Во многих частных домах застройщики предпочитают использовать модульное оборудование для электромонтажа. С ним можно более точно настроить подачу и распределение электроэнергии, с учетом потребностей всех членов семьи. Однако для установки модульных устройств в щитах понадобится соединительная шина.
Как же правильно выбрать подходящее устройство для автоматов дома и на что следует обратить внимание? Ответы на данные вопросы вы узнаете из этой статьи.
- Какую соединительную шину лучше выбрать для дома?
- Виды соединительных шин для электропроводки дома
- Соединительные шины. Производители и цены
- Пример выбора жестких шин 10 кВ
- 1. Выбор шин по длительно допустимому току
- 2. Проверка шин на термическую устойчивость
- 3. Проверка шин на электродинамическую устойчивость
- 📹 Видео
Видео:Как выбрать шины | Учимся правильно выбирать шины | Как определить усиленную боковину шиныСкачать
Какую соединительную шину лучше выбрать для дома?
Без соединительной шины сложно представить любой современный электрощит. Благодаря ей можно компактно и просто разместить различные модульных устройства в распределительном щитке. Нам больше не придется путаться в пучках проводов, с шиной значительно проще монтировать провода и, при необходимости, делать ремонт проводки.
Тем не менее, если вы поставили цель правильно организовать содержимое распределительного щита, следует приобрести соединительную шину, адаптированную к вашей электросети. Выбирая данное оборудование, обратите внимание на следующие параметры:
- Количество фаз — 1-фазная соединительная шина позволяет «обрабатывать» только однофазные электрические сети. Нетрудно догадаться, что с таким оборудованием наши возможности сильно ограничены. Поэтому, если вы планируете обеспечить эффективную передачу энергии устройствам, работающим в трех фазах, вам потребуется соответствующая трехфазная шина коммутации. Обратите особое внимание на этот параметр, потому что возможная ошибка при выборе шины может свести на нет эффективность всей электрической системы дома. Некоторые магазины вместо фаз пишут количество полюсов, так что будьте внимательны;
- Сечение и длина — это параметры, которые важны в процессе сборки шины, но они также отражаются на функциональности устройства, связанного с количеством модулей и устройств, которые могут быть подключены. Первое значение обычно дается в квадратных миллиметрах — соединительные шины немного меньшего размера обычно характеризуются поперечным сечением 10 мм2, хотя в магазинах вы также найдете товары с большим поперечным сечением, например, 16 мм2. Что касается длины, то она может любой, некоторые шины на 12 устройств могут достигать в длину до 1 метра;
- Количество устройств — как вы можете легко догадаться, это значение говорит нам, сколько устройств может быть подключено к одной шине. Самые дешевые продукты позволяют работать примерно с тремя устройствами, но вы сможете без проблем найти соединительные шины для 8, 12 и более устройств. Все зависит от размера щита и количества устройств, которые планируется подключить к шине;
- Номинальный длительный ток (Iu) — этот параметр информирует нас о том, с каким током наша шина сможет нормально функционировать. Превышение этого уровня приведет к повреждению изделия. Вот почему важно проверить, с каким максимальным номинальным током может работать интересующая вас шина. Эти параметры могут быть разными — в небольших электросетях достаточно 32А, но часто необходимо приобрести оборудование мощностью на 60А, 100А, 160А и даже более;
- Максимальное номинальное рабочее напряжение (Ue) — как и в случае номинального тока, здесь также необходимо обратить внимание на максимальное значение параметра. Обычно он находится в диапазоне 500-800В;
- Изоляция и ее прочность — не все соединительные шины оснащены отдельной изоляцией, но если вы планируете купить именно такое оборудование, обратите внимание на его прочность (Ui), которая должна составлять как минимум 2,5 кВ;
- Соответствие стандартам — каждая сборная шина должна соответствовать действующим международным стандартам и российским стандартам ГОСТ, которые являются гарантией надежной работы и безопасности использования. При выборе изделия обязательно обратите внимание на соответствующую маркировку;
- Класс воспламеняемости — параметр, важный по соображениям безопасности. Соединительная шина для электросети должна иметь класс V-0, который связан с так называемой вертикальной воспламеняемостью. Это значит, что образующееся пламя затухает менее чем за 10 секунд, в то время как материал, из которого изготовлена шина, не плавится и не капает на другие части проводки;
- Количество рядов — для подключения большого количества предохранителей необходимо иметь многорядные шины — обычно с двумя или тремя рядами;
- Количество модулей — на рынке вы можете найти как короткие соединительные шины, оснащенные 4 модулями, так и оборудование, разработанное для продвинутых электрических установок, которые могут иметь до 54 и более модулей. Они чаще всего используются в промышленности;
- Степень защиты — это еще один важный параметр, обусловленный безопасностью использования электрической системы. Изделие должно, как минимум, иметь степень защиты IP20, что означает защиту от доступа к опасным частям пальцем и от твердых предметов диаметром 12,5 мм;
- Материалы — соединительные шины хорошего качества изготовлены из прочного искусственного материала и меди, что защищает изделие от механических повреждений и даже коррозии.
Читайте также: Какое нужно давление в шинах для дрифта
Видео:Ширина шины: какая лучше? Простой способ выбратьСкачать
Виды соединительных шин для электропроводки дома
Если вы хотите подобрать подходящую соединительную шину для проводки своего дома, одних знаний параметров будет недостаточно. Следует также разбираться в типах этих устройств. Соединительные шины отличаются с точки зрения конструкции, распределения контактов, а также применения в выбранных условиях. Например:
- Гребенчатая проволочная шина — используется для горизонтального и вертикального соединения выключателей остаточного тока и максимального тока. На рынке можно найти устройства с 1-м, 2-мя, 3-мя и даже четырьмя полюсами. Следует отметить, что этот тип соединительных шин также существует в двух- и трехрядном исполнении, а также в виде штифтов — они отличаются возможностью простым и быстрым монтажом и усиленной конструкцией;
- Терминальные шины — это особые вилочные соединения, которые обычно изготавливаются из меди. Их устанавливают с разветвленным подключением к главной цепи. Этот тип шин может продаваться в одно-, двух- и трехфазной форме — когда речь идет о количестве модулей, продукт продается в короткой модели (от 4 до 12 модулей) и длинной (количество модулей часто превышает 50). Лопастные шины обычно имеют защитное изоляционное покрытие, поэтому их можно успешно использовать как часть электроустановки в быту, а также в промышленности или даже в строительстве;
- Стержневые шины — в них контакты имеют форму палочек (по форме напоминающих стержни), у этих типов соединительных шин, обычно, предусмотрено большое количество модулей, они также относительно длинные. Вот почему их часто применяют в промышленности, металлургии и строительстве. Сращивание штифтов присутствует на рынке в вертикальном, горизонтальном, одиночном и нескольких рядах, а также имеет несколько фаз. Имейте ввиду, что некоторые модели не подходят для работы с устройствами, имеющими дополнительные контакты и тип дорожек.
Видео:Жёсткость шины и высота профиля. Размеры шин. Как выбрать.Скачать
Соединительные шины. Производители и цены
Из производителей, поставляющих соединительные шины на российский рынок, рекомендуем обратить внимание на продукцию таких компаний, как Legrand, Eaton, Hager Polo и Schneider Electric. Оборудование от данных производителей отличается универсальными креплениями и размерами, и его можно использовать не только в промышленных условиях, но и в быту.
Что касается стоимости соединительных шин, то она зависит, в первую очередь, от их функционала. Самые короткие двухфазные шины будут стоить всего 500 рублей, цена соединительных шин с одной фазой еще меньше — 100-200 рублей. Самыми дорогими являются устройства, поддерживающие три фазы — такие шины продаются по ценам не меньше 1500 рублей.
Не забудьте добавить сайт Недвио в Закладки. Рассказываем о строительстве, ремонте, загородной недвижимости интересно, с пользой и понятным языком.
Видео:Выбор шин, все, что нужно знать о резинеСкачать
Пример выбора жестких шин 10 кВ
Для питания ЗРУ-10 кВ требуется выбрать и проверить сечение сборных шин 10 кВ от силового трансформатора мощностью 16 МВА.
- Максимальный трехфазный ток КЗ на шинах 10 кВ – Iк.з = 9,8 кА;
- Силовой трансформаторов типа ТДН-16000/110-У1 загружен на 60%.
Читайте также: Шины для лада xray cross
Согласно ПУЭ 7-издание п.1.3.28 проверку по экономической целесообразности не выполняют, поэтому выбор шин будет выполняться только по длительно допустимому току (ПУЭ 7-издание п.1.3.9 и п.1.3.22).
Проверку шин производят на термическую и электродинамическую стойкость к КЗ (ПУЭ 7-издание п.1.4.5).
Видео:Как выбрать летнюю резину | Летние шины 2021 | Маркировка шинСкачать
1. Выбор шин по длительно допустимому току
Выбор шин по длительно допустимому току (по нагреву) учитывают не только нормальные, но и послеаварийные режимы, а также режимы в период ремонтов и возможного неравномерного распределения токов между секциями шин [Л2, с.220].
1.1 Определяем ток нормального режима, когда трансформатор загружен на 60%:
- Sн.тр-ра = 16000 кВА – номинальная мощность трансформатора ТДН-16000/110-У1;
- Uн.=10,5 кВ – номинальное напряжение сети;
1.2. Определяем максимальный рабочий ток, когда один из трансформаторов перегружен на 1,4 от номинальной мощности (утяжеленный режим):
По таблице 1.3.31 (ПУЭ 7-издание) определяем допустимый ток для однополосных алюминиевых шин прямоугольного сечения 80х8 мм с допустимым током Iдоп.о = 1320 А.
1.3. Определяем длительно допустимый ток для прямоугольных шин сечением 80х8 мм с учетом поправочных коэффициентов по формуле 9.11 [Л1, с.170]:
Iдоп.о =1320 А –длительно допустимый ток полосы при температуре шины θш = 70 °С, температуре окружающей среды θо.с = 25 °С и расположения шин вертикально (на ребро), определяемый по таблице 1.3.31 (ПУЭ 7-издание);
k1 — поправочный коэффициент при расположении шин горизонтально (плашмя), согласно ПУЭ 7-издание п. 1.3.23, должны быть уменьшены на 5% для шин с шириной полос до 60 мм и на 8% для шин с шириной полос более 60 мм. Принимаем k1 = 0,92 (так как шины будут расположены плашмя).
k2 – поправочный коэффициент для шин при температуре окружающей среды (воздуха) θо.с отличной от 25 °С, определяемый по ПУЭ 7-издание таблица 1.3.3. Принимаем k3 = 0,94 с учетом, что среднеемесячная температура наиболее жаркого месяца равна +30 °С.
Принимаем сечение шин 80х10 мм, с допустимым током Iдоп.о =1480 А.
1.4. Определяем длительно допустимый ток для прямоугольных шин сечением 80х10 мм с учетом поправочных коэффициентов по формуле 9.11 [Л1, с.170]:
Принимаем шины марки АД31Т1 сечением 80х10 мм.
Видео:ТИХИЕ ШИНЫ ЭТОГО НЕ ЗНАЮТ БОЛЬШИНСТВО АВТОМОБИЛИСТОВСкачать
2. Проверка шин на термическую устойчивость
2.1. Определяем тепловой импульс, который выделяется при токе короткого замыкания по выражению 3.85 [Л2, с.190]:
- Iп.0 = 9,8 кА – начальное действующее значение тока КЗ на шинах 10 кВ.
- Та – постоянная времени затухания апериодической составляющей тока короткого замыкания. Для ориентировочных расчетов значение Та определяем по таблице 3.8 [Л2, с.150]. Для трансформатора мощность 16 МВА, принимаем Та = 0,04. Если же вы хотите более точно рассчитать значение Та, можете воспользоваться формулами, представленными в пункте 6.1.4 ГОСТ Р 52736-2007.
2.1.1. Определяем полное время отключения КЗ по выражению 3.88 [Л2, с.191] и согласно пункта 4.1.5 ГОСТ Р 52736-2007:
tоткл.= tр.з.+ tо.в=0,1+0,07=0,18 сек.
- tр.з. – время действия основной защиты трансформатора, равное 0,1 сек (АПВ – не предусмотрено).
- tо.в – полное время отключения выключателя выбирается из каталога, равное 0,07 сек.
2.2. Определяем минимальное сечение шин по термической стойкости при КЗ по выражению 3.90 [Л2, с.191]:
где: С – функция, значения которой приведены в таблице 3.14. Для алюминиевых шин С = 91.
Как мы видим ранее принята алюминиевая шина сечением 80х10 мм – термически устойчива.
Видео:Как выбрать шины? | Что надо знать при покупкеСкачать
3. Проверка шин на электродинамическую устойчивость
- Ударный ток трехфазного КЗ на шинах 10 кВ — iуд = 24,5 кА;
- Шины выполнены из алюминиевого сплава марки АД31Т1 сечением 80х10 мм, расположены горизонтально в одной плоскости (плашмя) и имеют восемь пролетов.
- Длина пролета — l = 0,9 м;
- Расстояние между осями проводников — а= 0,27 м (расположение шин см.рис. 2а ГОСТ Р 52736-2007);
- Толщина шины — b = 10 мм = 0,01 м;
- Высота шины — h = 80 мм = 0,08 м;
Читайте также: Что нового у чарли шина
3.1. Определяем момент инерции J и момент сопротивления W по расчетным формулам согласно таблицы 4 ГОСТ Р 52736-2007:
3.2. Определяем частоту собственных колебаний для алюминиевой шины по выражению 4.18 [Л2, с.221]:
где: S = 800 мм 2 = 8 см 4 – поперечное сечение шины 80х10 мм.
Если же у вас медные шины, то частоту собственных колебаний определяют по выражению 4.19 [Л2, с.221]:
В случае, если частота собственных колебаний больше 200 Гц, то механический резонанс не возникает. Если f0 200 Гц, поэтому расчет можно вести без учета колебательного процесса в шинной конструкции [Л2, с.221].
3.3. Определяем наибольшее удельное усилие при трехфазном КЗ по выражению 3.74 [Л2, с.221]:
- а = 0,27 м — расстояние между осями проводников (фазами), м;
- iуд. = 24,5*103 А – ударный ток трехфазного КЗ, А;
- Если расстояние между фазами а > 2*(b+h) > 2*(0,01+0,08); а = 0,27 м > 0,18 м, то в этом случае коэффициент формы kф = 1,0 [Л2, с.221];
3.4. Определяем максимальную силу, действующую на шинную конструкцию при трехфазном КЗ, данное значение нам понадобиться для проверки опорных изоляторов на механическую прочность [Л2, с.227]:
- l = 0,9 м – длина пролета, м;
- kп – поправочный коэффициент на высоту шины, если она расположена на ребро см. рис.4.8. В данном примере шины расположены горизонтально (плашмя), поэтому kп = 1,0:
где: Hиз. – высота изолятора.
Дальнейший расчет шинной конструкции в части выбора опорных изоляторов представлен в статье: «Выбор опорных изоляторов для шинного моста 10 кВ».
3.5. Определяем максимальное напряжение в шинах при трехфазном КЗ, возникающее при воздействии изгибающего момента по выражению 4.20 [Л2, с.222]:
- l = 0,9 м – длина пролета, м;
- W = 10,7 см 3 – момент сопротивления поперечного сечения шины, определенный ранее.
3.6. Сравниваем полученное максимальное напряжение в шинах σрасч. = 2,91 МПа с допустимым напряжением материала σдоп. = 137 МПа из таблицы 3 ГОСТ Р 52736-2008.
Обращаю ваше внимание, что сравнивается максимальное напряжение в шинах с допустимым напряжением в материале жестких шин, а не с допустимым напряжением в области сварного соединения, согласно ГОСТ Р 52736-2008 пункт 5.3.1 и ПУЭ 7-издание пункт 1.4.15.
Как видно из результатов расчетов σрасч. = 2,91 МПа Вывод:
Выбранные шины марки АД31Т1 сечением 80х10 мм удовлетворяют условию электродинамической стойкости, с длиной пролета l = 0,9 м.
- Справочник по электроснабжению и электрооборудованию. Том I. А.А. Федоров, 1986 г.
- Электрооборудование станций и подстанций. Второе издание. Л.Д. Рожкова, В.С. Козулин. 1980 г.
- ГОСТ Р 52736-2008 – Методы расчета электродинамического и термического действия тока короткого замыкания.
Поделиться в социальных сетях
Если вы нашли ответ на свой вопрос и у вас есть желание отблагодарить автора статьи за его труд, можете воспользоваться платформой для перевода средств «WebMoney Funding» и «PayPal» .
Данный проект поддерживается и развивается исключительно на средства от добровольных пожертвований.
Проявив лояльность к сайту, Вы можете перечислить любую сумму денег, тем самым вы поможете улучшить данный сайт, повысить регулярность появления новых интересных статей и оплатить регулярные расходы, такие как: оплата хостинга, доменного имени, SSL-сертификата, зарплата нашим авторам.
В данной статье будет рассматриваться выбор кабеля (провода) по нагреву при повторно-кратковременном.
В данном примере нужно выбрать сечение гибких шин для питания ЗРУ-10 кВ от силового трансформатора типа.
В данной статье будет рассматриваться пример расчета реактивной мощности воздушной линии напряжением 10.
Требуется определить потери активной и реактивной мощности в автотрансформаторе типа АТДЦТН-125000/220/110.
Требуется определить относительную величину потери напряжения автотрансформатора типа АТДЦТН-125000/220/110.
Отправляя сообщение, Вы разрешаете сбор и обработку персональных данных.
Политика конфиденциальности.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
📹 Видео
Главные ошибки при выборе летних шин | Как правильно выбрать летние шиныСкачать
Как выбрать покрышки для велосипедаСкачать
Как выбрать тихую резину на лето?Скачать
ПОДОБРАТЬ ДИСК К ШИНЕ И НАОБОРОТ! РАЗМЕР КОЛЁС 2018-2020..Скачать
5 ошибок ПРИ ПОКУПКЕ летней резиныСкачать
ШИРИНА ШИНЫ, КАК ПОДОБРАТЬ ШИНЫ ПО ШИРИНЕ ДИСКА?Скачать
Как правильно подобрать шиныСкачать
Как выбрать шины на спецтехнику? [Что нужно знать?]Скачать
Шины! Как Выбрать!Скачать
Как выбрать колеса? Маркировка шин и дисковСкачать
ТИХИЕ ШИНЫ - ПОСМОТРИ ПЕРЕД ПОКУПКОЙСкачать
Как и какую выбрать резину на лето? | Новые или б/у шины | Советы экспертаСкачать
Вот вам и китайская резинаСкачать