Замена клапанов или другие операции, связанные с извлечением клапанов из головки блока цилиндров — дело в теории несложное и понятное, однако на практике оно доставляет массу проблем. Решить эти проблемы помогает простой инструмент — приспособление для снятия и установки сухарей клапанов. Об этом инструменте пойдет речь в представленной статье.
Данная публикация продолжает серию статей о специальном инструменте.
Видео:Как без спец инструмента рассухарить клапана на змз 406. Как разобрать клапана без инструмента.Скачать
Симптоматика
Признаки износа сальников клапанов, называемых маслосъемными колпачками:
- Повышенный расход масла. Износ колец тоже вызывает расход масла, но тогда масло обязательно будет попадать в патрубок сапуна.
- Синеватый дым из выхлопной трубы после пуска двигателя. Это происходит потому что пока машина стоит, в камеры сгорания проникает масло, сгорающее после запуска мотора.
- Одинаково высокий расход масла при движении как по городу, так и по автостраде (при отсутствии масла в патрубке сапуна). Причем для диагностики важно сколько масла расходует мотор в различных режимах работы. Более высокий расход масла за городом укажет на износ колец.
- Сгоревшее масло на свечах. Если износ колпачков большой, свечи может забрызгивать маслом так сильно, что двигатель будет троить.
Если Признаки износа колпачков у вашего авто налицо, вряд ли, присадки смогут лишить вас проблемы. Стоит подумать о ремонте.
Видео:ЗМЗ 405 406 409. Как засухарить клапаны.Скачать
Приспособление для снятия и установки сухарей клапанов
Сухарное соединение обладает массой достоинств, но в его простоте заключается главная сложность: разобрать такое соединение (или, как говорят — «рассухарить») — задача непростая, и справиться с нею без специального инструмента крайне сложно. Для снятия сухарей нужно выполнить простую вещь — сжать пружины так, чтобы сухари вышли из углубления в тарелке, и тогда их можно снять буквально голыми руками. Но вот загвоздка: сжать клапанные пружины сложно, и если делать это, например, с помощью двух отверток, то можно провозиться несколько десятков минут, поранить пальцы, повредить шток клапана и в итоге с трудом добиться сомнительного успеха.
Для рассухаривания (а равно, и для установки сухарей, которая производится в обратном порядке, поэтому не менее проста) лучше использовать специальное приспособление, которое помогает легко сжать пружины и, удерживая их в таком положении, снять или установить сухари.
Рабочий орган приспособления — кольцевой упор, который при нажатии на пружины сжимает их. В ряде конструкций упор состоит из двух полуцилиндрических частей, которые при сжатии образуют цилиндр — так выполнены приспособления в виде щипцов. Компания JTC предлагает целый комплект щипцов с упорами разного диаметра, что позволяет работать с различными двигателями.
В комплект многих приспособлений входит и еще один важный инструмент — магнит, который позволяет легко извлекать выпавшие сухари.
Видео:Как рассухарить клапана ГБЦ 405-406 двигателяСкачать
Сайт о внедорожниках УАЗ, ГАЗ, SUV, CUV, кроссоверах, вездеходах
Перед ремонтом головки блока цилиндров двигателя ЗМЗ-40906 необходимо сначала определить ее ремонтопригодность. Головка блока цилиндров ЗМЗ-40906 является не ремонтопригодной в следующих случаях.
– Наличие пробоин, прогара и трещин на стенках камеры сгорания и разрушения перемычек между гнездами.
– Износы отверстий под шейки распределительных валов более максимально допустимого значения.
– Износы отверстий под гидротолкатели и гидронатяжитель свыше максимально допустимого значения.
Ремонт головки блока цилиндров двигателя ЗМЗ-40906, ремонт клапанного механизма и распределительных валов ЗМЗ-40906.
Для замера диаметра опор распределительных валов в головке блока цилиндров двигателя ЗМЗ-40906 крышки опор, с целью их центрирования, закрепить с помощью оправки, в качестве которой допускается использовать новые гидротолкатели. При неплоскостности поверхности сопряжения головки блока цилиндров с блоком цилиндров (измеряется на контрольной плите с помощью щупа) более допустимой величины обработать поверхность до устранения дефекта, но до размера высоты головки не менее 142,7 мм.
Минимальная высота головки блока цилиндров двигателя ЗМЗ-40906.
Ремонт, проверка герметичности, притирка, обработка рабочей фаски клапанов двигателя ЗМЗ-40906.
Для проверки герметичности клапанов необходимо залить керосин поочередно во впускные и выпускные каналы головки блока цилиндров двигателя ЗМЗ-40906. Протекание керосина из-под тарелок клапанов свидетельствует об их негерметичности. «Рассухарить» клапаны с помощью специального приспособления и уложить в порядке, соответствующем расположению клапанов в головке, для последующей установки на прежние места.
Удалить нагар со снятых клапанов, который мешает полному наполнению цилиндров горючей смесью. Притереть клапаны, используя притирочную пасту, составленную из одной части микропорошка М-20 и двух частей масла И-20А. Перед началом притирки следует проверить, нет ли коробления тарелки клапана и прогорания клапана и седла. При наличии этих дефектов восстановить герметичность клапана одной притиркой невозможно и следует сначала прошлифовать седло, а поврежденный клапан заменить новым.
Читайте также: Мотоблок нева двигатель субару регулировка клапанов
Клапаны с деформированными стержнями, значительной выработкой на торце или трещинах на тарелке также подлежат замене. Если зазор между клапаном и втулкой превышает 0,20 мм, то герметичность также не может быть восстановлена. В этом случае клапан или втулку, в зависимости от износа, следует заменить новыми. При негерметичности клапана из-за дефектов рабочей фаски клапана (износ, риски, раковины) обработать рабочую фаску клапана по размерам указанным на рисунке ниже.
Обработка фасок впускных и выпускных клапанов двигателя ЗМЗ-40906, допустимые размеры.
При этом расстояние от плоскости контрольного диаметра до плоскости тарелки не должно быть менее 1,3 мм для впускного клапана и 1,8 мм для выпускного. Если увеличенный зазор между направляющей втулкой и клапаном не может быть восстановлен заменой клапана, втулку клапана следует заменить.
Замена направляющих втулок клапанов двигателя ЗМЗ-40906.
Перед выпрессовыванием направляющих втулок необходимо определить ремонтопригодность головки блока цилиндров двигателя ЗМЗ-40906. Головка блока цилиндров является ремонтопригодной, если после перешлифовки седла расстояние от оси распределительного вала до торца стержня клапана, прижатого к рабочей фаске седла, будет составлять не менее 35,5 мм. Если данное условие невыполнимо – головка блока цилиндров двигателя ЗМЗ-40906 ремонту не подлежит. При расстоянии менее 35,5 мм не будет обеспечена посадка клапана на седло в результате предельного сжатия гидротолкателя.
Выпрессовывание направляющей втулки производится с помощью оправки. Перед установкой направляющую втулку клапана охладить в двуокиси углерода (сухом льду) до температуры минус 40–45 градусов. А головку блока цилиндров двигателя ЗМЗ-40906 нагреть до температуры плюс 160-170 градусов. Втулки при сборке должны вставляться в гнезда головки свободно или с легким усилием до размера выступания верхнего торца втулки над телом головки 8-8,3 мм.
После установки направляющей втулки развернуть отверстие втулки под клапан и прошлифовать фаску седла, центрируя инструмент по отверстию во втулке. Обработать вспомогательные фаски под углом 20, 15, и рабочую фаску под углом 45 с учетом размера базового диаметра 36 мм или 30,5 мм и ширины фаски согласно размерам указанным на рисунке ниже.
Обработка седел новых впускных и выпускных клапанов двигателя ЗМЗ-40906.
При обработке седла обеспечить концентричность фаски на седле клапана с отверстием во втулке в пределах 0,025 мм общих показаний индикатора, биение рабочей фаски седла относительно отверстия втулки 0,05 мм. По окончании обработки седел и притирки клапанов все газовые каналы тщательно очистить и продуть сжатым воздухом, чтобы не осталось абразивной пыли. Стержни клапанов перед сборкой смазать маслом, применяемым для двигателя.
Сборка клапанного механизма двигателя ЗМЗ-40906.
Напрессовать на направляющие втулки клапанов новые маслоотражательные колпачки с помощью оправки, вставить клапаны во втулки согласно их расположению до снятия и собрать их с пружинами с помощью приспособления. Убедиться, что сухари вошли в кольцевые канавки клапанов. Рекомендуется маслоотражательные колпачки при ремонте головки блока цилиндров двигателя ЗМЗ-40906 всегда заменять новыми. С течением времени резина маслоотражательных колпачков теряет эластичность, появляются трещины и расслоения, что способствует проникновению масла в камеру сгорания и повышенному угару масла.
Резьбовые отверстия, имеющие износ или срывы резьбы более двух ниток, ремонтируются нарезанием резьбы увеличенного ремонтного размера. Постановкой резьбовых ввертышей с последующим нарезанием в них резьбы нормального размера или установкой резьбовых спиральных вставок, последний способ ремонта наиболее эффективный и малотрудоемкий. При срыве резьбы под свечи зажигания более одной нитки поставить резьбовые пружинные вставки ВР141,2515 ТУ 10.16.0001.150-89.
Замерить объем камер сгорания головки блока цилиндров двигателя ЗМЗ-40906 при установленных клапанах и свечах зажигания. Объем камер сгорания должен составлять 55-57,5 см3, При этом разница объемов в одной головке должна быть не более 1,5 см3. Для приведения объема камер допускается срезать необходимый объем вытеснителей – приливов, находящихся по бокам камеры сгорания между впускными и выпускными клапанами.
Проверка усилия клапанных пружин двигателя ЗМЗ-40906, номинальные значения усилия клапанных пружин в двигателе ЗМЗ-40906.
При ремонте необходимо проверить упругость клапанных пружин, так как при длительной работе их упругость падает, и нарушается кинематическая связь отдельных звеньев газораспределительного механизма. Это приведет к снижению мощности, перерасходу топлива, перебоям в работе двигателя и стукам клапанов. Уменьшение контрольных нагрузок клапанных пружин не должно превышать 10 % от номинальных величин.
Номинальное усилие новой клапанной пружины (одинарная пружина) на двигателе ЗМЗ-40906.
— При сжатии клапанной пружины до длины 34,7 мм усилие должно быть 251,3+-18,8 Н (25,6+-1,9 кгс).
— При сжатии клапанной пружины до длины 25,7 мм усилие должно быть 490+-31,8 Н (50+-3,3 кгс).
Читайте также: Характерной особенностью клинической картины стеноза аортального клапана является
Клапанные пружины, имеющие наработку более 200 000 километров пробега подлежат замене, независимо от результатов контроля.
Проверка и дефектовка распределительных валов двигателя ЗМЗ-40906.
При наличии трещин любого характера распределительные валы подлежат выбраковке. Поверхности опорных шеек и кулачков должны быть без задиров и глубоких раковин и не иметь износов, превышающих предельно допустимые. После проверки валов необходимо зачистить и отполировать поверхности шеек и кулачков.
Контролируемые параметры при ремонте головки блока цилиндров двигателя ЗМЗ-40906, клапанного механизма и распределительных валов ЗМЗ-40906.
Размеры сопрягаемых деталей блока цилиндров и поршня, кривошипно-шатунного механизма, привода клапанов и промежуточного вала двигателя ЗМЗ-40906.
При подсборке головки блока цилиндров двигателя ЗМЗ-40906 необходимо очистить камеры сгорания и газовые каналы головки блока цилиндров от нагара и отложений, протереть и продуть сжатым воздухом.
Видео:КАК СНЯТЬ КЛАПАНА БЕЗ ИНТСРУМЕНТА И ПОСТАВИТЬ. БЫСТРЫЙ СПОСОБ. КАК ЗАСУХАРИТЬ, РАССУХАРИТЬ КЛАПАНА.Скачать
Притирка клапанов 406 двигателя
Притереть клапана самому в домашних условиях очень просто самому, тогда не придется переплачивать за работу мастеру, способов притирки клапанов несколько, объясню простой и надежный способ притирки клапанов, и как можно самому притереть, или заменить клапана на 16 клапанной головки 406 двигателя. А так как головка 406 двигателя по устройству клапанов похожа на 16 клапанную головку ВАЗа, даже клапана в 406 голове стоят ВАЗовские 2108, Поэтому принцип притирки и замены клапанов одинаков, этим способом можно притирать и менять клапана также и на 16 клапанной головки ВАЗа.
Видео:Съемник пружин клапанов для ЗМЗ 406-5-9Скачать
Приспособление для притирки клапанов
Прежде всего надо приобрести приспособления для притирки клапанов, понадобится дрель, съемник клапанов, паста для притирки клапанов. Более подробно о приспособлениях притирки клапанов описано в Как заменить прогоревший клапан?.
Видео:Как засухарить ,рассухарить клапана за секунды.Скачать
Притирка клапанов головки блока 406
На фото видите головку блока 406 двигателя, она снята с двигателя и ждет свой очереди по притирки и замене клапанов. Но перед притиркой желательно снять все стаканчики с клапанов и положить их в такой последовательности, чтобы при постановки стаканчиков вы не перепутали их местами и каждый стаканчик вернулся на свое место. Принципе все стаканчики одинаковы, но все-таки если головка уже не новая и много поработала то желательно чтобы каждый стаканчик вернулся на свое место, так как каждый стаканчик давно притерся к своему месту. Но если случайно перепутаете стаканчики, ничего страшного не будет.
Фото. Головка блока 406 со съемником клапанов
На фото видите универсальный съемник клапанов, этим съемником можно рассухарить и снять клапана с любой головки, переставляя нажиматель съемника ближе или дальше в зависимости от места расположения клапана.
Фото. Рассухаривание клапана при помощи съемника
На фото видите как рассухарить клапан при помощи съемника клапанов, закручиваем болт в близкое место от клапана, цепляемся съемником за болт и нажимаем на тарелку клапана как можно сильней, пальцем откидываем в стороны сухарики. Но обязательно подложите любую железяку под клапан чтобы он в нее упирался.
Фото. Рассухаренный клапан с сухариками
После того как рассухарили клапан вытаскивайте пружины, и вытаскивайте клапан. Совет, не снимайте все клапана сразу, делайте по одному, рассухарили клапан притерли, поменяли сальник клапана, и засухарили клапан. Потом беритесь за следующий клапан.
Фото. Новый выпускной клапан с лева и рабочий с права
Сейчас буду притирать и сразу менять старые клапана на новые, хотя можно было просто притереть рабочие клапана (они еще в хорошем состоянии кроме одного).
Фото. Клапан с нанесенной притирочной пастой перед притиркой клапана
Притирать клапан будем так, намажьте на клапан притирочную пасту как на фото, пасту можно наносить на клапан как показано на фото при помощи шприца или любой палочкой, главное чтобы притирочная паста не попадала на шток клапана.
Фото. Притирка клапана при помощи дрели, с самодельной насадкой
Мне нравиться притирать клапана дрелью, так как увеличивается быстрота притирки. На фото самодельное приспособление для притирки клапанов, состоит оно из шпильки на 8мм. и кусочка плотного резинового шланга который плотно одевается на шпильку. Сделать это приспособление можно так, возьмите шпильку 8мм. оденьте посильней на нее кусочек плотного резинового шланга, и обрежьте шланг так чтобы он полностью налазил на шток клапана и почти упирался в шпильку, тогда при притирки клапана дрелью, шланг не будет болтать в стороны. Притираем клапан так, подложите под клапан железяку чтобы он не падал, натягивайте шланг на клапан, убирайте железяку из под клапана, включайте дрель и тяните клапан на себя но не сильно а так чтобы резиновая шланга не слетала с клапана, делайте такие движения дрелью во время притирки клапана, то притяните клапан то опустите, потрите клапан секунд 30. Затем сильно потяните дрель на себя и резиновая трубка сойдет с клапана.
Читайте также: Импульсный электромагнитный газовый клапан
Фото. Хорошо притертый клапан к седлу головки клапана
После притирки клапана нужно обязательно проверить, притерся клапан или нет, для этого после притирки протрите насухо седло клапана, и сам клапан. На фото видите хорошо притертый клапан и хорошо притертое седло клапана. Признаки хорошо притертого клапана такие, широкая серая полоса по кругу клапана, и широкая серая полоса в седле клапана. Но обратите внимание на второй выпускной клапан (он ниже притертого седла и меньше впускного), запомните если клапан имеет синеватый оттенок это признак того что он не держит и пропускает газы, из за этого двигатель троит и не тянет. Также этот клапан если вовремя не принять меры будет выгорать все сильней.
Фото. Седло подозрительного клапана и сам клапан
Рассмотрев подозрительный клапан и седло клапана, прихожу к выводу что этот клапан был зажат, так как нет четкого места прогара. Также возникает вопрос, ведь в головке 406 двигателя клапана регулируются автоматически, при помощи компенсаторов и давления масла.
Ответ такой, постепенно седло клапана выгорало, и выгорело до такой степени что клапан перестал плотно прижиматься к седлу, и хода компенсатора в стаканчике уже не хватает. Хотя этот клапан до меня заменили новым, но он все равно не держал. Просто старый моторист который делал эту головку и на совесть прошелся шарошкой и хорошо притер клапан, не учел что у компенсаторов небольшой ход, это не копейка в которой можно отрегулировать зазоры клапанов ключами.
Фото. Замеряем штангелем на какую высоту выступает стаканчик клапана от седла распредвала
После притирки нового клапана в замен пропускавшего я замерил штангелем как показано на фото на какую высоту выступает стаканчик клапана по отношению постели распредвала, получилось два миллиметра. Но так как я точно не знаю какой максимум и минимум допустим и лень искать точные допустимые размеры, но у меня неплохо развита логика, я просто замерил высоту стаканчиков хороших рабочих клапанов, и пришел к выводу что желательно чтобы стаканчик клапана был вровень с постелью или максимум на миллиметр выше постели распредвала.
Фото. Укорачивание клапана
Теперь возникает вопрос как уменьшить клапан, все очень просто возьмите и сточите макушку клапана на точиле на ту высоту которая нужна. Обязательно когда будите стачивать клапан на точиле прокручивайте его, как показано на фото, я одной рукой направляю клапан а другой все время его вращаю, тогда получится ровно сточенный клапан но может быть с небольшой конусностью к центру это не страшно.
Фото. Укороченный клапан слева и стандартный справа
После укорачивания клапана и замера выступа стаканчика оп отношению к постели распредвала составило 0,5мм. что меня вполне устроило. Но нельзя стачивать клапан ниже сухариков.
Фото. Сточенного клапана слева и стандартного справа, в головке блока 406
Фото. Снятие сальника клапана
Чуть не забыл, после того как притерли клапан, снимайте старый сальник как показано на фото. Плоскогубцами схватитесь за сальник клапана и постарайтесь его прокрутить, если сразу не пошел сальник клапана перехватывайтесь за сальник и он постепенно ослабнет и прокрутится и выйдет, но не бейте по нему, отколется место на направляющей втулке клапана.
Фото. Набивка сальника на клапан
Набить сальник клапана можно простой трубкой с внутренним диаметром 12 – 12,5мм. как показано на фото только не бейте сильно, а слегка маленьким молотком, как услышите при набивке сальника металлический стук распространяющийся по всей головке значит сальник сел на свое место. Перед набивкой сальника обязательно вставьте клапан оденьте на него сальник, протолкните трубкой сальник до упора и забивайте.
Фото. Плохо притертые седла клапанов
Обратите внимание на фото стрелками показаны не притертые места седел клапанов, эти седла надо еще притирать пока не будет хорошо притертого седла клапана по всему кругу. Если эти седла оставить так как есть то клапана прогорят в этих местах очень быстро.
Фото. Стаканчик клапана с компенсатором вид изнутри
Но если седло клапана выгорело очень сильно и после притирки и укорачивания клапана, клапан получается зажат то надо менять седло клапана в головке. Но в домашних условиях самому менять седло клапана я не советую, для этого надо специальное оборудование. Если все-таки решитесь сами заменить седло клапана, то возможно что оно при нагреве головки выпадет и сломает поршень, разобьет головку и повредит цилиндр.
Надеюсь, что прочитав эту статью сможете на профессиональном уровне притереть клапана, и ваша машина вам скажет спасибо, и будет радовать отличной работой двигатель.
Видео по ремонту головки 406 двигателя ЗМЗ.
🎬 Видео
как быстро засухарить клапана без съемникаСкачать
Мотор ЗМЗ 405-406. Рассухариватель клапанов.Скачать
Засухариваем клапаны одной левой. Как быстро засухарить клапана? Это вопрос.Скачать
Быстрый способ засухарить клапанаСкачать
Притирка клапанов на головке 406 ЗМЗ ГАЗЕЛЬ, замена маслосъемных колпачков....Скачать
ЗМЗ 405 406 409. Рассухаривание, снятие МСК, ревизия клапановСкачать
ЗМЗ 409. Короткое видео по притирке клапанов.Скачать
ЗМЗ 405 406 409. Притирка клапанов. Оценка фасокСкачать
Как элементарно рассухарить\засухарить клапана ГБЦ без съемниковСкачать
как правильно рассухарить клапана и собрать их обратноСкачать
Зазор клапанов ЗМЗ-406, после ремонта головки.Скачать
Как быстро засухарить клапана? ЛАЙФХАК при замене сальников...Скачать
Маслосъемные колпачки ,которые не слетят для змз 406.Скачать
как рассухарить клапана без специнструментаСкачать