Обнаружение следов транспортных средств начинается с визуального осмотра места происшествия. Обнаружение следов транспортного средства требует осмотра достаточно больших участков местности. Для выявления маловидимых и невидимых следов транспортных средств используются специальные лупы многократного увеличения.
Следы транспортных средств могут оставаться на поверхности дорожного покрытия, в обочине, кювете, на прилегающей к дороге местности, на сооружениях, строениях, деревьях, находящихся в зоне происшествия, на теле и одежде потерпевшего человека, на автомобиле, с которыми произошло столкновение или соприкосновение в ходе ДТП.
Фиксация следов транспортных средств осуществляется путем описания в протоколе, изготовления схем или планов, фотографирования методом линейной панорамы, видеосъемки, а также путем изготовления слепкови копий следов шин.
Прежде всего, еще до начала осмотра места происшествия и в ходе его должна быть произведена его фотосъемка. В зависимости от характера происшествия и обстоятельств дела могут фотографироваться участок дороги, где произошло ДТП, общий вид центра места происшествия (машина, труп), следы колес, грузы. Отдельно фотографируют участки с наиболее выраженным рисунком протектора. Все снимки выполняют масштабным способом. С участка следа протектора, в котором отобразились индивидуализирующие признаки, отливают гипсовый слепок
Основным приемом изъятия следов-отображений транспортных средств является моделирование путем изготовления слепков из гипса, силиконовой пасты «К» и пасты «У-1».
Если имеются поверхностные следы, то они в первую очередь фиксируются в протоколе и фотографируются. Если эти поверхностные следы представляют собой следы наслоения, то они могут изыматься на любой липкий материал (например, дактилоскопическая пленка, фиксированная смоченная глянцевая фотобумага, ошкуренная резина). Длина следа-наслоения должна быть не менее 45-50 см.
При исследовании изъятого следа транспортного средства необходимо установить не только рисунок, но и структуру состава следа-наслоения.
При изъятии объемного следа данное действие протоколируется, фотографируется и след изымается при помощи пасты «К» и пасты «У-1» или гипса. Изготовление смеси для слепка осуществляется по той же технологии, что и для изъятия слепка следа ног – заливным способом, но слепок должен быть не менее 45-50 см длиной, чтобы была возможность более или менее детального отображения следа протектора. Для изготовления гипсовых слепков со следов в снегу, со следов, залитых водой, со следов с хрупкой поверхностью используется насыпной или комбинированный способы.
Лучше изымать след, имеющий яркий идентифицирующий компонент (например, порез, прокол и т.д.). Если фрагмент следа транспортного средства, имеющий данный идентифицирующий компонент, не является достаточно четким в целом (например, шашки покрышки стерлись), то нужно снимать два и более слепка со следами протектора.
Следы неходовой части, как правило, отображаются на препятствии, например, на пешеходе, на которого был совершен наезд.
По вмятинам, по их локализации, по размерам и формам данных вмятин можно судить о виде и типе автотранспортного средства, а также можно сделать вывод о том, каков был механизм ДТП.
На теле человека в виде гематом отпечатываются форма и размеры части автомобиля, непосредственно с которой произошло столкновение. Иногда на следе, в том числе и на теле потерпевшего четко отпечатываются следы номера, радиаторной решетки, фирменного знака производителя и т.д.
По микрообъектам проводятся как трасологические исследования, так и исследования состава и структуры веществ.
Если следы ходовой части обнаружены на одежде потерпевшего (наезд, переезд), то их фотографируют несколько раз. Сначала надо запечатлеть весь предмет одежды так, чтобы было видно месторасположение следов, затем сфотографировать весь след, предварительно зафиксировав пылевой след аэрозольным лаком и поместив рядом со следом масштабную линейку.
В распоряжение эксперта следует предоставить копию протокола с места происшествия, фотоснимки следов, гипсовые слепки, предметы одежды потерпевшего со следами колес. Оптимальным вариантом является предоставление колеса в сборе, что не всегда осуществимо из-за большого веса и размеров. В подобных случаях с пневматической шины должны быть получены образцы следов, для чего рекомендуется прибегнуть к помощи специалиста-криминалиста или эксперта, которому предстоит проводить исследования.
Для получения объемных следов автомобиль на малой скорости прокатывают по грунту, способному отобразить нужные признаки шины. Экспериментальные следы внимательно осматривают и выбирают участки, содержащие отображения идентификационных признаков, с которых и изготавливаются гипсовые слепки.
Для получения поверхностных экспериментальных следов на участок шины с характерными признаками наносят красящее вещество и откопировывают весь участок. Для этого типографскую краску раскатывают по ровной поверхности и окрашенным резиновым валиком наносят на нужный участок протектора.
Читайте также: Пункт приема утилизации старых шин
На разрешение трасологической экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы: шиной какой модели образован след; каков тип транспортного средства, оставившего следы на месте происшествия; не образован ли след данной шиной; какими конкретно колесами оставлены следы на теле и одежде потерпевшего.
Отделившиеся детали и части (осколки фарного и органического стекла, частицы лакокрасочного покрытия и перевозимого груза, крепежные детали), обнаруживаемые на месте происшествия, изымаются в натуре и используются для розыска транспортного средства и его идентификации, а также для определения места, где случилось столкновение (наезд).
Исследование осколков фарных рассеивателей и иных фрагментов позволяет установить тип, модель, марку изделия, а по, нему модель автомобиля. Если в проверяемом транспортном средстве будут обнаружены аналогичные поврежденные части или отсутствие таковых, то назначают соответствующие экспертизы.
Отделившиеся частицы автомобильного лакокрасочного покрытия позволяют установить тип краски, вид и способ ее нанесения, наличие предварительной подготовки (грунт, шпатлевка). Все указанное составляют объекты трасологической и КЭМВИ экспертиз (криминалистическая экспертиза материалов, веществ и изделий).
Комплексное использование данных, полученных при работе со следами транспортных средств, позволяет дать обоснованное заключение:
а) о наличии, характере и локализации повреждений и иных особенностей на разыскиваемом автомобиле;
•б) о характере имеющихся в нем неисправностей;
г) о признаках эксплуатации с нарушением установленных требований;
д) о том, что следы на месте происшествия, одежде и теле потерпевшего оставлены конкретным транспортным средством.
Все указанное в совокупности позволяет получить надлежащее представление о механизме происшествия.
Динамические следы возникают при резком торможении, заносах, пробуксовке, наездах, столкновениях. След торможения (юза) обычно прямолинейный, его ширина равна ширине беговой дорожки. Длина тормозного пути зависит от скорости, веса, исправности транспортного средства, степени изношенности протектора, состояния дорожного покрытия, рельефа местности. По величине тормозного пути может быть определена скорость движения машины перед торможением. К статическим следам относятся следы качения колеса так называемая беговая дорожка движения транспортного средства.
Поверхностные следы (наслоения и отслоения) образуются на твердом покрытии дороги (асфальте, бетоне), на плоских предметах, одежде потерпевшего. В поверхностных следах отображаются только выступающие части рисунка протектора, рельефные особенности протектора отражаются в объемных следах, возникающих на мягком грунте (земле, снегу).
Судить о виде, модели, устройстве транспортного средства можно по следующим признакам: 1) число осей (две, три) и число колес на каждой из них (четыре, шесть и т.д.). При движении по прямой задние колеса полностью или частично перекрывают следы передних колес. Число осей можно определить при повороте, при котором образуются отдельные полосы от каждого колеса. Отличить следы двухосного автомобиля от трехосного обычно не удается, поскольку колеса третьей оси идут по следам второй оси. Следы колес прицепа также перекрывают следы колес автомашины; 2) ширина колеи – расстояние между центральными линиями следа левых и правых колес или между просветами задних спаренных колес; 3) база автомобиля – расстояние между передней и задней (задними) осями измеряется по следам вмятин, осыпавшейся грязи на остановках, при развороте с применением заднего хода; 4) особое значение приобретают имеющиеся в следе данные о ширине, рисунке протектора, его индивидуальных особенностях, диаметре колеса.
- Криминалистическое исследование следов транспортных средств
- Материал из CrimLib.info
- Классификация транспортных средств
- по способу передвижения
- по устройству ходовой части
- Классификация следов транспортных средств
- Значение следов транспортных средств
- Признаки следов транспортного средства
- Беговая дорожка
- Следы ходовой части
- Колея
- База автомобиля
- Признаки определения направления движения автомобиля
- Фиксация и изъятие следов транспортных средств
- Трасологическая экспертиза следов транспортных средств
- 🌟 Видео
Видео:Удивительные Способы Использования Выброшенных ШинСкачать
Криминалистическое исследование следов транспортных средств
Материал из CrimLib.info
Видео:Трасология зимойСкачать
Классификация транспортных средств
Все транспортные средства можно разделить на несколько больших групп:
Преимущественно в криминалистике изучаются следы только наземного безрельсового транспорта.
Наземный безрельсовый транспорт классифицируется:
по способу передвижения
- самоходный транспорт – это транспортные средства, которые приводятся в действие различными двигателями.
Это легковые и грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы, мотоциклы, мопеды, тракторы, экскаваторы, средства специального назначения.
- несамоходный транспорт – это те транспортные средства, которые приводятся в движения силой человека или животного.
Это тачки, тележки, велосипеды.
по устройству ходовой части
- колёсные транспортные средства;
- гусеничные транспортные средства;
- транспортные средства на полозьях (например, сани).
Видео:Галилео. Криминалистика 6. ТрасологияСкачать
Классификация следов транспортных средств
- отображающие внешнее строение отдельных частей, деталей транспортного средства на других объектах (например, следы ходовой части, выступающих частей);
- отделившиеся детали и части (следы-предметы) от транспортного средства (осколки фар, ветрового стекла; отвалившийся бампер);
- вещества, отделившиеся от транспортного средства (пятна масла, охлаждающей жидкости, частицы сыпучего груза из кузова);
- сопутствующие (следы ног водителя).
Видео:Зачем WD-40 наносят на номера автомобиля? Я в Шоке!!!Скачать
Значение следов транспортных средств
Следы транспортных средств дают возможность:
Читайте также: Алюминиевая шина для заземления
1) определить групповую принадлежность транспортного средства, т.е. его тип и вид (например, следы оставлены грузовым или легковым автомобилем), а в ряде случаев и модель (например, легковой автомобиль ВАЗ-2109 «Жигули», грузовой автомобиль ЗИЛ-130);
2) идентифицировать по оставленным следам конкретное транспортное средство или его отдельную часть;
3) установить механизм произошедшего события (определить направление и режим движения, место, угол и линию столкновения (наезда), скорость перед торможением, другие важные обстоятельства ДТП).
Групповая идентификация является предварительным этапом индивидуальной идентификации транспортного средства по следам, а после тщательного изучения особенностей следов экспертом осуществляется индивидуальная идентификация. Групповую принадлежность автотранспортного средства можно установить путем изучения следов пневматических шин по признакам, отображенным в следах. Основой такой идентификации является изучение беговой дорожки, колеи, базы, отпечатков рисунка протектора шины.
Видео:ЧТО БУДЕТ ЕСЛИ ШИНУ ПОСТАВИТЬ ДРУГОЙ СТОРОНОЙСкачать
Признаки следов транспортного средства
Групповую принадлежность автотранспортного средства можно установить путем изучения следов пневматических шин по признакам, отображенным в следах. Основой такой идентификации является изучение беговой дорожки, колеи, базы, отпечатков рисунка протектора шины.
По состоянию колес в момент следообразования различают следы качения (образуются в результате поступательно-вращательного движения колес) и скольжения (появляются при полной блокировке колеса в процессе торможения или пробуксовке).
Беговая дорожка
Следы качения шины одного колеса (обычно заднего) в криминалистике называют беговой дорожкой. Механизм образования следов беговых дорожек сходен по механизму образования со статическими следами: каждая точка шины оставляет свой отпечаток. Однако вследствие поступательного движения происходит некоторая их деформация, при которой выступающие элементы при выходе из следа сглаживают его края, что увеличивает его размеры и уменьшает следы промежутков между выступающими элементами (грунтозацепами).
Отдельно измеряется ширина беговой дорожки левых колёс и ширина беговой дорожки правых колёс.
- рисунок протектора шины (для определения этой характеристики на экспертизу должен быть направлен след отображения не меньше определённого размера. Для легкового автомобиля – 60 см.)
В беговой дорожке отображаются следы протектора. Это та часть шины, где находится рисунок, который при вращении колес соприкасается с дорогой. По характеру отобразившегося в следе рисунка протектора и ширине беговой дорожки, руководствуясь специальными таблицами, можно определить модели шин, а также модели автомашин, мотоциклов, на которых такие шины устанавливаются.
Кроме того, установить марку автомашины возможно, если известен наружный диаметр колеса. Сделать это можно только при условии, если какая-либо особенность протектора (след вулканизации, повреждение протектора, трещина, застрявший в углублениях протектора камень и т.п.) отчетливо повторилась в отпечатке на протяжении нескольких оборотов колеса. При этом измеряют расстояние между серединами двух последовательных отображений индивидуальной особенности. Наружный диаметр шины рассчитывают по формуле
где D — наружный диаметр шины; S— длина окружной шины; π = 3,14; 1,1 — коэффициент прогиба шины.
Следы ходовой части
В зависимости от свойств следовоспринимающей поверхности следы ходовой части могут быть поверхностными и объемными. Поверхностные, в свою очередь, делятся на следы наслоения (автомобиль проехал по луже, а затем по сухому асфальту) и отслоения (след на загрязненной поверхности). Следы наслоения могут быть позитивными (оставлены окрашенными выступающими частями) и негативными (от частиц грязи, застрявших в углублениях между грунтозацепами колеса).
Объемные следы образуются в результате остаточной деформации грунта (глины, песка, рыхлой земли) и способны передавать не только объемную копию (модель) беговой части протектора, но и данные о боковых его частях.
Колея
Следы беговой дорожки, оставленные колесами, расположенными на одной оси, составляют колею. По ширине колеи можно установить тип транспортного средства (например, автомобиль — легковой или грузовой). Ширина колеи является признаком, характерным либо для определенного типа транспортного средства, либо для транспортных средств нескольких моделей, принадлежащих к одному типу. Ширина колеи измеряется от середины одной дорожки до середины другой. При наличии следов спаренных колес измеряется расстояние между просветами задних спаренных колес, расположенных на одной оси.
База автомобиля
База автомобиля (колёсная база автомобился) — это расстояние между осями передних и задних колес. Базу автомобиля замеряют по следам остановки (глубокие следы в грунте, проталины на снегу) или в том месте, где автомобиль разворачивался с применением заднего хода: между концами следов передних и задних шин при первой остановке и между концами следов задних и передних шин при второй остановке. При следах «юза» передних и задних колес до полной его остановки база автомобиля измеряется между концами следов «юза» передних и задних колес.
Читайте также: Диски с шинами hyundai solaris
Видео:Как хранить шины - правильно? Мифы и легенды о хранении шин.Скачать
Признаки определения направления движения автомобиля
а) при езде по сыпучему грунту частицы последнего разлетаются по бокам следа в виде веера, раскрытого в сторону, противоположную направлению движения;
б) при переезде луж направленность движения определяется по следу влаги, сходящему на нет;
в) капли ГСМ, а также тормозной жидкости, воды, тосола, падающие с движущегося автомобиля, приобретают заостренную форму и обращены узким концом в сторону движения;
г) рисунок протектора типа «елочка» должен быть обращен открытой частью в сторону движения;
д) при езде по траве ее стебли будут примяты по направлению движения;
е) камень, вдавленный шинами в грунт, будет иметь зазор в лунке со стороны направления движения;
ж) след торможения вначале менее насыщен (меньше интенсивность его окраски), чем в конце торможения;
з) лежащие поперёк дороги ветки, палочки, прутики при переезде через них транспортным средством ломаются и своими концами указывают направление движения.
Следы волочения возникают в тех случаях, когда автомашина совершает наезд на человека или на какой-либо предмет и протаскивает его за собой. На дороге остаются динамические следы волочения в виде смазанных полос. Исследование этих следов позволяет судить о характере происшествия, о том, где произошел наезд и т.д
Видео:Хранение шин. 3 основных правила.Скачать
Фиксация и изъятие следов транспортных средств
Обнаруженные следы транспортных средств на месте происшествия должны быть подробно описаны в протоколе осмотра, в котором указываются:
- вид следов (объемные, поверхностные, торможения, юза и т.п.) и их расположение по отношению к другим неподвижным объектам;
- вид и особенности следовоспринимающей поверхности (например, сухое асфальтовое покрытие, глина, песок, снег и т.д.);
- количество и взаимное расположение следов, образованных разными колесами одной автомашины, и результаты их измерений (размер колеи, базы);
- место расположения, длина и степень выраженности следов торможения, если они обнаружены;
- размеры следов шин (их длина, ширина отпечатков беговой дорожки, глубина объемных следов и т.д.);
- рисунок протектора, отображенный в следах, и размеры основных его элементов;
- наличие, расположение, форма и размеры хорошо выраженных индивидуальных особенностей шины, отображенных в следах;
- расстояние между двумя отпечатками одной и той же особенности следа (дефекты покрышки);
- признаки, указывающие на направление движения автомашины;
- способы дополнительной фиксации и изъятия следов, примененные при осмотре, и перечень материалов, прилагамых к протоколу;
- как упакованы изъятые следы.
Кроме перечисленных пунктов в протоколе могут быть указаны и другие данные, имеющие важное значение для конкретного дела.
При фотографировании следов транспортных средств производится узловая и детальная съемка. При узловой съемке следы шин фотографируются на фоне окружающей обстановки, при детальной — фотографируются отдельные фрагменты с отобразившимися в них особенностями. Около следа укладывается масштабная линейка или лента.
Обязательно должны быть сфотографированы по крайней мере три элемента следов транспортных средств:
- колея на том участке, где она наиболее отчетливо видна;
- рисунок протектора в том месте, на котором наиболее отчетливо заметны его индивидуальные особенности;
- отдельные признаки, отображающие частные идентификационные особенности шин или других частей автомашины.
С объемных следов транспортных средств могут быть изготовлены слепки. Техника изготовления слепков с помощью раствора гипса та же, что и в случаях копирования следов ног. Специфика здесь состоит в том, что иногда приходится производить заливку следов, относительно больших по длине. Поэтому след шины предварительно разделяют на участки длиной 40—50 см тонкими перегородками из стекла, фанеры, картона и т.п., вдавливая их в след. Затем производится заливка гипсовым раствором. Поверхностные следы шин (следы наслоения) копируются с помощью листа резины, предварительно зачищенной наждачной бумагой, фотобумаги, липких пленок.
Видео:Самодельный прибор, с помощью которого можно делать из обычных шин, вездеходные!Скачать
Трасологическая экспертиза следов транспортных средств
Предметом трасологической экспертизы является установление обстоятельств дела, связанных с идентификацией транспортного средства, и механизма происшествия в целом.
На разрешение такой экспертизы могут быть поставлены следующие вопросы:
- не оставлены ли следы, обнаруженные на месте происшествия, ходовыми частями данного транспортного средства;
- к какому типу (виду) относится транспортное средство, оставившее следы на месте происшествия;
- автомобилем какой марки оставлены следы;
- в каком направлении двигалось транспортное средство, судя по его следам;
- не составляли ли одно целое с транспортным средством предметы, обнаруженные на месте происшествия;
- не образованы ли следы на транспортном средстве (одежде потерпевшего) частью другого транспортного средства.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
🌟 Видео
Галилео. Утилизация шинСкачать
Криминалистика. Правила фиксации и изъятия следов обувиСкачать
Криминалистика. Правила фиксации и изъятия следов зубов с овощей и фруктовСкачать
Криминалистика. Правила обнаружения,фиксации и изъятия следов кровиСкачать
Как делают автомобильные шины // НЕпростые вещиСкачать
Изъятие следовСкачать
Только не говори никому.. Как легко можно восстановить жидкокристаллический экран..Скачать
Переработка шин как бизнес | ПромышленностьСкачать
Как водители из СССР обходились без зимних шин?Скачать
Криминалистика. Правила обнаружения,фиксации и изъятия следов пальцев рукСкачать
Выкупить похитителя | ВещдокСкачать
Следы преступления, их изъятиеСкачать