Как гнуть шины тигерштедта

Изложив методику изготовления гнутых проволочных шин, следует указать, что правильное изготовление и пользование различными видами шин по показаниям сыграло несомненно весьма положительную роль в ортопедическом лечении челюстно-лицевых раненых. Однако в тыловых госпиталях часто наблюдались отрицательные результаты шинирования из-за допущенных ошибок наложения шины, на чем фиксируют внимание врачей в своих работах Г. А. Васильев, И. Г. Лукомский, Д. А. Энтин, Н. М. Михельсон, Е. Е. Бабицкая и др. Эти ошибки допускаются главным образом в отношении деталей, небрежное изготовление которых сводит на нет всю кропотливую и столь важную работу лечащего врача.

К этим ошибкам относятся следующие: шина должна заканчиваться крючком, который захватывает крайние зубы с дистальной и язычной сторон. Но этот крючок должен быть так изготовлен, чтобы его форма повторяла форму экватора коронки зуба. Крючок, не удовлетворяющий этому требованию, травмирует десневой край, прилегающий к дистальной поверхности зуба. Травма возникает и в тех случаях, когда коронка крайнего зуба (зуба мудрости) низкая. В этих случаях следует закончить шину не крючком, а шипом, входящим в межзубный промежуток между крайним и предпоследним зубами.

Шип тоже часто изготовляется неправильно, он должен доходить до середины межзубного промежутка, между тем его делают во многих случаях слишком малых или слишком больших размеров, в результате чего шип плохо фиксирует шину или травмирует язык. Не соблюдались также правила фиксирования шины к возможно большему числу зубов, а ограничивались 4—5 проволочными лигатурами, что ослабляло фиксацию отломков. Во многих случаях врачи нарушали требования о скручивании лигатур по ходу часовой стрелки, а это весьма неблагоприятно отражалось на работе врачей, лечивших раненых на следующих этапах эвакуации.

Как гнуть шины тигерштедта

Шину часто изгибали таким образом, что она не отставала от десневого края, а прилегала к нему и, естественно, ввиду отсутствия достаточного места для резиновых петель травмировала слизистую оболочку полости рта. Не меньший вред причиняло больным небрежное привязывание зубов к шине без соблюдения правила о контакте шины с каждым зубом в одной точке. Результатом этого было перемещение этих зубов в вестибулярном направлении. Важно также правильное изгибание зацепных петель: они должны быть длиной не больше 3 мм и изогнуты под углом 45°.

Ошибкой, ведущей еще к большим осложнениям, является применение одночелюстной или межчелюстной тяги без всестороннего учета клинической картины в полости рта. Только строгое соблюдение методов медицинских показаний может способствовать эффективности лечения. Отрицательно отражается на результатах лечения как слишком ранняя, так и запоздалая замена межчелюстной фиксации одночелюстной, а также преждевременно снятые шины. Ошибкой также является игнорирование метода кровавой репозиции тугоподвижных отломков, с трудом поддающихся, вправлению путем применения одних ортопедических вправляющих аппаратов.

Модификация гнутых проволочных шин.

Ввиду того что процесс изготовления шин весьма трудоемок и к тому же утомителен для больного, предложены разные способы рационализации изготовления проволочных шин.

Шина Тигерштедта в модификации А. А. Лимберга, А. Э. Рауэра и других авторов по сравнению с шинами Зауэра, Гомонда, Шредера должна быть охарактеризована как самая простая и легкая в изготовлении и весьма эффективная. Этим и объясняется ее успех в челюстно-лицевой травматологии, особенно военной.

Несмотря на это, творческая мысль врача-стоматолога продолжала упорно работать в направлении упрощения, улучшения изготовления гнутых проволочных шин. Усилия врачей были направлены по пути рационализации метода изгибания зацепных петель, метода изгибания самой шины, привязывания ее к зубам при помощи лигатуры. Были также предложены новые модификации шин для ортопедического лечения челюстно-лицевой травмы.

Для освобождения врача от необходимости изгибать петли предложен способ механизации изгибания петель.

A. М. Певзнер сконструировал специальные щипцы для автоматического изгибания зацепных петель; М. С. Тиссенбаум предложил аппарат для этой же цели; М. К- Гейкин изобрел аппарат не только для автоматического изготовления зацепных петель, но и для получения распорочных загибов и петель для опорных плоскостей. М. К. Гейкин также предложил новый способ изгибания самой шины. Поэтому способу шину изгибают по проволочному шаблону из одномиллиметровой алюминиевой проволоки, а не в полости рта больного. Шаблон укрепляют воском на доске, в доску забивают гвозди и по гвоздям изгибают шину из двухмиллиметровой алюминиевой проволоки.

М. К. Гейкин предлагает с целью рационализации работы врача разделить труд по изготовлению шины таким образом, чтобы во рту проволочный шаблон изгибал врач, а шину на доске — специально обученный медицинский персонал. Метод, по мнению автора, сокращает срок изготовления шины, разгружает врача и предохраняет больного от боли, испытываемой им во время изготовления шины при наличии свежей раны.

B. И. Кулаженко также предлагает распределить обязанности по шинированию между врачом и сестрой. Шина должна изгибаться и фиксироваться двумя — тремя лигатурами врачом, а дальнейшая тщательная фиксация шины должна проводится сестрой. Благодаря такой рационализации на шинирование одного раненого затрачивают в среднем 30—40 минут и пропускают в день 10—13 раненых.

Что касается рационализации способа привязывания при помощи лигатуры шины к зубам, то заслуживает внимания упрощенный способ прикрепления проволочной шины к зубам сдвоенной проволочной лигатурой по Я. С. Акбройту (при этом способе применяется прямая узловая вязь). Рационален также способ М. А. Соломоцова, который заключается в следующем: обыкновенную швейную иглу изгибают, придав ей полукруглую форму, затупляют ее конец, продевают в ушко лигатуру, захватывают иглодержателем иглу с лигатурой и проводят в межзубный промежуток со щечной стороны. А затем, обогнув пришеечную часть зуба, проводят этот конец через другой межзубный промежуток в сторону преддверия полости рта. Концы скручивают и срезают. Способ этот облегчает продвигание лигатуры над шиной и под шину.

Проволочные шины делятся на одночелюстные и двучелюстные. Они были предложены зубным врачом русской армии Тигерштедтом в 1915 году. Он изготовлял шины из алюминиевой проволоки диаметром 2-2,5 мм, которую прикреплял к зубам лигатурной бронзово-алюминиевой проволокой.

Для шинирования необходимы следующие инструменты: крампонные щипцы, плоскогубцы, анатомический и зубоврачебный пинцеты, зубоврачебное зеркало, напильник для металла, коронковые ножницы, металлический молоточек и наковальня, алюминиевая проволока толщиной 1,5-2,0 мм отрезками по 25 см, бронзово-алюминиевая или медная проволока толщиной 0,5-0,6 мм и дренажная трубка из достаточно эластичной резины с диаметром внутреннего просвета от 4 до 6 мм, из которой нарезают резиновые кольца.

Проволоку изгибают по вестибулярной стороне зубного ряда так, чтобы она прилегала к каждому зубу хотя бы в одной точке. Различают связующие шины с распорочным изгибом и шины с зацепными петлями.

Связующие шины применяют во всех случаях переломов с легкоподвижными отломками без дефектов кости (на протяжении зубных дуг) верхней и нижней челюстей при наличии не менее 2-3 устойчивых зубов на длинном отломке.

Шины с распорочным изгибом применяют в тех же случаях, что и связующие шины, но при наличии дефекта в зубном ряду в области перелома (дефект альвеолярного отростка или тела челюсти). Распорки предназначаются для более прочного закрепления отломков и предупреждения смещения их кнутри. Распорка имеет форму буквы «П», верхняя линия которой соответствует ширине дефекта и обращена в полость рта. Шины с зацепными петлями применяют во всех случаях переломов челюстей со смещением отломков, когда необходимо их вытяжение.

Читайте также: Всесезонные шины для легковых автомобилей r16 215 60

Техника выгибания шины из проволоки.

Берут отрезок алюминиевой проволоки длиной 20-25 см, конец проволоки загибают в виде крючка вокруг крайнего зуба или под прямым углом в виде шипа. Последний запиливают в форме треугольника и вставляют между зубами, обычно молярами, в межзубной промежуток с вестибулярной стороны. Затем проволоку изгибают пальцами в виде дуги и припасовывают к зубам поврежденной челюсти. При наличии дефекта зубного ряда в этом месте дуги выгибают петлю, направленную в сторону дефекта, для удержания отломков от смещения друг к другу и закрепления шины на зубах, примыкающих к дефекту зубного ряда. Готовую шину прикрепляют к зубам лигатурой.

Преподаватель со студентами проводит отработку практического навыка: Техника изготовления шины Тигерштедта с зацепными петлями.

Преподаватель обращает внимание студентов на то, что проволочные шины для лечения переломов верхней и нижней челюсти предложены зубным врачом русской армии Тигерштедтом в 1915 г. Он изготавливал шины из алюминиевой проволоки 2-2,5 мм в диаметре, которую прикреплял к зубам лигатурной бронзово-алюминиевой проволокой. Зубной техник (лаборант) обеспечивает студентов следующим инструментарием и материалами: крампонные щипцы, плоскогубцы, анатомический и зубоврачебный пинцеты, коронковые ножницы, алюминиевая проволока D=1,5-2 мм, отрезками по 25 см, бронзово-алюминиевая (медная) проволока D=0,6-0,7 мм, фантомные модели челюстей из пластмассы или супер-гипса. Проволоку изгибают таким образом, чтобы общее количество петель на челюсти составило 5-6 шт. Первая петля должна быть сделана на расстоянии от конца шины 2-3 см, длина петли не должна превышать 3-4 мм. Петли изгибают следующим образом: крампонными щипцами захватывают проволоку в точке, отстающей от конца проволоки на 2-3 см и делают пальцами изгиб проволоки вверх под прямым углом, затем захватывают щипцами вертикальную часть проволоки и оттягивают ее вниз, после этого захватывают щипцами вторую получившуюся сторону изгиба и оттягивают в горизонтальном направлении проволоку.

Таким образом, получается петля, стороны которой отстают друг от друга на толщину щечки щипцов. Тогда захватывают обе стороны петли и плотно прижимают друг к другу. Изготовив первую петлю, приступают к изготовлению остальных, сохраняя расстояние между ними 1 см. Петли должны изгибаться с таким расчетом, чтобы они были на одном уровне верхней и нижней челюстей. Шины привязывают к зубам таким образом, чтобы петли были расположены по направлению к десне.

Дата добавления: 2015-09-07 ; просмотров: 2759 . Нарушение авторских прав

Как гнуть шины тигерштедта

Шины Тигерштедта. Вот уже более 80 лет успешно применяют гнутые проволочные назубные шины, разработанные еще в период первой мировой войны зубным врачом киевского военного госпиталя С.С.Тигерштедтом (1915). Им было предложено большое количество различных конструкций шин: простая скоба (сейчас называется гладкая шина-скоба), опорная скоба (шина с зацепными петлями), ретенционная скоба (шина с распорочным изгибом), различные варианты скоб с плоскостями, шины с наклонными плоскостями и шарнирами, с рычагами различных принципов действия для перемещения отломков при застарелых переломах, фиксационные пломбочки, якорные скобы и др. Как указывал сам автор, его система позволяла «. быстро, без слепков, без моделей, без колец, гаек и винтов, без пайки и штамповки, без вулканизации сделать все, что нужно».

Шины Тигерштедта совершили настоящий переворот в отечественной и зарубежной травматологии. Это было связано с тем, что данный метод лечебной иммобилизации отличается относительно малой травматичностью, простотой, высокой эффективностью и дешевизной используемых материалов.

Со временем, в процессе клинического отбора, сохранились и успешно применяются следующие гнутые проволочные на-зубные шины: гладкая шина-скоба, шина с распорочным изгибом, шина с зацепными петлями и очень редко — шина с наклонной плоскостью.

Для изготовления назубных шин необходимы следующие материалы: алюминиевая проволока диаметром 1,8—2 мм и длиной 12—15 см (в случае большой жесткости ее необходимо прокалить и медленно охладить); бронзо-алюминиевая проволока диаметром 0,5—0,6 мм или проволока из нержавеющей стали диаметром 0,4—0,5 мм; инструменты: крампонные щипцы, анатомический пинцет, кровоостанавливающий зажим Бильрота (без зубчиков) или Кохера (с зубчиками), зуботехнические ножницы для резания металла, напильник. Общие правила при наложении назубных шин:
• подкожно вести 0,5 мл 0,1 % раствора атропина для удобства работы в связи с уменьшением саливации;
• выполнить местное обезболивание, лучше проводниковое;
• начинать изгибание шины с левой стороны челюсти больного (для левшей — с правой); некоторые авторы рекомендуют начинать изгибание шины со стороны перелома;
• шину изгибать пальцами левой руки, удерживая проволоку в правой руке крампонными щипцами (для левшей — наоборот);
• крампонные щипцы располагать на границе проволоки (заготовки) и изогнутого участка шины, предохраняя его от деформации;
• после примерки шины к зубам изгибать ее только вне полости рта;
• изготовленная шина должна обязательно прилегать к каждому зубу хотя бы в одной точке и располагаться междудесневым краем и экватором зуба;
• шину зафиксировать к каждому включенному в нее зубулигатурной проволокой;
• закручивать лигатурную проволоку только в направлениидвижения часовой стрелки (так договорились все врачи).

Это обеспечивает преемственность при уходе за шиной, подтягивании и ослаблении лигатуры.
Начинают изготовление шины с изгибания большого зацепного крючка или зацепного шипа. При изгибании шины алюминиевую проволоку фиксируют крампонными щипцами, а изгибают ее, прижимая проволоку пальцами к щечкам щипцов, чтобы избежать деформации подогнанного к зубам участка шины. Во рту шину примеряют, а изгибают ее вне рта больного. Для примерки изогнутого участка шины его прикладывают к зубам пациента и фиксируют пальцами правой руки в области большого зацепного крючка или зацепного шипа, т.е. в участке уже изготовленной шины. Это условие весьма существенно. Нельзя примерять шину, удерживая ее за выступающий изо рта участок проволоки, так как это приводит к неправильному размещению шины на зубах. Изготовив шину на одну половину челюсти, переходят к ее изгибанию на другой половине. При этом длинный конец проволоки заготовки необходимо отогнуть на 180°, оставляя ее кусок, достаточный для изготовления второй половины шины.

Видео:ТигерштедтаСкачать

Тигерштедта

Проволочные назубные шины С.С.Тигерштедта. (1916)

Первым, кто вплотную подошел к детальному изучению методов восстановления после осколочных ранений с переломом челюсти, был зубной врач Северин Тигерштедт. Его разработки помогли восстановить функциональность челюстного аппарата многим людям не только вовремя военных действий, но и в мирной жизни.

Впоследствии его разработки усовершенствовались и модернизировались. Благодаря своей простоте и дешевизне проволочные шины Тигерштедта применяются, по сей день.

Видео:Лекция: Консервативные и хирургические методы лечения переломов челюстейСкачать

Лекция: Консервативные и хирургические методы лечения переломов челюстей

Особенность методики

Существует несколько методов наложения проволочных лигатур по Айви, Гейкину и другим. Однако иммобилизация челюстных отломков при помощи шин считается более рациональным методом по сравнению с лигатурным связыванием, которое является только временной процедурой и сочетается с наложением подбородочной пращи.
Метод фиксации Тигерштедта считается универсальным, так как его применяют почти при всех переломах костей челюсти. Для изготовления используют проволоку из алюминия с поперечным сечением до 2,0 миллиметров.


📸 Видео

Наложение ШинСкачать

Наложение Шин

Изготовление шиныСкачать

Изготовление шины

Перелом нижней челюстиСкачать

Перелом нижней челюсти

Перелом челюсти, шинирование, на сколько больно?Скачать

Перелом челюсти, шинирование, на сколько больно?

Снятие шины Тигерштедта в домашних условияхСкачать

Снятие шины Тигерштедта в домашних условиях

Гибка медной и алюминиевой шины ШГ-150 NEO (КВТ)Скачать

Гибка медной и алюминиевой шины ШГ-150 NEO (КВТ)

Первая помощь. Мастер-класс по накладыванию шиныСкачать

Первая помощь. Мастер-класс по накладыванию шины

Перелом челюсти!На своей шкуре!Советы и рекомендации. Часть 1я.Скачать

Перелом челюсти!На своей шкуре!Советы и рекомендации. Часть 1я.

Перелом челюсти. Как я это пережил. Советы.Скачать

Перелом челюсти. Как я это пережил. Советы.

Шинирование переломов нижней челюстиСкачать

Шинирование переломов нижней челюсти

Снятие шин после перелома челюстиСкачать

Снятие шин после перелома челюсти

Шинирование зубов. Стекловолоконное шинирование зубов.Скачать

Шинирование зубов. Стекловолоконное шинирование зубов.

снял нижнюю шину после перелома челюстиСкачать

снял нижнюю шину после перелома челюсти

Как восстанавливают старые шины, для повторного использованияСкачать

Как восстанавливают старые шины, для повторного использования

VLOG: СНИМАЮ ЖЕЛЕЗКИ! РАНЬШЕ ВРЕМЕНИ!Скачать

VLOG: СНИМАЮ ЖЕЛЕЗКИ! РАНЬШЕ ВРЕМЕНИ!

перелом сломал челюсть///что сделали врачи заместо шины///какими лекарства пью лечюсь уколы и т. дСкачать

перелом сломал челюсть///что сделали врачи заместо шины///какими лекарства пью лечюсь уколы и т. д

ШИНЫ НЕ БУДУТ ТРЕСКАТЬСЯ ЕСЛИ СДЕЛАТЬ ТАКСкачать

ШИНЫ НЕ БУДУТ ТРЕСКАТЬСЯ ЕСЛИ СДЕЛАТЬ ТАК

Как понять, когда протектор износился и шины пора менятьСкачать

Как понять, когда протектор износился и шины пора менять
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток