В феврале 2019 года автомобильный журнал За Рулем провел испытания, в которых доказал, что зависит! Хотя, на первый взгляд, данное утверждение может противоречить законам физики.
Это давний спор практиков и теоретиков. Последние в качестве железобетонного аргумента приводят зависимость, которую еще в 1779 году установил француз Шарль Огюстен де Кулон. Она знакома многим как незатейливая формула из школьного курса физики: F = /лN, где F — сила трения покоя, /л — коэффициент трения покоя, а N — сила нормальной реакции опоры, в нашем случае сила прижатия колеса к дороге. Согласно этой формуле максимальная сила трения покоя зависит от силы прижатия и материалов соприкасающихся поверхностей. Нет в этой формуле площади пятна контакта, а значит, и ширины протектора шины! Выходит, ставь любую шину — широкую или узкую — и тормозной путь не изменится?
Не спешите с выводами. Выведенная Кулоном зависимость касается лишь силы трения покоя, которая действует между двумя контактирующими телами и препятствует возникновению относительного движения, то есть справедлива она только при условии, что колёса автомобиля неподвижны (отсутствует качение).
Видео:По какой причине могут быстро изнашиваться новые шиныСкачать
Что такое сила трения покоя?
Представьте автомобиль, неподвижно стоящий на ровном асфальте. Водитель изо всех сил давит на педаль тормоза. Автомобиль прицеплен к тягачу через динамометр, измеряющий силу тяги. Тягач начинает движение, а динамометр фиксирует значение силы, которая будет максимальной в тот момент, когда автомобиль с заторможенными колесами стронется с места. Если выполнить такие замеры, поочередно устанавливая комплекты шин с протекторами разной ширины, но из одинаковой резиновой смеси, то значения максимальной силы будут схожими. В этом случае идеально работает закон Кулона — расхождения полученных значений будут минимальными, в пределах погрешности измерений.
Но как только автомобиль начинает двигаться, зависимость, установленная Кулоном, теряет актуальность, поскольку вместо силы трения покоя, удерживающей заторможенную машину от движения, вступят в действие другие силы трения. А значит, и на автомобиль, который снижает скорость (тормозит), будут действовать другие силы.
Видео:Ширина шины: какая лучше? Простой способ выбратьСкачать
Тормозим по другим законам
Как известно, движущееся тело (например, автомобиль) обладает кинетической энергией, равной mv2/2 (где m — его масса, a v — скорость). Чтобы тело остановить, нужно избавить его от этой энергии.
Сущность «классического» (без применения рекуперации) процесса торможения заключается в преобразовании кинетической энергии движения автомобиля в тепловую с последующим рассеиванием тепла в окружающую среду. Чем интенсивнее выделяется и рассеивается тепло, тем короче тормозной путь.
Торможение (читай: преобразование энергии) происходит за счет трения тормозных колодок о поверхность тормозного диска (барабана), внутреннего трения резины протектора (в основном при его деформации в пятне контакта), а также трения протектора об асфальт даже при незначительном проскальзывании.
Максимальная эффективность торможения достигается, когда проскальзывание колес составляет около 15% (так называемое рабочее скольжение). На летних шинах такой эффект возникает благодаря сочетанию внутреннего трения резины при деформации протектора, сдвига мелких фракций на поверхности дороги, а также поглощения энергии подвеской -и используется при работе АБС, которая допускает незначительное проскальзывание шины относительно дороги. Таким образом, торможение происходит в переходной стадии трения скольжения. Нужно выйти далеко за пределы элементарной физики, чтобы описать такое сложное взаимодействие различных видов трения. Да еще и присутствующее в этом процессе качение вносит свою лепту, непрерывно выводя из пятна контакта «отработавший» нагретый участок протектора и доставляя в него свежий — более холодный.
Трение неминуемо приводит к нагреву поверхности протектора, а изменение температуры существенно влияет на сцепные свойства резины. Перегрев протектора приводит к снижению его прочности и последующим микроразрушениям (плавлениям) поверхности, дополнительно ослабляя «держак». Характерный пример -торможение на автомобилях без АБС с полной блокировкой колес, с дымком и характерным запахом, оставляющее на асфальте черные следы горелой резины.
Читайте также: Зимняя резина в самаре регион шина
Видео:НИЗКОПРОФИЛЬНЫЕ ШИНЫ ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ АВТОМОБИЛИСТСкачать
Шире шины — выше трение
Что мы имеем на практике? Чем шире протектор шины, тем больше площадь ее пятна контакта с дорогой, а значит, и поверхность трения больше. Следовательно, большее количество кинетической энергии будет преобразовываться в тепловую. К тому же интенсивнее станет рассеивание тепловой энергии и снизится опасность перегрева. Всё это в совокупности обеспечивает более эффективное торможение.
Переохлаждение шины тоже негативно сказывается на ее сцепных свойствах. Это особенно хорошо видно по ухудшению результатов «холодного» торможения на мокром асфальте при +6 °С (ЗР, № 3 и № 4, 2018). Резина не имеет возможности прогреться до рабочей температуры, а потому остается недостаточно эластичной и хуже цепляется за микронеровности асфальта. В этой ситуации способность широких шин лучше охлаждаться, наоборот, неблагоприятно отражается на рабочих характеристиках — в холодную погоду их сцепные свойства ухудшаются заметнее, чем у узких.
Видео:✅САМЫЕ ИЗНОСОСТОЙКИЕ ШИНЫ‼️РЕЗИНА КОТОРАЯ ДОЛГО ХОДИТ‼️ЭТИ ШИНЫ БЫСТРО НЕ СОТРУТЬСЯ‼️💰💵💸💁🏽♂️Скачать
Еще раз о коэффициенте трения
Очень часто коэффициент трения воспринимают как некую константу, определяющую эффективность торможения. На практике эту величину определяют экспериментальным путем. Ее физический смысл — соотношение между силой трения и силой нормальной реакции (это сила, прижимающая колесо к дороге). Сила трения зависит от характеристик трущихся поверхностей. С одной стороны, это состояние и качество асфальта, с другой — состав и особенности резиновой смеси шины, площадь пятна контакта и распределение сил давления в ней. К тому же на силу трения оказывает влияние температура покрытия и воздуха, влажность и множество других факторов.
Примечательно, что сцепные свойства любых шин изменяются в ходе торможения. В начальный период они слегка улучшаются по мере прогрева резины до наиболее эффективной (рабочей) температуры, а затем — в случае, если резиновая смесь не успевает отдавать тепло и перегревается,-могут ухудшиться.
Как вычислить коэффициент трения? По формуле k = v2/2gs (где v — скорость начала торможения, g — ускорение свободного падения, s — тормозной путь). Значение тормозного пути для каждой шины получаем экспериментальным путем — замеряем при торможении на асфальте. Разные шины обеспечивают разные тормозные пути -следовательно, по своим сцепным свойствам они отличаются друг от друга. Причем чем шире протектор, тем сцепные свойства лучше (конечно, если резиновая смесь не переохлаждена). Результаты наших шинных испытаний доказывают это. И, как вы уже поняли, не противоречат законам физики.
Видео:Почему одни шины ходят 100 000 км, а другие 20 000 кмСкачать
почему ширина покрышки влияет на эффективность торможения?
Пятно контакта больше. Ширина покрышки вообще влияет на управляемость и держак машины на трассе.
Больше площадь, больше давление на поверхность, трение выше.
Поправка, к трению это не имеет отношене.
И больше сопротивление при езде — топлива больше потратишь.
у меня безтопливный транспорт)
> Больше площадь, больше давление на поверхность, трение выше.
а как связаны площадь и трение?
алсо, как связаны трение в пятне и торможение? ведь торможение в идеаде происходит из-за того, что колодки с диском нагреваются.
> И больше сопротивление при езде — топлива больше потратишь.
ну и таки да, про накат я всё понимаю и здесь не про это.
> у меня безтопливный транспорт)
велосипед он бестопливный, зато я топливный
если у тебя велосипед — то спешу тебя огорчить. Смазывать подшипники и цепь надо точно также как и на автомобиле. А коньяк и водочка горят почти также хорошо как и бензин. Так что ты тоже ездишь на горючем (хотя и другие негорючие виды топлива, я надеюсь, ты тоже используешь). ?
Читайте также: Ниссан серена с25 размеры шины
пдц. модеры потрите эту срамоту.
ТС — неуч, ответившие на вопрос. ну не знаю, больны синдромом одиночества или дрочат на похвалу идиота? выберите лучшее.
> Смазывать подшипники и цепь надо точно также как и на автомобиле.
ну так это не топливо. т.к. топливо (коньяк или водочка) потребляю я, а не моё ТС, то ТС вполне себе бестопливное. и это вам не http://ru-patent.info/21/30-34/2133074.html
по теме есть что? на вопрос так и не ответили.
трамваи вон тоже бестопливные. и электромобили.
ты головой ударился?
это 5-й класс школьного курса физики. выходит что тебе 10 лет?
>колодки с диском нагреваются
Шины с асфальтом тоже нагреваются. Сцепление резины с асфальтом зависит от температуры. Широкие шины не перегреваются при резком торможении, поэтому и работают лучше. Само собой, заметно это становится только при торможении типа «тапка в пол». Аналогично при разгоне и в поворотах, поэтому на спортивных машинах такие шины уместны, а на бытовых помойках только лишние кочки ловить.
Кислород с глюкозой жрать. пережог будет. ?
> это 5-й класс школьного курса физики. выходит что тебе 10 лет?
покажи пальцем, где это в школьной физике рассматривается? в школьной физике твердят, что трение не зависит от площади.
Тут скорее топливом будет кислород — окислительное фосфориллирование и глюкоза — гликолитический путь.
> Сцепление резины с асфальтом зависит от температуры. Широкие шины не перегреваются при резком торможении, поэтому и работают лучше. Само собой, заметно это становится только при торможении типа «тапка в пол». Аналогично при разгоне и в поворотах, поэтому на спортивных машинах такие шины уместны, а на бытовых помойках только лишние кочки ловить.
вот именно, что ширина резины теоретически должна влиять на что-то только в юзе
по факту же и без юза ширина резины влияет на эффективность торможения. и мне непонятно, почему.
На обледеневшей дороге юз начинается гораздо раньше.
пока в голову приходит лишь такая штука:
накат у широкой резины хуже, т.к. больше областей, где она деформируется из выпуклой фигни в плоское пятно, соответственно потери энергии при этом больше. поэтому и тормозной путь меньше. но как-то не верится, что тут только в этом дело.
> На обледеневшей дороге юз начинается гораздо раньше.
ясен пень, для этого и придумали шиповку, ведь там трение качения меньше, но при чём здесь вопрос из топика?
Вот кстати, нашел данные по обороту АТФ у человека.
40 кг/сутки — в покое. и до 0,5 кг/минута — при нагрузке.
Предстваляете себе скорости оборота циклов?! Во сколько раз может ускоряться! Данные — Страйер, 2-й том, 2-е издание.
А если ты имеешь в виду велосипед, то при торможении ты его слегка наклоняешь и начинаешь ехать на боковых грунтозацепах, если шина широкая, то есть резко повышаешь трение.
«боковые грунтозацепы» это мощно сказано :). ты говоришь о полусликах, но сабжевый вопрос относится и к сликам, причём не только велосипедным, но и автомобильным.
Ох. вот не надо наклонять. Вообще тормозить нужно до входа в поворот. В самом повороте тормозить только в экстренных случаях ну типа больше никак, и очень осторожно.
Ещё как надо. Тормозить юзом более безопасно для сохранения жизненно — важных частей тела и органов. А с пассажиром на раме — единственно правильный способ.
чего? торможение юзом — принципиально самое неэффективное и опасное торможение
в школьной физике твердят, что трение не зависит от площади.
и что из этого тебе не понятно
> чего? торможение юзом — принципиально самое неэффективное и опасное торможение
Читайте также: При переломе бедра одна из трех шин накладывается
О да. Лететь вперёд головой, а не колёсами куда безопасней. Я сейчас не о тормозном путе, а о возможнх увечиях. Толку от того, что велосипед после торможения встал как вкоманный, если ты сам продолжаешь движение.
Ппц. вот если б я не знал твой стиль троллинга.
Знаешь, не хочу шутить на эту тему. Сам откатал достаточно. Причем на разных велосипедах. В повороты на скорости конечно наклоном можно входить, но тормозить при этом — ССЗБ. Тормозить нужно до входа в поворот.
> и что из этого тебе не понятно
да то что в реальной жизни на более широкой резине тормозной путь уменьшается
С точки зрения тормозного пути — да. Юзом получается больше.
результаты тестов сюда, а не пердёж. если нет результатов, то ты «болтун» и «глупец». идёт?
> О да. Лететь вперёд головой, а не колёсами куда безопасней. Я сейчас не о тормозном путе, а о возможнх увечиях. Толку от того, что велосипед после торможения встал как вкоманный, если ты сам продолжаешь движение.
тогда уж лучше вообще не тормозить, так точно не улетишь.
и вообще, заблокировав колесо (да ещё и в повороте) улететь гораздо проще.
> Тормозить нужно до входа в поворот.
Мы вообще-то говорим об ЭКСТРЕННОМ торможении, нет? ?
>>накат у широкой резины хуже
man внутренние деформации покрышки/покрышки+камеры
> Мы вообще-то говорим об ЭКСТРЕННОМ торможении, нет? ?
http://forum.velomania.ru/showpost.php?p=1127656&postcount=244 — товарищ проехал юзом 6 метров, после чего менее чем за метр остановился стоппи
вообще, судя по твоим сообщениям, ты на двухколёсном транспорте не ездил никогда.
ты утверждаешь, что у более широких покрышек накат выше или что?
Это надо очень умудриться. Нет, конечно, это возможно. Поэтому, собственно и нужно осторожней. ABS тут только твоя голова. Нужно тренировать и выдежку (свой характер) и навык вождения.
На больших скоростях, если хочешь достичь максимум эффекта от тормозов, сжимаешь с задержкой в доли секунды сначала задний тормоз, потом передний. Постепенно доводишь усилие до грани блокирования колес, но не блокируешь. Если сжать только задний — занесет, а на больших скоростях просто потаскает по дороге. Если только передний — можно и через руль.
да, надо было сразу ему про ABS сказать, по его логике ABS не нужно.
> Если только передний — можно и через руль.
но если навык хорош, то эффективнее, конечно, стоппи.
по первому линку все в пределах погрешностей.
по-второму. извини, если я нечаяно допускаю колкость в сторону инвалида, но ты или тупой или слепой и не увидел что там разные покрышки в тесте(а это разные материалы, технология изготовления и коэф. трения)
для шин одного радиуса, более широкая имеет меньшую силу сопротивления качению. тебе и это объяснять или ты через год сам учебник за 5-й класс откроешь?
> товарищ проехал юзом 6 метров, после чего менее чем за метр остановился стоппи
И что? Как намеренные товарищем метры защитят его тушку от столкновения с препятствием? ?
Разбери лучше случаи аварии с участием велосипедистов и проанализируй в каких случаях они гибнут чаще всего. Станет понятно, что размер — не главное.
+ раз уж зашла речь, то еще у клещевых, ободных тормозов есть неприятная особенность — на больших скоростях они схватывают оч. интересно — до определенной силы сжатия, тормозного эффекта 0 ну или почти 0, а потом ка-а-ак заблокируют колеса. А если еще и обода мокрые.
В общем, это надо не один десяток часов отъездить, чтобы понять такие тонкости.
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
📹 Видео
90 водителей тормозят неправильно. Пять главных ошибок.Скачать
АвтоОрск / АвтоГаджеты / Почему нельзя ставить колеса больше заводских?Скачать
ТИХИЕ ШИНЫ ЭТОГО НЕ ЗНАЮТ БОЛЬШИНСТВО АВТОМОБИЛИСТОВСкачать
Какие шины лучше Viatti Brina Nordico или Sailun Ice Blazer WST3 зимой 2024!Скачать
Как понять, когда протектор износился и шины пора менятьСкачать
ПОЧЕМУ ГРЕЕТСЯ КОЛЕСО. КАК НАЙТИ ПРИЧИНУ. Перегрев тормозных дисков.Скачать
Как исправить, выровнять, убрать восьмерку на колесе велосипеда видеоСкачать
Почему скрипят тормоза при торможении ? | Скрип ТормозовСкачать
ЧТО БУДЕТ с ПОКРЫШКОЙ на СКОРОСТИ 620 КМ/Ч?Скачать
Почему одна резина стирается быстрее другой, шины как их делают, почему шины разного качестваСкачать
Как работает липучка (фрикционная шина). Подробное видео. Просто о сложномСкачать
Торможение на сухом асфальте: летние и зимние шиныСкачать
My Summer Car 💚 Поломки Ходовой и тормозной системы! Подвеска, шины, тормоза!Скачать
Зачем нужны низкопрофильные шиныСкачать
9 причин вибрации колёс и почему бьёт рульСкачать