Оказание первой доврачебной помощи требует бережного отношения к пострадавшему при перекладывании и транспортировке, так как любые неосторожные движения вызывают боль и смещение отломков, что может приводить к возникновению шока. Для предупреждения этих осложнений необходимо создать фиксацию суставов сразу после повреждения, что достигается с помощью иммобилизации.
Транспортная иммобилизация — это создание неподвижности и покоя для органа, части тела или всего тела на время транспортировки пострадавшего с места происшествия в ЛПУ. Цели транспортной иммобилизации:
- уменьшить болевые ощущения;
- предупредить дальнейшее смещение костных отломков, суставных поверхностей;
- создать условия для транспортировки пострадавшего.
На месте происшествия для временной иммобилизации применяют шины из различных подручных жестких материалов, к которым фиксируют поврежденную часть тела. Стандартные транспортные шины, как правило, применяют медицинские работники.
Из всех средств транспортной иммобилизации самым простым для конечностей является аутоиммобилизации: прибинтовывание поврежденной нижней конечности пострадавшего к здоровой или верхней конечности — к туловищу. Более доступны подручные средства.
Из стандартных транспортных шин наиболее доступны и распространены шины Крамера. Эта проволочная металлическая шина легко гнется, ей можно придать любую форму, поэтому она используется при повреждениях конечностей, головы, шеи.
Шина Еланского получила распространение при повреждениях головы и шеи.
Шина Дитерихса требует совершенного владения техникой ее наложения, а для этого требуется специалист — врач или фельдшер.
Пневматические и пластиковые шины нашли применение при повреждениях голени и предплечья.
Основные правила наложения шин на конечности:
- шина накладывается поверх одежды, обуви при закрытых травмах; при открытых — одежду разрезают для наложения асептической повязки;
- шина должна обязательно захватывать два сустава (выше и ниже повреждения), а иногда и три (повреждение бедра, плеча);
- шина подгоняется (моделируется) по здоровой конечности пострадавшего;
- при иммобилизации конечности необходимо по возможности придать среднефизиологическое положение;
- шина тщательно прибинтовывается к поврежденной конечности от периферии к центру;
- кончики пальцев кисти и стопы должны оставаться открытыми для контроля за кровообращением поврежденной конечности;
- во время перекладывания пострадавшего поврежденную конечность должен удерживать помощник.
Помните: запрещается перекладывание, перенос пострадавшего без иммобилизации!
Основные способы транспортировки пострадавших:
- при травмах верхней конечности — пешком в сопровождении, сидя, лежа на носилках в зависимости от общего состояния больного;
- при травмах нижних конечностей — преимущественно лежа на спине, на носилках;
- при повреждениях позвоночника — на жестких носилках (деревянном щите) лежа на спине, при наличии только мягких носилок — лежа на животе;
- при переломе костей таза — на жестких носилках лежа на спине, под колени подкладывается валик из одежды, одеяла, колени слегка разводятся в стороны («поза лягушки»).
При переломах позвоночника, костей таза, тяжелых множественных травмах используют носилки иммобили-зационные вакуумные (НИВ — рис. 8.4).
В.Дмитриева, А.Кошелев, А.Теплова
«Транспортная иммобилизация при переломах» и другие статьи из раздела Общая хирургия
Видео:Иммобилизация при повреждениях голени и голеностопного сустава лестничной шиной. 1 шина.Скачать
Как накладывать шину при переломах конечностей
Видео:Транспортная иммобилизация. Часть 2: Шина на нижнюю конечность.Скачать
Как накладывать шину при переломах конечностей
Переломы — это вид травм, чья опасность увеличивается за счет возможных долгосрочных последствий. Чтобы не допустить таких последствий, пострадавшему необходимо оказать качественную экстренную помощь. В первую очередь, это касается иммобилизации, чей смысл заключается в обездвиживании повреждённой конечности.
Иммобилизация проводится с помощью специального приспособления – шины. Рассмотрим подробнее, как накладывать шину при переломах конечностей.
Видео:Первая помощь: шина на предплечье, косынкаСкачать
Общие правила наложения шин
Шину необходимо подготовить до начала процедуры её наложения. Корректировать параметры шины в процессе будет невозможно (точнее – возможно, но опасно).
Иммобилизация проводится таким образом, чтобы были обездвижены (зафиксированы) два близлежащих сустава (выше и ниже перелома).
Если есть возможность, под шину (по всей длине) необходимо уложить вату или марлю.
Если характер травмы позволяет, конечность нужно привести в такое положение, при котором мышцы напряжены меньше всего.
При закрытых переломах шины накладывается прямо на одежду и обувь.
Читайте также: Инструкция по разгону шины
При открытом переломе категорически запрещено менять положение осколков кости.
Видео:Техника наложения лестничной шины при переломе костей предплечья - meduniver.comСкачать
Как использовать шину на разных участках тела
Рассмотрим правила оказания первой помощи при переломах в зависимости от участка травмы.
В этом случае используется проволочная шина. Длина подбирается от кончиков пальцев до локтевого сустава. Руку следует осторожно согнуть под прямым углом (в локте). Шина укладывается на ровную поверхность, а рука опускается сверху. Далее, шины фиксируется с помощью бинта, а руку подвешивают на косынке.
Используют проволочную или сплошную шину. Длина подбирается из расчёта: верхняя треть плеча (выше локтя) – основание пальцев. Рука сгибается под прямым углом, в пальцы укладывается небольшой объем ваты или марли, который пострадавший должен слегка зажать пальцами. Шина прикладывается по внешней поверхности руки и прибинтовывается. Рука фиксируется косынкой.
Используется проволочная шина длиной не менее метра. Размер подбирается так: от плеча, через спину и до основания пальцев противоположной руки.
Повреждённая рука мягко отводится от туловища, локтевой сустав сгибается под прямым углом. В подмышечную впадину следует уложить марлевый валик. Еще немного марли или ваты необходимо уложить в ладонь (пострадавший слегка сживаем его пальцами). Шина укладывается по задней поверхности руки от здорового плеча через спину и до основания пальцев. Шина фиксируется бинтом, а рука подвешивается на косынке.
Иммобилизация производится с помощью бинта или путём оборачивания груди полотенцем.
Используется проволочная шина, которая накладывается от участка чуть ниже колена. Нижний конец шины доводится до основания пальцев. Накладывается приспособление по внешней поверхности ноги (переход от голени к стопе оформляется под прямым углом) и фиксируется бинтом.
Используются две шины (проволочные или сплошные). Одна из них накладывается по наружной поверхности ноги, а вторая – по задней поверхности. Наружная шина накладывается от верхней трети бедра до стопы, где делается Г-образный загиб. Оба приспособления фиксируются бинтами.
Здесь понадобится три шины: задняя, наружная и внутренняя. Правильно установить такую конструкцию можно только с помощником (а лучше – двумя), так как пострадавшего придется приподнимать (для укладки задней шины). Наружная шина укладывается последней. Фиксируется это все бинтами.
Пострадавший укладывается на деревянный щит (причём, все части тела поднимаются одновременно – это затруднительно сделать одному). Под колени подкладывается тканевый валик (из любого подручного материала). Бедра разводятся примерно на 25 см, после чего фиксируются ремнём.
Здесь также участвует деревянный щит и сложная процедура одновременного приподнимания всех частей тела. Под область перелома укладывается тканевый валик (если перелом в области шеи, то используется специальный воротник или ватно-марлевая конструкция).
Видео:Шина Крамера при переломе голениСкачать
Чего нельзя делать при иммобилизации
Мы в общих чертах рассмотрели, как оказать первую помощь пострадавшему при переломах. Теперь, разберёмся, как ему не навредить.
Перед иммобилизацией пострадавшего необходимо проверить на предмет кровотечений. Если кровотечение есть – в первую очередь, нужно заняться его остановкой.
После иммобилизации ваши полномочия закончены (даже если вы врач, дальнейшая работа требует специализированных условий медицинского учреждения). Отсюда важный вывод: не нужно пытаться вправлять кости. Также не пытайтесь переносить пострадавшего до фиксации повреждённой конечности.
Видео:Первая помощь: шина на бедроСкачать
Правила транспортной иммобилизации
Иммобилизация это создание неподвижности конечности или другой части тела при повреждениях, воспалительных или иных болезненных процессах, когда поврежденному (больному) органу или части тела необходим покой.
Недопустимы перенос и транспортировка без иммобилизации пострадавших, особенно с переломами, даже на короткое расстояние, т.к. это может привести к увеличению смещения костных отломков, повреждению нервов и сосудов, расположенных рядом с подвижными отломками кости.
При больших ранах мягких тканей, а также при открытых переломах, иммобилизация поврежденной части тела препятствует быстрому распространению инфекции, при тяжелых ожогах (особенно конечностей) способствует менее тяжелому их течению в дальнейшем.
Транспортная иммобилизация занимает одно из ведущих мест в профилактике такого грозного осложнения тяжелых повреждений, как травматический шок.
Читайте также: Легковая шина continental contiicecontact 2 suv 225 65 r17 106t
На месте происшествия чаще всего приходится пользоваться для иммобилизации подручными средствами (например, досками, ветками, палками, лыжами), к которым фиксируют (укрепляют бинтами, ремнями и т.п.) поврежденную часть тела.
Иногда, если нет подручных средств, можно обеспечить достаточное обездвижение, притянув поврежденную руку к туловищу, подвесив ее на косынке, а при травме ноги, прибинтовав одну ногу к другой (рис.)
1. Помните о том, что обычно при переломах конечностей должны быть зафиксированы: место перелома и 2 близлежащих сустава, один – выше, другой – ниже места перелома; при переломе же бедра обездвиживают три сустава: тазобедренный, коленный и голеностопный.
2. Прежде чем проводить иммобилизацию, нужно подготовить шину – проложить ее на всем протяжении ватой и марлей или же надеть на нее специальный чехол; прикрыть ватно-марлевыми прокладками выступающие части костей, чтобы избежать образования пролежней.
3. При наложении шины нужно придать поврежденной конечности среднефизиологическое положение, снимающее мышечное напряжение – легкое сгибание крупных суставов под углом 5-10 0 .
4. При закрытых переломах костей перед наложением шины сделайте осторожное вытяжение конечности по оси, а шину наложите поверх одежды и обуви.
5. При открытых переломах нельзя производить вытяжение и вправление отломков костей. Их следует фиксировать в том положении, которое они приобрели в результате травмы.
6. При открытых переломах нужно обязательно наложить на рану давящую повязку, при необходимости остановить кровотечение жгутом, а затем уже шину (жгут накладывают поверх одежды он должен быть на виду).
7. Если возникает необходимость снять с пострадавшего одежду, ее снимают сначала со здоровой руки или ноги, а затем с поврежденной. Надевают одежду в обратном порядке – сначала на поврежденную конечность, а затем на здоровую.
8. Снимая или надевая одежду, нельзя поднимать или сажать пострадавшего.
9. При перекладывании больного на носилки или с носилок помощник должен поддерживать поврежденную конечность.
10. Нельзя изгибать шину по форме конечности на больном.
11. Накладывать шины надо очень осторожно (лучше с помощниками), чтобы не причинить излишней боли пострадавшему и не вызвать дополнительных повреждений.
Правила транспортной иммобилизации при подозрении на переломы плечевой кости, травмы плечевого и локтевого суставов:
1. Поврежденной конечности придают физиологически выгодное (удобное) положение. Предплечье и плечо образуют прямой угол.
2. Транспортная шина моделируется от надплечья здоровой руки по спине до области плечевого сустава поврежденной руки, по задней поверхности плеча и предплечья поврежденной, захватывая кисть.
3. Ватно–марлевый валик (или любая ткань) укладывается в подмышечную впадину на стороне повреждения (этим достигается небольшое отведение плеча).
4. Валик из любой ткани подкладывается под кисть, либо пальцы пострадавшего охватывают край шины.
5. Конечность фиксируется к шине.
6. Шинированная конечность подвешивается на косынку.
Правила транспортной иммобилизации при подозрении на переломы костей кисти и предплечья, травмы лучезапястного сустава:
1. Предплечье согнуто под углом 90°.
2. Шина накладывается от верхней трети плеча, проходит по задней поверхности плеча и предплечья, захватывает кисть.
3. Валик из любой ткани подкладывается под кисть, либо пальцы пострадавшего охватывают край шины (для уменьшения натяжения мышц предплечья).
4. Шинированная конечность подвешивается на косынку.
Помните! При травмах плеча и предплечья, в случае отсутствия возможности выполнить шину из подручных материалов, травмированную конечность можно подвесить на косынке и фиксировать к туловищу второй косынкой.
Правила транспортной иммобилизации при подозрении на переломы бедренной кости, травмы тазобедренного и коленного суставов.
1. Фиксируются три сустава, используя три шины, расположенные с трех сторон конечности: наружная боковая, внутренняя боковая, задняя поверхность конечности:
- нижняя (задняя) шина – на нее укладывается нога. Длинна шины – от пятки до поясницы. Шину, изготовленную из картона, загнуть на стопу;
- наружная (боковая) шина. Накладывается по наружной поверхности конечности. Длинна ее от пятки до подмышечной области. Шину, изготовленную из картона, желательно загнуть на стопу;
- внутренняя (боковая) шина. Накладывается по внутренней поверхности конечности. Длинна – от пятки до промежности;
Читайте также: Пилы с шиной орегон
2. Фиксировать каждый конец шины и каждый сегмент конечности.
3. Выполнить фиксацию шины в области тазобедренного сустава.
4. В подмышечную и паховую область под шину помещают мягкий валик.
5. Транспортировка пострадавшего осуществляется в положении лежа.
6. Аутоиммобилизация – фиксация поврежденной нижней конечности к здоровой ноге.
Правила транспортной иммобилизации при подозрении на переломы костей голени и стопы, травмы голеностопного сустава.
1. Фиксируются два сустава, используя шины, расположенные с двух или трех сторон:
- нижняя (задняя) шина;
- наружная (боковая) шина;
- внутренняя (боковая) шина.
2. Длина шин — от пятки до верхней трети бедра.
3. Если используются лестничные шины, то желательно их загибать на стопу.
4. Транспортировка в положении лежа или сидя.
Рис. Иммобилизация при помощи подручных средств: а, б — при переломе позвоночника; в, г — иммобилизация бедра; д — предплечья; е — ключицы; ж — голени.
ОБОБЩАЮЩАЯ ТАБЛИЦА ПРИЕМОВ И СПОСОБОВ ИММОБИЛИЗАЦИИ, ПЕРЕНОСКИ ПОСТРАДАВШЕГО ПРИ ТРАВМАХ РАЗЛИЧНОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ:
Место травмы | Способ иммобилизации | Положение пострадавшего | Способ переноски |
Голова, шея | С боков уложить мешочки с песком или свертки одежды, фиксированные к носилочному средству | На спине. При отсутствии сознания голова повернута набок. | Стандартные или импровизирован-ые носилки |
Грудь | Не нужно | Сидячее или полусидящее | Стандартные или импровизирован-ые носилки с валиком из одежды под верхнюю часть туловища |
Живот | Не нужно | Лежа боку с подведенными к животу ногами | Стандартные или импровизирован-ые носилки |
Таз | Ноги связаны между собой. Под голени положить сверток из одежды. | На спине | Стандартные или импровизирован-ные носилки |
Позвоночник (спина) | Не нужно | На спине или на животе | Стандартные или импровизирован-ные носилки. При переноске на спине обязателен жесткий (деревянный) щит, а на животе – валик из одежды под верхнюю часть туловища. |
Верхняя конечность | |||
Плечо | Фиксируется к туловищу бинтами с установкой предплечья и кисти под прямым углом к плечу; подвешивается на косынке. | Позиция свободная. При общей слабости – сидя или лежа. | Самостоятельное передвижение. При общей слабости – сидя на руках или лямках носильщиков. |
Предплечье | С тыльной и ладонной поверхностей фиксируется импровизированными шинами (дощечками) и укладывается вместе с кистью на косынку большим пальцем вверх. | — » — | — » — |
Кисть | Подвешивают на косынку | — » — | — » — |
Нижняя конечность | |||
Бедро | Двумя шинами:наружная – от подмышечной впадины до пятки, внутренняя – от паховой области до пятки. Ноги между собой связаны. | На спине | Стандартные или импровизирован-ные носилки |
Голень | Двумя шинами (передней и задней) от верхней трети бедра до пятки | Сидя, а при общей слабости – лежа | Лежа – на стандартных или импровизирован-ных носилках; сидя – на руках или лямках носильщиков. |
Стопа | Спиральная или возвращающуюсяповязка | Позиция свободная | Самостоятельное передвижение при помощи импровизирован-ных костылей или сидя на руках или лямках носильщиков. |
Примечание: решая вопросы иммобилизации, функциональной укладки и переноски, следует исходить не из вида повреждения (например, ушибы, растяжения, вывихи или переломы), а только из локализации травмы и общего состояния пострадавшего!
Контрольные вопросы
1. Перечислите правила бинтования?
2. Что такое иммобилизация?
3. Перечислите правила иммобилизации?
4. Правила транспортной иммобилизации при подозрении на переломы плечевой кости, травмы плечевого и, локтевого суставов?
5. Правила транспортной иммобилизации при подозрении на переломы костей кисти и предплечья, травмы лучезапястного сустава?
6. Правила транспортной иммобилизации при подозрении на переломы бедренной кости, травмы тазобедренного и коленного суставов?
7. Правила транспортной иммобилизации при подозрении на переломы костей голени и стопы, травмы голеностопного сустава?
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
📸 Видео
Мягкая техника мобилизации голестопного суставаСкачать
Транспортная иммобилизация при переломе костей голени с помощью шины однократного примененияСкачать
Запрещенные способы скрыться от военкомата. Не делайте так никогда. #армия #призыв #военкоматСкачать
Мобилизация с ремнем( проксимально)Скачать
Наложение лестничных шин при переломе голениСкачать
Наложение шины Крамера на голеньСкачать
Первая помощь. Мастер-класс по накладыванию шиныСкачать
Боль и артроз голеностопного сустава.Как лечить самый сложный сустав в теле человека?Скачать
Мобилизация голеностопного сустава. Травма голеностопа.Скачать
Транспортная иммобилизация при переломе костей предплечья с помощью специальной шиныСкачать
Как для военнообязанных будет ужесточаться законодательство. Мобилизация 2024 - 2026Скачать
Мобилизация голеностопаСкачать
Голеностопный сустав. Улучшение подвижности. Тренер и врачСкачать
Важно знать при растяжении связок голеностопного суставаСкачать