Видео:ЗАДИРЫ и ЭНДОСКОПИЯ ЦИЛИНДРОВ. Как правильно проверять двигатель на задиры?Скачать
Эндоскопия мотора: что это такое, зачем нужно и как делается
С развитием технологий покупка подержанного автомобиля становится чуть более простой задачей. О машине можно многое узнать по ее VIN еще до личной встречи, а диагностика перед покупкой давно не сводится к осмотру подвески, считыванию ошибок и замеру компрессии. Один из современных инструментов, позволяющих узнать больше об автомобиле, – это эндоскоп. Давайте разберемся, что это такое, зачем он нужен и как делают эндоскопию.
Эндоскоп в технике – это прибор для осмотра внутренних полостей агрегатов. По сути, он представляет собой камеру с подсветкой, закрепленную на конце стержня. Вывод изображения с камеры производится либо на собственный экран эндоскопа, либо на подключаемое внешнее устройство – компьютер или смартфон. Соответственно, осмотр агрегата с использованием эндоскопа и называется эндоскопией. Эндоскопия может быть полезна при осмотре разных труднодоступных полостей в автомобиле вроде впускного тракта или турбины, но самое широкое применение она получила в диагностике состояния цилиндропоршневой группы и клапанов.
Эндоскопия проводится на заглушенном и не прогретом двигателе. Для осмотра цилиндра выкручиваются свечи зажигания (или свечи накаливания, если речь идет о дизельном моторе), и зонд эндоскопа через свечной колодец погружается в цилиндр. В зависимости от цены и возможностей эндоскопа зонд может быть гибким или иметь возможность управления камерой, а также оснащаться не только обычной, но и инфракрасной подсветкой. Самыми широкими возможностями обладают именно эндоскопы с управляемой поворотной камерой: она позволяет детально изучить все интересующие области внутреннего пространства цилиндра.
Эндоскопия – один из методов аппаратной диагностики двигателя, позволяющий получить много информации о его состоянии. Причем, в отличие от некоторых других методов диагностики, эндоскопия предоставляет не косвенные, а прямые данные об имеющихся проблемах: задирах, трещинах, деформациях, протечках и так далее. Давайте вкратце перечислим все, что может выявить эта процедура.
Одна из ключевых задач эндоскопии – оценка состояния цилиндропоршневой группы, поскольку один из главных показателей к капитальному ремонту двигателя – это как раз повреждения цилиндров и поршней. С помощью эндоскопа можно осмотреть стенки цилиндров на предмет наличия задиров, каверн, царапин и других дефектов, оценить состояние стенок в зоне перекладки поршня, а также наличие хонинговочной сетки, которое говорит об отсутствии значительного износа и нормальной работе цилиндропоршневой группы – в частности, поршневых колец. Кроме того, по состоянию цилиндра можно косвенно определить правдивость показания пробега на одометре: мотор с пробегом в 100 тысяч будет неизбежно отличаться от мотора с пробегом в 250. Однако для некоторых двигателей проверка эндоскопом крайне желательна из-за врожденных недостатков, проявляющихся даже на сравнительно небольших пробегах. Например, риски могут поджидать не только при покупке подержанной BMW или Subaru, но и при выборе некоторых автомобилей концерна Hyundai-Kia, где задиры порой возникают из-за проблем с катализатором.
Осмотр поршня позволяет прежде всего убедиться в его целостности – отсутствии трещин и признаков разрушения. Ну а внешнее состояние поршня позволяет судить о работе двигателя. Чистые сухие головки поршней без нагара и остатков несгоревшего топлива и масляного налета говорят о том, что двигатель исправен и работает нормально. При наличии дефектов можно определить и их причины: например, масло и нагар на поршне свидетельствуют о проблемах с поршневыми кольцами, остатки топлива – о неисправностях форсунок или зажигания, а коррозия и следы антифриза – о повреждении прокладки ГБЦ и протечке охлаждающей жидкости в цилиндр.
Следующий пункт осмотра – клапаны. Как и для поршней, для начала здесь оценивается целостность самих клапанов и отсутствие повреждений, а также состояние и геометрия седел клапанов. При отсутствии видимых проблем с «железом» можно оценить работу клапанного механизма и мотора в целом. О проблемах будет говорить обильный нагар на клапанах или масло на них, а следы масла вокруг седла клапана укажут на негерметичность сальников клапанов (маслосъемных колпачков). И если замена задубевших сальников – процедура несложная и не очень дорогая, то «шуба» на клапанах может говорить о более затратных проблемах с EGR, вентиляцией картера, опять-таки поршневыми кольцами и так далее.
На моторах с непосредственным впрыском при осмотре цилиндров эндоскопом можно также оценить состояние топливных форсунок. Если сопла форсунки покрыты нагаром или масляным налетом, это неизбежно влияет на качество распыла топлива, ухудшает качество и скорость его сгорания и повышает его расход. В крайнем случае избыточно льющая форсунка может даже стать причиной гидроудара. Исправная же форсунка, как и все остальное в камере сгорания, должна быть чистой и сухой.
Те, кто хочет взглянуть, как проводится осмотр цилиндров эндоскопом, могут обратиться к нашему практическому материалу. В нем показана разница между дешевым и дорогим эндоскопами, а также процесс и результаты эндоскопии конкретного автомобиля.
Читайте также: Устройство главного тормозного цилиндра ауди 100
Видео:Микрометр и нутромер. Как измерить цилиндры?Скачать
Глубже и глубже: как правильно проверять мотор эндоскопом
До недавнего времени заглянуть внутрь мотора без его разборки было просто невозможно. Но сейчас легко купить эндоскоп, который, как обещают производители и продавцы, может показать вам всё, что раньше можно было увидеть только после снятия головки блока цилиндров. Причём обещают это продавцы приборов и за 500 рублей, и за 50 тысяч. Есть ли между приборами существенная разница, и нужно ли платить больше? Мы купили два эндоскопа и сравнили их работу.
Что такое эндоскоп?
Н ачнём с небольшого теоретического введения. Итак, что это зверь такой — эндоскоп? Для чего он нужен и как устроен?
Общая для всех эндоскопов часть — зонд, на конце которого установлена камера и светодиодная подсветка. Зонд можно ввести, например, в свечное отверстие цилиндра и увидеть камеру сгорания, стенки цилиндров, поршень и клапаны. При желании им можно разглядеть цепь ГРМ, кулачки распредвалов и даже щёточный узел генератора. Правда, последнее можно увидеть не везде, а только на тех машинах, где есть возможность подлезть зондом к этим деталям. Мы будем использовать наши эндоскопы самым простым образом — для разглядывания камеры сгорания.
Зонд может быть выполнен по-разному. Это может быть просто гибкий провод (как на нашем дешёвом образце), а может быть жёсткая конструкция с гибким наконечником. Дорогой образец — как раз такой.
Способ вывода информации и интерфейс тоже могут быть различными. Некоторые эндоскопы имеют свои собственные экраны, на которых можно видеть то, что показывает камера. Но качество экранов обычно невысокое, и что-то на них разглядеть бывает проблематично. Оба наших эндоскопа имеют выходы USB для подключения к устройству на Android или ноутбуку. Первый эндоскоп мы будем тестировать через телефон, второй подключим к ноутбуку.
Оба наших эндоскопа также умеют записывать видео и делать фото. Те, которые этих функций не имеют, нам не интересны в принципе: гораздо проще посмотреть потом запись и фотографии внутренностей мотора, чем пытаться разобраться в картинке в режиме онлайн.
Для подсветки в эндоскопах используются светодиоды. Есть ещё устройства с инфракрасной подсветкой, но мы такой брать не стали: это слишком уж дорого. Да и без ИК-подсветки, как выяснилось, картинка может быть хорошей.
Этой теории нам вполне хватит. Давайте посмотрим на наши устройства.
На первый-второй рассчитайсь!
Первый эндоскоп куплен на AliExpress за 475 рублей. Его описание вызывает безудержный восторг: “Высокое качество 5.5 мм Len 5 м Android OTG USB Эндоскопа Камера Гибкая Змея USB Труба инспекции телефона Android USB бороскоп камера”. Само собой разумеется, что в характеристиках тип устройства указан соответствующий: “Тип Змея Промышленного Эндоскопа”. Пресмыкающееся имеет датчик CMOS с разрешением 640 х 480, запись видео с частотой 30 кадров в секунду, 85 градусов обзора и обладает “водостотьким” свойством.
В комплекте с зондом идёт зеркало-насадка для бокового обзора. Но у нас его не было.
Выглядит этот эндоскоп, конечно, несерьёзно. Просто шнур с камерой и светодиодами. Но ведь главное, как он показывает, не так ли? Так что наматываем этот эндоскоп на кулак и смотрим второй.
Второй эндоскоп относится к достаточно высокому классу. Этот прибор называется jProbe ST, стоит он 19 500 рублей. И на свои деньги он, если честно, выглядит.
Во-первых, с ним в комплекте есть кейс для переноски и хранения как и самого эндоскопа, так и всего, что с ним полагается. В карман его, конечно, не засунешь, но всё равно удобно.
Во-вторых, дистальная часть зонда имеет одностороннюю артикуляцию на 180°, что теоретически должно позволить увидеть не только поршень и стенки цилиндра, но и клапаны. А вот разрешение указано такое же, как и у предыдущего эндоскопа — 640 х 480 с теми же 30 к/с при записи видео. Правда, его формат будет avi, а предыдущего — mp4.
Комплект аксессуаров довольно богатый: кроме самого эндоскопа с кабелем USB есть защитный колпачок на камеру, кабель-переходник USB-micro — USB, набор из пяти защитных насадок на дистальную часть, инструмент для смены насадок и руководство пользователя на русском языке. А вот софт нужно качать с официального сайта. Честно говоря, не очень удобно, хоть в инструкции и указаны QR-коды для быстрого скачивания софта для Windows и Android, а также ссылки в текстовом виде. В принципе, QR-сканер на смартфон поставить недолго, но мой ноутбук, к которому я планировал подключать эндоскоп, коды читать не может. Так что адрес пришлось вводить вручную. Раздражение прошло быстро: “весит” софт мало, ставится быстро, интерфейс простой и удобный. И даже не глючит, что вообще радует.
Кстати, можно просто зайти на сайт и скачать программное обеспечение по прямой ссылке на странице товара. Но я это заметил слишком поздно.
Читайте также: Как правильно собрать цилиндр воздушного компрессора
А вот по степени защиты более дешёвый эндоскоп “уделал” своего дорогого собрата. Он имеет уровень IP67, а jProbe ST — IP66. Первая цифра тут говорит о том, что они оба полностью пыленепроницаемые, но дешёвый эндоскоп можно кратковременно погружать в воду на глубину до одного метра, а дорогой может только выдержать натиск сильных водяных струй. Видимо, первый просто не так жалко, ибо выглядит он не слишком серьёзно. Да и защита от воды тут вторична, главное — как переносят эндоскопы попадание масла. Для этого нужно работать ими обоими долго, но мы этого делать не стали.
И ещё одну порцию оптимизма нам дарят продавцы с Алиэкспресса заявлением о температуре, который может пережить их прибор: от минус 20 до плюс 100 градусов. Это несомненный успех, хотя больше похоже на детскую хвастливость.
Эндоскоп jProbe ST способен работать при температурах от -20 до +60. И ещё одно его преимущество — в случае поломки в продаже есть все его детали по отдельности. Правда, дешевле первого эндоскопа целиком стоит только комплект из четырёх защитных оболочек. Но мы это всё равно поставим в плюс.
Железное нутро
Нашим подопытным автомобилем станет Volkswagen Passat B5 с пробегом чуть за триста тысяч. Может, получится увидеть что-то интересное.
Сначала нам, конечно же, придётся снять катушки зажигания, а затем — выкрутить свечи. Это сделать несложно. А вот теперь запускаем внутрь наш первый прибор.
Видео:Эндоскопия - развод на бабки или диагностика?Скачать
Как мы чуть не «попали» на подъем ГБЦ чужого мотора. Тест «автомобильного» эндоскопа
Айфоны, плафоны… Высокие технологии приходят и в автосервис: на рынке среди специализированных электронных приборов появляются эндоскопы, которые могут помочь мастерам в диагностике различных узлов и агрегатов автомобиля. ABW.BY взял на тест прибор «Видеомастер PRO», присланный из России. В его плюсах и минусах разбирался наш корреспондент.
Зачем нам понадобился эндоскоп? Нужно было узнать, как обстоят дела с распространенным корейским бензиновым мотором G4KD. На российских форумах появились сообщения, что при пробегах 50.000-150.000 км у двигателя появляются стуки на «холодную», затем стуки не прекращаются и после прогрева, а заканчивается дело капитальным ремонтом. Особенно от проблемы страдают владельцы KIA Sportage третьего поколения. Таких случаев в соседней стране зафиксировано немало, но в Беларуси нам известны лишь единицы.
Поэтому мы решили выяснить, действительно ли с этим двигателем есть проблема. Или причина стуков кроется в нюансах российской эксплуатации автомобилей? Прибор поможет нам заглянуть в цилиндропоршневую группу (ЦПГ) и определить состояние стенок цилиндров мотора.
С эндоскопом все сложно — предложений на рынке не так уж и много. В поисках прибора мы наткнулись на российский сайт dadget.ru. Что любопытно, они предлагают сотрудничество журналистам и блогерам. На странице указано, что компания заинтересована в объективных обзорах их «даджетов». Связались с ребятами, и они оперативно выслали нам эндоскоп на тест. Ну что же, раз нужен объективный тест, значит, будем делать объективный.
Связываемся с клубом владельцев Sportage III, они привозят нам несколько автомобилей на эндоскопию ЦПГ.
Загоняем первую машину с самым маленьким пробегом 70.000 км в бокс СТО StarWorks, выкручиваем свечи и достаем эндоскоп.
Вот он — «Видеомастер PRO». В наличии 2,7-дюймовый цветной LCD-экран с расширением 640 х 480, регулировка яркости подсветки линзы, возможность записи видео и фото. Что очень важно, видео и фото можно сохранять на MicroSD-карту. Жаль, в комплекте ее не было.
Стандартный зонд размером 1 м х 9,00 мм защищен как от пыли, так и от воды. Можно заказать дополнительные зонды размерами 5 м х 9,0 мм и 2 м х 5,7 мм. Забегая вперед: автомобилистам лучше брать 2 м х 5,7 мм — есть ощущение, что с его помощью проводить осмотр ЦПГ было бы намного удобнее. Стандартный зонд слишком широкий и жестковат, камера немаленькая — возможность вращать ее в цилиндре двигателя практически отсутствует.
Поэтому берите более тонкий и длинный зонд 2 м х 5,7 мм. Мы его не испытывали, но стандартный зонд для наших целей не очень хорошо подходит.
Зато экранчик четкий, меню удобное и понятное, к тому же можно выбрать русский язык.
«Питается» эндоскоп от четырех пальчиковых батареек типа АА. Хватает их ненадолго, поэтому, если предполагается длительная эндоскопия, лучше иметь запас батареек или аккумуляторов.
В комплекте есть зеркальце и крюк, которые могут крепиться к камере. С помощью зеркальца теоретически можно посмотреть на угол 90 градусов, с помощью крючка — зацепить какие-либо предметы в труднодоступном месте. Также имеется магнит, который, забегая вперед, сэкономил редакции достаточно приличную сумму…
Свечные колодцы современных моторов в основном смотрят прямо на поршень, как и в нашем случае. Вставляем камеру в свечной колодец — видим только днище поршня. Качество картинки вполне адекватное за эти деньги (правда, очень не хватает ручной фокусировки), но попытки повернуть камеру в сторону стенок цилиндра не увенчиваются успехом — в слегка согнутом состоянии зонд просто не проходит через свечной колодец.
Читайте также: Как растет свекла цилиндра
Поэтому видим только поршни. И на первом из них обнаруживаем сильный нагар. Нагар есть и на остальных поршнях, но на первом он наиболее четко выражен.
Этот нагар выглядит никак не на 70.000 км пробега… Причем владелец масло меняет раз в 7000 км. Ему мы верим, ведь обычно участники автоклубов любят свои автомобили и очень тщательно за ними следят.
Стало очень интересно, как выглядят стенки цилиндров. Достаем зеркальце, цепляем его на камеру — и пытаемся что-либо разглядеть…
Видна только резьба в свечном колодце, да и то мутновато. Зеркальце бликует. Крутили его, вертели, но стенок толком не увидели.
Горячий цилиндр, видимо, ослабил резину, само крепление не очень надежное. Возможно, резинка у нас была сдвинута слишком близко к концу зонда. В итоге докрутились — зеркальце и резиновое кольцо… упали в цилиндр! Надо было дополнительно закрепить зеркальце изолентой, но хорошая мысль пришла очень поздно.
В результате этого эпичного «фейла» мы провели незабываемые часы на СТО, пытаясь достать зеркальце и крепежное кольцо из мотора. Штатный крючок в этом не помог, даже сам чуть не упал в цилиндр, зацепившись за свечной колодец. Выручил штатный магнит, с помощью которого достали зеркальце. Правда, перед этим пришлось изрядно дуть внутрь сжатым воздухом, чтобы разместить зеркальце ровно над свечным колодцем.
Но резинка не хотела доставаться никак. В ход вместе с матом пошли пылесос, шило, пинцет, опять пылесос, отвертка, крюк… В итоге мы чудом достали резинку с помощью пылесоса (он помог разместить ее вертикально прямо над свечным колодцем), отвертки и крюка. Это было незабываемо.
В общем, для эндоскопии моторов, где свечной колодец смотрит прямо на поршень, стандартный зонд не подходит. Поршень можно увидеть, причем неплохо, но стенки цилиндров — нет. Зеркальце бесполезно, с ним ничего толком не видно. Поэтому для профессиональной эндоскопии нужен более тонкий зонд с камерой поменьше или более дорогой эндоскоп. Намного более дорогой — стоимость профессионального оборудования, увы, неприлично высока…
Поэтому тестируем прибор дальше. С эндоскопией старых моторов проблем меньше. Например, в двигателе «Москвича-412» видно и поршень, и стенки цилиндров. Правда, только частично. Мотор после капитального ремонта.
Если коллекторы сняты, с помощью эндоскопа можно рассмотреть клапаны. Газораспределительный механизм в некоторых моторах можно изучить и через маслозаливную горловину.
В двигателе старого BMW E28 больше видно поршень, чем стенки цилиндра. Мотор прошел как минимум 350 тыс. км без капитального ремонта. Интересно было бы взглянуть на стенки, но, увы.
В двигателе ГАЗ-21 видим только стенки цилиндров, но не особенно четко.
Еще до этого теста таким же прибором мы заглянули в ЦПГ фольксвагеновского 8-клапанного мотора 1.0 AUC. Жаль, фотографии не сохранились, но стенки цилиндров там было видно лучше. В любом случае для профессиональной эндоскопии двигателей «Видеомастер PRO», как его ни крути, не подходит. А для чего он может быть полезен?
Им можно, например, изучить состояние скрытых кузовных полостей. Кузовщики, с которыми мы сотрудничаем, пользуются таким же прибором. Для пробы заглянули в дверь Citroёn CX — нашли коррозию. Кузовным мастерам «Видеомастер PRO» может быть полезен.
Это «внутренности» выхлопной трубы Citroёn Xsara Picasso. До катализатора добраться не удалось, но если бы труба была снята, возможно, с другой стороны состояние сот можно было бы рассмотреть. В общем, продиагностировать выпускную систему прибором возможно.
Еще мы хотели заглянуть внутрь топливных баков — увы, через заливную горловину пропустить камеру не получается, зонд застревает в ее изгибах. Посмотреть удалось только в бак старого «запорожца» — и увидеть точки ржавчины внутри. Зато погружение камеры в бензин, воду и масло не привело ни к каким негативным последствиям для зонда — это запишем в плюсы.
Что в итоге? «Видеомастер PRO» сложно назвать профессиональным инструментом. С другой стороны, а чего от него ждать? Даджет у нас продается за 325 руб. (по промокоду ABW предоставляется 10-процентная скидка) — профессиональный инструмент стоит в разы дороже.
За эти деньги эндоскоп имеет неплохой экран, регулируемую светодиодную подсветку, возможность записи видео и фото. Он подойдет для различных бытовых нужд, строителям, сантехникам. Быть может, подойдет даже для развлечений. В автосервисе тоже пригодится, но с оговорками: если проверить состояние ЦПГ с помощью стандартного зонда очень сложно, то заглянуть внутрь кузова и оценить внутренние полости можно без проблем. Для эндоскопии мотора все же рекомендуем или попробовать другой зонд (2 м х 5,7 мм), или искать другой эндоскоп.
И тут возникают проблемы. Иная китайская продукция вряд ли будет качественнее, а профессиональные приборы стоят никак не 325 рублей…
В общем, в этот раз разобраться с мотором KIA Sportage III не получилось. Но мы не сдадимся.
💥 Видео
⚡ЛУЧШИЙ ДЛЯ ANDROID и IOS: ЭНДОСКОП с гибкой камерой на 360 градусов для двигателя и автомобиляСкачать
КАК ИЗМЕРИТЬ ЦИЛИНДРЫ? Учимся пользоваться нутромером и микрометромСкачать
Двигатель Volkswagen - осмотр эндоскопом: пробег 173 000 км!Скачать
5 лучших эндоскопов/best endoscopes с AliExpressСкачать
Эндоскопия двигателя - Краткое пособие для автоэкспертов - дефекты цилиндровСкачать
Заглянул в цилиндр эндоскопом за 9$Скачать
Система смазки автомобильного двигателя.Скачать
Как ПРОВЕРИТЬ ДВИГАТЕЛЬ автомобиля за 5 мин самостоятельно? Масложор, нагар, стуки и износ двигателяСкачать
как замерить выработку поршня и цилиндраСкачать
Пневмотестер - как это работает? Ищем утечки в цилиндре!Скачать
Принцип работы двигателя. 4-х тактный двигатель внутреннего сгорания (ДВС) в 3DСкачать
Как измерить компрессию одному - легко и правильно!Скачать
Обновил эндоскоп - теперь видно всеСкачать
Делаем управляемый эндоскоп из USB камеры за 600рСкачать
ТЕСТ ХИТРОЙ РАСКОКСОВКИ, еë льют в масло! А что так можно было что ли???😳Скачать
Реально ли проверить Двигатель автомобиля Эндоскопом с АлиэкспрессСкачать
Термостат (автомобильный). Принцип работы в 3D анимацииСкачать