Видео:Таврия. Регулировка клапанов это просто!!!Скачать
ЗАЗ Таврия, основные данные регулировок и контроля инструкция онлайн
Видео:Регулировка клапанов своими руками на ЗАЗ-1102 «Таврия» самый простой способ.Скачать
Устройство клапанного механизма
Клапанный механизм является непосредственно исполнительным устройством ГРМ, который осуществляет своевременную подачу топливовоздушной смеси в цилиндры двигателя и дальнейший выпуск отработавших газов. Ключевыми элементами системы являются клапаны, которые также обеспечивают герметичность камеры сгорания. Они испытывают большие нагрузки, поэтому к их работе предъявляются особые требования.
Для работы обычного двигателя необходимо минимум два клапана на каждый цилиндр. Один впускной и один выпускной. Сам клапан состоит из стержня и тарелки (головка). Место соприкосновения тарелки с ГБЦ называю седлом. Впускные клапаны имеют больший диаметр тарелки, чем выпускные. Это обеспечивает лучшее наполнение камеры сгорания топливовоздушной смесью.
Весь клапанный механизм состоит из следующих основных элементов:
-впускной и выпускной клапаны; направляющие втулки (обеспечивают точное направление движения клапанов);
-пружина (возвращает клапан в исходное положение);
-седло клапана (место соприкосновения тарелки с корпусом);
-сухари (два сухаря обеспечивают опорную поверхность для пружины и фиксируют всю конструкцию);
-маслосъемные колпачки или маслоотражательные кольца (не дает маслу попасть в цилиндр);
-толкатель (передает нажимное усилие от кулачка распредвала).
Кулачки на распределительном вале нажимают на клапаны. Их возврат в исходное положение обеспечивается за счет пружины. Пружина крепится на стержне с помощью сухарей и тарелки пружины. Для гашения резонансных колебаний на стержне могут устанавливаться не одна, а две пружины с разносторонней навивкой. Направляющие втулки клапанов Направляющая втулка представляет собой деталь цилиндрической формы. Она снижает трение и обеспечивает ровный и правильный ход стержня.
В работе эти детали также подвергаются нагрузкам и воздействию температуры. Поэтому для ее изготовления применяются износостойкие и жаростойкие сплавы. Втулки выпускного и впускного клапанов несколько отличаются друг от друга в связи с разницей в нагрузках.
Особенности работы
Клапаны постоянно подвержены воздействиям высокой температуры и давления. Это требует особого внимания к конструкции и материалам данных деталей. Особенно это касается выпускной группы, так как через них выходят горячие газы. Тарелка выпускного клапана в бензиновых двигателях может разогреваться до 800˚С – 900 ˚С, а в дизельных 500˚С – 700˚С. Нагрузка на тарелку впускного в несколько раз ниже, но и она достигает 300˚С, что также немало.
Именно поэтому в их производстве применяются жаропрочные сплавы металлов, содержащие легирующие присадки. Также выпускные клапаны часто имеют полый стержень с натриевым наполнителем. Это делается для лучшей терморегуляции и охлаждения тарелки. Натрий внутри стержня плавится, течет и забирает часть тепла с тарелки и переносит его на стержень. Так можно избежать перегрева детали.
На седле в процессе работы может образоваться нагар. Чтобы избежать этого, применяют конструкции, которые вращают клапан. Седло представляет собой кольцо из высокопрочных стальных сплавов, которое напрессовывается непосредственно на головку цилиндров для более плотного контакта.
Также для правильной работы механизма должен соблюдаться регламентированный тепловой зазор. От высоких температур детали расширяются, что может привести к неправильной работе клапана. Зазор выставляется между кулачками распредвала и толкателями путем подбора специальных металлических шайб определенной толщины или самих толкателей (стаканов). Если в двигателе применяются гидрокомпенсаторы, то зазор регулируется автоматически.
Слишком большой тепловой зазор, будет препятствовать полному открытию клапана, а следовательно, цилиндры будут менее эффективно наполняться свежим зарядом. Маленький зазор (или его отсутствие) не позволит клапанам закрыться до конца, что приведет к их прогару и снижению компрессии в двигателе.
Читайте также: Запорный клапан для старого унитаза
Количество клапанов
В классическом варианте четырехтактному двигателю для работы достаточно иметь по два клапана на каждый цилиндр. Но к современным моторам предъявляются все большие требования по мощности, расходу топлива и экологичности, поэтому для них этого уже становится недостаточно. Поскольку чем больше клапанов, тем более эффективно происходит наполнение цилиндра свежим зарядом. В разное время на двигателях пробовались следующие схемы:
-трехклапанные (впуск – 2, выпуск – 1);
-четырехклапанные (впуск – 2, выпуск – 2);
-пятиклапанные (впуск – 3, выпуск – 2).
Лучшее наполнение цилиндров и их очистка обеспечиваются при использовании большего числа клапанов на один цилиндр. Но при этом усложняется конструкция двигателя.
На сегодняшний день наиболее популярными являются моторы с 4 клапанами на цилиндр. Первые такие двигатели появились еще в 1912 году на автомобиле Peugeot Gran Prix. Тогда широкого применения данное решение не получило, но начиная с 1970 года начали активно выпускаться серийные автомобили с таким количеством клапанов.
Устройство привода
За правильную и своевременную работу клапанного механизма отвечает распределительный вал и привод ГРМ. Конструкция и количество распредвалов для каждого типа двигателя выбирается индивидуально. Деталь представляет собой вал, на котором выполнены кулачки определенной формы. Проворачиваясь, они оказывают давление на толкатели, гидрокомпенсаторы или коромысла и открывают клапана. Тип схемы зависит от конкретного двигателя.
Распредвал находится непосредственно в головке блока цилиндров. Привод к нему идет от коленчатого вала. Это может быть цепная, ременная или зубчатая передача. Наиболее надежной является цепная, но она требует дополнительных конструктивных решений. Например, успокоитель для гашения вибрации цепи и натяжитель. Скорость вращения распределительного вала в два раза ниже, чем скорость вращения коленчатого вала. Так обеспечивается согласование их работы.
От количества клапанов зависит количество распределительных валов. Существует две основных схемы:
При наличии только двух клапанов достаточно одного распредвала. Вращаясь, он обеспечивает попеременное открытие впускного и выпускного клапанов. В наиболее распространенных четырехклапанных двигателях устанавливаются два распредвала. Один обеспечивает работу впускных, а другой выпускных клапанов. В двигателях с V-образных расположением цилиндров устанавливается четыре распредвала. По два на каждую сторону.
Кулачки распредвала не толкают стержень клапана напрямую. Существует несколько типов “посредников”: роликовые рычаги (коромысло); механические толкатели (стаканы); гидравлические толкатели. Роликовые рычаги имеют более предпочтительную конструкцию. На гидротолкатель давят так называемые коромысла, которые качаются на вставных осях.
Чтобы снизить трение на рычаге предусмотрен ролик, который контактирует непосредственно с кулачком. В другой схеме используются гидравлические толкатели (компенсаторы зазора), которые расположены непосредственно на стержне. Гидрокомпенсаторы автоматически регулируют тепловой зазор и обеспечивают мягкую и менее шумную работу механизма.
Это небольшая деталь состоит из цилиндра с поршнем и пружиной, каналов для масла и обратного клапана. Для работы гидротолкателя используется масло, которое подается из системы смазки двигателя. Более подробно про гидрокомпенсаторы можно прочитать в отдельной статье на нашем сайте.
Механические толкатели (стаканы) представляют собой втулку, закрытую с одной стороны. Они устанавливаются в корпус ГБЦ и непосредственно передают усилие на стержень клапана. Основные их недостатки заключаются в необходимости периодической регулировки зазоров и стуке при работе на непрогретом двигателе.
Видео:Таврия регулировка клапановСкачать
Стук при работе
Основной неисправностью клапанов (не считая прогара) считается появляющийся стук на холодном или горячем двигателе. Стук на холодном двигателе исчезает после набора температуры. Когда они разогреваются и расширяются, тепловой зазор закрывается. Также причиной может стать вязкость масла, которое не поступает в нужном объеме в гидрокомпенсаторы. Загрязнение масляных каналов компенсатора также может вызывать характерный стук.
Читайте также: Клапан электромагнитный запорный кэмф ду 40
На горячем двигателе клапана могут стучать из-за низкого давления масла в системе смазки, загрязнения масляного фильтра или неправильного теплового зазора. Также следует учитывать естественный износ деталей. Неисправности могут быть в самом клапанном механизме (износ пружины, направляющей втулки, гидротолкателей и т.д.).
Видео:Легкая регулировка клапанов Сенс, Славута, ТаврияСкачать
Регулировка зазора
Регулировку проводят только на холодном двигателе. Текущий тепловой зазор определяется специальными металлическими плоскими щупами разной толщины. Для изменения зазора на коромыслах имеется специальный регулировочный винт, который проворачивается. В системах с толкателями или регулировочными шайбами регулировка происходит путем подбора деталей нужной толщины. Рассмотрим пошаговый процесс регулировки клапанов для двигателей с толкателями (стаканами) или шайбами:
-Снимите клапанную крышку двигателя.
-Проверните коленчатый вал так, чтобы поршень 1-го цилиндра находился в ВМТ. Если это сложно сделать по меткам, то можно выкрутить свечу и вставить в колодец отвертку. Ее максимальное перемещение вверх покажет мертвую точку.
-С помощью набора плоских щупов измерьте зазор в приводе клапанов под теми кулачками, которые не нажимают на толкатели. Щуп должен иметь плотный, но не слишком свободный ход. Запишите номер клапана и величину зазора.
-Проверните коленчатый вал на один оборот (360°) так, чтобы поршень 4-го цилиндра находился в ВМТ. Измерьте зазор под оставшимися клапанами. Запишите данные.
-Проверьте, в каких клапанах зазор не попадает в допуск.
Если такие имеются, то подберите толкатели нужной толщины, снимите распредвалы и установите новые стаканы. На этом процедура закончена.
Правильно настроенный и отрегулированный газораспределительный механизм обеспечит ровную и плавную работу ДВС. Также это положительно скажется на ресурсе мотора и комфорте водителя.
Подготовительные операции
• Двигатель остужается до температуры окружающего воздуха
• Снимается корпус воздушного фильтра
• Отдаются привода дроссельной и воздушной заслонок
• Снимается крышка клапанов с головки блока
• Снимается защитный кожух ремня ГРМ
• Двигатель выставляется по заводским меткам
Для того, чтобы выставить двигатель по меткам можно использовать спецключ для проворачивания распределительного вала. При отсутствии ключа коленчатый вал можно провернуть через шкив генератора, предварительно нажав рукой на ремень привода генератора для увеличения нагрузки. Как вариант, можно поднять домкратом переднее колесо и при включенной 4 или 5 передаче прокручивать его до совмещения меток. Можно также, не поднимая колеса, а просто включить скорость и прокатить автомобиль до совпадения меток. Попутно проверяется натяжка ремня ГРМ.
Порядок регулировки клапанов таврия
Для регулировки необходим набор щупов номиналом — 0.15 и 0.30 мм. При этом 0.15 мм для впускных клапанов и 0.30 мм для выпускных клапанов. Также понадобится рожковый ключ Х12 мм и отвертка, либо плоскозубцы, если регулировочный винт не имеет прорези. Просто в заводской комплектации существуют два варианта регулировочных винтов – с прорезью и без.
Порядок регулировки клапанов таврия
По предписанию завода – изготовителя регулировку клапанов необходимо выполнять в следующей последовательности. После выставления меток регулируются зазоры клапанов 2 и 5, 6 и 8, 4 и 7 , 1 и 3. При этом клапана 2,3,6, 7 – впускные, а 1,4,5,8 – выпускные. Для того, чтобы сориентироваться, где впускные, а где выпускные клапана достаточно посмотреть при снятой клапанной крышке на впускной (где установлен карбюратор) и выпускной коллектора. По патрубкам коллекторов сразу видно, к какому клапану подходит патрубок. Патрубки впускного коллектора будут «смотреть» на впускные клапана, а патрубки выпускного коллектора на выпускные клапана. Завод допускает и упрощенную регулировку клапанов по схеме работы цилиндров двигателя: 1-3-4-2. При этом регулируются впускной и выпускной клапана первого цилиндра, затем клапана 3 –го и т.д. Регулировка клапанов выполняется следующим образом.
Читайте также: Комплект грм лада гранта 16 клапанов артикул гейтс
Ключом на Х12 отпускается контрогайка регулировочного винта соответствующего клапана и между наконечником регулировочного болта и стержнем клапана вставляется необходимый щуп. Затем вращением винта добиваются такого положения щупа, при котором он протягивается с некоторым усилием между стержнем клапана и наконечником винта. Добившись требуемого усилия на щупе, (передвигая щуп вперед-назад) винт удерживается жалом отвертки и затягивается регулировочная гайка. После затяжки гайки зазор проверяется для контроля и если все «ок», то проверяется и регулируется зазор следующего по – порядку клапана.
Видео:Как выставить правильно распредвал для регулировки клапанов на Таврии.Скачать
Совет
При этом нужно соблюдать одно важное условие. Зазор лучше оставить больше, чем перетянуть, так как в этом случае уменьшенный зазор не даст возможности тарелке клапана полностью сесть в седло, и возможен прогар клапана.
После завершения регулировки все собирается в обратном порядке.
Видео:Как отрегулировать клапана Таврия, Sens, порядок регулировкиСкачать
Регулировка клапанов ЗАЗ Таврия
Автор: Dmitriy · Опубликовано 13.01.2020 · Обновлено 02.06.2020
Людям со слабыми нервами,рекомендую обратится на сто.
Итак процедура в принципе не сложная,если руки выросли с «того места».
Открываем капот.
Отщелкиваем защёлки воздушного фильтра.
Снимаем крышку и достаем фильтр.
Далее откручиваем 4 гайки под ключик на 8.
Отпускаем хомут патрубка отвода карьерных газов.
Снимаем корпус воздушного фильтра,кладем в сторону.
Далее берём головку на 12 или если стоят винты,широкую отвёртка и откручиваем 5 болтов крепящих клапанную крышку.
Снимаем без особого труда,если конечно какой-то ответственный товарищь не приклеил прокладку на герметик.
После того как мы сняли крышку,осматриваем все узлы ГРМ на предмет износа.
А именно кулачки распредвала,коромысла,толкатели и подпятники толкателей.
На рабочей поверхности кулачков распредвала не должно быть раковин, задиров, поверхность должна быть гладкой.
Резьбы на толкателях,должны быть не протянуты,гайки не облизаны.
Если состояние всех узлов в порядке, приступает к регулировке клапанов.
Берём накидной ключ на 30,и вращаем коленвал ,за гайку шкива ,по часовой стрелке.
Вращаем так чтобы кулачки распредвала,стали вниз относительно коромысла.Не важно какие это будут клапана по счёту.
Впускные клапана находятся напротив каналов впускного коллектора.
Выпускные напротив каналов выпускного соответственно.
Зазоры клапанов для этого мотора
0.15 впуск
0.30 выпуск
Далее берём щуп,нужного размера для конкретного клапана, вставляем его между подпятником и клапаном,не очень удобно это делать,но немного помучившись, все получится.
Щуп должен входить с небольшим натягом.
Если зазоры не соответствует норме,берём ключик на 12 и отвёртка по шире,чтобы не ломать толкатели.
И придерживая отверткой,срываем контра гайку.
Затем вставив щуп нужного размера,вращая винт добивается нужного зазора.
Придерживая винт,затягиваем контргайку.
Далее проворачиваем коленвал примерно на 90 градусов делаем тоже для остальных клапанов.
После регулировки всех клапанов,проверяем зазоры ещё раз.
Если зазоры в норме,собираем все в обратном порядке.
Естественно прокладку клапанной крышки устанавливаем новую,крышку вымываем.
Данная процедура проводится каждые 20000 тысяч км пробега,при условии эксплуатации авто на бензине.
При работе на газу,это лучше делать каждые 15000 тысяч км.
Ввиду особенности горения газа(пропана) клапана, в частности выпускные имеют свойство вытягиваться.Вследствие чего зазоры уменьшаются,и если их вовремя не отрегулировать,это повлечет за собой программы клапана.
А такой ремонт обойдётся гораздо дороже.
Так что делайте ТО своевременно.!
🔥 Видео
Регулировка зазоров клапанов Заз,Таврия Славута Просто.ОшибкиСкачать
Регулировка клапанов (ЗАЗ, Таврия, Славута)Скачать
Таврия"Регулировка Клапанов"Скачать
Таврия приехала на Регулировку клапановСкачать
ТАВРОБУДНИ#44 - Регулировка клапанов / Сапун отвод картерных газовСкачать
Регулировка клапанов Таврия, Славута. Два способа.Нюансы и полезные советы.Скачать
как быстро отрегулировать клапана на део сенс, таврия, без щуповСкачать
Как выставить зажигание на таврииСкачать
Регулировка клапанов на таврии,славута,заз,сенсСкачать
старый дедовский способ регулировать клапана,на примере таврииСкачать
Регулировка клапанов без меток по перекрытию в соседнем цилиндре (4 цилиндра 4 такта) Таврия МЕМЗСкачать
регулировка клапанов сенс 1,3Скачать
Регулировка клапанов.ЗАЗ СлавутаСкачать
Таврия Славута регулировка зазоров клапанов вп-0,15 вып-0.30 мм.Заз, возникли ошибки интересно...Скачать