- Как отрегулировать тепловые зазоры клапанов в двигателе
- Роль клапанов и фаз газораспределения в двигателе
- Признаки и последствия неправильного зазора
- Большой зазор
- Маленький зазор
- Регулировка тепловых зазоров клапанов
- Используем щуп
- С помощью рейки и индикатора
- Что делать если стоит ГБО
- Пример регулировки клапанов на ВАЗ 2107
- Регулировка зазоров клапанов: 2 варианта
- Принцип работы клапанов ГРМ ДВС
- Для чего нужны зазоры клапанов
- Как выставить правильный зазор
- Если неправильно выставил зазоры клапанов
- Слишком большой зазор
- Если в таком режиме двигатель будет работать долгое время, то:
- Слишком маленький зазор
- Последствия малого зазора клапанов:
- Необходимо как можно скорее отрегулировать зазоры клапанов при появлении следующих признаков:
- Как измерить зазор клапанов
- Регулировка зазоров клапанов
- Инструменты:
- Регулировка щупом
- Регулировка зазоров клапанов рейкой и индикатором
- Вывод
- Видео
- Видео
Видео:Регулировка клапанов на ВАЗ 2110, 2114, Калина, Гранта, 2109, 2108Скачать
Как отрегулировать тепловые зазоры клапанов в двигателе
При работе двигателя все детали изменяют свои геометрические размеры по причине теплового расширения, не всегда точно предсказуемого. Касается эта проблема и привода клапанов газораспределительного механизма в четырёхтактных моторах. Здесь важно очень точно и своевременно открывать и закрывать каналы впуска и выпуска, воздействуя на торец стебля клапана, что затруднительно в условиях расширения, как самих стеблей, так и всей головки блока.
Конструкторы вынуждены оставлять в сочленениях тепловые зазоры или прибегать к установке узлов их механической компенсации.
Видео:Зачем и нужно ли - РЕГУЛИРОВАТЬ КЛАПАНА? Знать ОБЯЗАТЕЛЬНО!Скачать
Роль клапанов и фаз газораспределения в двигателе
Одной из самых важных характеристик двигателя, когда речь заходит о его максимальной мощностной отдаче при приемлемом расходе топлива, становится наполнение цилиндров свежей смесью. Попадает она в рабочий объём через систему клапанов, ими же и выпускаются отработавшие газы.
Когда двигатель работает на значительных оборотах, а ими можно считать с некоторым допущением как максимальные, так и минимальные холостого хода, массы газа, проходящие через цилиндры, начинают проявлять свои аэродинамические свойства, инертные и прочие, связанные с эффективностью горения и теплового расширения.
Точность и оптимальность отбора энергии топлива и превращения её в механическую зависят от своевременной подачи смеси в рабочую зону с последующим не менее оперативным её удалением.
Моменты открытия и закрытия клапанов определяются фазой движения поршня. Отсюда и понятие фазированности газораспределения.
В любое время, а для мотора это означает угол поворота коленчатого вала и конкретный такт работы двигателя внутри цикла, состояние клапана определяется совершенно чётко. Зависеть оно может лишь от оборотов и нагрузки в строго нормированных пределах, задаваемых системой подстройки фаз (фазорегуляторами). Ими оснащаются самые современные и совершенные двигатели.
Видео:Простая регулировка клапанов Ваз 2109.Скачать
Признаки и последствия неправильного зазора
В идеале, точность работы клапанов обеспечивает нулевой зазор. Тогда клапан будет чётко следовать траектории, задаваемой профилем кулачка распредвала. Он имеет достаточно сложную и тщательно подбираемую разработчиками мотора форму.
Но реализовать такое возможно только при использовании гидрокомпенсаторов зазоров, в зависимости от конкретного исполнения называемых также гидротолкателями и гидроопорами.
В остальных случаях зазор будет небольшим, но вполне конечным, зависимым от температуры. Разработчики ДВС экспериментально и расчётным путём определяют, каким он должен быть изначально, чтобы в любых условиях изменение зазоров не сказалось на работе мотора, нанеся ему повреждения или понизив его потребительские качества.
Большой зазор
На первый взгляд увеличение зазоров в приводе клапанов выглядит безопасно. Никакие тепловые изменения не сведут их к нулевым, что чревато проблемами.
Но рост подобных запасов бесследно не проходит:
- двигатель начинает издавать характерный стук, что связано с увеличенным разгоном деталей перед входом в соприкосновение;
- ударные нагрузки ведут к повышенному износу и выкрашиванию поверхностей металла, образовавшаяся пыль и стружка расходятся по двигателю, повреждая все детали, которые смазываются из общего картера;
- фазы газораспределения начинают запаздывать из-за времени, потребного на выбирание зазоров, что ведёт к ухудшению характеристик на больших оборотах.
Интересно, что громко стучащий двигатель с огромными зазорами может прекрасно тянуть на низких оборотах, обретая, как говорят, «тракторную тягу». Но поступать так умышленно нельзя, мотор будет быстро изношен продуктами с поверхностей, испытывающих ударные нагрузки.
Маленький зазор
Уменьшение зазора чревато куда более быстрыми и непоправимыми последствиями. По мере прогрева недостаточный зазор быстро станет нулевым, в сочленении кулачков и клапанов появится натяг. В результате тарелки клапанов перестанут плотно садиться в свои гнёзда.
Читайте также: Нет давления масла в гбц ваз 2112 16 клапанов
Нарушится охлаждение тарелок клапанов, часть тепла они по расчёту сбрасывают в металл головки во время фазы закрытия. Несмотря на производство клапанов из жаропрочных сталей, они быстро перегреются и прогорят, используя высокую температуру и имеющийся кислород. Мотор потеряет компрессию и выйдет из строя.
Видео:Когда регулировать клапана? Советы автомастеровСкачать
Регулировка тепловых зазоров клапанов
Некоторые двигатели в процессе штатной эксплуатации имеют свойство увеличивать клапанные зазоры в результате износа. Это безопасное явление, поскольку трудно не заметить начавшийся стук.
Гораздо хуже, а к сожалению так себя ведёт большинство моторов, когда зазоры со временем уменьшаются. Поэтому для исключения обнуления зазоров и прогаров тарелок надо выполнять регулировки строго по заводскому регламенту.
Используем щуп
Самый простой способ – это снять клапанную крышку, отвести кулачок от проверяемого клапана и попытаться ввести в зазор плоский щуп из набора.
Обычно толщина щупов имеет шаг 0,05 мм, что достаточно для измерений с допустимой точностью. За величину зазора принимается толщина максимального из щупов, который ещё проходит в зазор.
С помощью рейки и индикатора
На некоторых моторах, обычно это имеющие коромысла (рычаги, рокеры) в механизме привода, есть возможность установки приспособления в виде рейки, на которой предусмотрены гнёзда для монтажа точного индикатора часового типа.
Подведя его ножку к рычагу напротив стебля, можно покачать вручную или специальной вилкой рокер, свободный от кулачка, считав показания по шкале индикатора с точностью порядка 0,01 мм. Не всегда такая точность нужна, но регулировать становится значительно удобнее.
Что делать если стоит ГБО
Пропано-бутановая смесь имеет гораздо более высокое октановое число, чем традиционный бензин широкого применения. Соответственно, горит она медленнее, разогревая при выпуске выхлопные клапаны. Зазоры начинают уменьшаться гораздо сильнее, чем предусматривали разработчики мотора, предполагая использование бензина.
Чтобы избежать преждевременного прогара тарелок и гнёзд, зазоры при регулировках устанавливаются увеличенными. Конкретная величина зависит от двигателя, обычно добавка составляет 0,15-0,2 мм.
Можно и больше, но тогда придётся смириться с шумностью, снижением мощности и повышенным износом механизма газораспределения при работе с частичными нагрузками. Лучшим выходом будет использование под газ моторов с гидрокомпенсаторами.
Видео:Как самому отрегулировать клапана на 8 кл. двигателе Лада ГрантаСкачать
Пример регулировки клапанов на ВАЗ 2107
На ВАЗ-2107 установлен классический двигатель с приводом клапанов через рокеры от единственного распредвала. Зазоры со временем возрастают, конструкция не отличается совершенством, поэтому регулировка требуется примерно каждые 20 тысяч километров пробега.
Выполнять эту операцию можно самостоятельно, навык вырабатывается довольно быстро. Из расходников потребуется только прокладка клапанной крышки, не стоит пытаться применить её повторно или с герметиком, крышка слабая, крепёж ненадёжный, мотор быстро зарастёт грязью от подтекающего масла.
Для работы очень желательно приобрести набор из рейки и индикатора. Преимущества известны тем, кто занимается двигателями профессионально и способен оценить разницу между точным приспособлением и обычным щупом.
Порядок работы по цилиндрам и кулачкам распредвала отгравирован на самой рейке, а также имеется в любой вазовской инструкции или книге по ремонту.
- Четвёртый цилиндр устанавливается в верхнюю мёртвую точку такта сжатия, после чего регулируются 6 и 8 клапаны. Замеряется зазор индикатором, после чего ослабляется контргайка и регулировочным болтом вводится расчётная компенсация износа.
- Далее операции повторяются для всех клапанов, поворачивая коленвал последовательно на 180 градусов, или это будет 90 по распредвалу. Номера кулачков и углы поворота указаны на рейке.
- Если используется щуп, то он вводится в зазор, поджимается регулировочным болтом и контргайкой. Добиваются такого его прижима, чтобы он вытаскивался из зазора с небольшим усилием, это и будет соответствовать штатному зазору 0,15 мм.
Пользуясь тем, что крышка снята, будет практично проверить натяжение цепи и состояние натяжителя, его башмака и успокоителя. Если потребуется что-то ремонтировать или подтягивать цепь, то регулировать клапаны следует уже после завершения всех процедур с цепью.
Видео:как отрегулировать клапана. наглядный пример.Скачать
Регулировка зазоров клапанов: 2 варианта
Основная функция стабильной и четко слаженной работы двигателя внутреннего сгорания — наилучшим образом настроенные зазоры клапанов. Главные части газораспределительной системы ДВС являются: распредвал, клапана и привод. Привод может быть ременный, а может быть цепной. Про замену цепи ГРМ я рассказывал позавчера. Сегодня тема про то, как своими руками отрегулировать клапана.
Читайте также: Датчик давления масла ваз 2112 16 клапанов замена
- Принцип работы клапанов ДВС.
- Для чего нужны зазоры клапанов?
- Как выставить правильный зазор?
- Что, если сделать неправильный зазор?
- Как изменить зазор клапанов?
- Как отрегулировать зазоры?
- Подготовка.
- Регулировка с щупом.
- Регулировкой рейкой с индикатором.
- Вывод.
- Видео.
Видео:регулировка клапанов ваз 2114 своими рукамиСкачать
Принцип работы клапанов ГРМ ДВС
Обычный рядовой водитель, в случае, когда необходимо отрегулировать клапана, не делает это своими руками, а едет в автосервис. Потому что для этого нужны определенные навыки и время. Чтобы самому научить регулировать зазоры клапанов, надо знать принцип их работы.
В двигателе внутреннего сгорания есть два вала: коленчатый вал (коленвал) и распределительный вал (распредвал). Они соединяются между собой через шкивы и ремень, через звездочки и цепь. Самый распространенный вариант — это двигатель с ременным приводом ГРМ. Соотношение передачи коленвала к распредвалу — 2:1 (два к одному).
Кулачки имеют специальную неправильную плавную форму, которая закрывает и открывает клапана так, чтобы они соответствовали положению коленчатого вала и распредвала, такту и мотора и газораспределительным фазам.
Когда ДВС работает, он соответственно, греется, нагреваются его детали, которые расширяются от большой температуры. Из-за этого незначительно изменяется расстояние между распределительным валом и толкателем клапана.
Вопрос: почему по-разному работает двигатель на холодную и на горячую? Ответ: потому что при нагреве двигателя до рабочей, толкатель клапана плотно прижимается к клапану и распредвалу. Это обеспечивает эффективную работу ДВС.
А, в случае, если торец клапана останавливается выше толкателя, тогда появляется зазор между седлом и тарелкой, а это ведет к снижению компрессии в цилиндре.
Компрессию проверить легко: глушите мотор, выкручиваете свечу, вместо нее закручиваете манометр специальный, поворачиваете ключ зажигания, выходите и смотрите, какое давление показывает манометр данного цилиндра.
А, в случае, если торец закрытого клапана расположен ниже толкателя, то во время определенной фазы газораспределения, клапан откроется не на все расстояние, на которое должен. А это ведет к потере мощности из-за медленного удаления выхлопных газов.
Видео:Регулировка клапанов за 2 минуты. Быстро, просто и надежно!!Скачать
Для чего нужны зазоры клапанов
Чтобы двигатель работал наилучшим образом, развивал все свои эксплуатационные характеристики по максимуму, должны четко и синхронно двигаться клапана. Клапана должны плотно садиться в свои гнезда и открываться по максимуму.
При правильно выставленных зазоров клапанов, горячий двигатель работает почти также, как и холодный, то есть потеря мощности минимальна.
Когда автомобиль много эксплуатируется, например круглосуточно работает в такси, то клапана быстрее теряют свою настройку. Многие наверное слышали, говорят — клапана стучат. Это как раз, время для регулировки клапанов.
Совет автоэкспертов: Надо делать проверку и регулировку клапанов через каждые 25 тысяч километров реального пробега. Конечно, модификации и марок двигателей много. Правильнее будет прочитать руководство по эксплуатации конкретного двигателя. Может там вообще не требуется никогда регулировка.
Видео:Регулировка клапанов ВАЗ 2106 1990г. [© Игорь Шурар 2018]Скачать
Как выставить правильный зазор
Есть специальная инструкция по настройке клапанов переднеприводных машин и заднеприводных.
Да, шляпка клапана должна плотно садиться в седло, но при этом должен оставаться микрозазор. Он требуется для того, что шток клапана плотно, жестко не упирался в верхнюю часть.
Есть строго вычисленные и установленные заводом-изготовителем двигателя зазоры. Так, зазор не должен быть больше 0,15 мм. Самое максимально допустимое отклонение от этой величины — 0,05 мм. Это обязательно проверяется, когда ДВС холодный.
Правильная регулировка клапанов — это высокая мощность мотора (тяга), низкий расход топлива.
Видео:Простой способ регулировки клапанов на двигатель Д-240Скачать
Если неправильно выставил зазоры клапанов
После 5-10 минут работы, мотор набирает рабочую температуру (это около 90-100 градусов). По закону физики, все детали начинают расширяться. От того, слишком большие или слишком маленькие зазоры клапанов, износ двигателя будет разным.
Слишком большой зазор
Если зазор больше номинального, то звук работы двигателя будет отличаться. По мере постепенного нагрева двигателя, будет исчезать такой необычный звук (цоканье).
Читайте также: Клапан bravo super valve 2017 2 в 1
Если клапанный зазор большой, то кулак распределительного вала не давит рокер стока клапана, а стучит по нему.
Если в таком режиме двигатель будет работать долгое время, то:
- срок службы клапанов уменьшается;
- торец штока клапана может отколоться;
- расклепывание;
- будет повышенный уровень шума работы ДВС.
Так как газораспределительные фазы нарушены, мощность двигателя может упасть в два раза.
Слишком маленький зазор
В этом случае, клапан полностью не открывается, выхлопные газы полностью не успевают вылететь, отсюда появляется потеря мощности двигателя. Тарелки клапанов будут перегорать из-за повышенного перегрева.
Последствия малого зазора клапанов:
- Низкая компрессия в цилиндрах.
- Отработанные газы не успевают удалиться через маленький зазор и края клапанов сгорают.
- Тарелки клапанов не плотно садятся в свои посадочные места.
- Высокая нагрузка на ременный или цепной привод ГРМ.
Необходимо как можно скорее отрегулировать зазоры клапанов при появлении следующих признаков:
- В верхней части головки блока цилиндров (ГБЦ) появился звон.
- Если был сделан ремонт ГРМ.
- Если после последней регулировки проехали более 25000 км.
- Если не тянет двигатель. Ни в гору, ни по прямой.
- Если увеличился расход бензина.
Видео:Регулировка Клапанов На Мопеде Альфа | Дельта| Мопед МинскСкачать
Как измерить зазор клапанов
Проверяем зазоры обязательно на «холодную», то есть, когда двигатель полностью остынет.
Готовим инструменты:
Если толкатель клапана с винтовой регулировкой, то поворачиваем коленвал до того момента, пока кулачок не будет направлен в противоположную сторону от толкателя. Затем, тихонько ударяем молотком по толкателю и рукой раскачиваем его в стороны. Вставляем щуп и измеряем зазор между толкателем и клапаном и смотрим, на сколько он отличается от значения, которое должно быть для этого двигателя. На щупе выбиты цифры, указывающие на его толщину.
Если толкатель клапана с регулировкой шайбами, то крутим коленвал ДВС так, чтобы кулачок этого клапана был направлен вверх. После этого, берем щуп с нужной толщиной, которая должна быть в этом моторе.
Если нужный щуп не заходит под клапан, значит зазор меньше положенного. Если щуп спокойно лезет и болтается там, значит зазор больше положенного.
Видео:Самый простой способ регулировки клапанов ваз 2107 за пять минутСкачать
Регулировка зазоров клапанов
Сначала вытираем клапанную крышку и двигатель, чтобы мусор не попадал внутрь. Потом снимаем крышку.
Инструменты:
- Набор ключей.
- Отвертки.
- Специальные щупы (пластины).
- Пинцет.
- Регулировочные шайбы разных толщин.
- Микрометр.
- Прибор для регулировки клапанов.
Регулировка щупом
Пошагово:
- Снять крышку, тросики, воздушный фильтр. Можно открутить свечи зажигания, что легче было крутить коленчатый вал двигателя.
- Снять кожух ремня ГРМ (если ременная передача).
- Поршень выставляем в верхнюю мертвую точку (ВМТ).
- Крутим коленвал по звездочке, обязательно по часовой стрелке. Риски на корпусе подшипников и на шкиву коленвала совпадали.
- Ослабить контргайку на винте, которым выставляется зазор. Вставляем щуп и затягиваем гайку. После затяжки гайки, опять проверяем зазор.
Регулировка зазоров клапанов рейкой и индикатором
Этот способ намного точнее выставляет тепловой автомобильный зазор.
Пошагово:
- Снять крышку.
- Крутим коленвал, пока не совпадут метки на шестерне распредвала и метки на корпусе.
- На обратной стороне шестерни маркером рисуем метки через каждые 90 градусов.
- Тремя болтами крепим рейку на выступе блока установленных подшипников.
- В гнездо на рейке устанавливаем стрелочный индикатор. Стрелка на шкале должна показывать ноль.
- Специальным устройством тянем кулачок распредвала вверх. Стрелка индикатора должна показывать 50-52 деления.
После проведения регулировки тепловых зазоров запускаем мотор и слушаем, как работает.
Видео:Регулировка клапанов китайского двигателя Лифан 168F-2,170F,177F мотоблок LifanСкачать
Вывод
Своими руками регулировать клапана трудно, если рядом не кому подсказывать. Желательно помогать кому-нибудь в настройке и научиться таким образом. Или посмотреть видео и повторять. Но, бывает так, что на видео забудут показать какой-нибудь шаг и думаешь, а здесь что делать.
Видео:Настройка Клапанов На Мопеде Альфа | Мопед Альфа | Клапана АльфаСкачать
Видео
Как выставить тепловые зазоры клапанов на Kia Rio (Киа Рио), Huyndai Solaris (Хундай, Хендай Солярис). На этом автомобиле пробег до проверки клапанов 75000 км. Посмотрите, изменились ли зазоры за это время.
Регулировка клапанов ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2110, 2111, 2113, 2114, 2115.
Тонкости регулировки на примере ВАЗ 2114.
📽️ Видео
Правильная регулировка клапанов ваз классикаСкачать
ЛЕГКО НАСТРОИТЬ КЛАПАНА на китайском моторе!!!Скачать
Питбайк GR-X YX140EM. Регулировка клапанов двигателя YX140EM (1P56FMJ).Скачать
Зачем и когда регулировать клапанаСкачать
Регулировка клапанов двигателя ZS172FMMСкачать
Регулировка клапанов - КАК узнайть КАКОЙ ЗАЗОР? ПОДЖАТЫЕ КЛАПАНА и т.д.Скачать