10. ПРИМЕНЕНИЕ ЛЕНТ ПРИ МОНТАЖЕ ШИНОПРОВОДОВ
Изготовленные на заводах отдельные элементы магистральных шинопроводов, предназначенные для электрических сетей переменного трехфазного тока напряжением до 1000 В и для сетей постоянного тока напряжением до 1200 В, поступают в электромонтажные организации в виде прямых, угловых и ответвительных секций или в виде блоков.
Изоляция мест соединения сваркой или болтовыми сжимами электропроводящих шин секций или блоков магистральных шинопроводов типов ШМА и ШМАД, поступивших в мастерские электромонтажных заготовок или непосредственно на монтажные объекты, осуществляется электроизоляционной стеклолакотканью.
Комплекты материалов для изоляции шин на монтаже поступают вместе с секциями (блоками) шинопроводов. В комплект материалов входят полотно электроизоляционной стеклоткани марки ЛСЭ-105/130 и банка с клеем 88Н (ТУ 38-1051061—76). Стеклоткань на месте монтажа разрезается на полосы и ленты необходимой ширины в зависимости от типа секций. Разрезать полотно необходимо вдоль основы ткани. Не рекомендуется разрезать (разрывать) полотно стеклоткани непараллельно ниткам основы, так как удельная разрывная нагрузка в этом случае ниже, чем у лент такой же ширины, но разрезанных вдоль ниток, и при намотке на шины полотна или ленты при натяжении кромки могут надрываться и лента или полотно может разорваться. Один комплект материалов рассчитан для изоляции нескольких стыков или свободных концов шинопроводов.
Рис. 25. Изолирование прямолинейных и криволинейных участков шин стеклолакотканью марки ЛСЭ-105/130:
а — участок шины при изгибании ее на 90° перпендикулярно плоскости шины; б—участок шины при изгибании ее на 90° параллельно плоскости шины; в — прямолинейные и изогнутые участки шин; 1 — изолирование лентой; 2 — перекрытие изоляции из полотна лентой; 3 — изолирование полотном; 4 — неизолированная электропроводящая шина
При изолировании шин необходимо руководствоваться нормативными материалами: «Инструкцией по монтажу шинопроводов напряжением до 1000 В» и документацией «Изолирование шин магистральных шинопроводов».
Криволинейные участки шин изолируются лентой, а прямолинейные — полотном (рис. 25).
Рис. 26. Изолирование токопроводящих шин шинопроводов типа ШМА с помощью полотен из стеклолакоткани марки ЛСЭ-105/130:
1 — изоляция из полотна стеклолакоткани; 2 — электропроводящая шина
Участки приклейки полотна и количество слоев для шинопроводов, предназначенных для работы в условиях умеренного климата, показаны на рис. 26, а, а для работы в условиях тропического климата —на рис. 26,6. Верхние участки полотна на длине 25 мм приклеиваются клеем 88Н, а нижние, прилегаемые к шине, нитроэмалью НЦ-1125.
Рис. 27. Изолирование сварных соединений прямых секций шинопроводов типа ШMA полотнами и лентами из стеклолакоткани марки ЛСЭ-105/130:
1 — гетинаксовая электроизоляционная прокладка; 2 — заводская изоляция шины из полотна; 3 — заводская изоляция шины из ленты; 4 — неизолированная электропроводящая шина; 5 — сварное соединение шнн; в — электроизоляционный вкладыш; 7 — изоляция из ленты, выполненная на месте монтажа; 8 — изоляция четырех шин из полотна, выполненная на монтаже; 9 — изоляция двух шин из полотна, выполненная на монтаже
Лента приклеивается клеем 88Н. Намотка ленты производится по спирали в два слоя для шинопроводов, эксплуатируемых в условиях умеренного климата, и в три слоя для шинопроводов тропического исполнения. На участках длиной 15 мм, где оканчивается изоляция полотном, лента наматывается поверх полотна. На рис. 25 показаны эти участки.
Намотка полотна и ленты выполняется с натягом с учетом, что лента обладает хорошей прочностью при разрыве, но небольшим относительным удлинением. Натяжение полотна или ленты выполняется так, чтобы не оставалось пустот между изолируемой частью шин и стеклотканью и не было складок у полотна и ленты.
На рис. 27 показано место соединения прямых секций шинопровода типа ШМА с помощью сварки, а также показаны изолированные сварные стыки и участки, прилегающие к ним. В табл. 7 указаны размеры изоляции.
На рис. 28 показана крайняя секция шинопровода типа ШМА с изолированными и неизолированными шинами. Кромки полотен стеклолакоткани, выходящие за пределы шин, склеивают между собой клеем 88Н, а места примыкания вновь наложенной и заводской изоляции из полотна стеклолакоткани дополнительно покрывают лентой стеклолакоткани шириной 35—40 мм.
Рис. 28. Изолирование концов шин крайних секций шинопроводов типа ШМА полотнами и лентами из стеклолакоткани марки ЛСЭ-105/130:
1 — заводская изоляция шин из полотна: 2 — заводская изоляция шин из ленты; 3 — гетинаксовая электроизоляционная прокладка; 4 — изоляция одной шины из полотна, выполненная на монтаже; 5 — изоляция из ленты, выполненная на монтаже; 6 — изоляция двух шин из полотна, выполненная на монтаже: 7 — склеенные кромки полотна; 8 — неизолированные электропроводящие шины
Таблица 7. Размеры изоляции шинопроводов типа ШМА
Читайте также: Зимние шины под заказ
Основные виды и типы электротехнических шин
Видео:Удивительные Способы Использования Выброшенных ШинСкачать
В данной статье будут рассмотрены основные виды и типы электротехнических шин и регламентирующих их производство документов.
Электротехническая шина — это проводник с низким сопротивлением (активным и реактивным), к которому могут подсоединяться отдельные электрические цепи (в низковольтных установках и сетях) или высоковольтные устройства (электрические подстанции, высоковольтные РУ и т.д.). Использование шин обеспечивает экономию площади установки, материало- и трудозатрат.
В качестве основного материала для изготовления электротехнических шин как правило используют алюминий и медь.
Производство шин регламентируется рядом ГОСТов и технических условий:
ГОСТ 15176-89 Шины прессованные электротехнического назначения из алюминия и алюминиевых сплавов. Технические условия. В ГОСТе регламентируются параметры, в соответствии с которыми должны изготовляться алюминиевые шины — толщина, ширина, длина, площадь поперечного сечения, диаметр окружности и соответствующая им масса на 1 метр для готовых шин. Указываются допустимые предельные отклонения от указанных величин, марки алюминия, требования к качеству, внешнему виду, механическим и электрическим параметрам. Приводятся правила маркировки, упаковки и приема шин данного типа.
ГОСТ 434-78 Проволока прямоугольного сечения и шины медные для электрических целей. Технические условия. В стандарте указаны номинальные размеры и расчетные сечения медных шин, марки меди, удельное электрическое сопротивление и предельные отклонения размеров. Приводятся допустимые длины шин и массы бухт, а также возможные отклонения от данных величин. Предъявляются требования к материалу изготовления шин, внешнему виду готовых изделий (допустимые дефекты, цвета). Изложены правила упаковки, транспортировки и хранения, приемки и испытаний.
ГОСТ 10434-82 Соединения контактные электрические. Классификация. Общие технические требования. Приведена классификация контактных соединений по таким параметрам как: область применения, климатическое исполнение и категории размещения электротехнических устройств, конструктивное исполнение. Указаны требования к конструкции, электрическим и механическим параметрам, надежности и безопасности в зависимости от классификации. Даны ссылки на ряд сопутствующих ГОСТов.
ГОСТ 8617-81 Профили прессованные из алюминия и алюминиевых сплавов. Технические условия. Приведена классификация профилей данного типа (по типу, по состоянию материала и типу прочности). Даны ссылки на ГОСТы с номинальными размерами, указаны величины предельных отклонений. Описаны технические требования к маркам алюминиевых сплавов для изготовления профилей, к механическим свойствам, допустимым дефектам, качеству поверхности и внешнему виду готовых изделий. Описаны условия транспортировки и хранения, правила приемки, методы испытаний.
ТУ 1-5-009-80 Шины электротехнические из алюминиевых сплавов.
ТУ 16.705.002-77. Шины алюминиевые прямоугольные. Описаны технические условия для изготовления алюминиевых шин прямоугольным сечением. Указаны номинальные и допустимые размеры, марки сплавов, электрические характеристики.
Видео:Звукоизоляционные материалыСкачать
Согласно классификации, существует несколько типов шин.
Сборная шина — это шина, к которой могут подключаться распределительные шины и блоки ввода/вывода.
Силовая шина (шина электропитания) — шина, которая служит для передачи энергии внутри силовых блоков и между элементами мощных преобразовательных устройств и характеризуется высокими значениями токов и напряжений. Силовая шина может являть собой твердую неизолированную шину, твердую шину в изоляции или конструкцию из набора чередующихся проводящих и изолирующих слоёв. Твердая неизолированная медная шина поставляется производителями с изолирующими шинодержателями различных типов и изолирующими экранами, исключающими непосредственный доступ к клеммам силовых шин. Данные шины характеризуют большая допустимая плотность тока и высокое напряжение изоляции. В качестве материала шин зачастую используется медь и медные сплавы, а также алюминий. По способу крепления силовые шины могут быть вертикальные, горизонтальные, изолированные, задние/ступенчатые и универсальные (мультистандартные).
Шина заземления — главная деталь заземляющей системы электроустановок и электросетей. Её также называют главная заземляющая шина ГЗШ. С шиной заземления соединяется рабочий ноль, защитные нулевые проводники и провода внешних заземлений. Обычно ГЗШ являет собой медную пластину с перфорированными отверстиями. Хотя иногда встречаются и стальные ГЗШ.
Перфорированная медная шина заземления
Перед подключением к ГЗШ, провода заземления должны быть опрессованы наконечником для кабелей или соединительной гильзой, а затем уже подключены на болт с гайкой (например М5). Шина также комплектуется опорными изоляторами с крепежом.
Шина заземления на опорных изоляторах с проводами заземления
Шины для крепления на DIN-рейке — шины, применяемые для крепления на монтажных рейках в электрических щитах или шкафах управления. Данный тип шин зачастую производят из латуни или луженой меди, а диэлектрическое основание, которым осуществляется крепление к монтажным рейкам, из полиамида. Шинами на din-рейку являются нулевые шины, коммутирующие в щитах нулевые провода и провода заземления, или же распределительные шины. Встречаются также шины на din-рейку в корпусе. Такие шины называются распределительными шинами в блоке или распределительными блоками.
Видео:Сколько децибел снимает внутренняя шумоизоляция покрышек? Наш эксперимент с шинами ToyoСкачать
Шина нулевая в изоляторе на DIN-рейку
Распределительная шина в блоке
Распределительная шина — это шина, подключенная к сборной шине и питающая устройство вывода. Данная шина входит в состав одной секции НКУ (низковольтного устройства распределения и управления). Одним из видов распределительных шин являются соединительные или гребенчатые шины. Они предназначены для параллельного включения модульных автоматов, УЗО, дифференциальных автоматов, контакторов и т.д. Гребенчатые шины исполняются из медной пластины прямоугольного сечения и помещаются в пластиковый корпус.
Читайте также: Почему может взорваться шина
Частным случаем распределительных шин являются ступенчатые распределительные блоки. Блоки состоят из ступенчатых изоляционных опор, с помощью которых осуществляется крепление, и как правило 4-х медных шин. На шинках находятся отверстия: резьбовые (М6) для отходящих цепей и без резьбы для питания распределительного блока. Блок может устанавливаться как горизонтально (в зоне коммутационного оборудования), так и вертикально (в кабельном канале шкафа). К лицевой части блока крепится изолирующий экран.
Ступенчатый распределительный блок
Схема горизонтальной и вертикальной установки распределительного блока
Номинальные значения параметров шин указаны в приведенных в начале статьи ГОСТах. Поэтому далее в статье будут приведены лишь ключевые характеристики различных типов шин.
Видео:КАКОЙ ШУМОПОГЛАЩАЮЩИЙ МАТЕРИАЛ ЛУЧШЕ?Скачать
Выпуск алюминиевых шин марки ШАТ регламентирует ТУ 16-705 002-77. Данные шины изготавливают прямоугольным сечением. Диапазон изменения ширина шины ШАТ — от 10 до 120 мм, толщины — от 3 до 12 мм, поперечного сечения — от 30 до 1440 мм 2 . Величина удельного сопротивления не больше 0,0282 мкОм*м. Шины марок АД0 и АД31 (ГОСТ 11069-79 и ГОСТ 15176-89) изготавливаются прямоугольным сечением площадью от 30 до 25800 мм 2 . Диапазон изменения толщины данных шин — от 3 мм до 110 мм, ширины — от 6 мм до 500 мм. Значение удельного сопротивления постоянному току: шины АД0 — до 0.029 мкОм*м; шины АД31 — от 0,0325 до 0,0350 мкОм*м (зависит от типа). Диапазон длительно допустимых токов (определяется сечением шины) — от 165 А до 2300 А. Для производства шин используется алюминий А5, А5Е, А6, А7, АД00, АД0 и алюминиевые сплавы АД31 и АД31Е. Для изменения свойств материала используются следующие технологии: закаливание и естественное состаривание, закаливание и искусственное состаривание, не полное закаливание и искусственное состаривание, а также горячее прессование (без термической обработки). Длина алюминиевых шин зависит от площади поперечного сечения и должна быть равной или кратной: от 3 до 6 м для шин сечением до 0.8 см 2 ; от 3 до 8 м — для шин сечением от 0.8 до 1.5 см 2 ; от 3 до 10 м — для шин сечением более 1.5 см 2 . Колебания в длине — не более 20мм. Алюминиевые шины отличаются малым весом и невысокой стоимостью.
Медные шины согласно ГОСТ 434-78 выпускаются таких марок: ШММ — шина медная мягкая, ШМТ — шина медная твердая, ШМТВ — шина медная твердая из бескислородной меди. Минимальная и максимальная ширина медных шин — 16 мм и 120 мм, толщина — 4 мм и 30 мм, поперечное сечение — 159 мм 2 и 1498 мм 2 . Значение удельного электрического сопротивления — не больше 0,01724 мкОм*м. Диапазон длительно допустимых токов — от 210 до 2950 А (шина 120×10) и выше при большей толщине, для гибкой медной шины — от 280 до 2330 А. Масса шин в бухте должна быть в пределах от 35 кг до 150 кг. Длина шин согласно ГОСТ — от 2 до 6 м. Твердые медные шины в сравнении с мягкими обладают меньшей проводимостью и применяются там, где требуется прочный и неподвижный шинопровод. Для изготовления мягких шин используется медь марок М1, М1М, М2. Гибкие шины более распространены, они обладают большей прочностью, долговечностью и лучшими характеристиками. Для изготовления шин из бескислородной меди используют особые медные сплавы, не имеющие в своем составе оксидов. Медные шины отличают такие преимущества в сравнении с алюминиевыми: высокая удельная проводимость (в 1,6 выше чем у алюминиевых шин), механическая прочность, теплопроводность и гибкость, коррозийная стойкость, стыковые контакты с другими шинами не окисляются. По причине высокой окисляемости на открытом воздухе и хрупкости, применение алюминиевых шин имеет ряд ограничений. Они не используются в машинах и механизмах с подвижными частями или вибрирующим корпусом. Поэтому в случаях, когда к токоведущим частям предъявляются повышенные требования, применяются медные шины.
Шины являют собой токоведущие части электрических установок, соединяя между собой оборудование различного типа: генераторы, трансформаторы, синхронные компенсаторы, выключатели, разъединители, контакторы и т.д. Током нагрузки определяется сечение шин, также учитывается устойчивость к току к.з.
Шинный мост из жестких неизолированных шин применяется: на выводах генераторов, на входах главных распределительных устройств, в соединениях трансформатора с РУ и КРУ на 6 — 10 кВ, ГРУ и трансформатора связи.
Читайте также: Шины 155 70 13r
Шинный мост от силового трансформатора
Соединения из жестких неизолированных шин прямоугольным или коробчатым сечением выполняются в закрытых РУ 6 — 10 кВ (в том числе сборные шины), в качестве соединений между ГРУ и трансформатором собственных нужд, между шкафами распределительных щитов. Шины коробчатого сечения рекомендуют использовать при больших токах, они обеспечивают меньшие потери и лучшее охлаждение. Крепление жестких шин осуществляется с помощью опорных изоляторов. Гибкие шины применяются в РУ на 35 кВ и выше, в соединениях блочных трансформаторов с ОРУ.
Во всех типах соединений в низковольтных установках и сетях промышленного назначения для передачи, распределения электроэнергии и подключения управляющих устройств используются медные изолированные шины (как жесткие, так и гибкие). Конструктивно данные шины являют собой одну или несколько медных тонких пластин иногда луженых с концов, покрытых изолирующей оболочкой как правило из ПВХ или другого диэлектрика с высоким сопротивлением. Данные шины являются альтернативой как кабелям, так и жесткой ошиновке и могут служить соединением между: главной силовой машиной и распределительным оборудованием (контакторами, прерывателями цепи, переключателями и т.д.), выводом трансформатора и шинопроводом, шинопроводом и электрическим шкафом.
Коммутация гибкой изолированной шиной отходящих автоматов
Видео:Шумо-вибро изоляция, какую купить и как правильно использоватьСкачать
Применение изолированных шин позволяет экономить место, так как шины можно располагать гораздо ближе друг к другу, чем в случае неизолированной ошиновки. Преимущества изолированных шин — устойчивость к коррозии и простота монтажа. Крепежные отверстия контактных площадок делаются пробивкой непосредственно в материале контакта, что лишает потребности в кабельных наконечниках и устраняет проблемы плохого присоединения контактов. Большим спросом пользуются именно гибкие изолированные медные шины. Их главное преимущество в сравнении с жесткими — более легкий монтаж, так как нет необходимости в специнструментах и резке шины, если нужен поворот в плоскости. Гибкая шина легко меняет форму в зависимости от потребностей монтажа. Однако ряд производителей выпускают твердые изолированные шины, в том числе и по запросу. Крепление изолированных шин осуществляется с использованием болта и контактных шайб. Затягивать необходимо ключом, имеющим ограничения по моменту затяжки. Крепеж не должен быть в смазке.
Крепление медной изолированной шины
Еще одной разновидностью гибких шин являются медные плетённые шины. Такая шина сплетена из медных полос и является очень гибкой. Она используется в местах, подверженных сверхсильной вибрации, таких например, как трансформаторные шинные мосты. Данные шины также применяются для подключения различного оборудования к шинопроводам и линиям шин. Контактные площадки плетённых шин бывают как со сверлением, так и без. Выпускаются также плетённые шины, изготовленные особым методом — диффузионной сварки под давлением. Тонкослойные материалы свариваются путем пропускания через них постоянного тока под давлением. Такие шины также называют пластинчатые шинные компенсаторы или гибкие пластинчатые шины. Они имеют большую токопроводимость и меньшее тепловыделение.
Их применяют там, где необходимы компенсация теплового расширения, вибро- или сейсмоустойчивость, а также где происходит регулярный изгиб в одной оси. Например это могут быть: гибкие токопроводы для сварочных аппаратов, автоматических выключателей, шины питания для индукционных печей и печей сопротивления и т.д.
Жесткая медная шина более всего подходит для замены кабеля, используется в распределительных устройствах, а также для изготовления шинных сборок и шинопроводов. Производителями выпускаются как перфорированные так и гладкие шины различных размеров, в соответствии с ГОСТ. Производителями шин в настоящее время выпускается множество зажимов, соединителей и шинодержателей, облегчающих монтаж и обеспечивающих надёжный контакт. Зажимы предназначены для соединения жестких и гибких шин различного типа, биметаллические пластины — для алюминиевых и медных шин.
Шинодержатели выпускаются плоские, регулируемые плоские, компактные и усиленные, ступенчатые, а также универсальные.
Производителями предлагается широкий выбор изоляторов: опорные, проходные, изоляторы типа «лесенка». Все они используются для фиксации шин внутри шкафов и корпусов. Изоляторы одной стороной крепятся с помощью болтов к монтажному корпусу, с другой к ним крепится шина.
Шинный изолятор типа «лесенка»
Видео:Шумоизоляция арок Skoda KODIAQ в максимальном варианте. Инструкция.Скачать
Производителей меди и алюминия на рынке РФ можно пересчитать «по пальцам», точнее объединяющих их холдинги. Брендов электротехнических шин огромное количество, одних только марок мы насчитали более сотни (по всем типам шин) в виду этого нами принято решение развить эту тему и создать отдельный сайт полностью посвященный электротехническим шинам.
В этой связи приглашаем всех участников рынка электротехнических шин разместить информацию о своих продуктах на новом сайте.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
🎦 Видео
ШУМОИЗОЛЯЦИЯ ШИНСкачать
Шумоизоляция арок снаружи. ЭКСПЕРИМЕНТ. + Замеры уровня шума до и после шумоизоляции.Скачать
Химические реакции и супертехнологии TECH. Как клей навсегда связывает ремонтный материал и шину.Скачать
Что такое шумоподавляющая шина? Устанавливаем грибок TECH и объясняем нюансы ремонта таких шинСкачать
СНИЖЕНИЕ ШУМА РЕЗИНЫ. Шумоизоляция шин с замерами. Тест набора "Тихие шины".Скачать
ТОП-5 ошибок при шумоизоляции автомобиляСкачать
Шумка своими руками. Шумоизоляция колесных арок своими руками. Обесшумка авто. Шумовиброизоляция.Скачать
Чем обработать покрышки на зиму? Гибридной силиконовой смазкой EFELE UNI-SСкачать
Замер эффективности набора "Тихие шины" от ШумоффСкачать
Как выбрать абразивные инструменты для шерохования шин? Что здесь важно? Форма? Размер? Зернистость?Скачать
Шумоизоляция пола по системе «Rolls Royce» | Подробная инструкция | Как сделать лучший результат?Скачать
Шумоизоляция шин | Обзор готового набора для покрышек от Шумофф | Работает или нет? | ИнструкцияСкачать
Шумоизоляция колес. Правда или вымысел? Проверяем экспериментально! Часть 1Скачать
Как добиться тишины в салоне. Шумоизоляция передних арок в 3 слоя. ИнструкцияСкачать