В двигатели современных авто входят гидрокомпенсаторы, которые предназначены для автоматической регулировки тепловых зазоров клапанов. Если узел отсутствует из-за конструктивных особенностей мотора, настройку можно провести самостоятельно. Рассмотрим, как происходит регулировка клапанов в двигателе ВАЗ с 8-клапанным движком, на что влияет и что дает.
- Для чего нужна регулировка клапанов в двигателе
- Как работает двигатель при неправильно отрегулированных клапанах
- Как отрегулировать
- Периодичность регулировки
- Заключение
- Как понять что пора регулировать клапана ваз 2114
- Лада 2114 1.6 8V «шайба» › Бортжурнал › Регулировка клапанов ВАЗ 2114
- Через сколько км необходимо регулировать клапана на ВАЗ-2114: рекомендации завода и владельцев
- Зачем необходима регулировка клапанов
- Через сколько км нужно регулировать клапана на ВАЗ-2114
- Последствия несвоевременной регулировки
- Выводы
- Нужно ли регулировать клапана двигателя
- Для чего нужна регулировка клапанов в двигателе
- Как работает двигатель при неправильно отрегулированных клапанах
- Как отрегулировать
- Периодичность регулировки
- Заключение
- ВАЗ 2114: регулировка клапанов своими руками – порядок действий, зазоры, признаки
- Признаки неотрегулированных клапанов
- Чем опасна эксплуатация авто с неотрегулированными клапанами?
- Необходимый инструмент и запчасти
- Порядок регулировки клапанов на ВАЗ 2114
- Тепловые зазоры клапанов ВАЗ 2114
- Процесс регулировки
- Через сколько км нужно регулировать клапана на ВАЗ 2114?
- Стоимость регулировки клапанов в сервисе
- Регулировка клапанов на ВАЗ 2114
- Симптомы неотрегулированных клапанов ВАЗ 2114
- Периодичность регулировки клапанов на ВАЗ-2114
- Для чего нужна регулировка клапанов?
- Что нужно для регулировки тепловых зазоров?
- Какие шайбы купить для регулировки
- Регулировка клапанов ваз
- Расчет зазора
- Зачем нужно регулировать клапана
- Порядок регулировки
- Таблица регулировки по инструкции завода
- Что нужно для регулировки
- Регулировка клапанов на ВАЗ 2114
- Когда необходима регулировка клапанов
- Что потребуется для регулировки клапанов на ваз 2114
- Пошаговое руководство по регулировке клапанов на ваз 2114
- Регулировка клапанов Ваз 2114
- Регулировочные шайбы клапанов
- Положение кулачков распредвала для регулировки клапанов
- Зазоры клапанов
- Проверка зазоров клапанов
- Впускные клапана
- Выпускные клапана
- Как подобрать нужный размер регулировочной шайбы.
- Как заменить регулировочные шайбы
- Регулировка клапанов на 8 клапанном двигателе ВАЗ 2114
- С чего начинается регулировка клапанов
- Порядок выполнения работ
- 🔥 Видео
Видео:Влияние неправильной регулировки клапанов на работу двигателяСкачать
Для чего нужна регулировка клапанов в двигателе
В 4-тактных моторах имеются впускные и выпускные клапаны, но отсутствуют гидрокомпенсаторы. Между кулачком распредвала и стеблем клинкета — зазор, который необходим из-за расширения металла при нагреве, то есть сглаживает процесс.
Внимание! Если долго не регулировать клапаны, например, на автомобиле ВАЗ, быстро придет в негодность кулак или коромысло.
Ремонт в случае таких поломок обходится дорого.
Видео:Зачем и когда регулировать клапанаСкачать
Как работает двигатель при неправильно отрегулированных клапанах
Рабочая температура мотора высокая, а при нагреве металл расширяется. Если регулировка не соответствует заводским показателям, ухудшается работа движка и наблюдаются следующие проблемы:
- Впускной клапан не возвращается на свое место.
- В образовавшуюся щель выбрасывается топливная смесь.
- Выпускной клинкет не охлаждается, поэтому быстрее приходит в негодность из-за неполного прилегания к блоку.
- Компрессия не соответствует нормальным значениям, соответственно, уменьшается мощность, и узел значительно теряет ресурс.
Если зазор увеличивается, открытие впускных затворов происходит позже, следовательно, рабочая смесь не попадает в нужном количестве. Мотор начинает плохо работать, появляются стуки.
Зачастую ситуация сопровождается запаздыванием выпускных клинкетов, и отработанные газы не полностью «уходят» из цилиндров.
При неправильной регулировке силовой агрегат работает шумно, повышается износ деталей, пропадает мощность. Решение проблемы не откладывается «на потом»: двигатель может выйти из строя в любой момент.
Видео:Когда РЕГУЛИРОВАТЬ Клапана. Через сколько км Регулировать КЛАПАНА.Скачать
Как отрегулировать
Большинство автомобилистов для регулировки обращаются в автосервис. Но процедуру можно произвести самостоятельно. Далее будет рассмотрено, как регулировать зазор на примере ВАЗ-2114.
Внимание! Регулировать необходимо только на машинах с мотором 8 клапанов.
- Набор для регулировки. Можно приобрести в автомагазине, стоимость — около 300 рублей.
- Демонтируется клапанная крышка, корпус воздушного фильтра и передняя крышка зубчатого ремня (ключ на 10).
- Проворачивается коленвал по часовой стрелке до момента, пока метки на шкиве и задней крышке не сойдутся (специальный ключ для коленвала).
При проверке клапаны должны располагаться так (в скобках указаны нормальные показатели):
- 1, 3 (0,35 и 0,20);
- 5, 2 (0,35 и 0,20);
- 8, 6 (0,35 и 0,20);
- 4, 7 (0,35 и 0,20).
Если зазор не соответствует норме, нужно демонтировать шайбу, рассчитать толщину, которая необходима, приобрести новую деталь и установить:
Внимание! Коленчатый вал можно проворачивать только по часовой стрелке.
Когда все клапаны отрегулированы, установить крышку клапанов с прокладкой. Ремонт завершен.
Видео:регулировка клапанов ваз 2114 своими рукамиСкачать
Периодичность регулировки
Регулировать рекомендуется каждые 40 тысяч км пробега. Но лучше всего проверять зазор через 15 тысяч км. Расстояние может быть неправильным, но движок не подает признаков.
Если клинкеты стучат, отрегулировать надо в кратчайшие сроки, иначе ремонт двигателя обойдется дорого.
Видео:ПРИЗНАКИ ПРОГАРА КЛАПАНА.Как определить прогар клапана!Клапана или поршневая. Самый точный диагнозСкачать
Заключение
Если нет опыта в ремонте авто, лучше обратиться в автосервис для регулировки клинкетов. От этой процедуры зависит работа и ресурс двигателя. Даже одно неправильное действие приведет к серьезной поломке при запуске мотора.
Видео:Регулировка клапанов ВАЗ 2114, LADA. Подробно, разбор ошибок и лайфхаки. #LADA #КЛАПАНА #РЕГУЛИРОВКАСкачать
Как понять что пора регулировать клапана ваз 2114
Видео:#5. ВАЗ 2114. Регулировка клапанов. Стало лучше!Скачать
Лада 2114 1.6 8V «шайба» › Бортжурнал › Регулировка клапанов ВАЗ 2114
всех приветсвтую.
в этой записи речь пойдет о регулировке тепловых зазоров в газораспределительном механизме, т.е регулировка клапанов)
двигатель у меня 11183 (калина) 1.6 8V.
скажу сразу одну вещь, мужики, советую регулировать клапана самим, если вы самостоятельно меняите масло в ДВС, то тут тоже справитесь.
лично сам два раза ездил на регулировку в сервис, в одном как только приехал начали сикдывать крышку и регулировать, в другом не замарачиваясь в каком положении кулачки вала регулировали. да и при чем берут деньги не пустяковые, где 500р где и 1200р. надоело, отныне сам всегда занимаюсь этим. вот уже второй раз, собственными руками)))
еще чуть чуть слов, терпение, скоро перейдем к практике)))
скажу сразу, я выделил на это дело 2 дня.
в один день приехав с работы скинул клапанную крышку и оставил двигатель остывать на ночь.
с утра второго дня, начал регулировать.
и так, что нам нужно из материала и инструмента:
1) приспособление для регулировки клапанов ( штанга, флажок, рукоятка для утапливания толкателя) 215р.
2) щупы для проверки зазоров 75р.
3) шприц (для откачки масла из конавки клапана)
4) шипцы (сойдут медецинские или маникюрные)
5) регулировачные шайбы (купить после вычеслении зазоров)
6) прокладка клап. крышки. 120р
7) ручка, листок бумаги
8) ключ на 10 и на 8
9) отвертка
еще пару слов о прокладке, наверняка всем кто скидывал клапанную крышку, знакома ситуация соплей масла из под нее, дак вот, у меня было так же, покупал я обычные черные прокладки, но тут наткнулся на иформацию что есть чудо прокладка фирмы Балаково (БРТ, РТИ) красного цвета, силиконовая, нашел ее, купил и правда, вот уже два дня гоняю на ней и не намека на подтеки. советую, вот фото ее.
1) скидываем клапанную крышку.
2) сводим метки шкива распред вала и задней крышки ГРМ
3) последовательность проверки зазоров следущая, буду писать первой цифрой номер клапана, второй количество зубов которые нужно будет сдвинуть относительно меток распред вала и задней крышки по часовой стрелке ( фото пример проверки зазора 1 и 3 клапанов) :
— 1, 3 клапан 3 зуба.
— 5, 2 клапан 13 зубов
— 8, 6 клапан 24 зуба
— 4, 7 клапан 36 зубов
кулачи визуально должны смотреть вверх и немного на морду машины
нормы зазоров: ( НЕ ЗАБЫВАЙТЕ ЗАПИСЫВАТЬ НА ЛИСТОК КАКОЙ ЩУП ВОШЕЛ)
выпускной клапан : 0.35мм (т.е щуп с маркировкой 35, должен заходить в 1ый клапан с легким защемлением)
впускной клапан: 0.20мм ( т.е щуп с маркировкой 20, должен заходить в 3ии клапан с легким защемлением)
таким образом проверяем все 8 клапанов щупами, допускается норма в расхождении 0,05мм!
но рекомендую все же регулировать выпускные клапана если они пережаты на 0.05мм.
и еще правило :Лучше когда клапан ослаблен на 0.05, нежели перетянут.
далее определяемся какие клапана необходимо регулировать: (приведу пример своих замеров, у меня они выглядели так)
1 клап. — 0.25 при норме (0.35)
3 — 0.20 (0.20)
5 — 0,40 (0.35)
2 — 0.20 (0.20)
8 — 0.35 (0.35)
6 — 0.20 (0.20)
4 — 0,30 (0.35)
7 — 0.15 (0.20)
итого: 1, 5, 4, клапана нужно регулировать. (5,4,7 не обязательно)
далее с помощью штанги, флажка и пинцета достаем старую шайбу (пример на моей шайбе которая была в 1 клапане), на ней вы заметите трехзначные цифры, 337 (моя шайба, у вас может быть любая цифра)
((пример фото расположения флажка и штанги на 5 клапане т.к на первом не видно из за накладки распредвала, шайба с первого клапана))
и вычисляем по формуле толщину новой шайбы, которую нам нужно поставить:
H = B +( A-C). мм.
H- толщина новой шайбы
B — толщина снятой шайбы
A — замеренный зазор щупом
С — номинальный зазор (норма)
пример: H = 3,37+ (0,25 — 0,35) = 3,27 = 327
таким образом считаем все шаибы которые необходимо регулировать.
-идем в магазин
-покупаем новые шайбы
-пинцетом ложим в паз
-надавливаем рукоядкой толкателем на штанге
-убираем флажок держатель
-проверяем еще раз щупом
-проворачиваем коленчатый вал и приступаем к следущему клапану.
после регулировки всех клапанов, протираем блок в месте прокладки от грязи и масла, протираем паз клапанной крышки в месте прокладки, кидаем новую прокладку и ставим все на место.
и для завершения ритуала капелька крови на движок, без нее все было бы на смарку ?
Видео:Когда регулировать клапана? Советы автомастеровСкачать
Через сколько км необходимо регулировать клапана на ВАЗ-2114: рекомендации завода и владельцев
Многие автомобилисты сталкивались с процессом регулировки клапанов ВАЗ-2114 на автосервисе или проводили данную операцию своими руками. Но, не все знают, через какой промежуток времени необходимо проводить данную операцию.
Видео ниже расскажет о регулировке клапанов на ВАЗ-2114:
Зачем необходима регулировка клапанов
Схема-устройство клапана и элементов для регулировки
Регулировка клапанов, а точнее зазора, проводится для того, чтобы фаска клапана плотно прилегала к седлу. Это связано со многими факторами, такими как:
Становиться понятным, что ни в коем случае, не стоит допускать эффекта « щелканья » клапанов, поскольку это сигнализирует, что необходима регулировка.
Через сколько км нужно регулировать клапана на ВАЗ-2114
Процесс регулировки зазора клапанов
Согласно, нормативно-технической документации и практике автомобилистов, клапана необходимо регулировать каждые 15 000-20 000 км или при возникновении необходимости.
Шайба регулировочная. При помощи её и проводится регулировка зазора клапана
Для регулировки клапанов используют специальные регулировочные шайбы. Их существует 125 размеров, но применяемость нашли только небольшое количество.
Читайте также: Вкладыши шатунные 2190 8 клапанов артикул
Рассмотрим, какие именно: 3.30, 3.35, 3.40, 3.45, 3.50, 3.55, 3.60, 3.65, 3.70, 3.75, 3.80, 3.85, 3.90, 3.95, 4.00, 4.05, 4.10, 4.15, 4.20, 4.25, 4.30, 4.35, 4.40, 4.45, 4.50;
Последствия несвоевременной регулировки
Известно, что несвоевременное проведение любой операции по ремонту и обслуживанию автомобиля, тянет за собой определенные последствия, которые могут быть, в одном случае – легкие, а в другом – фатальные для силового агрегата. Итак, рассмотрим, основные из них:
- Изношенность деталей и узлов головки блока цилиндров, а именно газораспределительного механизма.
- Износ распределительных валов.
- Частичное или полное разрушение толкателей.
- В отдельном случае, приводит к обрыву ремня ГРМ и соответствующим последствиям, таким как замена ремня ГРМ. Клапана на ВАЗ-2114 не гнёт!
Выводы
Клапана на ВАЗ-2114 стоит регулировать не позже, чем после 20 000 км пробега. Несвоевременные регулировочные работы могут привести к неожиданным и разрушительным последствиям. Поэтому, автолюбитель должен соблюдать рекомендации завода-изготовителя.
Видео:Регулировка клапанов ВАЗ 2114Скачать
Нужно ли регулировать клапана двигателя
Для чего нужна регулировка клапанов в двигателе
В 4-тактных моторах имеются впускные и выпускные клапаны, но отсутствуют гидрокомпенсаторы. Между кулачком распредвала и стеблем клинкета — зазор, который необходим из-за расширения металла при нагреве, то есть сглаживает процесс.
Внимание! Если долго не регулировать клапаны, например, на автомобиле ВАЗ, быстро придет в негодность кулак или коромысло.
Ремонт в случае таких поломок обходится дорого.
Как работает двигатель при неправильно отрегулированных клапанах
Рабочая температура мотора высокая, а при нагреве металл расширяется. Если регулировка не соответствует заводским показателям, ухудшается работа движка и наблюдаются следующие проблемы:
- Впускной клапан не возвращается на свое место.
- В образовавшуюся щель выбрасывается топливная смесь.
- Выпускной клинкет не охлаждается, поэтому быстрее приходит в негодность из-за неполного прилегания к блоку.
- Компрессия не соответствует нормальным значениям, соответственно, уменьшается мощность, и узел значительно теряет ресурс.
Если зазор увеличивается, открытие впускных затворов происходит позже, следовательно, рабочая смесь не попадает в нужном количестве. Мотор начинает плохо работать, появляются стуки.
Зачастую ситуация сопровождается запаздыванием выпускных клинкетов, и отработанные газы не полностью «уходят» из цилиндров.
При неправильной регулировке силовой агрегат работает шумно, повышается износ деталей, пропадает мощность. Решение проблемы не откладывается «на потом»: двигатель может выйти из строя в любой момент.
Как отрегулировать
Большинство автомобилистов для регулировки обращаются в автосервис. Но процедуру можно произвести самостоятельно. Далее будет рассмотрено, как регулировать зазор на примере ВАЗ-2114.
Внимание! Регулировать необходимо только на машинах с мотором 8 клапанов.
- Шприц, чтобы убрать масло.
- Щипцы (не обязательно, но с ними удобнее).
- Регулировочные шайбы.
- Прокладка клапанной крышки (лучше из силикона, тогда масло не будет сочиться).
- Ключи с индексом «10» и «17».
- Специальный ключ для коленвала.
- Отвертка.
- Демонтируется клапанная крышка, корпус воздушного фильтра и передняя крышка зубчатого ремня (ключ на 10).
- Ключом на «17» снимаются свечи (делать не обязательно, но так проще прокручивать коленвал).
- Шприцом сверху убираются остатки масла.
- Проворачивается коленвал по часовой стрелке до момента, пока метки на шкиве и задней крышке не сойдутся (специальный ключ для коленвала).
- Щупом проверяется зазор между торцом клапана и толкателя.
При проверке клапаны должны располагаться так (в скобках указаны нормальные показатели):
- 1, 3 (0,35 и 0,20);
- 5, 2 (0,35 и 0,20);
- 8, 6 (0,35 и 0,20);
- 4, 7 (0,35 и 0,20).
Если зазор не соответствует норме, нужно демонтировать шайбу, рассчитать толщину, которая необходима, приобрести новую деталь и установить:
- Надавить рукояткой на штангу.
- Снять флажок.
- Убедиться в правильности зазора.
Внимание! Коленчатый вал можно проворачивать только по часовой стрелке.
Когда все клапаны отрегулированы, установить крышку клапанов с прокладкой. Ремонт завершен.
Периодичность регулировки
Регулировать рекомендуется каждые 40 тысяч км пробега. Но лучше всего проверять зазор через 15 тысяч км. Расстояние может быть неправильным, но движок не подает признаков.
Если клинкеты стучат, отрегулировать надо в кратчайшие сроки, иначе ремонт двигателя обойдется дорого.
Заключение
Если нет опыта в ремонте авто, лучше обратиться в автосервис для регулировки клинкетов. От этой процедуры зависит работа и ресурс двигателя. Даже одно неправильное действие приведет к серьезной поломке при запуске мотора.
Видео:#Ваз2108#2109#2110#2113#2115#2115#клапанаваз Порядок регулировки клапанов Ваз.Скачать
ВАЗ 2114: регулировка клапанов своими руками – порядок действий, зазоры, признаки
Появление зазоров приводит к повышенной шумности работы агрегата, пропускам зажигания, «выстрелам» из выхлопной трубы и порче всей поршневой группы. Инструкция о том, как отрегулировать клапана на ВАЗ 2114 пригодится для любителей самостоятельно проводить ремонт машины.
Признаки неотрегулированных клапанов
Для определения точного источника шума от двигателя нужно понимать устройство ГРМ. Износ некоторых из элементов конструкции ГРМ схож с признаками появления зазоров. Признаки плохой регулировки выглядят так:
- Появление металлического цокота, исходящего из-под ГБЦ. По мере повышения температуры шум постепенно пропадает. Этот признак появляется на большом уровне износа. Если же по мере прогрева звук не пропадает – это может сигнализировать о более серьезных проблемах с ГБЦ;
- «Подтраивание» мотора, периодическое отключение одного или нескольких цилиндров также может говорить об образовании больших зазоров. Большое отклонение допустимого зазора от нормы может вызвать заклинивание детали в одном положении. При таком раскладе двигатель постоянно будет троить. Проверка возможности починить поломку не снимая «голову» проводится замерами компрессии. Если в цилиндре с проблемным элементом есть хотя бы 5-6 бар, то ремонт может быть не сложным. Если же компрессия нулевая – от вскрытия мотора не уйти;
- Прострелы в выхлопной трубе. Первое, что нужно сделать при возникновении такой проблемы – сменить бензин. Если вместо АИ-95 Вы залили АИ-92 (или наоборот), могут возникнуть прострелы. Вообще при использовании высокооктанового топлива не рассчитанных для этого моторах ведет к постепенному прогоранию. Если же причина в зажатом положении одного из элементов – проводите регулировку.
При владении «четыркой» с простейшим агрегатом на 77 л.с. эта проблема не вызывает много трудностей. При наличии минимального опыта в ремонте машин регулировка клапанов на ВАЗ 2114 не вызовет больших трудностей. Затягивать с проведением этой процедуры не стоит, т.к. со временем зазор будет увеличиваться еще больше, что приведет к прогоранию элемента.
Чем опасна эксплуатация авто с неотрегулированными клапанами?
Для понимания масштабов возможных проблем, вызванных работой мотора с невыставленными зазорами, изучите последствия:
- Серьезное увеличение расхода топлива из-за неработающего цилиндра;
- Появление прострелов из выхлопной трубы;
- Нарушение процесса сгорания топливно-воздушной смеси в камере цилиндра. Ведет это к появлению нагара и отложений. Удаляется этот нагар лишь с помощью раскоксовки или полного разбора двигателя;
- Также по причине неправильного сгорания топлива сбиваются фазы газораспределения. Это ведет к потере мощности.
Образование зазоров как явление происходит по причине износа элементов двигателя. Каждая его часть в какой-то доле подвергается износу, поэтому нужен периодический контроль за всеми составляющими этого агрегата. Регулярная смена масла, фильтров, свечей зажигания, использование проверенного бензина – все это позволяет продлевать ресурс.
Необходимый инструмент и запчасти
Регулировка клапанов ВАЗ 2114 (8 клапанов) своими руками возможна лишь при наличии инструмента. Помимо набора ключей для проведения работ пригодятся специальные пластины для точного замера зазора и сам механический прибор для процедуры их выставления. Полный список необходимых запчастей и приспособлений выглядит так:
- Набор накидных ключей и головок;
- Домкрат для поднятия передка машины;
- Новая прокладка клапанной крышки;
- Металлические пластины разных размеров;
- Рычаг со штангой и фиксатором для регулирования;
- Длинные плоскогубцы или крупный пинцет;
- Микрометр и лист для записи данных.
Температура двигателя во время проведения работ не должна быть высокой, т.к. есть риск сильного зажатия.
Порядок регулировки клапанов на ВАЗ 2114
Для правильной работы необходимо знать точный порядок регулировки клапанов. В таблице ниже представлены данные с порядком работы. Отметим, что номера кулачков указаны по порядку от шкива распределительного вала.
При наличии этой таблицы можно провести подобную работу на большинстве моторов «восьмиклапанниках». Немного отличаются «грантовские» зазоры. Единственная сложность при самостоятельной настройке – отсутствие набора шайб для регулировки.
Тепловые зазоры клапанов ВАЗ 2114
Отклонение допустим на в 0,05 мм. При отсутствии регулировочных шайб выставить эти зазоры невозможно.
Процесс регулировки
После остывания двигателя и подготовки запчастей и инструментов можно приступать к работе. Инструкция с пошаговым объяснением упростит работу:
- Используя набор ключей снимите клапанную крышку.
- Сопоставляем отметки шкива распредвала и крышки ГРМ (ставим верхнюю мертвую точку на первом цилиндре). Для этого можно поднять передок машины и при включенной передаче крутить колесо).
- С помощью металлической пластины проверяем зазор на первом клапане. Допустимый показатель – 0.35 мм. На третьем элементе показатель должен быть 0.2 мм. При отклонении от нормы нужна регулировка.
- При помощи специального устройства для отжатия добираемся до вставленной шайбы. Извлекаем ее пинцетом или плоскогубцами.
- Для установки новой шайбы следует узнать ее нужный размер. Расчет толщины нового элемента высчитывается по следующей формуле: H = B + ( A-C) мм. H- толщина новой детали; B — толщина старой шайбы; A — полученный зазор, выявленный щупом (пластиной); С — норма.
- При получении результата, отличного от нормы следует выбирать максимально приближенное значение толщины шайбы. Для этого инженерами предусмотрен допуск в 0,05 мм.
- Внедряем новую шайбу на место. Проводим эту же процедуру с другими деталями. Порядок выполнения работы указан выше.
Без наличия формулы расчета для новой проставки и специального инструмента отрегулировать клапана на ВАЗ 2114 (8 клапанов) будет проблемно.
Через сколько км нужно регулировать клапана на ВАЗ 2114?
Первую процедуру корректировки можно производить уже на 50.000 тысячах пробега или при появлении отчетливого «цокания». Несвоевременная корректировка приведет к нарушению ГРМ, что вызовет снижение мощности, «цокот» и увеличенный расход.
В качестве профилактики эту процедуру можно провести и на более раннем пробеге. Все зависит от того, устраивает ли Вас работа двигателя.
Стоимость регулировки клапанов в сервисе
Стоимость услуги по корректировке погрешностей в сервисах большинства городов составляет около 800-900 рублей. Единственное, что понадобится для повторной сборки – новая прокладка под крышку. В целом, для экономии времени и денег (на покупку специальных съемников, щупов и проставок) легче воспользоваться услугой мастеров.
Видео:Регулировка клапанов на ВАЗ 2110, 2114, Калина, Гранта, 2109, 2108Скачать
Регулировка клапанов на ВАЗ 2114
Стоимость регулировки клапанов на ВАЗ 2114 составляет около 1000 рублей, но на этих деньгах можно сэкономить, сделав регулировку самостоятельно. Вам понадобится небольшая ручка, набор штыков и шайбы, чтобы установить правильную толщину.
Симптомы неотрегулированных клапанов ВАЗ 2114
Признаки нерегулируемой арматуры на ВАЗ 2114
Читайте также: Замена клапана сердца клиники
Чтобы понять, что клапаны нужно регулировать, необходимо знать основные признаки неисправности в ГРМ. Симптомы неотрегулированных клапанов ВАЗ 2114 обычно следующие:
Периодичность регулировки клапанов на ВАЗ-2114
Таких знаков, если не будет других неприятностей, постепенно появится ближе к 30 тысячам. км. Диапазон километров, на котором нужно регулировать клапаны ваз 2114, будет зависеть от 4 основных факторов:
- используемое топливо (газ или бензин, его октановое число);
- общее состояние ГБЦ (новая, отремонтированная, старая);
- режим движения (медленный в городе, в пробках или быстро на трассе);
- тепловые нагрузки двигателя.
Чтобы двигатель не вышел из строя, стоит ориентироваться на 10-15 тысяч. км с учетом работы двигателя на слух.
Часто клапаны необходимо регулировать после перегрева двигателя, поскольку они могут
Для чего нужна регулировка клапанов?
Можно составить длинный список того, что влияет на регулировку клапанов ВАЗ 2114, но основными пунктами этого списка являются:
- Равномерность работы двигателя;
- срок службы компонентов ГРМ;
- потребление топлива;
- пропульсивная установка и впрыск топлива в двигателе внутреннего сгорания.
Даже если не учитывать, что ненастроенные зазоры снижают ресурс двигателя (а этоНа 90 градусов, повернув их вперед так, чтобы следующий надрез, который вы сделали ранее, находился на 2-3 надреза перед лоскутом шипа. Измерьте зазоры на втором (впускном) и пятом (выпускном) клапанах.
Что нужно для регулировки тепловых зазоров?
Поверните шкив вперед еще на 90 градусов до следующей отметки. Измерьте зазоры на 6 (впускном) и 8 (выпускном) клапанах.
Снова поверните шкив вперед на 90 градусов так, чтобы третья метка времени, которую вы сделали, находилась на 2–3 метки перед меткой синхронизации блока. Измерьте люфт на 4-м (выпускном) и 7-м (впускном) клапанах.
Если вы не знаете размеры используемых шайб, вам необходимо знать их после замера каждого зазора. Для этого нужно поочередно снимать шайбы и записывать их номера, нумерация клапанов ВАЗ 2114 в этом случае такая, как указано выше:
- Поверните отверстие для шайбы так, чтобы его выемка была направлена вперед. Используйте пинцет, чтобы удалить шайбу через этот разрез.
- Вставьте наконечник инструмента между шайбой и распределительным валом, нажмите на клапан и удерживайте его в этом положении.
- Вставьте фиксирующий молоток в зазор между распределительным валом и седлом шайбы, прижав его к краю седла, оставляя седло утопленным при отпускании кулачка.
- Используйте пинцет, чтобы протолкнуть шайбу через отверстие в лунке и удалить ее.
- Посмотрите на отметки на подушечке (если у вас есть микрометр или промокшие отметки, тщательно измерьте толщину), верните ее на место (запишите числа) и запишите в таблицу.
- Проделайте то же самое (пункты 1-5) с остальными клапанами.
Последовательность регулировки клапанов ВАЗ 2114 будет такой же, как и при замере зазоров. Но, прежде чем производить регулировку клапанов ВАЗ 2114, необходимо будет произвести расчеты и подобрать прокладки для регулировки по формуле.
Какие шайбы купить для регулировки
Подбор шайб после проверки правильности установки паза следует производить по следующей формуле:
Видео:минимально допустимый размер регулировочной шайбы вазСкачать
Регулировка клапанов ваз
Много мифов и легенд сложилось вокруг такой необходимой процедуры как регулировка клапанов на ваз 2109, 2114 и 2108. Сначала карбюраторные потом стали инжекторные, но конструкция газораспределительного механизма не поменялась. До 2011 года выпуска даже тепловые зазоры остались прежними. Лишь с приходом легкой ШПГ зазоры стали чуть больше. Седла стали металлокерамические, а поршня легкие. Периодичность регулировки клапанов осталась прежней в 30000 км пробега.
На новом автомобиле регулировать клапана нужно обязательно в первые 3000 км пробега, далее в 15000 и каждые 30000 км. Если не придерживаться периодичности, клапана могут сгореть, седла в головке просесть. К тому же теряется тяга и увеличивается расход топлива. Тепловые зазоры на вазах 2108, 21083, 2109, 21099, 2110, 21102, 2111, 21114, 2112, 2113, 2114, 2115, 1113, 11113, 2170, 2190, приора, гранта (с двигателем 11183), должны быть такие:
Тепловые зазоры на новых модификациях с 2011 года на ваз 8 клапанные лада гранта, калина 2, приора, с двигателем 21116
- Выпускные 0,4 мм;
- Впускные 0,25 мм.
Расчет зазора
Для того чтобы узнать размеры шайб существует формула регулировки:
B – толщина шайбы, которую сняли;
C – номинальный зазор (0,2 или 0,35)
Зазоры проверяем щупом. Желательно их иметь несколько с шагом 0,02 – 0,03 мм.
Правильная регулировка клапанов дает залог продолжительной жизни мотора.
Зачем нужно регулировать клапана
С пробегом металлический стержень клапана имеет тенденцию растягиваться и сужаться. Седла в головке блока цилиндров проседают, поэтому и меняется тепловой зазор. А он физически нужен определённого значения из-за конструктивных особенностей двигателя. Последствия не своевременной регулировки не обратимы. Зажатый клапан в процессе работы восьмиклапанного мотора, теряет герметичность, лавинный поток после воспламенения обжигает его кромки и седло ГБЦ, которое утапливается в тело головки. Ремонт такого вида дорогостоящий и не несет гарантии. Лучше вовремя регулировать, тем более что цена настройки 8ми клапанного мотора в 600 – 800 рублей за 30000 км не такая ощутимая.
При правильно отрегулированных зазорах автомобиль будет ехать свободно, без потери тяги, расходуя меньше топлива. Ни в коем случае нельзя регулировать на горячую. Только охладить двигатель до 30-40 градусов. Иначе можно ошибиться и зажать клапана.
Бывают случаи, что клапана отрегулировали, а стук остался. Причина может быть не зазорах. На холодный мотор могут стучать юбки поршней, стаканчики – толкатели в теле головки. Причин может быть много, поэтому не стоит торопиться с выводами, а тщательно все проверить. Есть специальный прибор — стетоскоп, с помощью которого легко прослушать шумы двигателя.
Порядок регулировки
Порядок регулировки клапанов на всех модификациях 8 клапанного ваза одинаков. Различия есть только у инжекторных автомобилей гранта, калина 2 с грантовским двигателем. У них облегченная поршневая группа и металлокерамические седла. В связи с этим зазоры отличаются в большую сторону на 0,05 мм. Зная порядок и схему регулировки, можно и своими руками настроить клапана. Минус в отсутствии набора и комплекта шайб для регулировки. Каждый раз ездить на рынок за ними накладно, и покупать весь диапазон тоже.
Приведем подробную схему регулировки клапанов ваз 2108, 2109, 2114, 2115
На моторах, у которых 16 клапанов регулировка не требуется, так как тепловые зазоры выбираются в автоматическом режиме за счет гидрокомпенсаторов.
Проверку зазоров также требуется проводить после ремонта ГБЦ. Особенно после замены направляющих. При замене втулок седла зенкуются специальным инструментом и заведомо утапливаются в головку. Соответственно нужно соблюдать очередность, выставить оптимальные зазоры и повторить после 1000 км пробега.
Регулировка 8кл двигателя под газ дает увеличение срока пробега между настройкой. Если двигатель не предназначен работать на газобаллонном оборудовании, седла и клапана будут быстро прогорать, и чтобы хоть как-то продлить срок службы, зазоры следует делать чуть больше стандартных. Обычно делают +0,05 мм. Если зазор не выставляется, то есть не разжимается, значит седло утопилось на приличное расстояние в головку. В таком случае нужно замерить на сколько нужно увеличить зазор, разобрать ГБЦ и подпилить торец клапана. Вторым вариантом будет замена седла или самой головки блока цилиндров.
Таблица регулировки по инструкции завода
Марка авто | Впуск | Выпуск |
приора 21116 | 0,25 | 0,4 |
калина 2 21116 | ||
лада гранта 21116 | ||
гранта 2190 | 0,2 | 0,35 |
приора 2170 | ||
21114 | ||
21102 | ||
21099 | ||
21093 | ||
21083 | ||
11186 | ||
11183 | ||
2190 | ||
2115 | ||
2114 | ||
2113 | ||
2112 | ||
2111 | ||
2110 | ||
2109 | ||
2108 | ||
ваз 99 | ||
ваз 083 | ||
1118 | ||
11113 ока | ||
1111 ока |
Что нужно для регулировки
Как уже было подмечено выше, отрегулировать тепловые зазоры клапанов на вазе можно своим руками. Для этого нужны набор шайб, некоторые приспособления и инструменты. Рейку можно сделать самодельную, но рентабельнее купить вилочку для установки зазоров на авторынке готовую.
Пяточки для регулировки понадобятся в диапазоне от 3,40 до 4,05 мм если в ГБЦ не менялись направляющие. Если же все-таки производился ремонт, или автомобиль на газу придется приобрести шайбы в диапазоне от 2,50 мм для выпускных клапанов. Впускные клапана как правило остается на прежнем зазоре, на них седла не топятся.
Таким образом, в данной статье рассмотрели вкратце порядок регулировки клапанов на автомобилях марки ВАЗ с передним приводом. Также затронули последствия несвоевременной настройки, и езды на газу.
Видео:так стучат клапана ВАЗСкачать
Регулировка клапанов на ВАЗ 2114
Регулировка клапанов на ВАЗ 2114 не самая сложная задача. Но в автосервисе за нее спросят где-то около 1000 рублей или даже чуть больше. Поэтому проще сделать все самому. Однако существует немало нюансов, которые нужно учесть для вашего же удобства. Все, что вам нужно знать о данном виде автомобиля, так это то, что в ВАЗ 2114 стоит 4-х цилиндровая рядная силовая установка, питается от инжектора, газораспределительный механизм (ГРМ) находится в верхней части.
Когда необходима регулировка клапанов
В целом регулировка клапанов нужна при прохождении сперва 3-х тысяч километров для нового автомобиля, потом 15 тысяч и 30 тысяч километров. Если при вождении вы слышите стук – начать проверку тоже стоит именно с клапанов. При пропуске регулировки, клапана могут просто выгореть, а седла, находящиеся в головке блока цилиндра, просесть. Ещё одним неприятным последствием несвоевременной регулировки клапанов является потеря тяги и увеличение расхода топлива. Увеличение теплового зазора происходит по причине износа деталей во время работы двигателя автомобиля.
Что потребуется для регулировки клапанов на ваз 2114
Чтобы самостоятельно выполнить поставленную задачу по регулировке клапанов на машине ВАЗ 2114, вам понадобится:
Перед тем, как начать работу по регулировке клапанов, обратите внимание на температуру двигателя. Она не должна превышать 20-30 градусов. Иначе можно зажать клапаны.
Пошаговое руководство по регулировке клапанов на ваз 2114
Небольшой совет. Чтобы потом не запутаться в цифрах, составьте небольшую табличку, в которой по вертикали (строки) запишите номер клапана (от 1 до 8). По горизонтали (столбики) записывайте измеряемые показатели (замеренный щупом зазор, номинальный зазор (значение в норме), толщина старой шайбы, толщина новой шайбы). Если получилось так, что при измерении зазора выходят два значения, то это может быть вызвано следующим. Во-первых, кулачок распределительного вала неровно точеный. Во-вторых, может стоять неровно клапан или шайба, создавая перекос. Записывайте оба и считайте среднее.
Как видите, всё очень просто. Главное делать все аккуратно и не потерять по ходу дела детали.
Видео:Лада Гранта ошибка 0304. Зажатые клапана...Скачать
Регулировка клапанов Ваз 2114
Регулировка клапанов на автомобиле ваз 2114 а также на всех моделях автомобилей с поперечным расположением двигателя имеющих головку блока цилиндров с 8 клапанами. Начиная от ваз 2108 и так далее. Производится одинаково.
Читайте также: Маркировка клапанов пожарных кранов
Регулировочные шайбы клапанов
Зазоры клапанов подбираются при помощи регулировочных шайб. Шайбы имеют различные размеры чаще всего встречаются с шагом 0,05 мм. Требуется подобрать шайбу необходимого размера.
Шайба устанавливается между цилиндрической стороной кулачка и толкателем.
Положение кулачков распредвала для регулировки клапанов
Для регулировки не требуется выставлять поршня в верхнюю мертвую точку такта сжатия. Так как кулачки распредвала хорошо просматриваются. Достаточно повернуть каждый кулачок эксцентриком вверх. То есть цилиндрическая часть кулачка должна быть развернута в сторону шайбы и толкателя. Распредвал проворачивается, и какой кулачок встал в верхнее положение. Как показано на рисунке выше. На этом клапане и регулируется зазор.
Зазоры клапанов
Впускные клапана имют зазор 0,2 плюс минус 0,05мм
Выпускные клапана имеют зазор 0,35 мм плюс минус 0,05
Допускается погрешность 0,05 мм. Но ее лучше применять в сторону увеличения зазора. Так как для работы двигателя лучше, если клапана немного прослаблены, чем зажаты. Потому что если зазор на клапане начнет уменьшаться. По причине выработки на клапане и седле. То клапан перестанет закрываться. Это приведет к прорыву горящих газов из камеры сгорании. В результате чего прогорит клапан или седло с головкой блока.
Проверка зазоров клапанов
После того как кулачок выставлен под регулировку клапана. Замеряется зазор. Для этого желательно иметь щупы трех размеров.
Впускные клапана
- Необходимо промерить сначала щупом 0,15 мм. Он лолжен проходить свободно.
- Щуп размером 0,2мм должен проходить с небольшим усилием
- И щуп 0,25 мм не должен просунуться между кулачком и регулировочной шайбой.
Выпускные клапана
Зазоры выпускных клапанов измеряются щупами большего размера
- 0,3 мм проходит свободно
- 0,35мм с небольшим усилием
- 0,4 мм не проходит через зазор.
В этом случае зазоры клапанов считаются допустимыми.
В каких случаях зазор требует увеличения или уменьшения
На примере впускных клапанов. Определяется следующее:
- Щуп размером 0,15 мм не проходит между кулачком и регулировочной шайбой. Следовательно требуется установка шайбы меньшей толщины.
- Щуп размером 0,25 мм свободно вставляется в зазор. Значит потребуется шайба бльшей толщины
Аналогично и для выпускных клапанов. Только с другими размерами щупов.
Как подобрать нужный размер регулировочной шайбы.
Регулировочные шайбы имеют различные размеры. Их можно приобрести в магазине запасных частей в зависимости от необходимого размера. Чтобы не запутаться в размерах необходимо примерить зазоры всех клапанов и аккуратно записать. Можно в виде таблицы, на которой номер клапана соответствует его существующему зазору.
Если зазор увеличен или недостаточен снимается регулировочная шайба. на обратной стороне указан ее размер. Но так как шайба находилась в работе. Она подверглась износу. И её фактический размер может не соответствовать тому что на ней написано. Поэтому толщину шайбы необходимо промерить микрометром до сотых миллиметра.
Зная существующий тепловой зазор и толщину снятой шайбы. Подбирается шайба с другим размером, чтобы получился требуемый зазор для впускных и выпускных клапанов.
- На впускном клапане при замере зазор оказался равным 0,10 мм. Снятая шайба имеет размер 3,75 мм. Так как существующий зазор 0,10 мм меньше требуемого его необходимо увеличить до 0,20 мм. Соответственно следует установить шайбу на 0,1 мм тоньше чем стояла. Размер этой шайбы составит 3,65 мм
- Если существующий зазор больше допустимого например 0,30 мм а размер шайбы проверен и составляет 3,70мм то чтобы установить правильный зазор на впускном клапане в 0,20 мм необходимо подобрать шайбу с размером больше существующей на 0,10мм.Толщина ремонтной шайбы должна быть 3,80 мм
Конечно идеально точно размеры шайб подобрать не получится. Например реально тепловые зазоры составят не круглую величину как в примере 0,1 мм а скажем 0,12 мм. Подобрать ремонтную шайбу так чтобы увеличить зазор точно на 0,08 мм не получится. Поэтому зазор необходимо выставлять немного больше рекомендуемого. Ничего страшного если зазор составит 0,22мм. Главное чтобы он не был меньше. 0,18 мм уже не желательно. Как уже было сказано выше.
Как заменить регулировочные шайбы
Меняются шайбы при помощи специального приспособления.
Оно представляет собой вал на который посажена лопатка. Вал устанавливается на шпильки. Лопатка свободно движется по валу. Подводится под каждый клапан. Лопатка упирается в шайбу и выжимает толкатель.
Для того чтобы зафиксировать толкатель в выжатом положении и освободить лопатку. Применяется специальная планка в виде топорика.
Она устанавливается между распредвалом и краем толкателя. Таким образом чтобы не задеть регулировочную шайбу.
Перед нажатием на толкатель его необходимо развернуть. Должен быть виден вырез на краю толкателя. С его помощью вынимается шайба.
Толкатель выжат и зафиксирован. Вынимается регулировочная шайба. И устанавливается другая с новым размером. Регулировка клапанов на автомобиле Ваз 2114 вызывает неудобства. Потому что приходится подбирать шайбы нужного размера. Приобретать на бор шайб для регулировки клапанов на одном автомобиле смысла нет. Но это оправдывается тем что интервал регулировки клапанов с применением регулировочных шайб значительно выше . Если бы клапана регулировались винтом. Из за большой площади соприкосновения кулачка и регулировочной шайбы
Видео:Определяем прогоревший клапан не вскрывая .Про АвтоСкачать
Регулировка клапанов на 8 клапанном двигателе ВАЗ 2114
Точное значение на двигателе ВАЗ 2114 обеспечивается использованием регулировочных шайб определенной толщины. Эти шайбы помещаются между кулачком распределительного вала и толкателем клапана.
Измерение зазора клапанов
В процессе работы двигателя происходит износ из-за трения, в результате которого тепловой зазор меняется, поэтому требуется периодическая проверка и регулировка. Если этого не проводить, то изменение его значения приведет к нарушению работы ГРМ и фаз газораспределения. ВАЗ 2114 в таком случае теряет мощность, повышается расход бензина, ухудшается запуск мотора на «холодную» или «горячую».
С чего начинается регулировка клапанов
Регулировка теплового зазора производится после его замера, и если он не соответствует необходимому, путем подбора шайбы определенной толщины.
По регламенту проводить проверку и регулировку теплового зазора на ВАЗ 2114 нужно каждые 60 тыс. км пробега, а также при появлении стука клапанов.
Далее рассмотрим порядок действия, при котором производится регулировка теплового зазора на ВАЗ 2114. Все работы не очень сложные, но требуют определенного оснащения. Для выполнения работ понадобиться:
- набор ключей рожковых;
- свечной ключ;
- набор щупов;
- специальное приспособление для выжима клапанов;
- набор регулировочных шайб;
- ветоши;
Набор включает в себя комплект шайб с толщиной от 3,0 мм до 4,5 мм. Интервал размера толщины составляет 0,05 мм, что позволяет при выполнении работ подобрать шайбу необходимой толщины. Данный набор стоит не дешево, однако приобретение его позволит длительное время самостоятельно выполнять все работы, не обращаясь на СТО.
Также для выполнения работ потребуется прокладка клапанной крышки, поскольку она является одноразовой и при снятии крышки должна обязательно заменяться.
Порядок выполнения работ
Теперь последовательность действий:
- ВАЗ 2114 устанавливаем на ровную площадку, двигатель должен полностью остынуть, чтобы при замерах не было погрешности из-за расширения металла;
- Снимаем клапанную крышку, а также боковую крышку, под которой находится ремень привода ГРМ. Поверхность под крышкой нужно вытереть от масла. Также следует внимательно осмотреть вал ГРМ на наличие задиров, раковин и следов значительного износа. Если таковые имеются, придется вал заменить;
- Выкручиваем свечи, чтобы в дальнейшем прокручивать коленчатый вал было значительно легче.
- Совмещаем метку на приводной шестерне распределительного вала с выступом на головке блока, то есть устанавливаем ВМТ на первом цилиндре. Сделать это можно при помощи ключа, которым вращаем коленчатый вал за болт крепления шкива. Но некоторые автолюбители поступают несколько по иному – выдомкрачивают слева переднее колесо, включают 4 передачу. Затем попросту вращают колесо, а поскольку передача включена, то это вращение через трансмиссию будет передаваться на двигатель;
- После совмещения меток на шестерне распредвала строго напротив имеющейся метки делаем еще одну мелком. Это несколько упростит в дальнейшем работы.
- Щупом замеряем зазоры на 1 и 3 клапанах (считать нужно от шестерни распредвала. 1-й является выпускным, а 3-й – впускным);
- Зазор на 1 клапане должен составлять 0,35 мм, но допускается погрешность. То есть, берем щуп толщиной 0,35 мм и вставляем его между кулачком вала и регулировочной шайбой. Если щуп ходит с небольшим усилием, то зазор в норме, а вот если щуп не входит или очень свободно, то требуется регулировка. Такую проверку делаем и на 3 клапане, но зазор на нем должен быть 0,2 мм.
- Регулировка клапанов же проводится так: закрепляем устройство для отжатия клапанов на шпильки крепления крышки. У этого устройства имеется изогнутый рычаг, который мы помещаем между кулачком и шайбой. Ручкой устройства надавливаем на этот рычаг, в результате чего он нажмет на толкатель. В комплекте этого устройства идет специальный фиксатор, который мы помещаем между распредвалом и толкателем. После отпускания ручки фиксатор будет удерживать клапан в выжатом состоянии, при этом шайба будет не зажатой и ее можно извлечь пинцетом.
- Разберем на примере, какую шайбу нужно установить будет, чтобы зазор был правильным. К примеру, при проверке на выпускном клапане установили, что он составляет не 0,35 мм, а 0,42 мм, то есть он увеличен на 0,07 мм. Далее извлекаем шайбу, которая была установлена. На ней должна быть нанесена метка, указывающая ее толщину (к примеру, 3,65 мм), если такой метки нет, то придется измерять толщину микрометром. Теперь к толщине шайбы мы добавляем значение, на которое зазор увеличен, в нашем случае – 0,07 мм, в итоге получаем значение толщины шайбы для установки – 3,65+0,07 = 3,72 мм. Но поскольку шайбы с такой толщиной нет в комплекте, то устанавливаем новую шайбу с толщиной, максимально приближенной к полученному значению, то есть 3,7 мм. Именно для этого и допускается погрешность на 0,05 мм.
- Устанавливаем необходимую по толщине шайбу на место меткой с размером вниз (к толкателю). Далее рычагом устройства снова нажимаем на клапан и вытаскиваем фиксатор. На этом регулировка завершена.
- Далее производится регулировка остальных клапанов, но для этого нужно знать порядок. После проверки 1 и 3 клапанов, проворачиваем распредвал на пол-оборота (для удобства установки мы заранее нанесли метку на шестерне) и проверяем 2 (впускной) и 5 (выпускной) клапана. Затем еще проворачиваем на пол-оборота и регулируем 6 (впускной) и 8 (выпускной). Для проверки 4 (впускного) и 7 (выпускного) клапанов еще нужно раз провернуть распредвал на пол-оборота.
После всех работ устанавливаем на место снятые крышки и довольствуемся четкой работой ГРМ и двигателя в целом.
🔥 Видео
Простой Способ Регулировки Клапанов ВАЗ 8 КЛСкачать
Регулировка клапанов (ВАЗ восьмиклоп), КОРОТКО ПО ДЕЛУСкачать
Троит Ваз 2114 8-ми клоп, Зажаты клапана !!Скачать
регулировка клапанов ваз 2108 2109 2110 2111 2112 2115Скачать
Зачем и нужно ли - РЕГУЛИРОВАТЬ КЛАПАНА? Знать ОБЯЗАТЕЛЬНО!Скачать