Переломы — это вид травм, чья опасность увеличивается за счет возможных долгосрочных последствий. Чтобы не допустить таких последствий, пострадавшему необходимо оказать качественную экстренную помощь. В первую очередь, это касается иммобилизации, чей смысл заключается в обездвиживании повреждённой конечности.
Иммобилизация проводится с помощью специального приспособления – шины. Рассмотрим подробнее, как накладывать шину при переломах конечностей.
- Общие правила наложения шин
- Как использовать шину на разных участках тела
- Чего нельзя делать при иммобилизации
- Иммобилизация плеча Наложение шины Крамера на предплечье
- Иммобилизация костей предплечья Наложение шины Крамера на голень
- 5.7.5. Транспортная иммобилизация при переломах костей предплечья
- 📽️ Видео
Видео:Методика наложения транспортной шины при переломе плечевой кости - meduniver.comСкачать
Общие правила наложения шин
Шину необходимо подготовить до начала процедуры её наложения. Корректировать параметры шины в процессе будет невозможно (точнее – возможно, но опасно).
Иммобилизация проводится таким образом, чтобы были обездвижены (зафиксированы) два близлежащих сустава (выше и ниже перелома).
Если есть возможность, под шину (по всей длине) необходимо уложить вату или марлю.
Если характер травмы позволяет, конечность нужно привести в такое положение, при котором мышцы напряжены меньше всего.
При закрытых переломах шины накладывается прямо на одежду и обувь.
При открытом переломе категорически запрещено менять положение осколков кости.
Видео:Первая помощь: шина на предплечье, косынкаСкачать
Как использовать шину на разных участках тела
Рассмотрим правила оказания первой помощи при переломах в зависимости от участка травмы.
В этом случае используется проволочная шина. Длина подбирается от кончиков пальцев до локтевого сустава. Руку следует осторожно согнуть под прямым углом (в локте). Шина укладывается на ровную поверхность, а рука опускается сверху. Далее, шины фиксируется с помощью бинта, а руку подвешивают на косынке.
Используют проволочную или сплошную шину. Длина подбирается из расчёта: верхняя треть плеча (выше локтя) – основание пальцев. Рука сгибается под прямым углом, в пальцы укладывается небольшой объем ваты или марли, который пострадавший должен слегка зажать пальцами. Шина прикладывается по внешней поверхности руки и прибинтовывается. Рука фиксируется косынкой.
Используется проволочная шина длиной не менее метра. Размер подбирается так: от плеча, через спину и до основания пальцев противоположной руки.
Повреждённая рука мягко отводится от туловища, локтевой сустав сгибается под прямым углом. В подмышечную впадину следует уложить марлевый валик. Еще немного марли или ваты необходимо уложить в ладонь (пострадавший слегка сживаем его пальцами). Шина укладывается по задней поверхности руки от здорового плеча через спину и до основания пальцев. Шина фиксируется бинтом, а рука подвешивается на косынке.
Иммобилизация производится с помощью бинта или путём оборачивания груди полотенцем.
Используется проволочная шина, которая накладывается от участка чуть ниже колена. Нижний конец шины доводится до основания пальцев. Накладывается приспособление по внешней поверхности ноги (переход от голени к стопе оформляется под прямым углом) и фиксируется бинтом.
Используются две шины (проволочные или сплошные). Одна из них накладывается по наружной поверхности ноги, а вторая – по задней поверхности. Наружная шина накладывается от верхней трети бедра до стопы, где делается Г-образный загиб. Оба приспособления фиксируются бинтами.
Здесь понадобится три шины: задняя, наружная и внутренняя. Правильно установить такую конструкцию можно только с помощником (а лучше – двумя), так как пострадавшего придется приподнимать (для укладки задней шины). Наружная шина укладывается последней. Фиксируется это все бинтами.
Пострадавший укладывается на деревянный щит (причём, все части тела поднимаются одновременно – это затруднительно сделать одному). Под колени подкладывается тканевый валик (из любого подручного материала). Бедра разводятся примерно на 25 см, после чего фиксируются ремнём.
Здесь также участвует деревянный щит и сложная процедура одновременного приподнимания всех частей тела. Под область перелома укладывается тканевый валик (если перелом в области шеи, то используется специальный воротник или ватно-марлевая конструкция).
Читайте также: Шины cordiant 175 70r13 cordiant comfort 2 86h
Видео:Техника наложения лестничной шины при переломе костей предплечья - meduniver.comСкачать
Чего нельзя делать при иммобилизации
Мы в общих чертах рассмотрели, как оказать первую помощь пострадавшему при переломах. Теперь, разберёмся, как ему не навредить.
Перед иммобилизацией пострадавшего необходимо проверить на предмет кровотечений. Если кровотечение есть – в первую очередь, нужно заняться его остановкой.
После иммобилизации ваши полномочия закончены (даже если вы врач, дальнейшая работа требует специализированных условий медицинского учреждения). Отсюда важный вывод: не нужно пытаться вправлять кости. Также не пытайтесь переносить пострадавшего до фиксации повреждённой конечности.
Видео:Стандарт «Техника наложения шины Крамера на предплечье»Скачать
Иммобилизация плеча Наложение шины Крамера на предплечье
Показание: перелом костей предплечья.
Оснащение: лестничная шина Крамера, 2 бинта, вата, косынка, ножницы.
Примечание: при наложении шины фиксируются два сустава: сустав выше места перелома и сустав ниже места перелома.
Усадить пациента лицом к себе, успокоить.
Объяснить ход предстоящей манипуляции.
Разрезать одежду по шву, в месте травмы (если одежда не свободно облегает конечность).
Осмотреть место травмы, убедиться в наличии перелома.
Выбрать лестничную шину Крамера: 80 см длиной, 8 см шириной.
Обернуть с двух сторон шину ватой и прибинтовать вату к шине.
Приложить шину к здоровой конечности пациента, от кончиков пальцев до локтевого сустава.
Убрать шину и в месте предполагаемого сустава согнуть ее под прямым углом.
9. Приложить шину к здоровой конечности и уложить кисть и предплечье (проверить правильность подготовки шины).
10. Придать поврежденной конечности среднефизиологическое положение (руку согнуть в локтевом суставе, кисть уложить в положение между супинацией и пронацией).
11. Уложить на подготовленную шину кисть и предплечье. Шину укладывают по задненаружной поверхности конечности от пальцев кисти до верхней трети плеча.
Зафиксировать шину на конечности спиральными ходами бинта от пальцев кисти до верхней трети плеча.
Наложить косыночную повязку для лучшей фиксации конечности.
Примечание: при переломе костей кисти, руку уложить на шину в положение пронации, в кисть вложить валик из ваты и марли или бинта. Шина Крамера идет от кончиков пальцев до середины предплечья. Руку зафиксировать бинтовой повязкой и подвесить на косынке.
Видео:Транспортная иммобилизация при переломе костей предплечья с помощью специальной шиныСкачать
Иммобилизация костей предплечья Наложение шины Крамера на голень
Показание: перелом голени, вывих коленного сустава.
Оснащение: 3 лестничных шины Крамера, бинты, вата, ножницы.
Примечание: при наложении шины фиксируются два сустава: коленный и голеностопный.
Уложить пациента на спину, успокоить.
Объяснить ход предстоящей манипуляции.
Разрезать одежду по шву, открыть место травмы (если одежду невозможно сдвинуть, и она не свободно облегает конечность).
Осмотреть место травмы, убедиться в наличии перелома или вывиха.
Выбрать лестничную шину Крамера: первую — 120см длиной, 11 см шириной; две шины — длиной 80 см, шириной 8 см.
Обернуть с двух сторон шины ватой и прибинтовать вату к шине.
Приложить конец шины (120×11) к стопе здоровой конечности пациента, от пальцев к пятке.
Согнуть в области пятки под прямым углом.
Уложить ногу на подготовленную шину:
1 шина проходит по стопе, задней поверхности голени до средней трети бедра (пальцы стопы должны быть натянуты к голени);
2 шина проходит по наружной поверхности голени от наружного края стопы до средней трети бедра;
3 шина проходит по внутренней поверхности голени от внутреннего края стопы до средней трети бедра.
10. Зафиксировать шины на конечности спиральными турами бинта.
Примечание: при переломе верхней трети голени и травме коленного сустава, верхние концы шин должны достигать тазобедренного сустава.
Читайте также: Лечебные шины в хирургии
При переломе костей стопы шину накладывают от кончиков пальцев до середины голени.
Видео:Первая помощь: шина на бедроСкачать
5.7.5. Транспортная иммобилизация при переломах костей предплечья
Положение конечности для иммобилизации: рука должна быть согнута в локтевом суставе под прямым углом, предплечье — в положении, среднем между супинацией и пронацией, кисть — полусогнута.
Рис. 66. Травмогенез перелома костей предплечья
Техника иммобилизации лестничной шиной. Используется шина длиной 80 см. Шину сгибают под прямым углом так, чтобы она на 3-4 см выступала за кончики пальцев иммобилизируемой конечности и достигала средней трети плеча. Шину накладывают по локтевой поверхности предплечья и задней поверхности плеча. В согнутые пальцы кладут ватно-марлевый валик, между шиной и локтевым отростком — ватномарлевую прокладку. Шину прибинтовывают. Руку подвешивают на косынку или бинт.
Рис. 67. Иммобилизация предплечья стандартной лестничной шиной
Иммобилизация предплечья подручными средствами. Положение конечности как для иммобилизации стандартной шиной. Берут две деревянные рейки (палки) примерно по длине предплечья. Одну из них кладутпо тыльной поверхности предплечья, другую — по ладонной. Все это прибинтовывают. Руку подвешиваем на косынку или бинт (Рис.68).
Рис. 68. Транспортная иммобилизация предплечья с помощью подручных средств.
Если отсутствуют стандартные шины и подручные средства при переломах костей предплечья, можно ограничиться подвешиванием конечности на косынке. Можно также подвесить согнутую под прямым углом руку на завернутую вверх полу пиджака, которую фиксируют булавкой.
Транспортная иммобилизация при повреждениях шейного отдела позвоночника
Травмогенез при переломах позвоночника представлен на нижеприведенном рисунке (Рис.69).
Рис. 69 Травмогенез переломов позвоночника
Транспортная иммобилизация с помощью картонно-марлевого воротника (типа Шанца). Он может быть заготовлен заранее и с успехом применяется для транспортной иммобилизации при повреждениях шеи.
Картонно-марлевый воротник изготовляют следующим образом: из куска картона делают фигурную заготовку размером 430х140 мм, затем картон обертывают слоем ваты, покрывают двойным слоем марли и края марли сшивают. На концах пришивают по две завязки. Техника применения: осторожно приподняв голову пострадавшего, подводят под шею картонно-марлевый воротник и завязывают завязки. Такая повязка довольно прочно фиксирует шейный отдел позвоночника и может быть применена как средство не только транспортной, но и лечебной иммобилизации.
Рис 70. Картонный воротник типа Шанца:
в — положение воротника на шею.
Примитивная иммобилизация при повреждениях шеи и шейного отдела позвоночника изготовляется в виде «ватно-марлевого воротника»: толстые ватно-марлевые подушечки или просто толстый слой ваты накладывают на шею и укрепляют бинтом. Бинтование выполняют с натяжением, но не сдавливая органы шеи, так чтобы не мешать свободному дыханию.
Ширина слоя ваты зависит от длины шеи, она должна быть такова, чтобы края «воротника» подпирали голову, имея точкой опоры затылочный бугор.
Рис 71. Воротник из ваты и марли при повреждениях шейного отдела позвоночника
В качестве материала для иммобилизации может служить одежда, скатанная валиком, который накладывают на шею.
Транспортировка пострадавших при повреждениях грудного и поясничного отделов позвоночника
На нижеприведенном рисунке представлен травмогенез повреждений грудного и поясничного отделов позвоночника (Рис.72).
Рис. 72 Травмогенез повреждений позвоночника
Транспортировка осуществляется следующим образом: если твердая поверхность, пострадавшего укладывают на спину, в поясничную область подкладывается валик из одежды или другого материала (Рис. 73б), если поверхность мягкая, пострадавшего укладывают на живот (Рис. 73а).
а, б в, г
Рис 73. Транспортная иммобилизация при повреждении грудного и поясничного отделов позвоночника
Для транспортной иммобилизации позвоночника и таза используются вакуум-носилки, наполненные пластмассовыми шариками или подручные средства (Рис. 73 в, г).
📽️ Видео
Транспортная иммобилизация шиной Крамера при переломе плечевой костиСкачать
Транспортная иммобилизацая при переломе костей предплечьяСкачать
Транспортная иммобилизация при переломе костей предплечья с помощью специальной шиныСкачать
Методика иммобилизации кисти - наложение транспортной шины - meduniver.comСкачать
Наложение транспортной шины из подручных материалов на предплечьеСкачать
Транспортная иммобилизация при травмах позвоночника, костей таза, верхних и нижних конечностей.Скачать
Транспортная иммобилизация. Часть 3: Шина на верхнюю конечность.Скачать
Шина Крамера при переломе голениСкачать
Транспортная иммобилизация при переломе костей предплечья с помощью ШТИвр-01Скачать
Транспортная иммобилизация. Часть 2: Шина на нижнюю конечность.Скачать
Шина на плечоСкачать
Наложение шины Крамера на предплечьеСкачать
Иммобилизация при переломах предплечьяСкачать
Способы наложения шин при закрытом переломе предплечья, плеча. Сборы начкаров Киров.Скачать