Сальники на клапанах нужны для того, чтобы удалять излишки масла, которое в противном случае может привести к ухудшению работы всего двигателя. Первым признаком необходимости замены их является отчетливо синеватый оттенок выхлопных газов.
В настоящей статье мы расскажем, как производится замена сальников клапанов ВАЗ-2109 (карбюратор и инжектор).
- Когда необходимо менять сальники
- Что подготовить для работы
- Замена маслосъемных колпачков на ВАЗ 2108, 2109, 21099
- Порядок замены маслосъемных колпачков на двигателях 2108, 21081, 21083
- Замена сальников клапанов ВАЗ-2108-099
- Карбюраторный двигатель
- Инжекторный двигатель
- Ваз 2109: сальники клапанов меняем самостоятельно
- Из чего сделаны колпачки
- Рассмотрим признаки выхода сальников клапанов из строя и последствия
- Выбираем комплект на замену
- Инструмент для работы
- Приступаем к работе
- 💡 Видео
Видео:замена сальников клапанов не снимая гбц ваз 2108-2110-2115Скачать
Когда необходимо менять сальники
О том, что они пришли в негодность свидетельствуют:
- высокие траты масла, при отсутствии следов утечки;
- увеличение расхода горючего;
- следы смазки на контактах свечей.
Причем последний пункт является самым достоверным свидетельством выхода сальников из строя по той простой причине, что там маслу попросту больше неоткуда появиться.
Вне зависимости от того, инжектор у вас или карбюратор в машине, сальники меняются одинаково. Единственное, о чем следует знать владельцам последних, – перед началом работы потребуется предварительно демонтировать:
- бензонасос;
- фильтр воздушный;
- корпус привода генератора;
- распределитель зажигания.
Видео:замена сальников клапанов на снятой гбц ваз 2108-2115Скачать
Что подготовить для работы
Сама по себе замена не очень сложна и выполнить ее под силу любому автовладельцу при наличии желания, времени и старания.
Для этого потребуется подготовить следующие инструменты:
- ключ трещотка с набором съемных головок;
- плоская отвертка;
- специальный съемник (если у вас нет, то одолжите его или купите – он недорогой и прослужит много лет);
- рассухариватель (еще один специфический инструмент, без которого работу выполнить невозможно);
- пассатижи;
- прут из олова толщиной 0,8 сантиметра;
- пинцет;
- новые сальники.
Прежде всего, автомобильную электрическую сеть обесточивают путем отсоединения провода «минус» от АКБ – эта мера предосторожности позволит избежать короткого замыкания, вероятность которого при таком ремонте очень высока.
- снимают с распределительного вала шестеренку (чтобы не потерять, вытащите и шпонку, находящуюся в пазу);
- раскручивают болты и снимают защитную крышку с ГБЦ;
- снимают с блока цилиндров массу и другие проводки, демонтируют заднюю панель;
- удаляют подшипники распределительного вала, снимают с ГБЦ сам узел и прокладку.
Далее потребуется провернуть освобожденный вал таким образом, чтобы нужный поршень поднялся до максимума. Вслед за этим выкручивают свечу, в ее гнездо вставляют прут из олова так, чтобы он оказался точно между поршнем и клапаном. Если этого не сделать, то последний может провалиться.
После этого при помощи специального устройства сжимают пружины и вытаскивают пинцетом «сухари» (2 штуки).
Вслед за этим удаляют и сами пружины вместе с «тарелкой».
Устройство для снятия клапанов устанавливается цангой непосредственно на колпачок. Резким ударом по бойку он снимается. Прессовка нового сальника производится также этим приспособлением, но бить необходимо будет не по втулке, а по ручке.
При отсутствии специального съемника, убрать пришедшие в негодность колпачки можно плоскогубцами, но это более трудоемкий процесс. Главное здесь – тянуть сальник строго вертикально и не совершать вращательных движений, в противном случае есть риск повредить втулки.
Следите, чтобы новый колпачок плотно стоял на своем месте, иначе никакого эффекта от замены не будет.
Таким же образом меняются и остальные сальники. Когда основная работа будет завершена, устанавливают назад тарелку и пружины. «Сухари» возвращают на место специальным инструментом. Затем вынимают оловянный прут – надобности нем больше нет.
Теперь остается только установить распределительный вал предварительно смазав его опоры в ГБЦ. Использовать разрешено любое имеющееся масло моторное, никаких специальных смесей не требуется. Перед фиксацией необходимо проверить, в правильном ли положении находятся кулачки первого цилиндра по отношению к толкателю.
Работая таким образом, удается произвести замену сальников, не снимая головки ГБЦ.
Подробнее о процедуре замены можно узнать, просмотрев данное видео:
Видео:Замена сальников клапанов 2108-2115, калина, приора, гранта 8кл без съема ГБЦ!!!Скачать
Замена маслосъемных колпачков на ВАЗ 2108, 2109, 21099
Изношенные маслосъёмные колпачки на двигателях 2108, 21081, 21083 автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 выдают себя сизым выхлопом в глушитель при перегазовках и сразу после пуска двигателя. Так же возможен угар моторного масла, почернение и замасливание резьбы свечей зажигания. В любом случае нужно менять пока ситуация не усугубилась.
Справка: на двигателях 2108, 2109, 21099 маслосьемные колпачки установлены на направляющих втулках клапанов в глубоких колодцах головки блока. Доступ к ним затруднителен. Но, их замену можно провести не снимая головку блока с двигателя.
Необходимые инструменты и приспособления
Читайте также: Клапан запорный муфтовый стальной ду15
— Пруток из мягкого металла, диаметром до 8 мм
— Приспособление для снятия маслосъемных колпачков
— Оправка для одевания колпачков
— Оправка для напрессовывания клапанов (или трубка, высокая головка, подходящего диаметра)
— Комплект новых маслосъемных колпачков
См. «Выбираем маслосъемные колпачки для двигателя 2108, 21081, 21083 автомобилей ВАЗ 2108. 2109, 21099».
Подготовительные работы
— Снимаем корпус воздушного фильтра двигателя
— Снимаем крышку ГРМ, ремень ГРМ и шкив распредвала
— Снимаем клапанную крышку двигателя
— Снимаем корпус подшипников и распредвал
— Выворачиваем свечи зажигания (можно сразу все, можно по очереди для каждого цилиндра)
Порядок замены маслосъемных колпачков на двигателях 2108, 21081, 21083
— Устанавливаем поршни первого и четвертого цилиндра в верхнюю мертвую точку
Для этого вращаем коленчатый вал отверткой за шлицы маховика в лючке на картере сцепления пока длинная метка на маховике не станет посередине треугольного выреза в шкале углов опережения зажигания.
Установочная метка ВМТ поршней 1-го и 4-го цилиндров на маховике и треугольный вырез на шкале в лючке картера сцепления на ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Через свечное отверстие первого цилиндра подставляем пруток под первый клапан
Он должен своим концом встать в распор между тарелкой первого клапана и днищем поршня. Пруток не убираем на протяжении всей процедуры замены колпачка, чтобы клапан не провалился в камеру сгорания.
Подпираем тарелку клапана прутком через свечное отверстие
— Вынимаем регулировочную шайбу и толкатель из гнезда в головке блока
Удобно для этого использовать магнит, но можно и просто руками.
Извлечение толкателя и регулировочной шайбы
— Рассухариваем первый клапан
Устанавливаем рассухариватель упором на чашку клапана, а зацепом цепляем за шпильку корпуса распредвала (на нее нужно навернуть гайку). Давим на ручку рассухаривателя (можно резким движением), сжимая вниз пружины клапана.
Рассухаривание клапана при помощи рассухаривателя
Удерживая пружины нажатыми извлекаем освободившиеся сухари пинцетом или магнитом. Плавно отпускаем рассухариватель и вынимаем чашку и две пружины клапана.
— Снимаем маслосъемный колпачок с направляющей втулки
Используем приспособление-щипцы или плоскогубцы если нет приспособления. При необходимости извлекаем со дна колодца опорную шайбу пружин.
— Устанавливаем обратно опорную шайбу пружин
— Смазываем моторным маслом стержень клапана и кромку маслосъемного колпачка
— Устанавливаем новый колпачок на втулку
Предварительно надеваем на стержень клапана приспособление закрывающее проточки (чтобы при надевании не повредить кромку маслосъемного колпачка). Если приспособления нет, снимаем пружинку с колпачка, а после установки одеваем ее обратно. Рукой надеваем колпачок на стержень клапана и сдвигаем его вниз до упора. Специальной оправкой (или трубкой, или торцевым ключом на 11, или головкой на 12) напрессовываем колпачок на направляющую втулку, нанося по ней аккуратные постукивания молотком. Запрессовываем до упора.
— Повторяем данную процедуру замены для каждого клапана
Чтобы провести замену маслосъемных колпачков на втором и третьем цилиндре необходимо повернуть коленчатый вал на 180 градусов. Так как видимых меток для определения такого поворота нет, определяем ВМТ тем самым прутком, вставив его в свечное отверстие и на ощупь проверив приход поршня.
При снятии не путаем пружины, тарелки, регулировочные шайбы, толкатели для разных клапанов.
После проведения работ собираем клапанный механизм в обратной последовательности.
Примечания и дополнения
— Чаще всего необходимость замены маслосъемных колпачков возникает после 30-40 тыс км пробега.
Видео:Замена маслосъемных колпачков ВАЗ 2108, 2109, 21099Скачать
Замена сальников клапанов ВАЗ-2108-099
Видео:Замена сальников клапанов клапанов ВАЗ 2109Скачать
Карбюраторный двигатель
Видео:Установка сальника клапанов, очень дельный советСкачать
Инжекторный двигатель
Следующим этапом будет прокручивание коленвала для совпадения меток на шестернях и снятие ремня ГРМ. Коленвал можно конечно крутить и через болт крепления шестерни распредвала, но я советую вращать за болт крепления шкива генератора, чтобы не сточить грани на болту распредвала. Когда метки выставлены — ключом на 17 ослабляется натяжной ролик и ремень снимается. Чтобы открутить шестерню распредвала, слева от неё можно увидеть шпильку, на которую надеваем небольшую трубку через отверстия в шестерне, чтобы она не прокручивалась. И тем же ключом откручиваем болт и аккуратно снимаем шестерню, чтобы не потерялась шпонка. Хоть она и зачастую хорошо сидит на своём месте, всё равно случается, когда она выпадает, поэтому её лучше снять и положить отдельно.
В то место, куда надевалась трубка для упора шестерни, есть болт, который нужно открутить и слегка отогнуть металлическую защиту ГРМ, чтобы можно было вытащить распредвал.
Читайте также: Последовательность регулировки клапанов мтз 1221
Головкой на 10 или рожковым ключом, откручиваются болты крепления крышек подшипников распредвала, а затем снимается и сам распредвал. Во время снятия распредвала, постарайтесь не повредить его сальник, но правильнее всего будет просто заменить его на новый.
С помощью обычного шприца, следует откачать оставшееся масло и открутить свечи. Так как коленвал выставлен по меткам, поршни в первом и четвёртом цилиндрах находятся в верхней мёртвой точке, поэтому и начинать производить замену сальников нужно с первого цилиндра, а затем с четвёртого, чтобы не запутаться. А потом можно будет сделать ещё один оборот коленвала, при котором во втором и третьем цилиндрах поршни одновременно будут в ВМТ и совершить замену сальников в них. Для начала со впускного и выпускного клапанов вынимаются толкатели и при помощи специального приспособления для рассухаривания клапанов, рассухариваются впускной и выпускной клапаны первого цилиндра.
Для этого устройство устанавливается на головку блока цилиндров, специальная пята упирается в пружину, при помощи рукояти, пружина нажимается и пинцетом убираются сухари. Пружины с сухарями вынимаются, и главное, во время сборки не путать местами пружины, сухари и толкатели для удобства расположите их на столе в порядке разборки.
Когда добрались до самого сальника, его при помощи съёмника выпрессовуют либо в случае, когда съёмника нет, можно это сделать подходящими плоскогубцами. Только делаете это аккуратно, чтобы не оставить задиров на штоке клапана, иначе даже с новым сальником будет пропускаться масло.
Остаётся надеть новый сальник и при помощи оправки в виде металлической трубки, подходящей под диаметр сальника, напрессовать его молотком на своё место. Постукивая молотком по оправке, сальник сядет и звук станет более глухим, о чём свидетельствует то, что маслосъёмный колпачок напрессован до конца. Главное не переусердствовать, чтобы его не испортить и во время напрессовки убедиться, что сальник не перекосило.
Далее делаете оборот коленвала, чтобы поршни во втором и третьем цилиндрах стали в ВМТ и проделываете замену сальников тем же образом. Перед сборкой, вкрутите свечи на мест, чтобы в цилиндры не попал мусор, и очистите посадочное место клапанной крышки и корпуса привода вспомогательных агрегатов от остатков старого герметика. Сальник распредвала и прокладки под клапанной крышкой и корпусом вспомогательных агрегатов я советую заменить новыми, предварительно нанеся герметик на их посадочные места. По окончанию работы, сборка осуществляется в порядке обратном снятию.
Видео:Замена маслосьемных колпачков ваз 2110 2114 2115 двигатель 8 клапановСкачать
Ваз 2109: сальники клапанов меняем самостоятельно
Рассухаривание клапанов ваз 2109 специальным съемником
О том, что необходима замена сальников ваз 21093, сигнализирует постепенно возрастающий расход масла, дымление при холодном пуске двигателя, замасливание нижней части резьбы свечей зажигания. Сальники клапанов (они же маслосъемные колпачки) предназначены для уплотнения зазора между стержнями клапанов и направляющими втулками и не позволяют маслу попадать в цилиндры.
Выполнить замену колпачков своими руками сможет каждый, прочитав эту статью.
Видео:Как и чем снять сальники клапанов ( масло съёмные колпачки )Скачать
Из чего сделаны колпачки
Рассмотрим, из чего они изготовлены:
- На автомобилях ВАЗ раннего выпуска маслосъемные колпачки изготавливались без армирования, материалом для них служил фторопласт
- Сейчас колпачки изготавливаются из резины, кромку его к стержню клапана, прижимает стальная втулка. При этом уменьшается риск появления перекоса в узле в процессе работы двигателя
- Применение в современных условиях в качестве материала фторкаучука и акрилата увеличивает пробег автомобиля до 150 тысяч километров
Видео:Как снять маслосъёмные колпачки, без спецоборудования за 20 секунд!Скачать
Рассмотрим признаки выхода сальников клапанов из строя и последствия
Симптомы выхода колпачков из строя:
- Повышенный расход масла
- Дымный выхлоп при запуске мотора
- Нагар на резьбе свечи зажигания
Однако все они лишь свидетельствуют о попадании смазки в цилиндры двигателя, чтобы убедиться, что это именно сальники клапанов необходимо:
- При первых же подозрениях стоит обратить внимание на состояние постели распределительного вала
- Если с колпачками все в порядке — постель чистая и аккуратная, а если возникли проблемы с сальниками клапанов, тогда на постели распредвала хорошо заметны черные полосы, которые означают, что рабочая кромка колпачка отвердела, и он уже не выполняет свою функцию
- Взять компрессометр и замерить компрессию в каждом цилиндре (колпачки на нее не влияют), если с компрессией все в порядке – нужна замена сальников на ваз 21093
- Иначе проблемы у вас посерьезнее, и необходим капитальный ремонт мотора
Чем грозит выход из строя сальников:
- Когда маслоотражатели перестают выполнять свои функции – снимать смазку со стержней — масло попадает в камеру сгорания мотора, где и сгорает вместе с топливом
- Продукты сгорания осаждаются на стержнях клапанов, они обрастают нагаром, что сильно ухудшает теплообмен и препятствует качественному заполнению смесью цилиндров
- Это снижает мощность мотора и повышает расход топлива
- Все это существенно отражается на ресурсе двигателя
- Поэтому при обнаружении этих признаков необходимо немедленно заменить маслоотражающие колпачки
Читайте также: Водяной счетчик обратный клапан для чего он нужен
Выбираем комплект на замену
Прежде чем начать выполнение операции по замене маслоотражателей необходимо заранее купить новый комплект, будьте внимательны:
- Эти небольшие, но очень ответственные детали требуют повышенного внимания к качеству, а от качества их исполнения полностью зависит судьба вашего мотора и смысл ремонта
- Производители и изготовители комплектов колпачков заботятся о своем имидже и о репутации своей фирмы, поэтому рекомендуем покупать у ответственных производителей, тогда маслоотражающие колпачки будут иметь отличное качество исполнения
- Приобретая «россыпью» вы, конечно, немного сэкономите, но очень рискуете попасть на подделку, цена вопроса окажется выше вашей экономии
- Лучше в нашем случае переплатить, но взять качественный товар, что существенно продлит срок службы отремонтированного двигателя
- Те, кто менял сальники клапанов ваз 21093, говорят, что себя хорошо зарекомендовали маслоотражающие колпачки фирм «резерв», «Виктор Рейнз», «эрлинг» и «Гётс»
Инструмент для работы
Замена сальника ваз 21093 требует следующего инструмента:
- Чистая ветошь, чтобы вытереть руки и снятые детали
- Специальная оправка, для запрессовки новых колпачков
- Цанговый съемник, для снятия сальников клапанов (при его отсутствии воспользуйтесь плоскогубцами (с узкими губками) либо двумя плоскими отвертками)
- Пинцет
- Рассухариватель (устройство, необходимое для разсухаривания клапанов)
- Молоток
- Плоскогубцы
- Мягкая оправка 8миллиметров
- Набор ключей
- Набор головок и трещотка
Приступаем к работе
Наша инструкция поможет вам, делайте все по порядку:
- Снимите клемму с аккумулятора, чтобы обезопасить себя от неприятностей связанных с электричеством
- Затем корпус воздушного фильтра, отсоедините тросик подсоса
- Снимите крышку с клапанного механизма
- Выставьте двигатель по отметкам
- Зафиксируйте шкив распредвала и отпустите болт, которым он крепится
- Снимите шкив, открутите болты, крепящие постель распредвала (начинайте от центра)
- Снимите постель, затем рокера, выкладываем их по порядку
- Потом снимите пружины рокеров
- Выкрутите свечи
- Прокрутите коленвал, чтобы поршень цилиндра, в котором заменяем колпачки, находился в положении ВМТ
- Вставьте оловянный пруток (мягкую оправку 8миллиметров) через свечное отверстие между клапаном и поршнем (чтобы наши клапаны не проваливались вниз)
Вставляем оправку из мягкого материала в свечное отверстие
Воспользуемся съемником для разсухаривания клапанов 1-го и 4-го цилиндров:
- Устанавливаем приспособление для разсухаривания клапанов как на фото
- Используйте гайку, не имеющую зубчатого буртика
- Сжимаем нашим приспособлением пружины клапана
Сжимаем пружины клапана и пинцетом можем вынимать сухари
Воспользовавшись цанговым съемником, снимаем старые колпачки:
- Устанавливаем цангу нашего приспособления на колпачок
- Резко ударяем бойком по втулке съемника
- Затем снова резко ударяем по бойку ручки съемника, спрессовываем таким образом колпачок с направляющей втулки
Спрессовываем колпачок с направляющей втулки съемником
- Если нет съемника под рукой, то можно воспользоваться двумя плоскими отвертками, чтобы снять старые колпачки
- При определенном навыке этот процесс не вызовет особых трудностей
Предупреждение: Действуя отвертками, не прилагайте больших и резких усилий, т. к. направляющие выполнены из металлокерамики, и могут треснуть.
Снятие колпачка двумя плоскими отвертками
- Устанавливайте новые сальники, применяя гильзу при надевании их на стержень клапана, чтобы сберечь кромку манжеты, которая собственно и снимает масло со стержня
- Перед тем, как установить новые маслосъемные колпачки, рекомендуем снять с них пружинки, иначе кромки можно повредить, при прохождении через проточки на клапанах сделанные под сухари
- Смажьте сальник изнутри маслом
- Затем устанавливайте пружины и тарелку клапана назад
- Вставьте сухари, воспользовавшись нашим приспособлением так, чтобы они попали в проточки на стержне клапана
- Достаньте из свечного отверстия мягкую оправку
- После завершения установки сухарей обязательно ударьте молотком по торцам клапанов через оправку, чтобы сухари окончательно сели на места
- Аналогично выполняем действия с четвертым поршнем
- Обязательно намажьте моторным маслом все шейки и кулачки распредвала, а также все опорные поверхности, выполненные под шейки распредвала в корпусах подшипников и
- головке блока
- Прокрутите коленвал, чтобы поршни 2-ой и 3-тий пришли к ВМТ
- Повторяем все операции для ваз 2109 сальник клапанов замена для 2-го и 3-го цилиндров
- Собираем снятые детали в обратном порядке, выставляем отметки и регулируем клапана
- Закручиваем крышку механизма, устанавливаем назад тросик подсоса, проворачиваем за коленвал два раза мотор (убеждаемся, что все в полном порядке) и заводим двигатель
Теперь вам понятно как выполняется замена сальника на ваз 21093, дополнительно рекомендуем посмотреть видео материал по этой теме.
💡 Видео
Замена маслосъемных колпочков на ВАЗ 2109 без СЪЕМНИКАСкачать
Замена маслосъёмных колпачков на ВАЗ-08Скачать
"ГТ" Удобный и простой съемник своими руками для демонтажа сальников клапанов.Скачать
Как установить Маслосъёмные Колпачки (Сальники Клапанов) Ваз 2109-2115. Без спец. инструмента!Скачать
ВАЗ 2108 Замена Сальников клапанов БЕЗ СНЯТИЯ ГБЦ 💪☝Скачать
Дилетанты и сальники клапанов (маслосъёмные колпачки)Скачать
Замена масло съемных сальников клапанов. Своими руками без помощи другихСкачать
Как заменить сальники клапанов в двигателе ВАЗ 21083. Сделай Сам!Скачать
Замена сальника распредвала ВАЗ 21099Скачать
ЗАМЕНА МАСЛОСЪЕМНЫХ КОЛПАЧКОВ ВАЗ 2110,2111,2112 8 КЛАПАННЫЙ.Скачать
"ГТ" Замена сальников клапанов на ВАЗ "классике" не снимая головки!Скачать