Устройства, подключаемые к шине, разделяются на два основных типа: busmasters и busslaves. Busmasters — это устройства, способные управлять работой шины, то есть инициировать запись/чтение и т. п. Busslaves — соответственно, устройства, которые могут только отвечать на запросы.
Важнейшей характеристикой шины является ее разрядность, которая определяет количество данных, передаваемых по шине одновременно (за один такт). Понятно, что чем больше разрядность шины, тем больше ее производительность, хотя, правда, это и не всегда так, так как количество передаваемой в секунду информации зависит еще и от собственно ее частоты. По назначению шины можно разделить на три категории:
По этой шине происходит обмен данными между процессором, картами расширения и памятью. Особую роль здесь играет так называемый DMA-контроллер (DirectMemoyAccess), через который происходит управление транспортировкой данных, минуя процессор. Такой способ хорош тем, что освобождает ресурсы CPU для других нужд. Разрядность шины данных может составлять 8 бит, 16 бит, 32 бит и так далее.
Данные, которые в большом количестве кочуют по шине через материнскую плату, должны, в конце концов, сделать где-нибудь помежкточную остановку. Местом для этой остановки являются отдельные ячейки памяти. Каждая ячейка должна иметь свой адрес. Следовательно, объем памяти, который может адресовать процессор, зависит от разрядности адресной шины. Его можно вычислить по формуле:
Объем адресуемой памяти = 2n, где n — число линий в адресной шине.
Процессор 8088, например, имел в своем распоряжении 20 адресных линий и, таким образом, мог адресовать всего 1 Mb памяти (220=1048576). В компьютерах на базе процессора 80286 адресная шина была уже 24-разрядной, а процессоры 80486 имеют уже 32-разрядную шину, которая позволяет адресовать 4 им гигабайта памяти.
Конечно же, незачем просто транспортировать данные по шине и располагать их в памяти, если непонятно, куда их нужно переслать и какое устройство в них нуждается. Разрешение этой проблемы на себя шина контроллера, называемая также системной шиной, или шиной управления.
В качестве конечных пунктов системной шины можно рассматривать слоты расширения, интегрированные на материнскую плату контроллеры и прочее. Все эти устройства соединены между собой шиной управления. Логично предположить, что от ее производительности во многом зависит производительность всей системы, и чем больше тактовая частота и разрядность этой шины, тем лучше. Внешний вид слотов расширения, которые установлены на материнской плате, зависит именно от типа шины управления. Понятно, что, например, разъемы 32-разрядной системной шины будут отличаться от разъемов 16-разрядной шины.
Шина ISA была первой стандартизированной системной шиной (ISA означает IndustryStandartArchitecture) и долгие годы являлась стандартом в области РС. И даже сегодня разъемы этой шины можно встретить на некоторых системных платах.
Родоначальником в семействе шин ISA была появившаяся в 1981 году 8-разрядная шина (8 bit ISA Bus), которую можно встретить в компьютерах ХТ-генерации. 8-разрядная шина имеет 62 линии, контакты которых можно найти на ее слотах. Они включают 8 линий данных, 20 линий адреса, 6 линий запроса прерываний. Шина функционирует на частоте 4.77 MHz. 8-разрядная шина ISA — самая медленная из всех системных шин (пропускная способность составляет всего 1.2 Mb в секунду), поэтому она уже давным-давно устарела и поэтому сегодня нигде не используется, ну разве что о-о-очень редко (например, некоторые карточки FM-тюнера могут 8-разрядный ISA-интерфейс, так как там шина используется только для управления, а не для передачи собственно данных, и скорость ее работы является некритичной).
Дальнейшим развитием ISA стала 16-разрядная шина, также иногда называемая AT-Bus, которая впервые начала использоваться в 1984 году. Если вы посмотрите на ее слоты (извините, пожалуйста, за плохое качество рисунка), то увидите, что они состоят из двух частей, из которых одна (большая) полностью копирует 8-разрядный слот. Дополнительная же часть содержит 36 контактов (дополнительные 8 линий данных, 4 линии адреса и 5 линий IRQ плюс контакт для нового сигнала SBHE). На этом основании короткие 8-разрядные платы можно устанавливать в разъемы новой шины (сделать это наоборот, конечно же, невозможно).
Читайте также: Шина при переломе ноги стопы
Передача байта данных по шине ISA происходит следующим образом: сначала на адресной шине выставляется адрес ячейки RAM или порта устройства ввода/вывода, куда следует передать байт, затем на линии данных выставляется байт данных. Производится задержка тактами ожидания и подается сигнал на передачу байта (строб записи), причем неизвестно, успели записаться данные или нет. Поэтому тактова частота шины выбрана 8.33 MHz, чтобы даже самые медленные устройства гарантированно могли произвести по шине обмен даными (командами). Пропускная способность при этом составила 5.3 Mb/s.
В 1987 году компания IBM прекратила выпуск серии РС/АТ и начала производство линии PS/2. Одним из главных отличий нового поколения персональных компьютеров была новая системная шина MCA (MicroChannelArchitecture). Эта шина не обладала обратной совместимостью с ISA, но зато содержала ряд передовых для своего времени решений:
· 8/16/32-разрядная передача данных
· Пропускная способность составила 20 Mb/s при частоте 10 MHz и максимальной пропускной способности 160 Mb/s (!), то есть больше, чем у 32-разрядной PCI
· Поддержка нескольких busmaster. Любое устройство, подключенное к шине, может получить право на ее исключительное использование для передачи или приема данных с другого соединенного с ней устройства. Такое устройство, по сути, представляет собой специализированный процессор, который может осуществлять обмен данными по шине независимо от основного процессора. Работу устройств арбитр шины (CACP — CentralArbitrationControlPoint). При распределении функций управления шиной арбитр исходит из уровня приоритета, которым обладает то или иное устройство или операция. Всего таких уровней четыре (в порядке убывания):
· Регенерация системной памяти
· Прямой доступ к памяти (DMA)
Все описанные ранее шины (за исключением MCA) имеют общий недостаток — сравнительно низкую пропускную способность. Это связано с тем, что шины разрабатывались в расчете на медленные процессоры. В дальнейшем быстродействие последнего возрастало, а характеристики шин улучшались в основном экстенсивно, за счет добавления новых линий. Препятствием для повышения частоты шины являлось огромное количество выпущенных плат, которые не могли работать на больших скоростях обмена (МСА это касается в меньшей степени, но в силу вышеизложенных причин эта архитектура не играла заметной роли на рынке). В то же время в начале 90-х годов в мире персональных компьютеров произошли изменения, потребовавшие резкого увеличения скорости обмена с устройствами:
· Создание нового поколения процессоров типа Intel 80486, работающих на внешних частотах до 66 MHz
· Увеличение емкости жестких дисков и создание более быстрых контроллеров
· Разработка и активное продвижение на рынок графических интерфейсов пользователя (типа Windows) привели к созданию новых графических адаптеров, поддерживающих более высокое разрешение и большее количество цветов (VGA и SVGA), что привело к нехватке пропускной способности имеющихся шин (MCA, как уже говорилось, не в счет)
Выход из создавшегося положения следующий: осуществлять часть операций обмена данными, требующих высоких скоростей, не через шину ввода/вывода, а через шину процессора, примерно так же, как подключается внешний кэш.
Едва карта VLB успела закрепиться на рынке, как в июне 1992 года фирма Intel изготовила новую шину — шину PCI (PeripheralComponentInterconnect). Именно этот «периферийный соединительный компонент» находится в большинстве современных компьютеров, де-факто стал стандартом для шинной индустрии нашего времени.
Читайте также: Домики из шин для кошек
Разработчики шины поставили своей целью создать принципиально новый интерфейс, который бы не являлся усовершенствованиями других технологий (как, например EISA), не зависел от платформы (то есть мог работать с будущими поколениями процессоров), имел высокую производительность и был дешев в производстве. Благодаря отказу от использования шины процессора шина PCI оказалась не только процессоронезависимой, но и могла работать самостоятельно, не обращаясь к последней с запросами. Например, процессор может работать с памятью, в то время как по шине PCI передаются данные. Основополагающим принципом шины PCI является применение так называемых мостов (Bridges), которые осуществляют связь шины с другими компонентами системы (например, PCI to ISA Bridge). Другой особенностью является реализация так называемых принципов BusMaster и BusSlave. Например, карта PCI-Masterможет как считывать данные из оперативной памяти, так и записывать их туда без обращения к процессору. Карта PCI-Slave (например, графический контроллер) может только считывать данные.
· Синхронный 32-х или 64-х разряд ный обмен данными (правда, насколько мне известно, 64-разрядная шина в настоящее время используется только в Alpha-системах и серверах на базе процессоров IntelXeon, но, в принципе, за ней будущее). При этом для уменьшения числа контактов (и стоимости) используется мультиплексирование, то есть адрес и данные передаются по одним и тем же линиям
· Шина поддерживает метод передачи данных, называемый linearburst (метод линейных пакетов). Этот метод предполагает, что пакет информации считывается (или записывается) одним куском, то есть адрес автоматически увеличивается для следующего байта. Естественным образом при этом увеличивается скорость передачи собственно данных за счет уменьшения числа передаваемых адресов
· В шине PCI используется совершенно отличный от ISA способ передачи данных. Этот способ, называемый способом рукопожатия (handshake), заключается в том, что в системе определяется два устройства: передающее (Iniciator) и приемное (Target). Когда передающее устройство готово к передаче, оно выставляет данные на линии данных и сопровождает их соответствующим сигналом (IniciatorReady), при этом приемное устройство записывает их (данные) в свои регистры и подает сигнал TargetReady, подтверждая запись данных и готовность к приему следующих. Установка всех сигналов производится строго в соответствии с тактовыми импульсами шины
· Относительная независимость отдельных компонентов системы. В соответствии с концепцией PCI передачей пакета данных управляет не CPU, а мост, включенный между ним и шиной PCI (HostBridgeCashe/DRAM Controller). Процессор может продолжать работу и тогда, когда происходит обмен данными с RAM. То же происходит и при обмене данными между двумя другими компонентами системы
Видео:АвтоОрск / АвтоГаджеты / Почему нельзя ставить колеса больше заводских?Скачать
Типы шин в компьютерной архитектуре
Внутри компьютеров есть много внутренних компонентов. Чтобы эти компоненты могли взаимодействовать друг с другом, они используют провода, которые называются « шинами ». Советуем вам сайт компании amperica.ru, здесь вы сможете купить электротехнику и многое другое для дома!
Шина является обычным путем , через который информационные потоки от одного компьютера к другому компоненту. Этот путь используется для связи и устанавливается между двумя или более компьютерными компонентами. Мы собираемся проверить различные архитектуры компьютерных шин , которые встречаются в компьютерах.
Видео:Широкие шины | Преимущества и недостаткиСкачать
Различные типы компьютерных автобусов
Видео:Ширина шины: какая лучше? Простой способ выбратьСкачать
Функции Автобусов в Компьютерах
Краткое описание функций шин в компьютерах 1. Совместное использование данных. Все типы шин, обнаруженные в компьютере, передают данные между подключенными к нему периферийными устройствами компьютера.
Шины передают или отправляют данные либо последовательным, либо параллельным способом передачи данных. Это позволяет одновременно обмениваться 1, 2, 4 или даже 8 байтами данных. (Байт — это группа из 8 битов). Автобусы классифицируются в зависимости от того, сколько бит они могут перемещать одновременно, что означает, что у нас есть 8-битные, 16-битные, 32-битные или даже 64-битные шины.
Читайте также: Шины для уаз хантер r16 внедорожные
2. Адресация — шина имеет адресные строки, которые совпадают с адресами процессора. Это позволяет отправлять данные в определенные места памяти или из них.
3. Питание — шина обеспечивает питание различных периферийных устройств, подключенных к ней.
4. Синхронизация — шина обеспечивает системный тактовый сигнал для синхронизации подключенных к нему периферийных устройств с остальной частью системы.
Шина расширения обеспечивает простое подключение дополнительных или дополнительных компонентов и устройств на компьютере, таких как ТВ-карта или звуковая карта.
Видео:Не ставь БОЛЬШИЕ шины пока не узнаешь ЭТО !Скачать
Терминология автобусов
Компьютеры имеют два основных типа шин: 1. Системная шина: — это шина, которая соединяет процессор с основной памятью на материнской плате. Системная шина также называется лицевой шиной, шиной памяти, локальной шиной или главной шиной. 2. Несколько шин ввода / вывода (I / O — сокращение от ввода / вывода), соединяющих различные периферийные устройства с CPU. Эти устройства подключаются к системной шине через «мост», реализованный в чипсете процессоров. Другие названия для шины ввода / вывода включают «шину расширения», «внешнюю шину» или «шину хоста».
Видео:Жёсткость шины и высота профиля. Размеры шин. Как выбрать.Скачать
Типы автобусов расширения
Вот некоторые из распространенных типов шин расширения, которые когда-либо использовались в компьютерах:
- ISA — промышленная стандартная архитектура
- EISA — Расширенная архитектура промышленного стандарта
- MCA — микроканальная архитектура
- VESA — Ассоциация стандартов видеоэлектроники
- PCI — периферийное компонентное соединение
- PCI Express (PCI-X)
- PCMCIA — Ассоциация производителей карт памяти для персональных компьютеров (также называемая шиной для ПК)
- AGP — ускоренный графический порт
- SCSI — Интерфейс малых компьютерных систем.
Видео:Как увеличить дорожный просвет за счёт установки колёс иного размера.Скачать
8-битные и 16-битные автобусы ISA
Видео:Какая резина лучше низкая или высокая?Скачать
ISA Bus
Это наиболее распространенный тип шины раннего расширения, который был разработан для использования в оригинальном IBM PC. В IBM PC-XT использовалась 8-битная конструкция шины. Это означает, что передача данных происходит по 8-битным блокам (то есть по одному байту за раз) по шине. Шина ISA работала с тактовой частотой 4,77 МГц.
Для IBM PC-AT на базе 80286 была анонсирована улучшенная конструкция шины, которая могла бы одновременно передавать 16-битные данные. 16-битная версия шины ISA иногда называется шиной AT. (AT-Advanced Technology)
Усовершенствованная шина AT также предоставила в общей сложности 24 адресных строки, что позволило адресовать 16 МБ памяти. Шина AT была обратно совместима со своим 8-битным предшественником и позволяла использовать 8-битные карты в 16-битных слотах расширения.
Когда он впервые появился, 8-битная шина ISA работала на скорости 4,77 МГц — столько же, сколько процессор. Улучшения, сделанные за эти годы, в конечном итоге позволили шине AT работать на тактовой частоте 8 МГц.
Видео:Шинный калькулятор Онлайн для всех автомобилейСкачать
Сравнение между 8 и 16-битной шиной ISA
8-битная ISA-карта (XT-Bus) | 16-битный ISA (AT –Bus карта) |
---|---|
8-битный интерфейс данных | 16-битный интерфейс данных |
Автобус 4,77 МГц | Автобус 8 МГц |
62-контактный разъем | 62-контактный разъем |
36-контактный удлинитель AT |
Сравнение 8-битной и 16-битной шины ISA, используемой в ранних компьютерах.
Видео:Выбираем протектор под условия эксплуатации! / Износостойкость грузовых шинСкачать
MCA (архитектура микроканалов)
IBM разработала эту шину в качестве замены для ISA, когда они разработали ПК PS / 2, выпущенный в 1987 году.
Автобус предложил ряд технических улучшений по сравнению с шиной ISA. Например, MCA работал на более высокой скорости 10 МГц и поддерживал 16-битные или 32-битные данные. Также поддерживается мастеринг шин — технология, которая размещает мини-процессор на каждой плате расширения. Эти мини-процессоры контролировали большую часть передачи данных, позволяя процессору выполнять другие задачи.
Одним из преимуществ MCA было то, что подключаемые карты были программно настраиваемыми; это означает, что они требовали минимального вмешательства пользователя при настройке.
Шина расширения MCA не поддерживала карты ISA, и IBM решила взимать роялти с других производителей за использование этой технологии. Это сделало его непопулярным, и сейчас это устаревшая технология.[:]
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
💥 Видео
ШИРИНА ШИНЫ, КАК ПОДОБРАТЬ ШИНЫ ПО ШИРИНЕ ДИСКА?Скачать
Шины и диски. Увеличение ширины диска.Скачать
Колесные Проставки | Их типы | Мифы и реальностьСкачать
Что означает МАРКИРОВКА НА ШИНАХ / Значение всех цифр и букв на резинеСкачать
Расход топлива: какие шины купить, чтобы сэкономить. Примеры в цифрах и советыСкачать
На что влияет размер колес?What affects wheel size?Скачать
Как шины влияют на расход топливаСкачать
Haval Jolion. Увеличиваю клиренс за счет более высокого профиля резины.Скачать
Проставки (адаптеры) на колеса | Зачем нужны? Как устанавливаются? 5 видов конструкций.Скачать
Шины! Как Выбрать!Скачать
Что такое PCIe? Все виды скоростного интерфейса подключения PCIe 1.0-6.0 (x1 x4 x8 x18 x32)Скачать