Термин «компрессия», вообще говоря, не совсем профессиональный — правильнее говорить о давлении в конце такта сжатия. Однако «компрессия» настолько прочно вошла в наш лексикон, что в дальнейшем мы будем использовать именно это слово.
- Чем компрессия отличается от степени сжатия?
- Камера сжатия или камера сгорания?
- Если компрессия низкая…
- Как и чем измерить компрессию
- Как оценивать результаты
- Почему величина компрессии отличается от степени сжатия?
- Как измерить диаметр цилиндра двигателя?
- Как проводить измерения индикаторными нутромерами?
- Что измеряют нутромеры
- Принцип работы и характеристики индикаторных нутромеров
- Как работать с индикаторным нутромером
- Настройка нутромера по микрометру
- Как работать микрометрическим нутромером
- Как измерять микрометрическим нутромером
- Условия эксплуатации, хранения и методика поверки нутромеров
- Как разобрать индикаторный нутромер
- Своими силами проверяем зазор между поршнем и цилиндром
- Что происходит с зазором между поршнем и цилиндром
- Нормы соответствия поршней и цилиндров
- Штихмас. Как измерить диаметр цилиндра?
- Предназначение штихмаса
- Виды штихмасов
- Микрометрический штихмас
- Принцип действия микрометрического штихмаса
- Индикаторный штихмас
- Телескопический штихмас
- Как читать показания штихмаса?
- Требования при работе со штихмасом
- Как правильно измерить диаметр цилиндра.
- 16 сообщений в этой теме
- Рекомендуемые сообщения
- Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
- Создать аккаунт
- Недавно просматривали 0 пользователей
- Популярные темы
Чем компрессия отличается от степени сжатия?
Всем! Компрессия — это давление, которое создается в цилиндре при выключенном зажигании (или при отключенной подаче топлива у дизеля) при положении поршня в верхней мертвой точке. Компрессия зависит от множества параметров: давления начала сжатия, фаз газораспределения, температуры, при которой проводится замер, и собственно изношенности деталей двигателя. Компрессия — это показатель реального здоровья мотора, которое с возрастом ухудшается.
А вот степень сжатия с годами не меняется. Это — безразмерный параметр, заложенный конструктором мотора. Он характеризует геометрию цилиндра, точнее — отношение его полного объема к объему камеры сжатия. Очевидно, что компрессия от степени сжатия зависит, а степень сжатия от компрессии — нет!
Камера сжатия или камера сгорания?
Речь об одном и том же: имеется в виду объем пространства над поршнем при его положении в верхней мертвой точке (ВМТ). Иногда его еще называют объемом конца сжатия. Термин «камера сгорания» не совсем корректен, поскольку сгорание топлива происходит почти во всем объеме цилиндра.
Если компрессия низкая…
Если компрессия понизилась, мотор будет хуже пускаться. Особенно это заметно на дизелях, где от давления и температуры конца сжатия зависит, воспламенится ли дизтопливо или нет.
В бензиновых моторах при пониженной компрессии топливо, попадающее в цилиндр, начинает хуже испаряться, оставаясь в виде негорючих капель. Увеличивается давление картерных газов — при этом растет токсичность, а камера сжатия ускоренно загрязняется. А если компрессия стала неравномерной по цилиндрам, мотор может начать вибрировать, особенно на оборотах холостого хода.
Как и чем измерить компрессию
Для измерения необходим компрессометр — прибор, который измеряет давление рабочей смеси по окончанию сжатия в цилиндре. Для экспертизы мы купили семь инструментов аналогичного назначения, но к ним вернемся чуть позже — предварительно надо подготовить мотор к замерам.
Аккумуляторная батарея должна быть полностью заряжена. Проверку проводим на двигателе, прогретом до рабочей температуры. Пока будем готовиться к тесту, температура немного упадет, но она не должна быть ниже 50–60 °C. Во избежание смывания масляной пленки со стенок цилиндров желательно отключить подачу топлива. Для этого рассоединяем либо общий разъем жгута форсунок, либо разъемы от каждой форсунки.
Затем отсоединяем колодку проводов от модуля зажигания или индивидуальных катушек зажигания. Подготовив доступ и очистив углубления в головке блока цилиндров вокруг свечей, выворачиваем все свечи. Если не очистите, то не удивляйтесь, если компрессия вскоре упадет: песок, попавший в цилиндры, быстро угробит их.
Необходимо обеспечить свободный проход воздуха в цилиндры. Для этого на автомобилях с тросовым приводом дроссельной заслонки достаточно нажать педаль газа до пола. А вот с электронным приводом желательно убедиться, открывается ли заслонка при включенном зажигании, нажатии акселератора и прокрутке стартером. Для этого придется отсоединить патрубок, подводящий воздух к дроссельному узлу от воздушного фильтра. Если заслонка не открывается, надо демонтировать дроссельный узел. Второй вариант — на свой страх и риск, отключив электрический разъем от дроссельного узла, попробовать очень аккуратно повернуть заслонку пальцем до полного открытия. Она подпружинена, а потому ее придется удерживать во время всех замеров.
Для замеров вставляем или вворачиваем наконечник компрессометра в свечное отверстие. Стартером проворачиваем двигатель до тех пор, пока показания на манометре не перестанут расти. Фиксируем результат и сбрасываем давление в компрессометре.
Как оценивать результаты
Компрессия исправного бензинового двигателя должна находиться в пределах 11–14 бар, при этом разность показаний по цилиндрам не должна превышать 1 бара.
Для выяснения причин низкой компрессии заливаем в цилиндр через свечное отверстие 5–10 см³ моторного масла и повторяем измерение. Если компрессия возросла более, чем на пару бар, скорее всего, налицо износ, залегание или поломка поршневых колец. Если же показания не выросли, то, вероятно, клапаны неплотно прилегают к седлам. Такое происходит при нарушении тепловых зазоров в их приводе, а также при износе, прогаре или повреждении тарелок или седел клапанов.
Читайте также: Поршень главного цилиндра сцепления лачетти
Почему величина компрессии отличается от степени сжатия?
У двигателя с минимальными утечками по поршневым кольцам и герметичными клапанами компрессия выше геометрической степени сжатия потому, что воздух в цилиндре при сжатии подогревается — при этом дополнительно увеличивается его давление. А низкая компрессия может быть при значительных утечках.
Видео:Как измерить цилиндр рулеткой!?Скачать
Как измерить диаметр цилиндра двигателя?
Видео:Микрометр и нутромер. Как измерить цилиндры?Скачать
Как проводить измерения индикаторными нутромерами?
Нутромеры предназначены для измерения диаметров отверстий, размеров пазов и внутреннего расстояния между поверхностями. Данные приборы применяются в тех случаях, когда использование линейки и рулетки невозможно или не обеспечивает необходимую точность замеров.
Приборы данного типа являются идеальным инструментом для проверки внутреннего диаметра цилиндров при сборке и ремонте автомобильных моторов. Сфера их применения: слесарные мастерские, пункты автосервиса и механосборочные цеха.
Видео:как замерить выработку поршня и цилиндраСкачать
Что измеряют нутромеры
Существует два метода замеров: абсолютный и относительный. Первый применяется при использовании микрометрического нутромера. Прибор помещается внутрь отверстия и работает аналогично микрометру. Он замеряет абсолютное расстояние от одной поверхности до другой в миллиметрах.
Относительный метод применяется при использовании индикаторного нутромера. Перед началом измерений прибор приводится в рабочее положение, настраивается и выставляется «на ноль».
Видео:Как измерить цилиндр нутромером.Скачать
Принцип работы и характеристики индикаторных нутромеров
Каждый прибор состоит из двух основных узлов: индикатора с циферблатом часового типа и измерительной части (стебля). Величина перемещения подвижного стержня передается на отсчетное устройство с помощью клиновой или рычажной передачи.
Характеристики индикаторных нутромеров:
- минимальный диаметр измеряемого отверстия – от 6 мм;
- погрешность – 0,15-0,025 мм;
- цена деления – от 0,01 до 0,001 мм;
- движение стержня – от 1 до 10 мм (зависит от модели).
Видео:КАК ИЗМЕРИТЬ ЦИЛИНДРЫ? Учимся пользоваться нутромером и микрометромСкачать
Как работать с индикаторным нутромером
Как того требует инструкция, перед началом работы инструмент нужно выставить «на ноль». Удобнее всего это сделать с помощью калибровочного кольца. При его отсутствии можно воспользоваться концевой мерой со струбциной или другим прибором (например, микрометром или штангенциркулем).
Видео:Зазорам - быть, чтобы Двигатель "Не Жрал" масло. Как Правильно? Ч.2Скачать
Настройка нутромера по микрометру
В первую очередь проверяется точность микрометра с помощью концевой меры. Если погрешность находится в допустимых пределах, то действовать необходимо по следующему плану:
- подбирается сменный стержень (например, длиной 10 мм) и устанавливается на измерительную штангу нутромера;
- на микрометре так же выставляется размер 10 мм, после чего зажимается стопорный винт;
- нутромер фиксируется в тисках через деревянную втулку на стебле. Этим обеспечивается его неподвижность;
- стержень нутромера помещается между измерительными губками микрометра;
- отклонившаяся стрелка совмещается с отметкой «ноль» на циферблате вращением головки индикатора.
Для измерения диаметра цилиндра прибор помещается внутрь отверстия так, чтобы его стержень находился перпендикулярно продольной оси изделия. Нужное положение достигается с помощью легких покачиваний.
Если стрелка отклоняется влево от нуля, то диаметр исследуемого отверстия больше размера образца. Если вправо – то меньше.
Снимаем показания: стрелка отклонилась влево на 15 делений. Делаем расчет: умножаем 15 на цену одного деления (0,01 мм) и получаем 0,15 мм.
Зная диаметр образца (10 мм), производим окончательный расчет: 10+0,15=10,15 мм.
При снятии показаний стоит учитывать, что индикатор имеет две шкалы:
- большую – сотые доли мм.;
- малую – миллиметры.
Для измерения отверстий больших размеров применяются дополнительные стержни-удлинители, входящие в комплектацию нутромера. Более детальную информацию о том, как пользоваться прибором, вы можете найти в инструкции по эксплуатации.
Видео:Как подобрать поршень под рабочий цилиндрСкачать
Как работать микрометрическим нутромером
Перед началом работ прибор устанавливается «на ноль» с помощью меры, входящей в комплект. Процедуру рекомендуется выполнять при температуре +20 о С по следующему плану:
- микрометрическая головка размещается между губами установочной меры;
- вращением барабана добиваемся прижатия измерительных поверхностей с обеих сторон;
- закручиваем фиксирующий винт и извлекаем прибор.
Снимаем показания. Если нулевое значение на барабане совпадает с продольной линией на стебле, то прибор настроен и готов к работе.
Видео:измерение диаметра гильзы нутромеромСкачать
Как измерять микрометрическим нутромером
Принцип работы с таким прибором отличается от замеров с помощью индикаторных аналогов. Для измерения диаметра цилиндра на нутромере выставляется приблизительный его размер. После этого микрометрическая головка помещается в отверстие перпендикулярно его продольной оси. Вращением барабана и трещотки необходимо добиться прижатия измерительных поверхностей с двух сторон.
Следующее действие – завинчиваем до упора стопорный винт и извлекаем прибор из отверстия для снятия показаний. Для получения искомого значения складываются три составляющие:
- значение на шкале;
- длина манометрической головки;
- размер удлинителя, если таковой применяется.
Видео:Цилиндр - расчёт площади, объёма.Скачать
Условия эксплуатации, хранения и методика поверки нутромеров
Межповерочный интервал для измерителей данного типа составляет 1 год. Поверка прибора производится в соответствии с методикой МИ 2192-92.
Условия эксплуатации нутромеров:
- окружающая температура – от +15 до +25 о С;
- влажность – до 80%;
- установка ноля – перед каждым началом работы.
При пользовании индикаторным нутромером рекомендуется его удерживать за деревянную втулку. В противном случае, стальная штанга будет нагреваться от тепла руки. Это повлечет ее удлинение на сотые доли миллиметра, что спровоцирует искажение показаний индикатора.
Видео:Как Расточить Блок Цилиндров Своими РукамиСкачать
Как разобрать индикаторный нутромер
Разборка прибора производится в порядке, обратном сборке. Сначала вывинчивается удлинительный стержень, а затем индикатор отделяется от измерительной штанги. Перед длительным хранением все элементы конструкции, за исключением циферблата индикатора, протираются авиационным бензином и смазываются. Хранение нутромера осуществляется в упаковочном боксе при температуре +20±5°С.
Читайте также: Главный цилиндр сцепления газ 31029 ремонт
Видео:ЗАДИРЫ в ЦИЛИНДРАХ, что это? Почему задирает моторы G4KD, G4FG в КОРЕЙСКИХ авто? Эндоскопия-что это?Скачать
Своими силами проверяем зазор между поршнем и цилиндром
В момент пуска холодного двигателя вы вдруг, услышали звук, напоминающий стук, а при прогреве двигателя он исчез или уменьшился, то пришло время проверять зазор между поршнями и цилиндрами. То есть пора браться за динамометрический ключ, и начинать откручивать головку блока цилиндров.
Видео:Бюджетный способ лечения задировСкачать
Что происходит с зазором между поршнем и цилиндром
В процессе правильной эксплуатации двигателя происходит естественный процесс и зазор между поршнем и цилиндром сужается. Это происходит исходя из условий постоянной эксплуатации в высоком температурном режиме деталей.
Кроме того, причиной сужения зазора между поршнем и цилиндром может являться неправильная регулировка движущихся деталей, температурная перегрузка или перекос цилиндров. Не следует забывать, что блоки цилиндров всё чаще выполнены из алюминиевых материалов, которые имеют двойной коэффициент расширения, по сравнению с легированным чугуном.
Уменьшенный зазор между поршнем и цилиндром приводит к тому, что возникает полусухое трение, и, как результат, повышается температура деталей блока цилиндров. Постепенно смазка прекращается вообще и следствием исчезновения зазора являются первые задиры на поршне.
Практически всегда итогом диагностики состояния блока цилиндров является ремонт цилиндров и элементов поршневой группы двигателя. Полностью определить степень дефектов поршней, гильз и остальных деталей, можно только после разборки головки блока цилиндров.
Добравшись до поршневой группы приступаем к дефектовке цилиндров и поршней. Основными измерительными приборами при измерении диаметров являются: микрометр – для поршней и нутромер (индикаторный калибр) для измерения диаметра цилиндра.
Видео:Нумерация цилиндров, как определить где какой номер цилиндра?/how to determine cylinder number?Скачать
Нормы соответствия поршней и цилиндров
Прежде всего, занявшись ремонтом поршневой группы, вы должны знать, что существуют группы диаметров поршней, и таблицы номинальных размеров цилиндров и поршней. Именно на эту информацию и нужно ориентироваться в дальнейшем.
Диаметр поршней классифицируется по наружному диаметру на 5-ть классов: A, B, C, D, E через каждые 0,01 мм размера. Плюс категории по диаметру отверстия под поршневой палец через каждые 0,004 мм. Эти данные в виде цифры (категория отверстия) и буквы (класс поршня) маркируются на днище поршня.
Существуют расчетные нормы, которым должен соответствовать зазор между поршнем и цилиндром. Для новых деталей он должен быть 0,05 – 0,07 мм. Для бывших в эксплуатации деталей зазор между поршнем и цилиндром не должен превышать 0,15 мм.
Собственно для того и осуществляется промер зазора между поршнем и цилиндром. Чтобы либо приобрести поршни именно того класса, что и цилиндры. В случае если у эксплуатируемого двигателя зазор между поршнем и цилиндром превысил 0, 15 мм, то вам необходимо приступать к подбору поршней к цилиндрам, с максимальным приближением к расчетному размеру.
Предварительно должна производиться расточка цилиндров максимально приближенная к ближайшему по значению ремонтному размеру. Плюс нужно не забыть оставить припуск примерно в 0,03 мм для хонингования поверхности цилиндра после расточки. А вот теперь можно и за поршнями.
При хонинговке необходимо выдерживать диаметр, чтобы при установке поршня зазор соответствовал допустимой максимальной цифре зазора новых деталей – 0,045 мм.
Поршни измеряются микрометром, а цилиндры нутромером. Диаметр цилиндра измеряют в четырёх поясах и двух перпендикулярных плоскостях.
Подбирая поршни к цилиндрам, помимо номинального либо ремонтного размера, нужно обязательно учитывать массу поршней. Она бывает нормальная, увеличенная или уменьшенная на 5 грамм. К поршням ремонтной группы, кроме всего, подбираются ремонтные кольца, тоже ремонтных размеров.
Определившись с зазором между поршнем и цилиндром, вы легко подберете нудные размеры, и после проведенной расточки цилиндра (по необходимости) установите поршень.
Удачи вам при определении зазора между поршнем и цилиндром.
Видео:зазоры поршневых колец , как их проверитьСкачать
Штихмас. Как измерить диаметр цилиндра?
Для разных видов измерений нужна своя точность. Размеры деталей обычно измеряют микрометром. Но что делать, если измерить нужно не саму деталь, а отверстие в ней? Сегодня, мы поговорим о малоизвестном инструменте для которого не составит труда дать значение с точностью до сотых миллиметров для блока цилиндров вашего автомобиля.
Видео:(0.02 мм) ДВЕ СОТКИ которые СПАСУТ твой двигательСкачать
Предназначение штихмаса
Штихмас – это инструмент для измерения размеров отверстий разной формы. Поэтому его называют нутромером. Штихмас при измерении соприкасается с поверхностью только в двух точках.
Измеряют диаметры круглых отверстий или ширины паза (расстояния между плоскостями). Точность измерения – одна сотая часть миллиметра.
Есть более точные приборы (цена делений 5 мкм).
С его помощью можно понять, насколько сношены внутренние цилиндрические поверхности, определить овальность, узнать насколько реальный размер детали отличается от нужного.
Видео:Как просто поднять компрессию в цилиндрах, без разборки мотора!Скачать
Виды штихмасов
Общепринятой классификации штихмасов нет. Поэтому их разделяют на группы по способу измерений. Микрометрические и индикаторные имеют разные методы замеров.
Микрометрический измеряет реальную длину.
Индикаторные сравнивают шаблон и реальный размер. Штихмас настраивают на конкретный размер. Потом определяют насколько реальное значение отличается от этого показателя.
Штихмасы имеют разные отсчётные устройства и способы передачи. Разными могут быть формы поверхностей, которые помогают измерять.
Измерительные поверхности трёхточечного штихмаса расположены под углом 120° друг к другу. Это позволяет проводить минимальное количество замеров для определения линейных характеристик детали. Информацию о размере берут на цифровой шкале нутромера.
Сферический штихмас – это инструмент, измерительные поверхности которого находятся на одной сфере. Максимальная длина 1000 мм. Он относится к двухточечным. Для измерений нужно сделать больше замеров, чем трехточечным.
Читайте также: Неисправность рабочего цилиндра сцепления признаки неисправности
Штихмасом цанговым (шариковым) измеряют небольшие отверстия, которые не под силу измерить микрометрическим (диаметр от 0,95 до 18 мм). Снабжён комплектом головок разных типов. Для измерения головку нужного размера и формы вводят в отверстие, внутренняя игла смещается вдоль оси, цанги прижимаются к его стенкам.
Самым точным, удобным и дорогим является электронный штихмас.
Видео:Хон или зеркало? Научно-практический коментарийСкачать
Микрометрический штихмас
Состоит из стального прута, концы которого заточены в виде шара, и устройства со шкалами для определения расстояний.
Существует специальное понятие: «снимать штихмас». Оно обозначает процесс измерения деталей.
Штихмас относится к группе инструментов, называемых калибрами.
Микрометрический штихмас имеет большое сходство с микрометром. Можно сказать, что принцип действия у них один и тот же, а расположения измеряемых деталей разное.
Микрометрическая головка – основная деталь этого штихмаса. Она состоит из стержня (стебля), винта, барабана.
Видео:Порядок работы цилиндров в рядном 4 цилиндровом двигателеСкачать
Принцип действия микрометрического штихмаса
Инструмент помещают внутрь измеряемого отверстия. Начинают вращать барабан. Он соединён с измерительным наконечником, который под воздействием барабана выдвигается, пока не упрётся в стенку измеряемого отверстия. Если же сразу размер штихмаса был больше измеряемого расстояния, то наконечник ввинчивается внутрь, пока прибор не поместится в нём.
Но размеры стебля прибора ограничены. Чтобы измерить отверстие, длина которого превышает длину нутромера, используют удлинители. Они имеют постоянный размер. Он обозначен на внешней поверхности прибора. В каждом комплекте для измерения штихмасом есть несколько удлинителей разной длины.
Видео:Как измерить компрессию одному - легко и правильно!Скачать
Индикаторный штихмас
Это может быть устройство, по внешнему виду напоминающее циркуль. Его подпружиненные ножки на концах загнуты наружу. Это измерительные поверхности. Ножки такого кронциркуля-штихмаса сдвигаются и раздвигаются винтом.
Другие модели выполнены в форме стержня (направляющая втулка), с одного конца которого находится круглая шкала со стрелкой.
Внутри направляющей втулки есть два стержня разной длины. Тот, что покороче, прикасается к головке. В нем находится движок и стержень для измерения.
Вначале прибор устанавливают на нужный размер. Движок с пружиной передаёт движение на индикатор. Стрелка двигается и указывает отклонение размера.
Видео:хонингование блока цилиндра своими силамиСкачать
Телескопический штихмас
Устройство телескопического штихмаса похоже на устройство микрометра. Точность измерения 0,01 мм.
Предназначен для проверки горизонтальных и вертикальных поверхностей, овальности, конусности валов, отверстий и цилиндров.
Измерительные части штихмаса делают из следующих видов стали:
- цементуемых углеродистых 15 и 20;
- углеродистых 12А;
- шарикоподшипниковой ШХ15;
- инструментальных легированных Х и ХГ.
Для того, чтобы измерительные поверхности сохранялись как можно дольше, их хромируют, азотируют или делают наплавку из прочного сплава.
Как читать показания штихмаса?
Когда вращение барабана прекращается и микрометрический винт перестает двигаться, стопором закрепляют его и начинают смотреть на показания прибора. Он состоит из двух шкал, расположенных перпендикулярно друг к другу. Одна, основная, находится на стебле прибора. Цена одного деления на ней 1 мм. Когда пятка прикасается к микрометрическому винту, ноль на шкале барабана совпадает с нолём шкалы на стебле. Шкала барабана разделена 50 делениями. Цифры стоят через каждые 5 делений. Цена каждого 0,01 мм. Поэтому при полном повороте барабана винт сдвигается на 0,5 мм.
Но на стебле есть своя шкала. Ее длина 13 мм. Цена деления на ней 0,5 мм и 1 мм. Поэтому сначала оценивают показания на стебле. Затем смотрят на показания на фаске барабана. Складывают эти цифры. Но это еще не все. В большинстве случаев при измерении используется удлинитель. Его длину тоже нужно прибавить к полученному значению.
Максимальная длина без удлинителя 63 мм. Чтобы прикрепить удлинитель к прибору, снимают гайку со стебля. Устанавливают нужное количество удлинителей и закручивают гайку на конец последнего.
Самый короткий удлинитель 13 мм, самый длинный – 600 мм. Кроме них есть размером 25, 50, 100, 150 и 200 мм.
Требования при работе со штихмасом
Для максимальной точности измерений инструментом нужно соблюдать некоторые требования:
- Измерительные поверхности должны быть чистыми.
- Процедуру измерения проводят при 20 градусах.
- После измерения поверхности, которые прикасались к измеряемым плоскостям, промывают чистым бензином. Смазывают техническим вазелином.
- Штихмас хранят в футляре.
Как правильно измерить диаметр цилиндра.
Автор: LSA , 22 Марта 2011 в Измерения
16 сообщений в этой теме
Рекомендуемые сообщения
Создайте аккаунт или авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий
Комментарии могут оставлять только зарегистрированные пользователи
Создать аккаунт
Зарегистрировать новый аккаунт.
Недавно просматривали 0 пользователей
Ни один зарегистрированный пользователь не просматривает эту страницу.
Популярные темы
Автор: DEN000
Создана 29 Января 2019
Автор: ChumakAV
Создана 31 Декабря 2019
Автор: Nadegda_
Создана 24 Декабря 2019
Автор: владимир 332
Создана 3 Декабря 2019
Автор: 5ive
Создана 25 Декабря 2019
Автор: владимир 332
Создана 27 Декабря 2019
Автор: UNECE
Создана 8 Декабря 2019
Автор: UNECE
Создана 24 Августа 2017
Автор: Багаутдинов
Создана 28 Ноября 2019
Автор: макарка
Создана 19 Декабря 2019
Автор: SB_Danilev
Создана 15 Декабря 2019
Автор: mpanikovskiy
Создана 14 Июня 2012
Автор: метролог2009
Создана 10 Сентября 2015
Автор: sergeevich-33
Создана 26 Декабря 2018
Автор: efim
Создана 31 Декабря 2015
Автор: efim
Создана 23 Октября 2019
Автор: AtaVist
Создана 11 Августа 2017
Автор: Metrolog-sever
Создана 2 Июля 2014
Автор: UNECE
Создана 8 Декабря 2016
Автор: E_lena
Создана 1 Апреля 2016
Автор: метролог2009
Создана 10 Сентября 2015