Как вытащить поршень из тормозного цилиндра луаз

Авто помощник

Инструмент и приспособления: ключ 13, отвертка 150X0,5, отвертка специальная, щипцы для стопорных колец, проволока медная 00,5 мм, емкость для рабочей жидкости, ванна для мойки деталей, волосяная щетка, пистолет для обдува деталей сжатым воздухом, измерительный инструмент.

1. Разборка главного тормозного цилиндра

1.1. Снять с корпуса бачка 14 (рис. 199) крышку 16 и сетку 15.

1.2. Вывернуть штуцер 12, снять корпус бачка 14 и прокладку 13 (отвертка специальная)’:

1.3. Ослабить гайку 23, свинтить с толкателя 21 вилку 24, гайку 23 и снять защитный колпак 22 (ключ 13).

1.4. Снять стопорное кольцо 20 (щипцы для стопорных колец).

1.5. Вынуть из корпуса 1 цилиндра упорную шайбу 19, толкатель 21, поршень 2 с наружной манжетой 18, клапан 3, внутреннюю манжету 4, пружину 5 с держателем 17, клапан 6 в сборе с обоймой 7 и упорное кольцо 8 клапана.

1.6. Промыть детали главного тормозного цилиндра рабочей жидкостью и обдуть сжатым воздухом (ванна для мойки деталей, волосяная щетка, пистолет для обдува деталей сжатым воздухом).

Запрещается протирать детали ветошью и промывать другими моющими средствами.

1.7. Проверить техническое состояние деталей (измерительный инструмент).

2. Технические условия на контроль, сортировку и ремонт деталей главного тормозного цилиндра

2.1. Корпус главного цилиндра (рис. 200)

риски или задиры на рабочей поверхности;

смятие или срыв резьбы более двух витков;

Смятие или срыв резьбы не более двух витков устранить прогонкой.

2.2. Поршень главного цилиндра

риски или задиры на рабочей поверхности;

износ рабочей поверхности.

Риски или задиры устранить полированием поверхности.

износ сферической поверхности;

срыв или смятие резьбы более двух витков.

Погнутость толкателя устранить правкой. Срыв или смятие резьбы не более двух витков устранить прогонкой, более двух витков — наплавкой с последующим нарезанием резьбы.

2.4. Наружная и внутренняя манжеты

Не допускаются следы износа, повреждения, разбухание.

При течи тормозной жидкости из-под защитного колпака манжеты подлежат замене.

Как вытащить поршень из тормозного цилиндра луаз

Рис. 199. Главный цилиндр тормоза:
1 — корпус; 2— поршень; 3—клапан поршня; 4 — внутренняя манжета поршня; 5 — пружина; 6 — клапан цилиндра; 7 — обойма клапана цилиндра; 8 — упорное кольцо клапана; 9 — прокладка штуцера; 10— штуцер цилиндра; 11 — пробка; 12 — штуцер бачка; 13 — прокладка штуцера бачка; 14 — бачок; 15 — сетка бачка; 16 — крышка бачка; 17 — держатель пружины; 18 — наружная манжета поршня; 19 — упорная шайба; 20 — стопорное кольцо; 21 — толкатель; 22 — защитный колпак; 23—гайка; 24 — вилка толкателя; 25 — шпилька; А — компенсационное отверстие

Рис. 200. Корпус главного цилиндра

3. Сборка главного тормозного цилиндра

Перед сборкой тщательно очистить детали тормозного цилиндра от мельчайших песчинок и промыть рабочей жидкостью.

3.1. Смазать детали главного тормозного цилиндра рабочей жидкостью (емкость для рабочей жидкости).

3.2. Надеть на поршень 2 (рис. 199) наружную манжету 18 плоской стороной к заднему торцу поршня (отвертка 150×0,5).

3.3. Установить в цилиндр последовательно упорное кольцо 8, обойму 7 в сборе с клапаном 6, пружину 5 в сборе с держателем 17, внутреннюю манжету 4, клапан 3 поршня, поршень 2 с наружной манжетой 18, толкатель 21, упорную шайбу 19 и стопорное кольцо 20 (щипцы для стопорных колец).

3.4. Нажать на поршень 2 толкателем 21.

Поршень должен возвращаться под действием

пружины 5 до упора в упорную шайбу 19. При этом зазор между поршнем 2.и толкателем 21 должен быть

3.5. Проверить с помощью мягкой проволоки, не закрыто ли компенсационное отверстие А корпуса 1 цилиндра краем внутренней манжеты 4 (медная проволока 0 0,5 мм).

Примечание. При закрытом компенсационном отверстии А разобрать главный тормозной цилиндр, выяснить причину перекрытия отверстия и устранить ее.

3.6. Установить прокладку 13, бачок 14 и ввернуть штуцер 12 (отвертка специальная).

3.7. Установить сетку 15 и навернуть крышку 16 бачка.
3.8. Установить на цилиндр защитный колпак 22 навернуть гайку 23 и вилку 24 (ключ 13).

Видео:Замена тормозных цилиндров ЛУАЗСкачать

Замена тормозных цилиндров ЛУАЗ

ПРИ ЗАМЕНЕ КОЛОДОК ОБНАРУЖИЛ ЗАКЛИНИВШИЙ ПОРШЕНЬ. Рассказываю, что делал.

Заменить тормозные колодки нужно было ещё давно, но я решил заменить их когда уже стал появляться неприятный скрежет при торможении. Так как дело было в командировке, я купил днём новые колодки, а замену отложил на вечер, перед ранней поездкой обратно.

Итак, приступил к привычной и достаточно простой процедуре по замене колодок на старенькой «двенашке». Быстренько снял колесо, располовинил суппорт, вытащил остатки колодок (фрикционных накладок уже не было), осталось вдавить тормозной цилиндр в начальное положение.

И вот на этом моменте, весь процесс остановился. Заклинил поршень в максимальном положении и не хотел возвращаться на своё место. Так как колодки были изношены меньше «минимума» поршень имел очень маленький ход, можно сказать не двигался в цилиндре и там естественно всё начало ржаветь и закисать.

В таких ситуациях нужно разбирать суппорт, всё зачищать, смазывать и тд. Ну или менять. Но так как это был уже достаточно поздний вечер, отсутствие времени, смазок и прочего, я решил применить так сказать дедовский способ (экстренный).

В багажнике нашёл вд40 с трубочкой прикреплённой к баллончику. Аккуратно поддев и приподняв маленькой отвёрткой пыльник (манжету) поршня, влил с помощью той самой трубочки «вдшку» пока она не начала вытекать обратно. Вытащил отвёртку и оставил «откисать» примерно на час.

Вернувшись, я снова приподнял пыльник и проделал ту же процедуру, только теперь оттуда вытекала «ржавая жидкость».

Попробовал снова вдавить поршень и он с лёгкостью встал на своё место.

Естественно такое решение проблемы не совсем правильное и нужно делать полную профилактику, но тем не менее как временная мера это действует. Да, кстати это не инструкция и не руководство, просто рассказал как я решил этот вопрос с заклинившим поршнем.

Видео:Как вытащить поршень из тормозного цилиндра? Москвич 408/412, барабанные тормоза по кругуСкачать

Как вытащить поршень из тормозного цилиндра? Москвич 408/412, барабанные тормоза по кругу

Как извлечь поршень из суппорта

Появилась проблема в виде плохих тормозов, решил снять суппорта что бы почистить и смазать цилиндры и поршни. Покопавшись в интернетах нашел несколько способов.

Разобрал суппорт и залил ВД

Как вытащить поршень из тормозного цилиндра луаз

Собрал, и собственно сам способ заключается в шприце для смазки, стоит около 600 деревянных

Как вытащить поршень из тормозного цилиндра луаз

Через тормозной шланг я присоединил шприц к суппорту и после нескольких прокачек поршень начал выходить

Как вытащить поршень из тормозного цилиндра луаз

Далее зафиксировав струбциной поршень, качал пока не вылез второй

Как вытащить поршень из тормозного цилиндра луаз

Как вытащить поршень из тормозного цилиндра луаз

И повторил процедуру со второй парой поршней, затем с помощью молотка, отвёртки и какой-то матери, выбил поршни через отверстия для тормозных шлангов, к сожалению фото не сделал

Единственный минус это отмыть суппорт от солидола, хорошо помог очиститель для карбюратора

Как вытащить поршень из тормозного цилиндра луаз

Надеюсь кому-нибудь помог) мой первый пост, судите строго, кидайте тапками. Спасибо за внимание)

Как вытащить поршень из тормозного цилиндра луаз

Если стояла задача достать поршни-не проще ли было бы все эти манипуляции выполнять не шприцем, а педалью тормоза? Или я чего-то не понимаю? Или они были заклинены?

Нда. Ладно. Но я так делать не буду.

Ну, если это 2140 то норм. Детей только не катай. Не порть статистику по детским смертям.

Как вытащить поршень из тормозного цилиндра луаз

Эт чо на москвиче 4 поршневые тормоза чтоли?

если не совсем наглухо закисли, а просто надо достать поршень- беру обычный ножной насос, накручиваю обычный вентиль для бескамерной резины, прижимаю его резиновый «грибок» к отверстию куда подходит тормозная трубка и качаю. Что бы не выбило резко поршень вместо струбцины ставлю в распор гаечный ключ

4х поршневые, с доп контуром (аварийным). Не то что сейчас, один поршень и ходули (неравномерный износ что колодок, что диска). Эх ?

Опачки, мне как раз в недалеком будущем предстоит обслуживать суппорта своей волжанки. Пост в сохранки, определённо.

Читайте также: Площадь полной поверхности цилиндра в три раза

если будете дуть воздухом то на место колодок досочку подкладывайте, летают поршниот возду хорошо так, а вообще на машине педалью качать безопаснее )

Поставь на перед колодочные тормоза. Эти суппорта это пиздец. Для колодочных можно новые цилиндрики наверноеиеще фенокс купить.

Делал тоже самое, но использовал обычный автомобильный компрессор (насос для колес) на конец которого одел «сосок» от безкамерки. и прижимал его к отверстию в суппорте)))

Из нормальных суппортов поршни пальцами вынимаются, если перед этим не рукожоп собирал. Максимум — дунуть продувочным пистолетом. Но бывает такое, что поршень закусучил напрочь, я использую ручной насос на 700 атмосфер в таких случаях.

Как люди без компрессора страдают.

Из описаных выше способов могу назвать нифиговый минус компрессора — воздух сжимается, и при накачке воздуха есть шанс получить поршнем в голову, жидкость же не сжимается, поэтому выстрела поршнем не будет, косяк в способе автора — манжеты нельзя мазать такими смазками, они не маслостойкие, в этом отличие манжет для тормозов и гидравлики.

Видео:КАК ВЫТАЩИТЬ РЖАВЫЙ ТОРМОЗНОЙ ПОРШЕНЬ ИЗ СУППОРТАСкачать

КАК ВЫТАЩИТЬ РЖАВЫЙ ТОРМОЗНОЙ ПОРШЕНЬ ИЗ СУППОРТА

Душевное спокойствие

Как вытащить поршень из тормозного цилиндра луаз

Видео:Ремонт потекшего заднего тормозного цилиндра ВАЗ, замена манжет на не родныеСкачать

Ремонт потекшего заднего тормозного цилиндра ВАЗ, замена манжет на не родные

Продолжение поста «Внук три дня в роли врача ухаживал за бабушкой в красной зоне МСЧ №2 в Томске»

Спасибо всем кто переживал и поддерживал, она больше не мучается.

Видео:Как вытащить застрявший поршень тормозного цилиндра с самоподводомСкачать

Как вытащить застрявший поршень тормозного цилиндра с самоподводом

Может не успел вписать в завещание?

Как вытащить поршень из тормозного цилиндра луаз

Видео:Замена поршня тормозного цилиндра своими рукамиСкачать

Замена поршня тормозного цилиндра своими руками

Лежишь себе такой, загораешь

Видео:Как легко достать поршень из тормозного суппортаСкачать

Как легко достать поршень из тормозного суппорта

Почему пытки подследственных и заключённых — это ОЧЕНЬ плохо?

Набирает обороты скандал с публикациями видео пыток и изнасилований подследственных и заключённых в России, снятых на служебные регистраторы ФСИН.

Подробности можно посмотреть тут https://gulagu-net.ru/

Я заметил, что появляется немало комментариев на Пикабу в стиле «так им и надо» или «а всем похуй».

Поэтому возникла идея составить краткое пояснение по вопросу «Почему пытки подследственных и заключённых — это плохо?»

Итак, в России уже многие десятилетия пытают, как заключённых в тюрьме, так и подследственных в СИЗО.

Т.е. человека просто задержали до выяснения , и начали пытать ,добиваясь ,чтобы он оговорил своих знакомых, себя, и каких-то незнакомых ему людей, рекомендованных следователем.

«Что же здесь плохого ?» спросят эти «так-им-и-надо» комментаторы.

А что если среди этих ,оговоренных под пытками ,людей могут случайно оказаться ВАШИ близкие или даже ВЫ САМИ?

И ,когда ВАС задержат, и уже ВАМ в задний проход вставят включённый кипятильник

и ласково попросят признаться в преступлениях, которые ну никак не раскрываются , вы будете думать «так-мне-и-надо»?

Есть наивные, считающие что уж их-то это точно никогда не коснётся.

Рекомендую к просмотру видео, за которое тренера обвинили в педофилии и дали 8 лет.

Ну или вот как легко вам подкинут наркоту

Есть наивные , считающие, «если что, то я буду хорошо себя вести, и меня пронесёт».

Рекомендую им к просмотру следующее видео

Есть наивные думающие » если что, то я сам стану «активистом-разработчиком» , попытаю немного других, и меня быстренько-быстренько освободят по УДО».

Рекомендую им откровения активиста-разработчика

Пытка -это черезвычайно мощный, но также и весьма опасный инструмент.

Пытки используются ВСЕМИ странами. ВСЕМИ!

Но в большинстве стран пытки своих граждан применяются только в самых экстренных случаях.

Их применение очень сильно регламентируется, контролируется, и ограничивается.

В России же пытки стали использоваться бесконтрольно,как обычный рутинный инструмент.

Это настраивает народ против силовиков, против правящей власти.

И это есть ЧУДОВИЩНО И ПИЗДЕЦ КАК НЕПРАВИЛЬНО!

Надеюсь мой маленький пост поможет наивным людям, чуть более трезво взглянуть на жизнь.

Видео:ЛуАЗ главный тормозной цилиндр устройство неприятный сюрприз.Скачать

ЛуАЗ главный тормозной цилиндр устройство неприятный сюрприз.

Рывок

Депутатка Мосгордумы Наталья Метлина заявила, что пенсионерам пора не упрашивать государство, умоляя помочь, а требовать поддержки у своих детей.

А тот факт, что пенсионеров наёбывают мошенники на сотни и миллионы рублей говорит о том, что у них есть накопления!

Полжизни пенсионных отчислений и налогов не для того были сделаны, чтобы их теперь выпрашивать

Видео:ЗАМЕНА РАБОЧЕГО ТОРМОЗНОГО ЦИЛИНДРА НА ЛуАЗе #АвтоФормула 4х4Скачать

ЗАМЕНА РАБОЧЕГО ТОРМОЗНОГО ЦИЛИНДРА НА ЛуАЗе #АвтоФормула 4х4

Триппер?

Работал брат моего супруга в загранке, примерно году так в 2006(сам из России, работал в Шотландии, но это не суть). Далее с его слов.
Работал вместе с товарищем, тоже русский. Уехали в отпуск, вернулись, обсуждаем, как отпуск прошел. Далее Т — товарищ, Б — брат.
Т: как отпуск-то провел, рассказывай?
Б: да норм всё, игрушек, шмоток семье привёз. Ты как?
Т: а я триппер домой привез. Все в восторге, тёща, жена, даже тесть заценил!
Б: . Что привёз?!
Т: ну триппер, газоны косить!

Как вытащить поршень из тормозного цилиндра луаз

Видео:НИКОГДА НЕ РАЗБИРАЙТЕ ЗАКЛИНЕННЫЙ СУППОРТ ПОКА НЕ ПОСМОТРИТЕ ЭТО ВИДЕОСкачать

НИКОГДА НЕ РАЗБИРАЙТЕ ЗАКЛИНЕННЫЙ СУППОРТ ПОКА НЕ ПОСМОТРИТЕ ЭТО ВИДЕО

И снова: Государство не просило их рожать

Дамы и господа, вашему вниманию депутат Мосгордумы Наталья Метлина. Выступление на последнем заседании городского парламента можно разбирать на цитаты: «где вы набрали такое количество жаждущих, страждущих пожилых людей», «давайте требовать от детей проявлять заботу о пожилых родителях», «надо было думать о том, как ты будешь жить после 55-60 лет». Ну и классическое, куда же без него: «государство не просило их рожать»

Видео:Устройство саморазводящегося рабочего тормозного цилиндра.Скачать

Устройство саморазводящегося рабочего тормозного цилиндра.

Больше не хочу

Приучаю сына-шестилетку к самостоятельности. Началось с простого — помыть за собой кружку. Пару дней мыл, всё получалось. На третий день ставит кружку в раковину и уходит. Спрашиваю:

— Сынуль, а как же за собой посуду помыть?

— Знаешь, мам, пару раз пробовал, мне не понравилось. Больше не хочу.

Видео:КАК РАЗОБРАТЬ СУППОРТ или как вытащить поршень суппортаСкачать

КАК РАЗОБРАТЬ СУППОРТ или как вытащить поршень суппорта

Дженнифер Энистон тогда и сейчас

Как вытащить поршень из тормозного цилиндра луаз

Видео:Что делать, если заклинил суппорт? Симптомы, профилактика, лечениеСкачать

Что делать, если заклинил суппорт? Симптомы, профилактика, лечение

Золотые слова

в ответ на твит @JesskaNightmare

Ребенок-трансгендер — это как кот-веган. Все знают, кто принимает решение.

Как вытащить поршень из тормозного цилиндра луаз

* Мамаша, кстати, самоудалилась из твиттера.

Видео:СУППОРТА ПЕРЕСТАНУТ ЗАКИСАТЬ ЕСЛИ СДЕЛАТЬ ЭТОСкачать

СУППОРТА ПЕРЕСТАНУТ ЗАКИСАТЬ ЕСЛИ СДЕЛАТЬ ЭТО

Фото старого компьютера и молодого меня

Электроника БК 0010-01, 1995г.
часы рядом- родители выделяли только 15 минут подряд.
игры грузились через магнитофон Ритм.
Питон, Биомасса, хоккей, остальное на магнитной пленке, видимо, было поручено.
Запуск компа было событием всегда.

Как вытащить поршень из тормозного цилиндра луаз

Видео:Как надеть пыльник тормозного цилиндра, простой и эффективный способ.Скачать

Как надеть пыльник тормозного цилиндра, простой и эффективный способ.

Мама, мы все тяжело больны!

Мама, я знаю, мы все сошли с ума!

Как вытащить поршень из тормозного цилиндра луаз

Как вытащить поршень из тормозного цилиндра луаз

Видео:Ремонт ГТЦ москвич 408-412Скачать

Ремонт ГТЦ москвич 408-412

Аж не по себе стало

Как вытащить поршень из тормозного цилиндра луаз

Видео:Секрет!Почему после прокачивание тормозов или замены ГТЦ нету тормозов(вялые)!Скачать

Секрет!Почему после прокачивание тормозов или замены ГТЦ нету тормозов(вялые)!

Ответ на пост «Нашел старое фото своего компьютера»

2000 год. IBM 486 HDD 250MB Quantum Fireball, 8mb оперативки и 33 MHz, видяху не помню, помню, что отваливалась всё время))

Сижу сочиняю музыку в Fast tracker II

Как вытащить поршень из тормозного цилиндра луаз

Как вытащить поршень из тормозного цилиндра луаз

Видео:Устройство саморазводящегося рабочего тормозного цилиндраСкачать

Устройство саморазводящегося рабочего тормозного цилиндра

Помогло

Как вытащить поршень из тормозного цилиндра луаз

Как вытащить поршень из тормозного цилиндра луаз

Видео:ТАЗОБУДНИ #33 Задний тормозной цилиндр/ Как разобрать/ Как починить/ Замена ремкомплектаСкачать

ТАЗОБУДНИ #33 Задний тормозной цилиндр/ Как разобрать/ Как починить/ Замена ремкомплекта

Удачный момент

Как вытащить поршень из тормозного цилиндра луаз

Видео:Как прокачать главный тормозной или почему не прокачиваются тормоза.Скачать

Как прокачать главный тормозной или почему не прокачиваются тормоза.

Как делаются большие глиняные кувшины

Как вытащить поршень из тормозного цилиндра луаз

Почему Ева была создана из ребра. Научные основы православной культуры, о которых вам не расскажут в школе

Никогда не задумывались, почему в священных писаниях бог сотворил жену Адама именно из его ребра? Почему не из левой пятки, пупочной шерсти, грязи из под ногтей или козявок в носу? Миф о ребре общий для авраамистических религий (ислама, христианства и иудаизма) и за тысячи лет породил множество глубокомысленных теологических интерпретаций. Но что если авторы боговдохновенного писания просто совершили ошибку в переводе, когда переписывали языческие мифы 3 тысячи лет назад? Что думают об истоках событий в Эдемском саду историки, лингвисты и археологи сегодня? Давайте проведём расследование по следам настоящих Индиан Джонсов и раскроем секреты того, как создавались священные писания, которыми руководствуются миллиарды верующих по всему миру.

Как вытащить поршень из тормозного цилиндра луаз

Остин Генри Лейард — британский путешественник и авантюрист, который обнаружил легендарную Ниневию и открывший знаменитую библиотеку Ашшурбанипала (записки этого реального Индианы Джонса можно прочитать на английском здесь). В 1851 году во время очередного путешествия по Ираку он начинает раскопки в 150 км от Багдада в районе таинственного комплекса курганов, который местные арабы называют Наффар (место на карте). Лейард обнаруживает там поселение, а также глиняные таблички с надписями сделанными клинописью. Клинопись была знакома исследователям. Её использовали древние семитские народы, такие как вавилоняне и ассирийцы. Но обнаруженные в данном поселение надписи записывали вовсе не семитский язык. Это был не просто не известный язык. Никто так и не смог установить родственные связи этого языка ни с одним из известных языков. До сих пор.

Надписи, сделанные в поселении обнаруженном Лейардом были шумерскими, а само поселение было идентифицировано как шумерский город Ниппур. Священный город Ниппур впоследствии ставший известным как важнейший культовый центр Шумера с храмом верховному шумерскому богу Энлилю. В Ниппуре правители шумерских городов-государств должны были получать подтверждение своих прав на престол. Царская власть считалась легитимной только после признания её ниппурскими жрецами. Некоторые исследователи считают Ниппур очагом распространения шумерской клинописи.

Масштабные раскопки этого места были организованы только спустя почти 40 лет после Лейарда экспедицией Пенсильванского университета под руководством американского священника Джона Паннета Петерса, а также археологов Джона Генри Хейнса и Германа Волрата Хильпрехта. За 4 сезона в период с 1889 по 1900 года было найдено огромное количество артефактов, в том числе десятки тысяч глиняных табличек, испещрённых шумерской клинописью. Об удивительных приключениях этой экспедиции в суровых землях междуречья конца XIX века вы можете прочитать в книге «Nippur, or, Explorations and adventures on the Euphrates» (том 1 и том 2), написанную Петерсом, а также в книге Exploration in Bible Land Хильпрехта.

Читайте также: Найдите объем цилиндра если развертка его боковой поверхности квадрат со

Среди множества найденных табличек была одна, оставшаяся вначале без должного внимания. Она получила идентификационный номер CBS4561 и отправилась на полку музея археологии и антропологии Пенсильванского университета. Лишь спустя десятилетия она перевернет наши представления о происхождении библейского текста.

Как вытащить поршень из тормозного цилиндра луаз

Тот самый Объект CBS4561. Обожженная табличка из светло-коричневой глины. Высота — 18,75; ширина — 12,75. Содержит три колонны клинописного текста на шумерском языке. Датируется 1900-1600 гг. до н.э.

Часть II. Сотворение Евы в Библии и его теологические интерпретации.

Прежде чем рассказать о том, что было написано в ниппурской табличке CBS4561 давайте поговорим об интересующем нас эпизоде Библии. Речь идет о второй главе самой первой книги Библии, которая называется книга Бытия. Эти главы описывают создание Богом райского сада в Эдеме и первых людей (Адама и Евы), а также их жизнь в Эдеме. В райском саду Адам и Ева жили не зная забот и смерти. До тех пор пока не вкусили плод с древа познания добра и зла, и Бог не выгнал их из Эдема, обрекая на страдания. Этот текст в известном нам виде был создан в I тыс. до н.э.

Процесс создания первой женщины Евы хорошо известен в массовой культуре и описан в книге Бытия так:

И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. (Быт 2:21–22)

Какое объяснение данному способу сотворения женщины обычно дают верующие? Протоиерей белорусской православной церкви Сергей Лепин так разъясняет значение этого отрывка:

Неточный перевод несколько скрывает от нас всю грандиозность библейского образа. Еврейское слово «цело» которое обычно переводится как ребро, может быть переведено не только так. Часто в Библии оно обозначает «сторону». Это слово может быть переведено и как «грань», «аспект»… Ева – это не просто кость Адама (а, может, и — вовсе не кость). Она – одна из сторон его природы, его грань, его аспект…

Примерно такое объяснение вы вероятно услышите на уроках ОПК в школе. Символическое объяснение эпизода с ребром как указание на единство природы Адама и Евы получило распространение с первых веков христианства в трудах таких богословов как Ефрем Сирин и Феодорит Кирский. Но если 1-2 тысячи лет назад христианам легко давалась вера в «волшебство», то сейчас у людей возникают крамольные мысли о том, что женщина из ребра как минимум должна была получиться непропорционального с Адамом размера.

Как вытащить поршень из тормозного цилиндра луаз

A nymph in the forest (Нимфа в лесу), Джон Кольер, 1893.

Поэтому современные богословы более склонны подчеркивать аллегорический характер книги Бытия. Например, старший преподаватель кафедры библеистики МДА, протоиерей Андрей Рахновский рекомендует:

Не следует придавать рассказу о ребре избыточного значения и видеть в нем какой-либо иной смысл помимо указания на это единство. В противном случае любой учебник анатомии можно использовать как доказательство несостоятельности библейского повествования, тогда как речь идет не о погрешностях в священном тексте, а о склонности человека к его примитивному пониманию.

То есть это не священный текст ошибается (он не может ошибаться «по определению»), а читатель сам дурак — не так понял.

Но научные открытия в археологии и лингвистике за последние 150 лет заставили взглянуть по новому на истоки библейского повествования, указав на неудобное прошлое христианских священных книг. Можно ли смириться с той мыслью, что книга Бытия вдохновлена не христианским Богом, а демоническими божествами древних шумеров?

Как вытащить поршень из тормозного цилиндра луаз

Daphnis Et Chloe (Дафнис и Хлоя), Гюстав Куртуа.

Часть III. Миф об Энки и Нинхурсаг.

Вернемся к табличке CBS4561. Впервые текст таблички был опубликован ещё в 1915 году. Оказалось, что на 278 строках таблички изложена древняя шумерская поэма об Энки и Нинхурсаг. Однако полностью понять её содержание удалось только в 1945 году. Именно тогда ведущий шумеролог мира Самюэль Ноа Крамер опубликовал новый вариант текста таблички в статье «Enki and Ninḫursag: A Sumerian «Paradise» Myth» (Энки и Нинхурсаг: Шумерский миф о «Рае»). Выводы, сделанные Крамером, произвели настоящий фурор в мире. Это было одним из самых возмутительных открытий за всю историю христианства.

Миф повествует о стране Дильмун — «чистой», «непорочной», «светлой» «стране живых», не знающей ни болезней, ни смерти. Ничего вам не напоминает? Именно таким в христианской (как и в иудейском) традиции представлялся сад Эдем (а также Джаннат в исламской традиции).

В Дильмуне ворон не каркает,

Дикая собака, пожирательница козлят, здесь не живет,

. ., пожиратель зерна, здесь не живет.

Нет таких, которые бы говорили: «У меня болят глаза»,

Нет таких, которые бы говорили: «У меня болит голова»,

Нет старухи, которая бы говорила: «Я стара»,

Нет старика, который бы говорил: «Я стар».

Впрочем в шумерской традиции это был рай для богов, а не для людей.

Где располагался райский сад?

Дильмун и Эдемский сад были вполне конкретными географическими местами, которые можно найти на Google Maps. В частности книга Бытия сообщает нам такие координаты:

Из Едема выходила река для орошения рая; и потом разделялась на четыре реки.
Имя одной Фисон: она обтекает всю землю Хавила, ту, где золото;
и золото той земли хорошее; там бдолах и камень оникс.
Имя второй реки Гихон [Геон]: она обтекает всю землю Куш.
Имя третьей реки Хиддекель [Тигр]: она протекает пред Ассириею. Четвертая река Евфрат.
(Быт 2:10-14)

Чем же таким интересным занимались боги в этом самом Дильмуне? Ну конечно же половой.

Как вытащить поршень из тормозного цилиндра луаз

Сад земных наслаждений, внутреннее левое крыло (Рай, Эдемский сад), Иероним Босх, 1490-1500.

В Дильмуне бог Энки придается любовным утехам с Нинсикиль (один из эпитетов Нинхурсаг, дословно — Госпожа чистоты или Госпожа девственница). Лично мне тут вспоминаются исламские гурии — вечные девственницы. Нинхурсаг рожает от Энки три поколения богов. При чём рожают в Дильмуне быстро и безболезненно, как по маслу. И это не моя метафора, буквально в тексте мифа так говорится:

Он извергает семя в ее лоно.

Она принимает в свое лоно семя, семя Энки,

Один день для нее — один месяц,

Два дня для нее — два месяца,

Девять дней для нее — девять месяцев, девять месяцев «материнства».

Нинму, как по… маслу, как по… маслу, как по лучшему превосходному маслу

Заметьте как поэтично описан половой акт: обнял, поцеловал и сразу кончил. Всё.

Описание родов без мук и страданий отсылает нас к проклятию Евы, обречённой в муках рожать детей своих.

Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей;
Быт 3:16

Далее события в поэме об Энки и Нинхурсаг развиваются скоротечно.

Как вытащить поршень из тормозного цилиндра луаз

Кроме любовных утех и рождения детей Нинхурсаг сажает в божественном саду восемь растений. Энки, по-видимому, хочет отведать растения, выращенные Нинхурсаг. Его посланец, двуликий бог Исимуд, срывает драгоценные побеги и дает их своему господину. Энки съедает их без остатка. Разгневанная Нинхурсаг проклинает Энки, обрекая его на смерть, после чего она покидает общество богов. Один за другим органы Энки начинают отказывать. Заметьте, как и в Библии проблемы со здоровьем начинаются из-за съеденных запретных растений. Затем Нинхурсаг все таки возвращается к мужу и садится рядом с ним.

Ладно, хорошо, там написано не рядом. Там что-то про вагину, но я не придумал, как это правильно перевести на русский:

Нинхурсаг спрашивает, какие части тела у него болят. Энки их называет, а Нинхурсаг производит на свет соответственно восемь исцеляющих божеств. Энки выздоравливает, смерть ему больше не грозит. Happy End.

Какая же связь между всем этим и библейской легендой о рае? Теперь внимательно следите за руками.

Так почему же древнееврейские авторы предпочли ребро всем другим частям тела, в качестве материала для создания Евы? Согласно традиции имя Ева (она же Хавва в исламской традиции) означает «дающая жизнь». Итак, Нинхурсаг создает 8 божеств для каждого из органов Энки среди которых рёбра. Богиня, созданная для того, чтобы исцелить боль в ребре Энки, носила имя Нинти, то есть «госпожа ребра». На шумерском это звучит двусмысленно: «ти» это одновременно и «ребро» и «давать жизнь». Самюэль Крамер пишет:

Таким образом в шумерской литературе «госпожа ребра» благодаря своего рода игре слов превратилась в «госпожу, дающую жизнь». Это была одна из первых литературных ошибок, которая укоренилась на века благодаря библейской легенде о рае, хотя здесь уже никакой игры слов не осталось, потому что на древнееврейском языке «ребро» и «дающая жизнь» звучат по-разному. История начинается в Шумере. Сэмюэль Крамер.

Данный филологический трюк может показаться притянутым за уши, если бы не контекст в целом. Никто не говорит, что текст Бытия является копипастой поэмы об Энки и Нинхурсаг. Речь идёт о совпадениях на уровне образов и мотивов, которые едва ли могут быть случайными особенно в своей совокупности. Независимо от Крамера идею о связи этого мифа с библейским текстом высказывал выдающийся французский ассириолог Жан-Венсан Шейль, который обнаружил стелу с кодексом Хаммурапи. Вряд ли религиозного отца-доминиканца можно считать предвзятым в данном вопросе.

Читайте также: Ось цилиндра параллельна сечению

Образ райского сада, орошаемого пресными водами, с бессмертием и без трудных родов, где, заклиная дыханием жизни, зачинаются новые существа, лишь часть образов и мотивов заимствованных Библией из шумерской мифологии (я рассказал далеко не про все).

Как вытащить поршень из тормозного цилиндра луаз

Lilit (Лилит — первая жена Адама, согласно кабалистической традиции), Джон Кольер, 1892.

Часть III. Древо познание и древо жизни в шумерской традиции.

Многие не обращают внимание на то, что в тексте Библии говорится не об одном, а о двух деревьях: древе познания добра и зла и древе жизни, дающем бессмертие. Оба образа могли быть знакомы жителям древнего Междуречья.

В шумерском эпосе о Гильгамеше рассказывается о царе Урука, которого после смерти друга Энкиду настиг экзистенциальный кризис, и, подобно Цинь Шихуанди, его единственной страстью стал поиск бессмертия. Сам эпос датируется XXI веком до н.э., но наиболее известный вавилонский вариант был составлен машмашу по имени Sîn-lēqi-unninni в период между 1300 и 1000 гг. до н.э. Этот текст на 12 табличках был найден в 1853 году Ормузом Рассамом, соратником Лейарда, в библиотеке Ашшурбанипала в Ниневии.

Наиболее интересной является 11 табличка, где рассказывается о всемирном потопе. Многие считают, что шумерский миф о потопе просто один из многих мифов о потопе, которые встречаются у разных народов мира. Нет. Вавилонский миф о потопе иногда дословно совпадает с библейским текстом (см. сравнительную таблицу). В 1872, когда табличка 11 была расшифрована, сходство с рассказом из книги Бытия вызывало настоящую сенсацию и восторг в обществе. Расшифровавший клинописный текст молодой ассириолог-самоучка Джордж Смит по свидетельствам современников прыгал от восторга, срывая с себя одежду, осознав, что он нашёл. А газета «The Daily Telegraph» немедленно выделила фонды для новой экспедиции в Ниневию. Где Джордж Смит и умер от поноса. Но об этом стоит написать отдельный пост.

В этом посте нас интересует эпизод, в котором Гильгамеш находит Утнапиштима (вавилонский вариант Ноя, единственный человек, которому боги даровали вечную жизнь), чтобы узнать у него секрет бессмертия. Утнапиштим рассказывает ему, что на дне море есть колючее растение, которое сделает Гильгамеша снова молодым. Это отсылает нас к стихам книги Бытия, в котором упоминается древо жизни:

И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.
Быт. 3:22.

Почему Господь говорит о себе во множественном числе мы разбирали в прошлом моем посте. Ещё интереснее то, что стать бессмертным Гильгамешу так же как и Адаму помешал змей.

И поднялся наверх со своей добычей.
К Ур-Эа Гильгамеш обратился:
«Ур-Эа, растенье это весьма знаменито,
Из за него человек получает дыханье жизни.
Я возьму его в крепкий Урук, поделю средь сограждан,
Имя его — «старик становится юным».
Я его съем в Уруке и юношей стану».
Двадцать часов прошло, принесли они жертву умершим,
Тридцать часов прошло, завершили они причитанья;
Увидал Гильгамеш колодец с холодной водою,
Он спустился в него и водой омылся.
Змея услыхала запах растенья,
Подползла и растенье утащила.

Табличка 11. В переводе Николая Гумилева.

Как вытащить поршень из тормозного цилиндра луаз

Древо познания добра и зла.

В Британском музее находится ещё один очень любопытный артефакт. Это цилиндрическая печать датируемая 2200-2100 гг. до н.э., сделанная из зелёного камня. На ней изображена женская фигура с волосами в пучке, которая протягивает левую руку и сидит лицом к лицу с богом (судя по его рогатому головному убору), который в свою очередь протягивает правую руку. Оба носят простые одежды и сидят по обе стороны от финиковой пальмы; за ними вертикально поднимается волнистая змея. Известный ассириолог Джордж Смит (тот самый, который обнаружил и перевел эпос о Гильгамеше и «прыгал без штанов» от радости) назвал этот цилиндр печатью Адама и Евы, и рассматривал как доказательство того, что миф о грехопадении был известен еще в древней Месопотамии (The Chaldean account of Genesis, 1876).

Другие исследователи указывали на то, что на печате изображена обычная сцена, встречающаяся на печатях XXIII и XXII веков до нашей эры в Междуречье: сидящая мужская фигура перед женщиной. Финиковая пальма и змея между ними могут быть просто символом плодородия.

Пресвитерианский священник и исследователь Ветхого завета Дэвид Л. Петерсен пишет:

Во-первых, в месопотамском искусстве существует давняя традиция изображать фигуры, обращенные к центральному растению, здесь — финиковой пальме. Кроме того, рога сидящего справа указывают на божественный статус в соответствии с давними иконографическими традициями. Фигура слева, вероятно, является прихожанином, а вовсе не женщиной, как предполагал Фрейденбург. Что касается змеи, то она вполне может быть изображением бога-змея (такого как Нира) или, возможно, более общим символом возрождения и плодородия.

Как бы то ни было, образ женщины и мужчины, производящих манипуляции с плодовым деревом в присутствии змеи, был надежно отпечатан в головах жителей Ближнего Востока задолго до написания библейских текстов.

Как вытащить поршень из тормозного цилиндра луаз

Экспонат №89326. «Печать Адама и Евы». 2200-2100 гг. до н.э. Британский музей. Поступила в 1846 г. из коллекции Джона Роберта Стюарта.

В заключение давайте предоставим слово одному из самых уважаемых шумерологов в мире Самюэлю Ноа Крамеру, который в своей книге История начинается в Шумере пишет:

Одним из важнейших результатов археологических исследований в «библейских странах» были находки, проливающие новый, яркий свет на первоосновы и происхождение самой Библии. Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что этот литературный памятник возник вовсе не мгновенно — отнюдь не как некий искусственный цветок, выросший на пустом месте. Он уходит корнями в глубь веков, он впитал в себя соки всех соседних стран. И по форме и по содержанию, книги Библии имеют немалое сходство с литературными произведениями древнейших цивилизаций Ближнего Востока.

По всей видимости, Моисей, легендарный автор книги Бытия (о существовании которого нет достоверных свидетельств, см. прошлый пост), был далеко не первым пророком, которому Бог рассказывал о потопе, райских садах и заповедях. Да что уж там говорить, если древним шумерам/аккадцам была знакома биография Моисея за тысячу лет до его гипотетического рождения. Но лишь вам решать, являлись ли библейские сюжеты боговдохновенным откровением или переработкой мифологических историй бывших в ходу на Ближнем Востоке в бронзовом веке.

Как вытащить поршень из тормозного цилиндра луаз

Если пост выйдет в горячее, то в следующем посте я расскажу про то, в каких деталях похожи шумерский и библейский всемирные потопы; почему биографии Моисея и аккадского царя Саргона, жившего за тысячу лет до него так похожи; почему притчи Соломона рассказывали за сотни лет до его рождения; в чём сходство Энума Элиш и библейской версии сотворения мира; на сколько столетий Шамаш опередил Яхве, сообщив заповеди и принцип талиона Хаммурапи; откуда были заимствованы образы Каина, Авеля и Иова; «косплеил» ли Иисус богиню Иштар и других богов, спускаясь в ад и воскресая?

Айзек Азимов. В начале (научно-популярный разбор книги Бытия)

Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток