а) Удалите остатки прокладок с рабочих поверхностей блока скребком, шабером, металлической щеткой.
б) Растворителем и мягкой щеткой окончательно очистите блок цилиндров.
2. Проверьте поверхность газового стыка блока цилиндров на неплоскостность с помощью прецизионной линейки и плоского щупа.
- 1JZ-GE, 2JZ-GE. 0,07 мм
- 1JZ-GTE. 0,05 мм
- 4S-FE. 0,05 мм
- 1G-FE. 0,05 мм
- 2L-TE. 0,20 мм
Если неплоскостность превышает указанное значение, замените блок цилиндров.
3. Проверьте зеркало цилиндров на наличие вертикальных царапин.
Если имеются глубокие царапины, то переточите блок цилиндров под ремонтный размер или замените блок цилиндров при необходимости.
4. Проверьте диаметр цилиндра,
а) Индикатором-нутромером измерьте диаметр цилиндра на трех уровнях А, В и С в поперечном (1) и продольном (2) направлениях, как показано на рисунке.
- Серия JZ:
- номинальный. 86,000 — 86,013 мм
- максимальный. 86,02 мм
- конусность. 0,01 мм
- некруглость. 0,02 мм
- номинальный диаметр:
- метка «1». 82,500 -82,510 мм
- метка «2». 82,510 — 82,520 мм
- метка «3». 82,520 — 82,530 мм
- номинальный диаметр:
- цилиндры №1 и №6
- метка «1». 74,990 — 75,000 мм
- метка «2». 75,000 — 75,010 мм
- метка «3». 75,010 — 75,020 мм
- метка «1». 75,000 — 75,010 мм
- метка «2». 75,010 — 75,020 мм
- метка «3». 75,020 — 75,030 мм
- номинальный диаметр. 75,010 — 75,023 мм
- ремонтный диаметр. 75,510 — 75,523 мм
- номинальный:
- метка «1». 92,00 — 92,01 мм
- метка «2». 92,01 — 92,02 мм
- метка «3». 92,02 — 92,03 мм
Примечание (4S-FE, 1G-FE, 2L-TE): имеются три размерных группы стандартных диаметров цилиндров, обозначенных метками «1», «2» и «3» соответственно. Метка нанесена на поверхности блока цилиндров, как показано на рисунке.
Если диаметр больше максимально-допустимого, расточите все цилиндры. При необходимости замените блок цилиндров.
5. Снимите разверткой гребень в верхней части блока цилиндров, если износ меньше 0,2 мм.
6. Проверьте болты крышки коренной опоры.
Измерьте штангенциркулем наружный диаметр резьбы.
- номинальный. 9,96 — 9,97 мм
- максимальный. 9,7 мм
Содержание- Микротрещина в блоке двигателя – это больше не проблема
- Причины и признаки неисправности
- Диагностика проблемы
- С помощью жидкости
- Магнитно-порошковая проверка
- Проверка водой
- Диагностика давлением
- Как заделать повреждённые места
- Электросварка
- Заделка трещин
- Приварка заплаты
- Приемка блока цилиндров в ремонт
- Сдаем блок цилиндров на ремонт
- Устная беседа с владельцем БЦ
- Внешний осмотр блока цилиндров
- Плоскость сопряжения блока с головкой блока цилиндров
- Проверяем каналы системы охлаждения БЦ
- Целостность мест крепления стартера, коробки передач и т. д.
- Опоры коленчатого вала в блоке цилиндров
- Состояние поверхностей под упорные полукольца
- Тщательный осмотр каждого цилиндра
- Измерения
- Износ цилиндров
- Геометрия постели коленчатого вала
Видео:Как промерять плоскость Блока Цилиндров.Скачать
Микротрещина в блоке двигателя – это больше не проблема
Мотор – это железное сердце каждого транспортного средства. При выходе из строя какой-либо его комплектующей существует большая вероятность полного выходя из строя всего агрегата.
Особенно, если идёт речь об столь сильных поломках, таких как деформация головки или блока цилиндров. Если не устранить их своевременно, придётся делать капитальный ремонт двигателя.
Отметим, что трещины в данных узлах являются одними из самых сложных неисправностей. Возникают, как правило, после дорожно-транспортного происшествия при высоком уровне износа деталей или производственном браке.
Видео:Как проверить плоскость блока цилиндров, когда она на первый взгляд идеальнаяСкачать
Причины и признаки неисправности
Ниже описаны «симптомы», которые гласят о наличии трещины в головке или блоке.
Важно! Эти же признаки могут определять и иные неисправности! Поэтому не следует делать поспешные выводы.
- Мотор перегревается, вытекает антифриз или иная охлаждающая жидкость. Чтобы удостоверится, что проблема не в трещине, проверьте насколько хорошо затянуты болты ГБЦ, а также герметичность системы.
- Некорректно работает система управления температурой. Из-за перегрева деформируется головка блока цилиндров.
- Выход из строя пробки расширительного бачка, из-за чего происходит образование воздушных масс.
- В летний период года стрелка термодатчика резко скачет в разные стороны.
Читайте также: Какая максимальная температура возникает в цилиндре дизельного двигателя ответ
Также к симптомам можно отнести «троение», что особо сильно ощущается во время движения под горку.
Важно! Для того чтобы убедиться в наличии трещин, необходимо отвинтить свечу зажигания. После в прямом значении этого слова попробуйте жидкость со свечи на вкус. Если она оказалась сладкой, значит охлаждающая жидкость попадает в масло через трещину. В таком случае попробуйте долить масло в систему и завести автомобиль (при этом, не закрывая крышку расширительного бака). Если она сразу же будет кипеть – значит, микротрещина в ГБЦ стопроцентно присутствует.
Отметим, что часто трещины возникают возле втулки (направляющей или впускного клапана). В таком случае, придётся полностью заменить головку.
Ещё один из признаков – уход газов. Чтобы узнать, что причина именно в этом, рекомендуем надеть на расширительный бачок резиновую перчатку. Если со временем она надуется, значит, есть проблема.
Видео:"ГТ" Как в гаражных условиях проверить блок цилиндров на микротрещины!??Скачать
Диагностика проблемы
Перед тем, как приступить к ремонтным работам, необходимо быть на все сто процентов уверенным, что проблема действительно в трещинах. Для того чтобы в этом убедиться, мы предложим вам несколько способов диагностики.
Видео:как замерить выработку поршня и цилиндраСкачать
С помощью жидкости
В этом случае используется специальная красящая жидкость.
- Итак, в первую очередь, необходимо максимально качественно вымыть поверхность головки (применяя при этом ацетон или иную соответствующую жидкость).
- Далее жидкость нужно нанести непосредственно на поверхность.
- По истечению нескольких минут остатки жидкости нужно смыть при использовании чистой тряпки.
Видео:как проверить точить или не точить блок цилиндров или просто поменять кольцаСкачать
Магнитно-порошковая проверка
Данный способ считается одним из самых быстрых в обнаружении трещин. Как происходит проверка? С каждой стороны головки устанавливаются магниты. Затем, сверху нужно посыпать металлическую стружку. Если есть трещины, она начнет прилипать к магнитам, останавливаясь в лучшем случае на вмятинах, а в худшем – на трещинах.
Видео:Проверка блока цилиндровСкачать
Проверка водой
Этот метод подобен к предыдущему. Вся разница межу ними заключается в том, что не нужно опускать головку воду, а совсем наоборот – её необходимо залить в головку:
- Проверьте всевозможные отверстия на факт герметичности.
- После влейте в воду канал.
- Далее, пользуясь насосом, накачайте воздух в канал.
- Оставьте обрабатываемую деталь на несколько часов. Если вы заметите, что вода ушла, значит, проблема с головкой и её нужно менять или в лучшем случае – ремонтировать (что обойдётся дешевле, но… не будет гарантировать длительность работы данной комплектующей).
Видео:Лютый механик. Как проверить блок и головку ДВС. если прогорела прокладкаСкачать
Диагностика давлением
Данная методика выполняется несколькими способами: погружение в воду или без него. Как именно выполнять эти операции, читайте ниже.
- Изначально закройте все каналы запчасти, на которые может негативно воздействовать вода.
- После этого поместите деталь в ёмкость, наполненную водой более 40 градусов Цельсия.
- Затем воспользуйтесь сжатым воздухом (в тех местах, где появятся пузырьки, есть трещина).
Процедура без «погружения» выполняется следующим образом:
- Как и в предыдущем случае, позаботьтесь о том, чтобы все канали ГБУ были закрыты.
- Налейте мыльный раствор на крышку.
- Подайте воздушные массы в контур «больной» детали. Если есть дефект, на этом месте образуются мыльные массы.
Видео:Трещина в ГБЦ: какие признаки и как проверить? Ремонт ГБЦ трещин 3 способа!Скачать
Как заделать повреждённые места
Обнаружили трещину в блоке цилиндра? Что делать? Сейчас мы вам подробно расскажем, как можно быстро избавиться от подобной проблемы.
Видео:Проверяйте плоскость блока цилиндров на кривизнуСкачать
Электросварка
Для начала нужно засверлить «больные» места инструментом с целью, чтобы они прекратили увеличиваться в объёме. После их необходимо зашлифовать.
Итак, в начале работы разогреваем блок до 650 градусов Цельсия, после чего при использовании специального прутка делаем шов. Чтобы предотвратить его окисление, нужно использовать буру.
В итоге после окончания работ на поверхности должен быть ровный слой (выступ которого не боле двух мм.). Следующий этап – это термошкаф (охлаждение в нём).
Видео:Шлифовка плоскости блока цилиндров вручнуюСкачать
Заделка трещин
Изначально необходимо нагреть обрабатываемую автомобильную комплектующую до температуры не менее 200 градусов Цельсия. Используйте для выполнения этой цели ацетиленовую горелку. Трещина заделывается посредством постоянного тока. Подбирать диаметр электрода стоит исходя из толщины, а также ширины обрабатываемой стенки.
Читайте также: Масло в цилиндре двигателя причины ваз 2109 карбюратор
Видео:Проверка головки блока цилиндров на герметичность 2я частьСкачать
Приварка заплаты
Чтобы выполнить данную операцию, необходимо подобрать кусок металла, соответствующий размеру трещины. Далее нужно приварить подобранный материал. Следующий этап – это шлифовка и покрытие специальной пастой обрабатываемой местности.
Ну что же, теперь вам известно, что такое трещина головки блока цилиндров, а также как бороться с этой проблемой. В любом случае лучше предостеречь поломку, нежели бороться с ней.
Видео:Ремонт ГБЦ Зачем нужна опрессовка и в каких случаях её проводить Дующие головки.Скачать
Приемка блока цилиндров в ремонт
Мы продолжаем серию материалов об особенностях приемки в ремонт тех или иных деталей. Предыдущая статья была о приемке коленчатого вала, а сегодня расскажем о приемке блока цилиндров.
Как и предыдущий, данный материал продублирован в форме видеоинструкции, с которой можно ознакомиться на канале компании «Механика»:
Видео:Как проверить головку блока цилиндра на микротрещиныСкачать
Сдаем блок цилиндров на ремонт
Приемка состоит из трех этапов: выяснения деталей у клиента, внешнего осмотра блока и измерений. Все три этапа настоятельно рекомендуется проводить в присутствии клиента и все выявленные нюансы ему демонстрировать, чтобы впоследствии не возникало разногласий в оценке состояния блока при поступлении в ремонт.
Видео:Проверка гильз цилиндров на микротрещиныСкачать
Устная беседа с владельцем БЦ
Только клиент знает предысторию блока, и задача приемщика — по максимуму эту историю узнать. Это может иметь значение как при планировании работ, так и при дальнейшем общении с заказчиком.
Основные вопросы, на которые желательно получить ответы:
- что было с автомобилем, с которого снят двигатель (не очень критичный пункт, но если это было ДТП, в результате которого двигатель был зажат меж двух КамАЗ-ов — это теоретически может как-то повлиять и на геометрию блока;
- по какой причине производится ремонт двигателя — были ли это априори проблемы с блоком и ЦПГ, или в блок полезли профилактически, т. к. «все равно уже разобрали»;
- были ли какие-то чрезвычайные обстоятельства, или речь только о естественном износе;
- наблюдалась ли эмульсия в системе охлаждения или в системе смазки;
- не было ли перегрева;
- не было ли масляного голодания.
Понятно, что нет смысла пытать заказчика, если он по какой-то причине не хочет отвечать, но как минимум озвучить вопросы стоит.
Видео:блок цилиндров проверка шлифовать надо или нетСкачать
Внешний осмотр блока цилиндров
- Наличие возможных повреждений – пробои, трещины, сломанные патрубки, шпильки, датчики и т.д.
- Модель и номер двигателя (если предусмотрены).
- Наличие лишних элементов.
На блоке цилиндров не должно быть лишних датчиков, кронштейнов и прочего — всего, что может представлять собой помехи при установке блока цилиндров на станок, а также в ходе ремонта может пострадать и послужить причиной дальнейших претензий клиента. Все обнаруженные лишние элементы в идеале должен снять сам клиент, или как минимум — сняты они должны быть в его присутствии. Варианты типа «снять не удается, так как болт крепления требует высверливания» должны быть как минимум зафиксированы в заказ-наряде, а в идеале — оформлены дополнительной строкой в перечне работ.
фото: помпа на блоке цилиндров
Блок цилиндров сдали в ремонт с установленным и датчиком детонации (обведен красным) и насосом ОЖ (судя по состоянию — новым). Если датчик детонации можно повредить просто в ходе манипуляций с блоком, то в помпу еще и налетит металлической стружки при механической обработке блока.
Видео:Проверка плоскости блока после перегрева двигателя .Скачать
Плоскость сопряжения блока с головкой блока цилиндров
Плоскость сопряжения блока с головкой блока цилиндров проверяем на предмет забоев, прогаров или коррозии.
На данном блоке плоскость сопряжения с ГБЦ не имеет нареканий. Увы, так бывает не всегда.
Видео:Микротрещина на блоке цилиндров (4216 евро-4,3, опрессовка блока, сизый дым)Скачать
Проверяем каналы системы охлаждения БЦ
Наличие следов эмульсии или следов коррозии говорит о том, что блок какое-то время эксплуатировался на охлаждающей жидкости с примесями, или на охлаждающей жидкости низкого качества (приводящей к коррозии), или даже просто на воде. Это сказывается на температурном режиме двигателя, и также должно быть отражено в заказ-наряде. Это может являться признаками перегрева двигателя, поэтому в таком случае необходимо предложить клиенту произвести опрессовку рубашки охлаждения блока цилиндров. Если клиент от опрессовки отказывается, факт отказа следует зафиксировать в заказ-наряде.
Читайте также: Однородного цилиндра относительно оси проходящей через центр масс
Видео:2 часть Измерение эллипса блока цилиндров двигателя 2.4 Додж караванСкачать
Целостность мест крепления стартера, коробки передач и т. д.
Обязательно надо тщательно осмотреть и сами эти места, и их окрестности — на предмет трещин, следов ударов или следов сварки — в первую очередь ради отсутствия последующих разногласий о состоянии блока, принятого в ремонт. Счастлив тот мастер, который после ремонта не слышал от клиента фраз «а я вот вам целый блок приносил, а вы сломали». Жаль, количестиво таких счастливых мастеров постоянно снижается.
Видео:Как проверить ГБЦ своими руками? ГЛАВНЫЕ МОМЕНТЫ.Скачать
Опоры коленчатого вала в блоке цилиндров
Надо проверить наличие следов перегрева (цветов побежалости) в блоке цилиндров, следов проворота вкладышей, повреждения резьбовых отверстий.
фото: постель коленчатого вала в блоке цилиндров
Здесь также приведен пример постели коленчатого вала без нареканий по состоянию
фото: побежалость опоры коленчатого вала
А вот так выглядит опора коленчатого вала со следами перегрева
Видео:износ гильзы поршневого цилиндра ее проверка с помощью нутромера.Скачать
Состояние поверхностей под упорные полукольца
Как правило, достаточно визуального осмотра, чтобы понять, требуют они ремонта, или нет.
Так выглядит поверхность под упорное полукольцо, не требующая ремонта
фото: упорные полукольца поврежденные
А так выглядит поверхность, поврежденная из-за проворота упорных полуколец. Здесь потребуется ее восстановление.
Тщательный осмотр каждого цилиндра
Проводится на предмет рисок, задиров и других повреждений. Здесь же оценивается состояние сетки хона. Это косвенный признак, свидетельствующий о степени износа. Высота рисок хона составляет 3-7 мкм, и если хон уже не виден — это говорит о том, что износ превысил данную величину.
Состояние хона традиционно довольно сложно зафиксировать на фото, но здесь с ним все неплохо
Измерения
Оценка состояния плоскости сопряжения с головкой блока цилиндров.
Проводится с помощью лекальной линейки. Даже если сомнений в состоянии линейки нет — все же после того, как оценено состояние плоскости настоятельно рекомендуется линейку перевернуть другой стороной и повторить оценку. Если найденные дефекты (или их отсутствие) совпадают — можно считать измерение проведенным корректно. Такая перестраховка почти ничего не «стоит» с точки зрения затрат времени, зато позволяет гарантировать точность измерения.
Износ цилиндров
Это измерение проводится с помощью нутромера. Он выставляется по номинальному диаметру цилиндра. В идеальном случае это делается с помощью размерного кольца. На практике же, при огромном количестве принимаемых в ремонт двигателей, вполне может не оказаться размерного кольца именно под конкретный диаметр. В этом случае допустимо выставлять нутромер по микрометру. Для этого на микрометре выставляют необходимый размер и фиксируют, как показано на фото. Далее от микрометра настраивают нутромер:
фото: настройка инструмента при ремонте БЦ
Цилиндры измеряются по двум взаимно перпендикулярным направлениям (параллельно оси коленчатого вала и перпендикулярно оси коленчатого вала. Износ, как правило, более выражен в направлении перпендикулярном оси коленчатого вала, т.к. в этом направлении происходит перекладка поршня. По вертикали максимальный износ обычно приходится на верхнюю часть цилиндра, на ВМТ первого компрессионного кольца.
фото: износ стенок цилиндров
Область максимального износа обозначена красной стрелкой. По итогам этих измерений понятно, в какой размер возможно расточить блок цилиндров — это фактически формирует объем работ по расточке.
Геометрия постели коленчатого вала
Для этой проверки нутромер выставляется по номинальному размеру опоры коленчатого вала, и все опоры последовательно измеряются. Для измерения крышки коренных опор устанавливаются на свои места и затягиваются штатным моментом затяжки.
Важно измерить как износ как вертикальном, так и в горизонтальном направлении. По итогам измерений будет понятно, требуется ли проточка постели коленчатого вала, или они в приемлемом состоянии. В идеальном случае, конечно, желательно проверить и соосность опор, но это уже не так просто. В то же время наработанная практика показывает, что при приемлемом износе опор с соосностью проблем нет, а если износ уже требует расточки — то восстановление соосности автоматически обеспечивается технологией ремонта.
- цилиндры №1 и №6