Ещё не так давно система TPMS считалась атрибутом автомобиля очень высокого класса. Сейчас она встречается всё чаще и чаще, и, скорее всего, скоро наступит то время, когда эту систему заставят ставить на все новые автомобили наряду, например, с уже обязательной ABS. Во всяком случае в некоторых странах такое время уже наступило. Одним словом, пора уже разобраться, как эта штука работает, действительно ли её очень часто выводят из строя шиномонтажники и можно ли поставить её в автомобиль самостоятельно.
- На вкус и цвет…
- А если сам?
- Что сломалось?
- Шинная наука: как правильно смонтировать шину на диск
- Система контроля давления в шинах: удобно и просто полезно, но при выходе из строя может быть дорого
- Не просто удобно
- Прямо или косвенно
- Поставь себе TMPS сам
- Штатные системы: в чем может быть проблема?
- Обнаружить и назначить
- 💡 Видео
На вкус и цвет…
Все системы контроля давления в шинах можно разделить на два типа в зависимости от принципа их работы. Первый вариант – самый популярный. В таких системах используются датчики, которые стоят непосредственно в колёсах. Второй вариант встречается реже и, наверное, потихоньку уйдёт в прошлое. В нём нет отдельных датчиков, а работает он за счёт датчиков системы ABS. Разберёмся с обеими конструкциями чуть подробнее.
Как я уже сказал, в первом случае в каждом колесе стоит датчик, который может считывать давление внутри шины, а иногда и температуру. Эти датчики тоже бывают двух видов: первые стоят внутри колеса, вторые – снаружи. Обычно всё же встречаются внутренние, которые крепятся к вентилю. На сегодня это самая популярная система. Преимуществ у неё много: датчики внутри колеса работают надёжно, а сам вентиль служит антенной, которая передаёт сигнал с каждого колеса на свой блок. Сигнал от этих датчиков вполне уверенный, так что «глючит» такая система редко. Но есть у неё и недостатки.
Во-первых, эти датчики работают как передатчики, и им жизненно необходимы батарейки. Срок службы этих батареек разный, в среднем их хватает на пять-семь лет. А менять их нельзя. Любое, даже самое незначительное повреждение датчика чревато утечкой воздуха, так что теоретически они неразборные. Поэтому как только в нём садится батарейка, его нужно менять на новый.
Во-вторых, процесс замены довольно трудоёмкий. Необходимо снимать колесо, разбирать его, менять датчик, всё собирать обратно и балансировать.
Датчики, которые установлены снаружи, таких недостатков лишены. Их ставят вместо колпачков на вентилях, так что замена такого датчика – секундное дело. Но на этом их преимущества перед внутренними датчиками заканчиваются. Во-первых, что легко поставить, то легко и снять, и этим пользуются воришки. Во-вторых, эти датчики работают в агрессивной среде и выходят из строя быстрее внутренних. В-третьих, они мало влияют на балансировку (они легче, чем внутренние), но из-за того, что стоят на месте ещё более лёгких колпачков, могут на высокой скорости изменять положение вентиля. А это грозит травлением воздуха. Ну и, наконец, последнее. Принцип работы датчика таков, что он давит на золотник и запирает воздух в шине самим собой, а не золотником. И если датчик испортится, он начнёт пропускать воздух через себя. А это уже гарантированно спущенное колесо.
Система контроля давления в шинах, работающая с помощью датчиков ABS, далеко не так совершенна. Точнее, она вообще не совершенна. Само собой, даже самый дорогой датчик ABS понятия не имеет, какое там в шине давление. Поэтому система способна только отслеживать с помощью ABS скорость вращения каждого колеса и делать далеко идущие выводы.
Если колесо сильно спустит, его диаметр станет чуть меньше, крутиться оно будет чуть быстрее. И тогда система контроля давления начнёт подозревать, что что-то пошло не так. Но не всегда. На низкопрофильных шинах она может вообще не заметить, что воздух из шины убежал, а с шинами RunFlat она вообще толком не работает. И это ещё не всё самое плохое.
Хуже, что такая система считает проколом вообще любое затяжное изменение скорости вращения какого-то колеса. А такое происходит с машиной и в нормальной жизни. Например, при затяжном повороте, когда внешнее колесо проходит более длинную дугу и вращается быстрее внутреннего. В этом случае система контроля давления может подумать, что шина испустила дух и выдать на панели «ахтунг». Кстати, так как эта система давления физически не видит, то и показать она его не может и в случае чего только предупреждает, что давление упало. А вот предыдущая, с отдельными датчиками, способна показывать давление в каждом отдельном колесе.
У хорошей системы есть важная особенность: она может предупредить водителя о том, что колесо стало спускать на ходу. Если оно не дай бог стрельнет, водитель почувствует это и без всяких TPMS, а вот небольшой прокол он заметит не всегда. Мало того, на современных переднеприводных автомобилях можно вообще не заметить, как спустило заднее колесо, и дожевать на ходу шину диском. Вот в этих ситуациях и спасает TPMS.
А если сам?
Тяга к прекрасному у нас развита ненормально сильно, поэтому желание сделать свою машину чуть лучше есть почти у всех. Конечно, возникает вопрос и по поводу TPMS: нельзя ли вкорячить в свою машину нечто подобное? Можно. Но начнём с чего-то попроще.
В продаже встречается самый примитивный аналог такой системы – колпачки на вентили, которые меняют цвет в зависимости от давления в шине. Стоят они вообще копейки – в Интернете я нашёл их по 340 рублей за комплект из четырёх штук. Такую, с вашего позволения, «TPMS» ставить просто: открутил с ниппелей колпачки, накрутил эти чудо-устройства, и всё – счастье. Но не абсолютное.
Главный недостаток – это необходимость ходить вокруг машины и смотреть на цвет этих колпачков. Сидя внутри, да ещё и на ходу, ничего, конечно, понять невозможно. Так что, как ни крути, а это самый настоящий эрзац, и полноценную систему TPMS эти штуковины заменить не могут. К тому же они работают по принципу «нормально или нет» и показать значения давления не могут. Правда, есть особо продвинутые колпачки – трёхцветные. В них зелёный цвет обозначает норму, жёлтый – тревогу, красный – всё, приехали. Но в любом случае точность этих приспособлений очень низкая, и ориентироваться на них не стоит. Не знаю насчёт всех производителей, но пока идеальных изделий в природе не встречал. Может, конечно, они и существуют, но это не точно.
Читайте также: Yokohama модельный ряд летних шин
Другой недостаток «умных колпачков» – это их вес. На скорости они дают слишком большую нагрузку на вентиль, что чревато теми же самыми утечками воздуха из шины. И, наконец, они почти всегда намертво прикипают. Обычные пластиковые колпачки открутить намного проще, чем эти чудеса техники из алюминия или латуни. Кстати, эти два металла сами по себе образуют электрохимическую пару, поэтому при необходимости просто подкачать колесо такие датчики часто приходится просто срезать и выкидывать. Ладно, они хотя бы стоят копейки – не жалко.
Если хотите недорогого эксперимента, попробовать можно. Но всё же это даже близко не TPMS. А ведь при желании её всё-таки можно поставить. Почти что полноценную!
Почти полноценную – потому что экранчик всё равно придётся ставить отдельно. В комплектах, которые есть в продаже, всегда наличествует сам дисплей (в нём же – приёмник сигнала с датчиков) и набор датчиков. Датчики бывают разными: и внутренними – на вентилях, и внешними – на колпачках. В первом случае всё выглядит вообще по-взрослому – как штатная система TPMS, но с отдельным экраном. Судя по отзывам, некоторые такие системы работают прекрасно. Показания у них точные, надёжность вопросов не вызывает. Вот только цена кусается. Комплекты за три тысячи могут показать давление в шине, а могут – в жилом модуле МКС. Как повезёт. Более дорогие и от хорошего производителя работают намного точнее. Но и стоят они дороже – тысяч от пяти-шести и до пятнадцати.
Монтаж, как вы понимаете, несложный. Особенно с внешними датчиками-колпачками: накрутил их вместо штатных колпачков, прилепил в салоне экран и радуешься жизни. С внутренними надо повозиться: разбирать колёса и менять вентили.
С приёмниками-дисплеями есть тонкость: некоторые из них передают сигнал по радиоволнам и включаются просто в прикуриватель. Такие системы могут терять сигнал от любых помех.
Наиболее навороченные TPMS, предназначенные для самостоятельной установки, работают через блютуз и коннектятся со смартфоном. Схема рабочая и удобная, хотя и недешёвая.
Что сломалось?
Сама по себе система TPMS вполне надёжная и выходит из строя редко. Почти все причины отказа TPMS связаны с отсутствием сигнала от датчиков. В первую очередь виноваты севшие батарейки (как я говорил выше, обычно приходится менять не батарейки, а датчики целиком). Вторая причина молчания датчика – это его физическое повреждение. Есть мнение, что эти датчики очень легко уничтожить в шиномонтажной мастерской. Это одновременно и правда, и неправда. Посмотрите, как их может сломать криворукий шиномонтажник.
Видео:как подключить шинопроводСкачать
Шинная наука: как правильно смонтировать шину на диск
Автор: Пресс-служба компании «Дальнобой» Дата публикации: 8.08.2019 Категория: Комплектующие Рейтинг: 21 |
Прежде всего, обратите внимание на маркировку и надпись ROTATION со стрелкой, что указывает направление вращения шины вместе с рисунком протектора. Если вы заменяете старую шину на новую, рациональным решением будет замена и воздушного вентиля. Даже если воздушный вентиль работает и имеет нормальный внешний вид, все равно есть риск его поломки. Вентили считаются расходным материалом и требуют периодической замены. Все вентили, как и диски, соответствуют стандартам ETRTO, которые необходимо учитывать при выборе и установке.
Абсолютно все шины и диски, несмотря на высокоточное оборудование при их производстве, имеют сами по себе небольшую неоднородность, по сути, это граммы, внешне незаметны. Если сразу смонтировать шину на диск, она неизбежно будет вибрировать. Поэтому чтобы еще до монтажа шины уменьшить дисбаланс пары шина/диск. Для этого производители для облегчения работы шиномонтажника указывают самое легкое место на шине. Красная точка на боковине шины указывает на место наибольшего динамического радиуса. Эта точка присутствует не на всех шинах, а только на тех, которые поставляют для первичной комплектации автомобилей.
На ободе колесного диска с внешней стороны иногда тоже можно увидеть красную точку или углубление, которое указывает на место наименьшего динамического радиуса. При установке шин в оригинальной комплектации на конвейере, соединяют красную точку на шине с красной точкой или углублением на диске. Таким образом, корректируются взаимные динамические характеристики пары шина/диск.
При обычном шиномонтаже красная точка вам не понадобится, а вот на желтую стоит обратить внимание. И вот почему. Найдите на шине желтую или белую точку и проверьте, размещена ли она у вентиля. Если да, тогда ваши шины смонтированы правильно, если нет, шиномонтаж сделан с нарушениями. Желтой или белой точкой производитель обозначает самое легкое место на шине.
А вот самое тяжелое место на диске находится там, где расположен воздушный вентиль. Таким образом, за счет этой нехитрой процедуры – соединив самое легкое и тяжелое место в колесе еще на этапе монтажа – можно и нужно уменьшить дисбаланс. В дальнейшем это упростит процесс балансировки колеса в сборе. Далее следует уделить внимание «посадке» шины на обод колесного диска. При некачественной «посадке» может возникнуть эксцентриситет колеса в сборе.
Читайте также: Схема ручного насоса для накачки шин
Это значит, что ось вращения шины отличается от оси вращения диска более чем на допустимые 2 мм. Что приводит к дисбалансу, неравномерному износу шин и негативного влияния на ходовую. Статический дисбаланс возникает тогда, когда центр тяжести колеса смещается и колесо вибрирует вверх-вниз. При динамическом дисбалансе колесо «виляет» из стороны в сторону. Эту проблему решает балансировки пары шина/диск на стенде.
Установка колеса на ступицу
Во время эксплуатации элементы ступицы и диска изнашиваются и со временем при установке колеса могут возникать люфты. Выходом должны стать специальные центрирующие втулки, для того, чтобы точно установить колесо. Когда колесо устанавливают на автомобиль, оно работает вместе со ступицей, тормозным диском или барабаном. В этих деталях могут быть собственные дисбалансы. Эта проблема решается с помощью финиш-балансировки. Суть финишной балансировки заключается в том, что смонтированное колесо, устанавливают на ступицу, закрепляют и дальше балансируется все колесо в сборе.
Крепления колеса на ступице
Не все знают, но сила затяжки колесных гаек также регламентирована и зависит от размера резьбы, шпилек и формы гаек. Чтобы затянуты гайки с нормативной силой, в Дальнобое специалисты пользуются динамометрическим ключом. Если гайки закручивают «на глаз» есть все шансы получить одну из проблем:
• слабо затянутые гайки – это чревато откручиванием гаек во время движения груженого автомобиля;
• когда гайки перетянуты, повреждается резьба или появляется трещина в фланце диска. Кроме того, гайки должны точно соответствовать образу центровки и крепления на ступице. Затягивание гаек – заключительный этап шиномонтажа. Как видим, нюансов много и риск потерять ресурс шин начинается еще в момент установки шин. Большинство владельцев транспортных предприятий серьезно относятся к выбору и покупке шин. В то время как обслуживанию шин уделяется значительно меньшее внимание, хотя именно от профессионального и своевременного ухода зависит долговечность шин. Доверяйте ваши шины профессионалам и храните ваши шины, деньги и покой.
Видео:Как устанавливать асимметричные шины?Скачать
Система контроля давления в шинах: удобно и просто полезно, но при выходе из строя может быть дорого
Система контроля давления в шинах TPMS (tires pressure monitoring system) – функция не только удобная, но с некоторых пор для ряда рынков еще и обязательная, как ABS или ESP. Какие разновидности бывают, какие преимущества и недостатки они имеют и во что обойдутся отказы в их работе?
Видео:03. Основы устройства компьютера. Память и шина. [Универсальный программист]Скачать
Не просто удобно
Слегка приспущенная шина бьет по экономике: расход топлива растет, резина греется, изнашивается неравномерно и ускоренными темпами. Избежать этого позволяет периодическая (раз в неделю) проверка давления при помощи манометра.
Но давайте честно: кто-нибудь ее так часто проводит? В лучшем случае инструментальный контроль заменяется визуальным и тактильным: ткнул пальцем в боковину – вроде не мягкая, и ладно!
Сильное падение давления в колесе опытный автомобилист, возможно, и заметит – по внешнему виду или по поведению машины (боковому уводу). Но далеко не все так могут, да и шину может начать спускать прямо в движении. А последствия могут быть серьезными: ухудшается управляемость, возникает боковой увод, а при активных маневрах или при серьезном торможении колесо может разбортироваться – и все это чревато аварийными ситуациями.
Именно по этой причине установка TPMS на новые модели теперь обязательна на ряде рынков. А раз так, то скоро с этой системой столкнутся покупатели большинства свежих машин. Что же им следует знать?
Видео:Как и куда подсоединить четвертый провод в розетке в ванной. (уравнивание потенциалов).Скачать
Прямо или косвенно
Начнем с того, что по методу определения давления такие системы делятся на «прямые» и «косвенные».
Косвенное определение основывается на показателях датчиков скорости колес системы ABS. Логика такова: в случае падения давления колесо начинает вращаться быстрее, чем остальные. Если этот факт регистрируется, система выдает соответствующее сообщение. Преимущество систем такого типа – в низкой себестоимости: по сути, это лишь дополнительная программа, использующая и так существующие датчики ABS. Главный же недостаток заключается в низкой точности: в некоторых случаях возможно ложное срабатывание, а достоверное происходит при значительном падении давления. К тому же система обычно бессильна, если установлены шины RunFlat, сохраняющие форму за счет жестких боковин, даже когда колесо практически спущено.
Куда большей точностью и надежностью обладают системы прямого мониторинга, которые используют датчики давления и температуры. Последние бывают внешними (их надевают прямо на ниппель вместо колпачков) или внутренними (монтируются на диск изнутри и соединяются непосредственно с ниппелем). Внешние датчики обычно дешевле, а главное – их установка предельно проста. Чтобы поставить или заменить внутренние датчики, потребуется разбирать и затем собирать колесо, что увеличивает стоимость процедуры.
С другой стороны, внешние датчики могут похитить, они больше подвержены воздействию агрессивной среды. Внутренние датчики уязвимы разве что при неумелом демонтаже шины. Именно такой тип датчиков обычно используется в штатных системах. А вот внешние отлично подойдут для универсальных TMPS, предлагаемых в качестве аксессуаров.
Видео:Монтаж трековых светильников на натяжной потолокСкачать
Поставь себе TMPS сам
Да-да, если в вашем автомобиле такой системы нет, вы можете установить ее самостоятельно. Просто покупаете комплект, который в наших интернет-магазинах можно найти в пределах 100-200 рублей (с внешними датчиками дешевле, с внутренними дороже). В данном случае датчики сообщаются с блоком, который крепится на панель или вставляется в гнездо прикуривателя. На его ЖК-экран выводится информация о давлении (иногда и температуре) во всех четырех колесах. Некоторые системы позволяют выводить информацию на смартфон через Bluetooth.
Поскольку имеются различия по методу коммуникации между датчиками и блоком, типу датчиков, настройкам и выводу информации, а также качеству исполнения, перед покупкой изучите техническое описание и отзывы о выбранном варианте.
Видео:Датчики давления в шинах TPMS / Система прописывается САМА!Скачать
Штатные системы: в чем может быть проблема?
Но вернемся к заводским системам TMPS, которые все чаще можно увидеть не только на автомобилях премиум-марок, но уже и на представителях масс-сегмента. Они, кстати, могут различаться в плане точности работы и информативности: в одних случаях это просто сообщение о падении давления в одной из шин, в других на дисплей выводится информация обо всех колесах, включая их температуру.
Читайте также: Номенклатура шин для 1с
Надежность систем, как правило, очень высокая, а основные проблемы связаны с датчиками. Как мы уже сказали, их могут повредить при шиномонтаже. Есть вероятность выхода из строя самого датчика (например, нарушение подачи радиосигнала). Но есть и фактор возраста: срок службы батареи обычно варьируется в пределах 5-10 лет, при этом внутренние датчики, как правило, неразборные, то есть при разряде батареи меняется датчик целиком.
И тут возникает вопрос о цене вопроса. Оригинальный датчик может стоить порядка 100-250 руб., поэтому у владельца есть несколько вариантов решения: покупка оригинального, но б/у датчика (в среднем 40-70 руб. для массовых моделей) или покупка универсального датчика от Bosch, Launch, Autel и т.д.(стоимостью порядка 60-100 руб.).
При этом стоит учитывать, что по части радиосигнала системы бывают двух стандартов – частотой 315 и 433 МГц. Некоторые датчики поддерживают оба стандарта, некоторые – только один, поэтому важно точно понимать, подойдет ли найденный вариант вашему автомобилю. А еще нельзя просто так взять и заменить датчик – его ID придется прописывать, в среднем эта услуга стоит 10 рублей. Бывает, из строя выходит сам вентиль. Если возможна его замена, то новая деталь обойдется в 15-20 руб., ремкомплект будет чуть дешевле. Но добавьте стоимость демонтажа/монтажа шины и ремонта датчика – итоговая цена решения вопроса может неприятно удивить.
Может, просто «забить» и ездить с неработающим датчиком? В этом случае как минимум будет постоянно выводиться сообщение о падении давления в одном из колес. В некоторых моделях сообщение это довольно назойливое, также при дальнейшем продолжении движения могут появляться новые сообщения об ошибках. При этом просто отключить TMPS при помощи пользовательского меню далеко не всегда возможно, придется использовать диагностическое оборудование. Опять же вы лишаетесь полезной функции.
Правда, есть еще вот какая проблема. Допустим, вы пробили колесо и установили «запаску», в которой нет датчика. Система, скорее всего, тоже будет паниковать. А если вы покупаете зимний комплект с дисками и шинами? Его тоже неплохо бы оснастить датчиками, которые придется прописывать.
Видео:7 видов систем привязки датчиков давления шин. Кому не повезло? Что может сломаться?Скачать
Обнаружить и назначить
Собственно говоря, это как раз тот случай: владелец свежего кроссовера купил зимние шины и хочет смонтировать их на отдельные диски. А чтобы система TMPS продолжала работать, готов разориться на комплект универсальных внутренних датчиков (250 руб.) и приехал к специалистам, чтобы их прописать. Нам как раз удалось застать этот процесс.
«Есть системы, в которых можно по их же протоколу создать другие ID – и это особых сложностей не вызовет: машина поехала, «увидела» новые датчики – и никаких проблем. Но это редкость. Поэтому проще сделать иначе: узнать ID существующих датчиков и назначить их второму комплекту», – объясняет представитель дистрибьютора Launch в РБ «ТД Гранд-Сервис Групп» Дмитрий Александров.
Для начала нужно опросить датчик – для этого диагностический прибор подносится прямо к нему. Правда, автоматически связь не налаживается: надо ввести марку и модель автомобиля. Есть контакт! Датчик обнаружен, его ID виден – и он копируется для дублера.
Несколько минут – и эта процедура повторена для всех колес. Теперь владелец автомобиля заберет прописанные датчики, их установят на шиномонтаже на зимний комплект. Главное, чтобы их поставили на те колеса, для которых они прописаны (переднее правое, переднее левое и т.д.). Неужели принципиально? «На некоторых моделях может быть», – говорят специалисты.
А если говорим про отказ одного датчика и его замену на новый – как быть?
– Если он еще может давать информацию, то связываемся с ним, узнаем ID, дублируем его для нового датчика – вот как сейчас мы это сделали. Если он не отвечает, вышел из строя полностью, то опрашиваются все остальные датчики – мы видим три ID. Затем подключаемся к машине и видим все четыре номера – методом исключения определяем, какой из них принадлежит неработающему датчику. И назначаем его для новой детали, – объясняет Дмитрий.
– А если по какой-то причине нельзя присвоить новым датчикам действующие ID?
– В крайнем случае по протоколу системы интегрируешь номера датчиков и при помощи сканера назначаешь их для штатной системы. Но здесь уже потребуется диагностическое оборудование. Ведь одно дело опросить старый датчик и прописать новый, и другое – войти в систему TPMS автомобиля, чтобы войти в блок управления и внести новый ID.
Собственно от вида проблемы и способа ее решения зависит и то, кто сможет этим заняться. Дилеры готовы работать с оригинальными компонентами, независимые СТО – с любыми, если позволяет оборудование (специальные сканеры для работы с датчиками стоят от 450 руб. и выше, так что их покупка должна быть оправдана работой в этом направлении). Но по факту продавать и прописывать датчики сейчас готовы и крупные шиномонтажные мастерские, тем более что на коммерческой технике и дорогих легковых моделях TPMS применяется уже достаточно давно. Ну а с увеличением числа свежих машин, где эта система стоит уже по умолчанию, ее диагностика и обслуживание и вовсе не должны вызывать проблем.
«Обуй» по сезону! Зимние шины в базе объявлений Автобизнеса
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
💡 Видео
Всё о датчиках давления TPMS: ремонт, доустановка в GLE.Скачать
ЗАМЕНА ГРУШИ В ГИДРОАККУМУЛЯТОРЕ. Правильное давление в расширительном баке, гидробаке, гидрофореСкачать
У ВАС НЕПРАВИЛЬНОЕ ДАВЛЕНИЕ В ШИНАХ! ТОП-7 дорогих ошибок при проверке давления в шинах!Скачать
Главный недостаток системы заземления ТТ. Опыт на стендеСкачать
ЗАЗЕМЛЕНИЕ - ТАКОЕ НЕ ПОКАЖУТ В ВУЗАХ. Рассказываю как работает и чем отличается. #TN #TT #IT #ОмСкачать
Китайские датчики давления шин. Установка за 5мин. Опыт использования.Скачать
МЭ(МЕ) Шина импорта и экспорта в Applied Energistics 2 - майнкрафт 1.7.10Скачать
Как понять, когда протектор износился и шины пора менятьСкачать
Бескамерная резина. Зачем нужна и как поставить.Скачать
Установка нулевой шиныСкачать
Как подключить сигнализацию с автозапуском / ВИДЕО СХЕМАСкачать
Как установить шину и цепь на бензопилу правильноСкачать
Почему чаще отгорает ноль, а не фаза? #энерголикбезСкачать