В режим холостого хода (ХХ) автомобильный мотор переводится по команде электронного блока управления (ЭБУ). Происходит это в момент пуска или при необходимости прогреть двигатель. В подобном состоянии мотор находится при выключенной трансмиссии, когда автомобиль остановился, например, на светофоре. Работой двигателя при этом управляет специальный датчик холостого хода (ДХХ). Обычно он не доставляет особых проблем, но его поломка способна доставить водителям немало неприятностей. Именно поэтому работоспособность ДХХ необходимо постоянно контролировать и при появлении дефектов оперативно их устранять.
- Конструктивное исполнение
- Принцип работы
- Схема включения РХХ и его работа
- Признаки неработоспособности РХХ и способы их устранения
- Демонтаж РХХ
- Проверка исправности и восстановление работоспособности РХХ
- Видео по теме
- Датчик холостого хода на ВАЗ-2109 (инжектор): где находится, назначение, возможные неисправности и ремонт
- Назначение
- Устройство
- Принцип действия
- Расположение
- Схема включения ДХХ
- Признаки неисправности
- Типичные поломки
- Как диагностировать РХХ
- Простейшая диагностика ДХХ
- Как проверить датчик мультиметром
- Диагностика на стенде
- Чистка иглы и клапана ДХХ
- Как заменить датчик холостого хода
- Нюансы выбора
Видео:Регулятор холостого хода. РХХ. Где проблемы и как смазать. Проблемы с оборотами двигателя.Скачать
Конструктивное исполнение
Любой ДХХ обеспечивает приток воздуха внутрь движка, когда дроссельная заслонка в закрытом состоянии. Причем, если ранее датчик холостого хода карбюраторных ВАЗ 2109 функционировал, как запорный клапан, калиброванное отверстие которого могло быть только либо открытым, либо закрытым, то новый датчик холостого хода ВАЗ 2109 инжектор способен самостоятельно, в зависимости от положения дроссельной заслонки, снижать или повышать количество воздуха, который необходим в разные промежутки времени. Именно поэтому специалисты считают новое исполнение ДХХ не датчиком, а измерительным прибором, и с недавних пор он получил название регулятор холостого хода (далее — РХХ).
Регулятор холостого хода ВАЗ 2109 инжектор конструктивно напоминает миниатюрный модуль, в корпусе у него кроме шагового электродвигателя размещен шток с иглой, имеющей конусообразный наконечник.
Крепят РХХ к кожуху дроссельного узла двумя винтами.
Устройство также оснащено 4-х контактной фишкой, предназначенной для подключения устройства к ЭБУ автомашины.
Видео:Как проверить регулятор холостого хода, рхх автомобиля ваз своими рукамиСкачать
Принцип работы
Основной принцип действия РХХ сводится к смене площади сечения откалиброванного отверстия байпасного канала исходя из текущего положения дроссельной заслонки. Начинается это изменение при поступательном движении иглы, связанной с якорем шагового электродвигателя посредством червячной передачи. Полное перекрытие байпасного канала при полностью открытой дроссельной заслонке на работу силового агрегата не влияет. При возвратном движении иглы количество воздуха увеличивается пропорционально углу закрытия дроссельной заслонки. За счет этого и возможно плавное регулирование оборотов коленчатого вала при переходе из рабочего состояния мотора автомобиля в режим ХХ.
Видео:Как Проверить РХХ Регулятор Датчик холостого хода в домашних условиях Самому.Скачать
Схема включения РХХ и его работа
Подключается РХХ к управляющему контроллеру ЭБУ 4-х проводным жгутом через стандартный соединительный разъем.
Существующая электрическая схема не позволяет водителю влиять на работу РХХ, так как управляющий алгоритм работы контроллера перепрошивается исключительно на спецоборудовании.
Работает механизм РХХ по указанному ниже алгоритму:
- При повороте ключа зажигания происходит смещение штока регулятора в крайнее положение и калибровочное отверстие канала подкачки воздуха в дроссельном патрубке полностью закрывается .
- РХХ возвращает клапан в первичное положение, после начала считывания шагов. В этом место нахождении штока обеспечивается пуск мотора и начинается его работа в режиме ХХ.
Важно! Базовое положение штока определяется прошивкой ЭБУ — так, к примеру оно равно 50 шагов для прошивок «Бош» , а для прошивки «Январь 5.1» составляет 120 шагов.
Недостатком датчика холостого хода типа ВАЗ 2109 инжектор и схемы его подключения к ЭБУ является отсутствие системы самодиагностики. Водитель при сбоях и ошибках в работе не получит никакой полезной информации об этом. Сигнальная лампа «Check Engine» на приборной панели не загорится. Поэтому догадываться о неисправности регулятора водитель должен самостоятельно исходя из собственного анализа произвольно появляющихся косвенных признаков, сказывающихся на работе мотора.
Видео:РХХ двигателя. Глохнет при сбросе газа, плохо заводится. Как проверить регулятор холостого ходаСкачать
Признаки неработоспособности РХХ и способы их устранения
- холостой ход — неустойчив;
- при переключении передач или сам по себе двигатель начинает глохнуть;
- не происходит повышение оборотов при запуске автомобиля, что характерно для режима первичного
- прогревания;
- при включении различного дополнительно оборудования, обороты снижаются.
Аналогичная симптоматика наблюдается также, если:
- забит грязью байпасный канал дроссельного узла;
- имеются повреждения электропроводов (обрывы, нарушение контактных соединений и прочее);
- установленный вариант РХХ не соответствует типу прошивки ЭБУ.
Перед началом диагностики регулятора, рекомендуется убедиться в отсутствии вышеприведенных дефектов.
Видео:Быстрый способ проверки регулятора холостого хода.Скачать
Демонтаж РХХ
Демонтируют регулятор следующим образом:
- Блокируют автомашину ручным тормозом или противооткатными колодками.
- Снимают клеммы с аккумуляторной батареи (АКБ).
- Отключают соединительный разъем от РХХ.
- Очищают место вокруг РХХ от загрязнений.
- Откручивают 2 крепежных винта.
Проделав все эти операции, регулятор вынимают из установочного гнезда.
Видео:Как проверить регулятор холостого хода. Несколько способов.Скачать
Проверка исправности и восстановление работоспособности РХХ
Проверяют работоспособность регулятора следующим образом:
- Подключают АКБ к бортовой сети автомобиля и, удерживая РХХ в руках, ставят на место колодку питания.
- Включают зажигание. При этом шток регулятора должен втянуться внутрь, а затем выдвинуться обратно на определенное расстояние. Если РХХ действует именно так, то он работоспособен. В противном случае он подлежит замене.
Иногда работоспособность регулятора восстанавливается после очистки пружины, клапанного отверстия и иглы.
Чистят РХХ очистителем типа WD-40. При этом разборки устройства не потребуется — достаточно обработать растворителем шток, иглу и пружину. Не помешает также брызнуть очистителем внутрь канала ХХ, что позволит очистить от загрязнений отверстие клапана. Как только очиститель высохнет, заново проверяют работоспособность регулятора и только после этого принимают решение о целесообразности его замены.
ВАЖНО! Перед установкой вновь приобретенного или отремонтированного РХХ рекомендуется:
Удостовериться в соответствии изделия прошивке ЭБУ автомобиля; проверить работоспособность; смазать пружину и шток консистентной смазкой.
Выбирая РХХ ВАЗ2109 инжектор, избегайте приобретения, контрафактной продукции. Подделку отличают следующие признаки:
- информация на упаковке не позволяет определить изготовителя;
- желтый цвет стикера на корпусе изделия;
- темный наконечник запорной иглы;
- тонкое уплотняющее кольцо.
Отличить датчик старого образца (справа) от датчика нового образца (слева) поможет и приведенный ниже рисунок:
Видео:Плавают обороты холостого хода? Полезные советы, почему плавают обороты?Скачать
Видео по теме
Видео:проверка и возможные дефекты регулятора холостого хода ваз 21099Скачать
Датчик холостого хода на ВАЗ-2109 (инжектор): где находится, назначение, возможные неисправности и ремонт
В инжекторных автомобилях применяется система питания, отличная от карбюраторной с ее каналом для работы двигателя на холостом ходу. Для поддержки работы двигателя в режиме ХХ служит датчик холостого хода инжектор ВАЗ-2109. Специалисты называют его по-разному: датчик ХХ или регулятор ХХ. Данное устройство практически не доставляет проблем владельцу автомобиля, но иногда все же выходит из строя.
Видео:Обзор регуляторов холостого хода и датчика положения дроссельной заслонки ВАЗСкачать
Назначение
Датчик необходим для регулировки потока воздуха, который поступает в мотор, когда дроссель закрыт. То есть элемент автоматически регулирует заданные обороты двигателя в режиме холостого хода. Регулятор участвует и в прогреве силового агрегата после холодного запуска.
Видео:как проверить исправность регулятора холостого хода ваз 2110Скачать
Устройство
На начальном этапе развития инжекторных двигателей в качестве регуляторов холостого хода применялись роторные и соленоидные устройства. Они могли иметь два рабочих положения — здесь можно провести аналогию с вентилем запорной арматуры. Датчик работал в полностью открытом или полностью закрытом положении. Это не позволяло эффективно стабилизировать обороты холостого хода.
В дальнейшем инженеры «АвтоВАЗа» создали датчик холостого хода инжектор ВАЗ-2109 в виде шагового клапана. Он отличается наличием ступенчатой регулировки подачи воздуха по обходному каналу в дроссельной заслонке.
Устроен РХХ следующим образом: в основе лежит небольшой шаговый электродвигатель, также в устройстве имеются шток, пружина и игла.
Видео:Регулятор холостого хода. РХХ. Простейшая и доступная диагностика для всех !!!Скачать
Принцип действия
Когда автомобиль движется, и дроссельная заслонка открыта, РХХ не участвует в процессе, его клапан закрыт, а шток неподвижен. Когда же заслонка закрывается, и двигатель переходит в режим холостого хода, на электрический двигатель подается напряжение, и шток движется в сторону открытия — входит в работу клапан. Он приоткрывается, и воздух в двигатель поступает в обход через специальное отверстие.
Когда водитель включает зажигание, шток РХХ полностью выдвигается в свое крайнее положение и закрывает калибровочное отверстие в патрубке дросселя. Затем датчик считает шаги, и клапан возвращается в свое базовое положение. Что касается этого базового положения, то оно может быть разным и зависит от установленной в ЭБУ прошивки. Для прошивки «Январь 5.1» положение составляет 120 шагов, для прошивок «Бош» — 50 шагов.
Видео:НЕ БУДЕТ ХОЛОСТОГО ХОДА НА ВАЗ 2114 ЕСЛИ НЕ ПРАВИЛЬНО ЗАМЕНИШЬ!!!Скачать
Расположение
Зная принцип действия датчика холостого хода ВАЗ-2109 (инжектор), нетрудно догадаться о месте его установки. На данном автомобиле он находится около дроссельной заслонки и датчика положения дросселя. Прибор фиксируется винтами на корпусе заслонки. В случае выхода из строя владелец автомобиля сможет без труда заменить его самостоятельно.
Видео:РХХ. Признаки неисправности регулятора холостого ходаСкачать
Схема включения ДХХ
Регулятор холостого хода подключается единственным четырехжильным кабелем. Провод датчика холостого хода ВАЗ-2109 соединен с ЭБУ. Такая проводка создает определенные проблемы при попытке диагностики датчика своими руками. Не получится просто взять и подать напряжение на клемму для проверки: ЭБУ подает напряжение к обмоткам шагового мотора в импульсном режиме. Поэтому проверка мультиметром в случае неисправности не очень эффективна.
Видео:Неисправный РХХ ВАЗСкачать
Признаки неисправности
Данный элемент отвечает за работу мотора на холостом ходу, а значит, любая его неисправность повлияет на стабильность ХХ. Среди основных симптомов выхода из строя HPP можно выделить:
- неустойчивый холостой ход;
- падение оборотов коленчатого вала при включении дополнительных элеткропотребителей;
- отсутствие повышенных прогревочных оборотов при холодном запуске силового агрегата;
- остановка ДВС при выключении или переключении передачи.
Данные симптомы не всегда будут являться причиной неисправности датчика холостого хода ВАЗ-2109 (инжектор), так как такие же признаки будут и при выходе из строя ДПДЗ. Но в случае проблем с датчиком положения дроссельной заслонки загорится лампа «Проверьте двигатель». Так как РХХ, или датчик холостого хода, не имеет собственной диагностической системы, то при этих же симптомах лампа гореть не будет.
Видео:Как проверить датчик холостого хода ВАЗ РХХ. Плавают холостые оборотыСкачать
Типичные поломки
Данные признаки обычно возникают, если байпасный канал в дроссельной заслонке забит пылью, грязью. Также может быть нарушена целостность электрической части. Те же симптомы можно получить, если прошивка в компьютере ЭБУ автомобиля не будет соответствовать установленному датчику холостого хода.
Видео:Как проверить РХХ (регулятор холостого хода) признаки неисправности РХХ не стандартная проблемаСкачать
Как диагностировать РХХ
В идеальной ситуации проверка регулятора должна осуществляться на профессиональных стендах, где можно воспроизвести подачу импульсов, аналогичных ЭБУ. На практике такие стенды есть далеко не везде, и вся диагностика сводится к более простым методам проверки. Это проверка датчика визуально и вручную, тесты с помощью мультиметра.
Видео:Ох, уж эта проблема ХОЛОСТОГО ХОДА!Скачать
Простейшая диагностика ДХХ
Самым простым способом проверить датчик холостого хода ВАЗ-2109 является следующий метод. Потребуется помощь друга. Датчик отключают из разъема, затем откручивают винты крепления и демонтируют устройство. Далее регулятор снова подключатся в разъем, но удерживается в руках.
Помощник в это время запускает силовой агрегат, и шток РХХ должен в этот момент втянуться полностью, а затем выдвинуться на определенное расстояние. Если устройство ведет себя именно так, то оно работоспособно — шток не погнут, его не заклинивает внутри клапана. Но нет никаких гарантий, что прибор соответствует прошивке ЭБУ. Шток выдвигается, но неизвестно количество шагов. На разъеме имеется маркировка — по ней можно убедиться в соответствии датчика ЭБУ.
Это начальный этап диагностики. Далее проверяют электрическую часть, состояние клапана, степень износа иглы.
Видео:Авто. Регулятор холостого хода (РХХ). Как собрать шток в корпус.Скачать
Как проверить датчик мультиметром
С помощью мультиметра продиагностировать датчик холостого хода ВАЗ-2109 (инжектор) можно двумя способами: вначале проводят измерение в режиме омметра, затем — в режиме вольтметра.
Если замкнуть контакты на штекере C-D и A-B, то мультиметр должен показать сопротивление в пределах 40-80 Ом. Если замыкать щупами контакты D-C и A-D, то мультиметр на исправном РХХ покажет бесконечность.
В режиме вольтметра напряжение на датчике при включенном зажигании должно составлять 12-20 В.
Видео:ВАЗ-2109 инжектор не работает датчик холостого ходаСкачать
Диагностика на стенде
Самые простые стенды для проверки РХХ обойдутся рядовому автолюбители в 1500-2000 рублей. Замена датчика холостого хода ВАЗ-2109 обойдется в 300 рублей. Поэтому покупка стенда экономически нецелесообразна. Можно собрать простой стенд своими руками. Схема состоит из зарядного устройства от любого мобильного оборудования с напряжением в 6 В, колодки штекера и контрольной лампы. Если в процессе проверки лампа будет светиться, то РХХ неисправен. Если лампа горит в половину накала, то устройство исправно.
Видео:Почему НЕ СТОИТ МЕНЯТЬ датчик холостого хода | Гаражные мифыСкачать
Чистка иглы и клапана ДХХ
Прежде чем менять датчик, можно попробовать прочистить его — очень часто это решает проблему. Элемент отсоединяют от его колодки, очищают контакты с помощью WD-40 или любой другой аналогичной жидкости. Затем откручивают винты и извлекают сам регулятор. Полностью разбирать устройство для очистки не нужно — достаточно обрызгать шток, иглу, пружины очищающей жидкостью, а пока РХХ высыхает, брызнуть жидкостью в канал холостого хода в дроссельном узле.
Как заменить датчик холостого хода
Если очистка не помогла, и РХХ не работает, тогда нужна замена датчика холостого хода ВАЗ-2109 (инжектор). Делается это очень просто.
Датчик установлен на корпусе дроссельной заслонки. Крепится он двумя винтами, как и топливный насос. Для снятия откручивают болты крепления и отключают штекер от прибора. Перед монтажом нового ДХХ рекомендуется зачистить наждаком посадочное место.
Новый РХХ устанавливают аналогично, в обратом порядке. Элемент устанавливают на место, фиксируют болтами, подключают провода. Но иногда случается так, что замена не решает проблему, и холостые обороты плавают даже с новым датчиком. Здесь причина в качестве запасных частей в магазинах — перед установкой лучше убедиться в работоспособности нового датчика.
Нюансы выбора
В магазинах предлагается огромное количество различных датчиков разных производителей. Оригинальная деталь обязательно имеет маркировку XX-XXXXXXX-XX. По последним двум цифрам можно разобраться в совместимости. Так, цифры 01 и 03 взаимозаменяемы, также можно менять местами 02 и 04. Вместо 02 нельзя поставить 01 или 03. Если датчик оригинальный и новый, пружину и шток лучше дополнительно смазать густой смазкой.
Покупая датчик даже в проверенном магазине, следует смотреть на следующие нюансы:
- на упаковке отсутствуют метки, по которым можно отличить производителя;
- стикер на корпусе устройства желтый и не имеет рамок;
- игла имеет темный наконечник;
- уплотнительное кольцо тонкое и черное;
- шляпки заклепок меньше 3 мм в диаметре;
- пружина белого цвета;
- длина корпуса меньше длины штатного датчика «АвтоВАЗа» на 1 мм.
Все эти нюансы говорят о том, что предлагается контрафактный датчик холостого хода ВАЗ-2109. Фото настоящего и поддельного устройств вы видите выше.