Гидравлические клапаны (гидроклапаны) давления – регулирующие гидроаппараты, предназначенные для управления давлением рабочей жидкости в гидроприводе. К ним относятся напорные (предохранительные и перелевные), редукционные клапаны, клапаны разности давления и другие.
В гидроприводе строительных и дорожных машин наибольшее распространение получили напорные клапаны, например, в гидроприводе полноповоротного экскаватора устанавливают от 8 до 14 напорных клапанов, в гидроприводе стрелового самоходного крана – от 4 до 12, в гидроприводе погрузчика – 4…5.
Напорные клапаны предназначены для ограничения или поддержания давления в гидролиниях путем непрерывного или эпизодического слива рабочей жидкости. В зависимости от функционального назначения их принято делить на предохранительные и переливные, несмотря на идентичность конструкций.
Предохранительные клапаны используются для защиты гидропривода от сверхустановленного давления рабочей жидкости путем слива жидкости в моменты увеличения этого давления. Это клапаны эпизодического действия, т. е. при нормальных давлениях они закрыты и открываются лишь при давлении рабочей жидкости в гидросистеме, превышающем установленное.
Переливные клапаны поддерживают заданное давление благодаря непрерывному сливу жидкости во время работы. Их широко применяют в гидроприводах с дроссельным регулированием.
Напорные клапаны различают по следующим признакам:
- · по конструкции запорно-регулирующего элемента – шарикового, конического и золотникового типа;
- · по воздействию на запорно-регулирующий элемент – прямого и непрямого действия.
В клапанах прямого действия открытие запорно-регулирующсго элемента (образование рабочего проходного сечения) происходит в результате непосредственного воздействия потока рабочей жидкости на этот элемент. С ростом номинального давления и расхода резко увеличиваются усилия и размеры пружин клапанов прямого действия, что ведет к возрастанию габаритов самого клапана. Поэтому в гидроприводах с высоким давлением (более 25 МПа) чаще всего применяются клапаны непрямого действия (двухкаскадныс клапаны), представляющие собой совокупность двух клапанов: основного (второй каскад) и вспомогательного (перный каскад). В этих клапанах рабочее проходное сечение основного клапана изменяется в результате воздействия потока рабочей жидкости на запорно-регулирующий элемент вспомогательного клапана.
Схема напорного клапана прямого действия привсдсна на рис. 2.1. В корпусе 2 (а) имеются каналы для подсоединения клапана к гидролинии, в которой требуется ограничить давление, а также канал для подсоединения к сливной гидролинии. В корпусе размещены запорно-регулирующий элемент 1 шарикового типа, пружина 3 и регулировочнй винт 4. Запорно-регулирующий элемент (шарик) под действием усилия пружины прижимается к седлу и закрывает рабочее окно клапана, При повышении давления в защищаемой клапаном гидролинии на шарик будет действовать сила давления жидкости, превышающая усилие пружины. Шарик отойдет от седла и пропустит часть жидкости на слив, ограничивая давление в гидролинии. Давление настройки клапана регулируется изменением усилия пружины с помощью винта.
1 – шарик; 1’ – золотник; 2 – корпус; 3 – пружина; 4 – регулировочный винт
Рисунок 2.1. Схема напорного клапана прямого действия шарикового (а) и золотникового (б) типа и условное обозначение (в)
Такая конструкция проста и надежна в работе, не требует точной подгонки шарика к седлу, малочувствительна к загрязнению рабочей жидкости. Однако шариковые напорные клапаны применимы лишь при относительно небольших давлениях и кратковременном действии, так как при длительной работе шарик вследствие вибрации неравномерно вырабатывает (разбивает) седло клапана. Поэтому данные клапаны используют в качестве предохранительных в гидросистемах низкого давления, поскольку в этом случае клапан работает эпизодически.
В качестве переливных клапанов по этой причине применяются, как правило, клапаны с запорно-регулирующим элементом золотникового типа, схема одного из которых приведена на рис. 2.1, б.
Рассмотрим одну из схем напорного клапана непрямого действия (рис. 2.2, а). В корпусе 1 размещен основной клапан конического типа 7, выполненный вместе с поршнем 6. Вспомогательный клапан, управляющий основным, содержит шарик 2, пружину 3 и регулировочный винт 4. Напорная полость А с помощью дросселя 8 соединяется с рабочей полостью Б вспомогательного клапана и полостью Г основного клапана для уменьшения усилия пружины 5. Полость В через канал Д соединяется со сливной гидролинией.
Читайте также: Респиратор алина 200 без клапана ffp2d
При давлении в напорной гидролинии и полости А, меньшем давления настройки, шарик под усилием пружины 3 закрывает рабочее проходное сечение вспомогательного клапана. При этом давление в полости Г основного клапана равно давлению в полости А, а так как эффективные площади поршня со стороны полостей А и Г выбираются равными, то суммарное усилие на клапан, создавасмое давлением жидкости, будет равно нулю. Рабочее проходное сечение основного клапана под действием пружины 5 будет закрыто.
а – схема; б – условное обозначение
- Рисунок.2.2. Напорный клапан непрямого действия
- Пояснение технических характеристик обратных клапанов
- Как подобрать типоразмер регулирующего клапана
- Определение пропускной способности клапана
- Условный диаметр клапана
- Условное давление
- Риск возникновения кавитации
- Уровень шума
- Допустимый перепад давления на клапане
- 🌟 Видео
Рисунок.2.2. Напорный клапан непрямого действия
При давлении рабочей жидкости в полости А больше допустимого увеличивастся давление в полости Б. При этом открывается шариковый клапан и рабочая жидкость поступает в полость В и по каналу Д в сливную гидролинию. Появление расхода жидкости через дроссель и вспомогательный клапан приводит к уменьшению давления в полости Г основного клапана. Под действием давления в полости А поршень сместится вверх и откроет рабочее окно основного клапана. При этом давление в напорной гидролинии и полости А падает, поршень смещается вниз и клапан закрывается.
Величина давления настройки клапана непрямого действия определяется усилием пружины 3, которое изменяется с помощью регулировочного винта 4.
В зависимости от последовательности установки и срабатывания предохранительные клапаны условно разделяются на первичные и вторичные.
Первичные клапаны обычно устанавливают в напорной гидролинии насоса или в напорной секции гидрораспределителя. Они предохраняют насос от сверхустановленных давлений, обеспечивают его разгрузку.
Вторичные клапаны устанавливают в гидролинии после гидрораспределителя или прикрепляют на корпусе гидрораспределителя к его рабочим отводам. Эти клапаны предохраняют гидродвигатели и другие гидроагрегаты от сверхустановленных давлений, возникающих от реактивных или инерционных нагрузок в гидродвигателях. Конструкции гидроклапанов давления отличаются большим разнообразием.
Предохранительный клапан, установленный в гидросистеме, предназначен для защиты насоса и гидроцилиндра от перегрузки. При увеличении частоты вращения двигателя клапан ограничивает подачу рабочей жидкости в гидросистему и давление в ней. Клапан отрегулирован на давление 12,5МПа и опломбирован. В корпусе 5 предохранительного клапана установлен золотниковый клапан (гильза 11, золотник 13, пружина 12) и шариковый клапан с шариком 16.
1 — колпак; 2 — регулировочный винт; 3,12 — пружины; 4 — гайка; 5 — корпус; 6,14,18 — уплотнительные прокладки; 7 – пробка (заглушка технологического отверстия); 8 — седло клапана; 9 — заглушка клапана; 10 — уплотнительное кольцо; 11 — гильза; | 12 — пружина; 13 — золотник; 15 — седло клапана; 16 — шарик клапана; 17 — гайка; I — полость, сообщающаяся с напорной гидролинией; II,II — каналы, сообщающиеся со сливной гидролинией; IV — канал; VI — канал, соединенный с гидравлическим рулевым механизмом (гидрорулем); VIII — канал, соединенный с напорной гидролинией (насосом гидросистемы); V,VII — дроссельные отверстия; |
Действие предохранительного клапана. Рабочая жидкость подается в полость VIII и, пройдя дроссельное отверстие VII, поступает к гидравлическому рулевому механизму. С увеличением расхода через дроссель VII увеличивается и давление в полостях VIII и I. При определенном (расчетном) расходе давление в полости I достигает такой величины, что сила, действующая на торец золотника 13, превышает сопротивление пружины 1, золотник смещается вправо (по рисунку) и открывает окна в гильзе 11. Рабочая жидкость проходит в полость II, соединенную со сливной гидролинией. В дальнейшем с увеличением подачи жидкости в полость VIII расход через дроссель VII увеличивается незначительно, а излишек жидкости поступает в сливную гидролинию. Таким образом, ограничивается подача жидкости к гидрорулю.При увеличении давления в полости VI увеличивается давление и в связанной с ней через дроссель V полости IV. При определенном давлении в полости IV открывается шариковый предохранительный клапан и жидкость из этой полости поступает в полость II. После этого увеличение давления в полости IV прекращается. Давление в полости VI и в связанных с ней полостях VIII и I продолжает увеличиваться, пока не достигнет величины, обусловленной сопротивлением дросселя V расходу, созданному клапаном 16. Одновременно золотник 13, преодолевая усилие пружины 12,занимает положение, обусловленное перепадом давления жидкости в полостях I и IV, открывая окна в гильзе 11 на величину, обеспечивающую сброс избыточного давления. Таким образом, ограничивается давление в системе рулевого управления. Давление регулируется винтом 2.
Читайте также: Изготовление ножей своими руками в домашних условиях из клапана
Видео:Регулятора Давления Топлива (РДТ): признаки неисправности и способы проверкиСкачать
Пояснение технических характеристик обратных клапанов
Номинальный диаметр — DN — численное обозначение типоразмера трубопроводной арматуры приблизительно равное внутреннему диаметру проходного сечения присоединяемого к обратному клапану трубопровода измеренному в миллиметрах.
Классификация DN предназначена для унификации типоразмеров трубопроводной арматуры. Фактический диаметр проходного сечения в обратном клапане может несколько отличаться от значения DN. Альтернативным значением принимаемым для классификации типоразмеров обратных клапанов является значение Ду.
Типоразмерный ряд номинальных диаметров регламентирован ГОСТ 28338-89 «Проходы условные (размеры номинальные)».
Номинальное давление — PN — численно равно максимальному давлению воды в барах, с температурой 20°C, при которой допускается длительная эксплуатация обратного клапана. Альтернативной классификацией трубопроводной арматуры по классу давления применяемым в странах постсоветского пространства была линейка условных давлений Py.
Классификация трубопроводной арматуры по давлению нормативно определена ГОСТ 26349-84 «Давления номинальные (условные) «.
Пробное давление — Pпр — это давление воды с температурой от 5°C до 70 °C, при которой должны выполняться гидравлические испытания обратного клапана на прочность и плотность. Величины пробного давления в зависимости от номинального приведены в ГОСТ 356-80 «Давления условные пробные и рабочие».
Рабочее давление — Pр — это максимальное давление воды в обратном клапане с определённой температурой рабочей среды, при котором обеспечивается длительная эксплуатация. Зависимость рабочего давления от температуры воды обычно изображается в графическом виде.
Значения рабочих давлений в зависимости от номинального давления, температуры рабочей среды и материала корпуса обратного клапана, приведены в ГОСТ 356-80 «Давления условные пробные и рабочие».
Давление открытия — Po — разница давлений между входным и выходным патрубком обратного клапана при которой затвор начнёт открытие проходного сечения. Давления полного открытия соответствует разнице давлений между входным и выходным патрубком необходимой для полного открытия затвора.
Давление открытия тем больше чем больше масса затвора и чем сильнее усилие пружины удерживающей затвор в подпружиненных обратных клапанах.
Пропускная способность — Kvs — численно равна объёмному расходу воды через полностью открытый затвор обратного клапана в м³/ч, с температурой в 20°C, при котором потери давления на клапане составят 1 бар. Значение Kvs используют в гидравлических расчётах обратных клапанов.
Видео:Как работает регулятор давления топлива и обратный клапан в топливной системе.Скачать
Как подобрать типоразмер регулирующего клапана
Встречали в описании регуляторов давлений следующую рекомендацию: «Не следует подбирать типоразмер клапана по диаметру трубопровода, используйте значение Kvs»? Эта надпись есть практически в любой технической документации на регулирующие клапаны, а также сайтах компаний, занимающихся их продажей.
Вот только, что это за значение Kvs и достаточно ли его для подбора регулятора, практически никто не объясняет. Эта статья поможет вам разобраться, как правильно рассчитать типоразмер любого регулирующего клапана.
В большинстве случаев подобрать регулятор давления под конкретное применение можно без привлечения специалистов. Точный расчет параметров арматуры потребуется для систем, где необходимо высокое качество регулирования или есть особые требования к ее работе, например, ограничения по уровню шума.
Основным параметром, по которому выбирается регулятор давления, является его пропускная способность или то самое значение Kvs. Как его рассчитать и что еще нужно учесть при выборе регулирующего клапана расскажет Андрей Шахтарин, директор компании «КВиП».
Видео:Рабочее давление соленоидного клапана // Клапан прямого действияСкачать
Определение пропускной способности клапана
Kvs, которая указывается в технической документации регулятора давления, — это пропускная способность полностью открытого клапана. Производители обычно указывают диапазон значений Kvs min— Kvs max, в котором работает устройство. Ваша задача определить необходимую пропускную способность клапана, при которой на заданном расходе будет обеспечено необходимое понижение давления пара, газа или жидкости при его прохождении.
Читайте также: Как отрегулировать клапана motoland xr 250
Для каждого типа теплоносителя используется своя формула, учитывающая физические характеристики рабочей среды и перепад давления на входе и выходе:
P1 — давление на входе регулятора, бар;
P2 — давление на выходе регулятора, бар;
t1 — температура среды на входе, oC;
Q — расход для жидкости, м 3 /ч;
QN — расход для газов при нормальных условиях, нм 3 /ч;
G — расход для водяного пара, кг/ч;
ρ — плотность жидкости, кг/м 3 ;
pN — плотность газов при нормальных условиях, кг/нм 3 .
При расчетах учитывайте, что в формуле используется избыточное давление.
Расчетная Kv не учитывает все факторы, влияющие на работу устройства, так что про запас к полученному значению рекомендуется добавить 30%. Поэтому Kv умножаем на коэффициент 1,3 и только после этого подбираем клапан с самым близким значением Kvs max.
Однако на этом подбор регулятора давления не заканчивается. Рекомендуется учесть еще несколько показателей, если вы хотите, чтобы:
технологические процессы регулировались более точно;
клапан во время работы не шумел и не «хлопал»;
при эксплуатации регулятора не было особых проблем с кавитацией и, как следствие, эрозионным износом его элементов;
повысилась безопасность производственных процессов;
сократились расходы на техобслуживание системы.
Для нормальной эксплуатации регулирующего клапана важны следующие факторы.
Условный диаметр клапана
Помните рекомендацию в начале статьи? Она рабочая — регуляторы давления действительно никогда не подбираются по диаметру трубопровода. Однако придется рассчитать условные параметры подводящей линии. Особенно это касается редукционного клапана, который обязательно устанавливается с обвязкой (об этом мы писали в этой статье). Для определения диаметра используем следующую формулу:
w — рекомендуемая скорость потока среды, м/c;
Q — рабочий объемный расход среды м 3 /ч;
d — диаметр трубопровода, м.
Регулятор может иметь диаметр на одну-две ступени меньше полученного значения. Если подобрать подходящий регулирующий клапан нет возможности, допустимо выбрать модель с более низкой пропускной способностью Kvs.
Условное давление
Этот параметр определяет допустимое рабочее давление для арматуры при нормальной температуре (20 o C). При нагреве механические свойства и эксплуатационные характеристики конструкционных материалов снижаются. Поэтому реальное допустимое давление для арматуры будет ниже. Насколько измениться значение зависит от материала изготовления клапана. В приведенной таблице приведена зависимость максимального рабочего давления от температуры для серого чугуна, углеродистой и нержавеющей стали.
Риск возникновения кавитации
При больших перепадах давления это одна из самых больших проблем, приводящая к быстрому выходу из строя клапана. Особенно сильно эффект проявляется при использовании регуляторов давления пара после себя. Проверить возможность возникновения кавитации можно по формуле:
P1 – давление на входе регулятора, бар;
∆P – перепад давления на клапане, бар.
Кавитация возникнет, если условие соблюдается.
Уровень шума
Регулирующий клапан будет шуметь и хлопать, если скорость среды, проходящей по трубопроводам будет выше рекомендуемой. Рассчитать фактическую скорость можно по формуле:
w – скорость потока среды, м/c;
Q – рабочий объемный расход среды м 3 /ч;
d – диаметр трубопровода, м.
Рекомендуемые скорости для всех типов сред приведены в таблице.
Снизить уровень шума можно, установив клапан в специальном исполнении или смонтировав виброкомпенсаторы на участках до и после регулятора.
Допустимый перепад давления на клапане
Для ряда регуляторов давления пара после себя ограничено отношение входного давления к выходному, так как при превышении перепада давления клапан не сможет закрыться. При выборе такого устройства можно не беспокоиться о кавитации — ограничение по этому параметру ее полностью исключает.
Соблюдение перечисленных рекомендаций поможет вам выбрать оптимальную модель регулирующего клапана, который будет не только эффективно, но и долго работать. Также вы можете обратиться за помощью к нашим специалистам — мы ответим на все ваши вопросы и поможем подобрать подходящий регулятор. Связаться с нами можно любым удобным способом.
🌟 Видео
Настройка предохранительного клапана на гидрораспределителях Р40 и Р80. Регулировка давления на Р40.Скачать
Как легко и просто проверить РДТ, регулятор давления топлива для Шанс, Сенс, Ланос и Ваз.Скачать
Растёт давление! Клапан виноват?Скачать
Как проверить регулятор давления топлива?Скачать
регулятор давления топливаСкачать
Демонстрация неисправного бензонасоса на Приоре, Калине, ВАЗ 2110, 2114Скачать
Как проверить регулятор давления Common Rail на рампе? Обучение GrunBaum CR150/350/550. Часть 2/5Скачать
Настройка предохранительного клапанаСкачать
РАСЧЕТ РАБОЧЕГО ДАВЛЕНИЯ в системе отопления закрытого типаСкачать
💧 РЕГУЛИРОВКА предохранительного/обратного клапана давления бойлера (водонагревателя). Зачем болтик.Скачать
Горит лампочка давления? Как проверить давление масла в двигателе механическим манометромСкачать
Как Проверить Давление в Топливной Рампе ВАЗ. Какое Давление топлива в рампе Ваз 2114, 2110, 2109Скачать
Какое давление в бойлере? Зачем обратный клапан?Скачать
меСТЬ №18 - С первого раза не заводится 4216 / как проверить давление бензина в рампе форсунок 4216Скачать
Давление топливаСкачать
Предохранительный клапан-ОбзорСкачать
клапан drv common railСкачать