О том, что такое сайлентблок, многие автолюбители только догадываются, ошибочно называя так любую штуку, состоящую из резины и металла. Особенно, если у нее есть наружная и внутренняя металлические обоймы. Сегодня мы наконец-то внесём ясность в этот вопрос и расскажем, что такое сайлентблок на самом деле, и почему отремонтировать его попросту невозможно.
- Что такое РМШ и что такое сайлентблок
- Преимущества и недостатки
- Плавающие и не очень
- И немного о ремонте
- Что делать, чтобы увеличить срок службы сайлентблоков?
- PS: Немного истории вопроса
- Как подобрать самостоятельно сайлентблок, учитывая его размеры
- Функции детали
- Что собой представляет шарнир?
- Преимущества сайлентблоков
- Как правильно подобрать шарнир?
- Как заменить сайлентблок в автомобиле: видео
- 📺 Видео
Что такое РМШ и что такое сайлентблок
Н ачнём с развенчивания мифа о том, что любой резинометаллический шарнир – это сайлентблок. Скорее, наоборот: любой сайлентблок – это РМШ. Разберёмся в терминологии.
Резинометаллический шарнир – это соединение, в котором взаимное перемещение деталей обеспечивается за свет эластичности резины, без проскальзывания. Сайлентблок – это резинометаллический шарнир, в котором эластичная часть соединяется с внутренней и внешней обоймами вулканизацией при изготовлении или с помощью клея. Это позволяет получить лучшую несущую способность и лучшие эластокинематические характеристики, а заодно кардинально повысить ресурс узла.
В обычном резинометаллическом шарнире неподвижность резиновой части обеспечивается преднатягом или за счет радиального сжатия вставки при монтаже. Со временем это условие может нарушиться, что быстро выведет шарнир из строя. При превышении же нагрузки или изменении внешней среды КШМ склонен к небольшим проскальзываниям, при которых издает характерные звуки «пищащей» резины.
А вот сайлентблок гораздо более «молчалив», за что и получил свое название. Он не издает никаких поскрипываний и писков при превышении нагрузки до самого обрыва «резинки». Материалами для эластичной вставки обычно служат синтетические каучуки, например, изопреновые или бутадиен-стирольные, каучуки на основе натурального, а для агрессивных условий – фторкаучуки или бутадиен-нитрильные. В качестве сменных вставок часто применяют полиуретановые смеси как имеющие меньшую адгезию к металлу.
Преимущества и недостатки
Чем так хороши резинометаллические шарниры вообще и сайлентблоки в частности? Почему они смогли вытеснить все остальные типы соединений из подвесок легковых автомобилей, кроме шаровых шарниров?
Хороши они, например, тем, что не требуют обслуживания. В случае поломки их просто заменяют, но в процессе эксплуатации эти детали требуют только контроля. Смазка им не нужна, она только повредит, зато они не боятся воды и малочувствительны к пыли, пока находятся в исправном состоянии. Эта способность достигается отсутствием в конструкции деталей трения скольжения, все перемещения деталей осуществляются исключительно за счет изгиба эластичной части шарнира.
Резинометаллические шарниры на легковом автомобиле Nissan Avenir: 1 — задний резинометаллический шарнир; 2 — передний резинометаллический шарнир; 3 — поперечный рычаг передней подвески; 4 — крепление шаровой опоры; 5 — коробка передач; 6 — вал привода левого переднего колеса (с ШРУСами)
Разумеется, в отсутствие трения нет и звуков: металл в исправном сайлентблоке не соприкасается с металлом, нет ударов, а все вибрации гасятся в резиновой подушке. Также у сайлентблоков отличная несущая способность по всем направлениям, можно задать жесткость относительного перемещения по всем осям, и он предельно дешев. И он не меняет установочные размеры в процессе износа, что важно для элементов с точным взаимным расположением.
А служит он достаточно долго, если соблюдать простые правила эксплуатации: не перегревать, не перегружать, не помещать в агрессивные среды. Срок службы может составить десятки лет при незначительном изменении характеристик. За такое время любая смазка успеет высохнуть и закоксоваться в негерметичных шарнирах, а в герметичных испортит оболочку и просто утечет.
Конечно, и на Солнце есть пятна, и недостатков у сайлентблоков тоже хватает. Например, у них жесткость связана с несущей способностью. Ну, или они боятся агрессивных сред, сильно зависят от рабочей температуры, имеют ограниченные углы взаимного перемещения деталей, и их срок службы зависит от амплитуды рабочего хода.
Часто при замене сайлентблока нарушают простое правило, которое гласит, что резинометаллический шарнир в средней точке рабочего хода должен иметь минимальную деформацию эластичной части. Другими словами, затягивать соединения подвески с сайлентблоками нужно под нагрузкой – машина должна стоять колёсами на земле, а не висеть на подъёмнике.
Читайте также: Как определить номер амортизатора
Плавающие и не очень
Очень часто сайлентблоки путают с другим широко распространенным типом подвижного соединения в подвеске автомобиля. Даже опытные мастера склонны вносить путаницу, называя часть шаровых шарниров «плавающими сайлентблоками».
На самом деле этот элемент никакого отношения к сайлентблокам не имеет. Внутри него стоит обычный шаровый шарнир, имеющий внешнюю и внутреннюю обоймы для запрессовки в узлы подвески. В нем нет упругого элемента, а резина тут только снаружи: она защищает рабочий элемент шарнира от грязи, а смазку внутри него – от высыхания и утечки. Применяют «плавающие» сайлентблоки там, где настоящие сайлентблоки применять нельзя. Например, в высокоподвижных соединениях или там, где требуется повышенная точность перемещения одного элемента относительно другого.
И немного о ремонте
Сайлентблоки нужно менять в сборе. Это совершенно логично проистекает из того факта, что элемент этот неразборный. Но в современных конструкциях сайлентблоки могут быть частью сложных и дорогих узлов подвески, где эластичная вставка – лишь малая часть цены элемента. Но при ее износе он подлежит замене.
Жизненную несправедливость пытается исправить множество компаний, выпускающих ремонтные втулки для таких деталей. Обычно никаких дополнительных данных по установке нет, разве что прилагается переходник для запрессовки.
Собранный таким образом резинометаллический шарнир сайлентблоком уже не является. У него значительно снижена несущая способность, и при нагрузке намного меньше номинальной он может перейти в режим работы простой резиновой втулки. В результате этого его посадочное место в рычаге изменит геометрию и будет непригодно к дальнейшей эксплуатации. К сожалению, ситуация эта очень распространенная. Проблемы можно было бы избежать, за счет использования значительно большего преднатяга или клея для лучшей фиксации, благо современная химическая промышленность предоставляет хороший выбор надежных способов соединения резины или полиуретана с металлическими обоймами. И если ваше соединение работает на растяжение или кручение, то постарайтесь не использовать сомнительные способы восстановления.
Еще более серьезную ошибку совершают те, кто использует консистентные смазки для упрощения запрессовки эластичной втулки или просто смазывает скрипящие узлы. Смазка только вредит любому РМШ: соединение резины и металла должно быть максимально надежным. Для ремонта старайтесь использовать сменные элементы с уже завулканизированными металлическими обоймами: обеспечить качественное соединение вне заводских условий может оказаться сложно.
Что делать, чтобы увеличить срок службы сайлентблоков?
Для начала помните золотое правило установки, о чём уже говорили выше. И это очень важно: сайлентблок не является упругим элементом подвески, его эластичная вставка не должна быть нагружена при среднем состоянии загрузки машины.
Не оставляйте машину надолго с перегруженными элементами подвески или с вывешенными колесами – это больше вредит ей. Постарайтесь в холодную погоду не допускать излишней амплитуды раскачки подвески.
При замене устанавливайте сайлентблоки в нужном положении. Часто жесткость блока различается по радиусу, и на нем есть специальные установочные метки или визуально заметные элементы, на которые нужно ориентироваться. Конечно же, нельзя допускать попадания на сайлентблоки масла и топлива, которые быстро разрушают большую часть синтетических каучуков.
Ну и, наконец, общий совет: старайтесь промывать элементы подвески, особенно если у вас внедорожник и вы любите загородные вылазки. Попавшая в микротрещины резины пыль ускоряет износ эластичного элемента, а вода еще и разрывает его при замораживании. И нелишним будет периодическое использование специальных смазок для очистки восстановления поверхностного слоя резинометаллических узлов.
PS: Немного истории вопроса
Резинометаллических шарниров в автомобилях огромное множество. Тут же почти все элементы крутятся, вращаются, вибрируют и перемещаются по сложным траекториям. Причем требования к каждому соединению разные: нужны разная степень свободы по направлениям, разные частотные характеристики, да и ресурс тоже требуется разный и в разных условиях.
Удивительно, но идея сочетать резину и металл в единой конструкции, позволяющей одновременно удерживать детали и гасить перемещения, родилась в голове именно автомобильного конструктора. Это на самом деле редкость, ибо большая часть важных технических идей пришла в автомобилестроение из других областей.
Читайте также: Амортизатор крышки багажника каптива с100
Имя непосредственного изобретателя история утеряла, но доподлинно известно, что идея родилась в коллективе талантливого менеджера и конструктора Вальтера Крайслера, основателя одноименной компании. В конструкции машины New Finer Plymouth, которая вышла в феврале 1932 года, впервые в мире применили резинометаллические шарниры в подвеске двигателя, что позволило получить отличные показатели виброизоляции. Отличные на то время, разумеется.
На фото: New Finer Plymouth 1932
Идея была оценена всеми автопроизводителями, и очень скоро резинометаллические шарниры прочно прописались в подвеске моторов и коробок передач всех автомобильных марок. Но применения подобной конструкции в подвесках машин пришлось ждать еще добрых двадцать лет. Кстати, первый резинометаллический шарнир по совместительству был и первым сайлентблоком. Он был неразборным, и в нем резиновая прослойка не имела возможности перемещения относительно внешней и внутренней обойм.
Развитие этой перспективной автомобильной технологии происходило, как и во многих других случаях, за счет военных и железнодорожного транспорта. Военных резинометаллические шарниры заинтересовали в качестве элемента гусениц для танков и другой техники.
Теоретически, качественная резина способна выдержать сотни тысяч циклов изгибания на ограниченный угол. И при этом не боится коррозии, грязи и песка. Если создать гусеницу из резинометаллических элементов, то она будет надежнее, чем из стальных деталей, соединенных шарнирами. На практике все оказалось намного сложнее, но с начала сороковых годов резинометаллические гусеницы в армии США нашли свое применение и продолжали совершенствоваться. Были наработаны технологии соединения резины и металла, натяжение и вулканизация, исследованы сорта резины, условия её работы, предельные возможности и многое другое из того, что необходимо для внедрения технологии в промышленности.
Как нельзя кстати резинометаллические шарниры пришлись и на железнодорожном транспорте. Дело в том, что привод с электродвигателя на колесную пару локомотивов при креплении мотора к тележке должен быть гибким для снижения воздействия поезда на путь. Так называемое опорно-рамное подвешивание имело много вариантов исполнения, в том числе и с привычными водителям карданными валами, но в пятидесятые годы на волне прорыва в создании эластичных синтетических материалов обрел популярность привод с муфтой Alstom. В СССР такой привод применялся, например, на тепловозе ТЭП60.
Во многих странах велись исследования в области применения резинометаллических шарниров, сравнивались возможности вулканизированных элементов и собранных с преднатягом. Появление шарниров в конструкции автомобилей стало лишь вопросом времени.
Так, Mercedes в кузове W186 1951 года выпуска все еще имел в подвеске резиновые демпферы на оси, резьбовые втулки, многочисленные шайбы и оси с отверстиями для смазки. А уже на модели в кузове W120 1953 года, первом «понтоне», и W105/W219 1956 года в подвеске появились первые резинометаллические шарниры. Впрочем, втулок там все еще хватало — подвески, использующие только сайлентблоки, шаровые шарниры и просто подвижные резинометаллические соединения появятся только в середине семидесятых. До этого момента подвеску приходилось периодически смазывать, промывать и шприцевать на всех машинах. Причем подобные технологии сохранились в США аж до начала двухтысячных годов на классических «фуллсайзах» и пикапах.
Видео:Замена сайлентблока в амортизаторе KYB 444135Скачать
Как подобрать самостоятельно сайлентблок, учитывая его размеры
Сайлентблоки устанавливаются во все транспортные средства, так как выполняют очень важные функции. От их качества напрямую зависит то, как в процессе эксплуатации машин будут погашаться дорожные вибрации, а также надежность амортизации между подвеской и кузовом. Именно поэтому владельцы автотранспортных средств должны подбирать такие шарниры по размерам. Также им следует обращать внимание на качество деталей, а также на материалы, задействованные при их изготовлении.
Видео:Замена сайлентблоков рычагов. Как нельзя затягивать сайлентблоки на автоСкачать
Функции детали
Сайлентблок представляет собой резинометаллический либо полиуретанометаллический шарнир. Его предназначение заключается в создании амортизации, возникающей между кузовной частью и подвеской автомобиля, а также для погашения вибраций. К конструкционным особенностям этой детали можно причислить следующее:
- Состоит из 2, разных по диаметру, втулок, изготовленных из металла.
- Эластичную деталь, расположенную между втулками. Она изготавливается из резины, либо из полиуретана.
Внимание! Во многих автотранспортных средствах задействуются сайлентблоки для стабилизации крепления силового агрегата, коробки передач, амортизаторов. Их можно посмотреть на фото, которые размещаются на специализированных интернет площадках.
Если речь идет о подвеске машины, то полиуретановометаллическими или резинометаллическими шарнирами оборудуются такие элементы:
- Крепления подрамников.
- Реактивные тяги.
- Стабилизаторы устойчивости (поперечной).
- Задние и передние колесные рычаги.
В каждое автотранспортное средство устанавливаются разные по размеру сайлентблоки
Видео:НИКОГДА НЕ МЕНЯЕТЕ САЙЛЕНТБЛОКИ АМОРТИЗАТОРАСкачать
Что собой представляет шарнир?
- при осмотре колес отмечено неравномерное изнашивание резины;
- при раскачивании машины из стороны в сторону раздается скрип;
- присутствующие в салоне люди в процессе передвижения ощущают стуки подвески;
- при визуальном осмотре выявляется отслоение эластичной вставки в шарнир, растрескивание.
Видео:Самый простой способ запрессовать сайлент-блоки ( без внешней обоймы )Скачать
Преимущества сайлентблоков
Если владелец автотранспортного средства не знает, как правильно подобрать сайлентблок, то ему необходимо изучить технические характеристики резиновых и полиуретановых деталей, а также ознакомиться с их основными преимуществами. В первую очередь нужно отметить демократичную стоимость резинометаллических шарниров, которые могут приобрести владельцы транспорта с любым уровнем достатка. Но, несмотря на это, они обладают гораздо меньшим сроком полезного использования, нежели полиуретановые аналоги.
Владельцы автотранспортных средств могут выбирать сайлентблоки по внешнему диаметру
К преимуществам полиуретановометаллических сайлентблоков можно причислить:
- максимальная устойчивость к любым видам механического воздействия;
- способность выдерживать экстремальные температуры и их стремительные колебания;
- надежное обеспечение сохранности контура подвески;
- благодаря универсальности задействуются в различных модификациях и типах автомобильного транспорта;
- обладают высокой устойчивостью к абразивным изменениям и старению.
Внимание! Установка полиуретаногового шарнира немного отличается от монтажа резиновых расходников. Перед запрессовыванием детали в рычаг ее придется смазать. Также стоит отметить, что такие шарниры не рекомендуется устанавливать на элементы коробок передач и силовых агрегатов, так как не будет достигнуто должного уровня гашения вибраций.
Видео:Замена сайлентблоков. Типы сайлентблоковСкачать
Как правильно подобрать шарнир?
В каждое автотранспортное средство устанавливаются разные по размеру сайлентблоки. Именно поэтому владелец машины должен знать как № «вин» кузова, так и год изготовления своей модификации. Также ему необходимо знать основные параметры шарнира:
- длина;
- внутренний диаметр;
- наружный диаметр.
Если у автолюбителя есть необходимые инструменты и знания, то это он сможет заменить сайлентблок самостоятельно
Владельцы автотранспортных средств могут выбирать сайлентблоки по внешнему диаметру. В этом случае им не придется осуществлять демонтаж эксплуатируемого шарнира. Но, в этом случае нужно учитывать важный нюанс. На многих модификациях сайлентблоков производителями устанавливаются дополнительные втулки, благодаря которым снижается износ крепежных элементов. Чтобы не ошибиться, автолюбители при выборе шарниров должны учитывать возможные погрешности. К примеру, если после проведенных измерений диаметр (внутренний) составляет 13мм, то по факту показатель будет варьироваться в диапазоне 13,2мм-13,5мм.
Планируя приобрести сайлентблоки для своего автотранспортного средства, каждый владелец должен определиться с тем, какому материалу отдать предпочтение. При отсутствии свободных денег можно купить резинометаллические шарниры. Но, если автолюбитель желает, чтобы эта деталь прослужила максимально продолжительное время, ему нужно выбор сделать в пользу полиуретанометаллической конструкции. Перед покупкой нужно обратить внимание на производителя детали, а также на наличие у нее сопроводительной документации. Если шарнир изготавливался в условиях завода, то на него у продавца должен быть сертификат, подтверждающий его качество и соответствие стандартам.
Видео:Амортизатор Нива Шевроле. Ремонт своими руками: замена резинок (втулок, сайлентблоков).Скачать
Как заменить сайлентблок в автомобиле: видео
📺 Видео
Обзор сайлентблока и сьемника как правильно заменить и что для этого надо 100Скачать
Самый быстрый и удобный способ поменять сайлентблок на ваз.Скачать
УЗНАВ ЭТО ТЫ НИКОГДА НЕ ПОСТАВИШЬ ПОЛИУРЕТАНОВЫЕ САЙЛЕНТБЛОКИ НА АВТОСкачать
Замена сайлентблоков задних амортизаторов Daewoo Sens ZAZ SensСкачать
Амортизатор Ваз Нива, классика. Замена резинок на САЙЛЕНТБЛОК. Ремонт своими руками. Лайфхак!Скачать
Как быстро вытащить прикипевший болт в сайлентблокеСкачать
Замена сайлентблока амортизатора мотоцикла (ССР, Китай, Япония)Скачать
Что может стучать спереди ВАЗ 2106. Как заменить сайлентблоки амортизатора!Скачать
Замена сайлентблоков подвески без прессаСкачать
Замена сайлентблока заднего амортизатора Audi 80Скачать
#видеолекция |Замена сайлентблоков заднего амортизатора HYUNDAI SOLARIS KIA RIO стук задней подвескиСкачать
Сайлентблок амортизатора передней подвески ВАЗ 2101-07 СЭВИ Экстрим "орех усиленный"Скачать
КИДАЕТ ЗАДНЮЮ ОСЬ НА ПОВОРОТАХ | ЗАМЕНА САЙЛЕНТБЛОКОВ ЗАДНЕЙ БАЛКИ И ВТУЛОК АМОРТИЗАТОРОВ | WV POLOСкачать
Как проверить амортизатор на работоспособность,или простейший способ определить неисправность.Скачать