В старых квартирных электрощитах групповые автоматы объединялись с помощью перемычек. Способ дешевый, доступный, но не отличающийся надежностью. Сегодня для подобных целей применяется соединительная шина. За счет этого упрощается электромонтаж и проводка выглядит аккуратней.
- Разновидности гребенок
- Конструкция
- Форма выводов
- Плюсы и минусы соединительных шин
- Подключение автоматов через гребенку
- Правила монтажа
- Подключение однофазных устройств
- Подключение УЗО и дифференциальных автоматов
- Подключение трехфазных автоматов и УЗО
- Типичные ошибки при монтаже
- Производители гребенок
- Соединительная шина для автоматических выключателей и УДТ (УЗО)
- 🔥 Видео
Видео:Соединение автоматов с помощью шиныСкачать
Разновидности гребенок
Не существует универсальной соединительной шины, подходящей под любые автоматические выключатели. Автоматы обладают отличающимися габаритами, количеством выводов и прочими характеристиками. Поэтому и гребенки бывают самыми разнообразными.
По форме контактов выделяются 2 вида гребенчатых шин:
- Штыревой (зубчатый). Универсальный контакт, подходящий к любым автоматам.
- Вилкообразный. Используется там, где шину необходимо зажимать под винты.
Гребенки отличаются по длине, то есть по количеству автоматов, которые к ним возможно подключить. При необходимости слишком длинную шину допустимо укоротить ножовкой. Но предпочтительней использовать изделия на стандартное количество автоматов:
Есть отличия и в количестве подключаемых фаз. С этой точки зрения соединительные шины бывают следующих типов:
- На 1 полюс (1P). Используется для подключения однофазных групповых автоматов.
- На 2 полюса (2P). УЗО, дифавтоматы и любые другие устройства, требующие подключение фазы и нуля.
- На 3 полюса (3P). Используются для подключения трехфазных групповых автоматов.
- На 4 полюса (4P+N). Трехфазные автоматы и устройства, для работы которых необходим нулевой провод (трехфазные УЗО).
Штыревая соединительная шина для трехфазной сети
Важно! Если пришлось пилить одну большую шину на несколько маленьких, то необходимо обратить внимание на полученный спил. Отдельные проводники не должны быть гнутыми или замыкаться между собой. После резки нужно удалить из гребенки медную пыль.
Видео:Подключая автоматы гребенкой, знай об этомСкачать
Конструкция
Гребенки обладают сборной конструкцией. В основе строения плоская медная шина. На ней имеются отводы для установки на автоматы. В зависимости от количества подключаемых фаз, в одной гребенке бывает 1 или 4 шины. Они изолируются негорючим пластиком. Обычно белого или серого цвета.
Конструкция выполнена так, что в собранном виде практически отсутствуют открытые токопроводящие части. Это повышает безопасность обслуживающего персонала. А распределительная коробка становится менее восприимчивой к пыли.
Видео:Хитрость с шиной гребёнкойСкачать
Форма выводов
Наиболее распространены гребенчатые шины со штыревыми отводами (гребенки типа pin). Англоязычное название — pin. Они подходят к большинству современных автоматических выключателей. Выводы у таких шин сложнее погнуть при транспортировке. Поэтому во время монтажа возникает меньше проблем с установкой в отверстия автоматических выключателей.
Второй вид отводов — вилкообразный (тип fork). Используются сравнительно реже. Подходят не ко всем образцам современного оборудования. Соединительные шины с вилкообразными выводами не рекомендуется использовать для мощных нагрузок. Обычно их ставят в щиток с максимальным током до 63 А.
Гребенка двухполюсная вилкообразная
Видео:Шина гребёнка ИЕК для электрощитов под автоматыСкачать
Плюсы и минусы соединительных шин
Гребенчатые соединители вытесняют из практики электромонтеров классические перемычки из проводов. Это объясняется достоинствами, которыми они обладают в сравнении с устаревшими методами монтажа:
- Подключение автоматов выполняется на порядок быстрее. Гораздо проще вставить и затянуть гребенку, чем сидеть вручную нарезать перемычки.
- Более надежный контакт. За счет увеличения площади соприкосновения клеммника автомата и вывода гребенки.
- Двукратное уменьшение количества контактов, вставляемых в автомат. Вместо 2 проводов от перемычек необходимо вставить 1 штырь от гребенки. Этот фактор повышает надежность распределительной коробки.
- При ремонте контактных соединений автомата необходимо снять всю гребенку. Иначе выключатель не получится стянуть с DIN-рейки.
- Для установки дополнительных автоматических выключателей потребуется приобретать новую шину большей длины. Поэтому гребенку лучше не использовать на временном оборудовании или сразу устанавливать дополнительные модульные устройства на будущее.
- Цена. Старые перемычки из проводов практически бесплатные. Их можно сделать хоть из обрезков проводов, валяющихся под ногами. Гребенчатую шину придется покупать в магазине.
Соединение автоматов проводами обходится дешевле
Дополнительная информация. Гребенка требует периодического осмотра и технического обслуживания. Важно обращать внимание на температуру и цвет соединителя и при необходимости производить подтяжку винтов автоматических выключателей.
Видео:Как подключить автоматы, правильное подключениеСкачать
Подключение автоматов через гребенку
При использовании гребенчатой шины автоматические выключатели подключаются по схеме параллельного соединения. Если гребенка рассчитана на 1 полюс, то к каждому автомату подходит 1 фаза. Такой соединитель принято называть фазным. Его располагают в верхней части линейки выключателей. На гребенку приходит 1 общий приходящий провод. Она размножает его по отдельным групповым автоматам.
Если шина двухфазная, то на автоматы приходит фаза и ноль. В таком случае необходимы двухполюсные устройства защиты.
Видео:Как подключать автоматы и УЗО гребенками HagerСкачать
Правила монтажа
При установке соединителей необходимо руководствоваться правилами по электромонтажу, касающимися подобных устройств. За счет этого повышается безопасность и надежность электрооборудования. Основные принципы монтажа таковы:
- Перед установкой гребенки необходимо убедиться в механической целостности межфазной изоляции. Прозвонить выводы мультиметром на предмет КЗ. Это уменьшит риск межфазного замыкания.
- Пластиковая выступающая часть гребенчатой шины должна находиться со стороны рычага автомата и полностью закрывать проводящие части. Гребенка устанавливается так, чтобы медные выводы были недоступны для касания обслуживающим персоналом.
- Некоторые модели автоматических выключателей имеют 2 вида клеммников. Одни предназначены для подключения штыревых гребенок, другие для вилочных. Перед монтажом необходимо выяснить с чем именно вы имеете дело.
- Вилочные гребенки применяются на токах до 63 А. Перегрузка изделия приведет к нагреву, расплавлению изоляции и межфазному КЗ.
Читайте также: Pajero sport максимальный размер шин
Видео:Об этом электрики не упоминали, гребенка тип -вилкаСкачать
Подключение однофазных устройств
Однофазное включение наиболее простое. Оно используется для автоматов на один полюс. Порядок действия следующий:
- Все устройства защиты устанавливаются в ряд. Для этого потребуется DIN-рейка.
- У каждого отдельного аппарата до некоторого момента ослабляются винты в клеммниках. Это делается с верхней стороны.
- В клеммники автоматических выключателей вставляется одна однополюсная шина. Шаг ее зубьев должен составлять 17,5 мм.
- Винты затягиваются. Затяжка производится достаточно туго, чтобы надежно зафиксировать штыри шины.
Видео:Как правильно подключить автомат. Ошибки при подключении автоматического выключателя.Скачать
Подключение УЗО и дифференциальных автоматов
Для подключения однофазных УЗО и дифференциальных автоматов потребуется двухрядная гребенчатая шина. Ее необходимо установить в верхней части защитных устройств. Одна шина считается фазной. Ее штыри следует подключать к L выводам УЗО. Вторая шина нулевая. Подключается к N выводам.
В собранном виде в линейке будет чередоваться фаза и ноль. А расстояние между отдельными штырями одной шины составит удвоенную ширину обычного автоматического выключателя, то есть 35 мм.
Видео:Как правильно подключить УЗОСкачать
Подключение трехфазных автоматов и УЗО
С трехфазными устройствами защиты понадобится гребенчатая шина на 3 или 4 полюса. Четырехполюсная гребенка необходима, когда помимо 3 фаз используется и нулевой провод.
Сборка цепи выполняется аналогично предыдущему способу. Шина располагается сверху УЗО или диф автоматов. Гребенка, к которой подключается провод L1, должна подать напряжение на все выводы L1 защитных устройств. Для L2, L3 и N — так же. При этом L1, L2, L3 и N не должны замыкаться между собой. После монтажа необходимо отключить все автоматы и убедиться, что подобное замыкание отсутствует.
Видео:УЗО и автоматические выключатели Hager - гребенки снизу или сверху?Скачать
Типичные ошибки при монтаже
Подключение гребенчатой шины не является сложной операцией. Достаточно базового понимания того, как и куда должен протекать электрический ток. Однако даже опытные электромонтажники периодически допускают ошибки подключения гребенки:
- При монтаже необходимо учитывать максимальный ток изделия. Еще лучше использовать гребенчатую шину с запасом по току.
- В некоторых случаях целесообразно учесть и напряжение. Изоляция типичной гребенки рассчитана на 500 В. Иногда на производстве используется и более высокий вольтаж.
- Не стоит забывать про вилкообразные шины. Их максимальный ток составляет 63 А.
- Ошибки при выборе гребенки. Этот вид соединителя приобретается после покупки автоматических выключателей, когда известно их точное количество и расположение.
Видео:Двухполюсный автоматический выключатель. Назначение. ПодключениеСкачать
Производители гребенок
В продаже представлено множество гребенчатых шин от разных заводов изготовителей. Как правило, выпуском этих изделий занимаются те же компании, что производят автоматические выключатели. Из наиболее известных брендов выделяются следующие:
- ABB;
- Schneider Electric;
- EKF;
- Legrand;
- WAGO;
- отечественный IEK.
Шина гребенка для дифавтоматов Schneider Electric
Дополнительная информация. Гребенчатая шина проста в изготовление. Поэтому ее подделки производят все кому не лень. В оригинальной шине должна быть прочная межфазная изоляция и качественная гибкая медь. Не стоит экономить на этих изделиях.
Гребенчатые соединители заметно упрощают электромонтаж. Вместе с тем сокращается и обще время сборки щита. Однако за такое удовольствие нужно платить. Здесь каждый решает сам, нужно оно ему или нет.
Если выбор сделан в пользу гребенок, то необходимо задуматься об их технических характеристиках. Гребенка должна соответствовать суммарной мощности всех потребителей, которые через нее будут питаться. Не менее важно разобраться и с конструктивными особенностями. Ведь есть модели на 1, 2, 3 и 4 полюса, и каждая уместна в своей ситуации.
Видео:шина соединительная трёх фазная /монтаж/режим на частиСкачать
Соединительная шина для автоматических выключателей и УДТ (УЗО)
Соединительные шины предназначены для осуществления такого электрического соединения между собой автоматических выключателей, с помощью которого можно существенно упростить монтаж низковольтных распределительных устройств и повысить его качество за счет исключения монтажных проводов. Соединительные шины применяют также для соединения устройств дифференциального тока (УДТ) (которые некорректно именуют как УЗО) с автоматическими выключателями.
При написании данной статьи использовалась в том числе информация с книг [1] и [2] автора Харечко Ю.В.
Пример соединительной шины
Номенклатура соединительных шин на примере продукции компании Siemens.
Выпускается несколько модификаций медных одно-, двух-, трех- и четырехполюсных соединительных шин сечением 10 и 16 мм 2 , длиной, например, 210, 214, 1000 и 1016 мм.
Соединительные шины сечением 10 мм 2 рассчитаны на номинальный ток 50 А (при протекании электрического тока от начала шины к концу) и 90 А (при протекании электрического тока от середины шины к обоим концам), сечением 16 мм 2 — соответственно 65 и 120 А.
Шины длиной 210 мм (рис. 1) предназначены для соединения между собой 12 однополюсных или эквивалентного им числа многополюсных автоматических выключателей. Например, четырехполюсной соединительной шиной длиной 210 мм можно соединить между собой три четырехполюсных автоматических выключателя. Шина имеет пластмассовые корпус и две торцевые крышки, закрывающие медную токоведущую часть и предотвращающие прямое прикосновение к ней.
Читайте также: Ип марголина ирина александровна шины
При использовании соединительных шин длиной 1000 мм их следует разрезать на части (длина частей зависит от условий монтажа распределительного устройства). После разрезания торцы соединительных шин должны быть закрыты торцевыми крышками 5ST2 155 для одно- и двухполюсных и 5ST2 156 для трех- и четырехполюсных
шин.
Выпускаются также одно-, двух- и трехполюсные соединительные шины длиной 1000 мм, предназначенные для соединения автоматических выключателей, на которых установлено по одному блок-контакту положения (БКП) или блок-контакту срабатывания (БКС). Эти шины также поставляются без торцевых крышек.
Для автоматических выключателей серий 5SX2, 5SX4 и 5SX5 выпускаются специальные соединительные шины, предназначенные для соединения между собой двух, трех, четырех, пяти, шести, восьми и двенадцати автоматических выключателей (см. пример на рисунке 2). Длина этих шин зависит от числа соединяемых автоматических выключателей. Выпускаются также соединительные шины, которые позволяют соединять одно-, двух- и трехполюсные автоматические выключатели с установленным на них одним БКП или БКС.
Рис. 2. Специальные соединительные шины для автоматических выключателей серий 5SX2, 5SX4 и 5SX5 (1 — одно-, двух-, трех- и четырехполюсные соответственно для одно-, двух-, трех- и четырехполюсных автоматических выключателей без БКП или БКС; 2 — одно- и трехполюсные для однополюсных
автоматических выключателей с БКП или БКС; 3 — двухполюсные для двухполюсных автоматических выключателей с БКП или БКС)
Трехполюсная соединительная шина, имеющая номер по каталогу 5ST2 424, позволяет соединить одно четырехполюсное УДТ с восемью однополюсными автоматическими выключателями. К двум полюсам предусмотрено присоединение трех автоматических выключателей и к одному полюсу — двух.
Соединительные шины имеют сечение 16 мм 2 . Однополюсные шины рассчитаны на номинальный ток 70 А, двух-, трех- и четырёхполюсные -120 А.
Для соединения автоматических выключателей серий 5SY 4 и 5SY7 между собой выпускаются одно-, двух-, трех- и четырехполюсные медные соединительные шины сечением 16 мм 2 , длиной 214 и 1016 мм. Производятся так же соединительные шины, позволяющие подключать автоматические выключатели, на каждом из которых установлено по одному БКП или БКС.
Эти соединительные шины рассчитаны на номинальный ток 65 А (при протекании электрического тока от начала шины к ее концу) и 120 А (при протекании электрического тока от середины шины к обоим концам).
Шины длиной 214 мм (рис. 3) предназначены для соединения между собой 12 однополюсных или эквивалентного им числа многополюсных автоматических выключателей. Например, трехполюсной соединительной шиной длиной 214 мм можно соединить между собой четыре трехполюсных автоматических выключателя. Шина имеет пластмассовые корпус и две торцевые крышки, закрывающие медную токоведущую часть и предотвращающие прямое прикосновение к ней.
При использовании соединительных шин длиной 1016 мм их следует разрезать на части, длина которых зависит от условий монтажа распределительного устройства. После разрезания торцы соединительных шин должны быть закрыты торцевыми крышками: 5SH5 514-для двух- и трехполюсных шин; 5ST3 718-для четырехполюсных.
Выпускаются также трехполюсные соединительные шины длиной 214 мм (5ST3 713) и 1016 мм (5ST3 714), которые предназначены для соединения однополюсных автоматических выключателей с одним БКП или БКС.
Рис. 3. Соединительные шины для автоматических выключателей длиной 214 мм для автоматических выключателей серий 5SY4 и 5SY7
На рисунке 3 обозначены соединительные шины для автоматических выключателей:
- 1 — одно-, двух-, трех- и четырехполюсные соответственно для одно-, двух-, трех- и четырехполюсных автоматических выключателей без БКП или БКС;
- 2- однополюсные для однополюсных автоматических выключателей с БКП или БКС и трехполюсные для однополюсных автоматических выключателей с БКП или БКС;
- 3 — двухполюсные для двухполюсных автоматических выключателей с БКП или БКС.
Номенклатура соединительных шин на примере продукции компании ABB.
Компания АББ производит также соединительные шины, с помощью которых осуществляют соединение УДТ (ВДТ, АВДТ) и автоматических выключателей.
Для ВДТ серии F 200 и АВДТ серии DS 200 применяют двух-, трех- и четырехполюсные соединительные шины – такие же, как для автоматических выключателей серии S 200. Компания АББ производит специальные трехполюсные соединительные шины сечением 10 мм 2 , которые позволяют соединять четырехполюсный ВДТ серии F 200 с одно- или трехполюсными автоматическими выключателями серии S 200, следующих типов: PS3/9Fl, PS3/10Fl, PS3/12Fl и PS3/57Fl, имеющих соответственно 9, 10, 12 и 57 штырьков. Например, с помощью трехполюсной соединительной шины типа PS3/12Fl (см. рисунок 4) можно соединить один четырехполюсный ВДТ с девятью однополюсными автоматическими выключателями или тремя трехполюсными автоматическими выключателями.
Рис. 4. Трехполюсная соединительная шина для ВДТ серии F 200
Читайте также: Как прописать датчики давления в шинах lexus lx570
С помощью трехполюсной соединительной шины типа PS3/12Fl H, имеющей 12 штырьков, можно соединить один четырехполюсный ВДТ серии F 200, на котором установлен один блок-контакт, с девятью однополюсными или тремя трехполюсными автоматическими выключателями серии S 200.
Для АВДТ серий DS 941, DS 951 и DS 971 компания АББ выпускает три модификаций соединительных шин, имеющих по 12 штырьков и сечение 10 мм 2 (рисунок 5): одно- и трехполюсные соединительные шины типов BS9 1/12 и BS9 3/12, имеющие изоляцию светло-серого цвета, а также соединительную шину типа BS9 1/12NA, имеющую изоляцию синего цвета и предназначенную для соединения коммутирующих нейтральных полюсов АВДТ.
Рис. 5. Трехполюсная соединительная шина для АВДТ серий DS 941, DS 951 и DS 971
Для автоматических выключателей серии S 200 компания АББ выпускает различные модификации медных одно-, двух-, трех- и четы-рехполюсных соединительных шин, имеющих сечение 10 и 16 мм 2 и длину от 35 до 1060 мм.
Соединительные шины сечением 10 мм 2 рассчитаны на длительное протекание электрического тока, приблизительно равного 63 А, а шины сечением 16 мм 2 – на протекание электрического тока, примерно равного 100 А.
Примеры соединительных шин длиной до 220 мм показаны на рис. 6–9, а в табл. 1 приведена их номенклатура.
Таблица 1. Номенклатура соединительных шин, имеющих длину до 220 мм, для автоматических выключателей серии S 200 Рис. 6. Однополюсные соединительные шины для автоматических выключателей серии S 200 Рис. 7. Двухполюсная соединительная шина для автоматических выключателей серии S 200 Рис. 8. Трехполюсные соединительные шины для автоматических выключателей серии S 200 Рис. 9. Четырёхполюсная соединительная шина для автоматических выключателей серии S 200
С помощью однополюсной соединительной шины, имеющей 12 штырьков, можно соединить между собой 12 однополюсных автоматических выключателя, с помощью двухполюсной соединительной шины – шесть двухполюсных автоматических выключателей, трехполюсной соединительной шиной – четыре трехполюсных автоматических выключателя, а четырехполюсной соединительной шины – три четырехполюсных автоматических выключателя.
Компания АББ производит также соединительные шины, имеющие меньшее число штырьков. Их используют для соединения между собой, например, двух, трех, четырех, шести или девяти однополюсных автоматических выключателей, двух или трех трехполюсных автоматических выключателей.
Соединительные шины, имеющие длину более 220 мм, например – около 1 000 мм (рис. 10), перед применением следует разрезать на части, длина которых зависит от условий монтажа низковольтного распределительного устройства. После разрезания торцы соединительных шин должны быть закрыты специальными торцевыми крышками, выполненными из изоляционного материала. Для однополюсных соединительных шин применяют торцевые крышки PS-END 0, для двух- и трехполюсных – PS-END, для четырёхполюсных – PS-END 1. В табл. 2 приведена номенклатура соединительных шин, имеющих длину около 1 000 мм.
Таблица 2. Номенклатура соединительных шин, имеющих длину около 1000 мм, для автоматических выключателей серии S 200 Рис. 10. Двух-, трех- и четырехполюсная соединительные шины длиной около 1000 мм для автоматических выключателей серии S 200
Компания АББ выпускает одно-, двух-, трех- и четырехполюсные соединительные шины, используемые для соединения между собой соответственно одно-, двух-, трех- и четырехполюсных автоматических выключателей, на которых установлено по одному блок-контакту. На рис. 11 представлены примеры таких шин, а в табл. 3 приведена их номенклатура.
Таблица 3. Номенклатура соединительных шин используемых для соединения автоматических выключателей серии S 200, на которых установлены блок-контакты Рис. 11. Двух- и трехполюсная соединительные шины длиной около 1000 мм для двух- и трехполюсных автоматических выключателей серии S 200, на которых установлены блок-контакты
Выпускают также трехполюсные соединительные шины для соединения между собой однополюсных автоматических выключателей, на которых установлено по одному блок-контакту (рис. 12). Эти шины имеют 39 штырьков и сечение 10 мм 2 (тип PS3/39H) и 16 мм 2 (тип PS3/39/16H).
Компания АББ выпускает четырехполюсные соединительные шины, используемые для соединения между собой двухполюсных автоматических выключателей серии S 200, имеющих один защищенный полюс и коммутирующий нейтральный полюс. Эти шины имеют 12 штырьков (тип PS4/12NA) или 58 штырьков (тип PS4/58N)
(рис. 13) и сечение 10 мм 2 . Соединительные шины сечением 16 мм 2 имеют 58 штырьков (тип PS4/58/16N и PS4/58/16NA).
Рис. 13. Четырехполюсная соединительная шина длиной около 1000 мм для двухполюсных автоматических выключателей серии S200, имеющих один защищенный полюс и коммутирующий нейтральный полюс
Для автоматических выключателей серии S 280 компания АББ выпускает однополюсные соединительные шины с 12 штырьками типа SZ-KS2/12 и с 56 штырьками типа SZ-KS2/56, которые предназначены для автоматических выключателей с номинальным током до 100 А. Выпускают также трехполюсные соединительные шины с 12 штырьками типа SZ-PSB11N и с 60 штырьками типа SZ-PSB12N, которые предназначены для автоматических выключателей с номинальным током до 80 А.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
🔥 Видео
Подключение автоматов гребёнкойСкачать
Как подключить двухполюсный АВТОМАТ.....Скачать
Как подключить фазу к группе автоматов с шиной (гребенкой).Скачать
Как подключить однофазный АВТОМАТСкачать
Как подключать автоматы и УЗО гребенкамиСкачать
Как СИП подключить к модульному автомату?Скачать
Как подключить однофазный Автомат.....Скачать
Самодельная гребенкаСкачать