ШИНА — (нем.). Железный обруч, туго набитый на обод колеса. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ШИНА нем. Железный обруч на ободке колеса. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский… … Словарь иностранных слов русского языка
ШИНА — (1) на транспорте обруч, монтируемый на обод (см.) транспортных машин. Различают Ш.: а) металлические кольцевые полосы, которыми стягивают ободы колёс для придания им жёсткости и уменьшения износа; б) пневматические (см. .) резиновая или… … Большая политехническая энциклопедия
ШИНА — народность общей численностью 120 тыс. чел., проживающая на территории Индии. Язык шина. Религиозная принадлежность верующих: мусульмане, буддисты … Современная энциклопедия
ШИНА — ШИНА, надувная оболочка из прорезиненной ткани, надеваемая на колеса движущегося механизма для сцепления с дорожным покрытием и смягчения тряски. Пневматические шины были изобретены в 1845 г. шотландским инженером Робертом Томсоном (1822 73), но… … Научно-технический энциклопедический словарь
ШИНА — жен., нем. железный обруч, туго набитый на обод колеса. Шинный, новой, к шине относящийся. Шиновать колеса, шинить вологод. натягивать шины. Переварить, перетянуть шины, натянуть ослабшие шины потуже. За шиновку двух колес и за перетяжку двух же… … Толковый словарь Даля
шина — Путь (канал) передачи данных. Обычно шина реализована в виде электрического соединения с одним или несколькими проводниками и все подключенные к шине устройства получают сигнал одновременно. [http://www.lexikon.ru/dict/net/index.html] Тематики… … Справочник технического переводчика
Шина — народность общей численностью 120 тыс. чел., проживающая на территории Индии. Язык шина. Религиозная принадлежность верующих: мусульмане, буддисты. … Иллюстрированный энциклопедический словарь
ШИНА — в медицине приспособление для иммобилизации при повреждениях и заболеваниях костей, суставов и мягких тканей. Различают шины транспортные (для транспортировки раненого) и лечебные (обеспечивают покой поврежденного органа во время лечения) … Большой Энциклопедический словарь
ШИНА — пневматическая резиновая или резинотканевая оболочка с протектором, надеваемая на обод колеса автомобиля и других колесных машин; обеспечивает сцепление колес с дорогой, смягчает удары и толчки. Различают камерные и бескамерные шины … Большой Энциклопедический словарь
Видео:2 ХИТРОСТИ КАК ПРОДАТЬ СТАРУЮ РЕЗИНУ ДОРОГО !Скачать
Значение слова «шина»
1. Металлический обруч, которым обтянут обод колеса, для придания колесу жесткости, а также для уменьшения износа обода. Я принужден был остановиться у кузницы близ самой заставы по случаю лопнувшей шины на переднем колесе моего тарантаса. Достоевский, Село Степанчиково. Бойцы натягивали на орудийные колеса расшатавшиеся железные шины. Н. Никитин, Это было в Коканде.
2. Резиновый обруч, а также оболочка из прорезиненной ткани (покрышка) с резиновой камерой, наполненной сжатым воздухом (укрепляется на ободе колеса с целью увеличения амортизации и улучшения движения). Автомобильная шина. Велосипедная шина. □ Это была великолепная детская колясочка, на рессорах, на резиновых шинах и с раздвижным верхом. Мамин-Сибиряк, Любовь.
3. Мед. Приспособление, служащее для наложения повязок, обеспечивающих неподвижность больной или поврежденной части тела (чаще конечностей). Ему все казалось, что шины наложены не так, что они слишком зажаты и что от этого кости срастутся неправильно и их придется ломать. Б. Полевой, Повесть о настоящем человеке.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ШИ’НА, ы, ж. [нем. Schiene]. 1. Железная или резиновая оболочка, обруч, к-рым обтянут обод колеса. Коляска на резиновых шинах. Велосипедные и автомобильные резиновые шины. Натягивать железные шины. Дутые шины. 2. Пластинка, дощечка, вкладываемая в повязку для придания неподвижности забинтованной части тела, напр. при переломах, на сгибах (мед.). 3. Ненагревающийся электрический провод для сильных токов (тех.).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ши́на
1. резиновый или металлический обруч, оболочка на ободе колеса ◆ Проколоть шину. ◆ Не так бросается в глаза различие в размерах шин: Arnage оснащён чуть более широкими и низкопрофильными Michelin (255/55 R17 против Avon 235/65 R16 на «Роллсе»). Валерий Чусов, «Владеть или управлять?», 2002 г. // «Автопилот» (цитата из НКРЯ) ◆ Мы шли по тракторным следам, как по следам какого-то доисторического зверя, но тракторная дорога кончилась, и по старой пешеходной тропинке, чуть заметной, мы дошли до маленького сруба с двумя прорезанными окнами и дверью, висящей на одной петле из куска автомобильной шины, укреплённого гвоздями. В. Т. Шаламов, «Колымские рассказы», 1954–1961 г. (цитата из НКРЯ)
2. мед. приспособление для фиксации конечностей при переломах ◆ Про помощь при переломах написано достаточно, и все это чистая правда — про то, что шина накладывается так, чтобы захватить 2 соседних сустава, что если шины нет, то можно прибинтовать больную конечность к здоровой. «Помоги себе сам», 2004 г. // «Хулиган» (цитата из НКРЯ)
3. техн. медный, алюминиевый, значительно реже стальной неизолированный проводник, используемый в качестве сильноточного токопровода (напр., в распределительных устройствах).
4. комп. совокупность проводников для параллельной передачи данных ◆ Известно, что узким местом современных двухпроцессорных компьютеров на базе Xeon является общая системная шина, которая до сих пор имела тактовую частоту не более 533 МГц, а не 800 МГц, как у Pentium 4. Михаил Кузьминский, «Новое поколение системной логики», 2004 г. // «Computerworld» (цитата из НКРЯ)
5. комп. топология компьютерной сети, в которой все компьютеры соединяются последовательно
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Ши́на
1. женское имя ◆ Мою подругу зовут Шина.
Видео:Что означает МАРКИРОВКА НА ШИНАХ / Значение всех цифр и букв на резинеСкачать
Шина автомобиля
Автомобильная шина — один из наиболее важных элементов, представляющий собой упругую оболочку, расположенную на ободе колеса. Шина предназначена для поглощения незначительных колебаний, вызываемых несовершенством дорожного покрытия, реализации и восприятия сил, возникающих в пятне контакта и обеспечения высокого коэффициента сцепления.
(В данной статье некорректно используется термин [колёсный] диск — вместо него следует использовать термин колесо, которое, как известно, состоит из обода и диска, но не включает в себя шину.)
Видео:Что означает маркировка на шинах! Значение цифр и букв на резине.Скачать
История
Первая в мире резиновая шина была сделана Робертом Уильямом Томсоном. В патенте № 10990, датированным 10 июня 1846 г., написано: «Суть моего изобретения состоит в применении эластичных опорных поверхностей вокруг ободьев колес экипажей с целью уменьшения силы, необходимой для того, чтобы тянуть экипажи, тем самым, облегчая движение и уменьшая шум, который они создают при движении». Патент Томсона написан на очень высоком уровне. В нем изложена конструкция изобретения, а также материалы, рекомендуемые для его изготовления. Шина накладывается на колесо с деревянными спицами, вставленными в деревянный обод, обитый металлическим обручем. Сама шина состояла из двух частей: камеры и наружного покрытия. Камера изготавливалась из нескольких слоев парусины, пропитанной и покрытой с обеих сторон натуральным каучуком или гуттаперчей в виде раствора. Наружное покрытие состояло из соединенных заклепками кусков кожи. Томсон оборудовал экипаж воздушными колесами и провел испытания, измеряя силу тяги экипажа. Испытания показали уменьшение силы тяги на 38 % на щебеночном покрытии и на 68 % на покрытии из дробленой гальки. Особо отмечались бесшумность, удобство езды и легкий ход кареты на новых колесах. Результаты испытаний были опубликованы в журнале «Mechanics Маgazin» 27 марта 1849 г. вместе с рисунком экипажа. Можно было констатировать, что появилось крупное изобретение: продуманное до конструктивного воплощения, доказанное проведенными испытаниями, готовое к совершенствованию. К сожалению, на том дело и закончилось. Не нашлось никого, кто бы занялся этой идеей и довел ее до массового производства с приемлемой стоимостью. После смерти Томсона в 1873 г. «воздушное колесо» было забыто, хотя образцы этого изделия сохранились.
В 1888 г. идея пневматической шины возникла вновь. Новым изобретателем был шотландец Джон Данлоп, чье имя известно в мире как автора пневматической шины. Дж. Б. Данлоп придумал в 1887 г. надеть на колесо трехколесного велосипеда своего 10-летнего сына широкие обручи, сделанные из шланга для поливки сада, и надуть их воздухом. 23 июля 1888 г. Дж. Б. Данлопу был выдан патент № 10607 на изобретение, а приоритет на применение «пневматического обруча» для транспортных средств подтверждал следующий патент от 31 августа того же года. Камера из резины крепилась на обод металлического колеса со спицами обматыванием ее вместе с ободом прорезиненной парусиной, образующей каркас шины, в промежутках между спицами. Преимущества пневматической шины были оценены достаточно быстро. Уже в июне 1889 г. на стадионе в Белфасте Уильям Хьюм выступил в гонках на велосипеде с пневматическими шинами. И хотя Хьюма описывали как среднего гонщика, он выиграл все три заезда, в которых участвовал. Коммерческое развитие изобретения началось с образования маленькой компании в Дублине и конце 1889 г. под названием «Пневматическая шина и агентство Бута по продаже велосипедов». В настоящее время «
Читайте также: Шипы для шин в нижнем новгороде
В 1890 г. молодой инженер Чальд Кингстн Уэлтч предложил отделять камеру от покрышки, вставлять в края покрышки проволочные кольца и сажать на обод, который впоследствии получил углубление к центру. Тогда же англичанин Бартлетт и француз Дидье изобрели вполне приемлемые способы монтажа и демонтажа шин. Всё это определило возможность применения пневматической шины на автомобиле. Первым, кто стал использовать пневматические шины на автомобилях, были французы Андре и Эдуард Мишлен, которые уже имели достаточный опыт в производстве велосипедных шин. Они объявили, что к гонке в 1895 г. Париж — Бордо у них будут готовы пневматические шины для автомобилей и сдержали свое обещание. Несмотря на многочисленные проколы, автомобиль преодолел расстояние в 1200 км и достиг среди девяти других финиша своим ходом. В Англии в 1896 г. шинами «Данлоп» был оснащен автомобиль Ланчестер. С установкой пневматических шин существенно улучшились плавность хода, проходимость автомобилей, хотя первые шины были не надежны и не приспособлены к быстрому монтажу. В дальнейшем основные изобретения в области пневматических шин были, прежде всего, связаны с повышением безотказности и долговечности их, а также с облегчением монтажа-демонтажа. Потребовалось много лет постепенного совершенствования конструкции пневматической шины и способа ее изготовления, прежде чем она окончательно вытеснила литую резиновую. Стали применяться все более надежные и долговечные материалы, появился в шинах корд — особо прочный слой из упругих текстильных нитей. В первой четверти текущего столетия все чаще стали использовать конструкции быстросъемных креплений колес к ступицам на нескольких болтах, что позволило заменять шины вместе с колесом в течение нескольких минут. Все эти усовершенствования привели к повсеместному применению пневматических шин на автомобилях и бурному развитию шинной промышленности.
Видео:Почему одна резина стирается быстрее другой, шины как их делают, почему шины разного качестваСкачать
Конструкция
Основными материалами для производства шин являются резина, которая обычно изготавливается из натурального или синтетического каучука и ткань — корд (может быть выполнен в виде металлических, либо нейлоновых нитей).
Шина состоит из: каркаса, слоев брекера, протектора, борта и боковой части.
Каркас состоит из прорезиненных нитей корда. Корд бывает текстильным, металлическим или стеклянным. Текстиль и стекло применяются в легковых шинах. Металлокорд — в грузовых. Стекловолокно отличается абсолютной стойкостью к гниению и растягиванию. Шины с использованием стекловолокна меньше разнашиваются и меньше подвержены порче в условиях высокой влажности и температуры (тропики). В зависимости от расположения нитей корда в каркасе различают шины:
В радиальных шинах нити корда расположены вдоль радиуса колеса(как на схеме, позиция № 3). В диагональных шинах нити корда расположены под углом к радиусу колеса, нити соседних слоев перекрещиваются. Радиальные шины конструктивно более жесткие, вследствие чего обладают большим ресурсом, обладают стабильностью формы пятна контакта, меньшим сопротивлением качению, меньшим расходом топлива. Из-за возможности варьировать количество слоёв каркаса (в отличие от обязательно чётного количества в диагональных) и возможности снижения слойности, снижается общий вес шины, толщина каркаса. Это снижает разогрев шины при качении — увеличивается срок службы. Брекер и протектор так же легче высвобождают тепло — возможно увеличение толщины протектора и глубины его рисунка для улучшения проходимости по бездорожью. В связи с этим, в настоящее время, радиальные шины для легковых автомобилей практически полностью вытеснили диагональные.
Брекер находится между каркасом и протектором. Предназначен для защиты каркаса от ударов, придания жёсткости шине в месте соприкосновения с дорожной поверхностью и для защиты камеры от проколов. Изготавливается из толстого слоя резины (в лёгких шинах) или скрещенных слоёв металлокорда.
Протектор необходим для реализации коэффициента сцепления шин с дорогой, а также для предохранения каркаса от повреждений. Протектор обладает определенным рисунком, который, в зависимости от назначения шины различается. Шины высокой проходимости имеют более глубокий рисунок протектора и грунтозацепы на его боковых сторонах. Рисунок и конструкция протектора дорожной шины определяется требованиями к отведению воды и грязи из канавок протектора и стремлением снизить шум при качении. Но, все же, главная задача протектора шины — обеспечить надежный контакт колеса с дорогой в неблагоприятных условиях, таких как дождь, грязь, снег и т.д, путем их удаления из пятна контакта по точно спроектированным канавкам и желобкам рисунка. Но эффективно удалять воду из пятна контакта протектор в силах лишь до определенной скорости, выше которой жидкость физически не сможет полностью удаляться из пятна контакта, и автомобиль потеряет сцепление с дорожным покрытием, а следовательно и управление. Этот эффект носит название аквапланирование. На сухих же дорогах протектор снижает коэффициент сцепления из-за меньшей площади пятна контакта, по сравнению с шиной без протектора (slick tire). Именно поэтому на гоночных автомобилях в сухую погоду используются шины с гладким протектором, либо без протектора. Во многих странах существуют законы, регулирующие минимальную высоту протектора на дорожных транспортных средствах, и многие дорожные шины имеют встроенные индикаторы износа.
Борт позволяет покрышке герметично садиться на обод колеса. Для этого он имеет бортовые кольца и изнутри покрыт слоем вязкой воздухонепроницаемой (для бескамерных шин) резины.
Боковая часть предохраняет шину от боковых повреждений.
Шипы противоскольжения. В целях повышения безопасности движения автомобиля в условиях гололеда и обледенелого снега применяют металлические шипы противоскольжения. Езда на шипованных шинах имеет заметные особенности. На ходу автомобиль делается заметно более шумным, ухудшается его топливная экономичность. В снежно-грязевой каше или в глубоком рыхлом снегу эффективность шипов невелика, а на твердом сухом или влажном асфальте шипованные шины даже проигрывают «обычным»: из-за снижения площади пятна контакта шины с дорогой, тормозной путь автомобиля увеличивается на 5-10 %. Хотя 70-процентное сокращение тормозного пути на льду — их несомненное преимущество.
Бескамерные(tubeless) шины наиболее распространены благодаря своей надежности, меньшей массе и удобству эксплуатации.
Видео:Асимметричные шины с ненаправленным рисунком. Как правильно установить автошиныСкачать
Маркировка
Статья на английском языке: Tire code
Метрическая система
- LT (опционально) — функция шины (P — легковой автомобиль (Passenger car), LT — лёгкий грузовик (Light Truck), ST — прицеп (Special Trailer), T — временная (используется только для запасных шин))
- 205 — ширина профиля, мм
- 55 — отношение высоты профиля к ширине, %. Если не указан — считается равным 82%.
- R — шина имеет каркас радиального типа (если буквы нет — шина диагонального типа). Частая ошибка — R — принимают за букву радиуса. Возможные варианты: B — bias belt (борта шины сделаны из того же материала, что и протектор, езда на таких шинах жёсткая), D или не указан — диагональный тип каркаса.
- 16 — посадочный диаметр шины (соответствует диаметру обода диска), дюйм
- 91 — индекс нагрузки (на некоторых моделях в дополнение к этому может быть указана нагрузка в кг — Max load)
- V — индекс скорости (определяется по таблице)
Дюймовая система
Пример: 35×12.50 R 15 LT 113R
- 35 — внешний диаметр шины, в дюймах
- 12.50 — ширина шины, в дюймах. (Обратите внимание, что это ширина именно шины, а не протекторной части. Например, для шины с указанной шириной 10.5 дюймов ширина протекторной части будет равна не 26.5, а 23 см, а протекторная часть 26.5 см будет у шины с указанной шириной 12.5.) Если не указан внешний диаметр, то профиль высчитывается следующим образом: если ширина шины оканчивается на ноль (например 7.00 или 10.50), то высота профиля считается равной 92%, если ширина шины оканчивается не на ноль (например 7.05 или 10.55), то высота профиля считается равной 82%
- R — шина имеет каркас радиального типа
- 15 — посадочный диаметр шины, в дюймах, то же что в метрической системе
- LT — функция шины
- 113 — индекс нагрузки
- R — индекс скорости
🔍 Видео
Левые и правые шины. Асимметричные и направленные. Разница?Скачать
ТОП-8. Лучшие летние шины для авто🚘. Рейтинг 2024🔥. Какие летние шины лучше выбрать (цена-качество)?Скачать
НИЗКОПРОФИЛЬНЫЕ ШИНЫ ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ АВТОМОБИЛИСТСкачать
Отличие китайской шины от российскойСкачать
КАК ВАМ СТАВЯТ РЕЗИНУ НАОБОРОТ! РАЗВОД ШИНОМОНТАЖАСкачать
ТИХИЕ ШИНЫ ЭТОГО НЕ ЗНАЮТ БОЛЬШИНСТВО АВТОМОБИЛИСТОВСкачать
Колёса и шиныСкачать
ЧТО БУДЕТ ЕСЛИ ШИНУ ПОСТАВИТЬ ДРУГОЙ СТОРОНОЙСкачать
Что такое фрикционная шина и почему она "липучка"Скачать
Как Перерабатывают Автомобильные Шины в ЕвропеСкачать
Как понять, когда протектор износился и шины пора менятьСкачать
Китайские шины без резиныСкачать
Год выпуска шин теперь не важенСкачать
Мишлен против Нокиан, про старение шинСкачать
Срок службы шинСкачать