- Момент и сила затяжки головки блока цилиндров на ВАЗ 2114
- Когда необходимо производить затяжку ГБЦ
- Необходимый для работы набор инструментов
- Щелчковый
- Стрелочный
- Цифровой
- Правильный порядок затяжки ГБЦ
- Нива 21214
- Возможные последствия неправильной затяжки
- Момент затяжки ГБЦ ВАЗ 2114 (8 клапанов) – последовательность и схема, необходимый инструмент
- Необходимый инструмент
- Правильная работа с динамометрическим ключом
- Схема затяжки ГБЦ на ВАЗ 2114
- Порядок выполнения работ
- Процесс затяжки ГБЦ
- Моменты затяжки ВАЗ 2114, 2113, 2115.
- Необходимые инструменты и процесс
- Как произвести затяжку болтов ГБЦ правильно?
- Регулировка момента затяжки болтов
- Необходимые инструменты
- Схема затяжки
- Выводы
- Правильная затяжка болтов – нюансы
- Момент затяжки ГБЦ ВАЗ 2114 8 клапанов:правильная работа с динамометрическим ключом
- Порядок замены прокладки головки блока цилиндров на ВАЗ 2109-2108
- Автомобили ВАЗ-2115i-14i-13i
- Порядок замены прокладки головки блока цилиндров на ВАЗ 2109-2108
- Замена
- Приложение 1. Моменты затяжки резьбовых соединений
- Установка головки на место
- Правильная затяжка болтов – нюансы
Видео:Что делать если нет демометрического ключа. Как протянуть ГБЦ без спец ключа все простоСкачать
Момент и сила затяжки головки блока цилиндров на ВАЗ 2114
Многие начинающие автомеханики без проблем разбирают двигатель и демонтируют систему ГБЦ, а вот со сборкой начинаются проблемы. Необходимо правильно отрегулировать затяжку болтов головки блока цилиндров.
Ниже вы найдете полезные инструкции, с которыми у вас не возникнет проблем.
Видео:Протяжка ГБЦ (Головка Блока Цилиндров) на ВАЗ 2109, 2114, 2110 8 клапанов. МОМЕНТ Затяжки болтов ГБЦСкачать
Когда необходимо производить затяжку ГБЦ
Для начала стоит заметить, что далеко не на всех автомобилях необходима затяжка ГБЦ. Она нужна на старых отечественных автомобилях: ВАЗ 2006, НИВА, Москвич и т.д.
- Протекает масло из под блока цилиндров. Симптом говорит о том, что уплотнитель износился, и нужна его замена, для чего и придется открутить болты ГБЦ.
- Был произведен ремонт. В этом случае необходима перезатяжка, причем в соответствии с заданным стандартом.
- Необходима профилактика. Рекомендуется каждые 5 тысяч километров проверять затяжку или править ее. Все же блок испытывает сильные вибрации, от которых головки болтов откручиваются.
Видео:установка протяжка гбц ваз инжектор 8 клапанов калинаСкачать
Необходимый для работы набор инструментов
В общем, вам понадобится обычный набор: отвертки (желательно из автомобильного набора), герметик, вороток с головками.
Также вам понадобится динамометрический ключ и вот тут начинаются сложности.
Всего существует 3 вида: щелчковый, стрелочные и цифровые, на что стоит обратить внимание.
Щелчковый
Щелчковый ключ, он же предельный и пружинный, наиболее распространенный тип. Обладает весьма сложной механической конструкцией. На ручке есть вороток, на котором выставляется необходимый крутящий момент в Ньютонах.
- Выбираете необходимый крутящий момент;
- Поворачивайте вороток до «характерного щелчка»;
- Прекращаете вращение.
Обратите внимание, что щелчковидный ключ – очень капризный и тонкий инструмент.
Если его неправильно хранить (в подвешенном состоянии или без футляра), то он может начать «врать» на 10%+.
Стрелочный
Если момент затяжки головки блока цилиндров не требует точности, подойдет стрелочный (он же торсионный) ключ.
На ручке расположена стрелочная полукруглая шкала, показывающая момент в реальном времени.
- Низкая цена. Купить можно в любом автомобильном магазине.
- Нетребовательность. В отличие от щелчкового, хранить можно как угодно.
А из минусов – огромная погрешность: от 5 до 20%.
Цифровой
Если протяжка ГБЦ наоборот должна быть точной, то необходим цифровой ключ. На рукоятке расположен жидкокристаллический дисплей, на котором точно указывается крутящий момент.
Для самостоятельного ремонта его покупать не стоит (слишком дорого), а вот для сервисного центра, даже для гаражного СТО, он необходим.
Видео:Как Правильно Повторно Протянуть Головку Двигателя и для чего это надоСкачать
Правильный порядок затяжки ГБЦ
Сила затяжки четко регламентируется производителем и нарушать их не стоит.
Порядок затяжки болтов головки блока цилиндров отличается, в зависимости от автомобиля, хотя для большинства отечественных машин указания схожие.
В ВАЗ 2123 порядок затяжки болтов головки блока цилиндров выглядит следующим образом.
Аналогично он будет выглядеть и на всех последующих автомобилях!
Протяжка головки блока цилиндров осуществляется в 4 этапа:
- Максимум 20 Н-М;
- До 85 Н-М;
- Прокрутите болты на 90 градусов;
- Повторите 3 пункт.
Аналогичный момент затяжки используется и в ГБЦ ВАЗ 2114 8 клапанов, Калина, Гранта, 2106 и 2107.
Нива 21214
В новой ревизии «Нивы», чей двигатель создавался по стандарту Евро 3, сила затяжки отличается. Вот схема затяжки болтов. Как вы можете заметить, здесь присутствует 11 болт, выведенный из основной батареи.
Инструкция аналогична предыдущей, но 11 болт ГБЦ закручивается с момент затяжки 39,1 Н-М в один подход.
Видео:Пол дня работы и двигатель на авто опять как новый!Скачать
Возможные последствия неправильной затяжки
Снятие ГБЦ – процесс легкий, а вот его настройка уже сложнее. Неточностей допускать нельзя, все же ГБЦ – это крышка блока цилиндров, что напрямую влияет на эффективность работы двигателя.
Если момент затяжки болтов головки блока цилиндров будет недостаточным, то компрессия будет слишком слабой.
Отсюда вытекает прогорание прокладки, выход газов и их попадание в отсек со смазкой и охлаждайкой.
Понятное дело, что это приведет к падению эффективности силового агрегата.
Почему бы тогда крутить болты посильнее? Этого делать также не стоит, ведь они сделаны из мягких металлов.
При перетяжке возможны трещины, срыв граней или даже разлом резьбы.
Вот почему важно знать, с каким усилием затягивать головку блока цилиндров.
Кстати, при перетяжке можно сорвать резьбу в самом блоке, от чего болт будет прокручиваться на одном месте.
Видео:Протяжка гбц(головки блока цилиндров) динамометрическим ключом.Ваз 2114,2108-09-10,1118-1119.Скачать
Момент затяжки ГБЦ ВАЗ 2114 (8 клапанов) – последовательность и схема, необходимый инструмент
Нередко автолюбители сталкиваются с проблемой течи масла из-под головки двигателя. Это происходит по причине износа прокладки, из-за чего ослабевает затяжка болтов. Давайте разберем какой инструмент потребуется, чтобы выполнить обслуживание автомобиля. А также разберем момент затяжки ГБЦ ВАЗ 2114 (8 клапанов) и как правильно работать с динамометрическим ключом.
Видео:Замена прокладки ГБЦ ВАЗ 8 клапанный двигатель . Ваз 2114, 2112, 2110 Калина , Гранта, DATSUN и тдСкачать
Необходимый инструмент
Для выполнения работ нам потребуется иметь подходящий инструмент, чтобы выполнить ее правильно:
- Набор головок;
- Удлинители;
- Вороток или трещотка;
- Ключ динамометрический.
Сложность процесса заключается в том, что нам потребуется найти или приобрести последний ключ. Его цена начинается от 2000 за самый простой. Если вы часто занимаетесь ремонтом своего автомобиля, то данный ключ будет отличным дополнением инструмента в вашем гараже, так как он необходим во многих процессах, где требуется точная затяжка болтов.
Видео:Замена Прокладки ГБЦ ВАЗ 2109, 2110, 2114 8 клапанов. Снятие Головки Инжектора ВАЗ 2109, 2114Скачать
Правильная работа с динамометрическим ключом
Полезно будет разобрать принцип работы с динамометрическим ключом, так как использовать его необходимо с большой аккуратностью и осторожностью. Механизм точный и его достаточно легко сбить с настроек.
Последовательность затяжки этим ключом выглядит примерно так:
- Устанавливаем держатель в положение ноль.
- Надеваем ключ на болт и начинаем плавное вращение, при этом следим за его показателями.
- Бывает, начиная вращение ключа, показания на нем не изменяются. Это говорит о небольшом внутреннем растяжении элементов, явление абсолютно нормальное и вращение стоит продолжать.
- При достижении нужных показателей затяжку необходимо прекратить.
Если вам требуется точная затяжка с нужным усилием, не стоит пытаться это сделать с помощью обычной трещотки. Точную и плавную затяжку можно обеспечить только с помощью подходящего инструмента.
Видео:Установка и обтяжка гбц ВАЗ 2110 8-клапанный двигательСкачать
Схема затяжки ГБЦ на ВАЗ 2114
Порядок затяжки болтов ГБЦ ВАЗ 2114 указан на схеме:
Последовательность затягивания начинается с числа 1 и двигаться от центра к краям головки. Это позволит исключить неравномерное прилегание и выгибание головки по бокам.
К затяжке болтов ГБЦ нужно отнестись предельно внимательно. Каждый болт нужно протягивать с одинаковым усилием и без ошибок. Если какое-то из условий выполнить неточно, возможен быстрый износ прокладки, что повлечет за собой течь масла или охлаждающей жидкости.
Видео:Замена прокладки ГБЦ ВАЗ-2109, 2110, 2111, 2112, 2114 (8 клапанов)Скачать
Порядок выполнения работ
Чтобы выполнить протяжку головки блока нам необходимо добраться до нее, а сделать это не так уж и просто:
Разъединяем колодки, идущие к датчику контроля уровня масла и температуры охлаждающей жидкости.
После необходимо слить антифриз из автомобиля. Делается это через заглушку на радиаторе или путем снятия нижнего патрубка.
- Снимите термостат и корпус воздушного фильтра.
- Отсоединяем от коллектора выхлопную трубу.
- Убираем защитный корпус подшипника распределительного вала, а также отсоединяем ремень ГРМ.
- Снимите все кабели и трубки, идущие к ГБЦ.
После этого можно проводить дальнейшую процедуру. Если вы решили заняться ремонтом из-за пробитой прокладки, то необходимо будет снять головку блока цилиндров, очистить места прилегания от остатков старого герметика и установить новую прокладку.
Видео:Порядок обтяжки гбц ВАЗ 8-клапанный двигательСкачать
Процесс затяжки ГБЦ
Процесс затяжки ГБЦ проходит в несколько этапов. В первую очередь необходимо проверить болты головки блока цилиндров. Резьба на них должна быть в отличном состоянии, а также длинна элементов должна соответствовать нормам.
При затяжке болтов ГБЦ на ВАЗ 2114 растянувшиеся болты не дадут выполнить надежную фиксацию, а также они быстро ослабевают. Новые стоят не дорого, поэтому лучше сразу заменить изношенные.
Болты с начала закручиваем руками до упора, а уже после можно перейти к процессу затяжки. Его необходимо выполнять в 4 этапа:
- Динамометрическим ключом выполняем затяжку каждого болта по схеме (от краев к центру) с усилием 2 кгс/см2.
- На втором этапе каждый болт затягиваем уже с усилием 8 кгс/см2.
- Третьим этапом каждый болт необходимо провернуть на 90 градусов от их положения.
- Вновь проворачиваем каждый из болтов также на 90 градусов.
Читайте также: Сальник привода левого ларгус 16 клапанов артикул
Старайтесь четко контролировать каждый из пунктов, тогда вы выполните процесс без ошибок и получите гарантию правильной работы двигателя.
Обращаясь в автосервис за подобную процедуру с вас возьмут около 3000 рублей. Высокая цена обусловлена тем, что необходимо разобрать половину силового агрегата и при этом использовать специальный инструмент. Но пользуясь руководством из статьи можно выполнить работу и своими руками, при этом сэкономив большую часть средств.
Сам процесс протяжки ГБЦ ВАЗ 2114 (8 клапанов) не вызывает затруднений, конечно если вы подготовили весь требуемый инструмент. Основная сложность заключается в разборе и последующей сборки двигателя, но если вы имеете основу о комплектации 8-ми клапанного мотора, то выполните ремонт без проблем.
Видео:Протяжка ГБЦ (Головка Блока Цилиндров) на ВАЗ 2109, 2114, 2110 8 клапанов. Протяжка ГБЦ 1000 КМСкачать
Моменты затяжки ВАЗ 2114, 2113, 2115.
Видео:Проверить прокладку ГБЦ на прогар теперь сможет каждый. Все простоСкачать
Необходимые инструменты и процесс
Периодически прокладка головки блока цилиндров может выходить из строя по причине износа ее материала либо его прогорания. Основными признаками того, что прокладку пора заменять на новую, являются появление локальных протечек масла и охлаждающей жидкости в месте соприкосновение ГБЦ и мотора.Момент затяжки ГБЦ ВАЗ 2114 8 клапанов: рассматриваем тонкости процесса.
Следует помнить, что при замене прокладки важным является не только момент затяжки гбц ваз 2114, но и вся последовательность операций — ведь сама замена является очень важной и серьезной процедурой, ошибки при проведении которой могут привести к нарушению работы двигателя.
Для того, чтобы ее сделать правильно, понадобятся:
- набор торцовых головок;
- удлинитель;
- трещотка/вороток;
- ключ динамометрический.
Сам процесс замены следует выполнять по такой схеме:
- Отсоединить провода, подходящие к датчикам аварийного уровня масла и температуры ОЖ.
- Слить охлаждающую жидкость.
- Демонтировать термостат.
- Снять корпус воздухофильтра.
- Отсоединить входную часть выхлопной трубы от коллектора.
- Снять кожух, а также сам ремень распределительного вала.
- Отсоединить от карбюратора тяги привода обеих заслонок.
- Отключить подходящие к ГБЦ провода.
- Отсоединить подходящие к ГБЦ шланги, ослабив их хомуты.
- Демонтировать головку блока цилиндров.
- Удалить изношенную прокладку.
- Очистить поверхность касания ГБЦ от остатков материала прокладки.
Установка прокладки и монтаж головки блока цилиндров на свое место производится в точно такой же последовательности, но в обратном порядке. При этом, стоит обратить наиболее пристальное внимание на такой фактор, как момент затяжки гбц ваз 2114 8 клапанов — о нем мы и поговорим ниже.
Видео:Как правильно Затянуть Головку Блока Цилиндров Без Спец КлючаСкачать
Как произвести затяжку болтов ГБЦ правильно?
Перед тем, как приступать к монтажу головки блока, следует сначала обратить внимание на состояние ее болтов. Они должны иметь хорошую резьбу и по длине соответствовать требуемым нормам.
Нормальная полная длина болта ГБЦ равняется 135,5 мм. Если болты, извлеченные в ходе замены прокладки, соответствуют этому параметру, то их можно использовать повторно. Если же болты удлинились в ходе работы двигателя, то использовать их уже нельзя и следует приобрести новые.
Разобравшись таким образом с болтами, и установив их на место, следует перейти к затяжке. Выполняется она в обязательном порядке только динамометрическим ключом. Затяжка болтов «на глаз»может привести к очень серьезным последствиям, вплоть до повреждения самого двигателя.
И так, как протянуть головку на ваз 2114 правильно? Во-первых, следует помнить, что начинать затяжку болтов следует от центра к краям.
Во-вторых, выполнять затяжку следует в четыре этапа (каждый из которых выполняется точно в такой же последовательности, как и обозначено на схеме выше).
На первом этапе затягиваем каждый из болтов динамометрическим ключом с усилием, равным 2 кгс/см2.
На втором этапе затягиваем все болты уже с усилием 8 кгс/см2.
На третьем этапе выполняем дотяжку болтов, проворачивая каждый из них на угол в 90 градусов.
На четвертом этапе вновь проворачиваем каждый из болтов (все также придерживаясь приведенной в начале схемы) на угол в 90 градусов.
После того, как все четыре этапа будут завершены, затяжку болтов головки блока цилиндров можно считать оконченной.
К затяжке болтов ГБЦ следует подходить максимально серьезно. Выполнять все ее этапы необходимо строго в одинаковом порядке и с равным усилием на каждом из них. Несоблюдение этого правила может привести к быстрому износу прокладки и появлению течей масла и ОЖ.
Видео:Как затягивать болты ГБЦ чтобы не пробивало прокладку ?!Скачать
Регулировка момента затяжки болтов
Для того чтобы выполнить все правильно и избежать ошибок нужно строго придерживаться определенных правил и соблюдать порядок выполнения.
Подтяжку нужно проводить только специальным динамометрическим ключом, который позволяет осуществлять контроль за моментом подтяжки.
Сначала, при помощи динамометрического ключа, ставим держатель в нулевое положение. Это означает, что данные устройства, равны моменту исходной позиции. Затем, нужно посмотреть на показатель прибора при старте крепежа. Вращая держатель, следим за показателями. Если момент не изменился, то это означает, что крепеж может поддаваться растяжению и это нормально, так и должно быть. Если момент быстро возрос, необходимо достичь движения болта. Этот говорит о малом растяжении держателя. Значит, нужна стабилизация.
Во время работы автомобиля, болты, которыми закреплена головка блока цилиндров, все время испытывают различные воздействия. Постоянно происходит их нагрев и остывание, что со временем приводит к разрушению структуры крепежей.
Для всех силовых агрегатов имеются конкретные правила, которых необходимо придерживаться при работе:
- Строго следуйте тем данным, которые указаны в практическом руководстве к ВАЗ 2109.
- Регулировка проводится только динамометрическим ключом. Применение иного приспособления не позволит выполнить правильно эту работу.
- Используйте, лишь исправные болты.
Комплект болтов для замены
- Начиная работать, обязательно проверьте, в каком состоянии находятся держатели.
- Строго придерживайтесь показателей момента затяжки, рекомендованных изготовителем.
Необходимые инструменты
Схема затяжки
- затяжка моментом 2,0 кгс/м
- затяжка моментом 7,5 — 8,5 кгс/м
- доворачиваем на 90 градусов.
- повторно доворачиваем на 90 градусов.
Чтобы было понятней опишем подробней этой процесс:
- С помощью динамометрического ключа затягиваем болты в указанной на рисунке последовательности до 2,0 кг/см.
- Потом проходимся по второму кругу и дотягиваем до 8 кгс*м.
- Далее докручиваем на 90 градусов.
- Проходим по второму кругу, докручивая еще на 90 градусов.
Внимание! На 16-ти кл силовых агрегатах болты можно использовать повторно, но если их длина не более 95 миллиметров.
В ином случае он меняется. Длина меряется вместе с шайбой. Не пытайтесь заменить динамометрический ключ иным приспособлением иначе, последствия могут быть непредсказуемыми.
Видео:Затяжка гбц ваз 2109, с помощью динамо ключа , в ньютонахСкачать
Выводы
Заменить прокладку головки блока на ВАЗ-2114 достаточно сложно, поскольку необходимо знать конструктивные особенности данного двигателя, а также иметь опыт проведения таких операций на аналогичных двигателях.
К выбору прокладки стоит подходить серьезно и тщательно, поскольку от ее состояния зависит нормальная работа многих узлов. Если процесс, расписанный в статье, показался достаточно сложным и автомобилист не в состоянии провести операцию самостоятельно, то рекомендуется обратиться на автосервис, где помогут и сделают все быстро и качественно.
Видео:Дельный совет и установка прокладки под головку блока цилиндровСкачать
Правильная затяжка болтов – нюансы
Прежде чем приступить к процедуре затяжки, пристально изучите износ болтов. Убедитесь, что резьба на них пребывает в удовлетворительном состоянии, а длина не выходит за рамки нормативной. В соответствии с технической документацией, болты, удерживающие головку блока, имеют размер не больше и не меньше 135,5 миллиметра. Для измерения используйте штангенциркуль.
Растянувшиеся болты не позволяют выполнить надежную затяжку и быстро ослабевают. Если элементы соответствуют стандарту, то их ничто не мешает эксплуатировать и в дальнейшем. Изношенные же заменяются на новые – стоят они недорого.
Прошедшие контроль болты сначала закрутите до упора голыми руками. Далее берите динамометрический ключ и приступайте к затяжке. Если такого инструмента у вас нет, то приобретите или одолжите – на глаз вы ничего сделать не сможете.
Видео:#Ваз2114, 8клапанный, протяжка #ГБЦ динамометрическим ключом #JTC1203, в 4 прохода 11.6H или 11.82КгСкачать
Момент затяжки ГБЦ ВАЗ 2114 8 клапанов:правильная работа с динамометрическим ключом
Такой инструмент, как динамометрический ключ, позволяющий выполнять затяжку болтов с равным усилием, требует большой аккуратности в работе и наличия определенных навыков.
Примерная последовательность затяжки болтов таким ключом выглядит следующим образом:
- установить держатель в положение «ноль»;
- начать плавное вращение инструмента, одновременно следя за его показаниями;
- в случае, если вращение инструмента (особенно на начальном этапе затяжки) происходит без изменения момента на индикаторе, то это может говорить о небольшом внутреннем растяжении крепежных элементов. Это явление абсолютно нормальное, и вращение инструмента следует продолжить;
- при достижении момента затяжки, соответствующего требуемому, движение инструмента следует прекратить.
Применять вместо динамометрического ключа какой-то другой инструмент (в том числе механизированный, с возможностью нормирования усилия заворачивания) — не следует. Ведь только ключом можно добиться абсолютно точного и плавного закручивания болтов, благодаря которому прокладка окажется равномерно прижатой по всей поверхности блока. Это поможет сделать срок ее службы максимальным, избежать появления прогаров, протечек масла и вытекания охлаждающей жидкости.
Видео:Ремонт двигателя. Установка ГБЦ ваз 8 клапанный / момент затяжки Этапы. Часть 3Скачать
Порядок замены прокладки головки блока цилиндров на ВАЗ 2109-2108
Прокладка может остаться как на поверхности головки, так и прилипнуть к самому блоку. Можно попытаться снять ее руками без использования каких-либо инструментов, а если не получится — аккуратно можно поддеть плоской отверткой, не повредив поверхности детали.
Блок двигателя также необходимо очистить, после чего установить на него новую прокладку
Разумеется, что предварительно необходимо будет провести некоторые подготовительные процедуры, без которых снять головку будет невозможно.
- Во-первых, нужно снять корпус воздушного фильтра
- Затем отсоединить все топливные шланги и провода питания от карбюратора или инжектора (в зависимости от типа мотора)
- , хотя это не обязательное условие — достаточно будет отсоединения высоковольтных проводов
В общем, необходимо освободить головку от всего лишнего, чтобы при демонтаже не возникало лишних проблем. Конечно, если вы решили полностью производить ее замену или же ремонт, тогда придется выполнять больше операций, и карбюратор снимать, и коллекторы. Ну а если дело только в прокладке, то можно обойтись минимумом действий.
Видео:7 признаков пробитой прокладки головки блокаСкачать
Автомобили ВАЗ-2115i-14i-13i
Моменты затяжки резьбовых соединений на автомобилях ВАЗ-2115 (2113, 2114) приведены в таблице ниже.
- Приведенные значения моментов затяжки резьбовых соединений можно округлять до десятых долей в пределах допуска.
- Болты крепления головки цилиндров необходимо затягивать в четыре приема: 1 – моментом 20 Н·м (2 кгс); 2 – моментом 69,4–85,7 (7,1–8,7 кгс); 3 – довернуть на 90°; 4 – снова довернуть на 90°.
Порядок замены прокладки головки блока цилиндров на ВАЗ 2109-2108
По истечению эксплуатационного периода или при нарушении целостности прокладки головки блока цилиндров, элемент подлежит обязательной замене.
Основной признак неисправности, износа прокладки — это образование течи ОЖ и масла в местах соединения блока двигателя и ГБЦ.
Замена
Чтобы поменять прокладку, вам потребуется демонтировать узел, избавиться от изношенной прокладки ГБЦ и собрать конструкцию в обратной последовательности, соблюдая рекомендации относительно моментов затяжки болтов ГБЦ. Обо всем этом расскажем более подробно.
При обнаружении течи моторного масла или охлаждающей жидкости в местах соединения головки с блоком цилиндров снимите головку и замените ее прокладку. Течь может возникнуть также из-за коробления головки блока вследствие перегрева.
Вам потребуются: динамометрический ключ, ключи «на 13», «на 17», «на 19», торцовые головки «на 10», «на 13», «на 17», «Тогх», отвертка.
Предупреждение! Прокладка головки блока однократного использования, поэтому при каждом снятии головки блока необходимо заменять прокладку.
1. Отсоедините провод от клеммы «-» аккумуляторной батареи.
2. Установите поршень 1-го цилиндра в положение ВМТ такта сжатия (см. «Установка поршня первого цилиндра в положение ВМТ такта сжатия»).
4. Снизьте давление в системе питания, если работа выполняется сразу после поездки (см. «Снижение давления в системе питания».
5. Отсоедините приемную трубу глушителя от выпускного коллектора (см. «Замена приемной трубы».
6. Снимите крышку головки блока цилиндров (см. «Замена прокладки крышки головки блока»).
7. Отсоедините колодку жгута проводов от датчика массового расхода воздуха, ослабьте хомут крепления воздухоподводящего патрубка к дроссельному узлу и снимите с дроссельного узла патрубок с корпусом воздушного фильтра и воздухозаборным шлангом (см. «Снятие и установка воздушного фильтра»).
8. Отверните гайку 1 крепления кронштейна подводящей трубы водяного насоса. Ослабьте затяжку гайки 2 крепления кронштейна подводящей трубы к выпускному коллектору.
9. Отведите кронштейн в сторону.
11. …и отсоедините подводящий и отводящий шланги системы охлаждения от дроссельного узла.
12. Ослабьте хомут крепления шланга вакуумного усилителя тормозов к штуцеру на ресивере…
14. Поверните до упора сектор привода дроссельной заслонки и отсоедините от него тягу привода дроссельной заслонки.
15. Отверните две гайки крепления наконечников «массовых» проводов к задней крышке головки блока…
16. …и снимите провода со шпилек.
17. Отверните гайку нижнего крепления распорки 1 и выверните болт нижнего крепления распорки 2…
18. …отверните гайки верхних креплений распорок впускного коллектора с правой…
19. …и с левой стороны, снимите распорки.
20, Отсоедините колодки жгутов проводов от датчиков уровня масла в картере двигателя…
21. …от датчика положения дроссельной заслонки…
22. …от регулятора холостого хода…
23. …от жгута проводов форсунок…
24. …от датчика температуры охлаждающей жидкости…
25. …от датчика положения коленчатого вала и датчика детонации.
26. Отсоедините колодки проводов от датчика указателя температуры охлаждающей жидкости…
27. …и от датчика давления масла.
28. Отсоедините наконечники высоковольтных проводов от свечей зажигания.
29. Вытяните жгут проводов из-под ресивера.
30. Выверните три винта крепления передней крышки ремня привода распределительного вала, снимите крышку…
Предупреждение! Запрещается поворачивать коленчатый и распределительный валы до установки ремня при вода распределительного вала.
32. Зафиксируйте зубчатый шкив распределительного вала от проворачивания, выверните болт крепления шкива к распределительному валу…
33. …и снимите болт вместе с шайбой.
34. Снимите шкив с распределительного вала. При этом не повредите сальник распределительного вала.
Примечание. Если шпонка сидит неплотно в пазу носка распределительного вала, выньте ее, чтобы не потерять.
35. Отверните гайку крепления задней крышки привода распределительного вала в верхней части головки блока.
36. Выверните четыре болта (тремя из них также закреплен водяной насос) и снимите заднюю крышку (см. «Ремонт двигателя (разборка, дефектовка, сборка)»).
37. Отверните гайку крепления «массового» провода…
38. …и снимите провод со шпильки крепления выпускного патрубка системы охлаждения к головке блока цилиндров.
39. Ослабьте хомуты и снимите с выпускного патрубка подводящий патрубок радиатора 2, подводящие шланги дроссельного узла 4 и отопителя 3, отсоедините термостат 5 вместе со шлангом 1.
40. Отверните гайки крепления и отсоедините шланги подачи и слива топлива от топливных трубок, удерживая шланги от проворачивания вторым ключом.
41. Обратите внимание на то, что на топливных трубках установлены уплотнительные кольца.
После отсоединения каждого шланга снимите уплотнительное кольцо с трубки. Сильно обжатые или надорванные кольца замените.
42. Ослабьте затяжку десяти болтов крепления головки блока в указанном порядке, затем окончательно выверните болты крепления головки, выньте их вместе с шайбами и снимите головку.
Примечание. Выворачивать болты крепления головки блока цилиндров необходимо специальной торцовой головкой «Тогх».
Предупреждение! Не забивайте между головкой и блоком цилиндров отвертку или другие инструменты.
Полезный совет. Чтобы оторвать головку блока от прокладки, вставьте отвертку под выпускной коллектор. Используя ее как рычаг, приподнимите головку.
43. Снимите прокладку головки блока.
Примечание. Болты крепления головки блока цилиндров вытягиваются при многократном использовании. Замените на новые болты, длина которых превышает 135,5 мм. Перед установкой головки блока смажьте болты тонким слоем моторного масла.
44. Очистите привалочные поверхности (они должны быть сухими и чистыми) головки блока и блока цилиндров и удалите масло из резьбовых отверстий в блоке под болты крепления головки.
45. Установите на блок новую прокладку головки (прокладка должна быть сухой и чистой) по установочным втулкам так, чтобы отверстие для прохода масла в прокладке (с медной окантовкой) находилось между 3-м и 4-м цилиндрами.
2 — моментом 69,4-85,7 Н-м (7,1-8,7 кгс-м);
4 — окончательно доверните болты на 90°.
47. Установите на головку блока детали и подсоедините к ней шланги и провода в порядке, обратном снятию. Установите шкив распределительного вала выступающей частью ступицы к двигателю.
Проверьте и при необходимости отрегулируйте зазоры в приводе клапанов (см. «Регулировка зазоров в приводе клапанов»). Отрегулируйте натяжение ремня привода распределительного вала (см. «Замена ремня привода распределительного вала и регулировка натяжения ремня»).
Приложение 1. Моменты затяжки резьбовых соединений
Начало › ПРИЛОЖЕНИЯ › Приложение 1. Моменты затяжки резьбовых соединений
Деталь | Резьба | Момент затяжки, Н-м (кгс-м) | ||
Двигатель | ||||
Болты крепления головки цилиндров | М12х1,25 | см. раздел «Двигатель» | ||
Гайка шпильки крепления впускной трубы и выпускного коллектора | М8 | 20,87-25,77(2,13-2,63) | ||
Гайка крепления натяжного ролика | М10х1,25 | 33,23-41,16(3,4-4,2) | ||
Гайка шпильки крепления корпуса подшипников распределительного вала | М8 | 18,38-22,64(1,87-2,31) | ||
Болт крепления шкива распределительного вала | М10 | 67,42-83,3 (6,88-8,5) | ||
Болт крепления корпуса вспомогательных агрегатов | М8 | 6,66-8,23 (0,68-0,84) | ||
Гайка шпильки крепления выпускного патрубка рубашки охлаждения | М8 | 15,97-22,64(1,63-2,31) | ||
Болт крепления крышек коренных подшипников | М10х1,25 | 68,31-84,38(6,97-8,61) | ||
Болт крепления масляного картера | М8 | 5,15-8,23(0,52-0,84) | ||
Гайка болта крышки шатуна | М9х1 | 43,32-53,51 (4,42-5,46) | ||
Болт крепления маховика | М10х1,25 | 60,96-87,42 (6,22-8,92) | ||
Болт крепления насоса охлаждающей жидкости | М8 | 7,64-8,01 (0,78-0,82) | ||
Болт крепления шкива коленчатого вала | М12х1,25 | 97,9-108,78(9,9-11,1) | ||
Болт крепления подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости | М8 | 4,17-5,15(0,425-0,525) | ||
Гайка крепления приемной трубы глушителя | М8х1,25 | 20,87-25,77(2,13-2,63) | ||
Гайка крепления фланца дополнительного глушителя | М8х1,25 | 15,97-22,64(1,63-2,31) | ||
Гайка болта крепления передней подвески двигателя | М10 | 41,65-51,45(4,25-5,25) | ||
Гайка болта крепления левой подвески двигателя | М10 | 41,65-51,45(4,25-5,25) | ||
Гайка крепления кронштейна левой подвески к двигателю | М10 | 31,85-51,45(3,25-5,25) | ||
Гайка болта крепления задней подвески к двигателю | М10 | 27,44-34 (2,8-3,47) | ||
Гайка болта крепления кронштейна задней подвески к двигателю | М12 | 60,7-98(6,2-10) | ||
Болт крепления маслоприемника к крышке коренного подшипника | М8 | 8,33-10,29(0,85-1,05) | ||
Болт крепления маслоприемника к насосу | М8 | 6,86-8,23 (0,7-0,84) | ||
Болт крепления масляного насоса | М8 | 8,33-10,29(0,85-1,05) | ||
Болт крепления корпуса масляного насоса | М8 | 7,2-9,2 (0,735-0,94) | ||
Пробка редукционного клапана масляного насоса | М16х1,5 | 45,5-73,5 (4,64-7,5) | ||
Штуцер масляного фильтра | М20х1,5 | 37,48-87,47 (3,8-8,9) | ||
Датчик контрольной лампы давления масла | М14х1,5 | 24-27 (2,45-2,75) | ||
Гайки крепления карбюратора | М8 | 12,8-15,9(1,3-1,6) | ||
Гайка крепления крышки головки цилиндров | М8 | 1,96-4,6(0,2-0,47) | ||
Сцепление | ||||
Гайка крепления картера сцепления к блоку двигателя | М12х1,25 | 54,2-87,6 (5,53-8,93) | ||
Болт крепления картера сцепления к блоку двигателя | М12х1,25 | 54,2-87,6 (5,53-8,93) | ||
Болт крепления фланца направляющей втулки муфты подшипника выключения сцепления | М8 | 4,78-7,75 (0,49-0,79) | ||
Болт крепления кожуха сцепления к маховику | М8 | 19,13-30,9(1,95-3,15) | ||
Гайка крепления картера сцепления к коробке передач | М8 | 15,7-25,5(1,6-2,6) | ||
Болт крепления нижней крышки к картеру сцепления | М8 | 3,8-6,2 (0,39-0,63) | ||
Коробка передач | ||||
Винт конический крепления шарнира тяги привода | М8 | 16,3-20,1 (1,66-2,05) | ||
Болт крепления механизма выбора передач | М8 | 5,1-8,2(0,5-0,83) | ||
Болт крепления корпуса рычага переключения передач | М8 | 15,7-25,5(1,6-2,6) | ||
Гайка крепления хомута тяги привода и реактивной тяги | М8 | 15,7-25,5(1,6-2,6) | ||
Гайка заднего конца первичного и вторичного валов | М20х1,5 | 120,8-149,2(12,3-15,2) | ||
Выключатель света заднего хода | М14х1,5 | 28,4-45,3 (2,9-4,6) | ||
Болт крепления вилок к штоку | М8 | 11,7-18,6(1,2-1,9) | ||
Болт крепления крышки фиксаторов | М8 | 15,7-25,5(1,6-2,6) | ||
Болт крепления ведомой шестерни дифференциала | М10х1,25 | 63,5-82,5 (6,5-8,4) | ||
Гайка крепления корпуса привода спидометра | М8 | 4,5-7,2 (0,45-0,73) | ||
Болт крепления оси рычага выбора передач | М8 | 15,7-25,5(1,6-2,6) | ||
Гайка крепления задней крышки к картеру коробки передач | М8 | 15,7-25,5(1,6-2,6) | ||
Пробка фиксатора вилки заднего хода | М16х1,5 | 28,4-45,3 (2,89-4,6) | ||
Винт конический крепления рычага штока выбора передач | М8 | 28,4-35 (2,89-3,57) | ||
Болт крепления картеров сцепления и коробки передач | М8 | 15,7-25,5(1,6-2,6) | ||
Пробки заливного и сливного отверстий | М22х1,5 | 28,7-46,3 (2,9-4,7) | ||
Передняя подвеска | ||||
Гайка крепления верхней опоры к кузову | М8 | 19,6-24,2(2-2,47) | ||
Гайка крепления шарового пальца к рычагу | М12×1,25 | 77,5-96,1 (7,9-9,8) | ||
Гайка эксцентрикового болта крепления телескопической стойки к поворотному кулаку | М12×1,25 | 77,5-96,1 (7,9-9,8) | ||
Болт крепления телескопической стойки к поворотному кулаку | М12х1,25 | 77,5-96,1 (7,9-9,8) | ||
Болт и гайка крепления рычага подвески к кузову | М12х1,25 | 77,5-96,1 (7,9-9,8) | ||
Гайка крепления растяжки | М16х1,25 | 160-176,4(16,3-18) | ||
Болт и гайка крепления стойки стабилизатора поперечной устойчивости к рычагу | М 10×1,25 | 42,1-52,0(4,29-5,3) | ||
Гайка крепления штанги стабилизатора к кузову | М8 | 12,9-16,0(1,32-1,63) | ||
Болт крепления кронштейна растяжки к кузову | М 10×1,25 | 42,14-51,94(4,3-5,3) | ||
Гайка крепления штока телескопической стойки к верхней опоре | М14х1,5 | 65,86-81,2(6,72-8,29) | ||
Болт крепления шаровой опоры к поворотному кулаку | М 10×1,25 | 49-61,74(5,0-6,3) | ||
Гайка подшипников ступиц задних колес | М20х1,5 | 186,3-225,6(19-23) | ||
Гайка подшипников ступиц передних колес | М20х1,5 | 225,6-247,2 (23-25,2) | ||
Болт крепления колеса | М12х1,25 | 65,2-92,6 (6,65-9,45) | ||
Задняя подвеска | ||||
Гайка крепления нижнего конца амортизатора | М12х1,25 | 66,6-82,3 (6,8-8,4) | ||
Гайка крепления рычага задней подвески | М12х1,25 | 66,6-82,3 (6,8-8,4) | ||
Гайка крепления кронштейнов рычагов подвески | М 10×1,25 | 27,4-34 (2,8-3,46) | ||
Гайка крепления верхнего конца амортизатора | М 10×1,25 | 50-61,7(5,1-6,3) | ||
Гайка подшипников ступиц задних колес | М20х1,5 | 186,3-225,6(19-23) | ||
Тормоза | ||||
Болт крепления цилиндра тормоза к суппорту | М12х1,25 | 115-150(11,72-15,3) | ||
Болт крепления направляющего пальца к цилиндру | М8 | 31-38(3,16-3,88) | ||
Болт крепления тормоза к поворотному кулаку | М 10×1,25 | 29,1-36(2,97-3,67) | ||
Болт крепления заднего тормоза к оси | М 10×1,25 | 34,3-42,63 (3,5-4,35) | ||
Гайка крепления кронштейна вакуумного усилителя к усилителю кронштейна | М8 | 9,8-15,7(1,0-1,6) | ||
Гайка крепления главного цилиндра к вакуумному усилителю | М10 | 26,5-32,3 (2,7-3,3) | ||
Гайка крепления вакуумного усилителя к усилителю кронштейна | М10 | 26,5-32,3 (2,7-3,3) | ||
Гайка соединений тормозных трубопроводов | М10 | 14,7-18,16(1,5-1,9) | ||
Наконечник гибкого шланга переднего тормоза | М 10×1,25 | 29,4-33,4 (3,0-3,4) | ||
Рулевое управление | ||||
Гайка крепления картера рулевого механизма | М8 | 15-18,6(1,53-1,9) | ||
Гайка крепления кронштейна вала рулевого управления | М8 | 15-18,6(1,53-1,9) | ||
Болт крепления кронштейна вала рулевого управления | М8 | Завернуть до отрыва головки | ||
Болт крепления вала рулевого управления к шестерне | М8 | 22,5-27,4 (2,3-2,8) | ||
Гайка крепления рулевого колеса | М16х1,5 | 31,4-51 (3,2-5,2) | ||
Контргайка тяги рулевого привода | М 18×1,5 | 121-149,4(12,3-15,2) | ||
Гайка крепления шарового пальца тяги | М12х1,25 | 27,05-33,42(2,76-3,41) | ||
Болт крепления тяги рулевого привода к рейке | М10х1 | 70-86(7,13-8,6) | ||
Гайка подшипника шестерни рулевого механизма | М38х1,5 | 45-55 (4,6-5,6) | ||
Электрооборудование | ||||
Свеча зажигания | М 14×1,25 | 30,67-39(3,13-3,99) | ||
Гайка болта крепления генератора 94.3701 | М8 | 15,8-24,2(1,5-2,46) | ||
Гайка болта крепления генератора 37.3701 | М12х1,25 | 58,3-72 (5,95-7,35) | ||
Гайка шпильки крепления генератора 37.3701 | М 10×1,25 | 28,08-45,3 (2,86-4,62) |
Установка головки на место
Фото- и видеоинструкция для тех, кто планирует самостоятельно снять и установить на место головку блока цилиндров на автомобиле ВАЗ 2114, 13, 15.
Головку блока цилиндров снимают для ее ремонта, для замены прокладки головки, а также при капитальном ремонте двигателя.
- Промываем головку блока цилиндров от грязи и отложений керосином или дизельным топливом.
Удаляем из резьбовых отверстий блока цилиндров (под болты крепления головки блока) остатки масла и охлаждающей жидкости.
Теперь можно аккуратно устанавливать ГБЦ на свое место, следя за тем, чтобы в этот момент прокладка не съехала и не сместилась в сторону. Конечно, направляющие ее фиксируют, но все же стоит быть предельно осторожным.
Теперь что касается усилия, с которым необходимо заворачивать болты. Выполнять это следует в 4 приема:
- Сначала моментом силы 20 Нм
- Второй прием моментом 75-85 Нм
- Затягиваем еще каждый болт на 90 градсуов
- Окончательно заворачиваем на 90 градусов
Остается после этого установить все снятое с автомобиля оборудование, залить охлаждающую жидкость, подключить все датчики, провода и шланги и проверять выполненную работу. Обычно все становится видно сразу после залива тосола. Если на стыке головки и блока появились мокрые следы, то можете снимать все обратно и делать всю работу заново! Но надеюсь, что такого в вашей практике не будет! Удачного ремонта!
Правильная затяжка болтов – нюансы
Прежде чем приступить к процедуре затяжки, пристально изучите износ болтов. Убедитесь, что резьба на них пребывает в удовлетворительном состоянии, а длина не выходит за рамки нормативной. В соответствии с технической документацией, болты, удерживающие головку блока, имеют размер не больше и не меньше 135,5 миллиметра. Для измерения используйте штангенциркуль.
Растянувшиеся болты не позволяют выполнить надежную затяжку и быстро ослабевают. Если элементы соответствуют стандарту, то их ничто не мешает эксплуатировать и в дальнейшем. Изношенные же заменяются на новые – стоят они недорого.
Прошедшие контроль болты сначала закрутите до упора голыми руками. Далее берите динамометрический ключ и приступайте к затяжке. Если такого инструмента у вас нет, то приобретите или одолжите – на глаз вы ничего сделать не сможете.
Независимо от количества клапанов, работы на ВАЗ-2114 проводятся в одной и той еже последовательности. Во избежание перекосов сначала затягивают два центральных болта, потом те, что располагаются по левую и правую руку от них. И наконец переходят к угловым.
Главный принцип затяжки прост – ее осуществляют в несколько этапов. На первом круге достаточно усилия в 20 Н·м (или 2 кгс·м).
В следующий раз момент доводится до 70-85,5 Н·м. Рекомендуется подтягивать к верхней границе. После этого остается все болты провернуть на 90 градусов по очереди. В завершение повторить этот этап еще раз по кругу.
Старайтесь выполнить все работы, как описывалось выше, и точно в указанном порядке – только тогда вы получите гарантию надлежащей работы силового агрегата. Неправильная затяжка провоцирует ускоренный износ как прокладки, так и самого блока цилиндров.