Изобразить цилиндр нанести градации светотени

Авто помощник

В рисунке, как правило, объемная форма предмета изображается с помощью светотени.

Светотенью называется наблюдаемое в натуре распределение света на поверхности предмета.

Плоскость (грань) ANFB освещена источником света. Грань ABDC находится в полутоне. На грани BFLD находится собственная тень. Весь куб отбрасывает на плоскость падающую тень, которая определяется относительно источника света и ограничивается точками FA1B1D1. Тень падающая будет темнее тени собственной.

Как, например, на белом гипсовом кубе, лежащем на белой драпировке. Если же модель и драпировка будут иметь разную тональность (чёрный чугунок на белой драпировке) это правиле не действует.

Изобразить цилиндр нанести градации светотени

рисунок 17 Распределение светотени на гранях куба: свет, полутон, собственная тень, тень падающая

Расположение светотени на гранях куба будет иметь определённую тональную растяжку. Так как глаз человека лучше воспринимает контрасты тёмного и белого тона на более близком расстоянии, то нам нужно ребро ВF (рис. 17) выделить более контрастно по отношению к рёбрам AN и DL. Для этого мы даем растяжку тона на грани BFLD таким образом, что тональность от более тёмной (ребро ВF) будет переходить к более светлой (ребро DL), а на плоскости АNBF наоборот. Растяжка тона будет идти от более светлой (ребро BF) к более тёмной (ребро АN). Таким образом, это даст нам результат, когда мы сможем в двухмерном пространстве создать трёхмерную объёмную форму куба.

Если поверхность непрерывная и плавная, как например сферическая поверхность шара, то распределение светотени на ней приобретёт дополнительные градации тона. Рассмотри рис. 18 (I и II).

Изобразить цилиндр нанести градации светотени

рисунок 18 Распределение светотени на поверхности шара:
I — линейное изображение: А — блик, Б — свет, С — полутон,
О — собственная тень, Р — рефлекс, N — падающая тень
II — тональное изображение

Блик (А) — это отражение источника света на объекте рисования.

Как правило, блик бывает хорошо выражен на предметах из материалов с глянцевой поверхностью и менее выражен на предметах с матовой поверхностью. К первым относят такие материалы, как стекло, металл, пластмасса и т.д., а ко вторым — гипс, дерево и др. За бликом «следует» свет (В), потом полутон (С), собственная тень (D), рефлекс (F) и падающая тень (N).

Рефлекс (Р) — это отражение света одного предмета на другой предмет.

Рисуя поверхность шара (более округлую, чем поверхность цилиндра), наиболее сильный «удар» тона (светосилы предмета) нужно отобразить в том месте, где находится собственная тень (рис. 19).

Изобразить цилиндр нанести градации светотени

рисунок 19 «Удар» тона

Видео:Как рисовать "Свет" - А. РыжкинСкачать

Как рисовать "Свет" - А. Рыжкин

Цилиндр

Распределение светотени на цилиндре очень похоже на распределение светотени на шаре (рис. 20).
Наиболее выразительное «пятно» на предмете — собственная тень (С).

Изобразить цилиндр нанести градации светотени

рисунок 20 Распределение светотени на цилиндре:
I — линейное изображение: А — свет, В — полутон,
С — собственная тень, Б — рефлекс, Р — падающая тень;
II — тональное изображение

Видео:ОСНОВЫ СВЕТОТЕНИСкачать

ОСНОВЫ СВЕТОТЕНИ

Изобразить цилиндр нанести градации светотени

Изобразить цилиндр нанести градации светотени

Многие начинающие художники часто сталкиваются с проблемой понимания того, как распределяются тень и свет на изображаемом объекте, и удивляются, почему рисунок не выглядит реалистичным. Поэтому здесь я приведу отрывок о пяти градациях светотени из книги Ли Хэммонд «Как рисовать полные жизни портреты с фотографии», который мне очень помог. Надеюсь, поможет и вам.

«Чтобы изобразить любой объект реалистично, вы должны полностью понимать, как он освещен, как смешиваются и распределяются на его облике свет и тень. Объемную форму всякого объекта художник воспроизводит именно благодаря правильному размещению на плоском листе бумаги светлых и темных участков изображения, применению пяти градаций светотени и продуманному смешению тонов.
Каждый тон, присутствующий на поверхности рисуемого объекта, вы должны сравнивать с полностью черным или чисто белым. Но как узнать, насколько темен тот или иной участок, как измерить (оценить) густоту тона, необходимого в этом месте? Используйте простейшую пятиступенчатую тоновую шкалу. Каждая ступень на ней соответствует одной из градаций светотени.

1 — падающая тень (черный). Это наиболее темный участок, и воспроизводя его, вы должны максимально приблизиться к радикально черному цвету. Такова та тень, которая падает от рисуемого объекта на поверхность, служащую ему опорой. Там, где объект и опорная поверхность почти соприкасаются, падающая тень наиболее густа, а по мере удаления от объекта она немного светлеет.
2 — собственная тень (темно-серый). Заметьте: она располагается не на видимом краю (кромке изображения) объекта, а там, где поверхность его находится в удалении от источника света и освещена хуже прочих участков. Собственная тень лежит и на стороне объекта, противоположной источнику света, которая закрыта от нас передним полушарием сферы.
3 — полутень (серый). Она дает нам понятие о подлинном цвете объекта, без эффектов, порожденных паеднием прямого света или темнотой. этот тон не светлый, а ПОЛУсветлый; и не темный, а ПОЛУтемный. Потому данная градация светотени так и названа: ПОЛУтень.
4 — отраженный свет, рефлекс (светло-серый). Светотень этой градации занимает узкую кромку вдоль видимого контура объекта, особенно хорошо различима в области между падающей тенью и собственной. Создается она и вправду за счет света, отраженного окружающими поверхностями (опорой и возможными объектами, не вошедшими в кадр). Этот-то свет и обеспечивает нам впечатление выпуклости, объемности, солидности, вещественности объекта, подсказывает, какие его части сильнее удалены от зрителя. Отраженный свет никогда не бывает ярко-белым! Они ближе к полутени.
5 — полный свет (белый). Та область объекта, куда свет от источника «бъет» с полной силой, должна воспроизводиться с девственной, совсем незакрашенной белизной бумаги. Растушевку окружающих серых участков по направлению к этой области следует производить очень тщательно и осторожно, не допуская никаких резких скачков в сходящей на нет насыщенности тона».

Читайте также: Формула нахождения образующей цилиндра

Вот эти 5 градаций, которые надо выучить на зубок и понимать их. А также необходимо тщательно изучать те предметы, которые собираетесь изобразить.

Видео:Как нарисовать цилиндр.Полный разбор.Скачать

Как нарисовать цилиндр.Полный разбор.

Рисуем цилиндр карандашом

Начинающим художникам необходимо усвоение академического рисунка. Невозможен переход сразу к сложным предметам и фигурам, так как именно база академического рисунка закладывает основные знания, которые применяются в дальнейшем при работе над любым изображением. Освоение академического рисунка начинается с изучения построения геометрических тел, которое является базой для рисования.

Стоит помнить, что все объекты представляют собой сочетание простых геометрических тел. Поэтому необходимо уметь правильно передавать эти фигуры на бумаге, правильно компоновать их, применяя законы перспективы для изображения предмета объемным. Каждый начинающий художник должен уметь качественно выполнять линейно-конструктивный рисунок, уметь правильно штриховать предмет и знать законы светотени.

Основной фигурой вместе с кубом и шаром является цилиндр. Поэтому мы сегодня рисуем цилиндр.

Изобразить цилиндр нанести градации светотени

Видео:Как нарисовать объем! Основы светотени в рисунке карандашом.Скачать

Как нарисовать объем! Основы светотени в рисунке карандашом.

Рисуем цилиндр — необходимые материалы

Для работы Вам понадобятся следующие материалы:

  • простые карандаши разной твердости;
  • ластик;
  • плотная бумага.

Напоминаем, что любые построения мы всегда начинаем твердыми карандашами. Такие карандаши позволят выполнить построение точно, так как рисует тонкие линии, при этом такие карандаши не создают грязи в процессе работы и легче стираются. Уделите внимание бумаге. Плотность бумаги должна быть высокой, бумага должна быть гладкой. Мы советуем нашим ученикам работать на бумаге для черчения.

Ластик следует подбирать мягкий, без вкраплений в текстуру. Также в дальнейшем может возникнуть необходимость использования клячки с целью облегчения тона, но мы советуем использовать её уже на итоговых этапах работы, так как это может помешать дальнейшему наслоению штриха.

Изобразить цилиндр нанести градации светотени

Видео:Основы СВЕТОТЕНИ в Рисунке Карандашом / Учимся РИСОВАТЬ карандашомСкачать

Основы СВЕТОТЕНИ в Рисунке Карандашом / Учимся РИСОВАТЬ карандашом

Рисуем цилиндр карандашом — пропорции

При выполнении академического рисунка мы не используем линейку, весь процесс рисования направлен на то, чтобы развивался глазомер. На начальных этапах работы Вы можете использовать Ваш карандаш в качестве измерительного предмета. Для этого карандаш следует держать на вытянутой руке. Кончик карандаша — верхняя точка, на нижней точке предмета следует зажать карандаш пальцем. Далее Вы вкладываете высоту в ширину цилиндра. Таким образом Вы можете понять соотношения сторон и проверить свое построение.

Видео:Строим тень от цилиндра рассеянное Освещение. #академическийрисунок #рисую #начертательная #графикаСкачать

Строим тень от цилиндра рассеянное Освещение. #академическийрисунок #рисую #начертательная #графика

Первый этап рисунка цилиндра — построение основы

Построение цилиндра достаточно простое. Самый сложный этап — изображение раскрытия эллипсов, которые являются основой цилиндра.

Но для начала нам следует обозначить центральную ось, которая в дальнейшем будет служить основой для построение. Всегда помним о композиции. Уже на этапе построение оси компонуем цилиндр на листе. Рисуем три перпендикулярных линии. Сразу закладываем высоту цилиндра. Верхняя и линия линия будут служить нам ориентирами для верхней и нижней плоскости.

Пропорционально измеряем ширину цилиндра и рисуем параллельные друг-другу и оси прямые. Эти прямые будут являться гранями цилиндра, задавать его ширину. С помощью такого построения мы сразу обозначили пропорции предмета и следуя им, уже не допустим ошибок.

Видео:Штриховка светотени на примере цилиндраСкачать

Штриховка светотени на примере цилиндра

Второй этап рисунка цилиндра — построение эллипсов

Переходим к наиболее сложному и важному этапу рисунка — построение эллипсов. Эллипсы являются основанием цилиндра. На первых этапах проще всего изображать их двумя полудугами, которые соединяются между собой.

Второй способ — это вписывание окружности в квадрат. Для этого Вам необходимо построить квадраты в соответствии с пропорциональными искажениями. Центральная ось должна быть центром эллипсов и при этом оставаться перпендикулярной им.

При изображении эллипсов, Вам следует усвоить такое понятие, как раскрытие. Правило — чем дальше эллипс от линии горизонта, тем более он раскрыт (более круглый), чем ближе к линии горизонта, тем он уже. Уделите внимание вращению эллипсов. Возможно, изначально они будут получаться кривыми и волнистыми, только постоянная практика поможет Вам достичь идеальных форм.

Читайте также: Заглушка блока цилиндров причина

Изобразить цилиндр нанести градации светотени

Видео:ТЕМА 2. ПОСТРОЕНИЕ КУБА, ЦИЛИНДРА, ШАРАСкачать

ТЕМА 2.  ПОСТРОЕНИЕ КУБА, ЦИЛИНДРА, ШАРА

Грани

Теперь ослабляем уже нарисованные линии, но не слишком сильно. Прежде всего, отделяем друг от друга передний и задний планы цилиндра. Для этого нужно потолще прорисовать линии всех видимых элементов. При этом самые толстые линии будут только на нижних и верхних дугах. Заднюю линию эллипса (видимую) тоже нужно выделить, но не настолько жирно. Главное – чтобы она осталась чёткой.

Так, нарисованные линии можно разделить на три группы: толстые – на переднем плане, на заднем – тонкие, и практически незаметные вспомогательные линии.

Окружности основания цилиндра прорисовываются насквозь – невидимые линии (которые должны быть внутри) исчезнут на этапе штриховки. Благодаря этому можно увидеть различия между верхним и нижним основаниями.

Изобразить цилиндр нанести градации светотени

Видео:Урок 04. Цилиндр. Как сделать СУПЕР-ОБЪЕМ в рисунке?Скачать

Урок 04. Цилиндр. Как сделать СУПЕР-ОБЪЕМ в рисунке?

Штриховка

После того, как разобрались с линиями, берём мягкий карандаш и приступаем к тонированию изображения, и так постепенно создаётся объём. Начать стоит с техники диагональной штриховки, и с самых тёмных участков.

Чтобы грамотно выполнить штриховку и правильно создать объём у фигуры, нужно знать элементы светотени, из которых состоит изображение: блик, свет, полутень, тень, рефлекс.

  • Блик – самый светлый участок, его штриховать не нужно;
  • Свет – штриховка очень слабая, едва заметная;
  • Полутень – в этом цилиндре будет основным тоном;
  • Тень – предполагает самую тёмную и плотную штриховку;
  • Рефлекс – располагается у края предмета, этот тон примерно такой же, как и полутень.

То есть, свет от блика распределяется по поверхности, постепенно переходя в полутень. А за счёт цилиндрической формы начинающему художнику гораздо проще понять логику и последовательность распределения тонов светотени. Самое сложное – штриховка должна быть такой, чтобы переходы между участками светотени были плавными, даже незаметными.

Изобразить цилиндр нанести градации светотени

Свет в целом и создаёт форму геометрического объекта, поэтому от добросовестности и правильности работы напрямую зависит итоговое изображение. Этот этап работы требует сосредоточенности и аккуратности: штриховка должна быть равномерной, поэтому важно периодически следить за соблюдением пропорций и корректной градацией тонов.

Для итогового восприятия рисунка и формирования объёмного пространства не менее важен и фон. Его штриховать не нужно.

После завершения этапа штриховки стоит проверить свою работу на предмет ошибок. Для этого следует отойти на некоторое расстояние от мольберта (на пару метров) – главное, чтобы рисунок был чётко виден. Правило простое: чем больше рисунок, тем дальше нужно отойти. При такой смене ракурса обнаружатся все допущенные ошибки, как в построении, так и в штриховке. То же самое следует повторить после корректировки работы.

Видео:подготовка к поступлению на архитектурное. рисуем базу. цилиндрСкачать

подготовка к поступлению на архитектурное. рисуем базу. цилиндр

Развитие навыков

Это – простейший вариант расположения геометрической фигуры на плоскости, идеально подходящий для новичков. Как только он покажется лёгким, можно будет усложнять задачу: рисовать цилиндр в пространстве, а также в горизонтальном или наклонном положениях.

Видео:Как рисовать "ТЕНЬ от предметов" - А. РыжкинСкачать

Как рисовать "ТЕНЬ от предметов" - А. Рыжкин

Законы светотени: от простых форм до портрета

Чтобы понять как изобразить объем, начинающих учат рисовать геометрические фигуры. Но как передать свет и тень на более сложных формах? Например в портрете? Рассмотрим законы светотени на примере рисунков различных объектов, в том числе рисунке головы человека.

Сначала немного теории

Мы видим окружающий мир благодаря тому, что свет отражается от поверхностей с разной силой. Поэтому мы воспринимаем предметы объемными. Чтобы передать иллюзию объема на плоскости, нужно научиться изображать светотень, которая состоит из:

Изобразить цилиндр нанести градации светотени

Изобразить цилиндр нанести градации светотени

Изобразить цилиндр нанести градации светотени

На примере рисунка шара, куба и головы человека Вы можете увидеть где находятся перечисленные области светотени. Но теперь подробнее о каждой.

  1. Бликом называется самая светлая часть, которая является отражением яркого света: лампы, солнца и т. д. Блик хорошо заметен на глянцевых (блестящих) поверхностях и практически не виден на матовых.
  2. Свет — как видно из названия, это освещённая часть предмета.
  3. Далее следует промежуточная область между светом и тенью — полутень.
  4. Собственная тень — это самая темная часть предмета.
  5. В конце перечисленных зон будет располагаться рефлекс. Слово «рефлекс» — происходит от лат. reflexus, что означает отражение. Т. е. в нашем случае рефлекс — это отраженный свет в теневой части предмета. Отражается он от всего, что окружает предмет с теневой стороны: от стола, потолка, стен, драпировок и т.п.. Область рефлекса всегда чуть светлее тени, но темнее полутени.
  6. Падающая тень — это тень отбрасываемая предметом на то, что его окружает, например, на плоскость стола или стены. Чем ближе тень к предмету, от которого она образуется, тем более темной она будет. Чем дальше от предмета — тем она светлее.

Кроме описанной последовательности, есть ещё одна закономерность. На схематичном рисунке видно, что если провести перпендикуляр к направлению света, то он совпадет с самыми темными местами предмета. Т. е. тень будет располагаться перпендикулярно свету, а рефлекс будет находиться на противоположной блику стороне.

Читайте также: Цилиндр горизонтальный что это

Изобразить цилиндр нанести градации светотени

Форма границы между светом и тенью

Следующее, на что нужно обратить внимание — это на границу света и тени. На разных предметах она приобретает разную форму. Посмотрите на рисунки шара, цилиндра, куба, вазы, и на рисунок головы человека.

Изобразить цилиндр нанести градации светотени

Изобразить цилиндр нанести градации светотени

Изобразить цилиндр нанести градации светотени

Изобразить цилиндр нанести градации светотени

Изобразить цилиндр нанести градации светотени

Конечно, граница между тенью и светом чаще всего размытая. Четкой она станет только при ярком направленном свете, например, при свете электрической лампы. Но начинающим художникам следует научиться видеть эту условную линию, тот рисунок, который она образует. Эта линия везде разная и постоянно меняется в зависимости от изменения характера освещения.

На рисунке шара видно, что линия границы имеет изгиб, т. е. похожа на овальную форму. На цилиндре — она прямая, параллельная сторонам цилиндра. На кубе — граница совпадает с ребром куба. А вот на вазе, граница между светом и тенью представляет собой уже извилистую линию. Ну, а в портрете эта линия приобретает сложную, замысловатую форму. Граница света и тени здесь зависит и от характера освещения, и от формы головы человека, черт лица и анатомических особенностей. В данном рисунке она проходит по краю лобной кости, по скуловой кости, и далее вниз, к нижней челюсти. В рисунке головы человека очень важно различать светотень на всей голове в целом и светотень на каждом отдельном участке лица, например, на щеках, губах, на носу, подбородке и т. д. Начинающим художникам следует приучить себя видеть рисунок, который образует граница между светом и тенью. Например, особенно причудливый характер она приобретает в природных формах. Одно дело — рисовать простые геометрические фигуры, и совсем другое — стволы деревьев, листву, рельеф каменистого берега, лепестки цветов, траву… Чтобы научиться передавать объем или светотень на таких сложных объектах, сначала учатся на простом. Далее, усложняют задачу. Например, начинают с рисунка цилиндра, а с приобретением уверенности можно порисовать складки на тканях. Потом — натюрморты. Ну, а дальше, и пейзажем можно заняться или портретом.

Направленный и рассеянный свет

Чтобы легче было разобраться в вышеизложенных аспектах, можно поэкспериментировать со светом от настольной лампы. Она дает яркий и резкий свет, при котором хорошо видны рефлексы, тени… Попробуйте подсветить какой-либо предмет сначала с одной стороны, а потом — с другой. Попробуйте поменять направление света, приблизить или удалить лампу. Это поможет Вам наглядно увидеть все тонкости обсуждаемой темы.

В изобразительном искусстве есть прием, который получил название «кьяроскуро». Его суть заключается в противопоставлении света и тени. Известным художником, активно использовавшим кьяроскуро был Караваджо. На его полотнах хорошо виден этот прием. При искусственной подсветке создаётся среда, в которой свет становится очень ярким, а тень очень темной. Это даёт тоновой контраст и делает живопись насыщенной и резкой. При таком освещении хорошо видны все нюансы светотени и начинающим будет проще научиться передавать объем. При рассеянном дневном свете (когда облачно) тени не так сильно выражены как в солнечную погоду (или при свете лампы). Поэтому в процессе обучения лучше использовать искусственную подсветку с одним источником света. При нескольких источниках, ситуация усложняется и в постановке можно наблюдать несколько падающих теней, а вышеизложенная последовательность — свет-полутень-тень-рефлекс — может быть изменена.

Итак, чем же на практике отличается рисунок, когда используется направленный или рассеянный свет? На иллюстрации видно, что при яркой подсветке полутень становится уже, и будет выглядеть менее выраженной. Граница между светом и тенью хорошо заметна. А падающая тень имеет четкие края и выглядит более темной. При рассеянном свете — все с точностью до наоборот. Полутень шире, тень мягче, а падающая тень не имеет четкого контура — ее граница становится размытой.

Изобразить цилиндр нанести градации светотени

Все эти особенности светотени будут заметны не только при электрическом свете или его отсутствии. Когда в ясный день светит солнце, свет будет четко направленным и резким. Когда облачная погода — он будет рассеянным. Соответственно это скажется на светотени деревьев, ландшафта или даже интерьера комнаты, освещенной светом из окна.

Можно еще долго продолжать обсуждение данной темы. Но лучше всего наблюдать своими глазами за реальным миром. Как освещены объекты? Как меняется светотень и при каких условиях? Задавайте себе эти вопросы и находите ответы, когда наблюдаете за натурой. Нет ничего лучше натуры. Поэтому, помня описанные выше закономерности светотени, наблюдайте, запоминайте, делайте зарисовки с натуры. Тогда Вы сможете уверенно воплотить законы светотени на практике.

📹 Видео

УРОК 2.КАК НАРИСОВАТЬ КУБ.Светотень.ШТРИХОВКА.Рисунок карандашом.Светотень.Академический рисунок.Скачать

УРОК 2.КАК НАРИСОВАТЬ КУБ.Светотень.ШТРИХОВКА.Рисунок карандашом.Светотень.Академический рисунок.

СВЕТ, ПОЛУТЕНЬ, ТЕНЬ и РЕФЛЕКС - Что это такое? (СВЕТОТЕНЬ В РИСУНКЕ)Скачать

СВЕТ, ПОЛУТЕНЬ, ТЕНЬ и РЕФЛЕКС - Что это такое? (СВЕТОТЕНЬ В РИСУНКЕ)

Как рисовать "Штриховку" - А. Рыжкин [ENG SUB]Скачать

Как рисовать "Штриховку" - А. Рыжкин [ENG SUB]

Как научиться ложить штрих по форме предмета? Рисуем основные фигуры. Шаг за шагом.Скачать

Как научиться ложить штрих по форме предмета? Рисуем основные фигуры. Шаг за шагом.

Академический рисунок Как нарисовать куб цилиндр шар композиция перспектива свет и теньСкачать

Академический рисунок  Как нарисовать куб  цилиндр  шар  композиция  перспектива  свет и тень

СветотеньСкачать

Светотень

Свет и тень рисуем | #жукографикаСкачать

Свет и тень рисуем | #жукографика

Уроки скульптуры и рисунка: светотени, часть 1.Скачать

Уроки скульптуры и рисунка: светотени, часть 1.

Светотень в рисунке и живописи за 5 минут. Урок 20Скачать

Светотень в рисунке и живописи за 5 минут.  Урок 20
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток