«Травить, иль не травить?» – поистине шекспировский вопрос, волнующий джиперов с тех пор, как в колёса начали закачивать воздух. Однозначный ответ – травить, найден ещё советскими строителями БАМа и коммунизма, но даже в век бескамерных шин у многих остаются сомнения в необходимости этой простейшей процедуры, значительно повышающей проходимость любого автомобиля. А значит, в очередной раз пришло время их развеять.
Начнём с азов. Почему спускать давление в шинах перед выездом на бездорожье всё-таки надо? Потому что наш родной офф-роуд – густая или жидкая грязь, болота, глубокие снега, местами пески, то есть грунты со слабой несущей способностью. Проще говоря, наступил – и провалился почти по самые помидоры. Лучший способ избежать подобного фиаско – снизить давление на грунт, для чего его нужно распределить по максимальной площади. Как это сделать? Заранее стравить шины!
Накачанное колесо соприкасается с поверхностью меньшей площадью, а значит — глубже проваливается. При понижении давления шина начинает работать как гусеница. Там, где приходилось бороться за каждый метр, вы легко поедете, удивляясь возросшей чуть ли не в половину проходимости. Ведь при низком давлении шины не только меньше проваливаются и скользят, но и легче наползают на препятствия, будь то колея или поваленное дерево. Вспомните об этом, когда какое-нибудь бревно перебежит вам дорогу. Накачанными колёсами вы скорее всего будете просто толкать его перед собой, а приспущенные шины легко переползут через преграду.
Но, говорят, не всякие шины можно травить? Да нет, всякие. Зимние и летние, внедорожные и не очень. На нашей планете законы физики неизменны и работают всегда – чем большей площадью шина касается грунта, тем меньше на него давит. Однако, эффект от снижения давления бывает разным.
Видео:Давление в Шинах от R13 до R18Скачать
К примеру, достаточно низкопрофильные универсальные шины Toyo Open Country A/T Plus 275/50R21, с протектором типа All/Terrain, для статусного Lexus LX можно приспустить до 1,5, максимум до 1 атмосферы, и уверенно преодолеть скользкий подъём. Но травиться ещё сильнее – бесполезно и опасно: проходимость не улучшится, а колёса, скорее всего, разбортируются. Так что справившись с засадой лучше снова накачать шины до рекомендованного производителем давления.
Другое дело высокопрофильные внедорожные шины. Они и при обычном давлении обеспечивают отличную проходимость, но если их стравить – раскрываются по-настоящему. Допустим, шины Toyo Open Country M/T можно спускать до 1,5 атм, чтобы мягко стелить по ухабистым грунтовкам, а «во всю ширину» их протектор работает при 0,5 – 0,3 атм.
При низком давлении шины не только меньше проваливаются и скользят, но и легче наползают на препятствия, будь то колея или поваленное дерево
Допустим, мы убедили вас в том, что спускать колёса на бездорожье полезно, но чем это делать? Вопрос кажется праздным лишь на первый взгляд. Представляете, сколько воздуха в таких больших шинах как Toyo Open Country M/T 35X12.50 R17? Даже не думайте просто нажать на клапан ниппеля ключом от квартиры – ваши товарищи будут возвращаться обратно, а вы всё ещё будете спускать свои «тридцать пятые». Самый дешёвый и быстрый способ – просто вывернуть золотник. Но чтобы он не улетел в траву или снег, требуется сноровка и хорошо развитая мелкая моторика. А ещё манометр для контроля давления. Одна из старинных джиперских легенд гласит, что можно травиться «на звук», мол, на одной атмосфере шины начинают свистеть. Доля истины в этом есть, но свистят не все, не всегда и не точно, а если давление в колёсах окажется разное, то поведение внедорожника не будет стабильным.
Так что лучше пользоваться дефлятором, но тоже не любым. Лучше выбрать дефлятор с манометром и устройством для выкручивания золотника. С ним всё пройдёт быстро и под вашим полным контролем. Штука простая – и дорогой гламурный ARB, и дешёвая китайская поделка работают одинаково. А вот брать дефлятор, который просто нажимает на золотник, не стоит. Это всё равно, что травиться ключом – долго, нудно и ключ можно потерять. То же касается дефляторов, настраиваемых на определённое давление. Они просто давят на клапан, стоят дорого, да к тому же требуют калибровки.
Читайте также: Когда менять шины зимняя резина
Видео:БЕЗДОРОЖЬЕ И СНИЖЕНИЕ ДАВЛЕНИЯ В ШИНАХ.Скачать
Поздравляем! Если вы дочитали до этого места, вы уже научились спускать колёса. Теперь дело за малым, научиться понимать сколько нужно стравить и как при этом ездить. Для движения по ухабистым грунтовкам на высокопрофильных шинах, достаточно полутора атмосфер. Будет намного комфортнее. Но нужно помнить, что и при таком, достаточно высоком давлении, автомобиль начнёт вести себя по-другому: станет более валким, вялым в управлении, а нагрузка на усилитель руля возрастёт. А ведь чем слабее грунт, тем сильнее надо травиться.
Чтобы легче ехать по не слишком тяжёлой грязи или песку, может хватить 1 атмосферы, но если под колёсами жидкая каша, придётся спускать их до 0.5 атм. А может и сильнее. Тут важен визуальный контроль, потому что те же внедорожные Toyo Open Country M/T при давлении в 0,5 атмосферы даже не выглядят спущенными, а значит их можно травить сильнее. А более мягкие зимние Тoyo Observe GSi-5, или их новейшее поколение GSi-6, при том же давлении буквально распластываются по грунту.
Слева: Зимняя Тoyo Observe GSi-5, совмещает преимущества шипованных шин и комфорт бесшумной езды. Отличается повышенной износоустойчивостью. Справа: Новая зимняя шина Toyo Observe GSi-6, с повышенной прочностью и улучшенными тормозными характеристиками на снегу и мокром покрытии, постепенно заменяет Observe GSi-5, но пока выпускается не во всех типоразмерах
Кстати, тонкий слой свежевыпавшего снега, при температуре около нуля, настолько скользкое покрытие, что автомобиль может сползти на малейшем уклоне. В этом случае, зимний протектор будет работать гораздо лучше, чем редкие и широкие внедорожные шашки. То же касается и глубокого снега, так что всегда выбирайте шины по сезону! В любом случае, чем давление ниже, тем аккуратнее нужно ехать. Ведь боковина колеса становится мягче, её легче порвать о сучья или камни, торчащие в колее. От удара о стенки колеи, пень, или при резких манёврах, колесо может разбортироваться. Кстати, именно из страха «разборта» джиперы часто и не хотят травиться.
Хотя, кажется, чего тут бояться? Есть же запаска! Но что делать, если разбортировалось сразу два колеса? Вариантов много, и вызов в лес специального эвакуатора – самый последний из них. Обычно достаточно собственных сил и компрессора. Чаще всего шина отходит от диска только с одной, внешней стороны. В этом случае нужно вывесить колесо домкратом, промыть (если нечем, то хорошо протереть обод диска и шину), обязательно вывернуть золотник, накрутить на ниппель шланг насоса, включить его и плотно прижать шину к ободу руками. Шина сама, в течение нескольких секунд, с хлопком встанет на место. Если не получилось с первого раза, тщательнее очищайте обод и плотнее прижимайте шину, меняя приложение силы. Всё получится!
Хуже, если шина отошла от диска с обеих сторон. Тут, видимо, придётся снимать колесо. Очищайте его, кладите диском на пень и прыгайте на шине, чтобы насадить её на диск с одной стороны, а после накачивайте, прижимая другую сторону шины к ободу, как мы уже говорили.
Видео:О внедорожном давлении в шинах.Скачать
В полевом шиномонтаже главное – тщательно очистить бортик шины и обод диска от грязи или снега. Берите с собой компрессор помощнее и не забудьте выкрутить золотник перед накачкой. Прижимая шину к ободу, следите, чтобы ваши пальцы не попали между шиной и диском
Ещё хуже, когда шина частично или полностью слетела с диска. Это уже совсем серьёзно, но тоже поправимо. Правда, потребуется куда больше усилий и несколько монтировок. Если удалось надеть шину на диск – самое сложное позади. Что делать дальше вы знаете. Чего делать не стоит, так это бортировать колесо «взрывом» – мороки не меньше, чем с компрессором, а результат непредсказуем. Повредить можно не только шину, но и самого себя. Помните, что забортированное в полях и лесах колесо, разбортировать во второй раз будет значительно легче, так что выбирать траектории и маневрировать нужно вдвойне осторожнее. Ну а выехав к цивилизации обязательно посетите шиномонтаж и перебортируйте пострадавшие колеса с промывкой и балансировкой.
Читайте также: Металлическая шина для штор двухрядный
По грязи на резине AT, используя рисунок протектора, оптимальное давление и правильные действия водителя
На сегодняшнем уроке мы научимся ездить по грязи на резине AT и использовать рисунок её протектора для надёжного сцепления со скользкой глиной. Определим оптимальное давление в шинах и обозначим правильные действия водителя в сложных внедорожных ситуациях
Допустим, вам чудом удалось выкроить время и вырваться на рыбалку или, не дай бог, пришла пора отвезти семью на дачу. Но накануне прошёл дождь, и дорогу изрядно развезло… Именно с таким типом бездорожья чаще всего сталкивается большинство владельцев кроссоверов и внедорожников. При этом, как мы уже рассказывали в прошлом уроке, хорошая жирная глина порой забивает даже «злой» протектор грязевой резины, а далеко не все готовы лифтовать машину и оснащать её зубастыми покрышками МТ ради поездок по раскисшей колее два-три раза в год. Да, в общем, это и не нужно. Для усиления внедорожных способностей автомобиля, большая часть пути которого проходит по дорогам с твёрдым покрытием, существуют шины All Terrain (AT).
В качестве наглядного пособия используем покрышку нашего партнёра – Toyo Open Country AT Plus. Её протектор с виду обычный шоссейный. Но если внимательно приглядеться, можно заметить, что внешнее плечо гораздо агрессивнее внутреннего. Более того, протектор заходит на боковину шины. О чём это говорит? О том, что покрышку можно смело использовать в грязи. С оглядкой на клиренс вашей машины, конечно. То есть если по грунтовке до вашего появления ездили не лесовозы, а всё-таки легковые машины, то вы, скорее всего, сможете без проблем преодолеть её на резине AT.
Снижение давления в шине даже до 1,0 атм значительно
повышает её внедорожные способности
Видео:Грязевые шины CST. Почему выбрали эту резину для джип-триала и покатушек. CST CL18 Land DragonСкачать
С ЧЕГО НАЧАТЬ?
Во-первых, давление в шинах следует снизить, причём перед тем, как вы начали штурмовать грязь. Если машина уже застряла, это, как правило, не помогает. Конечно, в отличие от грязевых покрышек MT, давление в которых мы снижали до ничтожно малых значений, в случае с АТ так радикально поступать не советуем. Потому что обычные дорожные диски вашего автомобиля при таком низком давлении, скорее всего, не удержат на себе шины, и колёса запросто могут разбортироваться, что заметно увеличит количество ваших проблем. Поэтому снижаем давление до 1,0 атм на лёгких внедорожниках и кроссоверах, до 1,2 – на тяжёлых и до 1,5 – на очень тяжёлых. Для этой цели нужно обязательно возить с собой в машине манометр и компрессор, тем более что они пригодятся не только в этой ситуации. Снижение давления, как мы говорили ранее, способствует не только увеличению площади контакта – покрышка становится эластичнее, лучше приспосабливаясь к складкам грунта, и наползает на препятствия подобно гусенице. При этом боковина распластывается, превращаясь в часть протектора. Теперь понятно, зачем нужен рисунок на боковине? Таким образом, снижение давления позволяет более эффективно использовать передовые технологии, заложенные в конструкции шины.
Колеи лучше пропускать между колёс. В крайнем случае,
можно свалить машину в одну колею с внешней стороны
Но и это ещё не означает, что, поставив покрышки AT и снизив в них давление, вы будете кататься по грязи, как по асфальту. Нужно иметь в виду, что, как мы уже писали в предыдущем уроке, глубокие колеи и колеи вообще нужно пропускать между колёс. Потому что в колеях ваша машина может банально сесть на «брюхо», как большой корабль на мель. Если же дорога узкая и возможности держать колею между колёс нет, можно попробовать свалить в неё машину только одной стороной. Это оставит запас по клиренсу и позволит двигаться даже по глубоким колеям. Хотя ездить по колеям на обычном кроссовере или внедорожнике всё же не стоит – велика вероятность повредить машину, набрав воды в мотор в бездонных лужах.
Читайте также: Как сделать поделки из шин лебедь
Для АТ также актуальны способы движения в колее, изложенные в прошлом уроке. Если вы едете по целине, прокладывая новую колею в грязи, сопротивление движению в этот момент заметно возрастает. Автомобиль начинает буксовать, и скорость движения стремительно падает. В этом случае очень помогает решительная работа рулём на пол-оборота влево-вправо. Это, во-первых, позволит передним колёсам расталкивать перед собой грязь и, во-вторых, активнее цепляться более агрессивной, чем середина, боковиной протектора. Теперь о глине. В чём главное отличие в поведении резины AT от MT при езде по глине? Помните, в прошлом уроке мы говорили, что грязевая резина не любит пробуксовки? Это может привести к ещё большему закапыванию. Так вот, резина AT, напротив, позволяет зачастую именно с помощью пробуксовки преодолеть особенно сложный участок. Её протектор не такой агрессивный и не закапывает машину в землю за один оборот колеса. Более того, часто происходит наоборот, и большая скорость вращения колёса выбрасывает грязь из протектора, обеспечивая хороший зацеп. Но и тут есть одно «но» – не надо перебарщивать! Мы рекомендуем газовать строго дозированно – пульсациями: нажав на педаль «газа» и раскрутив колёса, отпускать педаль и затем нажимать её снова. Этот способ позволяет находить оптимальную скорость вращения колёс, при которой достигается максимальный зацеп. Он особенно эффективен в сочетании с активной работой рулём.
Видео:Шины, давление, экономия и безопасность.Скачать
Интенсивная работа рулём помогает раздвигать
грязь при прокладке новой колеи в целине
Пониженное давление в шинах помогает протектору выбрасывать грязь
Если же глина скользкая, но не глубокая, то буксующую машину будет сильно водить из стороны в сторону. Чтобы избежать неуправляемого скольжения, рекомендуем, разогнавшись, подключить максимально высокую передачу. Благодаря увеличению нагрузки на двигатель, высокая передача избавит от переизбытка крутящего момента на колёсах. Да, если автомобиль оснащён противобуксовочными системами, перед преодолением грязи их лучше отключить, иначе они вполне могут оказать вам медвежью услугу: например, в неподходящий момент сбросить газ, решив, что машина буксует. Также следует избегать активных торможений, потому что на скользкой поверхности колёса могут заблокироваться, и автомобиль потеряет управление. Кроме того, если есть необходимость вписаться в поворот, лучше не тормозить, а активно работать рулём и педалью «газа». На скользкой глине это даст возможность хоть как-то повернуть. А снижать скорость лучше применяя торможение двигателем, под сброс «газа».
Хорошая грязь надёжно забивает любой протектор
Пробуксовка помогает выкинуть грязь из протектора
Итак, перед преодолением глинистых участков прежде всего снизьте давление и отключите противобуксовочную систему. Во время преодоления препятствий активно пользуйтесь рулём и не слишком активно – газом. По возможности переключайтесь на высшую передачу. Выехав на участок с твёрдым покрытием, не забудьте восстановить обычное давление в шинах и снова включить прежде отключённые системы. Сбейте комья грязи, налипшие на колёсные диски, особенно изнутри, а лучше отмойте их на автомойке. Комья глины вызывают заметный дисбаланс и могут привести к тому, что на скорости начнёт «бить» руль, а сам автомобиль будет вибрировать. И помните: даже такие современные шины, как Toyo Open Country AT Plus, гарантируют лишь половину успеха. Вторая необходимая часть – ваш опыт и грамотные действия.
Видео:Давление в шинах на бездорожье, до скольки травить резину, тест дефляторов Быстро спустить колесаСкачать
Внешняя, более агрессивная, часть протектора вместе с боковиной дают увеличенный зацеп
- Свежие записи
- Нужно ли менять пружины при замене амортизаторов
- Скрипят амортизаторы на машине что делать
- Из чего состоит стойка амортизатора передняя
- Чем стянуть пружину амортизатора без стяжек
- Для чего нужны амортизаторы в автомобиле
💥 Видео
Стравливание давления в шина на снегу. Поможет?Скачать
Шины для внедорожников что выбрать AT и MT General Tire GRABBERСкачать
На Джипе. Зачем спускать колеса? Уаз и давление в шинах! Едем по метровому снегу!Скачать
Шины эндуро давление Олег ПодлесновСкачать
НИВА.Давление в шинах.Какое давление должно быть в шинах LADA NIVA.Как ПРАВИЛЬНО накачать колесо?Скачать
Давление в шинахУаз Патриот.Сравнение двух монометров.Скачать
Давление в шинах при езде по глубокому снегу!Скачать
Тест: УАЗ Patriot на колёсах низкого давления.Скачать
Правильное давление в шинах авто. Какое должно быть давление в колесах? Обзор от Avtozvuk.uaСкачать
Давление в колёсах для езды по бездорожью на легковушкеСкачать
Влияние давления и размера колес на проходимость автомобиля.Скачать
Самые маленькие колеса низкого давления на рынке!Скачать
90 ДАВЛЕНИЕ В ШИНАХ КАЧАЮТ НЕПРАВИЛЬНОСкачать
Зачем стравливать колеса на бездорожьеСкачать