Автомобилисты часто спорят, какие шины лучше: широкие или узкие. Ведь от ширины зависит управляемость и курсовая устойчивость автомобиля, сцепные свойства покрышки.
Широкие низкие автопокрышки смотрятся эффектно и отличаются практичностью. Узкие показывают стабильное поведение на мокрой дороге и преимущественно используются зимой.
Но как узнать, резина узкая или широкая? Для этого необходимо обратить внимание на маркировку, которая наносится на боковую часть покрышки.
Стандартная маркировка выглядит ‘195/65 R 14 91V’ и расшифровывается так:
- 195 – ширина покрышки при нормальном давлении в соответствии с рекомендациями производителя. Измеряется в миллиметрах.
- 65 – цифра указывает на профиль резины. Измеряется в процентном соотношении высоты профиля от ширины резины.
- R – маркер указывает на конструкцию шины. R – радиальная резина.
- 14 – диаметр колесного диска. Измеряется в дюймах.
- 91 – индекс нагрузки на покрышку. Чем меньше цифра, тем меньший вес способно выдержать колесо.
- V – маркер обозначает максимально допустимую скорость для шины.
Ширина шины – расстояние между боковыми частями покрышки от края до края. При этом давление в покрышке должно быть оптимальным.
Для обеспечения безопасного и комфортного вождения ширина профиля не должна превышать ширину обода на 30%. Это необходимо учитывать, если вы решили поставить резину шире, чем рекомендовано производителем.
Важно . При установке слишком широкой резины происходит ее саморазбортировка. Во время резкого поворота такая покрышка может порезаться о собственный диск.
Можно ли поставить шины шире, если это не предусмотрено производителем? В этом случае нет. Устанавливают только рекомендованные модели / размеры резины. В инструкции по эксплуатации автомобиля указаны максимальные и минимальные значения. Самая большая цифра – это максимально допустимая ширина, а самая маленькая – минимально допустимая ширина.
На что способна повлиять ширина покрышки:
- Летом широкая резина предпочтительнее узкой. Такие покрышки подходят для агрессивной активной езды на повышенных скоростях. Широкие шины лучше тем, что препятствуют пробуксовке колес во время старта. Они также меньше нагреваются при скоростной езде. Если вы предпочитаете спокойный стиль вождения, не делаете резких перестроений на скорости, устанавливайте стандартную резину.
- Узкие шины покажут себя лучше широких в зимний сезон. Такие покрышки легко преодолеют замерзшую колею, прорежут себе путь по снегу. Узкая резина также позволяет снизить расход топлива.
Видео:Ширина шины: какая лучше? Простой способ выбратьСкачать
Узкие и широкие шины: отличия
От ширины покрышки зависит уровень комфорта, безопасность, управляемость автомобилем, а также его внешний вид.
Широкие покрышки увеличивают сопротивление качению, что приводит к большему расходу топлива. Если говорить о том, какие шины лучше шире или уже в плане эстетики. То тут выигрывает широкая резина. Она смотрится презентабельно, сразу меняет восприятие автомобиля.
Отличия кроются и в стоимости. Узкие покрышки стоят дешевле. Они популярнее. Узкая высокопрофильная резина выпускается в большом количестве, что и снижает ценник. А вот низкопрофильные широкие покрышки подойдут не для каждого автомобиля.
Плюсы и минусы широкой резины
- Положительно влияют на разгон автомобиля. Препятствуют пробуксовке при резком старте.
- Обеспечивают эффективное торможение на сухом и мокром асфальте.
- Повышают курсовую устойчивость, маневренность машины на резких поворотах.
- Идеально подходят для езды в условиях грунтовых дорог и бездорожья.
- Смотрятся солидно, улучшают внешний вид машины.
Для быстрой загородной езды по трассе широкая резина будет предпочтительнее. Но при такой эксплуатации увеличивается риск аквапланирования.
- Низкое сопротивление скольжению на мокрой дороге – риск эффекта аквапланирования.
- Большой вес.
- Высокая стоимость.
Плюсы и минусы узких покрышек
На зиму следует выбирать узкую резину, которая показывает стабильные тягово-сцепные свойства по сравнению с широкими покрышками. Такие шины обеспечивают высокое поверхностное давление на дорогу, устойчиво проходят снежную колею, справляются с отводом воды и объемных масс талого снега.
Читайте также: Бренды шин для легковых автомобилей список
Узкие покрышки подходят и для тех, кто часто ездит за город, не увлекается скоростной ездой. Для малометражных автомобилей также предпочтительнее этот вид резины.
- Сокращенный расход топлива.
- Устойчивость к аквапланированию.
- Эффективный отвод воды и грязи от пятна контакта.
- Хорошая проходимость по снегу и льду.
- Не подходят для экстремальной езды.
- Перегреваются при движении на высокой скорости.
- Требует максимальной аккуратности при вхождении в крутой поворот.
Видео:Какие шины выбрать узкие или широкие?!Откуда вообще этот вопрос ?!Скачать
Подведем итог
Если вы затрудняетесь с выбором, опытные специалисты всегда помогут правильно подобрать модель покрышек для вашего автомобиля.
Видео:ШИРОКИЕ или УЗКИЕ ШИНЫ ЗИМОЙ?Скачать
Библия автомобилиста: купить широкие или узкие шины?
Обеспечат ли широкие шины лучшее сцепление?
Многие автовладельцы считают, что низкопрофильные шины отлично отрабатывают на сухой дороге, выдавая крепкое сцепление с дорожным покрытием. Во влажную погоду, вероятно, появится желание убедиться, что страховка еще не закончилась, особенно передвигаясь на автомобиле с передним приводом: опасность аквапланирования на широких шинах выше. Однако оказывается, что более широкие шины не дают лучшего сцепления по сравнению с узкими, если принимать во внимание только ширину колеса. В этом легко убедиться:
Это простейшее уравнение хорошо иллюстрирует происходящее в зоне пятна контакта для большинства типов автомобилей.
Рассмотрим подробнее. Например, на ваш автомобиль установлены некие шины, которыми он был укомплектован при продаже. Допустим, масса автомобиля 1500 кг и рекомендуемое давление в шинах 30psi или 2,11 кг/кв.см. Грубо говоря, каждая шина принимает на себя четверть массы автомобиля, или, в нашем случае, 375 кг. Преобразуя формулу получаем S=m/P. Согласно этой формуле, площадь пятна контакта будет около 375/2,11 = 178 кв.см.
Пусть на наш автомобиль установлены стандартные шины 185/65 R14. Это обозначение говорит о том, что ширина шины 18,5 см. Зная ширину пятна контакта и производя нехитрые вычисления, получаем длину пятна контакта 178/18,5=9,8 см. Таким образом, размеры плоской области касания шиной поверхности дороги составляют 18,5 на 9,8 см. Теперь вы решили поменять шины на другие, и, воспользовавшись нашим шинным калькулятором, получили новую размерность 225/50 R15. Вы купили новые литые диски, поставили на них новые шины и выехали на трассу.
Теперь посмотрим на ситуацию заново. Масса вашего автомобиля не изменилась, рекомендуемое давление в шинах осталось прежним. Согласно уравнению P=m/S (давление=масса/площадь) площадь пятна контакта осталась прежней: 178 кв. см! Хотя новые шины шире, площадь соприкосновения с дорогой остается прежней. Несложно подсчитать новую длину пятна контакта: 178/22,5=7,8 см.
Вот теперь пора кричать “Эврика!”. В целом плоская область контакта с дорогой остается прежней или изменяется незначительно. Устанавливая широкие шины, меняется форма пятна контакта, а не его площадь. А значит, сцепление остается прежним, или изменяется незначительно при прочих равных условиях. А что же влияет на него в этом случае? Сцепление с дорогой обеспечивается коэффициентом трения, определяемым составом резины и типом дорожного покрытия и нагрузкой, приложенной к шине. Посмотрим математическим взглядом на проблему:
F=uN, где F — сила трения, N — вертикальная сила, приложенная на колесо (mg — масса машины, умноженная на ускорение свободного падения) и u — коэффициент трения, который остается постоянным и определяется составом компаунда и типом дороги. Здесь снова остановимся и рассмотрим этот момент подробнее. Коэффициент трения, в основном, определяется способностью резины сцепляться с микро неровностями дороги на микроскопическом уровне.
Здесь кроется объяснение, почему возникает опасность заноса на грунтовой, гладкой или покрытой тонким слоем грязи дороге. Это происходит только потому, что сила трения уменьшилась.
Читайте также: Датчики давления в шинах кадиллак срх
Так все-таки, дают ли широкие шины лучшее сцепление?
Если площадь пятна контакта не изменяется, коэффициент и сила трения остаются прежними, то нет принципиальной разницы в сцеплении между широкими и узкими шинами. Однако есть другие, не менее важные особенности. Узкая шина больше деформируется при движении, сохраняя пятно контакта неизменным. Боковина шины больше сжимается и разжимается с каждым оборотом колеса, деформация шины приводит к ее нагреву. С более длинным пятном контакта и большей деформацией боковины шина тратит пропорционально меньше времени на сброс тепла, чем широкая шина, пятно контакта которой узкое и меньше деформируется боковина. Это означает, что узкая шина должна быть сделана из более твердого резинового компаунда для больше сопротивляемости нагреву. Твердый компаунд хуже адаптируется под микронеровности дороги и имеет меньший коэффициент трения. Широкие низкопрофильные шины, как правило, сделаны из мягкого компаунда и в силу этого имеют лучшую способность сцепляться с дорогой. Вот и ответ — шире шины — лучше сцепление. Но снова все не так просто.
Поперечная нагрузка
При повороте на автомобиль воздействует центробежная сила, стремящаяся сорвать сцепление и унести автомобиль в занос. Здесь становится важным такой параметр, как угол скольжения. На графике показана зависимость поперечной нагрузки (в кг) и угла скольжения (в градусах). Угол скольжения лучше всего описать так: это разница между направлением колес, которое водитель задает при помощи руля и направлением, по которому автомобиль стремится поехать самостоятельно — оно всегда направлено по касательной к траектории поворота. При повороте возрастает поперечная нагрузка на шины и в некоторой точке она становится больше, чем механическое сцепление с дорогой. Этот момент находится в верхней точке кривой на графике. Иначе говоря, наступает момент, когда уже не важно, какая вертикальная нагрузка приложена на колесо — автомобиль все равно сорвется в занос.
Почему широкие шины лучше в этом случае?
Потому что более мягкий компаунд дает больший коэффициент трения и лучшее сцепление. Низкопрофильные шины меньше деформируются под воздействием поперечной нагрузки, как результат — стабильное пятно контакта, предсказуемое поведение автомобиля и четкость управления. Иными словами, автомобиль выдерживает большую поперечную нагрузку до достижения критического момента.
Видео:Широкие и узкие шины | Преимущества и недостатки | Отвечаем на вопросы подписчиковСкачать
Все шире, и шире, и шире!
Почему? С моторами и Сх все ясно, а колеса-то с чего растут вширь? Причин две. Первая: чем меньше боковина шины, тем меньше эта шина деформируется в повороте. Стало быть, лучше управляемость. Правда, разницу заметит лишь профессиональный гонщик в самых экстремальных виражах. Но конкуренция заставляет фирмы задирать характеристики все выше, борьба идет за миллиметры.
Вторая причина куда весомей: очень уж выигрышно смотрятся большие диски. Красиво — глаз не оторвать. А поскольку воздуха в шине не может быть меньше некого минимума и увеличивать наружный размер колеса уже просто некуда, приходится делать их неоправданно широкими. Вот и пошла мода на ширину.
Неважно, какая машина — «девятка», Golf, или Ford. Колесами сейчас меряются, как раньше — лампасами. У кого шире — тот и круче. В ход вовсю идут диски с маленьким вылетом. Аргумент хозяина авто на четырех катках убийственный: мол, оно лучше стоит на дороге! Ну, и выглядит куда интересней. Насчет «выглядит» — смотри выше. А «лучше стоит» — это бесспорно. Стоять будет насмерть — не сдвинешь. Проблем тут никаких, начинаются они аккурат в тот момент, когда машина перестает стоять и начинает ехать.
Сейчас придется немного отступить от интереснейшей темы ширины и красоты как таковой и окунуться в серую скуку элементарной физики и теории автомобиля. В оправдание скажу, что окунание будет неглубоким и коротким. Итак, кинематика управляемых колес рассчитывается по незыблемым законам заводскими инженерами. Будь то Mercedes, Subaru или «Ока» — законы одни, формулы одинаковы. Все колеса находятся в строжайшем соответствии с базой и колеей машины. Углы поворота колес жестко связаны меж собой и с геометрией шасси. Что будет, если ее нарушить (в нашем случае — сделав шире колею)? Точки опоры расползутся в стороны при той же длине, а это по закону снижает курсовую устойчивость.
Читайте также: Шины мишлен энерджи сейвер 205 55
Пойдем дальше. Пятно контакта широкого колеса такое же по площади, как и узкого, только шире и короче. Стало быть, сила сцепления его с дорогой такая же. Это правильно. Но до тех пор, пока едешь прямо. В повороте внутренняя относительно центра поворота часть колеса стремится вперед, а внешняя — назад. В результате срыв в юз широкого колеса при повороте куда вероятней.
Меняется и плечо обката. Что это такое? Представьте, что на стоящей машине водитель крутит руль. Переднее колесо начнет поворачиваться вокруг какой-то точки. Если точка посередине пятна контакта — полколеса пойдет назад, полколеса — вперед. Если же диск с меньшим вылетом, пятно контакта сдвигается наружу относительно центра машины. Но ось поворота остается на старом месте! Она задана конструкцией машины. Чем это грозит? Становится тяжелей управление — колесо, поворачивая, объезжает точку поворота благодаря бицепсам водителя. А при езде, скажем, по вязкому покрытию (снег, мокрая глина, грязь), появляется сила, которая будет выворачивать колесо наружу. Строго говоря, такая сила есть всегда, но в нашем случае увеличивается многократно. Хорошо, если в грязную кашу въехать обоими колесами враз — тогда они будут стремиться повернуть наружу и компенсируют друг друга. А если влететь одним только бортом, вторым оставаясь на асфальте? Поворачивающий момент может стать таким, что удержать руль под силу будет разве что Илье Муромцу. Смертельно опасными становятся грязная обочина, прокол переднего колеса, промоина, да и просто камешек. Вот наедет кто неловко — и быстрая езда превратится в полет. Пусть короткий, зато эффектный. С лаконичным гаишным диагнозом «не справился с управлением». Хорошо, если без жертв.
Другая легенда гласит, что с широкими шинами лучше проходимость. Мол, меньше давление на грунт. На самом деле это самое давление на грунт зависит от веса машины и степени накачанности шин. Но не от ширины. Зато широкое колесо отлично нагребает перед собой валик рыхлого грунта. А чем он больше — тем быстрей засядешь. Правда, узкое колесо охотней зарывается, но это уже когда машина крепко «сидит».
Есть еще один аргумент «против». Это у иномарок подвеска и рулевое изначально рассчитаны на широкие колеса. Наши же лихо раздвинутые колеса сидят по-прежнему на родных ступицах — иначе не бывает. Наружные подшипники ступиц оказываются перегруженными и довольно быстро разрушаются. Собственно, чем шире колесо, тем быстрей рассыплется и подшипник. Не верьте тем, кто убеждает: мол, вот я поставил широкий диск — и ничего, езжу. И все целехонько. Ну не попрешь против законов физики, как бы тоскливо это ни звучало! В самом деле: сколько раз швырнешь камень в небо, столько раз он прилетит обратно. Мир управляется чугунными законами, и это невыносимо скучно. И законы эти — увы! — не нарушаются. Они не умеют нарушаться. Впрочем, может, у кого камень и не вернулся? А?
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
📹 Видео
ТИХИЕ ШИНЫ ЭТОГО НЕ ЗНАЮТ БОЛЬШИНСТВО АВТОМОБИЛИСТОВСкачать
АвтоОрск / АвтоГаджеты / Почему нельзя ставить колеса больше заводских?Скачать
Как шины влияют на расход топливаСкачать
Жёсткость шины и высота профиля. Размеры шин. Как выбрать.Скачать
Не ставь БОЛЬШИЕ шины пока не узнаешь ЭТО !Скачать
Широкие покрышки быстрее?Скачать
Узкая или широкая шина | Выбираем зимнюю резину по размеруСкачать
Как ВЕС И РАЗМЕР КОЛЕС влияет на РАЗГОН на СЛАБОМ АВТОМОБИЛЕ. ЛЕГКИЕ диски против ТЯЖЕЛЫХ.Скачать
Широкие шины | Преимущества и недостаткиСкачать
Можно ли поставить шину шире диска?! Что будет если поставить шину шире диска?Скачать
НИЗКОПРОФИЛЬНЫЕ ШИНЫ ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ АВТОМОБИЛИСТСкачать
Широкие шины лучше узких? | Автоспорт на пальцахСкачать
Об оптимальных пропорциях ширины и высоты шины и диска на бездорожье.Скачать
Главные ошибки при выборе летних шин | Как правильно выбрать летние шиныСкачать
ПОДОБРАТЬ ДИСК К ШИНЕ И НАОБОРОТ! РАЗМЕР КОЛЁС 2018-2020..Скачать
ШИРИНА ШИНЫ, КАК ПОДОБРАТЬ ШИНЫ ПО ШИРИНЕ ДИСКА?Скачать