Что есть академический рисунок и для чего он необходим? Каждый, кто приступает к изобразительному искусству, думает заниматься дизайном или архитектурой задается этим вопросом. В первую очередь это все, что мы изображаем, передаем на плоскости, мы рисуем именно форму, ее иллюзию. Проекцию трехмерного на двухмерном пространстве, и эта проекция обусловлена нашими органами восприятия. По сути, изображение в рисунке, это изображение реальных объектов, однако не реальных в полной мере этого слова, а их кажущийся вид с определенного ракурса.
Рисунок как дисциплина изучает законы восприятия и передачи формы: это пропорции, конструкция, перспектива, тон, пятно и др. Без грамотного понимания рисунка невозможна нормальная работа и с цветом, так как цвет — вещь не самодостаточная. В рисунке, в академическом рисунке, важно то, как грамотно изобразить предмет, выразить конструкцию, а это не возможно без базовых представлений о форме.
При передаче формы в пространстве мы сталкиваемся с законами перспективы, понимаем, что изображение состоит из пятен, плоскостей, граней, стыков, конструктивных точек, и все они подвержены искажениям в зависимости от положения наблюдателя.
В рисунке иллюзию пространства и формы создают: пропорции пятен, взаимоотношение тонов, темных и светлых зон, фактуры, детали, воздух, среда. Все это необходимо изучать с позиции академизма, подобно тому, как надо изучать буквы для того, чтоб можно было писать слова и выражать мысли.
Видео:ТЕНЬ ОТ ЦИЛИНДРА НА ЭПЮРЕСкачать
Конструкция света и тени (цилиндр)
В основу изобразительной грамоты входят такие понятия как форма, ее конструкция, светотеневая моделировка. Последняя всегда неразрывно связана с особенностями конструкции формы, перспективного искажения (то есть положения наблюдателя относительно изображаемой формы) и источника света.
Положение источника света сильно влияет на пропорции больших пятен: освещенной поверхности, неосвещенной и падающей тени. Полутон, как пограничное состояние между тенью и светом, как правило, занимает незначительную видимую площадь. Чем круглее предмет, тем больше и мягче переход из света в тень. Рефлекс (зона отраженного света) в большинстве случаев достаточно плотный и относится к теневой зоне. На примере цилиндра, стоящего на плоскости, мы рассмотрим наиболее типичные случаи распределения тени и света и особенности конструкции падающей тени.
Если источник света находится непосредственно за спиной художника (наблюдателя) или на одной линии между его глазами и центром объекта, то зона освещенной части будет занимать практически полностью видимую сторону объекта (аналогично полнолунию). Для академического рисунка такое взаимное положение крайне нежелательно, так как при отсутствии собственной тени теряется выразительность формы. Тоже можно сказать и о том положении, когда источник света находится за предметом (контражур). В учебном рисунке таких частных случаев стоит избегать. Мы рассмотрим разные частные и общие положения источника света на объекте, на который мы будем смотреть с одной точки зрения. Изменяться будет только место лампы. Линия горизонта выше верхней горизонтальной плоскости цилиндра приблизительно на две его высоты. Это будет прослежено в следующих шести рисунках-схемах.
1) Построение падающей тени от объекта, когда изображаемый объект совпадает с положением прямого угла в треугольнике «наблюдатель-предмет-лампа». В левом верхнем углу рисунка это показано в виде схемы взаимного положения наблюдателя (его глаз), предмета и лампы (вид сверху).
Падающая тень от цилиндра, точнее ее центральная ось (наподобие центральной оси самого цилиндра) идет параллельно горизонтального края картины; видимая зона собственной тени равна видимой освещенной части цилиндра. Аналогично при таком взаимном расположении тень и свет будет иметь сходные пропорции и в изображении дерева (при условии, что дерево практически симметрично по основным массам форм). Это правило пропорционального отношения пятен света и тени распространяется на большинство случаев в изображении пятен света и тени.
2) Построение тени от объекта, когда источник света находится под углом и в зоне за изображаемым предметом. Источник света падает на предмет под углом менее 45 градусов, поэтому падающая тень длиннее высоты самого предмета (цилиндра, дерева и др.)
В левом верхнем углу рисунка это показано в виде схемы взаимного положения наблюдателя (его глаз), предмета и лампы (вид сверху). Падающая тень от цилиндра идет под углом к нам, а видимая зона собственной тени значительно больше видимой освещенной части цилиндра. В аналогичном примере с деревом источник света — солнце и источник света соответственно далеко, но имеет тоже направление.
Обратите внимание, что падающие тени от солнечного и лунного света в связи с удаленностью этих источников, не имеют тенденцию к расширению по мере их падения от предмета (то есть края теней параллельны).
Падающие тени от искусственных источников света расширяются, что особенно заметно, если посмотреть на падающую тень сверху. Чем шире поверхность предмета повернутого к свету, тем шире будет угол краев падающей тени. Тень от дерева в настоящем рисунке имеет кажущееся расширение в связи с тем, что на пятно тени действуют законы перспективы. В то время как, с тенью от искусственного источника света реальное расширение усиливается и законами перспективы.
3) Построение тени от объекта, когда источник света (искусственный) находится под углом и в зоне между наблюдателем (художником) и изображаемым предметом. В левом верхнем углу это показано в виде схемы (вид сверху). Падающая тень от цилиндра уходит от нас, а видимая зона собственной тени значительно меньше видимой освещенной части цилиндра. В аналогичном примере с деревом источник света — солнце и источник света соответственно далеко, но имеет тоже направление.
Читайте также: Цилиндр тормозной задний 3308 с абс
Обратите внимание, что падающие тени от солнечного и лунного света в связи с удаленностью этих источников, не имеют тенденцию к расширению по мере их падения от предмета (то есть края теней параллельны).
Падающие тени от искусственных источников света расширяются. Чем ближе источник света к предмету, тем сильнее коэффициент расширения, Тем больше наблюдается разница контраста между светом и тенью. По мере удаления от источника света плотнее становится свет и тем легче (прозрачнее) по отношению к световому пятну воспринимается теневая зона. Свет падает на объект почти отвесно, поэтому падающая тень короче высоты самого объекта, а вертикальная плоскость цилиндра значительно темнее горизонтальной.
4) Фронтальное освещение. Тень прячется за освещенным «в лоб» объектом. Кроме полутона собственная тень отсутствует. Если свет падает под углом близкому к 45 градусам (половина прямого угла) к центру объекта, то, даже небольшая разница в тоне между горизонтальной и вертикальной плоскостью на нашем цилиндре практически пропадает.
5) Источник света располагается строго за предметом (контражур). Падающая тень идет на зрителя. Ее расширение усиливается перспективным сокращением. Основная точка схода в перспективном построении и положение источника света близки в пространстве.
6) В предыдущих схемах-рисунках мы разобрали то, как строятся тени, их пропорции в наиболее встречающихся случаях. В этой схеме мы затронем особенности изображения предмета (в нашем случае – цилиндр), когда источник света находится ниже предмета.
Солнце и луна не могут в обычных условиях находиться в таком положении относительно объектов (если вы, конечно, не «ставите» свои постановки в космосе))). Лампа, помещенная ниже объекта, достаточно сильно изменит привычные для нашего глаза образы теней. Как правило, то, что мы в обычной жизни привыкли видеть в виде светлых плоскостей уйдет в тень. Образ приобретет некоторый налет «мистичности» и «торжественности».
Итак, лампа, опущенная ниже уровня плоскости, на которой расположен объект, будет отбрасывать падающую тень на освещенную часть цилиндра. Падающая тень строится в соответствии с конструкцией самого объекта. Стоит отметить, что конструктивность тени, несмотря на то, что она вполне может перемещаться и изменять пропорции, угол и др., не подлежит сомнению. Мы обращаем на это внимание ввиду того, что существует некая традиция разделять, и, даже, противопоставлять понятия «тонального» и «конструктивного».
Характер тени зависит от характера предмета, от которого она падает, так и от характера предмета, на который она падает. Обратите внимание, что падающая тень от предмета будет выше самого предмета, и может существовать только на уровне выше угла наклона по линии: источник света – ближний край перекрывающей плоскости. Для того чтобы правильно построить края падающей тени, мы должны всегда использовать лучи, направляющие, которые исходят от источника света и касаются контура предмета до пересечения с плоскостью, на которую отбрасывается тень. Никогда не упускаем из виду центральную ось тени, она, соответственно, будет строиться через центральные точки изображаемого объекта.
Творческих успехов в постижении «науки» рисунка!
Искренне Ваш, Денис Чернов, преподаватель онлайн курса «Академический рисунок» по рисунку в онлайн-школе «Академика».
Это курс о технике рисунка, основах понимания формы, работе с инструментом, а также тайны мастерства. Мы соединили традиционные академические наработки, которые приняты во многих школах. Цель: научиться реалистичному рисунку.
Видео:Как рисовать "ТЕНЬ от предметов" - А. РыжкинСкачать
Построение теней конуса и цилиндра
Для построения собственной и падающей теней конуса необходимо провести касательную лучевую поверхность, которая представляет собой две плоскости, касательные к конусу и параллельные световым лучам.
Построение тени от прямого кругового конуса на плоскость его основания в прямоугольной изометрии при заданном направлении световых лучей показано на рис. 5.9.
Для построения контура падающей тени сначала определяют тень C0 от вершины C конуса на плоскость его основания. Затем из точки C0 проводят касательные C0D и C0B к контуру основания конуса, которые и определяют границу падающей тени конуса, а образующие CD и CB конуса отделяют освещённую часть от неосвещённой, то есть составляют границу собственной тени конуса.
Если конус обращён вершиной вниз (рис. 5.10), то сначала можно построить собственную тень конуса. Для этого из вершины конуса C проведём так называемый обратный луч C параллельно r до пересечения с плоскостью основания конуса в точке , а затем из точки проведём касательные к основанию конуса в точках B и D. Образующие CB и CD определяют границу собственной тени конуса.
Для построения падающей тени конуса сначала надо построить падающую тень от основания конуса. Для этого можно найти тень A0 от центра A основания конуса и построить эллипс, конгруэнтный (равный) основанию конуса. Этот эллипс можно построить также по точкам. Затем через точки B и D проводим лучи параллельно r и на падающей тени от основания конуса отмечаем точки B0 и D0 , которые соединяем с точкой C≡C0. Полученная фигура будет контуром падающей тени.
Для построения собственной и падающей теней цилиндра также необходимо провести касательную лучевую поверхность, которая представляет собой касательные плоскости, параллельные оси цилиндра.
Читайте также: Развертка усеченного цилиндра калькулятор
На рис. 5.11 показано построение собственной и падающей теней прямого кругового цилиндра в прямоугольной изометрии.
Световые лучи при заданном направлении r, касаясь боковой поверхности цилиндра, образуют две плоскости, касающиеся цилиндра по двум образующим AA1 и BB1. Следовательно, проведя прямые, касательные к контуру нижнего основания цилиндра параллельно вторичной проекции r1, определим границу собственной тени боковой поверхности — это образующие AA1 и BB1,и границу падающей тени боковой поверхности — это касательные A1A0 и B1B0.
Для построения падающей тени от верхнего основания цилиндра можно найти тень C0 от точки C, а затем построить эллипс, конгруэнтный верхнему основанию, или построить по точкам падающую тень дуги AB -верхней границы собственной тени.
Видео:✍🏼СТРОИМ ТЕНИ. Как строить падающие тени от предметов? Куб, цилиндр, конус, домСкачать
Как правильно нарисовать цилиндр карандашом
Правильно и красиво рисуем цилиндр простым карандашом. Показываем, как рисовать и штриховать цилиндр с тенью — поэтапный урок + 10 фото и видео.
Видео:Построение теней простым языком. Часть 1. Building shadows in simple language. Part 1.Скачать
Зачем учиться рисовать цилиндр
Академический рисунок, которому учат во многих художественных школах, не просто так стоит в самом начале изучения живописи. Ведь это – та самая основа основ, на которой все держится. Все предметы, которые вы знаете, видите и хотите изобразить в своих картинах, в том числе и лицо человека, состоят из простых геометрических фигур.
И если вы научитесь правильно рисовать их в разных положениях, то в дальнейшем, при построении рисунка, у вас будет меньше проблем с формой, композицией и перспективой. Ваши объемные предметы будут выглядеть правильно и четко, так, как и должны выглядеть на хорошем рисунке, а все за счет простых форм, которые вы научитесь рисовать благодаря нашим простым поэтапным мастер-классам для начинающих.
В этой статье мы с вами рисуем объемный цилиндр в двух положениях – вертикальный и в лежачем состоянии. Также, мы покажем, как правильно штриховать цилиндр, создавать собственную и падающую тень.
Видео:Как рисовать падающую теньСкачать
Инвентарь для мастер-класса
Чтобы красиво нарисовать цилиндр, вам понадобится несколько основных материалов. Если вы уже давно следите за нашими пошаговыми мастер-классами, то скорее всего весь нужный инвентарь у вас уже есть.
Если же вы будете рисовать с нами в первый раз, приготовьте вот эти материалы заранее:
- Бумага для рисования. Подойдет и акварельная, но лучше взять для черчения с надписью ГОСЗНАК.
- Простые карандаши. На этих мастер-классах, мы рисуем простыми карандашами, средней твердости и мягкими. Вам точно понадобятся карандаши с маркировкой НВ, 2В, 4В.
Подробнее о твердости и мягкости карандашей вы можете прочитать вот в этой статье https://nyblog.ru/vsyo-o-myagkosti-i-tverdosti-karandashey/
В общем и целом, это весь набор материалов, который вам понадобится для дальнейших мастер-классов. Иногда нам еще нужны бумажные салфетки для растушевки, но в этих мастер-классах они не понадобятся.
Видео:Рисуем не по детски 4 падающие тениСкачать
Как нарисовать цилиндр карандашом ровно
1 этап – создаем эскиз и схему цилиндра из простых линий и форм, как на первой картинке
Начинаем делать набросок построения нашего цилиндра. Для начала мы намечаем высоту цилиндра и ширину. Ширина цилиндра должна быть чуть больше чем в 1,5 раза укладываться в высоту. Также не забываем наметить ось симметрии. Далее обозначаем нижний и верхние эллипсы. Учитываем то, что нижний эллипс должен быть чуть-чуть больше, чем верхний.
Далее, получившиеся прямоугольники мы должны разделить, для того, чтобы было удобно вырисовывать эллипсы. Когда мы делим наш прямоугольник, акцентируем свое внимание на том, чтобы нижняя часть нашего эллипса была чуть-чуть больше, чем верхняя.
2 этап – создаем падающую тень
Вырисовываем эллипсы. Обращайте внимание на то, что края у них должны быть закругленными. Затем стираем ластиком лишние детали и уточняем форму эллипсов. После этого, обозначаем падающую тень. Центральную линию падающей тени мы делаем слегка под наклоном, и ширину нашей тени обозначаем относительно высоты нашего нижнего эллипса.
Длина падающей тени может быть разной. Она может, как полностью соответствовать высоте нашего цилиндра, так может быть длиннее либо короче цилиндра. Все будет зависеть от размещения источника освещения, который направлен на цилиндр. В нашем случае, мы сделаем тень более растворяющейся и не особо точной.
3 этап – штриховка цилиндра
Сначала ластиком стираем лишние детали, которые нам не сильно нужны – дальнюю часть нижнего эллипса, среднюю часть – ось симметрии, а также убираем лишние линии на падающей тени.
Штриховать начинаем полукруглыми штрихами, сверху вниз. Начинаем заполнять нашу собственную тень на цилиндре. Обращайте внимание на то, что цилиндр должен иметь собственную тень, полутень, свет и блик. Таким образом, рефлекс, который находится у нас с левого края, должен быть немного светлее.
Собственная тень должна идти сразу после рефлекса, и быть самой темной частью на цилиндре. Далее идет полутень – она становится светлее, чем собственная и чем рефлекс. После этого, идет свет, и там же на свету у нас будет располагаться блик – самое светлое место на рисунке.
После блика у нас должен идти снова свет, который должен иметь небольшой тон, поэтому, правый край цилиндра мы делаем немного заштрихованным. Итак, мы почти создали рисунок цилиндра с тенью.
4 этап – штриховка падающей тени
Берем карандаш 4В. Не забывайте его посильнее наточить, чтобы кончик карандаша был острый, а штрих у нас получался красивый и аккуратный. Штрихуем тень сначала по направлению нашей тени, то есть, тень у нас располагается не ровно горизонтально, а немного под наклоном. Точно также выполняем штрихи – слегка диагонально.
Читайте также: Заглушкам блока цилиндров ваз 2112 16 клапанов
Старайтесь делать края штрихов более плавными, чтобы они не были слишком заметными, и тень могла растворяться по краям. Обращайте внимание на то, что тень должна быть более темной к основанию нашего цилиндра. Чем тень ближе к цилиндру, тем она темнее, чем она дальше от цилиндра, тем светлее.
Это правило работает как диагонально, то есть чем тень ближе к цилиндру справа снизу, тем она темнее. Точно также и вертикально, то есть нижние края они более темные, верхние края тени тоже точно также должны растворяться и становиться светлее.
Не забудьте посильнее подчеркнуть основание нашего цилиндра, чтобы показать соприкосновение цилиндра с плоскостью стола.
5 этап – уточнение штриховки и формы цилиндра
На последнем этапе работаем все тем же карандашом 4В. Начинаем сильнее набирать тон на собственной тени и немного тона на полутени. Не забываем про то, что у нас должен быть с краю рефлекс, он должен быть темнее, чем полутень, но светлее, чем собственная тень, а падающая тень должна быть самой темной.
Собственная тень на цилиндре, сверху должна быть более темная, и чем ниже она опускается, тем больше она должна высветляться. Также можно использовать карандаш НВ, которым мы рисовали в начале, чтобы довести до конца переходы полутени в свет.
Потом стираем все лишние линии, уточняем форму нашего цилиндра, то что мы случайно могли стереть ластиком.
В этом мастер-классе еще можно немного использовать вертикальную штриховку. Мы использовали только полукруглую штриховку, которая располагалась либо горизонтально, либо диагонально. В самом конце рисунка можно добавить немного вертикальной штриховки по краю собственной тени, для того, чтобы показать границу нашей собственной тени.
Видео:Тени в перспективе: Начертательная геометрия. 2D построения в Компасе 3DСкачать
Как правильно штриховать цилиндр
В мастер-классе выше мы с вами увидели, как рисуется цилиндр в объеме, и как сделать этот цилиндр со штриховкой правильно. Теперь давайте более детально распишем, какой должна быть штриховка.
В этом мастер-классе мы использовали полукруглую штриховку, накладывая штрихи либо горизонтально, либо диагонально. В последовательности процесса рисования, вы могли заметить такие слова, как «рефлекс», «тень», «полутень», «блик». Это основные составляющие элементы светотени, которые нужно знать при построении рисунка. Давайте еще раз пройдемся по ним:
- Рефлекс – тон, похожий на полутень, располагается у краев предмета
- Блик – самая светлая часть рисунка, ее мы не трогаем карандашом, а наоборот, высветляем ластиком
- Полутень – основной тон в штриховке
- Светотень – распределение света и тени на рисунке
Представьте себе блик – яркое световое пятно на предмете. И вот этот свет от блика должен как-то расходиться по всей поверхности рисуемого вами предмета. Это и будет полутень.
В штриховке очень важно следить не только за направлением штриха, но и за его интенсивностью – переход должен быть едва заметным, границы более размытые.
Если вы сомневаетесь, в правильности своей работы, то вам нужно отойти на небольшое расстояние от рисунка и посмотреть на него со стороны. Как правило, при таком рассмотрении вы сразу заметите погрешности в объеме, тенях и пропорциях.
После нее, у вас будет гораздо меньше вопросов о штриховке и все получится уже с первого раза.
Видео:Падающая Тень от СферыСкачать
Как нарисовать лежачий цилиндр
1 этап – построение цилиндра
Сначала обозначаем ось симметрии цилиндра, которая будет находиться под наклоном. Далее обозначаем центральную часть эллипсов – переднего и заднего. При рисовании эллипса нужно учитывать, что передний эллипс больше по своему размеру, чем дальний. Так, каждый эллипс мы делим пополам, и немного смещаем эту половинку, для того, чтобы правая часть эллипса была чуть больше, чем левая. Это нужно для того, чтобы передать перспективное сокращение.
Рисуем эллипсы, стараемся их делать более закругленными и широкими, чтобы ширина эллипсов была не сильно меньше, чем высота, чтобы эллипсы не были сильно узкими, и наш цилиндр не находился в очень сильном повороте.
3 этап – уточнение формы цилиндра
Соединяем края наших эллипсов и стираем все лишние детали ластиком. Выравниваем те части рисунка, которые у нас получились кривыми, уточняем форму нашего цилиндра.
4 этап – штриховка и наложение теней
На последнем этапе, не меняя карандаш, продолжая рисовать карандашом НВ, мы начинаем штриховку цилиндра. Заштриховываем переднюю часть эллипса, сверху делая рисунок темнее, снизу чуть-чуть высветляя. Штрихи накладываем диагонально сначала в одном направлении, потом немного меняем градус – наклон нашего штриха, и немного утемняем сверху, делая легкую растяжку сверху вниз.
Далее начинаем штриховать боковую, округлую часть эллипса. Штрихуем ее полукруглыми штрихами, учитывая границы собственной тени. Эту границу мы точно также делаем полукруглыми штрихами, просто немного меняем наклон штриховки. В самом конце, можно немного диагональными штрихами по направлению цилиндра показать утемнение и границу собственной тени.
Теперь вы знаете, как сделать рисунок цилиндра простым карандашом, и сможете научиться рисовать более сложные предметы, в основе которых лежит эта геометрическая фигура.
Для наглядности, мы сделали небольшое видео, как поэтапно нарисовать карандашом цилиндр, которое вы можете посмотреть ниже. Если у вас есть цилиндр, то вы можете попробовать нарисовать его с натуры. Либо, если такого предмета нет, поэкспериментировать с жестяными банками, которые тоже имеют цилиндрическую форму.
💡 Видео
Как нарисовать цилиндр.Полный разбор.Скачать
Построение конусаСкачать
Быстрый способ нарисовать падающую тень в FigmaСкачать
Тень от объема с плитой на лестницеСкачать
Лекция 8. Тени на комплексном чертеже. Часть 1.Скачать
Основы СВЕТОТЕНИ в Рисунке Карандашом / Учимся РИСОВАТЬ карандашомСкачать
Как рисовать "Свет" - А. РыжкинСкачать
КАК правильно РИСОВАТЬ ТЕНИСкачать
Тень и полутеньСкачать
Тень от конусаСкачать
Основы рисунка. Часть 13 - тени на комбинированных объектахСкачать
Как научиться рисовать цилиндр. УРОК 5Скачать