Клапаны являются одним из важнейших компонентов бензиновых и дизельных двигателей. Они долговечны и в нормальных условиях эксплуатации могут напомнить о себе только после того, как пройдут 300 000 километров пробега. Но иногда из-за некоторых причин износ клапанов происходит раньше и, к сожалению, его замена может влететь в копеечку.
Мощность двигателя зависит от состояния клапанов. Существуют двигатели которые имеют пробег более трехсот тысяч километров, и их владельцы не слышали о проблемах с клапанами. Это в первую очередь относится к бензиновым двигателям с наддувом, которые работали должным образом. Они не подвергались дополнительным перегрузкам (спортивное вождение), моторное масло регулярно менялось и поддерживался надлежащий уровень клапанов. Само масло также отвечало требованиям производителя. Кроме того, владелец автомобиля вовремя заменил ремень ГРМ, чтобы он не сломался. Двигатель также не был оборудован газовой установкой. Так что в принципе вам не нужно было делать ничего особенного, чтобы поддерживать его в идеальном состоянии.
- Каковы функции клапанов?
- Три типа повреждения клапанов
- Как отремонтировать поврежденные клапаны?
- Как проверить клапаны, не снимая головку блока цилиндров
- Когда необходима проверка клапанов без разборки двигателя
- Как проверяют клапаны без снятия ГБЦ
- Как проверить правильность регулировки зазоров клапанов
- Как проверить геометрию клапанов: загнуло или нет
- Как проверить прогорели клапана или нет без снятия ГБЦ
- Проверка клапанов без разборки двигателя по состоянию свечей
- Как проверить состояние клапанов с помощью банкноты или бумаги
- Экспресс-проверка при помощи моторного масла и щупа
- Проверка клапанов без снятия головки с помощью эндоскопа
- Проверка камеры сгорания на герметичность пневмотестером или компрессором
- 💥 Видео
Видео:стоит ли менять направляющие клапановСкачать
Каковы функции клапанов?
Клапаны в основном установлены в головке двигателя. В бензиновых двигателях задача клапанов состоит в том, чтобы контролировать приток топливовоздушной смеси, а также отток выхлопных газов. На дизельных двигателях клапаны контролируют подачу сжатого воздуха. Поэтому они делятся на впускные (контроль подачи воздуха) и выпускные (выхлоп). Впускные клапаны позволяют втягивать топливно-воздушную смесь (в бензиновом двигателе) или сжатый воздух (в дизельном двигателе) в цилиндр. После всасывания они закрываются и когда топливовоздушная смесь взрывается, открывается выпускной клапан, позволяя цилиндру выталкивать выхлопные газы. Клапаны открываются и закрываются посредством кулачков, расположенных на распределительном валу или распределительных валах, которые перемещаются ремнем или цепью ГРМ, передавая привод от шкива коленчатого вала двигателя.
Как выглядит клапан? Это стержень с диском, напоминающим гриб. Он имеет длину несколько сантиметров и толщину несколько миллиметров. Заглушки клапана вдавливаются в седло клапана. Для этого на штоке клапана установлен герметик, задача которого — защитить цилиндр от попадания в него моторного масла.
Видео:Правильный замер износа направляющих втулок клапанов 1.8TSI 2.0TFSIСкачать
Три типа повреждения клапанов
- Начнем с типичного износа. Как упоминалось выше, в правильно работающем двигателе он не должен появляться раньше, чем после пересечения отметки в двести пятьдесят — триста тысяч километров. Это включает в себя притирку штока клапана. Неправильная притирка приводит к большому количеству моторного масла стекающему в коллектор. Двигатель явно слабеет, а также потребляет большое количество моторного масла. Существует также характерное облако выхлопных газов при запуске.
- Изгиб клапана — это неисправность, вызванная поломкой ремня ГРМ. Это происходит, когда водитель забывает вовремя заменить ремень. Еще одна причина — смазка ремня ГРМ. Что произойдет, если ремень ГРМ порвется? Синхронизация двигателя немедленно прекратится, клапаны и поршни столкнутся, что, в свою очередь, приведет к изгибу клапанов.
- Клапаны, а также седла клапанов в течение многих лет эксплуатации также могут подвергаться плавлению. Это приводит к потере герметичности сидений, и, следовательно, двигатель теряет сжатие в цилиндрах и, как следствие, также мощность. Этот сбой часто является результатом установки системы ГБО в автомобиле.
Читайте также: Термореле с клапаном для теплого пола
Как отремонтировать поврежденные клапаны?
Как проводится ремонт? Прежде всего, механик должен разобрать головку двигателя. Это предполагает выяснение причины износа клапанов и установку новых прокладок головки. В дополнение к ним вам также необходимо заменить уплотнители клапанов и направляющие клапана. Если ремень ГРМ порвется, необходимо также заменить гидравлические толкатели и рычаги клапанов . Также необходимо заменить ремень ГРМ, охлаждающую жидкость, моторное масло и фильтр.
Лучшим решением будет стандартное своевременное обслуживание двигателя согласно ТО, как как ремонт и разборка двигателя обойдется явно дороже.
Денис — специалист в сфере автомобилей. Он имеет 5-летний опыт работы на СТО и пишет про новости в мире автомобилей. Теперь он делится своими знаниями с людьми, рассказывает про устройство и ремонт современных авто.
Видео:Дымит и Расход масла. Как определить кольца или маслосъемные колпачкиСкачать
Как проверить клапаны, не снимая головку блока цилиндров
Разрушение тарелок клапанов или их неплотное прилегание к седлам из-за нагара, неверной регулировки и перекоса приводит к падению компрессии и ухудшению работы двигателя вплоть до полного его отказа. Аналогичные проблемы возникают в случае прогорания поршня или поршневых колец, образования трещин в блоке цилиндров или пробоя прокладки между ним и головкой. Для проведения точной дефектовки необходима разборка мотора, однако есть и способы проверить клапана, не снимая ГБЦ.
В этой статье мы расскажем, как проверить герметичность клапанов, не снимая головки блока цилиндров, а также о простых способах самостоятельного выявления прогорания и неправильной регулировки без разборки мотора и применения дорогостоящего оборудования.
Видео:Американский способ (диагностика) проверки прогоревших клапанов на двигателеСкачать
Когда необходима проверка клапанов без разборки двигателя
Вопрос «как проверить состояние клапанов без разборки двигателя?» актуален при появлении следующих симптомов:
Как проверить наличие компрессии дедовским методом: видео
- неровная работа двигателя («троение»);
- ощутимое снижение мощности мотора;
- падение приемистости и динамики разгона;
- сильные хлопки («выстрелы») во впускном и выпускном тракте;
- значительный рост расхода топлива.
Некоторые из вышеперечисленных проблем наблюдаются при неполадках, не связанных с нарушением герметичности камеры сгорания, поэтому перед тем как проверять исправность клапанов, следует измерить компрессию.
Если компрессия в норме, это означает, что камера сгорания герметична и проверка клапанов не требуется, а проблему следует искать в системе зажигания и питания двигателя. Подробнее о возможных причинах, а также о том, как определить проблемный цилиндр, рассказано в статье «Почему двигатель троит на холостых».
Видео:Причины ПРОГОРАНИЯ клапанов двигателя. Признаки когда прогорел клапанСкачать
Как проверяют клапаны без снятия ГБЦ
Способы проверки клапанов без снятия ГБЦ выбираются в зависимости от симптомов и предполагаемых причин неполадок, а также имеющегося в наличии инструмента. Наиболее распространены следующие методики:
Основные признаки прогара клапанов: видео
- проверка по состоянию свечей;
- осмотр клапанов и цилиндров с помощью эндоскопа;
- выявление обратной тяги в выхлопной системе;
- метод от противного – по состоянию поршней и компрессионных колец;
- диагностика герметичности камеры сгорания;
- измерение зазоров для оценки правильности их регулировки;
- проверка геометрии путем вращения коленвала.
Видео:ПРИЗНАКИ ПРОГАРА КЛАПАНА.Как определить прогар клапана!Клапана или поршневая. Самый точный диагнозСкачать
Как проверить правильность регулировки зазоров клапанов
Проблема “как проверить, не зажаты ли клапана?” актуальна для авто с ДВС, в которых величина тепловых зазоров клапанов устанавливается с помощью специальных винтов или шайб. Их необходимо, раз в 30 000–80 000 км (точная периодичность зависит от модели ДВС) проверять и при необходимости регулировать. Проверка осуществляется с помощью набора щупов с шагом 0,05 мм или планки с микрометром.
Читайте также: Описание двигателя приоры 16 клапанов
Проверка зазоров клапанов специальными щупами
Для выполнения процедуры необходимо остудить мотор до рекомендованной температуры (обычно около 20 °C), снять клапанную крышку, после чего с помощью измерительного инструмента проверить соответствие зазоров допускам в контрольных точках, последовательно для каждого клапана. Особенности процесса и величина рекомендованных зазоров зависят от модификации двигателя и могут различаться даже на одной модели.
Помимо периодичности пробега и снижения компрессии признаком необходимости проверки зазоров являются характерный звон ГРМ “на холодную”, который пропадает при прогреве. Эксплуатация двигателя с неверно выставленными зазорами, приводит к перегреву клапанов и их прогоранию.
Видео:Какие признаки указывают на износ маслосъемных колпачков двигателяСкачать
Как проверить геометрию клапанов: загнуло или нет
Основная причина нарушения геометрии клапанов, когда стержни перекашивает относительно тарелок – контакт их с поршнями в результате обрыва ремня газораспределительного механизма.
Нарушение геометрии клапанов
Такие последствия характерны не для всех моделей и напрямую зависят от конструктивных особенностей двигателя. К примеру, для устанавливающихся на Калины и Гранты моторах с индексом 11183 эта проблема не актуальна, а вот для более поздних модификаций тех же моделей с двигателем 11186 встреча клапанов и поршней при обрыве ремня практически неминуема.
Если автомобиль входит в группу риска после замены ремня, перед запуском двигателя обязательно нужно проверить, не загнуло ли клапана. Без разборки это проще всего сделать, провернув коленвал вручную с помощью ключа, надетого на болт крепления шкива. Свободное вращение указывает на то, что клапаны скорее всего в норме, ощутимое сопротивление – что их геометрия нарушена. Впрочем, если дефект незначительный, определить его таким методом не всегда получается. Более надежный способ – оценка герметичности камеры сгорания с помощью пневмотестера или компрессора, описанная ниже.
Видео:Маслосъемные колпачки. Признаки и причины износа.Скачать
Как проверить прогорели клапана или нет без снятия ГБЦ
При падении компрессии в одном или нескольких цилиндрах стоит задуматься о том, как проверить исправность клапанов – прогорели или нет. О том, почему прогорают клапаны, можно прочитать здесь. Аналогичная картина может быть следствием прогара поршня или компрессионных колец, пробоя прокладки ГБЦ, трещины в блоке цилиндров в результате ДТП и т. д. Безразборная проверка исправности клапанного механизма позволяет установить конкретную причину потери компрессии. Сделать такую проверку можно четырьмя способами, описанными ниже.
Проверка клапанов без снятия ГБЦ проводится в первую очередь для подтверждения или исключения их повреждения. Некоторые способы могут указать и на иные причины снижения компрессии. При этом следует учитывать, что безразборная диагностика клапанного механизма может не позволить выявить незначительные дефекты цилиндропоршневой и клапанной групп на ранней стадии.
Проверка клапанов без разборки двигателя по состоянию свечей
Свеча покрыта маслянистым нагаром — явный признак повреждения поршня
Суть метода состоит в визуальном осмотре свечи зажигания, извлеченной из цилиндра с низкой компрессией. Электроды и резьбовая часть сухие – прогорел клапан, если они замаслены или покрыты темным маслянистым нагаром – поврежден поршень или изношены компрессионные либо маслосъемные кольца. Внутренняя часть свечи может быть в масле и из-за повреждения сальников клапанов, однако в этом случае загрязнены будут все свечи, а не только находящаяся в проблемном цилиндре. О диагностике двигателей по цвету нагара на свечах подробно рассказано в отдельной статье.
Читайте также: Клапан давления топлива мицубиси л200
Как проверить состояние клапанов с помощью банкноты или бумаги
Способ проверки прогоревших клапанов с помощью бумаги: видео
Легко и быстро проверить состояние клапанов при условии, что система питания и зажигания исправны, поможет банкнота или небольшой лист плотной бумаги, который следует держать на расстоянии 3–5 см от выходного отверстия выхлопной трубы. Двигатель при этом должен быть прогрет и запущен.
В исправном автомобиле бумажный лист будет постоянно равномерно вибрировать, периодически отодвигаясь от выхлопа под действием выходящих отработанных газов и снова возвращаясь в первоначальное положение. Если лист периодически засасывает в выхлопную трубу – вероятно прогорел или пропускает один из клапанов. О том, на что указывают следы на листе бумаги или их отсутствие при такой проверке, рассказывает статья о проверке автомобиля при покупке с рук.
Экспресс-проверка при помощи моторного масла и щупа
Этот способ проверки клапанов без снятия ГБЦ основан на исключении проблем с поршневой группой. Прогар поршня можно обнаружить контактным методом при помощи щупа, погружаемого в цилиндр через свечное отверстие. Проблемы с кольцами или выработкой стенок исключаются путём заливки масла в цилиндр с низкой компрессией через то же отверстие, установки свечи на место и запуска двигателя. Если после этого давление вырастет – проблема не в клапанах: залитое масло заполняет зазор между поршнем и стенками цилиндра, через который и уходили газы.
Проверка клапанов без снятия головки с помощью эндоскопа
Проверка клапанов и цилиндров эндоскопом
Эндоскоп позволяет провести диагностику клапанов и цилиндров без разборки мотора при помощи визуального осмотра. Чтобы осмотреть клапаны, потребуется прибор с гибкой головкой либо насадка с зеркалом.
Достоинство метода в возможности не только подтвердить наличие конкретного дефекта, но и определить какой клапан прогорел – впускной или выпускной. Для этого достаточно даже недорогого эндоскопа стоимостью от 500 рублей. Примерно столько же стоит осмотр цилиндров с помощью профессионального прибора на СТО.
Видео:Как проверить клапана при обрыве ГРМ, простой 100 действующий метод.Скачать
Проверка камеры сгорания на герметичность пневмотестером или компрессором
Одна из основных функций клапанов – обеспечение герметичности камеры сгорания на такте сжатия для создания необходимого давления для воспламенения и горения топливовоздушной смеси.
Проверка двигателя пневмотестером: видео
При их повреждении газы и топливная смесь прорываются во впускной или выпускной коллектор, в результате не создается необходимого усилия для перемещения поршня и нарушается нормальная работа ДВС.
Достоверно установить наличие и причину разгерметизации позволяет пневмотестер. Стоимость такого прибора от 5 000 рублей, но вместо него можно использовать обычный автомобильный компрессор для накачивания шин с манометром. Альтернативный вариант – диагностика на СТО, за которую попросят от 500 рублей.
Как проверить состояние клапанов без снятия ГБЦ с помощью компрессора или пневмотестера:
- Убедиться, что зазоры в клапанном механизме в пределах нормы.
- Переместить поршень проверяемого цилиндра в верхнюю мертвую точку на такте сжатия, вращая коленвал или ведущее колесо на ближайшей к прямой (обычно 5-я) передаче.
💥 Видео
Как ПРОВЕРИТЬ ДВИГАТЕЛЬ автомобиля за 5 мин самостоятельно? Масложор, нагар, стуки и износ двигателяСкачать
Как проверить герметичность клапанов?Скачать
как притереть клапан и проверить качество притиркиСкачать
так бежит направляющая клапана , большой расход маслаСкачать
1 часть: 1-й признак отсутствия компрессии из-за износа поршневой группы, Sprinter 316CDI 2.7Скачать
Как выявить износ клапана и коромыслаСкачать
Основы ремонта двигателя: ГБЦ часть 1 (зазор клапан-направляющая)Скачать
Износ распредвала — как определить визуально?Скачать
Как отличить жор масла Двигателем сальники клапанов или поршневые кольцаСкачать
Проверка прогоревшего Клапана бумажкой по глушителю Правда или МифСкачать
Признаки прогара клапанаСкачать