- РЕМОНТ ГЛАВНОГО ЦИЛИНДРА УПРАВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЕМ НА АВТОМОБИЛЯХ КАМАЗ
- Как снять главный цилиндр сцепления камаз 65115
- Как заменить главного цилиндра сцепления камаз 65115. Что такое пгу сцепления
- Когда нужно регулировать сцепление?
- Этапы регулировки
- Регулировка свободного хода педали
- Регулировка свободного хода муфты
- Регулировка полного хода толкателя усилителя
- Дополнительные процедуры после регулировки
- Конструктивные особенности сцепления
- Как осуществляется регулировка?
- Отладка муфты
- Отладка полного хода толкателя усилителя
- Регулировка корзины сцепления КамАЗа
- Техническое обслуживание
- Когда требуется замена сцепления?
- Что за «зверь» этот ПГУ
- Причины поломки ПГУ
- Первые признаки проблем с пневмогидравлическим усилителем
- Начинаем ремонт ПГУ КАМАЗ своими руками
- Каким образом можно отрегулировать ПГУ КАМАЗ
- Назначение и роль ПГУ в автомобилях КАМАЗ
- Общее устройство и принцип работы ПГУ
- Типы ПГУ автомобилей КАМАЗ
- Вопросы обслуживания и ремонта ПГУ
- 🎬 Видео
Видео:Как снять главный выжимной цилиндр на КАМАЗе [ на новом КАМАЗе ]Скачать
РЕМОНТ ГЛАВНОГО ЦИЛИНДРА УПРАВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЕМ НА АВТОМОБИЛЯХ КАМАЗ
РЕМОНТ ГЛАВНОГО ЦИЛИНДРА УПРАВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЕМ НА АВТОМОБИЛЯХ КАМАЗ
РЕМОНТ ГЛАВНОГО ЦИЛИНДРА УПРАВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЕМ
РЕМОНТ ГЛАВНОГО ЦИЛИНДРА УПРАВЛЕНИЯ СЦЕПЛЕНИЕМ
Рис. 135. График нагружения контрольного цилиндра
Инструмент н приспособления
Инструмент и приспособления: слесарный верстак, тиски, накидной ключ 38X36, моечная ванна, волосяная щетка, шланг для обдува деталей воздухом, посуда для тормозной жидкости «Нева»
Разборка главного цилиндра
1. Снимите защитный чехол 2 (рис. 136) с корпуса 3 цилиндра вместе с толкателем 1
2. Установите главный цилиндр в тиски, зажав губками корпус 3. Отверните пробку 8, снимите прокладку 7, пружину 6, толкателем 1 поршня выдавите поршень 4 с манжетой 5 из корпуса 3
Моечная ванна. волосяная щетка, шланг для обдува воздухом
3. Промойте и продуйте сжатым воздухом все детали.
Примечание. Детали промойте в тормозной жидкости «Нева».
Технические условия на дефектацию и ремонт деталей главного цилиндра. Не допускается:
— диаметр А (рис. 137) корпуса Главного цилиндра более 28,06 мм;
— задиры на рабочей поверхности А корпуса главного цилиндра;
Тиски, накидной ключ 38 мм
Рис. 136. Главный цилиндр управления сцеплением:
— диаметр В (рис. 138) поршня менее 27,92 мм;
Накидной ключ 38 мм, посуда для жидкости
— износ и разбухание манжеты.
4. Установите в корпус 3 (см. рис. 136) главного цилиндра поршень 4, манжету 5, пружину 6 и заверните пробку 8 с прокладкой 7.
Примечание. Поршень и манжету перед установкой смажьте тормозной жидкостью «Нева». Поршень в корпусе должен перемещаться легко, без заеданий.
Рис. 137. Корпус главного цилиндра
5. Установите защитный чехол 2 на толкатель 1 с уплотнительным кольцом, вставьте толкатель в корпус 3 и соедините чехол с корпусом
Спрашивайте запчасти КАМАЗ МАЗ УРАЛ ЗИЛ в ООО «МИГ-Авто» под торговой маркой ZTD (ЗЧТД) или в розничных магазинах, реализующие запчасти, в городах — Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний, Новгород, Казань, Самара, Омск, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Красноярск, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Тюмень, Ижевск, Барнаул, Ульяновск, Иркутск, Владивосток, Ярославль, Хабаровск, Махачкала, Оренбург, Новокузнецк, Томск, Кемерово, Рязань, Астрахань, Пенза, Набережные, Челны, Липецк, Тула, Киров, Чебоксары, Калининград, Курск, Улан-Удэ, Ставрополь, Магнитогорск, Брянск, Иваново, Тверь, Белгород, Сочи, Нижний, Тагил, Архангельск, Владимир, Калуга, Чита, Смоленск, Волжский, Курган, Сургут, Орёл, Череповец, Владикавказ, Вологда, Мурманск, Саранск, Якутск, Тамбов, Грозный, Стерлитамак, Кострома, Петрозаводск, Нижневартовск, Комсомольск-на-Амуре, Йошкар-Ола, Таганрог, Новороссийск, Братск, Сыктывкар, Нальчик, Дзержинск, Шахты, Орск, Нижнекамск, Балашиха, Ангарск, Химки, Старый, Оскол, Великий, Новгород, Благовещенск, Энгельс, Подольск, Псков, Бийск, Прокопьевск, Рыбинск, Балаково, Армавир, Южно-Сахалинск, Северодвинск, Королёв, Петропавловск-Камчатский, Люберцы, Мытищи, Норильск, Сызрань, Новочеркасск, Златоуст, Каменск-Уральский, Волгодонск, Абакан, Находка, Уссурийск, Электросталь, Салават, Березники, Миасс, Альметьевск, Рубцовск, Пятигорск, Коломна, Майкоп, Ковров, Железнодорожный, Копейск, Одинцово, Хасавюрт, Кисловодск, Новомосковск, Красногорск, Черкесск, Серпухов, Нефтеюганск, Первоуральск, Новочебоксарск, Нефтекамск, Орехово-Зуево, Димитровград, Дербент, Невинномысск, Камышин, Новый, Уренгой, Батайск, Кызыл, Щёлково, Муром, Октябрьский, Новошахтинск, Северск, Сергиев, Посад, Ноябрьск, Ачинск, Елец, Новокуйбышевск, Жуковский, Обнинск, Арзамас, Пушкино, Домодедово, Элиста, Каспийск, Назрань, Артём, Ессентуки, Ногинск, Раменское, Бердск, Сарапул, Междуреченск, Ленинск-Кузнецкий, Ухта, Серов, Воткинск, Тобольск, Зеленодольск, Великие, Луки, Мичуринск, Железногорск, Соликамск, Киселёвск, Гатчина, Глазов, Новотроицк, Магадан, Долгопрудный, Саров, Каменск-Шахтинский, Воскресенск, Канск, Реутов, Ханты-Мансийск, Бугульма, Губкин, Кузнецк, Кинешма, Ейск, Железногорск, Усть-Илимск, Бузулук, Новоуральск, Азов, Чайковский, Усолье-Сибирское, Юрга, Озёрск, Выборг, Балашов, Кропоткин, Клин, Лобня, Бор, Троицк, Шадринск, Кирово-Чепецк, Минеральные, Воды, Михайловск, Биробиджан, Анжеро-Судженск, Белово, Дубна, Черногорск, Чапаевск, Елабуга, Егорьевск, Георгиевск, Новоалтайск, Минусинск, Белогорск, Белорецк, Асбест, Туймазы, Кстово, Сосновый, Бор, Кунгур, Ступино, Ишимбай, Гуково, Чехов, Вольск, Зеленогорск, Павловский, Посад, Ишим, Борисоглебск, Славянск-на-Кубани, Лысьва, Воркута, Донской, Будённовск, Дмитров, Лениногорск, Заречный, Анапа, Ивантеевка, Полевской, Наро-Фоминск, Буйнакск, Туапсе, Сибай, Верхняя, Пышма, Россошь, Кумертау, Всеволожск, Лабинск, Ревда, Клинцы, Геленджик, Ржев, Чистополь, Александров, Горно-Алтайск, Лесосибирск, Тихорецк, Мелеуз, Котлас, Сальск, Нерюнгри, Когалым, Алексин, Белебей, Павлово, Краснотурьинск, Апатиты, Михайловка, Шуя, Гусь-Хрустальный, Тихвин, Щёкино, Искитим, Прохладный, Крымск, Видное, Фрязино, Свободный, Климовск, Избербаш, Лыткарино, Нягань, Жигулёвск, Вязьма, Краснокаменск, Лиски, Арсеньев, Волжск, Выкса, Берёзовский, Узловая, Тимашёвск, Краснокамск, Боровичи, Белореченск, Рославль, Кириши, Солнечногорск, Урус-Мартан, Назарово, Черемхово, Балахна, Вышний, Волочёк.
Видео:#Замена главного цилиндра сцепления автомобиля Камаз.Скачать
Как снять главный цилиндр сцепления камаз 65115
Разборка пневмогидроусилителя (ПГУ) Камаз-4310, 55111, 43118, 5320
— Установите ПГУ в тиски, зажав задний корпус 55 (рис.1)
— Выверните болты 4 с шайбами 3 и снимите крышку 5 подвода воздуха
— Выньте клапан 7 усилителя в сборе из переднего корпуса пневмоусилителя
— Выверните болты 2 и 23 с шайбами 1 и снимите передний корпус 25 в сборе с пневматическим поршнем 29
— Снимите пружину 27 мембраны и пружину 46 пневматического поршня
— Снимите диафрагму 17 ПГУ Камаз-4310, 55111, 43118, 5320 в сборе
— Выверните из заднего корпуса 55 усилителя следящий поршень 33 с корпусом 31
— Выньте упорное кольцо 45 и поршень 59 выключения сцепления в сборе из заднего корпуса 55 усилителя и корпус 43 уплотнения
— Отверните и снимите перепускной клапан 48 заднего корпуса в сборе с колпачком 47
— Выверните сапун 49 крепления крышки выпускного отверстия, снимите крышку и уплотнитель выпускного отверстия ПГУ Камаз-4310, 55111, 43118, 5320
— Снимите задний корпус пневмоусилителя сцепления Камаз с тисков
— Выньте стопорное кольцо 50 заднего корпуса усилителя
— Отверните гайку 8 стержня 15 клапана
— Снимите со стержня 15 клапана шайбу 9 большую, конус 10, шайбу 11 малую, седло 12 клапана, пружину 18, трубку 14, шайбу большую Р, конус 10 и шайбу 11 малую клапана
— Расстопорите в одной точке и отверните гайку 18 мембраны редуктора
— Снимите с седла 22 шайбу 19 мембраны 20 я вкладки 21
— Снимите с корпуса 31 следящего поршня уплотнительное кольцо 35
— Выньте из корпуса 31 следящего поршня упорное кольцо $0 и следящий поршень 33 в сборе
— Снимите с поршня 33 уплотнительное кольцо 32 и манжету 34
— Снимите с поршня 59 выключения сцепления шайбу 44, корпус 43 уплотнения поршня в сборе с уплотнительными кольцами 41 и 42, манжету 40 уплотнения поршня, втулку 37 уплотнения поршня, пружину 38, распорную втулку 39, кольцо 62 упорное, втулку 61 и манжету 60
— Снимите с корпуса 43 уплотнительные кольца 41 и 42
— Выньте из переднего корпуса 25 поршень 29 пневматический в сборе и кольцо 26 уплотнительное
— Снимите с пневматического поршня 29 манжету 28
— Промойте детали ПГУ Камаз-4310, 55111, 43118, 5320, обдуйте их сжатым воздухом и продефектуйте
Рис.1. Усилитель пневмогидравлический (ПГУ) привода управления сцеплением Камаз-4310, 55111, 43118, 5320
1,3 — шайбы пружинные; 2, 4, 23 — болты; 5 — крышка подвода воздуха; 6 — прокладка регулировочная; 7 — клапан в сборе; 8 — гайка стержня; 9,11, 19. 44 — шайбы; 10 — конус; 12, 22— седла; 13, 27, 46 — пружины; 14 —трубка; 15 —стержень; 16 —ПГУ в сборе; 17 — диафрагма ПГУ в сборе; 18, 53 —гайки; 20 — диафрагма; 21 — вкладка седла; 24 — пробка переднего корпуса; 25—корпус ПГУ передний; 26, 32, 35, 41, 42— кольца уплотнительные; 28, 34 — манжеты; 29, 33, 59 — поршни; 30 —кольцо; 31 — корпус; 36 — втулка; 37 — втулка упорная; 38 — пружина распорная; 39, 61 — втулка распорная; 40, 60 — манжеты в сборе; 43 — корпус уплотнения; 45, 62 — кольца упорные; 47 — колпачок; 48 — клапан; 49 — сапун с клапаном в сборе; 50 — кольцо стопорное; 51— чехол защитный; 52 —толкатель поршня; 54 — гайка сферическая; 55 —корпус задний; 56 — жиклер; 57 — шарик; 58 — седло
Технические условия на дефектацию и ремонт деталей ПГУ Камаз-4310, 55111, 43118, 5320 с гидравлическим приводом сцепления
Корпус задний ПГУ Камаз-4310, 55111, 43118, 5320. Не допускаются следы коррозии, задиры, забоины на рабочей поверхности корпуса, диаметр более 28,06 мм.
Корпус передний ПГУ Камаз-4310, 55111, 43118, 5320. Не допускаются:
— задиры, вмятины, забоины рабочей поверхности А корпуса;
Манжеты и уплотнительные кольца. Не допускается:
— износ и разбухание манжет и уплотнительных колец;
— разрывы и трещины рабочих кромок.
Уплотнитель выпускного отверстия. Не допускаются следы старения (трещины, изломы, потеря эластичности).
Мембрана. Не допускаются порывы, трещины, снижение эластичности.
Корпус следящего поршня ПГУ Камаз-4310, 55111, 43118, 5320. Не допускаются:
— забоины, задиры, вмятины на рабочей поверхности
Читайте также: Электрическая емкость цилиндр в цилиндре
— диаметр рабочей поверхности более 28,06 мм.
Сборка ПГУ Камаз-4310, 55111, 43118, 5320
— Установите на пневматический поршень 29 (см. рис.1) манжету 28
— Нанесите на канавку поршня 29 смазку
— Установите в передний корпус 25 уплотнительное кольцо 26 и пневматический поршень 29 в сборе
— Установите в корпус 43 уплотнения кольцо 42
— Наденьте на корпус 43 уплотнения кольца 41 и 42
— Установите на поршень 59 выключения сцепления манжету 60, втулку 61 распорную, кольцо 62 упорное, втулку 37 упорную, пружину 38 распорную, втулку 39 распорную, манжету 40, корпус 43 уплотнения поршня в сборе с уплотнительными кольцами 41 и 42 и шайбу 44 корпуса уплотнения
— Наденьте на следящий поршень 33 уплотнительное кольцо 32 и манжету 34
— Вставьте следящий поршень 33 в сборе в корпус 31
— Установите в корпус 31 следящего поршня ПГУ Камаз-4310, 55111, 43118, 5320 упорное кольцо 30
— Наденьте на корпус 31 уплотнительное кольцо 35
-Установите на седло 22 мембраны вкладки 21, одну шайбу 19, две мембраны 20, затем еще шайбу 19
— Заверните гайку 18 крепления мембраны
— Застопорите гайку 18, вдавив край гайки в паз в одной точке
— Наденьте на стержень 15 клапана усилителя шайбу И малую, конус 10, шайбу 9 большую, трубку 14 стержня клапана, пружину 13, седло 12 клапана, шайбу 11 малую, конус 10, шайбу 9 большую, заверните гайку 8
— Установите стопорное кольцо 50 в задний корпус 55 усилителя
— Установите задний корпус 55 в тиски
— Установите и заверните перепускной клапан 48 в сборе с колпачком 47
— Установите пружину 46 пневматического поршня
— Установите в передний корпус ПГУ Камаз-4310, 55111, 43118, 5320 пружину 27 и мембрану 17 редуктора усилителя в сборе, совместив отверстия мембраны с отверстиями переднего корпуса усилителя
— Установите передний корпус 25 усилителя на задний корпус усилителя, вверните болты 2 и 23 крепления с пружинными шайбами 1
— Установите прокладки 6 и клапан 7 усилителя в сборе в передний корпус 25 усилителя.
При установке клапана необходимо прокладками 6 отрегулировать величину исходного зазора (2+0,5 мм) между клапаном редуктора и седлом мембраны. Прокладок должно быть не менее одной.
— Установите крышку 5 подвода воздуха на передний корпус 25 усилителя, совместив отверстия, и вверните болты 4 крепления с пружинными шайбами 3
— Снимите пневмоусилитель в сборе с тисков
— Проверьте ПГУ Камаз-4310, 55111, 43118, 5320 на герметичность и работоспособность.
При работе насоса 10 необходимо на 3—4 с отвернуть перепускной клапан на пол оборота. При этом через трубопровод 12 в бачок 11 выйдет воздух, находящийся в гидросистеме. После того как выйдет весь воздух, перепускной клапан заверните.
Одновременно с помощью насоса 10 и крана, контрольный цилиндр заполняется тормозной жидкостью. Проверку на герметичность гидросистемы усилителя производите с помощью контрольного цилиндра 7.
При этом кран 15 пневматической системы должен быть перекрыт (в пневматической системе не должно быть давления воздуха).
Проверка герметичности пневмосистемы ПГУ Камаз-4310, 55111, 43118, 5320 производится с помощью резервуара 5 сжатого воздуха. Во время испытания резервуар 5 должен быть под давлением воздуха 687 кПа (7 кгс/см2) при перекрытом кране 3.
При открытом кране 15 утечка воздуха через редуктор усилителя недопустима. При этом давление воздуха в резервуаре 5, контролируемое манометром 4% не должно снижаться в течение 1 мин приемочной проверки.
Ремонт главного цилиндра сцепления Камаз-4310, 55111, 43118, 5320
Разборка главного цилиндра сцепления Камаз-4310, 55111, 43118, 5320
— Снимите защитный чехол 2 (рис.2) с корпуса 3 цилиндра вместе с толкателем 1
— Установите главный цилиндр в тиски, зажав корпус 3. Отверните пробку 8, снимите прокладку 7, пружину б. толкателем 1 поршня выдавите поршень 4 с манжетой 5 из корпуса 3
— Промойте и продуйте сжатым воздухом все детали.
Технические условия на ремонт деталей главного цилиндра сцепления Камаз-4310, 55111, 43118, 5320. Не допускается:
— диаметр корпуса главного цилиндра более 28,06 мм;
— задиры на рабочей поверхности корпуса главного цилиндра поршня менее 27,92 мм;
— износ и разбухание манжеты.
Рис.2. Главный цилиндр сцепления Камаз-4310, 55111, 43118, 5320
1 — толкатель поршня в сборе; 2 — чехол защитный; 3 —корпус главного цилиндра управления сцеплением; 4 —поршень; 5 — манжета; 6 — пружина; 7 — прокладка; 8 — пробка; 9 — цилиндр главный в сборе
Сборка главного цилиндра сцепления Камаз-4310, 55111, 43118, 5320
— Установите в корпус 3 (см. рис.2) главного цилиндра поршень 4, манжету 5, пружину 6 и заверните пробку 8 с прокладкой 7.
— Установите защитный чехол 2 на толкатель 1 с уплотнительным кольцом, вставьте толкатель в корпус 3 и соедините чехол с корпусом
Видео:Замена цилиндра сцепления без прокачки системы. Камаз.Скачать
Как заменить главного цилиндра сцепления камаз 65115. Что такое пгу сцепления
Механизм сцепления обеспечивает плавный ход автомобиля, предохраняет трансмиссию от перегрузок, при изменении скорости или внезапном торможении. Рассмотрим, как грамотно отрегулировать сцепление на КамАЗе.
Когда нужно регулировать сцепление?
При нарушении свободной работы педали (пробуксовке), сцепление нуждается в регулировке. Данный дефект заметен на больших передачах: обороты двигателя увеличиваются, а скорость нет. Если не отладить, машина не тронется и с первой передачи. Первый фактор такой поломки – малый ход педали. Вторая причина – замасленные накладки и ослабленные пружины.
Этапы регулировки
Увеличить срок эксплуатации и избежать замены сложного устройства поможет регулировка сцепления КамАЗа. Процесс делится на три действия:
Внимание! Срок службы механизма сокращает буксировка и удержание педали отжатой длительное время. Сцепление КамАЗ прослужит долго при соблюдении всех технических рекомендаций.
Регулировка свободного хода педали
Технические нормы передвижения педали – от 6 до 12 мм. Замер делают от центральной части пластины. Педаль опускается, пока не заработает главный цилиндр после нажатия на нее. Отладку производят эксцентриковым пальцем. При регулировке педаль сцепления на КамАЗе должна быть прижата к верхнему упору. Расстояние между поршнем и толкателем ПГУ не должно выходить за границы от 6 до 12 мм. Затем максимально зажимается корончатая гайка. Делается замер полного хода, технические показатели которого в рамках от 18,5 до 19,5 см.
Регулировка свободного хода муфты
Проверяется передвижением рычага вала от сферической гайки толкателя. Движение рычага должно быть не более 4-5 мм, для этого снимают пружину и регулируют его ход сферической гайкой. По совету производителя ход муфты должен быть в пределах 3,2 – 4 мм. Смажьте подшипники и втулки.
Регулировка полного хода толкателя усилителя
Лапка сцепления выжимается до упора в пол. Правильное расстояние хода – 25 мм. Если меньше, проверяется жим педали и уровень жидкости в главном цилиндре, прокачивается воздух в гидросистеме.
Дополнительные процедуры после регулировки
После того как вы отрегулировали сцепление на КамАЗе, выполните следующие инструкции:
1. Стяните крепёжные болты усилителя привода сцепления.
2. При наличии подтеков, устраните их, прокачайте систему.
3. Проверьте пружины педали и рычага вала, неисправные поменяйте.
4. Смажьте подшипник муфты и втулку вала вилки.
5. Долейте жидкости в компенсационный бак, по необходимости.
На практике правильное использование сцепления не обязывает регулировать корзину, ремонтировать или заменять прочие детали механизма КамАЗа на протяжении длительного периода использования.
Впервые справиться самому с такой задачей проблематично. Доверьтесь специалистам и понаблюдайте за выполнением последовательных операций. Это поможет вам заниматься мелким ремонтом самостоятельно.
Итак, разобравшись, как регулировать сцепление на КамАЗе, вы поймёте важность этой детали для двигателя и коробки передач. Не пренебрегайте правилами ее эксплуатации. Берегите свой автомобиль и эксплуатируйте сцепление бережно!
Выполнять регулировку сцепления на КамАЗе 5320 и других моделях необходимо для поддержания исправного состояния грузовой машины. Иногда потребность проведения таких работ может возникнуть в пути, поэтому водителю автомобиля желательно знать основные условия для самостоятельного и правильного выполнения настройки механизма.
Видео:Как прокачать главный цилиндр сцепления Камаз!Скачать
Конструктивные особенности сцепления
На основной массе грузовых автомобилей КамАЗ применяется двухдисковое сцепление с радиальным расположением силовых пружин. Для работы механизма используется гидравлический привод с усилителем пневматического типа. Благодаря такой схеме значительно снижается усилие, необходимое для нажатия педали сцепления. В ходе эксплуатации КамАЗа происходит износ дисков сцепления, которое необходимо компенсировать настройкой. Правильная регулировка механизма обеспечивает заявленный заводом расход топлива и уверенный разгон пустого или груженого автомобиля.
Схема механизма привода сцепления КамАЗ
Основными узлами привода, который показан на фото, являются:
- педаль (1);
- гидроблок (2) с бачком (3);
- магистраль (6);
- исполнительный пневмоцилиндр (16).
Сцепление КамАЗа моделей 55111, 5320, а также 43118 и 740 состоит из следующих конструктивных узлов:
- картера сцепления (А);
- выжимного диска с металлическим штампованным кожухом (Б);
- нажимных пружин (В) и рычагов (Г);
- одного ведущего диска (Е);
- двух ведомых дисков (Д) с накладками (Ж).
Схема сцепления КамАЗ 740 с дизелем
Ведомые диски в конструкции сцепления грузовика КамАЗ изготавливаются с использованием термостойких фрикционных накладок, которые позволяют обеспечить длительный срок эксплуатации механизма. В конструкции дисков предусмотрен гаситель колебаний, возникающих при вращении вала двигателя. Педаль привода установлена на специальных втулках и крайне редко требует смазки в процессе работы.
На более современных моделях КамАЗ применяют однодисковые сцепления так называемого типа Евро. Этот механизм стоит, например, на моделях 6520 или 4308. Поставщиком элементов таких узлов является фирма Sachs, при этом применяются усилители изготовления Wabco. Есть несколько моделей сцеплений, различающихся величиной передаваемого крутящего момента. Одним из отличий импортных усилителей является встроенный индикатор износа фрикционных накладок. Замер износа осуществляется по расстоянию между корпусом усилителя и шайбой на штоке. При полном износе накладок это расстояние находится в пределах от 23 до 25 мм. Движение на автомобиле в таком случае еще возможно, но необходимо срочно провести ремонтные работы.
Читайте также: Король шут в черном цилиндре аккорды
ПГУ Wabco, слева в верхней части виден шток индикатора износа
На некоторых моделях КамАЗа, например, на 43114 может встречаться ПГУ производства Волчанского завода автоагрегатов, в котором отсутствует возможность регулировки штока. Обычно такой ПГУ или заменяют на настраиваемый или устанавливают другой шток с возможностью регулировки.
Видео:камаз е 2, как добраться до главного цилиндраСкачать
Как осуществляется регулировка?
При появлении неполадок в работе сцепления необходимо попробовать выполнить регулировку. Когда возникло проскальзывание дисков (вялый разгон, небольшой запах гари) необходимо выставить правильный ход муфты.
При неполном разведении дисков (затрудненное переключение) придется выполнить больше операций:
- Выставить ход педали.
- Убрать завоздушенность магистралей привода.
- Проверить уровень жидкости в ПГУ.
При использовании узла Евро в настройке нуждается только свободный ход педали. Смазка и регулировка остальных деталей сцепления в процессе эксплуатации машины не предусмотрена, кроме контроля высоты уровня жидкости, находящейся в бачке привода.
Под регулировкой сцепления на КамАЗе 5320 и других моделях понимают установку правильного зазора между плоскостью выжимного диска и головками рычагов, а также настройку свободного хода педали и приводной муфты. Допустимый свободный ход для педали привода сцепления должен быть в пределах от 6 до 12 мм.
Под зазором понимается расстояние между точками центральной части площадки педали при отпущенном состоянии и в момент начала включения главного цилиндра. Свободный ход регулируется вращением эксцентрикового пальца, находящегося в соединении рычага педали с верхней проушиной тяги усилителя. Регулировку производят при полностью отжатой натяжной пружине педали, т. е. педаль должна упираться в верхний резиновый буфер, служащий ограничителем хода.
Например, на КамАЗе 65115 процесс регулировки своими руками таков:
- Расконтрить шплинт корончатой гайки пальца.
- Вращением пальца надо добиться приемлемого свободного хода.
- Затянуть гайку и законтрить ее шплинтом.
- Проконтролировать полный ход педали. Если все отрегулировано правильно, то он должен быть в пределах от 185 до 195 мм.
На однодисковых узлах MFZ регулировка ведется аналогично, но ход педали должен составлять от 140 до 150 мм.
Ниже продемонстрирован процесс регулировки свободного хода на примере КамАЗа 4310, автор ролика Vladimir Krasikov.
Видео:Камаз захворал (( Заменить, прокачать главный цилиндр сцепления и пгу в две руки!Скачать
Отладка муфты
Следующим этапом регулировки будет настройка параметров свободного хода муфты включения сцепления, значение которого должно составлять от 3,2 до 4 мм. Измерение проводится путем вращения регулировочной гайки.
Последовательность действий при этом:
- Ослабить крепежную гайку вилки.
- Расшплинтовать палец крепления, добиться его свободного перемещения и вынуть.
- Вращать вилку тяги до получения необходимого зазора.
- Затянуть гайку и вмонтировать на место палец.
- Установить фиксирующий шплинт.
- Проверить настройку. При полном отжатии педали ход муфты должен составить не менее 25 мм.
Видео:Снятие и установка главного цилиндра сцепления на КамАЗ м1842Скачать
Отладка полного хода толкателя усилителя
Перед началом отладки механизма необходимо выяснить длину хода толкателя. Для этого нужно полностью выключить сцепление и замерить ход. Если его значение составляет 25 мм и менее, то сцепление не будет полностью отключаться. Такую проблему водитель заметит сразу по затрудненному включению передач. Для поиска причин неполадки необходимо проверить уровень рабочей жидкости в цилиндре толкателя. Нормативным объемом является значение в 380 куб. см. При недостаточном уровне вещества следует его долить.
Схема гидравлической системы
На примере модели КамАЗ 5511 доливка жидкости выполняется так:
- Нужно открыть крышку бачка, расположенного на корпусе привода.
- Долить жидкость до уровня на 15-20 мм ниже кромки горловины.
Второй причиной неудовлетворительной работы усилителя может стать воздух в системе. В таком случае систему привода необходимо прокачать. Эта процедура несколько сложнее.
На КамАЗе 55102 для этого необходимо:
- Долить жидкость до нормального уровня.
- Снять с клапана перепуска (установлен на корпусе ПГУ) защитный колпачок, надеть резиновый шланг и опустить его в емкость с жидкостью.
- Резко продавить до упора педаль сцепления.
- Открыть клапан на один оборот и нажимать на педаль до прекращения пузырения вещества на выходе из шланга. При этом необходимо постоянно подливать новую жидкость в расходный бачок, не допуская ее падения ниже отметки 40 мм от верхней части бака.
- Закрыть клапан, снять шланг и вернуть на место колпачок.
- Долить жидкость до рабочего уровня.
- Для контроля качества работы необходимо нажать на педаль до упора — ход толкателя не должен быть менее 25 мм.
Видео:замена ГЦС КАМАЗСкачать
Регулировка корзины сцепления КамАЗа
Под регулировкой корзины сцепления понимают настройку лапок, размещенных на корзине. Такую отладку можно выполнить при снятой коробке или отрегулировать непосредственно на автомобиле.
При выполнении задачи без снятия коробки понадобится самодельный инструмент, который представляет собой проволоку толщиной 3,5 мм с концом длиной 20 мм, согнутым под прямым углом. При помощи такого импровизированного щупа проверяют зазор между и опорным кольцом лапок сцепления. Регулировку зазора ведут гайкой на штоке ПГУ. Подвести лапки к кольцу можно через люк в верхней части картера сцепления. При этом важно обеспечить максимально одинаковое прилегание лапок к поверхности. Но правильнее и надежнее регулировать снятое с мотора сцепление.
- Положить собранный нажимной диск на шаблон, который обеспечит зазор в пределах 29 мм.
- Отпустить болты крепления.
- Выставить положение упорного кольца для лапок. Все четыре лапки должны одновременно касаться кольца.
- Проверить биение рабочей поверхности диска.
- Смазать передний подшипник, расположенный в коленчатом вале.
- Установку сцепления провести с помощью оправки, которая позволит обеспечить соосность дисков механизма и вала двигателя.
Эту настройку проводят только с двухдисковым сцеплением. Агрегат с одним диском в такой регулировке не нуждается.
На видео от канала Авто и Мото показано снятие сцепления и хорошо видны особенности конструкции, а также привод для работы механизма.
Видео:камаз евро. замена цилиндра сцепления. клинит педаль сцепления. ремонт камаза.Скачать
Техническое обслуживание
Помимо настроек, сцепление автомобилей КамАЗ нуждается в регулярном обслуживании, поскольку это заметно увеличивает срок службы и надежность работы механизма на всех марках КамАЗ.
На примере модели 53215 обслуживание состоит из следующих основных пунктов:
- Проверка затяжки болтов крепления усилителя в цепи привода сцепления.
- Контроль за герметичностью гидравлических магистралей. На них не должно быть никаких масляных пятен.
- Общая проверка исправности деталей педального узла. Все элементы должны быть в целом состоянии и не иметь больших люфтов в соединениях.
- Контроль наличия смазки в подшипнике муфты и втулке соединения вилки. Для подачи масла в картере сцепления имеются три точки, снабженные пресс-масленками. В них нагнетают масло при помощи шприца.
- Слив конденсата из корпуса ПГУ.
- Контроль уровня жидкости в бачке усилителя.
Когда требуется замена сцепления?
Если все выполненные работы не приводят к восстановлению работоспособности механизма сцепления, то это становится одним из сигналов к его замене.
Другими признаками критического износа элементов конструкции являются:
- резкое включение дисков, при этом происходит жесткий рывок автомобиля;
- затрудненное включение всех передач, сопровождаемое характерным треском;
- вялый разгон автомобиля, при этом обороты двигателя явно не соответствуют выбранной передаче и скорости;
- запах горящих накладок при движении.
При появлении таких проблем необходимо как можно скорее прекратить движение и провести ремонт механизма. Дальнейшая эксплуатация автомобиля с неисправными или выгоревшими дисками сцепления приведет к выходу из строя коробки перемены передач.
Хотите знать, как распознать «очаг» поломки и своими руками сделать ремонт ПГУ КАМАЗ? Тогда вы попали по адресу, в этой статьей мы поэтапно расскажем об этом процессе.
Видео:Прокачка сцепления автомобиля Камаз... Не получается прокачать сцепление КамазСкачать
Что за «зверь» этот ПГУ
Начнем с определения аббревиатуры «ПГУ» – это пневмогидравлический усилитель, составной элемент узла сцепления. Грузовые машины КАМАЗ весьма габаритны и массивны, поэтому управлять ими нелегко. Водитель такого авто стал бы тяжелоатлетом нажимая педаль сцепления, если бы не существовало такого технологичного решения как ПГУ. Он делает жизнь за рулем грузовика легче и комфортнее.
Проще говоря, он отвечает за снижение прилагаемого усилия на педаль. Хоть сам пневмогидравлический усилитель и небольшого размера, но выполняет серьезную задачу – облегчает процесс вождения тяжелой машины. Если бы его не было, переключать передачи стало бы сложным процессом. Все последние модели ПГУ состоят из:
- системы слежения;
- исполнительного пневматического цилиндра;
- индикатора степени износа накладок у ведомого диска.
В пневмогидравлический усилитель транспортируется давление жидкости, которая находится в главном цилиндре устройства. Оно в свою очередь принуждает работать гидравлические поршни и следящую систему. При снижении давления все возвращается в исходную позицию.
Видео:Как заменить главного цилиндра манжет евро 2 КамАЗ 6520 часть 3Скачать
Причины поломки ПГУ
- Если следящий поршень ПГУ заклинило, то это произошло из-за разбухания резинового кольца или уплотнительной манжеты.
- В случае, когда сжатый воздух в пневмогидравлическом усилителе поступает в малом количестве или совершенно не поступает, «виноватым» будет впускной клапан ПГУ.
- Когда в работе педали наблюдается ситуация «проваливания», то это означает, что воздух попал в гидропривод.
Видео:Главный цилиндр сцепления камаз кто придумал это кольцо 🤬Скачать
Первые признаки проблем с пневмогидравлическим усилителем
Новичкам в ремонте ПГУ КАМАЗ распознать первые сигналы неисправности в работе ПГУ порой сложно. Но вот небольшой перечень возможных ошибок в работе сцепления:
- На момент начала движения либо при переключении передачи устройство срабатывает с опозданием.
- Устройство реагирует лишь при значительном усилении.
- Периодические «клины» устройства.
Читайте также: Как заменить рабочий цилиндр сцепления дэу нексия
Если хоть один из вышесказанных симптомов присутствует, то срочно нужно искать и устранять неполадки блока пневмогидравлического усилителя.
Видео:ремонт главного цилиндра сцепления камаз (старого образца)Скачать
Начинаем ремонт ПГУ КАМАЗ своими руками
Изучив все показатели поломки, вы пришли к решению провести ремонт самостоятельно? Тогда начинать нужно с разборки агрегата, цикл которой проводится строго в следующем порядке:
- Задний корпус пневмоусилителя крепится в тиски.
- Поочередно вывинчиваются болты с шайбами.
- Снимается крышка подвода воздуха.
- Из корпуса ПГУ вытаскивается клапан.
- Передний корпус в сборке с пневмопоршнем снимается.
- У мембраны и пневмопоршня удаляются пружины.
- Диафрагма снимается.
- Из заднего корпуса вытаскивается корпус уплотнения, упорное кольцо, следящий поршень и поршень выключения сцепления в сборе.
- Отвинчивается крышка с уплотнителем выпускного отверстия и перепускной клапан.
- Закрепленный ранее задний корпус освобождается из тисков.
- Вытаскивается стопорное кольцо.
- Снимаются конусы, шайбы и седло со стержня клапана.
- Вынимается уплотнительное кольцо с корпуса следящего поршня.
- Вынимается следящий поршень и с него снимаются остальные детали.
- Вытаскивается уплотнительное кольцо и пневматический поршень из переднего корпуса.
- С пневмопоршня снимается манжета.
- Вся снятые элементы прочищаются в нефтепродукте: керосин или бензин, обдуваются сжатым воздухом и подвергаются дефектовке.
- После качественного просмотра деталей и починки требуемых запчастей или их замены осуществляется сборка в обратном порядке.
Видео:Ремонт главного цилиндра сцепления. КамАЗ 4308Скачать
Каким образом можно отрегулировать ПГУ КАМАЗ
Финишным этапом восстановления устройства является регулировка ПГУ КАМАЗ. Для этого необходимо обеспечить полный ход толкателя пневматического усилителя не меньше 25 мм . Потому как при низком показателе сцепление полностью отключается. Таким образом, полный ход толкателя тестируется нажатием педали сцепления с усилием до упора.
Если ход не на должном уровне, то повторно тестируется показатель жидкости в бачке основного цилиндра привода сцепления и свободный ход. Если обнаруживается необходимость, то удаляется воздух из гидросистемы. Чтобы ПГУ служило качественно и надежно, важно не забывать об его своевременном ремонте и техобслуживании.
Для управления сцеплением в грузовых автомобилях КАМАЗ используется пневмогидравлический усилитель (ПГУ) — это устройство облегчает выключение сцепления и снижает утомляемость водителя. О том, как устроен и работает ПГУ КАМАЗ, а также об его обслуживании и некоторых нюансах ремонта читайте в этой статье.
Видео:Как прокачать сцепление на камазеСкачать
Назначение и роль ПГУ в автомобилях КАМАЗ
В ряде старых и во всех новых моделях грузовых автомобилей КАМАЗ (военный 4310, самосвалы 55111, 65115 и 6520, бортовые 43118 и 5320, тягачи 5460 и 6460 и другие) в систему привода сцепления интегрирован пневмогидравлический усилитель (ПГУ). Это вызвано необходимостью облегчить труд водителя, так как сцепление в грузовике имеет большую массу, а пружины развивают значительное усилие прижима дисков, и частое его выключение приводит к чрезмерной утомляемости.
ПГУ значительно облегчает задачу выключения сцепления, сводя к минимуму усталость водителя, одновременно с этим повышая безопасность (так как в экстренной ситуации выключение сцепления не потребует дополнительных усилий, и даже в конце рабочей смены водитель легко сделает это) и улучшая управляемость грузовика.
Необходимо отметить, что в ряде моделей КАМАЗ ПГУ одновременно входит в систему управления делителем передач (демультипликатором), который устанавливается между сцеплением и КПП (чаще всего он является составной частью коробки). При переключении передач делитель необходимо отключать, что обеспечивается пневматической системой автомобиля. Отключение делителя осуществляется с помощью клапана, имеющего привод от штока ПГУ. Таким образом, при использовании делителя его отключение и включение производится автоматически одновременно с отключением и включением сцепления при нажатии педали. Такая система реализована на КАМАЗ-5320 и многих других моделях.
Видео:Прокачка сцепления КАМАЗСкачать
Общее устройство и принцип работы ПГУ
В настоящее время на автомобилях КАМАЗ используется несколько типов ПГУ, однако все они имеют принципиально одинаковое устройство и принцип работы. Усилитель имеет две взаимосвязанных системы, объединенных в общем корпусе:
- Следящее устройство;
- Исполнительный пневматический цилиндр.
Следящее устройство необходимо для управления усилителем, оно отслеживает силу нажатия водителем на педаль сцепления и в нужные моменты осуществляет поступление воздуха под давлением в исполнительный цилиндр. Следящее устройство состоит из диафрагмы (в некоторых ПГУ она одновременно выступает и в роли прокладки между деталями корпуса) и поршня, которые входят в гидравлический контур педали сцепления, и двух связанных с ним пневматических клапанов (впускной и выпускной), составляющих часть пневматического контура. Поэтому к усилителю подводится трубка для подачи тормозной жидкости и трубка для подачи сжатого воздуха от пневмосистемы автомобиля.
Исполнительный пневмоцилиндр служит непосредственно для привода сцепления. Этот узел состоит из корпуса, играющего роль цилиндра, в котором устнаовлен поршень большого диаметра и пружина. Поршень жестко соединен с толкателем, который через систему уплотнителей выходит из корпуса ПГУ — с его помощью и осуществляется отключение и включение сцепления. В ряде моделей на толкатель также устанавливается упор, посредством которого осуществляется управление клапаном выключения делителя КПП.
Представляет собой компактный узел, который обычно монтируется непосредственно на картер сцепления. Толкатель усилителя при этом упирается в специально выведенный рычаг вала вилки выключения сцепления. Обычно толкатель не имеет жесткого соединения с рычагом вала вилки, а упирается в нее через сферическую гайку. Такое решение защищает ПГУ от поломок, а также позволяет производить регулировки посредством изменения положения гайки на толкателе.
Работает ПГУ КАМАЗ следующим образом. При отжатой педали следящее устройство держит впускной пневматический клапан закрытым, поэтому воздух из пневмосистемы не поступает в исполнительный цилиндр и под действием пружины его поршень отведен в крайнее положение — в этом случае сцепление под действием своих пружин включено. При нажатии на педаль сцепления давление рабочей жидкости в следящем устройстве повышается, его поршень движется и открывает впускной пневматический клапан — сжатый воздух поступает в исполнительный цилиндр, преодолевает силу сжатия пружины и двигает поршень — толкатель также движется и выключает сцепление. При отпускании педали происходят обратные процессы — впускной пневматический клапан постепенно закрывается, а выпускной открывается, давление в исполнительном цилиндре падает, и сцепление вновь включается.
Важно отметить, что степень открытия следящего устройства зависит от силы нажатия на педаль сцепления, поэтому у водителя есть возможность регулировать процесс включения и выключения сцепления в зависимости от режима движения автомобиля.
Видео:ГЦС (главный цилиндр сцепления) КамАЗ от компании «ЧелныАвтоКомплект»Скачать
Типы ПГУ автомобилей КАМАЗ
В настоящее время на грузовых автомобилях Камского автозавода используются несколько типов ПГУ отечественного и зарубежного производства. Они отличаются конструкцией и применимостью.
ПГУ с каталожным номером 5320 — производится на ОАО «КАМАЗ», имеет классическую конструкцию с вертикальным расположением следящего устройства и исполнительного пневмоцилиндра (следящее устройство расположено над корпусом цилиндра). Используется на автомобилях моделей 5320, 4310, 43118, 55111 и других.
ПГУ фирмы WABCO — производится в США, имеет компактные размеры, дополнительно оснащается указателем износа накладок (позволяет отслеживать ресурс усилителя без его разборки). Применяется на новых моделях КАМАЗ-5460, 6450, 6460, 6520, 6522, 65115, 65116, 65117 и других с КПП-154 («Евро-2» и «Евро-3»), а также на автобусах НефАЗ с этой же коробкой.
ПГУ WABCO для автомобилей КАМАЗ-6460, 6520 и других с КПП фирмы ZF.
ПГУ WABCO для автомобилей КАМАЗ-4308 с 5-ступенчатой механической КПП фирмы ZF.
ПГУ аналоги WABCO производства «Волчанского агрегатного завода» (Волчанск, Украина).
ПГУ аналоги WABCO производства Yumak (Турция).
При выборе нового усилителя необходимо ориентироваться на марку и каталожный номер агрегата, уже установленного на автомобиль. Только в этом случае будет гарантирована нормальная работа ПГУ и сцепления. Производить установку ПГУ другой марки и модели не рекомендуется — для решения этого вопроса следует обратиться к специалисту.
Видео:Не прокачивается сцепление на камазе,одна из причин! При замене главного цилиндра сцепления.Скачать
Вопросы обслуживания и ремонта ПГУ
Обслуживание пневмогидравлического усилителя проводиться во время ТО сцепления автомобиля. ПГУ следует осмотреть на предмет поломок, протечек масла и утечек воздуха, подтянуть болты крепления, а затем отрегулировать свободный хода толкателя ПГУ, это выполняется посредством закручивания и выкручивания сферической гайки (данная величина неодинакова в различных моделях усилителей и КПП, обычно этот параметр прописан в инструкции) Обязательно следует пополнить уровень рабочей жидкости в бачке гидравлической системы привода сцепления.
В случае замены ПГУ следует произвести следующие действия:
- Выпустить имеющийся воздух из пневматического контура привода тормозов (для этого открывается клапан на ресивере);
- Демонтировать пружину, обеспечивающую прижим рычага вала вилки выключения сцепления;
- Отсоединить от ПГУ трубку подачи воздуха от пневмосистемы;
- Отсоединить от ПГУ трубку подвода рабочей жидкости, (при этом рекомендуется полностью слить жидкость из системы);
- Демонтировать усилитель.
При разборке ПГУ проверяется состояние его деталей, особое внимание уделяется уплотнительным элементам (в случае обнаружения трещин, разбухания, потери эластичности различных и повреждений они заменяются), а также состоянию рабочих поверхностей цилиндров — в них не должно быть трещин, задиров, вмятин и т.д. Дополнительно проверяется соответствие фактического внутреннего диаметра цилиндров и соответствие его допускам, прописанным в инструкции.
Отремонтированный или новый устанавливается на место в обратном порядке, после установки гидравлического и пневматического трубопроводов производится заливка тормозной жидкости в систему привода сцепления и ее прокачка. Затем производится проверка гидравлической системы и пневматики на предмет их герметичности.
Обычно пневмогидравлический усилитель привода сцепления служит на протяжении многих лет, не доставляя каких-либо проблем, а в случае поломки их чаще всего проще заменить в сборе. При правильной эксплуатации автомобиля и своевременном обслуживании ППУ будет работать долго и надежно даже в самых сложных условиях.
🎬 Видео
Как легко и быстро прокачать ПГУ всего за полторы минуты?Скачать
КАМАЗ РЕМОНТ пропало сцеплениеСкачать