Одним из условий работы двигателя внутреннего сгорания является обеспечение необходимой компрессии — давления топливовоздушной смеси (в бензиновых двигателях) или воздуха (в дизельных двигателях) в конце такта сжатия. Давление в конце такта сжатия зависит от:
— наполнения цилиндра перед началом сжатия — зависит от оборотов двигателя и пропускной способности впускных каналов;
— степени сжатия — соотношения объема цилиндра непосредственно перед сжатием (когда поршень в нижней мертвой точке) и объема в конце такта сжатия (когда поршень в верхней мертвой точке). Степень сжатия является расчетной величиной и закладывается при конструировании двигателя, в процессе эксплуатации она не меняется;
— герметичности надпоршневого пространства. Герметичность надпоршневого пространства определяется механическим состоянием двигателя. Основные места негерметичности — клапана, поршневые кольца, прокладка головки блока.
Одним из методов проверки текущего технического состояния является непосредственное измерение компрессии при помощикомпрессометра. Кратко процедура выглядит так:
— из двигателя выкручиваются свечи и отключается топливоподача и зажигание (возможны варианты). Также рекомендуется демонтаж воздушного фильтра и полное открытие дроссельной заслонки;
— поочередно к свечному отверстию каждого из цилиндров подключается компрессометр (представляет из себя манометр с обратным клапаном);
— после подключения к каждому из цилиндров двигатель прокручивается стартером и определяется максимальное давление в цилиндре;
— анализируется давление в каждом из цилиндров и их разброс.
У этого метода есть свои преимущества и недостатки. Тремя основными недостатками являются:
— зависимость показаний от оборотов двигателя. При этом обороты при прокрутке стартером (250-350 об/мин) существенно отличаются даже от оборотов в режиме холостого хода (700-900 об/мин), не говоря уже о режимах частичных и полных нагрузок.
— недостаточная информативность теста для выявления не только проблемных цилиндров, но и первопричины недостаточного давления. Определенные методики для локализации мест неисправностей с помощью компрессометра существуют, но это тема отдельного материала;
— невозможность проведения теста на демонтированном двигателе, частично разобранном двигателе или двигателе с неработающим стартером.
Для того, чтобы устранить эти недостатки существует методика использования пневмотестеров — при этом, во-первых, анализируется непосредственно герметичность надпоршневого пространства (обороты не оказывают никакого влияния на измерения, так как коленчатый вал при проведении теста неподвижен), во-вторых, имеется возможность локализации неисправностей, в-третьих, имеется возможность проведения теста на снятом или частично разобранном двигателе или на двигателе с неработающим стартером, в-четвертых, показания пневмотестера более наглядны и, соответственно, понятны не только диагносту, но и владельцу автомобиля.
Герметичность надпоршневого пространства (один из основных показателей механического состояния двигателя) определяется по падению давления сжатого воздуха, подаваемого в цилиндр через свечное отверстие (на бензиновом двигателе) или отверстие для форсунки (на дизельном двигателе).
Для использования методики требуется наличие специального прибора — пневмотестера, который состоит из:
1 — входного штуцера, в который подается сжатый воздух с давлением 6-10 Атм;
2 — манометра для измерения давления подаваемого воздуха;
3 — регулятора давления подаваемого воздуха;
Видео:ПОДСОС ВОЗДУХА - НАЙТИ БЕЗ ДЫМОГЕНЕРАТОРАСкачать
5 — манометра для измерения давления в надпоршневом пространстве цилиндра, равного давлению подаваемого воздуха за минусом утечек (манометра контроля утечек);
7 — шлангов и адаптеров для подключения к свечному отверстию.
Типичная процедура выполнения теста
1. Прогрейте двигатель до рабочей температуры, заглушите и выключите зажигание.
3. Установите поршень проверяемого цилиндра в положение верхней мертвой точки в такте сжатия.
4. Зафиксируйте коленчатый вал — для автомобилей с механической коробкой передач включите высшую передачу и затяните ручной тормоз, для автомобилей с автоматической коробкой удерживайте коленчатый вал двигателя специальным стопором или ключом.
5. На бензиновом двигателе подключите к свечному отверстию проверяемого цилиндра с помощью шланга и при необходимости адаптеров выходной штуцер пневмотестера. На дизеле подключение производиться через отверстие для форсунки.
6. Установите регулятор давления подаваемого воздуха на минимальную величину (для избежания выхода из строя манометров при подаче воздуха).
7. Подключите пневмотестер через входной штуцер к источнику сжатого воздуха (компрессору или пневмосети) давлением 6-10 Атм.
8. С помощью регулятора давления установите давление подаваемого воздуха на заданном уровне в соответствии с технической документацией на пневмотестер (как правило, 6-10 Атм).
Читайте также: Типы цилиндров для замков
9. Снимите показания давления в цилиндре по второму манометру. Его шкала может быть отградуирована как в единицах давления (Атм. и пр.), так и в процентах утечки от заданной величины давления подачи воздуха. Кроме того, зачастую на шкалу нанесены цветные сектора, показывающие области хорошего, удовлетворительного состояния цилиндра и область критической утечки.
10. При индикации критической утечки проведите дополнительные исследования для выявления места утечки (см. далее).
11. Перед отсоединением пневмотестера от цилиндра или от источника сжатого воздуха обязательно установите регулятор давления подаваемого воздуха на минимальную величину (для избежания выхода из строя манометров).
12. Отсоедините пневмотестер от свечного отверстия и повторите процедуру измерений для всех цилиндров.
Оценка показаний пневмотестера
Даже на новом автомобиле надпоршневое пространство не может быть полностью герметичным — из-за наличия конструктивных зазоров допускается падение давления подаваемого в цилиндр воздуха на 15-20%. В процессе эксплуатации этот величина утечки может увеличиться до 30-40%. Общая таблица для оценки показаний пневмотестера выглядит следующим образом:
Вывод о герметичности камеры сгорания
Хорошее состояние — утечка минимальная, соответствует допуску для нового двигателя или двигателя с очень хорошим техническим состоянием
Удовлетворительное состояние — величина уточки достаточно велика, необходимо более детальное исследование для выявления места утечки, рекомендуется проведение ремонтных работ
Видео:Тестер утечки цилиндра на примере Хонда ЦР-В 2.4 | Сдох мотор Хонда CR-V: ищем причину.Скачать
Критическая утечка — в цилиндре присутствуют неисправности, наличие которых с максимальной вероятностью влечет необходимость капитального ремонта
Полная утечка — такая ситуация может быть только если пневмотестер не подключен к двигателю или какая либо из частей, влияющих на герметичность надпоршневого пространства полностью разрушена (клапан, поршень и пр.)
Локализация мест утечки (для отдельного цилиндра)
Если величина утечки превышает 40-60% рекомендуется провести дополнительные исследования для выявления мест утечки. Для этого:
1. Откройте крышку радиатора и расширительного бачка, крышку маслозаливной горловины, выньте масляный щуп, снимите крышку воздушного фильтра (для карбюраторного двигателя) или отсоедините входной патрубок впускного коллектора.
2. Установите давление на входном манометре 2-6 Атм.
3. По шуму выходящего воздуха или визуально определите место или места выхода воздуха:
— выход воздуха из маслозаливного отверстия или гнезда масляного щупа свидетельствует о негерметичности пары цилиндр-поршень (проблема с поршневыми кольцами) или о разрушении поршня.
— выход воздуха из впускной системы свидетельствует о негерметичности в паре: впускной клапан — седло клапана (наиболее вероятная проблема — прогар или неправильная работа клапанного механизма).
— выход воздуха из глушителя свидетельствует о негерметичности в паре: выпускной клапан — седло клапана (наиболее вероятная проблема — прогар или неправильная работа клапанного механизма).
— выход воздуха из соседнего свечного отверстия свидетельствует о негерметичности прокладки головки блока цилиндров или трещине в блоке цилиндров.
— воздушные пузырьки (или резкое увеличение уровня жидкости) в расширительном бачке или радиаторе свидетельствуют о негерметичности или прогаре прокладки головки блока цилиндров или о трещине в головке блока цилиндров или самом блоке цилиндров.
Не исключена возможность сочетания двух и более неисправностей.
Может возникнуть вполне закономерный вопрос — зачем проводить дополнительные исследования, если при неудовлетворительных показаниях двигатель все равно подлежит капитальному ремонту? Дело в том, что:
— дополнительные исследования дополнительно подтверждают заключение данное при анализе показаний пневмотестера.
— дополнительные исследования дают мотористу важную информацию, на что обратить внимание при капитальном ремонте.
Кроме того, провести приведенные тесты можно и вообще не имею пневмотестера, просто поджав сжатый воздух в свечное отверстие, ведь при этих тестах точная величина подаваемого давления значения не имеет.
Вывод. Пневмотестер является одном из важнейших вспомогательных диагностических приборов. Использование его показаний позволяет избежать проведения неоправданного капитального ремонта. А в случае реальной необходимости капитального ремонта за счет максимальной наглядности показаний («стрелка в красной зоне») не возникает каких-либо сомнений в правильности поставленного диагноза со стороны владельца автомобиля.
Замер относительной утечки воздуха из цилиндров
Оценку технического состояния двигателя (ЦПГ и клапанов) можно произвести замером относительной утечки воздуха из цилиндров, что выполняется при помощи приборов К-69 и К-272.
Читайте также: Как снять цилиндр задней навески мтз 82
Видео:Пневмотестер - как это работает? Ищем утечки в цилиндре!Скачать
УСТРОЙСТВО ПРИБОРА К-69М
Прибор (см. рис. 2) состоит из корпуса, панели в сборе, соединительного шланга.
Панель в сборе является законченным узлом, которая в корпусе крепится с помощью четырех винтов. На панели смонтированы манометр измерительный, штуцер выходной, регулировочный винт, трубка манометра, штуцер входной, редуктор.
На лицевой стороне прибора нанесены пояснительные надписи и табличка с указанием порядка проверки утечки воздуха через клапаны двигателя.
Рисунок 2 Принципиальная пневматическая схема прибора К-69М
С прибором имеется комплект принадлежностей:
3 Указатель для нахождения ВМТ и НМТ у дизельных двигателей
4 Комплект подставок (колец)
6 Направляющая указателя для нахождения ВМТ и НМТ.
ПРИНЦИП РАБОТЫ
Работа прибора основана на измерении утечки воздуха, вводимого внутрь цилиндра через отверстия для свечи или форсунки при неработающем двигателе методом измерения падения давления.
ОПИСАНИЕ ПНЕВМАТИЧЕСКОЙ СХЕМЫ
Сжатый воздух из воздушной магистрали через гибкий шланг и быстросъемную муфту 1 с клапаном может подаваться или к прибору, или непосредственно к специальному штуцеру 10, установленному в отверстие для свечи или форсунки.
При присоединении гибкого шланга к входному штуцеру 2 прибора, сжатый воздух давлением 3-6 кгс/см 2 поступает в редуктор 3. После понижения давления до 1,6 кгс/см 2 , воздух проходит через входное сопло 4 и поступает через соединительный шланг 9 с быстросъемной муфтой и штуцер 10 в полость цилиндра двигателя. Давление воздуха между входным соплом и имеющимся зазором в неплотностях цилиндропоршневой группы двигателя измеряется манометром 5.
Шкала манометра проградуирована в процентах утечки. Чем больше неплотности в цилиндропоршневой группе, тем больший процент утечки покажет измерительный манометр. При присоединении шланга воздушной магистрали 1 к штуцеру 10, минуя прибор, благодаря повышенному давлению в полости цилиндра, более четко определяется (путем прослушивания) состояние клапанов и прокладки головки блока цилиндров.
Предельные значения утечек воздуха указаны в таблице 7.
Объект проверки | Показатели | Карбюраторные двигатели | Дизельные двигатели | |
С диам. цилиндров 51-75 мм | С диам. цилиндров 75-100 мм | С диам. цилиндров 101-130мм | С диам. цилиндров 75-100 мм | С диам. цилиндров 101-130мм |
Цилиндры | У2, У2-У1 | Цилиндры негодны, требуют ремонта | ||
более16% более12% | более28% более20% | более50% более30% | более45% | более52% более30% |
Поршневые кольца и клапана | У1 | Негодны поршневые кольца и клапана | ||
более8% | более14% | более23% | более24% | более29% |
Негодны поршневые кольца и клапана (определение неисправностей производится при помощи индикатора утечки воздуха). | ||||
более 4% | более 8% | более 14% | более 8% | |
Прокладка головки блока | Утечка воздуха | Прокладки негодны, если пузырьки воздуха прорываются в горловину радиатора или в стыке между головкой и блоком, а также, если слышится прорыв воздуха в соседний цилиндр. |
У1 — утечка воздуха при положении поршня в начале такта сжатия (НМТ).
У2 — утечка воздуха при положении поршня в конце такта сжатия (ВМТ).
ПРОВЕРКА БЕНЗИНОВОГО ДВИГАТЕЛЯ
1 Установить в свечное отверстие 1 цилиндра пыж или свисток.
2 Провернуть коленчатый вал (рукояткой) до момента выброса пыжа или подачи свистка.
3 Поворачивать коленчатый вал до прекращения подачи вала с риской на гребенке.
Видео:Работа пневмотестером. Как я делаю тест утечек на 1ZZ-FE/Скачать
4 Вставить в корпус прерывателя-распределителя шкалу с подставкой (кольцо), а на валик распределителя стрелку.
5 Совместить отметку шкалы, обозначающую ВМТ 1 цилиндра с концом стрелки.
6 Если двигатель стоит на автомобиле, включить низкую передачу коробки передач и затормозить двигатель ручным тормозом.
7 Присоединить быстросъемную муфту соединительного шланга к штуцеру подачи воздуха и вставить его в свечное отверстие двигателя (1 цилиндра).
8 Зафиксировать показание манометра.
9 Результаты измерения занести в таблицу.
При отсутствии неплотностей в клапанах, поршневых кольцах и прокладки головки блока замеренная величина утечки воздуха характеризует состояние цилиндропоршневой группы (ЦПГ), при положении поршня в конце такта сжатия.
В случае получения утечек, больше предельно допустимых, указанных в таблице 6, следует уточнить состояние цилиндропоршневой группы путем замера утечки и при положении поршня в начале такта сжатия для чего:
— отсоединить прибор от штуцера подачи воздуха в цилиндры двигателя;
Читайте также: Тату кот в цилиндре сидевшие значение
— растормозить двигатель и выключить передачу (если двигатель стоит на автомобиле);
— вращая коленчатый вал рукояткой до момента подачи свистка, что соответствует началу такта сжатия (НМТ) или установить конец стрелки, установленной на валике распределителе, против отметки на шкале и затормозить двигатель вновь;
— соединить прибор со штуцером подачи воздуха в цилиндры двигателя.
Состояние цилиндра в этом случае характеризует разность утечки воздуха при положении поршня в конце такта сжатия (ВМТ) и начала такта сжатия. Если эта разность больше величины, указанной и табл. 7, то цилиндры требуют капитального ремонта.
Для более точного определения мест утечки следует в цилиндры подать воздух повышенного давления.
Для этого необходимо отсоединить прибор от двигателя и воздушной магистрали. Соединить шланг воздушной магистрали непосредственно со штуцером подачи воздуха в цилиндры двигателя, минуя прибор (при этом давление воздуха должно быть около 4,5 кгс/см 2 ).
В этом случае, благодаря более высокому давлению, более четко прослушиваются утечки через различного рода неплотности.
При определении утечки воздуха через неплотности следует пользоваться индикатором из комплекса принадлежностей или на слух.
Если не годны поршневые кольца, то сильный шум прорывавшегося воздуха легко слышен в маслоналивной горловине.
Если не годны клапана, то визуально наблюдаются колебания индикатора утечки, который вставляется в отверстие для свечи согласно таблицы, которая имеется на панели прибора или слышен шум выходящего воздуха из глушителя или впускного коллектора.
Если величина утечки воздуха значительная, это указывает на одну из следующих неисправностей двигателя.
Видео:✅ Как быстро проверить подсос воздуха во всасывающем коллекторе и не только.Скачать
— зависание клапанов, при этом слышится сильный шум через отверстие для свечи соответствующего цилиндра;
— поломка или пригорание колец, при этом слышится сильный шум через маслоналивную горловину;
— прогорание прокладки головки блока, при этом наблюдается обильное появление пузырей воздуха между головкой и блоком, или в наливной горловине радиатора, а также слышится сильный шум от воздуха, протекающего в смежный цилиндр при прогорании перемычек прокладки между цилиндрами.
Определение технического состояния остальных цилиндров производится аналогично выше изложенному.
Проверка дизельного двигателя проводится анологично.
4.3 Определение количества газов, прорывающихся в картер двигателя
При значительном прорыве газов в картер двигателя свидетельствует об износе ЦПГ и выгорании масла.
Определение объема газов прорывающихся в картер позволяет судить о состоянии шеек цилиндров, поршней и поршневых колец, однако не позволяет определить герметичность клапанов.
Для замера количества газов, прорывающихся в картер двигателя, используется газовый счетчик и реометр.
Рисунок 3 – Схема реометра:
1-V-образный жидкостный манометр; 2-шланг отвода газов в атмосферу; 3-диафрагма; 4-рукоятка диафрагмы; 5-шланг для подвода газов, прорывающихся в картер двигателя; 6-шкала реометра
1 Определить количество газов, прорывающихся в картер двигателя:
— заглушить пробками трубки системы вентиляции картера и отверстие маслоизмерительного щупа;
— вставить в горловину масляного патрубка конусный наконечник резинового шланга газового счетчика (или подводящего шланга реометра);
— вывесить задний мост автомобиля и поставить под него козелки, а под передние колеса (спереди и сзади) – упоры, препятствующие перемещению автомобиля;
— пустить и прогреть двигатель;
— включить низшую передачу (I или II) в КП и притормозить колеса ножным тормозом так, чтобы двигатель работал с полной нагрузкой при полностью открытой дроссельной заслонке.
Число оборотов при этом должно лежать в пределах 1200-1400 об/мин. Это соответствует скорости движения автомобиля 30-35 км/час – для грузовых автомобилей; 45-60 км/час – для легковых автомобилей;
— замерить объем газов, прорывающихся в картер, в течение 30 сек;
— повторить замер и подсчитать среднее арифметическое значение.
Видео:"ГТ" ПРОСТЕЙШИЙ СПОСОБ ПРОВЕРКИ ПОДСОСА ВОЗДУХА!!!Скачать
На основании полученных данных сделать заключение о техническом состоянии цилиндропоршневой группы двигателя.
Нормальные значения величины прерывающихся газов в картер двигателя и их предельно допустимые значения приведены в таблице 8.
Таблица 9 – Значение параметров количества газов, прорывающихся в картер двигателя
Марка двигателя | Номинальное значение параметра, л/мин | Предельно-допустимое значение параметра, л/мин |
«ЗИЛ-130» | 22-28 | |
«ЗМЗ-53» | 22-25 | |
«ЗМЗ-402.10» | ||
«КамАЗ-740» |
Для замера используется бытовой газовый счетчик ГКФ-6 или реометром, индикатором КИ-13671-ГОСНИТИ.
📺 Видео
Как влияет на работу двигателя подсос воздуха.Скачать
5 способов найти подсос воздуха в двигатель.Скачать
Тест утечки цилиндра ДВССкачать
!!!Как найти подсос воздуха в двигателе автомобиля ваз, быстро без приборовСкачать
Про такую проверку двигателя должен знать каждый водитель!Скачать
Пропуски зажигания, воспламенения в цилиндрах, подсос воздуха и устранение неполадкиСкачать
Плохая тяга двигателя и большой расход ? Ищем подсосы простым дымогенераторомСкачать
Как определить и найти подсос воздуха. Симптомы и устранениеСкачать
Проверить прокладку ГБЦ на прогар теперь сможет каждый. Все простоСкачать
1 часть: 1-й признак отсутствия компрессии из-за износа поршневой группы, Sprinter 316CDI 2.7Скачать
Проверка двигателя пневмотестеромСкачать
Измерение компрессии в цилиндрах Пневмотестер (измерение целостности ЦПГ)Скачать
Пневмотестер - это просто.Скачать
Подсос воздуха на бензопиле/ бензотриммереСкачать