Пневматическую шину широко применяют благодаря её амортизирующим свойствам. Они значительно смягчают толчки от неровностей дороги.
От физико-механических свойств шины зависят такие эксплуатационные показатели автомобиля, как грузоподъемность, экономичность, управляемость, проходимость и др. В конечном итоге все эти показатели определяются значением и видом деформации шины под действием внешних сил.
Различают четыре вида деформаций пневматической шины: радиальную (нормальную), окружную (тангенциальную), поперечную (боковую) и угловую.
^ Радиальная деформация шины измеряется её нормальным прогибом hн, равным разности свободного (r0 ) и статического (rст) радиусов колеса:
Свободный радиус – это радиус колеса, находящегося в свободном (не нагруженном) состоянии.
Например, для низкопрофильной шины типа 205/70-14 этот радиус отыщется как:
r0 = 0,5 d + Н = 0,5 d + В(Н/В)10 -2 ; (100×Н/В) – серия шины; 1 дюйм равен 25,4 мм, то есть:
r0 = (0,5×14×25,4 + 205×0,7)×10 –3 = (177,8 + 143,5)×10 –3 = 0,321 м.
Под действием статической вертикальной нагрузки (веса неподвижной машины) в результате деформации эластичной конструкции шины уменьшается расстояние от оси колеса до опорной поверхности. Это расстояние называется статическим радиусом rст колеса.
где λ – коэффициент, учитывающий деформацию шины при приложении к ней вертикальной нагрузки. Для легковых автомобилей λ = 0,15; для грузовиков λ = 0,1. Для арочных шин λ = 0,1.
^ Нормальный прогиб – одна из важнейших характеристик шины, определяющих её нагрузочную способность и плавность хода. С увеличением прогиба повышаются напряжения в элементах конструкции шины, снижается усталостная прочность и срок её службы. Наибольшее допустимое значение нормальной нагрузки, при котором, несмотря на радиальную деформацию, обеспечивается заданный срок службы шины при заданном давлении воздуха в ней, принято называть грузоподъемностью шины. Величина нормальной нагрузки регламентирована ГОСТ 7463-89.
Видео:Что означает маркировка на шинах! Значение цифр и букв на резине.Скачать
Тип и параметры ведущих колес для автомобилей выбираются (таблица 1) в соответствии с нормальной нагрузкой на них. Стандартом предусмотрено несколько допустимых нагрузок на шину в зависимости от давления воздуха в ней. При выборе шины для рассчитываемой машины необходимо руководствоваться следующим правилом. Полученная расчетом нормальная нагрузка на шину не должна превышать максимально допустимую по стандарту при наименьшем давлении воздуха в ней из числа значений предусмотренных стандартом.
При определении нагрузки на ведущее колесо следует предусмотреть максимально возможную загруженность в эксплуатации машины с учетом её технологического назначения.
При равномерном статическом распределении веса машины по осям максимальную нагрузку на одно колесо следует определять, исходя из возможного её перераспределения в эксплуатации. В этом случае учитывается нагрузка на ведущее колесо от силы тяжести машины и перевозимого груза, а также от вертикальной составляющей тягового усилия на сцепке прицепа.
Параметры выбранной шины сверяют с типом и параметрами ведущих колес у машины-прототипа. При сопоставлении параметров выбранного колеса и колеса прототипа следует иметь в виду, что заводы-изготовители грузовых машин иногда применяют увеличенный размер шин (если позволяют предъявляемые к машине требования). «Переразмеренные» шины более долговечны, оказывают меньшее давление на почву и придают машине более высокие тяговые свойства. Применение подобных шин наиболее целесообразно на грузовых автомобилях, эксплуатирующихся на грунтовых дорогах или дорогах с плохим покрытием.
Параметры автомобильных шин (ГОСТ 7463-89)
№п/п | Автомобиль | Колесная формула | Обозначение шины | Давление в шинах,МПа: пер./задн. |
1 | ВАЗ-1111 | 2 × 4 | 135 / 80R12 | 0,15 / 0,18 |
2 | ВАЗ-2106 | 4 × 2 | 175 / 70R13 | 0,16 / 0,19 |
3 | ВАЗ-2108 | 4 × 2 | 175 / 70R13 | 0,2 / 0,2 |
4 | М — 2140 | 4 × 2 | 6,40 — 13 | 0,17 / 0,2 |
5 | ГАЗ-3102 | 4 × 2 | 205 / R14 | 0,2 / 0,2 |
6 | ВАЗ-2121 | 4 × 4 | 6,95 — 16 | 0,18 / 0,1 |
7 | УАЗ-31512 | 4 × 4 | 185 / 80R15 | 0,17 / 0,19 |
8 | УАЗ-3303 | 4 × 4 | 8,40 — 15 | 0,32 / 0,37 |
9 | ГАЗ-3307 | 4 × 2.2 | 240 R 508 | 0,45 / 0,63 |
10. | ЗИЛ-43151 | 4 × 2.2 | 260 R 508 | 0,4 / 0,63 |
11 | ЗИЛ-43310 | 4 × 2.2 | 260 R 508 | 0,6 / 0,65 |
12 | МАЗ-5337 | 4 × 2.2 | 300 R 508 | 0,75 / 0,67 |
13 | КамАЗ-5320 | 6 × 4.2 | 260 R 508 | 0,73 / 0,43 |
14 | ЗИЛ-131 | 6 × 6.1 | 320 R 508 | 0,3 / 0,3 |
15 | Урал-4320 | 6 × 6.1 | 370 — 508 | 0,32 / 0,32 |
Читайте также: Штрафы по маркировке шин
Нормальный прогиб шины hн обусловлен её деформацией не только в радиальном, но и в окружном и в поперечном направлениях. При этом 40% полной нагрузки сжатия шины затрачивается на деформацию её материала и 60% — на сжатие воздуха.
Различают шины низкого, среднего и высокого давления. Шины низкого давления имеют увеличенный объем воздуха, меньшее число слоев корда. Они мягче воспринимают толчки от неровностей дороги и обладают лучшими амортизирующими свойствами, но при меньшей грузоподъемности. Для шин низкого и среднего давления допустимая нормальная деформация шины составляет 15…20% её высоты, а для шин высокого давления – 10…12%.
^ Окружная деформация шины возникает под действием крутящего момента на колесе Мк, который вызывает деформирование боковин и протектора шины. Вследствие этого обод колеса поворачивается на некоторый угол φТ относительно части протектора, находящейся в контакте с поверхностью качения. Соотношение между крутящим моментом Мк и угловой деформацией φТ шины характеризует её жесткость в окружном направлении. Эта характеристика шины проявляется в динамике:
Податливая шина снижает динамические нагрузки в трансмиссии при трогании с места и разгоне, а также при работе с переменной нагрузкой на сцепке прицепа. Но она подвержена большему износу в тормозном и ведущем режимах. Жесткость шины в окружном направлении повышается с уменьшением профиля шины (серии), с увеличением давления воздуха в ней и нормальной нагрузки.
Под действием касательной силы Рк шина деформируется в продольном направлении. При этом каркас шины и её протектор смещаются в направлении качения колеса. Продольную деформацию оценивают смещением с (мм) оси колеса относительно геометрического центра пятна контакта шины. Жесткость в продольном направлении у шины диагональной конструкции выше по сравнению радиальной с шиной примерно в 1,5 раза. Вследствие более высокой податливости и меньших гистерезисных потерь продольные колебания радиальной шины гасятся менее интенсивно, чем диагональной шиной.
^ Поперечная (боковая) деформация шины возникает под действием боковой силы Zк и существенно влияет на устойчивость и управляемость автомобиля. При боковой деформации диск колеса смещается относительно пятна контакта на некоторую величину hz. При этом само пятно контакта разворачивается на некоторый угол δ относительно плоскости качения колеса вследствие деформации нижней части шины. Это явление получило название бокового увода колеса. Величина бокового увода оценивается по углу δ бокового увода или по коэффициенту сопротивления боковому уводу ky:
Коэффициент ky характеризует свойство шины противостоять боковому уводу. Он зависит от высоты и ширины профиля шины, угла и слоев нитей корда (см. главу 1 раздела 3 ««Конструкция и расчет автомобиля»), а также от давления воздуха и нагрузки на колесо.
Видео:Маркировка шин: расшифровка размера, даты производства и других обозначенийСкачать
Для каждого типа (серии) шины регламентированы максимальная боковая сила и соответствующий ей максимальный угол бокового увода без бокового проскальзывания элементов протектора. Максимальный угол бокового увода большинства шин равен 3…5 0 . При дальнейшем увеличении боковой силы наступает боковое скольжение колеса. Опыт эксплуатации показывает, что боковой увод колеса влияет не только на управляемость автомобиля, но и на его топливную экономичность, а также на работу шины в целом.
^ Угловая деформация шины возникает под действием момента, нагружающего колесо в плоскости, параллельной поверхности качения колеса, при условии, что в пятне контакта шина имеет сцепление с дорогой. В пределах упругой деформации шина разворачивается относительно пятна контакта на некоторый угол δ, и средняя линия её протектора принимает форму abcd (рис.2).
Рис.1. Угловая деформация шины.
Деформация шины растет с увеличением приложенного к ней момента до потери сцепления с дорогой. Первыми начинают проскальзывать элементы протектора, периферийные по отношению к центру зоны контакта, то есть расположенные вблизи линии границы контакта. По мере увеличения момента проскальзывание шины распространяется от краев к центру пятна контакта. При достижении некоторой критической величины момента все элементы протектора начинают проскальзывать с разной интенсивностью.
Читайте также: Давление в шинах фольксваген амарок r17
Угловая жесткость (податливость) оказывает влияние на показатель управляемости автомобилем. Вследствие допустимой (умеренной) угловой деформации шины облегчается поворот колеса во время движения и снижается проскальзывание элементов протектора в пятне его контакта с дорогой. Излишняя податливость шины приводит к запаздыванию поворота колеса относительно управляющего воздействия со стороны водителя. Причем оно тем больше, чем резче проявляется управляющее воздействие.
^ Динамический и кинематический радиусы колеса .
При движении автомобиля колесо находится под действием силовых факторов, радиус становится еще меньше ввиду тангенциальной деформации шины; его называют динамическим радиусом rд колеса, определяемый расстоянием от центра колеса до опорной поверхности. Динамический радиус уменьшается с увеличением крутящего момента и с уменьшением давления воздуха в шине. Величина rд несколько возрастает с увеличением скорости движения автомобиля.
Динамический радиус колеса является плечом приложения толкающей силы. Поэтому его называют еще силовым радиусом.
Вследствие тангенциальной эластичности и проскальзывания отдельных элементов протектора колеса, путь, проходимый колесом за один оборот становится меньше длины окружности, соответствующей динамическому радиусу. Поэтому в расчетах используется условный кинематический параметр колеса – радиус качения rк.
Таким образом, расчетный радиус качения rк представляет собой такой радиус фиктивного недеформированного колеса, которое при отсутствии проскальзывания имеет с реальным (деформированным) колесом одинаковые линейные (поступательные) скорости качения v и углового вращения ωк.
В практических расчетах этот радиус (фактический радиус качения) колеса оценивается по приближенной формуле:
Видео:Что означает МАРКИРОВКА НА ШИНАХ / Значение всех цифр и букв на резинеСкачать
Для дорог с твердым покрытием (движение колеса с минимальным проскальзыванием) принимают: rк = rд.
При качении жесткого колеса по недеформируемой поверхности (идеальный случай) на колесо действует нагрузка Gк, толкающая сила Р, реакция дороги N, нормальная к поверхности контакта и уравновешивающая нагрузку Gк, а также сила трения между колесом и дорогой μN. Кроме того, в подшипнике колеса возникает момент трения Мr (рис. 2-а). В этом случае сила трения относительно оси колеса равна толкающей силе, а момент силы трения относительно оси колеса равен моменту трения в его подшипнике.
В действительности колесо и опорная поверхность деформируются. При этом точка приложения результирующей реакции контакта смещается в направлении движения на величину а. Эта величина характеризует коэффициент трения качения. На рис.2-б показано движение колеса при небольшой деформации колеса и дороги в зоне контакта. Результирующая сила Z реакций, нормальных к поверхности дороги, смещается вперед на величину а (плечо трения качения). Ее горизонтальная компонента Х является толкающей силой.
Уравнение моментов сил относительно оси колеса найдется как:
В рассматриваемом случае изменение радиуса колеса r1 в связи с малой деформацией можно пренебречь. Толкающая сила Х, необходимая для качения колеса, равна:
Если пренебречь небольшим моментом трения в подшипнике колеса, имеем:
Отношение толкающей силы к нагрузке характеризует сопротивление качению и называется коэффициентом сопротивления качению:
Из приведенных выражений видно, что с увеличением радиуса колеса r1 сопротивление качению уменьшается.
При качении жесткого колеса (идеальный случай) по мягкому грунту под влиянием нагрузки Gк и толкающей силы Р возникают деформации смятия и сдвига почвы с образованием колеи (рис.2-в,г). Нормальная сила реакции почвы N и сил трения μN между колесом и дорогой расположены по вертикале на расстоянии (r1 ·cos α) от оси колеса. Результирующую силу R (геометрическая сумма сил N и μN) разложим на две составляющие: нормальную к плоскости дороги и перпендикулярную ей (параллельную плоскости дороги) Х (рис.2-г).
При этом уравнение моментов относительно оси вращения колеса запишется как:
Из рис.2-г видно, что реакция дороги Х = Р, а нагрузка на колесо уравновешивается реакцией Z , т.е. Gк = Z.
Пренебрегая трением в подшипнике колеса, имеем:
Видео:ВСЕ МАРКИРОВКИ ШИН. БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЙСкачать
Рис.2. Силы и моменты, действующие на ведомое колесо.
Произведение Gк·а представляет собой момент сопротивления качению Мf1. Отсюда толкающая сила Р равна:
Отношение плеча трения качения а к расстоянию от точки приложения толкающей силы Р до точки приложения реакции дороги по вертикали (r1·cos α ) называется коэффициентом сопротивления качению. Из приведенных выше соотношений нетрудно установить, что:
Читайте также: Шина michelin x ice north xin4 215 65 r16 102t
При ускоренном движении машины к оси колеса дополнительно будет приложена сила инерции движущихся масс Рj и момент касательных сил инерции вращающихся масс Мj. В этом случае толкающая сила определится как:
При качении эластичного (деформированного) колеса под действием силовых факторов действительное расстояние от оси вращения колеса до опорной поверхности уменьшается и становится равным rд. Это расстояние называют динамическим радиусом колеса. Его величина зависит от ряда конструктивных и эксплуатационных факторов, таких, например, как жесткость шины и внутреннее давление в ней, вес автомобиля, приходящейся на колесо, скорость движения, ускорение, сопротивление качению и др.
С учетом динамического радиуса для случая ускоренного движения автомобиля зависимость силы ^ Р имеет следующий вид:
Качение эластичного колеса по твердой опорной поверхности (например, по асфальтовому или бетонному шоссе) сопровождается некоторым проскальзыванием элементов протектора колеса в зоне его контакта с дорогой. Это объясняется разностью длин участков колеса и дороги, вступающих в контакт. Проскальзывания не было бы при условии абсолютного равенства этих участков. Но это возможно лишь в том случае, когда колесо и дорога имеют контакт по дуге. В действительности же, опорный контур деформированного колеса вступает в контакт с плоской поверхностью недеформированной дороги, и проскальзывание становится неизбежным.
Для учета этого явления в расчетах используют понятие кинематического радиуса колеса (радиуса качения) rк. Физическое определение rк и методика расчета его величины приведены выше. Заметим лишь, что rк — это условный радиус, который служит для выражения расчетной кинематической зависимости между скоростью движения v автомобиля и угловой скоростью вращения колеса ωк:
Величина проскальзывания растет при одновременном увеличении эластичности (податливости) шины и жесткости дороги или, наоборот, при увеличении жесткости шины и мягкости дороги. На мягкой грунтовой дороге повышенное давление в шине увеличивает потери на деформацию грунта. Снижение внутреннего давления в шине позволяет на мягких грунтах уменьшить перемещение частиц почвы и деформации ее слоев, что обуславливает снижение сопротивления качению и повышению проходимости.
Однако, на твердой опорной поверхности при малом давлении происходит чрезмерный прогиб шин с увеличением плеча трения качения а. Компромиссным решение данной проблемы является использование шин с регулируемым внутренним давлением.
Видео:Как понять, когда протектор износился и шины пора менятьСкачать
В отличие от ведомого колеса, вращение ведущего колеса крутящим моментом Мк, изменяет направление сил трения и реакций дороги (рис.3-а).
Рисунок 3-а иллюстрирует схему качения ведущего колеса с пневматической шиной по твердой (например, асфальтовой) дороге, а рисунок 3-б – схему качения такого же колеса по мягкой (грунтовой) дороге.
Рис.3. Силы и моменты, действующие на ведущее колесо.
Уравнение моментов относительно оси вращения колеса при ускоренном движении с учетом момента касательных сил инерции Мjк запишется следующим образом:
Произведение Zк·а , являющееся моментом сопротивления качению ведущего колеса, обозначим через Мf2, тогда:
где α — угол между равнодействующей радиальных реакций и вертикалью.
Со стороны корпуса автомобиля на ведущее колесо действует сила сопротивления Fк и сила инерции поступательно движущихся масс Рj , которые и вызывают реакцию дороги Хк:
Тогда величина необходимого крутящего момента Мк в зависимости от величины моментов сопротивления движению определится как:
При замедленном движении автомобиля (отрицательном ускорении) Рj и Мjк берутся со знаком минус.
Реакция дороги Хк, уравновешивающая сопротивления движению (Fк + Рj), запишется как:
Для случая ускоренного движения эластичного ведущего колеса по твердой недеформируемой дороге уравнение моментов имеет вид:
Видео:Как проверить качество шин при покупке? Проверка качества резины.Скачать
При торможении автомобиля на колесо действует тормозной момент МТ, направленный против вращения колеса, и тангенциальная реакция дороги Хк в этом случае имеет вид (рис.4):
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
🌟 Видео
Как считать размер шин. Расчёт и расшифровка размеров и обозначений.Скачать
ТИХИЕ ШИНЫ ЭТОГО НЕ ЗНАЮТ БОЛЬШИНСТВО АВТОМОБИЛИСТОВСкачать
ЕСЛИ ЭТО НЕ УКАЗАНО НА ШИНАХ - ЭТО ПОДДЕЛКА!Скачать
Маркировка внедорожных шин: U/T, H/T, A/T, M/T – что это значитСкачать
Резина Runflat: мнение шиномонтажникаСкачать
Неравномерный износ шин: причины и как его исправитьСкачать
Жёсткость шины и высота профиля. Размеры шин. Как выбрать.Скачать
ШИРИНА ШИНЫ, КАК ПОДОБРАТЬ ШИНЫ ПО ШИРИНЕ ДИСКА?Скачать
АвтоОрск / АвтоГаджеты / Почему нельзя ставить колеса больше заводских?Скачать
Полная расшифровка маркировки летних шин!Скачать
Асимметричные шины с ненаправленным рисунком. Как правильно установить автошиныСкачать
НИЗКОПРОФИЛЬНЫЕ ШИНЫ ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ АВТОМОБИЛИСТСкачать
ОБ ЭТОМ МНОГИЕ ДАЖЕ НЕ ДОГАДЫВАЮТСЯСкачать
5 ошибок ПРИ ПОКУПКЕ летней резиныСкачать