Как работает амортизатор гусеничного трактора

При вращении ведущего колеса зубья венцов перематывают гусеничную ленту, при этом нижняя ветвь задней части гусеницы натягивается и действует на задние опорные катки. Усилие через оси катков передается на корпус, обеспечивая его поступательное движение. Опорные катки катятся по беговой дорожке, образованной гребнями.

Подвеска – совокупность деталей, соединяющих гусеничный движитель с корпусом, и предназначена для смягчения толчков и ударов, воспринимаемых корпусом машины, при движении по неровной дороге или местности. Она также предотвращает раскачку корпуса и тем самым уменьшает вероятность жестких ударов балансиров об ограничители хода, чем улучшаются условия работы экипажа.

Тип независимая, торсионная, с гидравлическими

Упругий элемент торсионный вал

Амортизаторы гидравлические, телескопические,

Устройство подвески

Подвеска (рис. 4.1, 4.4) состоит из:

— кронштейны балансиров 12 шт.

Балансирслужит для соединения опорного катка с корпусом. Балансир стальной, кованный имеет две оси. Одна ось вставляется в отверстие кронштейна и относительно этой оси балансир может поворачиваться. Внутри оси нарезаны шлицы для соединения со шлицами торсионного вала. На вторую ось устанавливается опорный каток. На оси выполнена резьба для крепления катка. Балансиры передних катков выполнены усиленными. Для исключения изгиба балансира в случае сильных боковых ударов катков о препятствия на обоих бортах около передних катков приварены ограничители. Балансиры имеют площадки для упора. К первым, вторым и шестым балансирам приварены проушины для соединения с гидроамортизаторами.

Кронштейн балансира служит опорой для оси балансира. Кронштейн подвески представляет собой цилиндрическую отливку, приваренную к бортовому листу и днищу машины. В отверстие кронштейна запрессованы втулки оси балансира. В передней части кронштейна выполнен прилив с отверстием, внутри которого нарезаны шлицы. В отверстие вставляется конец торсионного вала. Полость кронштейна соединена с заправочным отверстием в борту, которое закрывается пробкой. Втулки балансиров смазываются смазкой ЛИТОЛ — 24 .

Торсионный вал является упругим элементом подвески. Выполнен из высоколегированной стали. Вал сплошной, цилиндрический, на концах имеет шлицованные головки. Одна головка (большая) входит в шлицованное отверстие балансира, вторая (малая) входит в шлицованное отверстие кронштейна противоположного борта. Торсионный вал удерживается от продольного смещения в трубе балансира и в кронштейне подвески крышками и болтами, ввертываемыми в резьбовые отверстия на торцах торсионных валов. Отверстие в большой головке используется также для извлечения торсионного вала из кронштейна подвески и трубы балансира. Стержень вала упрочен специальной обработкой, загрунтован, обернут прорезиненной изолентой и покрыт бакелитовым лаком. Торсионные валы правых и левых опорных катков на торцах головок маркируются соответственно Пр. и Лев.

Невзаимозаменяемость торсионных валов правого и левого борта машины вызвана тем, что при работе они имеют разное направление закручивания и при изготовлении подвергаются предварительному упрочняющему закручиванию в том же направлении.

Упоры служат для ограничения хода балансира (угла закрутки торсиона).

Пружинные упоры установлены над балансирами передних и задних катков. Представляют собой буферную пружину, приваренную к основанию. Снизу в пружину вставлен боек, по которому ударяет балансир при больших углах закрутки. Упор крепится болтом к кронштейну, приваренному к борту корпуса.

Резиновые упоры установлены над балансирами второго и четвертого катков. Представляют собой резиновые подушки, привулканизированные к основанию. Упор крепится болтом к кронштейну, приваренному к борту корпуса.

Амортизаторы служат для гашения колебаний машины, возникающих при ее движении по неровной местности.

Амортизатор телескопический, двухстороннего действия состоит из корпуса, цилиндра, поршня со штоком, кожуха и клапанов.

Корпус пустотелый крепится проушиной к балансиру. Внутри корпуса установлен цилиндр. Полость между ними является компенсационной камерой. Для соединения компенсационной камеры с цилиндром в нижнем основании корпуса выполнены калиброванные отверстия и установлены перепускные клапаны.

Поршень выполнен заодно со штоком. Шток крепится к кронштейну корпуса машины. В поршне выполнены перепускные калиброванные отверстия и установлено два клапана: прямого и обратного хода. К проушине штока крепится кожух. Рабочая жидкость амортизатора — 50% турбинного и 50% трансформаторного масла. Масло заправляется через отверстие в корпусе, закрываемое пробкой (760см 3 ).

Как работает амортизатор гусеничного трактора

Рис. 4.6. Схема работы гидравлического амортизатора:

1 — канал; 2 — впускной клапан; 7 — клапан обратного хода; 8 — клапан прямого хода; 32 — дроссельное отверстие; 33 — канал для выходажидкости из полости А в полость Б; 35 — дроссельное отверстие; 37 — клапан; 42 —компенсационная камера.

Принцип работы амортизатора (рис. 4.6) основан на преобразовании кинетической энергии колебаний корпуса в тепловую энергию жидкости, перетекающей из подпоршневой полости в надпоршневую и обратно через калиброванные отверстия и клапаны. При движении по неровностям местности корпус с цилиндром (соединенные с балансиром) совершают возвратно-поступательное движение относительно неподвижного поршня (соединенного с корпусом машины).

При движении катка вверх рабочая жидкость вытесняется через отверстие в поршне из нижней полости цилиндра в верхнюю, причем вытесняется ее из нижней полости больше, чем может поместиться в верхней, так как объем верхней полости уменьшается за счет входящего туда штока. Избыточная рабочая жидкость при этом перетекает через дроссельное отверстие проушины и отверстия опоры в компенсационную камеру.

При движении катка вниз вытесненная в компенсационную камеру избыточная рабочая жидкость возвращается через отверстие в нижнюю полость а цилиндра, а из верхней полости брабочая жидкость перетекает в компенсационную камеру через два отверстия в опоре и отверстие поршня в полость ацилиндра.

При высокой скорости перемещения катка, когда дроссельные отверстия не могут обеспечить свободное перетекание вытесняемой жидкости, в работу вступают клапаны. Резерв рабочей жидкости, находящейся в компенсационной камере, служит для пополнения той части рабочей жидкости, которая выносится наружу в виде пленки на поверхности штока.

Работа амортизатора сопровождается выделением тепла, по которому определяется его работоспособность.

Работа подвески

При движении машины каток, описывая неровности местности, перемещается в вертикальной плоскости. При наезде на препятствие каток движется вверх, поворачивая балансир. Торсионный вал, одним концом закрепленный в оси балансира, закручивается. При съезде с препятствия торсионный вал раскручивается, перемещая каток вниз. Таким образом, кинетическая энергия колебаний корпуса преобразуется в кинетическую энергию закрутки (раскрутки) торсионных валов, чем снижаются толчки и удары, воспринимаемые корпусом при движении по неровностям местности. Свойство упругости валов вызывает раскачку корпуса, которая интенсивно гасится амортизаторами, создающими сопротивление жидкости при перетекании её через калиброванные отверстия и клапаны.

Видео:Гусеничное ходовое оборудование, 1976Скачать

Гусеничное ходовое оборудование, 1976

Ходовая часть гусеничных тракторов

Общие сведения о ходовой части гусеничных тракторов

Ходовая часть трактора состоит из остова, движителей и подвесок.

Остов несет на себе все агрегаты трактора. Движитель воспринимает его вес и приводит трактор в движение. Подвеска передает вес трактора на почву или гусеницы. Эластичная подвеска смягчает толчки и удары, возникающие при движении трактора.

Гусеничный движитель включает в себя ведущую звездочку 6, гусеничную цепь 4, опорные катки 7, направляющее колесо 2 с натяжным устройством и поддерживающие ролики 5. Звездочка 6 приводит в действие гусеничную цепь и обеспечивает движение трактора. Гусеничная цепь 4 состоит из звеньев, соединенных шарнирно с помощью пальцев. Цепь огибает звездочку 6, направляющее колесо 2, опорные катки 7 и поддерживающие ролики 5, образуя замкнутый контур, называемый гусеничным обводом. Вес (сила тяжести) трактора через опорные катки 7 распределяется на опорную часть гусеницы. При этом среднее условное давление на грунт небольшое, сцепление с ним хорошее.

Читайте также: Все амортизаторы для легковых авто

Гусеничная цепь снабжена почвозацепами и служит дорожкой для качения по ней остова трактора. Ролики 5 поддерживают гусеничную цепь и удерживают ее от бокового раскачивания во время движения трактора. Направляющее колесо 2 и натяжное устройство предназначены для обеспечения правильного направления движения гусеничной цепи, ее натяжения и амортизации гусеничного движителя.

Преимущества гусеничного движителя — высокие сцепные качества и проходимость, низкое среднее давление на грунт. Однако гусеничные тракторы уступают колесным по массе, скорости движения, универсальности использования в сельском хозяйстве.

На гусеничных тракторах широко применяют эластичную и полужесткую подвески.

Эластичная подвеска (рисунок а) состоит из объединенных системой рычагов и упругих элементов опорных катков, которые шарнирно соединены с рамой трактора. Катки объединены между собой попарно в каретку балансирной подвески. В тракторах сельскохозяйственного назначения с каждой стороны предусмотрено по две каретки балансирной подвески. Эластичная подвеска (например, в тракторах ДТ-75, Т-150) позволяет каждому опорному катку копировать рельеф грунта, что улучшает плавность хода при движении на повышенных скоростях.

Как работает амортизатор гусеничного трактора

Рисунок. Схемы подвесок гусеничных тракторов: а — эластичная подвеска: 1 — коленчатая ось; 2 — направляющее колесо; 3 — натяжной винт с гайкой; 4 — гусеничная цепь; 5 — поддерживающий ролик; 6 — ведущая звездочка; 7 — опорный каток; 8 — ось опорного катка; 9 — шарнир балансирной каретки; 10 — шарнир балансиров; 11 — внутренний балансир; 12 — пружиня балансиров подвески; 13 — внешний балансир; б — полужесткая подвеска: 1 — задний шарнир подвески; 2 — ведущая звёздочка; 3 — гусеничная цепь; 4 — поддерживающий ролик; 5 — опорный каток; 6 — рама гусеничной тележки; 7 — направляющее колесо; 8 — пружина натяжного устройства; 9 — рессорное устройство

Полужесткая подвеска представляет собой гусеничную тележку, выполненную из балок различного сечения, на которых устанавливают все элементы движителя. Рама 6 (рисунок б) такой тележки соединяется с остовом трактора сзади шарниром 7; впереди на нее опирается остов через плоскую рессору (в тракторах Т-130, Т-4А).

Плавность хода тракторов с полужесткой подвеской хуже, чем тракторов с эластичной подвеской.

Видео:Гусеничные ТРАКТОРЫ! ХОДОВАЯ ЧАСТЬ! Снято в СССР!Скачать

Гусеничные ТРАКТОРЫ! ХОДОВАЯ ЧАСТЬ! Снято в СССР!

5.5. Гусеничный движитель

Гусеничный движитель обеспечивает перемещение трактора, передачу сил от ведущих колес трактора к опорной поверхности, поддержание его остова, натяжение и направление движения гусеничных цепей. Движитель состоит из ведущих и направляющих колес с амортизационно-натяжным устройством, опорных и под­держивающих катков, гусеничных цепей.

Ведущие колеса, вращаясь, перематывают гусеничную цепь и создают толкающие усилия, обеспечивая тем самым движение трактора. Ведущие колеса классифицируются:

• по месту расположения на тракторе — с передним и задним расположением;

• конструкции обода — с одинарным и двойным венцом;

• типу зацепления с гусеницей — цевочное, гребневое, зубо­вое.

Ведущие колеса с цевочным зацеплением получили преиму­щественное распространение на гусеничных тракторах. Ведущее колесо имеет форму звездочки, зуб которой при движении входит в цевочный проем звена гусеничной цепи. Толкающее усилие на гусеницу передается через цевку — специальную поверхность на звене гусеничной цепи, в которую упирается зуб ведущего колеса.

Место расположения ведущего колеса в зависимости от скоро­сти движения трактора влияет на КПД машины. Так, при скоро­стях движения до 20 км/ч рациональным является заднее, а при больших скоростях — переднее расположение ведущих колес. Сель­скохозяйственные тракторы и большинство промышленных трак­торов имеют заднее расположение ведущих колес.

Высоту расположения ведущих колес от плоскости качения (беговых дорожек гусениц) выбирают в зависимости от типа под­вески. При полужестких подвесках размер должен обеспечивать свободный сход трактора с разостланной гусеницы. Угол наклона задней ведущей ветви гусеницы у сельскохозяйственных тракто­ров должен составлять 1… 10°.

При упругих подвесках высота расположения ведущих колес от плоскости качения выбирается такой, чтобы предотвратить удары о почву при переезде препятствия с максимальной силой тяги на крюке, когда задние рессоры подвески имеют дополнительную деформацию.

При использовании балансирных и индивидуальных подвесок у промышленных тракторов для предотвращения ударов о почву при деформации упругих элементов подвески колеса приподнимают выше, и угол подъема нижней ветви гусеницы составляет 20…30°.

Наибольшее распространение на тракторах получили ведущие колеса с одинарным венцом (см. поз. 1 на рис. 4.39), которые про­ще по конструкции и обеспечивают хорошую самоочищаемость от налипшей грязи. На тяжелых промышленных тракторах уста­навливаются сдвоенные ведущие колеса (см. поз. 7 на рис. 4.40).

Для облегчения обслуживания и ремонта ведущие колеса дела­ют составными. Зубчатый венец болтами прикрепляется к ступи­це, к ней же обычно крепят и ведомую шестерню конечной пере­дачи. Венцы ведущих колес отливаются из специальной хромони­келевой или хромованадиевой стали с последующей их термичес­кой обработкой.

Направляющие колеса обеспечивают направление движения гу­сеничной цепи и изменение степени его натяжения; они должны хорошо самоочищаться от грязи и снега. Направляющие колеса классифицируются:

• по типу обода — с одинарным и со сдвоенным ободом;

• способу крепления — на кривошипе и на ползунах;

• наличию амортизирующего устройства — с амортизирующим устройством и без него.

У всех гусеничных тракторов направляющие колеса являются элементом натяжных устройств. С их помощью уменьшают степень натяжения гусеничной цепи для демонтажа гусеницы или же увели­чивают степень предварительного натяжения, так как при прови­сании гусеничной цепи резко увеличиваются потери на самопере­движение трактора и возможно соскакивание гусеницы при работе.

Для изменения натяжения гусеничной цепи ступицы направ­ляющего колеса устанавливают на коленчатой оси или на ползу­нах. Первый способ применяют при балансирной или индивиду­альной подвеске (коленчатую ось закрепляют на остове тракто­ра), второй — при полужесткой (ползуны устанавливают на те­лежках гусениц).

На рис. 5.13, а показан вариант установки направляющего ко­леса 1 на ползуне 2, скользящем по тележке 5 гусениц. Для изме­нения натяжения гусеницы вращают регулировочную гайку 3, на­вернутую на натяжной винт, конец которого связан с ползуном 2. На ползуне закреплена ось направляющего колеса 1. На натяжной винт передается усилие предварительно сжатой пружины 4 амор­тизирующего устройства, уменьшающего силу ударов по деталям тележки 5, передающуюся на остов трактора.

Как работает амортизатор гусеничного трактора

Рис. 5.13. Схема установки направляющего колеса на ползуне, скользя­щем по тележке (а) и направляющему стержню (б): 1 — направляющее колесо; 2 — ползун; 3 — регулировочная гайка с натяжным винтом; 4 — пружина; 5 — тележка; 6 — направляющий стержень; 7 — втулка

Читайте также: Сгнил стакан стойки амортизатора что делать

В конструкции, изображенной на рис. 5.13, б, направляющее колесо 1 установлено на ползуне 2, который скользит по направ­ляющему стержню б, размещенному на кронштейнах, закреплен­ных на тележке 5 гусениц. По направляющему стержню б скользит фасонная втулка 7 с осью направляющего колеса. На натяжной винт надевается предварительно сжатая двойная пружина 4 амор­тизирующего устройства.

При использовании балансирных или индивидуальных подве­сок, когда тележка гусеничных рам отсутствует, направляющее колесо 1 (рис. 5.14) вместе с натяжным винтом 9 и пружиной 6 амортизационно-натяжного устройства крепят на лонжероне рамы трактора. В этом случае оси 2 направляющих колес всегда устанав­ливают на кривошипах 3, шарнирно закрепленных на раме трактора.

Как работает амортизатор гусеничного трактора

Рис. 5.14. Амортизационно-натяжное устройство трактора с балансирной или индивидуальной упругой подвеской: 1 — направляющее колесо; 2— ось направляющего колеса; 3 — кривошип; 4 — блок шарниров; 5 — шток; 6 — пружина; 7 — ось; 8 — упорный болт; 9 — натяжной винт

По сравнению со схемами на рис. 5.13 конструкция, изобра­женная на рис. 5.14, имеет то преимущество, что амортизирую­щее устройство поглощает не только горизонтальные, но и вер­тикальные толчки, действующие на направляющее колесо.

При преодолении трактором препятствий или попаданий меж­ду катком и звеном гусеницы твердых предметов натяжение гусе­ницы увеличивается. Возникающее при этом дополнительное уси­лие в гусенице воздействует на направляющее колесо 1, поворачи­вая его с кривошипом 3 вокруг оси. От кривошипа через натяжной винт 9 усилие передается на блок 4 шарниров, который, поворачи­ваясь вокруг оси 7, сжимает амортизационную пружину 6. При уменьшении усилия амортизационная пружина возвращает блок шарни­ров и направляющее колесо 1 в первоначальное положение. Упор­ный болт 8 через блок шарниров обеспечивает предварительное натяжение амортизационной пружины. С помощью натяжного вин­та 9 и кривошипа 3 можно перемещать направляющие колеса с целью изменения натяжения при монтаже и демонтаже гусеницы.

Если направляющее колесо опущено и одновременно работает как опорный каток, то его устанавливают также на уровне опор­ной поверхности и оборудуют эластичной подвеской.

На сельскохозяйственных тракторах с полужесткой подвеской направляющие колеса несколько приподнимают над плоскостью качения так, чтобы нижняя ветвь гусеницы образовывала с поч­вой угол 1… 5°.

При использовании балансирных и индивидуальных подвесок для предотвращения ударов о почву при деформации упругих эле­ментов подвески направляющие колеса располагают выше, и угол подъема нижней ветви гусеницы составляет 5…25°.

Для уменьшения потерь в ходовой системе при перематывании гусеницы диаметр направляющего колеса делают по возможности большим. В сельскохозяйственных тракторах выдерживают вели­чину этого диаметра на 50… 100 мм меньшей наружного диаметра ведущего колеса.

Конструкция обода направляющего колеса определяется типом гусеничной цепи и способом ее зацепления с ведущим колесом.

При цевочном зацеплении обод колеса может быть гладким или с кольцевым выступом посередине, который препятствует спаданию гусеничной цепи во время работы. Для этой же цели на направляющем колесе делают реборды (ограничительные высту­пы). Очень часто обод колеса изготовляют сдвоенным.

В некоторых случаях, при необходимости увеличить длину опор­ной поверхности без увеличения базы трактора, направляющие колеса делают несущими, т.е. они одновременно работают и как опорные катки, воспринимая часть веса трактора. Такие направ­ляющие колеса устанавливают на болотных тракторах, где нужно иметь максимальную опорную поверхность, и на малогабаритных тракторах.

Направляющее колесо у сельскохозяйственного трактора при­поднято над землей на небольшую высоту, поэтому при наезде на неровности и препятствия оно воспринимает удары.

Пружина амортизирующего устройства предохраняет детали ходовой системы трактора от этих ударов, а также от перегрузок, которые могут возникнуть при попадании посторонних предме­тов между опорными катками и гусеницей. Если сила, действую­щая на направляющее колесо, становится больше силы максимального сжатия пружины, последняя полностью сжимается и ее амортизирующее действие прекращается.

Для гусеничных тракторов упругий ход при деформации пру­жины амортизирующего устройства составляет 60… 130 мм.

Опорные катки передают на почву вес остова, а также направ­ляют движение трактора по гусеничной цепи; они должны оказы­вать небольшое сопротивление при движении трактора, иметь хорошо защищенные подшипники от попадания внутрь абразив­ных частиц и влаги.

По конструкции опорные катки бывают одинарные и сдвоен­ные.

Опорные катки относятся к числу наиболее нагруженных дета­лей трактора, которые работают в неблагоприятных условиях, они воспринимают все толчки и удары, возникающие при работе трак­тора, находятся в непосредственном контакте с почвой, что способствует попаданию на их трущиеся поверхности абразивных частиц и влаги.

Размеры и расположение катков определяются назначением трак­тора и типом подвески. Катки большого размера оказывают мень­шее сопротивление перекатыванию, чем малые катки, но следует помнить, что при увеличении диаметра катка число катков, кото­рое можно разместить на одной и той, же длине опорной поверхно­сти, уменьшается. При уменьшении числа опорных катков создает­ся неблагоприятное распределение давления на почву. Вес тракто­ра в этом случае передается на гусеничную цепь через небольшое число точек, что приводит к сосредоточению сил и появлению зон максимальных давлений под катками. Для создания равномерного давления необходимо устанавливать катки меньших размеров, хотя они и оказывают большое сопротивление движению.

С учетом этого у относительно тихоходных сельскохозяйствен­ных тракторов, для которых распределение давления на почву имеет решающее значение, размеры опорных катков уменьшают; на быстроходных тракторах, для которых важно небольшое сопро­тивление движению, применяют катки больших диаметров (см. поз. 10 на рис. 5.2).

Отношение диаметра опорных катков к шагу гусеничной цепи для сельскохозяйственных тракторов составляет 1 — 1,25, для бы­строходных гусеничных машин — 1,5 — 5.

На большинстве сельскохозяйственных тракторов применяют сдвоенные опорные катки с гладким ободом 1 (рис. 5.15, а).

Как работает амортизатор гусеничного трактора

Рис. 5.15. Опорный каток с гладким ободом: а — сдвоенным; б — одинарным с внутренним амортизатором; 1 — обод; 2 — роликоподшипник; 3 — резиновая манжета торцового уплотнителя; 4 — лаби­ринтное уплотнение; 5 — пружина торцового уплотнения; 6 — гайка оси катка; 7 — ось катка; 8— резиновый амортизатор; 9 — диск

Форма обода катка определяется конструкцией гусеничной цепи. Так, ободья опорных катков при использовании составных гусе­ничных цепей имеют реборды, направляющие гусеницу по каткам и предохраняющие гусеницу от спадания. Для увеличения числа опорных катков при неизменной длине опорной поверхности катки с ребордами чередуют с гладкими катками. При использовании гусеничных цепей с цельными звеньями ободья опорных катков делают гладкими.

В транспортных, промышленных и других тракторах применя­ют опорные катки одинарные с гладкими ободьями, а также с резиновыми бандажами или с внутренними амортизаторами в катках. Резиновые бандажи и амортизаторы как упругие элементы смягчают удары, резко уменьшают шум при движении трактора и увеличивают срок службы гусеничной цепи и опорного катка. Внутренние амортизаторы представляют собой резиновые коль­ца, заложенные между металлическим ободом и диском катка. В за­висимости от способа установки резиновые амортизаторы могут работать и на смятие, и на срез. Например в одинарном опорном катке с внутренним амортизатором обод 1 (рис. 5.15, б) катка состоит из двух половин, соединенных болтами. Между ободом 1 и диском 9 опорного катка трактора заложены два резиновых амортизатора 8, работающих на срез и смятие по поверхностям кон­такта резиновых колец с ободом и диском.

Читайте также: Амортизатор бмв в краснодаре

В зависимости от конструкции подвески оси опорных катков делают двухопорными и консольными. Двухопорные оси использу­ют при полужестких подвесках, когда ось закрепляется в П-образной раме тележки гусеницы. При таких катках полость рамы те­лежки может забиваться грязью.

Установка катков на консолях обеспечивает хорошую самоочищаемость, но ось в этом случае работает в более нагруженных условиях.

Опорные катки устанавливают на подшипниках качения, иногда используют подшипники скольжения. Подшипники смазывают консистентной смазкой через штуцеры в торце оси. Все большее распространение получает жидкостная смазка подшипников.

В настоящее время применяются торцовые и комбинирован­ные уплотнения (см., например, поз. 3— 5 на рис. 5.15, а), кото­рые обеспечивают высокую герметичность узла и увеличивают срок службы по сравнению с радиальными уплотнениями в 2 — 3 раза.

Поддерживающие катки устанавливают для поддержания верх­ней ветви гусеницы. В полужестких подвесках их закрепляют на верхней части рамы тележек гусениц, а в упругих — на консоль­ных кронштейнах, расположенных на раме трактора.

Для снижения шума при работе ободья поддерживающих кат­ков некоторых тракторов оснащают резиновыми бандажами. Раз­меры поддерживающих катков определяют из условия обеспече­ния его вращения под действием сил трения движущейся гусе­ницы.

Гусеничная цепь передает вес трактора на почву и реализует тя­говые усилия, она должна обеспечивать высокие сцепные свой­ства с грунтом независимо от почвы, а также создавать неболь­шое сопротивление движению трактора.

По конструкции гусеничные цепи бывают с составными и цель­ными звеньями, по материалу — металлические, резинометалли­ческие и эластичные.

Работая в очень напряженных условиях, в абразивной среде и влаге, гусеничные цепи во многом определяют ресурс ходовой системы трактора. Срок службы гусеничных цепей (500… 2 000 ч) приблизительно в 2 — 3 раза меньше, чем срок службы других аг­регатов трактора. Наиболее распространенной причиной выхода гусеницы из строя является износ шарниров, которые могут быть открытыми или закрытыми по исполнению. Закрытые шарниры бывают с игольчатыми подшипниками или с упругим элементом.

На рис. 5.16 показана гусеничная цепь с открытым шарниром, состоящая из цельнолитых звеньев гусеницы с укороченным 1 и удлиненным 7 грунтозацепом с цевочным зацеплением, соеди­ненных пальцем 2. Звенья гусеницы изготовляются из высокомар­ганцовистой стали, их не подвергают никакой механической обработке.

Как работает амортизатор гусеничного трактора

Рис. 5.16. Гусеничная цепь с открытым шарниром: 1,7— звенья гусеницы с укороченным и удлиненным грунтозацепами; 2 — палец; 3 — болт; 4 — гайка; 5 — шайба; 6 — заклепка

Открытый с большими зазорами шарнир не препятствует про­никновению абразивных частиц к трущимся поверхностям, что и вызывает их интенсивный износ.

Несмотря на небольшой срок службы, такие гусеницы благо­даря простоте изготовления и малой металлоемкости (10… 15% массы трактора), возможности установки на машинах, работающих на повышенных скоростях, получили широкое применение на отечественных тракторах.

Закрытый шарнир изолирует поверхности трения от попада­ния абразивных частиц, благодаря чему срок службы гусениц с закрытыми шарнирами в 1,5 — 2 раза превышает срок службы гу­сениц с открытыми шарнирами. Кроме того, закрытый шарнир приподнят над беговой дорожкой гусеницы, что также улучшает условия его работы. Подобные конструкции используют на гусе­ницах с составными звеньями.

Недостатками гусениц с закрытым шарниром являются боль­шая металлоемкость (до 25 % массы трактора), а также сложность изготовления. Для запрессовки пальцев и втулок в рельсы гусени­цы требуется специальное оборудование.

Из-за большой массы составные гусеницы применяют на ти­хоходных тракторах с полужесткой подвеской. Составные гусени­цы нельзя считать перспективными, так как они помимо указан­ных недостатков создают большое сопротивление движению трак­тора, снижая его КПД и ухудшая экономичность работы.

Высокие эксплуатационные свойства имеют резинометалличес­кие гусеничные цепи. Их основные достоинства — бесшумность работы, высокий КПД и износостойкость при работе в среде с большим содержанием абразивных частиц, смягчение ударов, передаваемых на трансмиссию со стороны ходовой части.

В настоящее время используют два типа сочленений звеньев в подобных гусеничных цепях: с пальцевыми резинометалличес­кими шарнирами и бесшарнирные, у которых непосредствен­ный контакт и трение металлических поверхностей заменены внутримолекулярным трением в промежуточных резиновых эле­ментах.

На рис. 5.17, а изображено литое звено 2 гусеничной цепи, в котором резиновые втулки 3 расположены в проушинах только с одной стороны звена и палец 4 закреплен болтами 1. На рис. 5.17, б изображена конструкция, в которой резиновые втулки 3 установ­лены во всех проушинах. В первом случае угол закручивания рези­новых втулок при работе равен углу относительного поворота зве­ньев на ведущем колесе трактора, во втором, при прочих равных условиях, угол закручивания каждой втулки вдвое меньше, что уменьшает нагрузку на них.

Как работает амортизатор гусеничного трактора

Рис. 5.17. Резинометаллические гусеничные цепи: а, б — шарнирные с резиновыми втулками; в — то же, с ограничителем ради­альной деформации резиновых втулок; г — шарнирные со сплошной резиновой втулкой; д, е — бесшарнирные; 1 — болт; 2 — звено; 3 — резиновая втулка; 4 — палец; 5, 6 — металлические втулки; 7 — рельсы гусеничной цепи; 8 — резино­вый блок

Наиболее опасными для разрушения резиновых втулок явля­ются радиальные деформации. В связи с этим разработана конст­рукция резинометаллического шарнира с ограничителем радиаль­ной деформации резиновых втулок (рис. 5.17, в). На палец 4 зве­на 2 поочередно надеты резиновые 3 и металлические 5 втулки. Наружный диаметр резиновых втулок больше диаметра металли­ческих. В обычных условиях эксплуатации, когда силы тяги не пре­вышают средних значений, работают резиновые втулки. Когда сила тяги приближается к максимальной, деформация резиновых вту­лок 3 увеличивается, и в контакт с проушиной вступает металли­ческая втулка 5. С этого момента работают обе втулки и радиаль­ная нагрузка резиновых втулок уменьшается.

На рис. 5.17, г показана резинометаллическая гусеничная цепь с составными звеньями, шарнирная со сплошной резиновой втул­кой 3. Резиновая втулка крепится к пальцу 4 звена. Полученный комплект запрессовывается в металлическую втулку 6, а эта втул­ка — в рельсы 7 гусеничной цепи.

Для уменьшения деформации резиновых элементов в процессе работы трактора при сборке резинометаллических гусеничных цепей соседние звенья устанавливают под углом одно относительно другого. Этот угол равен половине угла поворота звеньев на веду­щем колесе трактора. Способы установки и крепления резиновых элементов в таких шарнирах разнообразны, в их числе вулканиза­ция, наклейка, запрессовка и др.

На рис. 5.17, д, е изображены бесшарнирные резинометалли­ческие гусеничные цепи тракторов, у которых роль шарниров выполняют резиновые блоки 8, установленные между сопряжен­ными звеньями 2 гусеничной цепи. Подобные гусеничные цепи имеют большой срок службы при работе трактора на песчаных почвах. Однако они имеют большую массу (около 28 % массы трак­тора), сложны по конструкции, большинство их деталей необхо­димо подвергать механической обработке.

  • Свежие записи
    • Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
    • Скрипят амортизаторы на машине что делать
    • Из чего состоит стойка амортизатора передняя
    • Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
    • Для чего нужны амортизаторы в автомобиле

    💡 Видео

    Гусеничастая ходовая часть Трактора, Танка. Принцип работы - обзор, как применяется в с/х работахСкачать

    Гусеничастая ходовая часть Трактора, Танка. Принцип работы - обзор, как применяется в с/х работах

    Ходовая часть гусеничных тракторовСкачать

    Ходовая часть гусеничных тракторов

    Принцип планетарного поворота Американского трактора Челенджер 865Скачать

    Принцип планетарного поворота Американского трактора Челенджер 865

    Трактор гусеничный управлениеСкачать

    Трактор гусеничный управление

    Устройство гусеничного движителя тракторов 1976 г. (в цвете)Скачать

    Устройство гусеничного движителя тракторов 1976 г. (в цвете)

    Как поворачивает гусеничный вездеход???Скачать

    Как поворачивает гусеничный вездеход???

    История и модификации гусеничного трактора Т-54В для работы на виноградниках.Скачать

    История и модификации гусеничного трактора Т-54В для работы на виноградниках.

    Самодельные гусеничные трактора : модернизация подвескиСкачать

    Самодельные гусеничные трактора : модернизация подвески

    В России начали производство нового гусеничного трактора: ТЛС-5 БАРНАУЛЕЦ - полный обзор!Скачать

    В России начали производство нового гусеничного трактора: ТЛС-5 БАРНАУЛЕЦ - полный обзор!

    Обзор конструкции гусеничного минитрактораСкачать

    Обзор конструкции гусеничного минитрактора

    Гусеничный вездеход уже на своих колёсах, часть 4 делаю амортизаторы и пружины.Скачать

    Гусеничный вездеход уже на своих колёсах, часть 4 делаю амортизаторы и пружины.

    Гусеничные ТРАКТОРЫ! ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (2)! Снято в СССР!Скачать

    Гусеничные ТРАКТОРЫ! ХОДОВАЯ ЧАСТЬ (2)! Снято в СССР!

    Как производится Российский гусеничный трактор АГРОМАШ 90ТГ - потомок советского ДТ-75?Скачать

    Как производится Российский гусеничный трактор АГРОМАШ 90ТГ -  потомок советского ДТ-75?

    Колесный и Гусеничный ход трактора , какой лучше ? сравнение и преимуществаСкачать

    Колесный и Гусеничный   ход трактора , какой лучше ?  сравнение и преимущества

    Трансмиссия самодельного гусеничного трактора ч1Скачать

    Трансмиссия самодельного гусеничного трактора ч1

    Для чего в СССР на гусеничный трактор ставили руль?Скачать

    Для чего в СССР на гусеничный трактор ставили руль?

    Редкий советский гусеничный трактор Т-180 1966 года! Техника СССР! Обзор!Скачать

    Редкий советский гусеничный трактор Т-180 1966 года! Техника СССР! Обзор!

    Гусеничный самодельный трактор с телегой и отвалом , ОБЗОРСкачать

    Гусеничный самодельный трактор с телегой и отвалом , ОБЗОР
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток