Накануне каждого зимнего сезона многие автовладельцы озадачиваются вопросом выбора зимней резины – и некоторые задумываются о той, которую в народе называют «липучка». Разбираемся, что такое «липучка», каковы ее сильные и слабые стороны, и чем она отличается от шипованных шин.
«Липучкой» в разговорной речи называют зимние нешипованные шины. Правильное название такого типа шин – фрикционные, от английского « friction » – трение.
Первое, и очевиднейшее отличие фрикционных шин от шипованных – это, разумеется, отсутствие шипов. Однако это не единственная характеристика, которая разнится в их свойствах. Отсутствие шипов у фрикционной покрышки компенсируется другими особенностями: прежде всего это более мягкий состав резиновой смеси и наличие большого количества тонких и глубоких поперечных ламелей.
Именно этими ламелями, а точнее, их кромками, фрикционные шины и цепляются за поверхность. Сочетание мягкого компаунда, большой глубины протектора и большого количества ламелей дает такой шине большое и стабильное пятно контакта, способность плотно сцепляться с поверхностью, а также отводить из пятна контакта воду, «впитывая» ее ламелями при касании поверхности и очищаясь при движении. Именно высокие сцепные свойства, связанные с мягкостью, и подарили фрикционной шине прозвище «липучка». Кроме того, некоторые производители заявляют о добавлении в состав резиновой смеси фрикционных шин мельчайших твердых частиц, которые призваны играть роль «микроскопических шипов», дополнительно усиливая фрикционные свойства покрышки.
Вышеперечисленные различия определяют эксплуатационные особенности двух разных типов шин. Эффективность фрикционных покрышек максимальна в тех условиях, где ей не приходится сталкиваться с чистым льдом: такие шины хороши на рыхлом снегу, мокром и сухом асфальте, а также в снежной каше с реагентами, которыми обильно поливают современные дороги. Кроме того, за счет большей мягкости «липучка» дольше сохраняет максимальные сцепные свойства при понижении температуры до экстремальной: тесты показывают, что при морозах свыше -25° шипованные шины «дубеют» сильнее, чем фрикционные.
С эксплуатационной точки зрения у фрикционных шин есть еще пара преимуществ. Во-первых, их можно смело использовать в «переходный» период, когда ночью температуры опускаются к околонулевым, а днем остаются плюсовыми. В такое время некоторые автовладельцы «берегут» шипованные шины, предпочитая переобуваться в последний момент, когда зима уже наступила. Однако стоит помнить, что минимальная температура, при которой летняя резина работает эффективно – это +5°, в более холодных условиях она окончательно «дубеет», теряя значительную часть сцепных свойств. «Липучка» же эффективно работает в этих условиях, не вызывая нервических приступов от скрежета шипов по асфальту.
Ну а второе эксплуатационное преимущество фрикционных шин – более низкий уровень шума. Шипованная шина неизбежно имеет более высокий шумовой и вибрационный фон, связанный с касанием шипами поверхности – и если на снегу разница между шиповками и «липучками» сводится к нулю, то на льду и асфальте гул шипов неизбежно будет заметен.
Слабые стороны «липучки» связаны именно с отсутствием шипов в условиях, когда их эффективность могла быть максимальной. Прежде всего это твердая и скользкая поверхность – лед или укатанный снег: на таких покрытиях шипованные шины непременно будут более эффективными, тормозя не только ламелями и мягким компаундом (которые у шипованных шин также имеются), но и шипами. Особенно опасен для фрикционных шин будет лед при околонулевой температуре: в таком случае он подтаивает, и на его поверхности образуется «смазка» из водяной пленки, сводящая к минимуму эффективность «липучки»: единственным гарантированно эффективным инструментом торможения в этом случае будут металлические шипы.
Еще один аргумент не в пользу фрикционных шин – это их меньшая приспособленность для нужд неопытных водителей. Первый инстинкт такого водителя при наступлении нештатной ситуации или необходимости быстро остановиться – это нажать до упора педаль тормоза. В современных автомобилях компенсировать эту ошибку призвана ABS , но если автомобиль ей не оборудован, заблокированные колеса, обутые в «липучку», сильно теряют в эффективности, а вот шипы продолжают работать.
Исходя из свойств и эксплуатационных характеристик, можно разделить фрикционные шины на «скандинавские» и «европейские». Первые имеют большую мягкость и предназначены для эксплуатации в условиях более суровых и холодных зим с большим количеством снега и льда. Вторые – немного более твердые и предназначены для использования в более теплых и щадящих условиях – к примеру, в городах, где дороги хорошо чистятся и регулярно обрабатываются противогололедными реагентами, а морозы являются исключением. Более подробно различия между этими типами зимних шин мы рассмотрели в отдельном материале.
Кроме важнейших отличий фрикционной резины от шипованной, о которых рассказано выше, есть и еще несколько обстоятельств, на которые стоит обратить внимание.
Во-первых, недавние поправки в ПДД сделали обязательным наличие на автомобиле, имеющем шипованные шины, соответствующего знака с буквой «Ш». Однако на зимние фрикционные шины это требование, как несложно догадаться, не распространяется – то есть, ездить на «липучке» можно без знака «Шипы».
Во-вторых, стоит помнить, что шипованные шины запрещены в большинстве европейских стран, поскольку разрушают поверхность дорожного полотна. Таким образом, если вы собираетесь отправиться за границу на своем автомобиле, стоит заранее уточнить маршрут и выяснить, не придется ли вам обзавестись комплектом «липучки» взамен имеющихся шипованных шин для этой поездки.
Читайте также: Шины в калуге cordiant
А вот законодательные требования к зимним шинам, указанные в техническом регламенте Таможенного союза и перечне неисправностей, запрещающих эксплуатацию ТС, для шипованных и фрикционных шин, разумеется, одинаковы. Автомобиль должен быть оснащен зимними шинами, промаркированными значком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинки внутри неё, а также знаками «М+S», «M&S» или «M S», как минимум в период с декабря по февраль, а остаточная высота протектора у зимних шин должна составлять не менее 4 миллиметров.
Однако и здесь есть одно крайне важное замечание: тот же технический регламент гласит о том, что «запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период» – то есть, прямого запрета на эксплуатацию «липучки» летом нет. Однако не стоит думать, что «то, что не запрещено – разрешено»: характеристики фрикционных шин рассчитаны исключительно на зимнюю эксплуатацию, и ее выдающаяся мягкость на горячем асфальте обернется потерей адекватной управляемости и тормозного пути. При значительной плюсовой температуре машина на фрикционных шинах «плывет», а их износ ускоряется на порядки. Поэтому использовать «липучку» не по назначению категорически не рекомендуется.
- Почему шины без шипов называют «липучками»
- Липучки или фрикционки — в чем разница?
- В чем подвох?
- Фрикционные шины — что это такое
- Предисловие
- Принцип работы
- Особенности шины-липучки
- Виды и особенности фрикционных шин
- Для каких дорог подойдут фрикционные шины
- Особенности эксплуатации липучек
- Плюсы и минусы фрикционных шин
- 📽️ Видео
Видео:Как работает липучка (фрикционная шина). Подробное видео. Просто о сложномСкачать
Почему шины без шипов называют «липучками»
Из года в год при наступлении осени многие автомобилисты начинают задаваться вопросом о приобретении зимних шин. Такие покрышки позволяют спокойно управлять автомобилем на снегу и ледяной корке. Однако, здесь возникает еще одна проблема — не все знают, что лучше выбрать: шипованную резину или липучку.
Всем уже давно известно обо всех недостатках и преимуществах каждого типа резины. В тысячный раз нет смысла рассматривать эту сторону. Вместо этого можно изучить интересный вопрос — почему зимняя резина без шипов в России носит название «липучка». У многих сразу возникает ассоциация, что поверхность шины прилипает к дороге, благодаря чему обеспечивается хорошая сцепка. А может она правда намазана клеем?
Если в магазине посмотреть на шипованные шины и липучку, можно заметить, что между ними не так уж много различий. Главное заключается в отсутствии шипов у вторых. Однако, дело не заканчивается лишь визуальными отличиями.
Если кто не знал, то официальное название липучек — фрикционные шины. Они обеспечивают хорошую сцепку с дорожным покрытием, благодаря принудительному нарастанию силы трения, которая возникает между дорогой и контактирующей стороной резины. Как именно это происходит, рассмотрим немного ниже, а пока стоит уяснить единственный факт. Дело в том, что и шипованные шины, и липучки, обладают приблизительно одинаковыми инструментами, которые позволяют удерживать транспортное средство на определенной траектории при разных погодных условиях.
Например, во время движения по сухой дороге, сцепление происходит при помощи фрикционных свойств материала, из которого изготовлены шины. Если же рассматривать движение по рыхлому снегу, сцепление обеспечивается при помощи отвода через глубокие борозды протектора, которые есть как у липучек, так и у шипованных покрышек. Наблюдается разница только в тот момент, когда автомобиль едет по скользкому снегу или ледяной корке.
Шипованная резина может решать данную проблему при помощи въедания шипов из металла в поверхность. У фрикционной шины совершенно иной принцип действия. В таких покрышках предусмотрены особые добавки, которые называются пластификаторами. Они нужны для того, чтобы смягчать материал и делать его более пластичным. Кроме того, нешипованные покрышки имеют очень много тонких борозд, которые называются ламели. Но как все это позволяет передвигаться по льду?
Дело в том, что на любом снежном или ледяном покрытии, имеется тонкий слой жидкости, который выполняет роль смазки и не дает колесам цепляться за дорогу. Так как нешипованная резина очень мягкая и имеет большое количество ламелей, колеса отводят лишнюю влагу. Соответственно, повышается качество сцепления с дорожным покрытием. Простыми словами, резина впитывает в себя жидкость с дорогу, благодаря чему присасывается к дороге. Именно поэтому такой тип покрышек прозвали липучкой.
Итог . Наступает зима и перед автомобилистами встает вопрос — шипованные шины или липучки. Многие полагают, что липучки — это покрышки, которые намазаны клеевым составом, однако, это совсем не так. Такое название они получили совершенно из-за другой причины.
Видео:НИКОГДА НЕ ПОКУПАЙ ШИНЫ ЛИПУЧКИ НЕ ПОСМОТРЕВ ЭТО ВИДЕОСкачать
Липучки или фрикционки — в чем разница?
Фрикционные шины делятся на два основных вида.
Первый — очень мягкий «скандинавский» с твердостью протектора от 50 до 57 единиц по Шору и с несметным количеством ламелей (разрезов на шашках). Именно такие участвовали в нашем тесте. Они самые массовые в России, поскольку ориентированы на заснеженные дороги, терпимы ко льду и чуть рыхловаты на асфальте. При температуре ниже минус 20 градусов на льду составляют конкуренцию шиповкам, — чем ниже температура, тем больше преимущество фрикционок, за что и получили прозвище «липучки». А вот при околонулевой температуре шипам заметно проигрывают, поскальзываясь на тонком слое воды, образовавшемся от трения между шинами и льдом.
Японские (и южнокорейские) шины относятся к этой же группе «мягких» изделий, однако имеют свои «национальные» особенности. В Стране восходящего солнца доля горной местности довольно велика, потому местные производители зимних шин (шиповки в Японии запрещены) фокусируют свои продукты на продольном сцеплении. Ведь без него и на спуске не затормозить, и в подъем не забраться. Поперечный зацеп для них, как правило, менее важен, поскольку аккуратные японцы и корейцы ездят по гололеду неспешно, а скользкие повороты проходят «шепотом». К тому же на виражах загородных трасс о поперечном сцеплении заботится дорожное покрытие, часто имеющее на дугах поворотов продольный «вельвет».
Читайте также: При открытом переломе сначала шина или повязка
В Западной Европе распространен другой, «европейский» тип фрикционных шин, рассчитанный на теплые, влажные зимы, предназначенный, в первую очередь, для очищенных асфальтовых дорог и противостоянию слэшпленингу и аквапланированию. Отличается от «скандинавского» более жесткой резиной протектора, а по рисунку — сильно развитыми водоотводящими канавками и минимальным количеством ламелей. По жесткости делится на две подгруппы — «жесткие» (твердость ближе к 65 единицам по Шору) и «полумягкие» (твердость в районе 58–60 единиц). Последние — нечто среднее между «скандинавками» и «европейками». У нас в стране «европейки» пользуются спросом лишь в мегаполисах с хорошо очищаемыми улицами и дорогами. При этом на гололеде они хуже более мягких «скандинавок», — чем жестче резина, тем значительнее проигрыш.
В чем подвох?
В том, что никакой маркировки на этот счет шины не имеют, а «на глаз» определить их назначение непросто даже специалисту. Достоверную информацию можно получить, изучив описание модели на официальном сайте производителя.
Видео:Что такое фрикционная шина и почему она "липучка"Скачать
Фрикционные шины — что это такое
Видео:ЗИМНЯЯ резина - ШИПОВАННАЯ или ЛИПУЧКА ? Что выбрать?Скачать
Предисловие
С наступлением зимнего периода многие автовладельцы сталкиваются с проблемой выбора между «шиповкой» и фрикционными шинами. Шипованный вариант давно проверен, поэтому к различным инновациям многие относятся с недоверием. Тем не менее, последние новинки предлагают немало интересных возможностей. О том, что это такое и как работают фрикционные шины — в материале ниже.
Видео:Левые и правые шины. Асимметричные и направленные. Разница?Скачать
Принцип работы
Фрикционной шиной или «липучкой» называют класс зимней шины, которая может без металлических вставок цепляться за поверхность льда. Если в шипованной резине взаимодействие скользкого покрытия и протектора складывается из трения резины и сцепления шипами, то во фрикционной используется только сила трения. Сцепление колеса с дорогой во многом зависит от шашек протекторного рисунка. Чем больше их количество и суммарная длина кромок в пятне контакта — тем лучше колесо будет держать зимнюю дорогу. При разгоне задействуется задняя кромка шашки протектора, при торможении — передняя.
Прогретая зимняя шина способна плавить структуру льда. Об этом четко свидетельствуют следы протектора на ледяной поверхности. Принцип работы протектора липучки заключается в удалении (впитывании) тонкой пленки воды, которая образуется между обледенелой поверхностью и разогретой резиной, в результате чего и возникает сухое или полусухое трение.
На толщину водяной пленки влияет температура воздуха и структура льда, поэтому сцепные свойства шины полностью зависят от климатических условий. Чем ниже зимой опускается температура, тем эффективней использование фрикционной резины.
Видео:Что означает МАРКИРОВКА НА ШИНАХ / Значение всех цифр и букв на резинеСкачать
Особенности шины-липучки
Функциональные особенности липучки обеспечивают особые свойства резины и особая текстура поверхности покрышки:
Все фрикционные шины связывает повышенное количество ламелей. Ламель представляет собой тонкую полоску резины, на которые разделен протектор. Такое разделение увеличивает давление на покрытие, за счет чего достигается улучшенное сцепление. Различают следующие виды ламелей:
Протектор липучки снабжен грунтозацепами, как и любой другой самоочищающийся протектор. Разница заключается в повышенной плотности расположения, что положительным образом влияет на ходимость, позволяя использовать большее число ламелей. Именно кромками ламелей шины и цепляются за поверхность, а в сочетании с большой глубиной протектора образуется стабильное и большое пятно контакта.
Под тяжестью автомобиля происходит расхождение ламелей в блоках протектора, который буквально прилипает к поверхности заснеженного дорожного полотна. При уходе с зоны контакта с дорогой ламели сходятся, и шина самоочищается, вытесняя ледяную крошку и снег.
Но ламели — далеко не единственно важное условие. Сколько бы их не предусматривалось, максимальная эффективность прилипания может быть обеспечена только пористой структурой резины. Именно она будет впитывать воду при наезде на дорожное полотно.
В состав резины липучки входит криосилановая смесь с силикой, поэтому она не грубеет при низких температурах, а большое число микропор отводят пленку воды. На молекулярном уровне происходит взаимодействие каждой поры шины с поверхностью дороги по принципу присоски, что обеспечивает не только эффективную тяговую функцию, но и короткий тормозной путь. При этом многие производители заявляют о добавлении в резиновую смесь твердых микрочастиц неорганического и органического происхождения. Такие абразивы выполняют функцию своеобразных мини-шипов, что только усиливает фрикционные свойства.
Видео:Самое наглядное сравнение «шиповок» и фрикционных шин Toyo: Observe Ice-Freezer и Observe Garit GizСкачать
Виды и особенности фрикционных шин
В зависимости от эксплуатационных характеристик фрикционные шины подразделяются на нордические и европейские. Это условное деление, на покрышке нет такой маркировки.
Липучку нордического типа от «европейки» отличают следующие особенности:
Большое число глубоких ламелей. По сравнению с европейской у нордической фрикционной резины ламели прорезаны практически на всю глубину протектора. Благодаря этому происходит раскрытие блоков протектора и имитация прилипания покрышки к поверхности.
Отсутствие шипа/отверстия под шип.
Низкий скоростной индекс. «Скандинавы» менее устойчивы на высоких скоростях по причине плотной нарезки ламелей и глубокого протектора. Как правило, ограничение по скоростному режиму варьируется в пределах 160-190 км/ч.
Читайте также: Шкода фабия подбор шин
Мягкий состав резиновой смеси, благодаря которому не теряется эластичность при экстремально низких температурах.
Нордические фрикционные шины предназначены для холодных зим с частыми снегопадами, в то время как «европейки» не терпят мороза и требуют более щадящих условий — чистых дорог, обработанных противогололедными реагентами.
Видео:Можно ли ездить НА ЛИПУЧКЕ - ЛЕТОМ?Скачать
Для каких дорог подойдут фрикционные шины
Фрикционные шины были разработаны в Европе, где не только комфортная погода зимой, но и всегда ухоженные дороги. В российских реалиях липучки ведут себя следующим образом:
Заснеженная дорога. На снежной поверхности фрикционная резина ничем не отличается от шиповки. На снегу шипы не играют никакой роли, главное — высота протектора.
Мокрая дорога. Фрикционка лучше впитывает влагу, тормозной путь сокращается. За счет большого количества микропор, отводящих водяную пленку, липучка выигрывает шипованную резину в сырую погоду.
Ледяная дорога. На обледенелой дороге при температуре до — 20°С липучка проиграет шиповке: ее способности к зацеплению ниже на 20% по сравнению с шипами, которые прокалывают лед.
После — 20°С характеристики фрикционных и шипованных шин сравниваются. При такой низкой температуре лед становится прочным, и шиповка не может его проколоть и зацепиться. Резина липучки при этом не теряет своей мягкости и легко цепляется за поверхность.
Однозначного преимущества фрикционной резины перед шипованной нет. Липучка более универсальна и подойдет автовладельцам, которые большую часть времени проводят в городе и не разъезжают по загородной местности с характерным для нее гололедом. Кроме того, с фрикционными шинами не нужно беспокоиться о переменчивой погоде: они хорошо себя показывают в весенний период, когда наблюдаются резкие перепады температуры. Для езды по заснеженной местности большинство водителей отдадут предпочтение шипам, которые дешевле и уверенней себя ведут на бездорожье.
Видео:Можно ли ездить на шинах липучках весь годСкачать
Особенности эксплуатации липучек
Законодательные требования к зимнему классу шин одинаковы и для шипованной, и для фрикционной резины. В период с декабрь по февраль транспортное средство обязательно должно быть оснащено зимними шинами, имеющими значок горной вершины со снежинкой и буквенную маркировку «M S», «M&S» или «M+S». При этом остаточная высота протектора должна быть более 4 мм. Требование о наличии на автомобиле знака с буквой «Ш» на фрикционные шины не распространяется.
Важно, что данным техническим регламентом запрещается эксплуатация шипованных шин в летнее время, но прямого запрета на использование липучки в аналогичный период нет. Однако, это не значит, что шину можно считать всесезонной: ее характеристики рассчитаны на зимний период, а эксплуатация на горячем асфальте приведет к потере адекватной управляемости и ускорит износ.
Стоит помнить, что первые 100-150 км происходит обкатка фрикционных шин. Этого расстояния достаточно, чтобы стерлась пленка из смазки, которая была нанесена перед вулканизацией. Оптимальная скорость в период обкатки — не более 80 км/ч. Ламели будут затачиваться в направлении движения, поэтому не стоит резко тормозить и совершать других крутых маневров. В противном случае повреждения протектора неизбежны.
В ходе дальнейшей эксплуатации подобные резкие маневры также нежелательны: резина фрикционных шин отличается мягкостью, поэтому быстро истирается. Монтаж старого комплекта на следующий сезон должен осуществляться с соблюдением того направления вращения, которое было ранее.
Видео:NOKIAN БОЛЬШЕ НЕТ, NORDMAN УЖЕ НЕ ТОТ, IKON TYRES ЧТО "ТЫ" ТАКОЕ...???Скачать
Плюсы и минусы фрикционных шин
Липучки нельзя назвать идеальными, поэтому перед покупкой важно знать их положительные и отрицательные стороны.
Плюсы:
Особая мягкость позволяет фрикционной резине буквально «плыть» по дороге, не создавая при этом повышенного шума в салоне.
Резина не твердеет при низких температурах и сохраняет свои сцепные свойства.
Благодаря неплохой управляемости на любой дороге, фрикционные шины подходят для межсезонья. Их можно устанавливать до начала заморозков и возвращаться к летним только в конце весны.
За счет самоочищающегося протектора шина эффективна при езде по глубокому снегу.
Наличие специальных канавок для отвода воды предотвращает скольжение шин.
При движении по глубокому и сухому снегу альтернативных вариантов фрикционной резине нет. Такие шины «прилипают» к снежному покрытию, что гарантирует отличную управляемость. Но существует и ряд недостатков:
Неуверенность на укатанном снеге и льду, что в разы ухудшает управляемость автомобиля.
Несмотря на универсальность, липучки нельзя использовать в качестве всесезонной резины по причине неравномерного изнашивания. В теплую погоду они становятся слишком мягкими, что не лучшим образом сказывается на управляемости.
Фрикционные шины требуют обкатки, чтобы ламели заточились в правильном направлении. Рекомендуется не делать резких маневров на первых километрах.
Еще один недостаток фрикционных шин заключается в их меньшей приспособленности к нуждам малоопытных водителей. Такие водители интуитивно жмут педаль тормоза в нештатной ситуации. В современных автомобилях эту ошибку компенсирует ABS, но если ее нет, то обутые в липучку заблокированные колеса серьезно теряют свою эффективность. В случае с шиповкой все работает как нужно.
Именно непредсказуемость поведения на хорошо укатанном снеге стала причиной недоверия водителей к фрикционным шинам. На асфальте этой резине равных нет, поэтому она станет лучшим выбором для больших городов с хорошей дорожной инфраструктурой, автобанов и федеральных трасс.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
📽️ Видео
Асимметричные шины с ненаправленным рисунком. Как правильно установить автошиныСкачать
ЗИМНИЕ ШИНЫ. РИСУНОК ПРОТЕКТОРА. КАК ВЕДУТ СЕБЯ ЗИМНИЕ ШИНЫ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРОТЕКТОРА.Скачать
Чем отличается липучка от зимней резиныСкачать
Нужно ли ОБКАТЫВАТЬ ЛИПУЧКУ?Скачать
M+S как ездить зимой?? Всесезонные? Или выбрать 3PMSF?Скачать
На льду липучка вам, это не шипы !Скачать
Шипы или липучка - очень просто. Плюсы и минусы - ответ в истории создания зимних шин.Скачать
5 ошибок ПРИ ПОКУПКЕ зимней резиныСкачать
Тестируем зимние шины летом! Что будет с липучкой на жаре?Скачать
Как работает резина"липучка",и в чем ее главное отличие от шиповкиСкачать