Все современные автомобили оснащены системой вентиляции бензобака и улавливания паров бензина (Evaporative Emission Control — EVAP). Система EVAP предотвращает выход паров топлива из топливного бака в атмосферу.
Система улавливания паров бензина собирает и временно сохраняет пары топлива в угольной канистре — адсорбере. Адсорбер заполнен гранулами активированного угля, которые могут поглощать пары топлива.
Когда двигатель работает, пары топлива удаляются из канистры и сжигаются в двигателе.
- Неисправности системы EVAP
- Для чего нужна система улавливания паров бензина
- Как работает система EVAP
- Компоненты системы EVAP
- Топливный бак
- Крышка бензобака
- Сепаратор бензобака
- Вентиляционный клапан
- Адсорбер (канистра с углём)
- Коды неисправностей EVAP
- Неисправности вентиляционного клапана
- Как проверить evap клапан
- 🎬 Видео
Видео:Клапан Адсорбера. Проверяем без приборов.Скачать
Неисправности системы EVAP
Если обнаружена утечка в системе EVAP, на приборной панели загорится индикатор Check Engine, а код неисправности, связанный с проблемой, будет сохранен в блоке управления двигателя (ЭБУ).
Общие проблемы с системой EVAP включают в себя неисправности клапана продувки адсорбера, который выпускает пары топлива в двигатель, утечки в вентиляционных и вакуумных шлангах, а также неплотные, плохо установленные или отсутствующие крышки бензобака.
Клапан продувки адсорбера
Наиболее распространенный код неисправности — P0440, который указывает на большую утечку (часто это открытая крышка бензобака). Коды ошибок клапана продувки (P0443 — P0449) также распространены.
Самая нежелательная ошибка — это P0442 — незначительная утечка в системе улавливания паров топлива EVAP. Этот код указывает на то, что система обнаружила небольшую утечку. Но небольшие утечки часто могут быть большой проблемой.
Под малой мы подразумеваем утечку не больше, чем укол булавкой! Такие небольшие утечки практически невозможно обнаружить визуально, поэтому обычно требуется специальное устройство, называемое дымогенератор.
Смотрите видео, как сделать дымогенератор своими руками:
Дымогенератор подает пар на основе минерального масла в систему EVAP под небольшим давлением. Дым также может содержать ультрафиолетовый краситель, чтобы его было легче увидеть в ультрафиолетовом свете.
Видео:Как проверить клапан адсорбера самостоятельно! Быстро и легко!Скачать
Для чего нужна система улавливания паров бензина
Защита окружающей среды требует наличия системы EVAP на автомобилях, потому что пары топлива содержат различные углеводороды (HC). Легкие элементы в бензине легко испаряются, особенно в теплую погоду. К ним относятся альдегиды, ароматические соединения, олефины и высшие парафины.
Эти вещества реагируют с воздухом и солнечным светом (так называемая фотохимическая реакция), образуя смог. Альдегиды часто называют мгновенным смогом, потому что они могут образовывать смог, не подвергаясь фотохимическим изменениям.
Недостаток паров топлива в том, что топливо испаряется всякий раз, когда в оно есть в баке. Это означает, что если топливная система негерметична или открыта для атмосферы, она может загрязнять атмосферу 24 часа в сутки, даже если автомобиль никуда не едет.
Неконтролируемые выбросы в результате испарения, подобные этому, могут составлять до 20% загрязнения, производимого автомобилем.
Система EVAP полностью устраняет пары топлива как источника загрязнения воздуха, изолируя топливную систему от атмосферы. Вентиляционные линии от топливного бака направляют пары в адсорбер, где они улавливаются и хранятся до запуска двигателя.
Когда двигатель прогрелся и автомобиль движется по дороге, ЭБУ открывает продувочный клапан, позволяющий парам откачиваться из адсорбера во впускной коллектор. Всё, пары топлива сгорают в двигателе.
Видео:Неисправный клапан адсорбера.СимптомыСкачать
Как работает система EVAP
Герметизация топливного бака не так проста, как кажется. Во-первых, бак должен иметь какой-либо тип вентиляции, чтобы воздух мог поступать вместо топлива, поскольку топливо всасывается топливным насосом и направляется в двигатель.
Если бы бак был герметично закрыт, топливный насос вскоре создал бы достаточное отрицательное давление всасывания внутри бака, чтобы погнуть его.
В старых системах EVAP топливный бак вентилируется подпружиненным клапаном внутри крышки бензобака. На более новых автомобилях вентиляция сделана через адсорбер.
Видео:Ошибки адсорбера. Симптомы неисправности и проверка клапана продувки адсорбераСкачать
Компоненты системы EVAP
Основными компонентами системы улавливания паров топлива являются:
Топливный бак
Имеет некоторое пространство для расширения в верхней части, чтобы топливо могло расширяться в жаркий день без переполнения или протекания системы EVAP.
Крышка бензобака
Обычно содержит некоторый тип предохранительного клапана для вентиляции на старых транспортных средствах (pre-OBD II), но полностью закрыта (без вентиляционных отверстий) на более новых транспортных средствах (1996 и новее).
Если меняете крышку бензобака, она ДОЛЖНА быть того же типа, что и оригинал (вентилируемая или невентилируемая).
Сепаратор бензобака
Расположен сверху топливного бака или части расширительного бака. Это устройство предотвращает попадание жидкого бензина в адсорбер.
Нельзя, чтобы жидкий бензин направлялся непосредственно в адсорбер, потому что это быстро перегрузило бы его способность хранить пары топлива. Сепаратор относительно беспроблемен. Единственные проблемы, которые могут возникнуть, это то, что возврат жидкости забивается мусором, таким как ржавчина из топливного бака.
Некоторые сепараторы используют немного другой подход для предотвращения попадания жидкого топлива в вентиляционную линию адсорбера. Внутри сепаратора установлен поплавок. Если жидкость поступает в устройство, поплавок поднимается и клапан закрывает вентиляцию бака.
Если в сепараторе или в вентиляционной линии между ним и адсорбером происходит засорение, топливный бак не сможет нормально «дышать». Симптомы включают в себя топливное голодание или деформацию топливного бака.
Если при при открытии крышки бензобака вы слышите значительный «пшииик», подозревайте плохую вентиляцию. Вы можете проверить вентиляцию бака, открыв крышку и затем отсоединив вентиляционную линию топливного бака от адсорбера. Если система без засоров, у вас должно получиться продуть через вентиляционную линию в топливный бак.
Продувка сжатым воздухом иногда может устранить засорение. Если нет, вам придется осмотреть вентиляционную линию и, возможно, снять топливный бак для диагностики проблемы.
Вентиляционный клапан
Клапан вентиляции контролирует поток наружного воздуха в и вне адсорбера. В некоторых автомобилях он называется «Клапан закрытия адсорбера» (CCV).
Одна сторона вентиляционного клапана соединена с адсорбером. Другая сторона соединена с вентиляционным шлангом, который имеет фильтр или сетку на конце и прикреплен к кузову или раме автомобиля.
В некоторых автомобилях вентиляционный клапан прикреплен к адсорберу. В других — он устанавливается отдельно.
Клапан вентиляции управляется блоком управления двигателя. Обычно клапан открыт. Он закрывается, когда контроллер проверяет систему EVAP на наличие утечек.
Адсорбер (канистра с углём)
Это небольшой круглый или прямоугольный пластиковый или стальной контейнер. Обычно он спрятан и может располагаться в углу моторного отсека или возле бензобака.
Адсорбер FORD Focus
Адсорбер заполнен примерно 0,5 – 1 кг активированного угля. Уголь действует как губка — поглощает и хранит пары топлива. Пары хранятся в канистре до тех пор, пока автомобиль не запустится, не нагреется и не поедет.
Затем ЭБУ открывает клапан продувки адсорбера, который позволяет вакууму впуска откачивать пары топлива в двигатель. Контейнер с углём соединен с топливным баком линией вентиляции.
В нормальных условиях адсорбер вызывает мало проблем. Так как уголь не изнашивается, он должен проработать весь срок службы автомобиля.
Наиболее распространенная проблема с угольной канистрой — неисправность клапана продувки или вентиляции. Вакуумные клапаны продувки могут быть проверены путем подачи вакуума непосредственно на клапан с помощью ручного вакуумного насоса.
Клапан должен открываться и не пропускать вакуум, если он хороший. С продувочными клапанами соленоидного типа напряжение может подаваться непосредственно на катушку, чтобы увидеть, открывается ли клапан. Сопротивление соленоида также можно проверить с помощью мультиметра, чтобы увидеть обрыв или короткое замыкание.
Стратегия управления продувкой во многих поздних моделях систем EVAP может быть довольно сложной, поэтому лучший совет здесь — поиск диагностических процедур EVAP в сервисной литературе производителя.
Видео:ошибка p0441 фольксваген. Как проверить клапан абсорбераСкачать
Коды неисправностей EVAP
Если блок управления двигателя обнаруживает утечку в системе улавливания паров бензина, он устанавливает код ошибки в диапазоне от P0440 до P0457:
- P0440 — Неисправность системы EVAP.
- P0441 — Система EVAP, неправильная пропускная способность.
- P0442 — Обнаружена небольшая утечка системы EVAP.
- P0443 — Неисправность в цепи клапана продувки системы EVAP.
- P0444 — Обрыв в цепи клапана продувки системы EVAP.
- P0445 — Короткое замыкание в цепи клапана продувки системы EVAP.
- P0446 — Неисправность цепи клапана вентиляции системы EVAP.
- P0447 — Обрыв цепи в цепи клапана вентиляции системы EVAP.
- P0448 — Короткое замыкание в цепи клапана вентиляции системы EVAP.
- P0449 — Система EVAP, цепь электромагнитного клапана.
- P0450, P0451 — Датчик давления в системе EVAP.
- P0452 — Датчик давления в системе EVAP, низкий входной сигнал.
- P0453 — Датчик давления в системе EVAP, высокий входной сигнал.
- P0454 — Датчик давления в системе EVAP, прерывание сигнала.
- P0455 — Обнаружена утечка системы EVAP (большая утечка).
- P0456 — Обнаружена утечка системы EVAP (небольшая утечка).
- P0457 — Обнаружена утечка системы EVAP (крышка топливного бака).
Если вы обнаружите код неисправности P0440, P0455 или P0457 (большая утечка паров топлива), снимите крышку бензобака, осмотрите уплотнение на входе в заливную горловину и на нижней стороне крышки на наличие зазубрин, мусора или повреждений.
Читайте также: Beko dsfs 6630 клапан
Трещины в уплотнительной манжете топливной горловины
Затем снова закрутите крышку и убедитесь, что она щелкнула хотя бы один раз, чтобы обеспечить плотное уплотнение. Если причиной утечек была крышка бензобака, неисправность должна исчезнуть, а индикатор Check Engine погаснет при следующем запуске тестирования EVAP.
Если Check Engine остается включённым, проблема заключается в плохой крышке или большой утечке пара где-то в системе EVAP (скорее всего, пропускающий или неплотный продувочный шланг).
Видео:Проверка и ремонт электомагнитного клапана.Скачать
Неисправности вентиляционного клапана
Наиболее распространенная проблема с вентиляционным клапаном — это когда он заклинил или не закрывается. Это создает утечку системы EVAP и вызывает ошибку OBD2.
Например, в некоторых автомобилях Nissan и Infiniti неисправный клапан вентиляции часто вызывал код ошибки P0455 — утечка в системе EVAP.
Другая проблема заключается в том, что грязь и пыль могут попасть в клапан через вентиляционный шланг и вызвать его засорение. Это также активирует индикатор Check Engine. Известно, что некоторые грузовые автомобили GM имеют эту проблему, которая вызывает код ошибки P0466.
Ремонт включает в себя замену клапана и некоторые изменения в его настройке. Засоренный вентиляционный клапан может вызвать проблемы при заполнении топливного бака.
Видео:КАК ПРОВЕРИТЬ КЛАПАН АДСОРБЕРАСкачать
Как проверить evap клапан
Система EVAP
Улавливание избыточных испарений топлива из топливной системы автомобиля
* Рассмотрим систему EVAP
на примере автомобилей концерна Toyota
* Некоторые коды неисправности DTC и их описания
для системы EVAP «первоначального» типа
* Некоторые коды неисправности DTC и их описания
для системы EVAP «последующего» типа
* Курьёзный случай
диагностики и ремонта системы EVAP
На мой взгляд, это одна из наиболее не то чтобы сложных, а очень неудобных систем для диагностики. И это подтверждает практика. Найти маленькую утечку в системе EVAP порой бывает очень непросто, тем более без хорошего сканера, позволяющего тестировать систему в режиме реального времени, а так же просто незаменимого в этом случае дымогенератора, без которого поиски утечки могут стать бесконечными.
Обычно, очень немногие диагносты и сервисы берутся за полное устранения проблем в этой системе. Стандартный ответ в авто-сервисе на горящий транспорант CHECK ENGINE и диагностические коды DTC P0440 — P0457.
С этим кодом неисправности они сталкивались, знают, что «код сложный», но отвечают так, чтобы «не вникать и не создавать себе проблем»:
— На скорость этот код не влияет, ошибку удалим и езжайте себе на здоровье!
Хотя в моей практике встречались и довольно серьёзные повреждения, затягивание устранения которых были чреваты серьёзными неприятностями. К примеру, возгорание автомобиля при утечке бензина через дыры в прогнившем бензобаке на довольно свежем Mitsubishi Outlender 2004 года выпуска, или утечка топлива через неплотность прокладки крепления узла бензонасоса по причине неаккуратного монтажа после замены топливного фильтра. Прокладка была насильно загнута и «не по месту» придавлена прикрученой сверху крышкой.
Так как диагностика это мой хлеб, а неисправности в системе EVAP довольно частое явление, то я решил для себя постараться разобраться с этой системой, её «стандартными болячками» и методами их устранения.
Для начала немного истории и статистики.
Первые автомобили оснащённые системой EVAP появились в штате Калифорния, США, в уже очень далёком 1970 году.
С 1996 года после вступления в силу нового стандарта мониторинга систем автомобиля OBDII, система EVAP была классифицирована 17 кодами возможных неисправностей:
P0440. Evaporative Emission Control System Fault
P0441. Evaporative Emission Control System Incorrect Purge Flow
P0442. EVAP Emission Control System Leak Detected (small leak)
P0443. EVAP Emission Control System Purge Control Valve Circuit
P0444. EVAP Purge Control Valve Circuit Open
P0445. EVAP Purge Control Valve Circuit Shorted
P0446. Evaporative Emission Control System Vent Control Circuit
P0447. EVAP Emission Control System Vent Control Circuit Open
P0448. EVAP Emission Control System Vent Control Circuit Shorted
P0449. EVAP Emission Control System Vent Valve/Solenoid Circuit
P0450. Evaporative Emission Control System Pressure Sensor
P0451. EVAP Emission Control System Pressure Sensor
P0452. EVAP Emission Control System Pressure Sensor Low Input
P0453. EVAP Emission Control System Pressure Sensor High input
P0454. EVAP Emission Control System Pressure Sensor Intermittent
P0455. EVAP Emission Control System Leak Detected (gross leak)
P0456. EVAP Emission Control System Leak Detected (small leak)
P0457. EVAP Emission Control System Leak Detected (fuel cap)
Согласитесь, довольно внушительный список, а если ещё учесть, что по американской статистике коды EVAP являются наиболее частой причиной обращения автовладельцев в автосервис, то упускать такой лакомый кусок в своей работе просто не очень разумно.
Наиболее распространенные коды неисправностей
Ниже приведен список наиболее распространенных кодов неисправностей, а проценты – это процент отказов для автомобилей в ходе проведённых испытаний в 2009 году в Америке, штат Иллинойс:
P0420 — Catalyst System Low Efficiency — 13.2%
P0171 — Fuel Trim System Lean Bank 1 — 10.4%
P0401 — Exhaust Gas Recirculation (EGR) Flow Insufficient — 8.4%
P0174 — Fuel Trim System Lean Bank 2 — 6.8%
P0442 — Evaporative Emission (EVAP) System Small Leak Detected — 6.7%
P0300 — Engine Misfire Detected (random misfire) — 6.4%
P0455 — Evaporative Emission (EVAP) System Leak Detected (large) — 6.2%
P0440 — Evaporative Emission (EVAP) System — 5.5%
P0141 — Oxygen Sensor Heater (H02S) Performance Bank 1 Sensor 2 — 5.1%
P0430 — Catalyst System Low Efficiency Bank 2 — 3.2%
P0135 — Oxygen Sensor (HO2S) Performance Bank 1 Sensor 1 — 3.2%
P0446 — EVAP Vent Solenoid Valve Control System — 3.1%
P0128 — Coolant Thermostat — 3.1%
P0301 — Cylinder 1 Misfire Detected — 3.1%
P0411 — EVAP System Control Incorrect Purge Flow — 2.8%
P0133 — Oxygen Sensor Slow Response Bank 1 Sensor 1 — 2.8%
P0303 — Cylinder 3 Misfire Detected — 2.6%
P0304 — Cylinder 4 Misfire Detected — 2.6%
P0302 — Cylinder 2 Misfire Detected — 2.6%
P0325 — PCM Knock Sensor Circuit — 2.1%
По единичным кодам лидирует P0420 , но если разбить все коды на системы,
то картина выглядит следующим образом:
Evaporative Emission System — 24.3%
Oxygen sensor related — 11.1%
Exhaust Gas Recirculation (EGR) system — 8.4%
Я решил посмотреть: «…а что же у нас?»… и поднял свои записи за 9 месяцев 2011 года. Ситуация вырисовалась немного другая, проблемы в системе EVAP переместились на второе место, уступив первенство проблемам с датчиками кислорода, но всё равно, 19% — это солидная цифра.
Oxygen sensor related — 29.6%
Evaporative Emission System — 19.0%
Exhaust Gas Recirculation (EGR) system — 6.6%
Экологические нормы требуют, чтобы на автомобиле постоянно проводился периодический мониторинг системы EVAP , определяющий её производительность и герметичность. Это всё ( и другие компоненты системы) , проверяются при помощи измерения давления на различных этапах работы системы.
Некоторые полагают, что немедленное подключение дымо-генератора — это панацея для решения всех проблем в системе EVAP . Спорить не буду, отвечу так: «Может быть…», но лично я предпочитаю сначала локализовать область неисправности другими доступными инструментами и лишь потом, при необходимости подключать генератор дыма. Тем более, что не только утечки разряжения могут служить причиной записи диагностических кодов, но и загрязнение каналов ситемы, выход из строя управляющих клапанов и контролирующих датчиков.
Итак, перейдём к диагностике.
Первый шаг : «Г ерметизировать систему для тестирования » .
Это обычно достигается заглушкой всех вентиляционных каналов системы EVAP вручную или при помощи диагностического сканера, обладающего соответствующими функциями: вы можете выбрать в режиме диагностики по OBDII mode $08 — (контроль бортовых систем) и принудительно загерметизировать систему для тестирования. Если такая функция доступна, то не нужно ничего делать дополнительно, ECM сделает всё за вас. Затем подключиться к сервисному порту и создать разряжение в системе. После теста необходимо включить и выключить зажигание, чтобы система перешла в нормальный режим работы. Если в результате теста обнаружилось, что система не герметична , то изначально проверяю крышку топливного бака, уплотняю её как следует и повторяю тест. Если разряжение всё-равно падает, значит, крышка не причём и можно двигаться далее. Лучше проверять систему по частям
— линию от впускного коллектора к канистре
В конце, после локализации и устранения утечки проводится заключительное тестирование всей системы. К сожалению, режим Check mode не работает для кодов системы EVAP и это немного усложняет проверку выполненных работ по устранению неисправностей.
Но, к примеру, в программе Toyota TIS Techstream есть практически для всех моделей Toyota и Lexus утилита Readiness Test Confirmation procedure при помощи которой можно проверить свою работу,- рис.1
Или непосредственно тест системы EVAP в ручном или автоматическом режиме, но это в основном для автомобилей американского рынка,- рис.2
Читайте также: Клапан аварийного сброса давления для силоса
Для диагностики линии EVAP от канистры до впускного коллектора и для диагностики самой канистры, я обычно использую вакуумный насос, это быстрее и удобней. Если обнаружена утечка, то для её локализации и для проверки топливного бака и заливной горловины использую дымогенератор. Очень важно учитывать предупреждение автопроизводители:
Нельзя использовать сжатый воздух для тестирования системы EVAP: смесь свежего воздуха с парами топлива очень опасна и это может привести к возг о ранию или взрывe.
Рассмотрим систему EVAP на примере автомобилей концерна Toyota
Первоначально в автомобилях использовалась Non-ECM controlled EVAP system – система, не управляемая электронным блоком управления. Основными компонентами этой системы были:
Топливный бак
Крышка топливного бака с клапаном (vacuum check valve )
Канистра с угольным абсорбером
Термо-вакуумный управляющий очисткой клапан
Порт канала EVAP на дроссельной заслонке (обычно, port P)
После ужесточения экологических норм, с начала 90-х годов была введена более совершенная система EVAP с электронным управлением. Эта система делится на два типа. Первый тип называется «первоначальный» или «самопроизвольный», второй называется «последующий» или «принудительный». Алгоритмы обнаружения блоком ECM утечки и мониторинга обоих типов различаются, так же как диагностические процедуры и коды отказов DTC .
«Первоначальный» тип был разработан, чтобы отвечать изначальным требованиям EPA (Environmental Protection Agency) и CARB (California AirResources Board) по обнаружению утечек. Система этого типа может определить утечку при имеющемся отверстии в 1mm (0.040 in.) или более. Когда стандарты обнаружения утечек стали ещё более жёсткими, с 2000 года стал внедряться «последующий» тип, при котором размер отверстия, приводящего к утечке, которая должна быть зафиксирована мониторингом, был уменьшен в два раза до 0.5mm (0.020 in.).
Наиболее простой способ определения, какого типа система установлена в диагностируемом автомобиле — это посмотреть на вентиляционный канал системы EVAP , который присоединён к корпусу воздухозаборника за воздушным фильтром (в случае, если он конструктивно предусмотрен). Если канал подсоединён напрямую, то это система «первоначального» типа, если в месте подсоединения установлен соленоид называющийся « the Canister Closed Valve » или сокращённо CCV , то это система «последующего» типа.
Другим кардинальным различием двух типов является то, каким способом блок управления двигателем ECM определяет утечки в системе. И в одном, и в другом случае для этого используется датчик давления испарений the Vapor Pressure Sensor (или VPS ).
В системе «первоначального» типа трёхканальный вакуумный клапан переключения the 3-Way Vacuum Switching Valve (или VSV ) используется, чтобы поочерёдно соединить the Vapor Pressure Sensor ( VPS ) с двумя изолированными частями системы EVAP , со стороны канистры и со стороны топливного бака. При положении the 3-Way VSV — OFF (выключен) контролируется часть системы со стороны впускного коллектора и канистры, при положении ON (включен) контролируется часть системы со стороны топливного бака. Затем эти данные сравниваются с эталонными данными, запрограммированными в ECM. Величина измеряемых данных очень мала, она в районе 15.5 mmHg (0.3 psi) или менее. Если полученные данные выходят за определённые границы, в ECM записывается соответствующий код неисправности DTC и на приборной доске зажигается транспорант CHECK ENGINE .
В системе «последующего» типа VPS соединён с топливным баком и не подключается к канистре, the 3-Way Vacuum Switching Valve заменён на Bypass Vacuum Switching Valve , который о бъединяет для тестирования на утечки две части системы, со стороны топливного бака и со стороны канистры.
В отличие от системы «первоначального» типа, при проведении проверки, создаваемое разряжение в системе EVAP очень незначительное. Тестирование начинается одновременно с запуском холодного двигателя, когда показания датчиков температуры охлаждающей жидкости и температуры воздуха равны. ECM постоянно отслеживает давление в топливном баке, по мере увеличения температуры топлива давление медленно и незначительно поднимается.
Для проведения теста на герметичность ECM закрывает CCV, открывает Bypass VSV и открывает продувочный клапан EVAP VSV который соединяет всю систему с впускным коллектором для создания необходимого для проведения теста разряжения. При достижении заданного порога разряжения ECM закрывает EVAP VSV и следит за скоростью падения разряжения в системе. Если данные выходят за пределы ожидаемых значений то в ECM записывается соответствующий код неисправности DTC.
Так же необходимо отметить, что коды неисправности системы EVAP «2 trip codes» и транспарант CHECK ENGINE загорается на приборной панели при обнаружении одной и той же неисправности дважды при аналогичных условиях проверки в течении двух поездок автомобиля. Мониторинг системы длится 20-30 минут и более для выполнения всех необходимых условий. Это соответственно усложняет процедуру проверки качества выполненных ремонтных работ после устранения неисправности.
Ну и последнее, при возникновении более одного кода неисправности в системе EVAP проверку системы целесообразнее начинать с устранения негерметичности, а потом уже диагностике отказа компонентов.
Некоторые коды неисправности DTC и их описания для системы EVAP «первоначального» типа
P 0440 — EVAP System Malfunction .
Этот код возникает когда 3- Way VSV включен для проверки части системы со стороны топливного бака и в системе не создаётся необходимого разряжения, давление в системе не отличается от атмосферного. Стандартная проверка проводимая ECM может занять более 20 минут.
При наличии этого кода в первую очередь необходимо проверять на герметичность топливный бак, канал соединяющий топливный бак и канистру, заливную горловину и крышку бензобака,- рис. 6
P 0441 — Vapor Purge Flow Detection
Это более сложный код для устранения. Он может возникнуть в двух моментах неисправности системы EVAP :
— нет соответствующего должному потока паров топлива из канистры во впускной коллектор (забитость каналов, неисправность соленоида EVAP purge VSV )
— нет герметичности системы со стороны канистры до впускного коллектора.
ECM устанавливает этот код при наличии следующих условий :
1. Если разряжение в системе, которое должно создаться при открытии EVAP purge VSV не достигает необходимого уровня.
2. Если ECM определяет что разряжение в системе EVEP создалось на начальном этапе, когда оно не должно возникнуть, потому что EVAP purge VSV должен быть закрыт.
3. Если ECM не видит пульсаций разряжения в системе EVAP в момент, когда происходит перекачка паров топлива из канистры во впускной коллектор.
При наличии только этого кода, в первую очередь необходимо проверить корректную работу EVAP purge VSV и линию системы от канистры к впускному коллектору. Но не только, потому как ECM ведёт мониториг этого кода, опираясь на показания VPS , который в свою очередь зависит от правильной работы 3-Way VSV . Поэтому, как показывает практика, код P0441 практически всегда фиксируется вместе с кодом P0446 – его мы рассмотрим далее.
P0446 — 3-Way VSV Fault (неисправность трёхканального вакуумного соленоида),- рис. 7
Первоначально ECM проверяет работу 3-Way VSV сравнивая разницу показаний давления, поочерёдно переключая соленоид и изолируя две части системы со стороны топливного бака и со стороны канистры. Если разницы не наблюдается, то возможны два варианта:
1. Если отсутствуют колебания разряжения в показаниях VPS соответствующие колебаниям разряжения во впускном коллекторе характерные для нормальной работы двигателя в момент когда открыт EVAP purge VSV , то ECM предполагает, что 3-Way VSV не выключился (заклинил во включенном положении). И/или …
2. Если присутствуют пульсации разряжения в системе со стороны топливного бака, то ECM предполагает что 3-Way VSV выключился и не включился, или заклинил в выключенном положении.
Важно отметить, что похожие симптомы наблюдаются и при наличии негерметичности в системе в целом, поэтому вполне закономерно, что в память ECM будут записаны ещё и коды P0440 или P0441. Если это так, то перед проверкой 3-Way VSV сначала лучше проверить всю систему на наличие/отсутствие негерметичности и только после этого заниматься самим клапаном. Так же возможна и внутренняя неисправность канистры.
Если все возможные причины были проверены и не принесли положительного результата, а так же показания «стоп кадра» Freeze frame data указывают, что в момент возникновения кода автомобиль был неподвижен (скорость автомобиля 0 км/ч), то довольно высока вероятность неисправности самой канистры,- рис.8
Вообще-то неисправность 3-Way VSV довольно распространённая, но размещение клапана на автомобиле создаёт определённые трудности для его диагностики, и без подъёмника или смотровой ямы диагностировать его очень неудобно. Ещё одним фактором, усложняющим диагностику, может быть отсутствие хорошего диагностического сканера, при медленном потоке обмена данными сканера с ECM достаточно сложно увидеть всю необходимую информацию с VPS, и в этом случае лучше использовать осциллограф.
Один из вариантов выхода из этой ситуации:
* Используя соответствующую электросхему, можно подключить осциллограф к сигнальному проводу VPS непосредственно на разъёме датчика или на разъёме ECM (очень часто это сделать намного проще именно там). Затем со сканера активировать 3-Way VSV и одновременно открыть крышку бензобака. Зафиксировать показания осциллографа, они должны соответствовать атмосферному давлению. Если такой результат будет получен в результате тестирования, значит, система не герметична. Теперь закрываем крышку топливного бака отключаем 3-Way VSV, запускаем двигатель и активируем EVAP purge VSV, создаём разряжение в системе, наблюдая за изменениями показания осциллографа. В системе должны присутствовать пульсации разряжения, которые видны и в показаниях осциллографа. Создав необходимое разряжение, выключаем EVAP purge VSV, пульсации должны прекратиться и сигнал должен стабилизироваться на определённом уровне. Если сигнал начнёт резко изменяться, стремясь к значению, полученному нами перед началом теста, то в части системы со стороны канистры возможно присутствует утечка разряжения, причины которой необходимо выяснить и устранить.
Читайте также: Клапан вакуумного усилителя тормозов шевроле лачетти
Некоторые коды неисправности DTC и их описания для системы EVAP «последующего» типа
P0441 : Purge (EVAP) VSV Operation
В определённый момент ECM закрывает CCV и открывает purge (EVAP) VSV и bypass VSV создавая разряжение по всей системе EVAP, пока оно не опустится да заданного значения. Затем purge (EVAP) VSV закрывается и показания разряжения сравниваются с эталонными. Если разряжение не создаётся или оно выходит за установленные программой границы, то ECM фиксирует неисправностьpurge (EVAP) VSV и связанных с ним компонентов. Следует иметь ввиду, что при наличии утечек разряжения в системе, симптомы неисправности будут очень похожими, и если код неисправности не один, а несколько, к примеру ещё и P0440 или P0442, то сначала более рационально проверить систему на наличие утечек, а затем перейти непосредственно к диагностике purge (EVAP) VSV. В актив-тестах многих сканеров есть функция принудительного открытия/закрытия purge (EVAP) VSV — это значительно облегчает процедуру проверки.
P0440 & P0442 : HC Leak Detection (с 2000 года по 2002 год)
Скорость повышения давления, фиксируемая VPS указывает, есть ли в системе утечки и какого типа утечки. Утечки разделены на два вида: Gross leak (большая утечка), Small leak (маленькая утечка) и классифицируются следующим образом:
При достижении в системе порогового уровня разряжения, ECM закрывает purge (EVAP) VSV и отслеживает скорость уменьшения разряжения. Резкое падение разряжения относится к большой утечке и фиксируется код P0440. Небольшое падение разряжения является нормой, если этот порог превышается, то это относят к маленькой утечке и записывается код P0442.
P0446 — Vent Control-Canister Closed Valve & Bypass Valve Operation
На этом этапе отслеживается корректная работа двух управляющих клапанов и состояние вентиляционного канала системы EVAP со стороны канистры. В момент начала теста система должна быть загерметизирована. Логика проверки не имеет ничего общего с предыдущей системой и ранней версией кода P0446.
При достижении заданного порога разряжения ECM закрывает purge (EVAP) VSV, открывает CCV и отслеживает скорость уменьшения разряжения, если скорость недостаточная или разряжение вообще не уменьшается, то это трактуется как неисправность CCV или загрязнённость вентиляционного канала (пример причины возникновения такого кода будет приведён ниже).
Вторая часть теста состоит в следующем: при открытом CCV ECM закрывает Bypass Valve, изолируя топливный бак от остальной системы. Если в этот момент падение разряжения в топливном баке не прекратится, то ECM определяет неисправность Bypass Valve. Определение неисправности лучше начинать с CCV, это очень просто: надо проверить его электрическую часть, функциональность и герметичность. Диагностика неисправности Bypass Valve тоже проста. После проверки его электро-механической части, очень похожие симптомы неисправности присутствуют и при наличии утечек в системе поэтому обычно P0446 сопровождается кодами P0440 & P0442.
Если в память ECM записан не один код, то лучше сначала выявить утечки, а затем переходить к проверке управляющих клапанов.
P0442, P0455 & P0456 : HC Leak Detection (с 2003 года)
После очередного ужесточения экологических требований, утечки ещё раз дополнительно разделены уже на три вида Gross leak (большая утечка), Small leak (маленькая утечка), Very small leak (очень маленькая утечка). Критерии классификации следующие:
P0442 (EVAP 0.04 inch leak — a small leak)
* при достижении в системе заданного порога разряжения от -20 mmHg (-2.67 kPa) до -17 mmHg (-2.27 kPa) разряжение резко снижается в течении последующих 5 секунд более чем на 1.3 mmHg (0.17 kPa).
P0456 (EVAP 0.02 inch leak — а very small leak)
* при достижении в системе заданного порога разряжения от -20 mmHg (-2.67 kPa) до -17 mmHg (-2.27 kPa) разряжение снижается в течении последующих 5 секунд более чем на 0.7 mmHg (0.09 kPa).
* при открытии purge (EVAP) VSV разряжение в системе за определённый отрезок времени не достигает заданного значения более чем на 1.3 mmHg (0.17 kPa).
P0450 or P0451 — Vapor Pressure Sensor Fault
Оба этих кода имеют прямое отношение к датчику давления системы EVAP. Алгоритмы проверки и условия возникновения кодов идентичны для «первоначального» и для «последующего» типов системы. Они записываются в память, когда сигнал с датчика выходит за допустимые границы, запрограммированные в ECM.
Проверка кода P0450 состоит в следующем:
* после запуска двигателя ECM в течении 10 секунд контролирует напряжение на сигнальном проводе VPS, и если напряжение в течении 7 секунд из 10 превышает 4,5v или менее 0,5v то датчик считается неисправным.
Код P0451 запишется в том случае, если после первых 10 секунд работы двигателя показания VPS в течении минимум 7 секунд выходят за границы 4,9v и 0,1v, а так же если в период между 5-й и 15-й секундами после остановки работы двигателя показания датчика VPSколеблятся за границами запрограммированых характеристик. Например, если будут зафиксированы минимум 7 колебаний за 10 секунд (с 5-й по 15 секунду) превышающие 3.83V (+5 mmHg) и 2.77V (-5 mmHg) то датчик VPS будет признан ECM как неисправный.
Принцип работы датчика VPS
Датчики VPS бывают двух типов и могут располагаться на различных автомобилях по-разному: на канистре, на топливном баке или обособленно. В соответствии с месторасположением есть и конструктивные отличия. К примеру, для датчика расположенного на топливном баке, не требуется подвода вакуумных трубок, а на другие типы датчиков они необходимы. Так же бывают одно и двух канальные варианты. Чуствительность применяемых датчиков очень высока, они способны контролировать изменения 1.0 psi = 51.7 mmHg.
Для проверки можно использовать как сканер, так и осциллограф. Проверка состоит из обычных процедур: проверки наличия питания и хорошей «массы», целостности электропроводки от ECM к VPS, отсутствие коррозии и наличия хороших контактов непосредственно в разъёме датчика. Конечно же, необходимо убедиться и в целостности вакуумных каналов соединяющих VPS с системой. При проверке работоспособности датчика, в системе EVAP нельзя создавать разряжение более допустимого, иначе это приведёт к выходу датчика из строя (для системы «последующего» типа это более -20 mmHg). Так же очень полезными могут быть данные стоп-кадра Freeze frame data, если код неисправности DTC записан менее чем через 200 секунд с момента пуска двигателя, то это является хорошей подсказкой что неисправен сам VPS.
Электросхема датчика VPS. Рис. 13
На этом краткий обзор системы EVAP, основных неисправностей и способов их устранения завершу. А в заключении хочу познакомить вас с рассказом нашего американского коллеги. Какие встречаются «нештатные» неисправности системы EVAP, довольно интересно.
Курьёзный случай диагностики и ремонта системы EVAP
Northampton, Pennsylvania, USA
Читать материалы доступно только зарегистрированным пользователям
P0446 EVAP Vent Performance & Spiders!
(недостаточная производительность вентиляции системы EVAP и пауки)
В оригинале расшифровка этого кода P0446 — EVAP Vent Solenoid Valve Control System, звучит так – «проблемы в системе контроля за соленоидом управляющим вентиляцией EVAP».
Суть заметки в следующем: «… причиной возникновения вышеуказанного кода послужило гнездо, которое свили пауки в соленоиде (EVAP Vent Solenoid Valve) и отложенные ими яйца почти полностью перекрыли доступ свежего воздуха по вентиляционному каналу в накопительный абсорбер».
Метод, которым Andrew Satko определил вероятную область неисправности, довольно прост и наверняка будет интересен начинающим техникам-диагностам. Он, при помощи сканера, на ХХ принудительно открыв EVAP PSV, создал в системе давление -10mmHg, затем закрыв EVAP PSV, он открыл EVAP VSV и наблюдал за падением разряжения в системе, которое довольно плавно и медленно опустилось до 0 mmHg. Затем он проделал такую же процедуру, но вместо открытия EVAP VSV, он немного приоткрыл крышку бензобака, давление резко поднялось до 0 mmHg за считанные секунды. Основываясь на этом, он предположил, что вентиляционный канал частично засорён, что и подтвердило дальнейшие действия, разбор и осмотр EVAP VSV и вентиляционного канала.
После принудительного «выселения» семейства пауков система заработала нормально и горящий транспарант CHECK ENGINE на приборной панели уже не беспокоил владельцев автомобиля.
Написал много, но надеюсь, что мои практические изыскания в этой области помогут коллегам. В статье были использованы личные наработки и материалы открытой иностранной печати.
🎬 Видео
Как проверить клапан продувки адсорбера, типичные признаки неисправностиСкачать
подсос через клапан обсорбера плохой запуск двигателя.Скачать
Полная проверка адсорбера и электромагнитного клапана продувки, признаки его неисправностиСкачать
клапан абсорбера и сам абсорбер и его восстановлениеСкачать
Как проверить клапан адсорбера на TOYOTAСкачать
Как удалить АДСОРБЕР и клапан адсорбера. Плавают обороты, глохнет двигательСкачать
Диагностика и ремонт клапана продувки адсорбера KIA RIO III на пробеге 333 тыс.Скачать
Зачем нужен адсорбер и как работает клапан адсорбераСкачать
Пропадает тяга двигателя? Адсорбер и крышка бензобака автомобиляСкачать
Ошибка Р0441 на примере Гранты.Скачать
Проверка клапана продувки адсорбера на примере Форд Фокус 2 рестайлинг #автодиагностикаСкачать
Как проверить клапан абсорбера RenaultСкачать
Стучащий клапан вентиляции топливного бака 2.0 TFSI Audi A6 C7 (EVAP клапан N80)Скачать