРЫ двигателя мотоцикла ЯВА 638 1 03Скачать

Установка ВОЛЬТМЕТРА для контроля заряда и датчик ТЕМПЕРАТУРЫ двигателя мотоцикла ЯВА 638 1 03

Цифровой Мото Tермометр Runleader RL-TM003AСкачать

Цифровой Мото Tермометр Runleader RL-TM003A

Температура двигателя Альфа 110Скачать

Температура двигателя Альфа 110

Температура двигателя Regulmoto sport 003 pro pr 2023 172fmm 300ccСкачать

Температура  двигателя Regulmoto sport 003 pro pr 2023 172fmm 300cc

Avantis fx lux 250 установил датчик температуры цилиндра мотор 172 fmm. 1 частьСкачать

Avantis fx lux 250 установил датчик температуры цилиндра мотор 172 fmm. 1 часть

Датчик температуры под свечу или в головку двигателя? разбираемся какой точнее.Скачать

Датчик температуры под свечу или в головку двигателя? разбираемся какой точнее.

Датчик температуры для zuum 300NC, Устраняю косяк по ловушке цепи, меняю приводную цепь.Скачать

Датчик температуры для zuum 300NC, Устраняю косяк по ловушке цепи, меняю приводную цепь.

О рабочей температуре двигателя мопеда Альфа! До какой температуры греется цилиндр?Скачать

О рабочей температуре двигателя мопеда Альфа! До какой температуры греется цилиндр?

Как сделать датчик и указатель температуры на альфу. Двигатель,мопед(мотоцикл).Скачать

Как сделать датчик и указатель температуры на альфу. Двигатель,мопед(мотоцикл).

Bajaj Boxer датчик температуры дв-ля и вольтметрСкачать

Bajaj Boxer датчик температуры дв-ля и вольтметр

Датчик температуры на оппозит - Мото Термометр МТ-50Скачать

Датчик температуры на оппозит - Мото Термометр МТ-50

На оппозит указатель температуры, дёшево и сердито.Скачать

На оппозит указатель температуры, дёшево и сердито.

GNS 300 Датчик температуры индикацияСкачать

GNS 300 Датчик температуры индикация

Bajaj Boxer. О расположении датчиков температуры цилиндра и масла.Скачать

Bajaj Boxer. О расположении датчиков температуры цилиндра и масла.
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток