Грубо говоря, существует два вида неровностей: на одних мотоцикл подскакивает (кочки), в другие — проваливается (ямы). Для того чтобы справиться с первыми, подвеска мотоцикла должна сжиматься, для того, чтобы справиться со вторыми — растягиваться.
Из этого следует, что при езде на мотоцикле подвеска должна находиться где-то в промежуточном состоянии, она не должна быть вытянута до отказа и не должна быть сжата до отказа. Эта величина, по сравнению с полностью разжатой подвеской, и называется Сэгом, то есть, «прогиб» или «проседание» подвески. Главным практическим правилом для вилки мотоцикла является сэг в 30-35% от хода вилки. К примеру, если ход пружины составляет 50 мм., мы оставляем сэг в 15 мм., и на дальнейшее сжатие пружине остается еще 35 мм.
Вы можете отрегулировать сэг с помощью преднатяга пружины.
Здесь стоит немного отвлечься на преднатяг пружины, а именно на то, что он позволяет делать, и что — не позволяет. Преднатяг — это всего лишь величина, на которую сжаты пружины подвески мотоцикла в тот момент, когда она полностью разгружена. На среднестатистические спортбайки устанавливаются пружины жесткостью 8,5-9 Н/мм. Для того, чтобы выдерживать вес мотоцикла и ездока, такая пружина должна сжиматься на 50-55 мм., но мы хотим, как уже говорили, всего 35 мм. Поэтому мы преднатягом «убираем» эти 15 мм., и, сработав на оставшиеся 35, подвеска мотоцикла как раз сжимается на полные 50.
Добавляя преднатяг пружины, мы добиваемся того, что перед мотоцикла станет немного выше, с задней пружиной то же самое, но немного сложнее, с учетом наличия в задней подвеске прогрессии.
Таким образом, за небольшим исключением, преднатяг пружины делает мотоциклы выше или ниже, но никак не влияет на жесткость пружины. Поэтому, если кто-то утверждает о том, что преднатяг пружины сделает подвеску более жесткой, он не имеет понятия, о чем говорит.
Кроме того, во многих случаях, уменьшение преднатяга пружины даже увеличивает ее жесткость.
Исключение: негативные пружины.
На некоторых мотоциклах используются длинные пружины, которые, наоборот, сжимают вилку. Обычно они предназначены для работы 1/3 хода амортизаторов. Хитрость состоит в том, что, если вы разместите что-то между двумя пружинами, работающими в одну и ту же сторону, их жесткость сложится. «На пальцах» это можно объяснить таким образом: пока сжимается одна пружина, она предохраняет от сжатия вторую.
Это означает, что в верхней трети хода вилка мотоцикла становится жестче на 30-40%. Поэтому, вместо сжатия на 50 мм, при том же усилии, вилка сжимается всего на 35 мм. При этом, вилка не преднатянута, в традиционном понимании этого слова.
Статический сэг (сэг мотоцикла).
Вы можете измерить сэг мотоцикла без его хозяина верхом. Зачем это делать? Мне, к примеру, все равно, как мой мотоцикл управляется, пока я на него не сел. Тем не менее, статический сэг придется измерить, если хотите понять, правильно ли подобраны пружины в подвеске вашего мотоцикла под ваш вес. Разница в общем сэге и статическом сэге хорошо это иллюстрирует.
Читайте также: Rbi m14na4f пыльник амортизатора
Давайте подумаем. Вы измеряете статический сэг, который показывает, насколько сжимаются пружины подвески мотоцикла, чтобы держать его вес. Затем вы садитесь на мотоцикл и просите кого-либо измерить общий сэг. Какую информацию вы из этого вынесли? Вы поняли, на сколько сжимаются пружины под именно вашим весом, то есть, разница в статическом и общем сэге пропорциональна жесткости пружин.
Проблема 1:
Рекомендованная разница в статическом и общем сэге, для передних вилок мотоциклов, составляет 20 мм. Вы должны быть очень точны и аккуратны в своих измерениях, поскольку погрешность всего в 2 мм. — это уже 10% разницы в сэге. А во время езды чувствуется даже 5%-ная погрешность.
Проблема 2:
Разница между статическим и общем сэгом пропорциональна только весу ездока, но не весу самого мотоцикла. Поэтому, используя этот метод для подбора пружин подвески мотоцикла, результат будет одинаковым и для 300-килограмового круизера, и для 170-килограмового спорт-байка, и для 72-килограмовой 125-ки класса MotoGP, при том условии, что вес ездока одинаков.
Проблема 3:
Исходя из вышеизложенного, соотношение жесткости передних и задних пружин мотоцикла будет зависеть от того, как ездок сидит на мотоцикле.
Описанный метод можно использовать в качестве приблизительного ориентира при подборе пружин подвески мотоцикла.
Краткое содержание:
- Настройка сэга позволяет достичь компромисса в отношении отрабатывания подвеской мотоцикла кочек и ям. Преднатяг пружины регулирует сэг (клиренс), но не жесткость самой пружины. В редких случаях преднатяг может изменить и жесткость пружины, как в случае с прогрессивными подвесками и негативными пружинами.
- Слишком большой сэг/маленький преднатяг приводит к тому, что подвеска жестковата на кочках, руль мотоцикла кидает в стороны, и к замедлению в поворотах (последнее касается заднего сэга).
- Слишком маленький сэг/большой преднатяг приводят к тому, что мотоцикл ведет себя нервно на кочках при ускорении, хвост рыскает при торможении.
Поделиться «Проседание подвески и преднатяг пружины.»
Видео:Как правильно настроить преднатяг (preload) и просадку (sag) // Sag and preload adjustmentСкачать
Как регулировать преднатяг амортизатора мотоцикла
1. Поставьте мотоцикл на подставку с вывешенными колесами. Замерьте расстояние от оси колеса до нижней траверсы. Опустите мотоцикл на грунт и прожмите вилку несколько раз. Повторите замер и сравните дна полученных результата. Разница величин между двумя замерами называется «статическим прогибом» (СП), она должна быть в пределах 25-40 мм. Если СП менее 25 мм, преднатяг пружин вилки должен быть уменьшен, более 40 мм — увеличен. Как это сделать — смотрите в инструкции по эксплуатации мотоцикла.
2. Следует проверить, подходят ли вам пружины по жесткости. Ведь производители внедорожников делают их под среднестатистический вес наездника — 75-80 кг. Облачитесь в экипировку — ведь нужно регулировать под ваш «боевой» вес — и садитесь на мотоцикл (ехать пока никуда не надо). С помощью ассистента замерьте расстояние от оси колеса до нижней траверсы. Разница между величиной первого замера (с вывешенными колесами) и третьего (вы в экипировке) называется «динамическим прогибом» (ДП), и она должна составлять вели чину, равную 30% полного хода перьев вилки (расстояние хода вилки см. в техническом описании мотоцикла). Например, если полный ход -300 мм, то под вашим весом прогиб должен быть 100 мм. Если прогиб меньше — требуются более мягкие пружины, прогиб больше — жесткие.
Читайте также: Лыжа с амортизатором снегохода буран
1. Поставьте мотоцикл на подставку с вывешенными колесами, замерьте расстояние между осью заднего колеса и краем заднего бугеля. Опустите мотоцикл на грунт и прожмите амортизатор несколько раз. Повторите замер и сравните результаты. «Статический прогиб» в данном случае должен быть в пределах 35±5 мм. Если отклонение больше, отрегулируйте преднатяг пружины амортизатора, как это описано в инструкции по эксплуатации.
2. Следует проверить, подходит ли вам по жесткости пружина заднего амортизатора. Для этого еще раз в экипировке сядьте на мотоцикл. Замерьте расстояние между осью заднего колеса и концом заднего бугеля. Сравните результаты первого и последнего замеров. В данном случае «динамический прогиб» должен быть в пределах 90-105 мм. Если ДП менее 90 мм — пружина слишком жесткая, более 105 мм — мягкая. Имейте в виду: от правильного подбора жесткости пружин передней вилки, заднего амортизатора и регулировки преднатяга зависит управляемость мотоцикла. Чрезвычайно важен баланс в работе подвесок. Например, если передняя вилка работает жестче заднего амортизатора, то на входе в поворот переднее колесо мотоцикла будет терять контакт с дорогой, его начнет срывать, и тогда возможен эффект недостаточной поворачиваемости мотоцикла, при жестком торможении передним тормозом вы ощутите удары в руль.
Если задний амортизатор работает жестче, чем передняя пилка, то на выходе из поворота заднее колесо начнет терять контакт с дорогой, и его будет срывать. В этом случае возможна избыточная поворачиваемость мотоцикла и удары в руль при проезде на скорости мелких неровностей.
При правильном подборе пружин, их преднатяга и исправной гидравлике передняя вилка и задний амортизатор должны работать синхронно. Эту ситуацию легко смоделировать: стоя на подножках, прожмите амортизацию своим весом.
К более тонкой доводке средств регулировки амортизации следует приступать (если это потребуется) после тестирования мотоцикла в различных дорожных условиях. Если считаете, что:
— у мотоцикла избыточная поворачиваемость (заныривает в поворот), то опустите перья вилки в траверсах (до 5 мм); либо увеличьте преднатяг пружин вилки; или установите более жесткие пружины; или уменьшите размер воздушных камер в перьях вилки (см. инструкцию по эксплуатации);
— у мотоцикла недостаточная поворачиваемость (плохо входит в поворот), то поднимите перья вилки в траверсах (до 5 мм); либо уменьшите преднатяг пружин вилки; или установите более мягкие пружины; или увеличьте размер воздушных камер в перьях вилки;
— переднее колесо «не держит дорогу» в повороте на разбитых участках, то сделайте жестче гидравлику отбоя (см. инструкцию по эксплуатации);
— при прохождении нескольких кочек вилка вначале работает нормально, но становится жесткой в конце, то сделайте мягче гидравлику отбоя;
— переднее колесо рыскает на высоких скоростях или при разгоне, то опустите перья вилки в траверсах; либо увеличьте преднатяг пружин вилки или установите более жесткие пружины;
— руль вибрирует во время жесткого торможения, то уменьшите преднатяг пружины заднего амортизатора, либо увеличьте жесткость гидравлики отбоя заднего амортизатора;
— на скорости задняя часть мотоцикла перелетает через серию кочек (волн), не обеспечивая контакта с грунтом, то уменьшите жесткость сжатия пружины заднего амортизатора или уменьшите жесткость его отбоя;
— задняя часть мотоцикла проседает (забивается) на серии неровностей, то уменьшите жесткость отбоя;
Читайте также: Втулки амортизатора брп g1
— амортизатор «пробивает» при приземлении после длинных прыжков или подбивает вверх заднюю часть мотоцикла на серии волн, то увеличьте жесткость гидравлики сжатия заднего амортизатора, либо увеличьте преднатяг пружины.
Если вы воспользуетесь хотя бы частью советов (это только азы), то сможете получить огромное удовольствие от езды по бездорожью и, несомненно, прибавите в мастерстве. Достижение абсолютно пригодной для каждого спортсмена регулировки ходовой части в мотокроссе или эндуро неосуществимо в принципе. Регулировка подвесок внедорожника всегда синтез опыта гонщика и возможностей конструкции мотоцикла. Большинство спортсменов предпочитают регулировки, смещенные в «мягкую зону», а это говорит о том, что спортсмен не использует весь скоростной потенциал мотоцикла. Нарастание скоростей прохождений трассы неминуемо заставит гонщика усилить жесткость подвески. «Скорость выше — подвеска жестче» — единый для всех закон мотокросса.
Видео:Регулировка преднатяга пружин при установке винтовой подвескиСкачать
Как регулировать преднатяг амортизатора мотоцикла
В видео показано как правильно настраивать преднатяг заднего амортизатора, для выставления корректного провисания (SAG) на примере KTM XC-F 250 с амортизатором WP. Для каждого мотоцикла используется свое значение, смотрите сервисный мануал. Преднатяг необходимо настраивать под конкретного райдера в полной экипировке.
Под катом дополнительные ссылки на видео о переборке амортизатора с данного мотоцикла:
Инструменты и запчасти из видео:
Регулятор преднатяга вилки Fastway Billet Shock Preload Collars:
ebay.to/2rKrOuP
Ключ регулировки преднатяга:
ebay.to/2tXkb50
Музыка:
* Alpha Hydrae -Keratine rust and clear soul
* Sunsearcher — Ambient Cool
Комментарии ( 11 )
Да, 10 см это для кросс и эндуро.
Общие рекомендации такие нашел:
Для гоночной и трековой езды SAG настраивается равным 20-30% от полного возможного хода подвески. Для городской езды 30-35%. Настройка SAG — это баланс между комфортом и управляемостью.
Тебе условно нужно сделать 30%.
Т.е. измеряешь в вывешенном состоянии, например 100 см получилось
Потом измеряешь сидя на мотоцикле. Разница должна быть 30%, т.е. 30 см.
Ну а вообще по собственным ощущениям нужно ориентироваться. Если подвеска жесткая, то преднатяг нужно уменьшать (ослаблять пружину), если слишком мягкая, то наоборот затягивать.
Мне кажется есть небольшая путаница в терминологии.
Статик сэг — это разница между полностью разгруженной подвеской и расстоянием, когда райдер в экипировке находится на мотоцикле.
Статик сэг = разгруженная подвеска — загруженная подвеска.
Собственно в ваших вычисления, то что называется ход подвески 170 мм — это и есть искомый сэг. Поэтому вычислять сэг через сэг не совсем корректно.
Специально сейчас пробежался по монументальной книге про подвески, которую всячески рекомендую почитать, интересующимся данной темой — RaceTech Suspension Bible, они мои предположения подтверждают. 2е предложение: «Наши тесты показали, что идеальный сэг — это 1/4-1/3 от полного хода подвески). Для тур-эндур он должен быть в районе 35 мм, как спереди, так и сзади»
Сама книжка тут, читать с 16 по 22 страницу.
Укажите название ссылки.
Я, скажу честно, год назад начал ее читать, но сходу не осилил, не хватало практических навыков. За это время перебрал и настроил на КТМ уже зад и перед, зимой планирую на Хаске вилочку 4CS перебирать, поэтому видимо книжку все-таки придется «переваривать», чтобы лучше понимать, что и как.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
🎦 Видео
SAG. Настройка преднатяга амортизатора мотоцикла. Справится даже 5-летний ребенокСкачать
Настройка подвесок эндуро. Быстрый способСкачать
показываю как работает наглядно установленный мною преднатяг пружины на амортизатор.Скачать
Как настроить подвеску любого эндуро мотоцикла.Скачать
Как Настроить задний амортизатор на мотоциклеСкачать
Настройка подвески эндуро мотоциклаСкачать
настройка заднего амортизатора мотоцикла #НАСТРОЙКАПОДВЕСКИМОТОЦИКЛАСкачать
Как Настраивать Подвеску Мотоцикла | Голос Бездока | MC Garage @MotorcyclistMagСкачать
Мотоцикл кросс BSE настройка подвески , кайо, мотоленд,Скачать
Как регулировать жёсткость на амортизаторах иж юпитер 5Скачать
KAYO K1 2022 регулировка передней подвески. Регулировка вилки китайского эндуро мотоциклаСкачать
Регулировка преднатяга пружины заднего амортизатора на мотоцикле Кови Лаит 250 2021г.Скачать
Как настроить подвеску эндуро-мотоциклаСкачать
Регулировка амортизатора мотоцикла MotoLand xt250stСкачать
КАК СДЕЛАТЬ МЯГЧЕ ПОДВЕСКУ! (Maxsym 400-600 )Скачать
НАСТРОЙКА ПОДВЕСКИ МОТОЦИКЛА | На примере HONDA CBR600RRСкачать
Kovi GR7 как выставить САГ Преднатяг пружиныСкачать
[Изучая Мотоцикл] К.К. Регулировка подвески мотоциклаСкачать