- Формирование умения снимать показания измерительных приборов
- 7-й класс. Базовый курс
- Учебная инструкционная карта I
- Учебная инструкционная карта II
- Учебная инструкционная карта III
- жПТНЙТПЧБОЙЕ ХНЕОЙС УОЙНБФШ РПЛБЪБОЙС ЙЪНЕТЙФЕМШОЩИ РТЙВПТПЧ
- 7-К ЛМБУУ. вБЪПЧЩК ЛХТУ
- хЮЕВОБС ЙОУФТХЛГЙПООБС ЛБТФБ I
- хЮЕВОБС ЙОУФТХЛГЙПООБС ЛБТФБ II
- хЮЕВОБС ЙОУФТХЛГЙПООБС ЛБТФБ III
- Как правильно пользоваться штангенциркулем
- Определение показаний по нониусу
- Устройство механического штангенциркуля
- Порядок проведения измерений, проверка исправности
- 🎦 Видео
Видео:КАК ИЗМЕРИТЬ ЦИЛИНДРЫ? Учимся пользоваться нутромером и микрометромСкачать
Формирование умения снимать показания измерительных приборов
7-й класс. Базовый курс
В 7-м классе, после знакомства с измерительными приборами, я выделяю дополнительно один-два урока (в зависимости от уровня математической подготовки класса) для формирования умения снимать показания измерительных приборов, имеющих шкалу. Можно использовать демонстрационное и лабораторное оборудование (измерительные цилиндры с различной ценой деления, термометры, амперметры, вольтметры и т.д.), а также рисунки шкал приборов в учебниках, задачниках, дидактических карточках.
В процессе эвристической беседы ученики, рассматривая различные измерительные приборы, выделяют их общие признаки и делают записи в тетрадях:
«Шкальный измерительный прибор имеет:
1) шкалу;
2) указатель, перемещающийся по шкале;
3) обозначение единиц измерения физической величины, которую измеряет данный прибор».
Затем они приходят к выводу (и записывают порядок действий в тетрадь), что для снятия показаний приборов необходимо выполнить следующие действия:
1) определить, какая физическая величина измеряется данным прибором;
2) определить цену деления прибора;
3) определить показания прибора.
Далее следует мотивационный этап – я вызываю у учеников затруднение: на доске или на экране (с помощью кодоскопа) демонстрирую шкалу и прошу определить показание.
К сожалению, обычно немногие могут быстро и правильно выполнить это простое задание (хотя определять цену деления семиклассники уже должны уметь из курса математики). Ученик, давший правильный ответ, подробно объясняет, как он рассуждал. Затем семиклассники оформляют рисунок в тетрадях и делают вычисления (один из учеников комментирует). Я показываю записи на экране – для проверки:
Далее я сообщаю: «Сегодня мы будем учиться снимать показания с любой (!) самой сложной шкалы любого (даже незнакомого!) прибора», – и показываю на экране (или на доске) новую шкалу:
Ученики аккуратно делают рисунок в тетрадях и получают учебные инструкционные карты с очень подробным алгоритмом снятия показаний прибора. В инструкционной карте I – два задания. Для выполнения задания 1 необходима таблица (она висит на стене), задание 2 можно пока пропустить или выполнить устно.
Один из учеников читает вслух задания и способы их выполнения. Класс делает записи в тетрадях, я пишу на доске (или использую кодоскоп):
1) °С, температура.
2) Цена деления:
3) Показания прибора: c + n • d.
Далее можно начать оформлять задачу № 31 (рис. 9) из задачника В.И.Лукашика (для 7–8-го классов).
Поясняю, что достаточно изобразить участок шкалы, на котором снимают показания (рисовать полностью измерительные цилиндры слишком долго). Затем ученики продолжают работать самостоятельно, по необходимости пользуясь инструкционными картами или с помощью учителя.
На дом дается аналогичное задание: снять показания изображенных на рисунках приборов.
Обычно на отработку и закрепление умения требуется еще один урок (я использую часы из резерва). За это время каждый ученик выполняет разное количество заданий (они могут быть различными и по уровню сложности), что позволяет осуществлять дифференцированный подход. Учитель и сильные ученики оказывают помощь тем, у кого возникают затруднения. Оценивать классные и домашние работы можно выборочно.
На следующем уроке проводится лабораторная работа № 1. Теперь ученики используют полученные знания и умения на практике, работая с реальными физическими измерительными приборами. А учитель, проверяя работу, сможет судить о сформированности навыка снятия показаний.
Лабораторная работа № 1
Цель работы: определить цену деления измерительного цилиндра и научиться определять с его помощью объем жидкости.
Оборудование: измерительный цилиндр с водой.
Задание 1. Определить цену деления измерительного цилиндра.
Задание 2. Определить объем жидкости в измерительном цилиндре.
Цена деления измерительного цилиндра: d = . см 3 = . м 3 .
Объем жидкости в измерительном цилиндре: V = . см 3 = . м 3 .
Перевод единиц из см 3 в м 3 обычно вызывает затруднения. Необходимо обсудить с семиклассниками, как это делается. Сильные ученики быстро выполняют работу и берут измерительные цилиндры с другой ценой деления (или другие приборы). Таким образом, за 2–3 урока удается сформировать обобщенное умение снимать показания со шкальных измерительных приборов и повысить интерес к предмету. Больше к этому вопросу в старших классах мы не возвращаемся.
Читайте также: Замена главного тормозного цилиндра поло седан
Снятие показаний приборов
Учебная инструкционная карта I
Задание 1: определить, какая физическая величина измеряется данным прибором.
1) найдите на шкале обозначение единицы физической величины;
2) установите по таблице наименование единицы физической величины, измеряемой данным прибором;
3) установите по таблице, какую физическую величину измеряет данный прибор;
4) прочитайте значения физических величин, указанные на шкале прибора.
Задание 2: определить пределы измерения прибора.
1) определите наименьшее значение физической величины, указанное на шкале прибора. Запишите: «Нижняя граница измерения прибора равна. »;
2) определите наибольшее значение физической величины, указанное на шкале. Запишите: «Верхняя граница измерения прибора равна. »
Учебная инструкционная карта II
Задание: определить цену деления шкалы прибора.
1) выберите участок шкалы, на котором будете определять цену деления (по ближайшим от указателя делениям, возле которых проставлены цифры);
2) укажите наибольшее значение измеряемой физической величины на этом участке: b = . ;
3) укажите наименьшее значение измеряемой физической величины на этом участке: c = . ;
4) подсчитайте число делений (т.е. число промежутков между черточками) на участке от c до b. Запишите: a = . ;
5) вычислите цену деления шкалы прибора:
Ценой деления прибора называют значение физической величины, приходящееся на наименьшее деление данного участка шкалы прибора:
b – верхняя граница участка шкалы;
c – нижняя граница участка шкалы;
a – число делений, т.е. число промежутков между черточками от c до b.
Учебная инструкционная карта III
Задание: определить показания прибора.
1) определите наименьшее значение измеряемой величины на участке шкалы, для которого определялась цена деления: c = . ;
2) подсчитайте число делений от c до указателя (стрелки): n = . ;
3) вычислите показание: c + n • d = . , где d – цена деления.
Полученный результат соответствует значению измеряемой физической величины.
Внимание! Не забывайте при вычислениях указывать единицы физических величин!
жПТНЙТПЧБОЙЕ ХНЕОЙС УОЙНБФШ РПЛБЪБОЙС ЙЪНЕТЙФЕМШОЩИ РТЙВПТПЧ
7-К ЛМБУУ. вБЪПЧЩК ЛХТУ
ч 7-Н ЛМБУУЕ, РПУМЕ ЪОБЛПНУФЧБ У ЙЪНЕТЙФЕМШОЩНЙ РТЙВПТБНЙ, С ЧЩДЕМСА ДПРПМОЙФЕМШОП ПДЙО-ДЧБ ХТПЛБ (Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ ХТПЧОС НБФЕНБФЙЮЕУЛПК РПДЗПФПЧЛЙ ЛМБУУБ) ДМС ЖПТНЙТПЧБОЙС ХНЕОЙС УОЙНБФШ РПЛБЪБОЙС ЙЪНЕТЙФЕМШОЩИ РТЙВПТПЧ, ЙНЕАЭЙИ ЫЛБМХ. нПЦОП ЙУРПМШЪПЧБФШ ДЕНПОУФТБГЙПООПЕ Й МБВПТБФПТОПЕ ПВПТХДПЧБОЙЕ (ЙЪНЕТЙФЕМШОЩЕ ГЙМЙОДТЩ У ТБЪМЙЮОПК ГЕОПК ДЕМЕОЙС, ФЕТНПНЕФТЩ, БНРЕТНЕФТЩ, ЧПМШФНЕФТЩ Й Ф.Д.), Б ФБЛЦЕ ТЙУХОЛЙ ЫЛБМ РТЙВПТПЧ Ч ХЮЕВОЙЛБИ, ЪБДБЮОЙЛБИ, ДЙДБЛФЙЮЕУЛЙИ ЛБТФПЮЛБИ.
ч РТПГЕУУЕ ЬЧТЙУФЙЮЕУЛПК ВЕУЕДЩ ХЮЕОЙЛЙ, ТБУУНБФТЙЧБС ТБЪМЙЮОЩЕ ЙЪНЕТЙФЕМШОЩЕ РТЙВПТЩ, ЧЩДЕМСАФ ЙИ ПВЭЙЕ РТЙЪОБЛЙ Й ДЕМБАФ ЪБРЙУЙ Ч ФЕФТБДСИ:
«ыЛБМШОЩК ЙЪНЕТЙФЕМШОЩК РТЙВПТ ЙНЕЕФ:
1) ЫЛБМХ;
2) ХЛБЪБФЕМШ, РЕТЕНЕЭБАЭЙКУС РП ЫЛБМЕ;
3) ПВПЪОБЮЕОЙЕ ЕДЙОЙГ ЙЪНЕТЕОЙС ЖЙЪЙЮЕУЛПК ЧЕМЙЮЙОЩ, ЛПФПТХА ЙЪНЕТСЕФ ДБООЩК РТЙВПТ».
ъБФЕН ПОЙ РТЙИПДСФ Л ЧЩЧПДХ (Й ЪБРЙУЩЧБАФ РПТСДПЛ ДЕКУФЧЙК Ч ФЕФТБДШ), ЮФП ДМС УОСФЙС РПЛБЪБОЙК РТЙВПТПЧ ОЕПВИПДЙНП ЧЩРПМОЙФШ УМЕДХАЭЙЕ ДЕКУФЧЙС:
1) ПРТЕДЕМЙФШ, ЛБЛБС ЖЙЪЙЮЕУЛБС ЧЕМЙЮЙОБ ЙЪНЕТСЕФУС ДБООЩН РТЙВПТПН;
2) ПРТЕДЕМЙФШ ГЕОХ ДЕМЕОЙС РТЙВПТБ;
3) ПРТЕДЕМЙФШ РПЛБЪБОЙС РТЙВПТБ.
дБМЕЕ УМЕДХЕФ НПФЙЧБГЙПООЩК ЬФБР – С ЧЩЪЩЧБА Х ХЮЕОЙЛПЧ ЪБФТХДОЕОЙЕ: ОБ ДПУЛЕ ЙМЙ ОБ ЬЛТБОЕ (У РПНПЭША ЛПДПУЛПРБ) ДЕНПОУФТЙТХА ЫЛБМХ Й РТПЫХ ПРТЕДЕМЙФШ РПЛБЪБОЙЕ.
л УПЦБМЕОЙА, ПВЩЮОП ОЕНОПЗЙЕ НПЗХФ ВЩУФТП Й РТБЧЙМШОП ЧЩРПМОЙФШ ЬФП РТПУФПЕ ЪБДБОЙЕ (ИПФС ПРТЕДЕМСФШ ГЕОХ ДЕМЕОЙС УЕНЙЛМБУУОЙЛЙ ХЦЕ ДПМЦОЩ ХНЕФШ ЙЪ ЛХТУБ НБФЕНБФЙЛЙ). хЮЕОЙЛ, ДБЧЫЙК РТБЧЙМШОЩК ПФЧЕФ, РПДТПВОП ПВЯСУОСЕФ, ЛБЛ ПО ТБУУХЦДБМ. ъБФЕН УЕНЙЛМБУУОЙЛЙ ПЖПТНМСАФ ТЙУХОПЛ Ч ФЕФТБДСИ Й ДЕМБАФ ЧЩЮЙУМЕОЙС (ПДЙО ЙЪ ХЮЕОЙЛПЧ ЛПННЕОФЙТХЕФ). с РПЛБЪЩЧБА ЪБРЙУЙ ОБ ЬЛТБОЕ – ДМС РТПЧЕТЛЙ:
дБМЕЕ С УППВЭБА: «уЕЗПДОС НЩ ВХДЕН ХЮЙФШУС УОЙНБФШ РПЛБЪБОЙС У МАВПК (!) УБНПК УМПЦОПК ЫЛБМЩ МАВПЗП (ДБЦЕ ОЕЪОБЛПНПЗП!) РТЙВПТБ», – Й РПЛБЪЩЧБА ОБ ЬЛТБОЕ (ЙМЙ ОБ ДПУЛЕ) ОПЧХА ЫЛБМХ:
хЮЕОЙЛЙ БЛЛХТБФОП ДЕМБАФ ТЙУХОПЛ Ч ФЕФТБДСИ Й РПМХЮБАФ ХЮЕВОЩЕ ЙОУФТХЛГЙПООЩЕ ЛБТФЩ У ПЮЕОШ РПДТПВОЩН БМЗПТЙФНПН УОСФЙС РПЛБЪБОЙК РТЙВПТБ. ч ЙОУФТХЛГЙПООПК ЛБТФЕ I – ДЧБ ЪБДБОЙС. дМС ЧЩРПМОЕОЙС ЪБДБОЙС 1 ОЕПВИПДЙНБ ФБВМЙГБ (ПОБ ЧЙУЙФ ОБ УФЕОЕ), ЪБДБОЙЕ 2 НПЦОП РПЛБ РТПРХУФЙФШ ЙМЙ ЧЩРПМОЙФШ ХУФОП.
Читайте также: Цилиндр компрессора паз размеры
пДЙО ЙЪ ХЮЕОЙЛПЧ ЮЙФБЕФ ЧУМХИ ЪБДБОЙС Й УРПУПВЩ ЙИ ЧЩРПМОЕОЙС. лМБУУ ДЕМБЕФ ЪБРЙУЙ Ч ФЕФТБДСИ, С РЙЫХ ОБ ДПУЛЕ (ЙМЙ ЙУРПМШЪХА ЛПДПУЛПР):
1) њу, ФЕНРЕТБФХТБ.
2) гЕОБ ДЕМЕОЙС:
3) рПЛБЪБОЙС РТЙВПТБ: c + n • d.
t = 12 њу + 5 • 0,5 њу = 14,5 њу.
дБМЕЕ НПЦОП ОБЮБФШ ПЖПТНМСФШ ЪБДБЮХ № 31 (ТЙУ. 9) ЙЪ ЪБДБЮОЙЛБ ч.й.мХЛБЫЙЛБ (ДМС 7–8-ЗП ЛМБУУПЧ).
рПСУОСА, ЮФП ДПУФБФПЮОП ЙЪПВТБЪЙФШ ХЮБУФПЛ ЫЛБМЩ, ОБ ЛПФПТПН УОЙНБАФ РПЛБЪБОЙС (ТЙУПЧБФШ РПМОПУФША ЙЪНЕТЙФЕМШОЩЕ ГЙМЙОДТЩ УМЙЫЛПН ДПМЗП). ъБФЕН ХЮЕОЙЛЙ РТПДПМЦБАФ ТБВПФБФШ УБНПУФПСФЕМШОП, РП ОЕПВИПДЙНПУФЙ РПМШЪХСУШ ЙОУФТХЛГЙПООЩНЙ ЛБТФБНЙ ЙМЙ У РПНПЭША ХЮЙФЕМС.
оБ ДПН ДБЕФУС БОБМПЗЙЮОПЕ ЪБДБОЙЕ: УОСФШ РПЛБЪБОЙС ЙЪПВТБЦЕООЩИ ОБ ТЙУХОЛБИ РТЙВПТПЧ.
пВЩЮОП ОБ ПФТБВПФЛХ Й ЪБЛТЕРМЕОЙЕ ХНЕОЙС ФТЕВХЕФУС ЕЭЕ ПДЙО ХТПЛ (С ЙУРПМШЪХА ЮБУЩ ЙЪ ТЕЪЕТЧБ). ъБ ЬФП ЧТЕНС ЛБЦДЩК ХЮЕОЙЛ ЧЩРПМОСЕФ ТБЪОПЕ ЛПМЙЮЕУФЧП ЪБДБОЙК (ПОЙ НПЗХФ ВЩФШ ТБЪМЙЮОЩНЙ Й РП ХТПЧОА УМПЦОПУФЙ), ЮФП РПЪЧПМСЕФ ПУХЭЕУФЧМСФШ ДЙЖЖЕТЕОГЙТПЧБООЩК РПДИПД. хЮЙФЕМШ Й УЙМШОЩЕ ХЮЕОЙЛЙ ПЛБЪЩЧБАФ РПНПЭШ ФЕН, Х ЛПЗП ЧПЪОЙЛБАФ ЪБФТХДОЕОЙС. пГЕОЙЧБФШ ЛМБУУОЩЕ Й ДПНБЫОЙЕ ТБВПФЩ НПЦОП ЧЩВПТПЮОП.
оБ УМЕДХАЭЕН ХТПЛЕ РТПЧПДЙФУС МБВПТБФПТОБС ТБВПФБ № 1. фЕРЕТШ ХЮЕОЙЛЙ ЙУРПМШЪХАФ РПМХЮЕООЩЕ ЪОБОЙС Й ХНЕОЙС ОБ РТБЛФЙЛЕ, ТБВПФБС У ТЕБМШОЩНЙ ЖЙЪЙЮЕУЛЙНЙ ЙЪНЕТЙФЕМШОЩНЙ РТЙВПТБНЙ. б ХЮЙФЕМШ, РТПЧЕТСС ТБВПФХ, УНПЦЕФ УХДЙФШ П УЖПТНЙТПЧБООПУФЙ ОБЧЩЛБ УОСФЙС РПЛБЪБОЙК.
гЕМШ ТБВПФЩ: ПРТЕДЕМЙФШ ГЕОХ ДЕМЕОЙС ЙЪНЕТЙФЕМШОПЗП ГЙМЙОДТБ Й ОБХЮЙФШУС ПРТЕДЕМСФШ У ЕЗП РПНПЭША ПВЯЕН ЦЙДЛПУФЙ.
пВПТХДПЧБОЙЕ: ЙЪНЕТЙФЕМШОЩК ГЙМЙОДТ У ЧПДПК.
ъБДБОЙЕ 1 . пРТЕДЕМЙФШ ГЕОХ ДЕМЕОЙС ЙЪНЕТЙФЕМШОПЗП ГЙМЙОДТБ.
ъБДБОЙЕ 2 . пРТЕДЕМЙФШ ПВЯЕН ЦЙДЛПУФЙ Ч ЙЪНЕТЙФЕМШОПН ГЙМЙОДТЕ.
гЕОБ ДЕМЕОЙС ЙЪНЕТЙФЕМШОПЗП ГЙМЙОДТБ: d = . УН 3 = . Н 3 .
пВЯЕН ЦЙДЛПУФЙ Ч ЙЪНЕТЙФЕМШОПН ГЙМЙОДТЕ: V = . УН 3 = . Н 3 .
рЕТЕЧПД ЕДЙОЙГ ЙЪ УН 3 Ч Н 3 ПВЩЮОП ЧЩЪЩЧБЕФ ЪБФТХДОЕОЙС. оЕПВИПДЙНП ПВУХДЙФШ У УЕНЙЛМБУУОЙЛБНЙ, ЛБЛ ЬФП ДЕМБЕФУС. уЙМШОЩЕ ХЮЕОЙЛЙ ВЩУФТП ЧЩРПМОСАФ ТБВПФХ Й ВЕТХФ ЙЪНЕТЙФЕМШОЩЕ ГЙМЙОДТЩ У ДТХЗПК ГЕОПК ДЕМЕОЙС (ЙМЙ ДТХЗЙЕ РТЙВПТЩ). фБЛЙН ПВТБЪПН, ЪБ 2–3 ХТПЛБ ХДБЕФУС УЖПТНЙТПЧБФШ ПВПВЭЕООПЕ ХНЕОЙЕ УОЙНБФШ РПЛБЪБОЙС УП ЫЛБМШОЩИ ЙЪНЕТЙФЕМШОЩИ РТЙВПТПЧ Й РПЧЩУЙФШ ЙОФЕТЕУ Л РТЕДНЕФХ. вПМШЫЕ Л ЬФПНХ ЧПРТПУХ Ч УФБТЫЙИ ЛМБУУБИ НЩ ОЕ ЧПЪЧТБЭБЕНУС.
уОСФЙЕ РПЛБЪБОЙК РТЙВПТПЧ
хЮЕВОБС ЙОУФТХЛГЙПООБС ЛБТФБ I
ъБДБОЙЕ 1 : ПРТЕДЕМЙФШ, ЛБЛБС ЖЙЪЙЮЕУЛБС ЧЕМЙЮЙОБ ЙЪНЕТСЕФУС ДБООЩН РТЙВПТПН.
1) ОБКДЙФЕ ОБ ЫЛБМЕ ПВПЪОБЮЕОЙЕ ЕДЙОЙГЩ ЖЙЪЙЮЕУЛПК ЧЕМЙЮЙОЩ;
2) ХУФБОПЧЙФЕ РП ФБВМЙГЕ ОБЙНЕОПЧБОЙЕ ЕДЙОЙГЩ ЖЙЪЙЮЕУЛПК ЧЕМЙЮЙОЩ, ЙЪНЕТСЕНПК ДБООЩН РТЙВПТПН;
3) ХУФБОПЧЙФЕ РП ФБВМЙГЕ, ЛБЛХА ЖЙЪЙЮЕУЛХА ЧЕМЙЮЙОХ ЙЪНЕТСЕФ ДБООЩК РТЙВПТ;
4) РТПЮЙФБКФЕ ЪОБЮЕОЙС ЖЙЪЙЮЕУЛЙИ ЧЕМЙЮЙО, ХЛБЪБООЩЕ ОБ ЫЛБМЕ РТЙВПТБ.
ъБДБОЙЕ 2 : ПРТЕДЕМЙФШ РТЕДЕМЩ ЙЪНЕТЕОЙС РТЙВПТБ.
1) ПРТЕДЕМЙФЕ ОБЙНЕОШЫЕЕ ЪОБЮЕОЙЕ ЖЙЪЙЮЕУЛПК ЧЕМЙЮЙОЩ, ХЛБЪБООПЕ ОБ ЫЛБМЕ РТЙВПТБ. ъБРЙЫЙФЕ: «оЙЦОСС ЗТБОЙГБ ЙЪНЕТЕОЙС РТЙВПТБ ТБЧОБ. »;
2) ПРТЕДЕМЙФЕ ОБЙВПМШЫЕЕ ЪОБЮЕОЙЕ ЖЙЪЙЮЕУЛПК ЧЕМЙЮЙОЩ, ХЛБЪБООПЕ ОБ ЫЛБМЕ. ъБРЙЫЙФЕ: «чЕТИОСС ЗТБОЙГБ ЙЪНЕТЕОЙС РТЙВПТБ ТБЧОБ. »
хЮЕВОБС ЙОУФТХЛГЙПООБС ЛБТФБ II
ъБДБОЙЕ: ПРТЕДЕМЙФШ ГЕОХ ДЕМЕОЙС ЫЛБМЩ РТЙВПТБ.
1) ЧЩВЕТЙФЕ ХЮБУФПЛ ЫЛБМЩ, ОБ ЛПФПТПН ВХДЕФЕ ПРТЕДЕМСФШ ГЕОХ ДЕМЕОЙС (РП ВМЙЦБКЫЙН ПФ ХЛБЪБФЕМС ДЕМЕОЙСН, ЧПЪМЕ ЛПФПТЩИ РТПУФБЧМЕОЩ ГЙЖТЩ);
2) ХЛБЦЙФЕ ОБЙВПМШЫЕЕ ЪОБЮЕОЙЕ ЙЪНЕТСЕНПК ЖЙЪЙЮЕУЛПК ЧЕМЙЮЙОЩ ОБ ЬФПН ХЮБУФЛЕ: b = . ;
3) ХЛБЦЙФЕ ОБЙНЕОШЫЕЕ ЪОБЮЕОЙЕ ЙЪНЕТСЕНПК ЖЙЪЙЮЕУЛПК ЧЕМЙЮЙОЩ ОБ ЬФПН ХЮБУФЛЕ: c = . ;
4) РПДУЮЙФБКФЕ ЮЙУМП ДЕМЕОЙК (Ф.Е. ЮЙУМП РТПНЕЦХФЛПЧ НЕЦДХ ЮЕТФПЮЛБНЙ) ОБ ХЮБУФЛЕ ПФ c ДП b. ъБРЙЫЙФЕ: a = . ;
5) ЧЩЮЙУМЙФЕ ГЕОХ ДЕМЕОЙС ЫЛБМЩ РТЙВПТБ:
гЕОПК ДЕМЕОЙС РТЙВПТБ ОБЪЩЧБАФ ЪОБЮЕОЙЕ ЖЙЪЙЮЕУЛПК ЧЕМЙЮЙОЩ, РТЙИПДСЭЕЕУС ОБ ОБЙНЕОШЫЕЕ ДЕМЕОЙЕ ДБООПЗП ХЮБУФЛБ ЫЛБМЩ РТЙВПТБ:
b – ЧЕТИОСС ЗТБОЙГБ ХЮБУФЛБ ЫЛБМЩ;
c – ОЙЦОСС ЗТБОЙГБ ХЮБУФЛБ ЫЛБМЩ;
a – ЮЙУМП ДЕМЕОЙК, Ф.Е. ЮЙУМП РТПНЕЦХФЛПЧ НЕЦДХ ЮЕТФПЮЛБНЙ ПФ c ДП b.
хЮЕВОБС ЙОУФТХЛГЙПООБС ЛБТФБ III
ъБДБОЙЕ : ПРТЕДЕМЙФШ РПЛБЪБОЙС РТЙВПТБ.
1) ПРТЕДЕМЙФЕ ОБЙНЕОШЫЕЕ ЪОБЮЕОЙЕ ЙЪНЕТСЕНПК ЧЕМЙЮЙОЩ ОБ ХЮБУФЛЕ ЫЛБМЩ, ДМС ЛПФПТПЗП ПРТЕДЕМСМБУШ ГЕОБ ДЕМЕОЙС: c = . ;
2) РПДУЮЙФБКФЕ ЮЙУМП ДЕМЕОЙК ПФ c ДП ХЛБЪБФЕМС (УФТЕМЛЙ): n = . ;
3) ЧЩЮЙУМЙФЕ РПЛБЪБОЙЕ: c + n • d = . , ЗДЕ d – ГЕОБ ДЕМЕОЙС.
рПМХЮЕООЩК ТЕЪХМШФБФ УППФЧЕФУФЧХЕФ ЪОБЮЕОЙА ЙЪНЕТСЕНПК ЖЙЪЙЮЕУЛПК ЧЕМЙЮЙОЩ.
чОЙНБОЙЕ! оЕ ЪБВЩЧБКФЕ РТЙ ЧЩЮЙУМЕОЙСИ ХЛБЪЩЧБФШ ЕДЙОЙГЩ ЖЙЪЙЮЕУЛЙИ ЧЕМЙЮЙО!
Видео:Как правильно измерять деталь индикаторным нутромером с допуском в 0.03Скачать
Как правильно пользоваться штангенциркулем
Штангенциркуль – высокоточный инструмент, используемый для измерения наружных и внутренних линейных размеров, глубин отверстий и пазов, разметки. Свое название этот универсальный прибор получил от линейки-штанги, которая служит основой его конструкции.
Читайте также: Второй цилиндр как определить
Видео:Как снимать показания с двухтарифного счетчика и что предавать в электроМАФИЮ??? КОРОТКОСкачать
Определение показаний по нониусу
Для определения показаний штангенциркуля необходимо сложить значения его основной и вспомогательной шкалы.
- Количество целых миллиметров отсчитывается по шкале штанги слева направо. Указателем служит нулевой штрих нониуса.
- Для отсчета долей миллиметра необходимо найти тот штрих нониуса, который наиболее точно совпадает с одним из штрихов основной шкалы. После этого нужно умножить порядковый номер найденного штриха нониуса (не считая нулевого) на цену деления его шкалы.
Результат измерения равен сумме двух величин: числа целых миллиметров и долей мм. Если нулевой штрих нониуса точно совпал с одним из штрихов основной шкалы, полученный размер выражается целым числом.
На рисунке выше представлены показания штангенциркуля ШЦ-1. В первом случае они составляют: 3 + 0,3 = 3,3 мм, а во втором — 36 + 0,8 = 36,8 мм.
Нониус с ценой деления 0,05 мм
Шкала прибора с ценой деления 0,05 мм представлена ниже. Для примера приведены два различных показания. Первое составляет 6 мм + 0,45 мм = 6,45 мм, второе — 1 мм + 0,65 мм = 1,65 мм.
Аналогично первому примеру необходимо найти штрихи нониуса и штанги, которые точно совпадают друг с другом. На рисунке они выделены зеленым и черным цветом соответственно.
Видео:Нутромер, как пользоваться? Нутромер индикаторный НИ-10 6-10мм СССР. Конструкция. Настройка. Замер.Скачать
Устройство механического штангенциркуля
Устройство двустороннего штангенциркуля с глубиномером представлено на рисунке. Пределы измерений этого инструмента составляют 0—150 мм. С его помощью можно измерять как наружные, так и внутренние размеры, глубину отверстий с точностью до 0,05 мм.
Основные элементы
- Штанга.
- Рамка.
- Губки для наружных измерений.
- Губки для внутренних измерений.
- Линейка глубиномера.
- Стопорный винт для фиксации рамки.
- Шкала нониуса. Служит для отсчета долей миллиметров.
- Шкала штанги.
Губки для внутренних измерений 4 имеют ножевидную форму. Благодаря этому размер отверстия определяется по шкале без дополнительных вычислений. Если губки штангенциркуля ступенчатые, как в устройстве ШЦ-2, то при измерении пазов и отверстий к полученным показаниям необходимо прибавлять их суммарную толщину.
Величина отсчета по нониусу у различных моделей инструмента может отличаться. Так, например, у ШЦ-1 она составляет 0,1 мм, у ШЦ-II 0,05 или 0,1 мм, а точность приборов с величиной отсчета по нониусу 0,02 мм приближается к точности микрометров. Конструктивные отличия в устройстве штангенциркулей могут быть выражены в форме подвижной рамки, пределах измерений, например: 0–125 мм, 0–500 мм, 500–1600 мм, 800–2000 мм и т.д. Точность измерений зависит от различных факторов: величины отсчета по нониусу, навыков работы, исправного состояния инструмента.
Видео:двeхтарифный счетчик NIK 2100 AP2T.1000.C.11Скачать
Порядок проведения измерений, проверка исправности
Перед работой проверяют техническое состояние штангенциркуля и при необходимости настраивают его. Если прибор имеет перекошенные губки, пользоваться им нельзя. Не допускаются также забоины, коррозия и царапины на рабочих поверхностях. Необходимо, чтобы торцы штанги и линейки-глубиномера при совмещенных губках совпадали. Шкала инструмента должна быть чистой, хорошо читаемой.
- Губки штангенциркуля плотно с небольшим усилием, без зазоров и перекосов прижимают к детали.
- Определяя величину наружного диаметра цилиндра (вала, болта и т. д.), следят за тем, чтобы плоскость рамки была перпендикулярна его оси.
- При измерении цилиндрических отверстий губки штангенциркуля располагают в диаметрально противоположных точках, которые можно найти, ориентируясь по максимальным показаниям шкалы. При этом плоскость рамки должна проходить через ось отверстия, т.е. не допускается измерение по хорде или под углом к оси.
- Чтобы измерить глубину отверстия, штангу устанавливают у его края перпендикулярно поверхности детали. Линейку глубиномера выдвигают до упора в дно при помощи подвижной рамки.
- Полученный размер фиксируют стопорным винтом и определяют показания.
Работая со штангенциркулем, следят за плавностью хода рамки. Она должна плотно, без покачивания сидеть на штанге, при этом передвигаться без рывков умеренным усилием, которое регулируется стопорным винтом. Необходимо, чтобы при совмещенных губках нулевой штрих нониуса совпадал с нулевым штрихом штанги. В противном случае требуется переустановка нониуса, для чего ослабляют его винты крепления к рамке, совмещают штрихи и вновь закрепляют винты.
🎦 Видео
Как снять показания счетчика электроэнергии на пульте день ночь / двухтарифный счетчикСкачать
Как правильно снять показания счетчиков?Скачать
Меркурий 200.02 как снимать показания.Скачать
СЕВЭНЕРГОСБЫТ ПОКАЗАНИЯ ЭЛЕКТРОСЧЕТЧИКАСкачать
Положение запятой на электросчетчике. Как правильно снимать показания?!Скачать
Мерные и измерительные емкости. Точная мерная посуда. Тест на точностьСкачать
Как пользоваться шкалой динамометрического ключа. How to set the desired force on the torque wrench.Скачать
Замер показания счетчика Электичества!Скачать
Как снимать показания с двухтарифного счётчика и что отправлять энергосбыт. Читайте описание видео⭕Скачать
Что надо знать, при снятии показаний на счетчике Ленэлектро! Счетчик ЛЕ 221.1.r4.p2.Скачать
как правильно считать светСкачать
как пользоваться пультом Рим 040.05Скачать
Меркурий 230 ART-03 RN как снимать показания.Скачать
Инструкция по работе с Примой. Дистилляция, Ректификация, отбор по жидкости и пару.Скачать
Как правильно снять показания с электрического счётчика Меркурий 200! Обман управляющих компаний!!!Скачать