Устройство главного цилиндра сцепления автомобиля Камаз имеет особенности которые отличают его от цилиндров других автомобилей.
- Две особенности главного цилиндра сцепления камаз
- Устройство главного цилиндра сцепления камаз
- Разборка цилиндра
- Прокачка главного цилиндра сцепления.
- Инструкция по регулировке сцепления на КамАЗах
- Конструктивные особенности сцепления
- Как осуществляется регулировка?
- Отладка муфты
- Отладка полного хода толкателя усилителя
- Регулировка корзины сцепления КамАЗа
- Техническое обслуживание
- Когда требуется замена сцепления?
- Фотогалерея
- Видео «Регулировка сцепления на КамАЗе»
- 💡 Видео
Видео:Замена цилиндра сцепления без прокачки системы. Камаз.Скачать
Две особенности главного цилиндра сцепления камаз
- Во всех главных цилиндрах как сцепления так и тормозных установлен обратный клапан. Для того чтобы при нажатии клапан закрывался и создавал ось давление жидкости. При отпускании педали клапан открывается и дает вернуться жидкости обратно в расширительный бачок. Роль клапана выполняет мембрана которая установлена между манжетой и поршеньком В поршеньке имеются отверстия. Через которые и происходит возврат жидкости.
На главном цилиндре сцепления камаза роль клапана выполняет шток. В поршеньке имеется отверстие. При нажатии на педаль шток перекрывает отверстие. Шток в своем основании имеет резиновое уплотнительное кольцо. Благодаря которому жидкость и удерживается под давлением. При отпускании педали. Отверстие в поршеньке открывается. Жидкость из ПГУ возвращается в расширительный бачок.
- Главный цилиндр сцепления выполнен таким образом, что имеет в своем корпусе расширение. Этого расширения достаточно для того чтобы хватало жидкости для работы сцепления. Дополнительно на передней панели кабины снаружи установлен пластиковый расширительный бачок. Он соединен с полостью цилиндра сцепления. И расположен на одном уровне с расширением цилиндра. Поэтому жидкость можно доливать как в этот бачок, так и непосредственно в полость цилиндра. Предварительно сняв защитный резиновый кожух штока.
Видео:#Замена главного цилиндра сцепления автомобиля Камаз.Скачать
Устройство главного цилиндра сцепления камаз
Представляет собой корпус цилиндра, в который вставлена пружина. Пружина упирается в манжету и поршень. Далее идет шток с уплотнительным кольцом. Ограничителем поршня служит стопорное кольцо, установленное внутри цилиндра.
Видео:Как снять главный выжимной цилиндр на КАМАЗе [ на новом КАМАЗе ]Скачать
Разборка цилиндра
Разобрать цилиндр можно с двух сторон.
- Стопорное кольцо снимается внутри цилиндра. Пружина выдавит манжету и поршень наружу. Этот способ разборки очень неудобен тяжело достать стопорное кольцо. Но если нет желания снимать цилиндр полностью для замены манжеты им можно воспользоваться. В случае если цилиндр перестал работать по причине её износа. Придется, конечно помучиться.
- Если цилиндр снят. Удобнее всего открутить нижнюю пробку. К которой прикручена трубка. Цилиндр зажимается в тисках откручивается пробка. выходит пружина и манжета с поршеньком.
Цилиндр разбирается для замены манжеты. Но не всегда это приводит к желаемому результату. Помимо того что манжета приходит в негодность. Изнашивается поршень и стенки цилиндра. Образуется не равномерная выработка. Овальность. Либо крупные канавки. Манжета перестаёт плотно прилегать к стенкам цилиндра. Поэтому после установки новой манжеты цилиндр остаётся неисправным. При разборке цилиндра необходимо обязательно проверять состояние поршенька и стенок цилиндра. Если выработка видна на глаз и на ощупь цилиндр лучше заменить на новый.
Видео:Камаз захворал (( Заменить, прокачать главный цилиндр сцепления и пгу в две руки!Скачать
Прокачка главного цилиндра сцепления.
После сборки цилиндр устанавливается на свое место. Шток не должен выжимать поршенёк в не рабочем состоянии. Зазор до поршенька составляет 2-3 мм. Зазор регулируется эксцентриком через который он прикручен к педали. Если шток будет постоянно перекрывать отверстие в поршень жидкость не сможет после нажатия на педаль вернуться обратно в расширительный бачок. Сцепление работать не будет.
Подробнее как прокачать ПГУ и главный цилиндр сцепления описано в этой статье. Как прокачать ПГУ – быстро и эффективно. Здесь описаны возможные проблемы, возникающие при прокачке и как их можно обойти. Цилиндр прокачивается при помощи штуцера расположенного на ПГУ.
Читайте также: Где находится 1 цилиндр ямз 236
Устройство и принцип работы главного цилиндра сцепления Камаз элементарно простое.
В магазинах автозапчастей часто встречаются неоригинальные цилиндры. Они как правило имеют плохую, шероховатую обработку деталей и внутренних поверхностей. Из за чего не достигается герметичность. Если шток не плотно прилегает к поршню. Уплотнительное кольцо не может удержать возникающее в цилиндре давление. К тому же оно и само не плотно прилегает. А от того что поверхность прилегании еще и шероховатое кольцо стачивается и рвется. Поэтому новый цилиндр после установки не работает.
Подобные цилиндры устанавливались на камаз 5320, они изготовлены из чугуна. На современных камазах устанавливаются уже алюминиевые цилиндры. Они не имеют дополнительного расширения для жидкости. Но принцип работы и устройство у них абсолютно такое же. К тому же они ещё и взаимо заменяемые.
Видео:замена ГЦС КАМАЗСкачать
Инструкция по регулировке сцепления на КамАЗах
Выполнять регулировку сцепления на КамАЗе 5320 и других моделях необходимо для поддержания исправного состояния грузовой машины. Иногда потребность проведения таких работ может возникнуть в пути, поэтому водителю автомобиля желательно знать основные условия для самостоятельного и правильного выполнения настройки механизма.
Конструктивные особенности сцепления
Как осуществляется регулировка?
Отладка полного хода толкателя усилителя
Регулировка корзины сцепления КамАЗа
Когда требуется замена сцепления?
Видео «Регулировка сцепления на КамАЗе»
Видео:камаз евро. замена цилиндра сцепления. клинит педаль сцепления. ремонт камаза.Скачать
Конструктивные особенности сцепления
На основной массе грузовых автомобилей КамАЗ применяется двухдисковое сцепление с радиальным расположением силовых пружин. Для работы механизма используется гидравлический привод с усилителем пневматического типа. Благодаря такой схеме значительно снижается усилие, необходимое для нажатия педали сцепления. В ходе эксплуатации КамАЗа происходит износ дисков сцепления, которое необходимо компенсировать настройкой. Правильная регулировка механизма обеспечивает заявленный заводом расход топлива и уверенный разгон пустого или груженого автомобиля.
Схема механизма привода сцепления КамАЗ
Основными узлами привода, который показан на фото, являются:
- педаль (1);
- гидроблок (2) с бачком (3);
- магистраль (6);
- исполнительный пневмоцилиндр (16).
Сцепление КамАЗа моделей 55111, 5320, а также 43118 и 740 состоит из следующих конструктивных узлов:
- картера сцепления (А);
- выжимного диска с металлическим штампованным кожухом (Б);
- нажимных пружин (В) и рычагов (Г);
- одного ведущего диска (Е);
- двух ведомых дисков (Д) с накладками (Ж).
Схема сцепления КамАЗ 740 с дизелем
Ведомые диски в конструкции сцепления грузовика КамАЗ изготавливаются с использованием термостойких фрикционных накладок, которые позволяют обеспечить длительный срок эксплуатации механизма. В конструкции дисков предусмотрен гаситель колебаний, возникающих при вращении вала двигателя. Педаль привода установлена на специальных втулках и крайне редко требует смазки в процессе работы.
На более современных моделях КамАЗ применяют однодисковые сцепления так называемого типа Евро. Этот механизм стоит, например, на моделях 6520 или 4308. Поставщиком элементов таких узлов является фирма Sachs, при этом применяются усилители изготовления Wabco. Есть несколько моделей сцеплений, различающихся величиной передаваемого крутящего момента. Одним из отличий импортных усилителей является встроенный индикатор износа фрикционных накладок. Замер износа осуществляется по расстоянию между корпусом усилителя и шайбой на штоке. При полном износе накладок это расстояние находится в пределах от 23 до 25 мм. Движение на автомобиле в таком случае еще возможно, но необходимо срочно провести ремонтные работы.
ПГУ Wabco, слева в верхней части виден шток индикатора износа
На некоторых моделях КамАЗа, например, на 43114 может встречаться ПГУ производства Волчанского завода автоагрегатов, в котором отсутствует возможность регулировки штока. Обычно такой ПГУ или заменяют на настраиваемый или устанавливают другой шток с возможностью регулировки.
Читайте также: Рабочий цилиндр сцепления 5q0721261
Видео:Как прокачать главный цилиндр сцепления Камаз!Скачать
Как осуществляется регулировка?
При появлении неполадок в работе сцепления необходимо попробовать выполнить регулировку. Когда возникло проскальзывание дисков (вялый разгон, небольшой запах гари) необходимо выставить правильный ход муфты.
При неполном разведении дисков (затрудненное переключение) придется выполнить больше операций:
- Выставить ход педали.
- Убрать завоздушенность магистралей привода.
- Проверить уровень жидкости в ПГУ.
При использовании узла Евро в настройке нуждается только свободный ход педали. Смазка и регулировка остальных деталей сцепления в процессе эксплуатации машины не предусмотрена, кроме контроля высоты уровня жидкости, находящейся в бачке привода.
Под регулировкой сцепления на КамАЗе 5320 и других моделях понимают установку правильного зазора между плоскостью выжимного диска и головками рычагов, а также настройку свободного хода педали и приводной муфты. Допустимый свободный ход для педали привода сцепления должен быть в пределах от 6 до 12 мм.
Под зазором понимается расстояние между точками центральной части площадки педали при отпущенном состоянии и в момент начала включения главного цилиндра. Свободный ход регулируется вращением эксцентрикового пальца, находящегося в соединении рычага педали с верхней проушиной тяги усилителя. Регулировку производят при полностью отжатой натяжной пружине педали, т. е. педаль должна упираться в верхний резиновый буфер, служащий ограничителем хода.
Например, на КамАЗе 65115 процесс регулировки своими руками таков:
- Расконтрить шплинт корончатой гайки пальца.
- Вращением пальца надо добиться приемлемого свободного хода.
- Затянуть гайку и законтрить ее шплинтом.
- Проконтролировать полный ход педали. Если все отрегулировано правильно, то он должен быть в пределах от 185 до 195 мм.
На однодисковых узлах MFZ регулировка ведется аналогично, но ход педали должен составлять от 140 до 150 мм.
Ниже продемонстрирован процесс регулировки свободного хода на примере КамАЗа 4310, автор ролика Vladimir Krasikov.
Видео:Как заменить главного цилиндра манжет евро 2 КамАЗ 6520 часть 3Скачать
Отладка муфты
Следующим этапом регулировки будет настройка параметров свободного хода муфты включения сцепления, значение которого должно составлять от 3,2 до 4 мм. Измерение проводится путем вращения регулировочной гайки.
Последовательность действий при этом:
- Ослабить крепежную гайку вилки.
- Расшплинтовать палец крепления, добиться его свободного перемещения и вынуть.
- Вращать вилку тяги до получения необходимого зазора.
- Затянуть гайку и вмонтировать на место палец.
- Установить фиксирующий шплинт.
- Проверить настройку. При полном отжатии педали ход муфты должен составить не менее 25 мм.
Видео:Снятие и установка главного цилиндра сцепления на КамАЗ м1842Скачать
Отладка полного хода толкателя усилителя
Перед началом отладки механизма необходимо выяснить длину хода толкателя. Для этого нужно полностью выключить сцепление и замерить ход. Если его значение составляет 25 мм и менее, то сцепление не будет полностью отключаться. Такую проблему водитель заметит сразу по затрудненному включению передач. Для поиска причин неполадки необходимо проверить уровень рабочей жидкости в цилиндре толкателя. Нормативным объемом является значение в 380 куб. см. При недостаточном уровне вещества следует его долить.
Схема гидравлической системы
На примере модели КамАЗ 5511 доливка жидкости выполняется так:
- Нужно открыть крышку бачка, расположенного на корпусе привода.
- Долить жидкость до уровня на 15-20 мм ниже кромки горловины.
Второй причиной неудовлетворительной работы усилителя может стать воздух в системе. В таком случае систему привода необходимо прокачать. Эта процедура несколько сложнее.
На КамАЗе 55102 для этого необходимо:
- Долить жидкость до нормального уровня.
- Снять с клапана перепуска (установлен на корпусе ПГУ) защитный колпачок, надеть резиновый шланг и опустить его в емкость с жидкостью.
- Резко продавить до упора педаль сцепления.
- Открыть клапан на один оборот и нажимать на педаль до прекращения пузырения вещества на выходе из шланга. При этом необходимо постоянно подливать новую жидкость в расходный бачок, не допуская ее падения ниже отметки 40 мм от верхней части бака.
- Закрыть клапан, снять шланг и вернуть на место колпачок.
- Долить жидкость до рабочего уровня.
- Для контроля качества работы необходимо нажать на педаль до упора — ход толкателя не должен быть менее 25 мм.
Читайте также: Блок цилиндров фотон 1069 перкинс
Видео:камаз е 2, как добраться до главного цилиндраСкачать
Регулировка корзины сцепления КамАЗа
Под регулировкой корзины сцепления понимают настройку лапок, размещенных на корзине. Такую отладку можно выполнить при снятой коробке или отрегулировать непосредственно на автомобиле.
При выполнении задачи без снятия коробки понадобится самодельный инструмент, который представляет собой проволоку толщиной 3,5 мм с концом длиной 20 мм, согнутым под прямым углом. При помощи такого импровизированного щупа проверяют зазор между выжимным подшипником и опорным кольцом лапок сцепления. Регулировку зазора ведут гайкой на штоке ПГУ. Подвести лапки к кольцу можно через люк в верхней части картера сцепления. При этом важно обеспечить максимально одинаковое прилегание лапок к поверхности. Но правильнее и надежнее регулировать снятое с мотора сцепление.
- Положить собранный нажимной диск на шаблон, который обеспечит зазор в пределах 29 мм.
- Отпустить болты крепления.
- Выставить положение упорного кольца для лапок. Все четыре лапки должны одновременно касаться кольца.
- Проверить биение рабочей поверхности диска.
- Смазать передний подшипник, расположенный в коленчатом вале.
- Установку сцепления провести с помощью оправки, которая позволит обеспечить соосность дисков механизма и вала двигателя.
Эту настройку проводят только с двухдисковым сцеплением. Агрегат с одним диском в такой регулировке не нуждается.
На видео от канала Авто и Мото показано снятие сцепления и хорошо видны особенности конструкции, а также привод для работы механизма.
Видео:Прокачка сцепления КАМАЗСкачать
Техническое обслуживание
Помимо настроек, сцепление автомобилей КамАЗ нуждается в регулярном обслуживании, поскольку это заметно увеличивает срок службы и надежность работы механизма на всех марках КамАЗ.
На примере модели 53215 обслуживание состоит из следующих основных пунктов:
- Проверка затяжки болтов крепления усилителя в цепи привода сцепления.
- Контроль за герметичностью гидравлических магистралей. На них не должно быть никаких масляных пятен.
- Общая проверка исправности деталей педального узла. Все элементы должны быть в целом состоянии и не иметь больших люфтов в соединениях.
- Контроль наличия смазки в подшипнике муфты и втулке соединения вилки. Для подачи масла в картере сцепления имеются три точки, снабженные пресс-масленками. В них нагнетают масло при помощи шприца.
- Слив конденсата из корпуса ПГУ.
- Контроль уровня жидкости в бачке усилителя.
Когда требуется замена сцепления?
Если все выполненные работы не приводят к восстановлению работоспособности механизма сцепления, то это становится одним из сигналов к его замене.
Другими признаками критического износа элементов конструкции являются:
- резкое включение дисков, при этом происходит жесткий рывок автомобиля;
- затрудненное включение всех передач, сопровождаемое характерным треском;
- вялый разгон автомобиля, при этом обороты двигателя явно не соответствуют выбранной передаче и скорости;
- запах горящих накладок при движении.
При появлении таких проблем необходимо как можно скорее прекратить движение и провести ремонт механизма. Дальнейшая эксплуатация автомобиля с неисправными или выгоревшими дисками сцепления приведет к выходу из строя коробки перемены передач.
Видео:Прокачка сцепления автомобиля Камаз... Не получается прокачать сцепление КамазСкачать
Фотогалерея
На фотографиях ниже показаны некоторые элементы системы привода сцепления грузового автомобиля КамАЗах.
Видео:ремонт главного цилиндра сцепления камаз (старого образца)Скачать
Видео «Регулировка сцепления на КамАЗе»
На видеоролике, снятом для канала Авто и Мото, продемонстрирована регулировка сцепления, установленного на дизеле КамАЗ 740.
💡 Видео
Как прокачать СЦЕПЛЕНИЕ. КАМАЗ 5490. Прокачать ПГУСкачать
Ремонт главного цилиндра сцепления. КамАЗ 4308Скачать
Как легко и быстро прокачать ПГУ всего за полторы минуты?Скачать
Как прокачать сцепление на камазеСкачать
Не прокачивается сцепление на камазе,одна из причин! При замене главного цилиндра сцепления.Скачать
КАМАЗ РЕМОНТ пропало сцеплениеСкачать
ГЦС (главный цилиндр сцепления) КамАЗ от компании «ЧелныАвтоКомплект»Скачать