Как проверить качество клапанов магнитом

Авто помощник

Видео:МАГНИТ и поддельные свечи зажигания NGK. Как найти подделку свечей с помощью магнитаСкачать

МАГНИТ и поддельные свечи зажигания NGK. Как найти подделку свечей с помощью магнита

Как проверить клапаны, не снимая головку блока цилиндров

Разрушение тарелок клапанов или их неплотное прилегание к седлам из-за нагара, неверной регулировки и перекоса приводит к падению компрессии и ухудшению работы двигателя вплоть до полного его отказа. Аналогичные проблемы возникают в случае прогорания поршня или поршневых колец, образования трещин в блоке цилиндров или пробоя прокладки между ним и головкой. Для проведения точной дефектовки необходима разборка мотора, однако есть и способы проверить клапана, не снимая ГБЦ.

В этой статье мы расскажем, как проверить герметичность клапанов, не снимая головки блока цилиндров, а также о простых способах самостоятельного выявления прогорания и неправильной регулировки без разборки мотора и применения дорогостоящего оборудования.

Видео:Как найти ПОДДЕЛКУ КЛАПАНОВ двигателя с помощью МАГНИТАСкачать

Как найти ПОДДЕЛКУ КЛАПАНОВ двигателя с помощью МАГНИТА

Когда необходима проверка клапанов без разборки двигателя

Вопрос «как проверить состояние клапанов без разборки двигателя?» актуален при появлении следующих симптомов:

Как проверить качество клапанов магнитом

Как проверить наличие компрессии дедовским методом: видео

  • неровная работа двигателя («троение»);
  • ощутимое снижение мощности мотора;
  • падение приемистости и динамики разгона;
  • сильные хлопки («выстрелы») во впускном и выпускном тракте;
  • значительный рост расхода топлива.

Некоторые из вышеперечисленных проблем наблюдаются при неполадках, не связанных с нарушением герметичности камеры сгорания, поэтому перед тем как проверять исправность клапанов, следует измерить компрессию.

Если компрессия в норме, это означает, что камера сгорания герметична и проверка клапанов не требуется, а проблему следует искать в системе зажигания и питания двигателя. Подробнее о возможных причинах, а также о том, как определить проблемный цилиндр, рассказано в статье «Почему двигатель троит на холостых».

Видео:КЛАПАНА двигателя. Как отличить ВПУСКИНЫЕ и ВЫПУСКНЫЕ. Как найти ПОДДЕЛКУ клапанов двигателяСкачать

КЛАПАНА двигателя. Как отличить ВПУСКИНЫЕ и ВЫПУСКНЫЕ. Как найти ПОДДЕЛКУ клапанов двигателя

Как проверяют клапаны без снятия ГБЦ

Способы проверки клапанов без снятия ГБЦ выбираются в зависимости от симптомов и предполагаемых причин неполадок, а также имеющегося в наличии инструмента. Наиболее распространены следующие методики:

Как проверить качество клапанов магнитом

Основные признаки прогара клапанов: видео

  • проверка по состоянию свечей;
  • осмотр клапанов и цилиндров с помощью эндоскопа;
  • выявление обратной тяги в выхлопной системе;
  • метод от противного – по состоянию поршней и компрессионных колец;
  • диагностика герметичности камеры сгорания;
  • измерение зазоров для оценки правильности их регулировки;
  • проверка геометрии путем вращения коленвала.

Видео:Как выбрать КЛАПАНА для ремонта ДВС?! Должны ли магнитится КЛАПАНА, если они качественные?!Скачать

Как выбрать КЛАПАНА для ремонта ДВС?! Должны ли магнитится КЛАПАНА, если они качественные?!

Как проверить правильность регулировки зазоров клапанов

Проблема “как проверить, не зажаты ли клапана?” актуальна для авто с ДВС, в которых величина тепловых зазоров клапанов устанавливается с помощью специальных винтов или шайб. Их необходимо, раз в 30 000–80 000 км (точная периодичность зависит от модели ДВС) проверять и при необходимости регулировать. Проверка осуществляется с помощью набора щупов с шагом 0,05 мм или планки с микрометром.

Проверка зазоров клапанов специальными щупами

Для выполнения процедуры необходимо остудить мотор до рекомендованной температуры (обычно около 20 °C), снять клапанную крышку, после чего с помощью измерительного инструмента проверить соответствие зазоров допускам в контрольных точках, последовательно для каждого клапана. Особенности процесса и величина рекомендованных зазоров зависят от модификации двигателя и могут различаться даже на одной модели.

Помимо периодичности пробега и снижения компрессии признаком необходимости проверки зазоров являются характерный звон ГРМ “на холодную”, который пропадает при прогреве. Эксплуатация двигателя с неверно выставленными зазорами, приводит к перегреву клапанов и их прогоранию.

Видео:Клапана, проверка магнитом.Скачать

Клапана, проверка магнитом.

Как проверить геометрию клапанов: загнуло или нет

Основная причина нарушения геометрии клапанов, когда стержни перекашивает относительно тарелок – контакт их с поршнями в результате обрыва ремня газораспределительного механизма.

Нарушение геометрии клапанов

Такие последствия характерны не для всех моделей и напрямую зависят от конструктивных особенностей двигателя. К примеру, для устанавливающихся на Калины и Гранты моторах с индексом 11183 эта проблема не актуальна, а вот для более поздних модификаций тех же моделей с двигателем 11186 встреча клапанов и поршней при обрыве ремня практически неминуема.

Если автомобиль входит в группу риска после замены ремня, перед запуском двигателя обязательно нужно проверить, не загнуло ли клапана. Без разборки это проще всего сделать, провернув коленвал вручную с помощью ключа, надетого на болт крепления шкива. Свободное вращение указывает на то, что клапаны скорее всего в норме, ощутимое сопротивление – что их геометрия нарушена. Впрочем, если дефект незначительный, определить его таким методом не всегда получается. Более надежный способ – оценка герметичности камеры сгорания с помощью пневмотестера или компрессора, описанная ниже.

Видео:Шокирующие новости автопрома Магнитные клапаны из ТорбеевоСкачать

Шокирующие новости автопрома Магнитные клапаны из Торбеево

Как проверить прогорели клапана или нет без снятия ГБЦ

При падении компрессии в одном или нескольких цилиндрах стоит задуматься о том, как проверить исправность клапанов – прогорели или нет. О том, почему прогорают клапаны, можно прочитать здесь. Аналогичная картина может быть следствием прогара поршня или компрессионных колец, пробоя прокладки ГБЦ, трещины в блоке цилиндров в результате ДТП и т. д. Безразборная проверка исправности клапанного механизма позволяет установить конкретную причину потери компрессии. Сделать такую проверку можно четырьмя способами, описанными ниже.

Читайте также: Трубки для плавания с сухим клапаном

Проверка клапанов без снятия ГБЦ проводится в первую очередь для подтверждения или исключения их повреждения. Некоторые способы могут указать и на иные причины снижения компрессии. При этом следует учитывать, что безразборная диагностика клапанного механизма может не позволить выявить незначительные дефекты цилиндропоршневой и клапанной групп на ранней стадии.

Проверка клапанов без разборки двигателя по состоянию свечей

Свеча покрыта маслянистым нагаром — явный признак повреждения поршня

Суть метода состоит в визуальном осмотре свечи зажигания, извлеченной из цилиндра с низкой компрессией. Электроды и резьбовая часть сухие – прогорел клапан, если они замаслены или покрыты темным маслянистым нагаром – поврежден поршень или изношены компрессионные либо маслосъемные кольца. Внутренняя часть свечи может быть в масле и из-за повреждения сальников клапанов, однако в этом случае загрязнены будут все свечи, а не только находящаяся в проблемном цилиндре. О диагностике двигателей по цвету нагара на свечах подробно рассказано в отдельной статье.

Как проверить состояние клапанов с помощью банкноты или бумаги

Как проверить качество клапанов магнитом

Способ проверки прогоревших клапанов с помощью бумаги: видео

Легко и быстро проверить состояние клапанов при условии, что система питания и зажигания исправны, поможет банкнота или небольшой лист плотной бумаги, который следует держать на расстоянии 3–5 см от выходного отверстия выхлопной трубы. Двигатель при этом должен быть прогрет и запущен.

В исправном автомобиле бумажный лист будет постоянно равномерно вибрировать, периодически отодвигаясь от выхлопа под действием выходящих отработанных газов и снова возвращаясь в первоначальное положение. Если лист периодически засасывает в выхлопную трубу – вероятно прогорел или пропускает один из клапанов. О том, на что указывают следы на листе бумаги или их отсутствие при такой проверке, рассказывает статья о проверке автомобиля при покупке с рук.

Экспресс-проверка при помощи моторного масла и щупа

Этот способ проверки клапанов без снятия ГБЦ основан на исключении проблем с поршневой группой. Прогар поршня можно обнаружить контактным методом при помощи щупа, погружаемого в цилиндр через свечное отверстие. Проблемы с кольцами или выработкой стенок исключаются путём заливки масла в цилиндр с низкой компрессией через то же отверстие, установки свечи на место и запуска двигателя. Если после этого давление вырастет – проблема не в клапанах: залитое масло заполняет зазор между поршнем и стенками цилиндра, через который и уходили газы.

Проверка клапанов без снятия головки с помощью эндоскопа

Проверка клапанов и цилиндров эндоскопом

Эндоскоп позволяет провести диагностику клапанов и цилиндров без разборки мотора при помощи визуального осмотра. Чтобы осмотреть клапаны, потребуется прибор с гибкой головкой либо насадка с зеркалом.

Достоинство метода в возможности не только подтвердить наличие конкретного дефекта, но и определить какой клапан прогорел – впускной или выпускной. Для этого достаточно даже недорогого эндоскопа стоимостью от 500 рублей. Примерно столько же стоит осмотр цилиндров с помощью профессионального прибора на СТО.

Видео:Как проверить выпускные клапана на качество.Скачать

Как проверить выпускные клапана на качество.

Проверка камеры сгорания на герметичность пневмотестером или компрессором

Одна из основных функций клапанов – обеспечение герметичности камеры сгорания на такте сжатия для создания необходимого давления для воспламенения и горения топливовоздушной смеси.

Как проверить качество клапанов магнитом

Проверка двигателя пневмотестером: видео

При их повреждении газы и топливная смесь прорываются во впускной или выпускной коллектор, в результате не создается необходимого усилия для перемещения поршня и нарушается нормальная работа ДВС.

Достоверно установить наличие и причину разгерметизации позволяет пневмотестер. Стоимость такого прибора от 5 000 рублей, но вместо него можно использовать обычный автомобильный компрессор для накачивания шин с манометром. Альтернативный вариант – диагностика на СТО, за которую попросят от 500 рублей.

Как проверить состояние клапанов без снятия ГБЦ с помощью компрессора или пневмотестера:

  1. Убедиться, что зазоры в клапанном механизме в пределах нормы.
  2. Переместить поршень проверяемого цилиндра в верхнюю мертвую точку на такте сжатия, вращая коленвал или ведущее колесо на ближайшей к прямой (обычно 5-я) передаче.

Видео:Американский способ (диагностика) проверки прогоревших клапанов на двигателеСкачать

Американский способ (диагностика) проверки прогоревших клапанов на двигателе

Правда ли, что выпускные клапана не магнитятся? И почему?

Но, как человек, который продаёт эти клапаны регулярно, скажу, что ситуация не уникальна. Я именно так проверяю степень паршивости выпускных клапанов. 1) Клапан весь целиком НЕ магнитится. Такое бывает редко и мы их смело продаём, считая наиболее качественными. 2) Стержень магнитится, а тарелка нет. Где-то 80% всех выпускных клапанов, что попадают мне в руки, именно такие. Такие тоже продаём без опаски. Но всё же тут производитель сэкономил, я считаю. 3) Клапан весь магнитится. От таких отказываемся. Смысла нет рисковать, когда за похожие деньги есть детали выше качеством. Клапан выпускной на Lacetti с мотором 1,6. Производство — Freccia. Не магнитится целиком. Производства United Motors — аналогично. Впускные целиком магнитятся. Был куплен комплект клапанов фирмы SM, тарелки выпускных клапанов, как и положено, магнитом не притягиваются. Приобрёл через Экзист один клапан, той же фирмы, того же артикула, весь один в один, но магнитится!
То же самое с клапанами фирмы Herzog: купленные в одном месте — магнитятся, в другом — нет.
Внешних различий нет.
Если перевести вопрос в практическую плоскость — обладают ли тарелки выпускных клапанов, которые притягиваются магнитом, требуемой жаропрочностью (соответственно, надёжностью и сроком службы) ? И как у них обстоит дело с этим в сравнении со своими немагнитящимися «собратьями»? Дело в том, что их у меня уже накопилось немалое количество, а ставить как-то стрёмно. В принципе, я так и делаю, всегда ставил те. Griffin Fri, 15/07/2011 — 17:49 насколько я помню, клапана с одинаковыми диаметрами для днепров магнитились оба(что впуск, что выпуск), а у днепров с разными клапанами картина чуток другая: впуск — магнитится, а выпуск — нет green872007 Fri, 15/07/2011 — 19:15 впуск — да, выпуск — нет, ножка — магнитится, тарелка на выпуске нет, засчет того что ножка и тарелка две разные детали, сваренные между собой трением. это касаемо уралов 100% moonbeam Fri, 15/07/2011 — 21:59 moonbeam Fri, 15/07/2011 — 22:01 итак:
на выпуск ставим которые вообще не магнитятся
на впуск те что магнитится и ножка и тарелка green872007 Fri, 15/07/2011 — 22:03 ножка на любом кдапане будет магнититься, а тарелка только на впускном магнитится, на выпускном — нет moonbeam Fri, 15/07/2011 — 22:05 почему на любом? у меня вот два. Вообщем летом делал движок на Бизнесе, там двиг УМЗ «Сотка», вообщем сделано то нормально было, но гадская электромуфта отказала в снежную погоду, забуксовал чувак и скипятил двиг так хорошо, что даже помпа оплавилась, точнее крыльчатка, и головку так увело что даже шлифовщик удивился, четыре раза прогонял, на станке, пока выровнялась.Но не в этом суть, а вот в чём, клапана выпускные, должны быть из нержавейки и не должны магнититься, а если магнитятся то это железо, оно сгорит быстро, особенно у тех кто на газу, вот пример (примерно через 5000 пробега, на газу, после капиталки, в прошлый раз сгорели у одного моего знакомого, он ко мне переделывать после другого сервиса приехал, так как тот сервис на зиму в солнечный чуркистан домой уехал).Суть в том что когда искали не магнитные выпускные клапана, на нас смотрели как на идиотов и говорили «, принеси да покажи, где такой есть, ни разу не видели, всегда магнитились»я им потом принёс, удивления были и типа «какого года этот клапан?». Слышал, что клапаны должны магнититься. Однако приобретенные мною импортные клапаны для двигателя ВАЗ таким свойством почему-то не обладают. Повлияет ли это на срок их службы? Слышал, что клапаны должны магнититься. Однако приобретенные мною импортные клапаны для двигателя ВАЗ таким свойством почему-то не обладают. Повлияет ли это на срок их службы? Дмитрий Винокуров, г. Бердянск Действительно, выпускные клапаны многих автомобилей, произведенных в постсоветских странах, изготавливают из жаропрочной стали марки 55Х20Г9АНЧ, и такие детали не должны реагировать на магнит. В оригинале тарелка «вазовских» клапанов выполнена из жаропрочной стали (не магнитится), а стержень – из износостойкой (примагничивается). Если клапаны не реагируют на магнит, это может свидетельствовать о том, что их стержни выполнены не из износостойкой стали, вследствие чего клапаны быстро изнашиваются. И напротив – если магнитится и тарелка выпускного клапана (а не только шток), то такой. Должны ли «магнитить» клапаны? Небольшой офф-топик, т.к. имеет отношение конкретно к «тазику», но принцип одинаков для всех автомобилей, может кому-нибудь пригодится при ремонте УАЗа. Суть вопроса: делал на «шахе» капремонт двигателя, хотел поменять клапаны. В «Механике» предложили фирмы SM, блестючие все такие, в коробочке. Но друг, имеющий отношение к авторемонту отговорил, т.к. по его словам клапанная сталь магнититься не должна (по крайней мере на тарелках), а эти к магниту липнут по всей поверхности. Смотрел в магазине «тольяттинские», те действительно не магнитятся, но какие-то «синюшные», как бывает, когда при токарных работах резец сильно жмешь и металл от этого калится. Вот и задаюсь вопросом — «что есть. Sil XB, 422, 21-2N и 21-4N: сплавы нержавеющей стали. 1541: высокоуглеродистая сталь с добавками марганца, повышающими коррозионную устойчивость. 8440: стальной сплав, пригодный для производства работающих с повышенными нагрузками клапанов. Для повышения термостойкости в сплав добавлен хром. Sil1: стальной сплав с 8,5% содержанием хрома, пригодный для производства работающих с повышенными нагрузками клапанов. Используется для изготовления высококачественных впускных клапанов. Sil XB: ферритный сплав, содержащий 20% хрома и 1,3% никеля. Используется для производства впускных клапанов, работающих с высокими. В идеале если ремонтировать двигатель , нужно устранить все недостатки которые имеют износ близкий к лимиту. Но мы знаем что. MC писал(а):Тарелки выпускных клапанов, как известно,составные, стержень из износостойкой стали, нижняя часть тарелки («подошва») из жаропрочной.
Проверить можно магнитом — он притягивается ко всем частям клапана,кроме.. нижней части тарелки. К подошве тарелки магнит не притягивается. Dreamweaver писал(а):сменить мастера Но факт налицо: те, которые стояли на ДВС — магнитятся именно так, как описано у MC. Съездил на авторынок, нашел товарища, который торгует з\частями на Опель. У него были клапана на мой ч16чуд, проверил — ни один не примагничивается. Были АЕ и еще пара каких-то производителей, уже не помню. Тогда он мне достал, по-моему, ФРЕСИЯ, но только от 1,8, и — о чудо — примагничиваются .
Не могу спорить о качестве клапанов, но согласитесь, Dreamweaver, это же. Ps. Незнаю как у нас , а вот в «Стране восходящего солнца» в которою я до сих пор все не как не поеду (морской пролив )- их делают следующем образом ; 1) Стержни
а) стальные каленые с целью придания им износостойкости
б) имеют рапитовые наконечники (нет углублений от выработки и нет необходимости регулировать в
процессе эксплуатации ) а) ударной точечной сваркой приваривают к стальному стержню
б) матерьял тарелки -нержавейка (высокотемпературный )
в) фаска в виде кольца на тарелке выполнена из др. -более износостойкого матерьяла не дающего выработку при работе с гнездом и приварена также ударной точечной сваркой или лазерным. Уважаемые гости сайта , если вам понравился и помог наш сайт , то вы можете нам помочь разместив у себя на сайте нашу кнопку . А также мы готовы обменяться кнопками с родственными сайтами . Скачать код кнопки . клапана для вазовских автомобилей всё о клапанах обзоры клапанов тесты рекомендации Клапана для ВАЗ, Лада — какие лучше, обзор и характеристики Клапана САМАРСКОГО КЛАПАННОГО ЗАВОДА . Этот завод , один из старейших в России . Продукция их давно себя зарекомендовала , как высоко-качественная . Клапана , сделанные на «СЗК «, прослужат от 230 до 300 тысяч километров . Пожалуй единственным их недостатком является не очень аккуратное исполнение. Просмотр полной версии : Прогорание клапанов.Вопросы.Ответы. Ребята, за месяц прогорели 2 клапана. Что может быть? Первая причина,не правильная регулировка клапанов. Скорее всего «пережаты».
Какой движок,пробег и т.д.?
Конкретнее проблему опиши. Ребята, за месяц прогорели 2 клапана. Что может быть? Всего скорей выпускные прогорели. Поддерживаю, неправильная регулировка.
Второй вопрос, 76 нигде не заправлялся? Ну так, по ошибке. Еще возможная причина: является избыточное количество металлсодержащих присадок в составе моторного масла. При сгорании масла в зоне верхних поршневых колец эти присадки образуют золу (сернистый пепел), которая откладывается на стенках цилиндра, способствует абразивному износу поршневых колец и цилиндра, сбивает нагар и сажу с камеры сгорания и засоряет каталитический нейтрализатор, а также накапливается на фасках и седлах выпускных клапанов, способствуя их. Просмотр полной версии : Выбор клапана Здравствуйте! Кто то может подсказать что то конкретное по выбору клапанов? собрался менять все..ато состояние что то совсем не внушает доверия да и пару людей сказали что лучше поменять и не забивать голову.
Я слышал что клапана проверяют магнитом на наличие железа в металле. конечно в магазине микрометром мерять не буду но на плохой материал или что то ещё наталкнуться думаю можно. Это кто же такую муть придумал про магнит. А зачем менять? Прогорели,треснули тарелки? Измерять и менять,не меняя направляющих-смысла не вижу. Ставить новые в старые направляющие.
В общем,не конкретный вопрос-покажите проблемные! мм.. показать то покажу пожже. Незнаю в интернете прочитал про магнит. Клапана были зажаты (приоткрыты) ну и кромка подгорела (нагар сильный) и появился небольшой поясок на некоторых клапанах.. всмысле от перенагрева и прижатии к седлу.
А разве на старые направляющие нет смысла ставить. их целиком делают из жаростойкой немагнитной стали (т.е. и стержень, и тарелка). Видела, как один дядечка приходил в магазин с магнитом, проверял клапаны. Интересно, этот дядечка купил клапана при этом? Настя, извини но поправлю, карбонизация это насыщение углеродом, в простанародье-цементация, в солевой среде или в молоке, это мелочи, после закалки/цементации/воронения деталь всегда чёрная, ибо нагревается до жёлтого цвета. По идее, калёным/цементированым должен быть лишь стержень клапана, для повышения износостойкости, тарелке это особо ни к чему, на температурные свойства это не повлеяет.
Магнитные свойства стали тут то же не основной показатель. Единственно как можно проверить качество стали, это спектральный анализ, но думаю он нам не по зубам.
ЗЫ: Если клапан не магнитится, это тож не показатель качества, вдруг его просто из какой. Передлагаю из отличной стали клапана тепловозные,больших размеров.Всего двенадцать штук. Особенно хорош из такого клапана стилет или четырёхгранный кортик.
Так же,хорошо делать из них и щупы для поисковиков. Прекрасно подходят для изготовления крупных ножей и для перевозки в автомобиле вместо бей с больной биты. Были бы раскованные, да калёные. А так только АП. Travis Dane 29-04-2013 14:41 Может,кому-нибудь,надо и в таком виде.Например при изготовлении четырёхгранных кортиков. Travis Dane 30-04-2013 18:47 Диаметр 18,20,22 мм.
Высота 300 и 450 мм. Обточил на токарном станке,ободрал на фрезерном,и уля-улё,отличный кортик.
Так и вижу,с наборной ручкой из шариков от шарикоподшипника,или из. Источник

🎬 Видео

Как понять, что пора менять свечи зажигания? Когда нужно менять свечи зажигания? 5 ПРИЗНАКОВСкачать

Как понять, что пора менять свечи зажигания? Когда нужно менять свечи зажигания? 5 ПРИЗНАКОВ

Правильная доработка свечей для увеличения мощности и снижения расхода топлива!Скачать

Правильная доработка свечей для увеличения мощности и снижения расхода топлива!

как притереть клапан и проверить качество притиркиСкачать

как притереть клапан и проверить качество притирки

Проверка и ремонт электомагнитного клапана.Скачать

Проверка и ремонт электомагнитного клапана.

Не покупай новые свечи зажигания, старые станут лучше новых! АвтоХакСкачать

Не покупай новые свечи зажигания, старые станут лучше новых! АвтоХак

ПРИЗНАКИ ПРОГАРА КЛАПАНА.Как определить прогар клапана!Клапана или поршневая. Самый точный диагнозСкачать

ПРИЗНАКИ ПРОГАРА КЛАПАНА.Как определить прогар клапана!Клапана или поршневая. Самый точный диагноз

Как Проверить Свечи Зажигания за 1 Минуту и не Покупать Новые! АвтоХакСкачать

Как Проверить Свечи Зажигания за 1 Минуту и не Покупать Новые! АвтоХак

ПРИТИРКА КЛАПАНОВ за 5 минут!!! Быстро, дешего, легко! Притираем клапана своими руками!Скачать

ПРИТИРКА КЛАПАНОВ за 5 минут!!! Быстро, дешего, легко! Притираем клапана своими руками!

Тест свечей на магнитСкачать

Тест свечей на магнит

как проверить клапана левые или нетСкачать

как проверить клапана левые или нет

ПОДДЕЛКА свечей зажигания DENSO. Как определить подделку свечей DENSOСкачать

ПОДДЕЛКА свечей зажигания DENSO. Как определить подделку свечей DENSO

Как проверить герметичность клапанов?Скачать

Как проверить герметичность клапанов?
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток