Какое цветовое обозначение должны иметь шины при постоянном токе

Какое цветовое обозначение должны иметь шины при постоянном токе

Буквенно-цифровые и цветовые обозначения одноименных шин в каждой электроустановке должны быть одинаковыми.

Шины в электроустановках должны быть обозначены (не путайте с обозначением проводников!) :

  1. при переменном трехфазном токе:
    • фазы А — желтым,
    • фазы В — зеленым,
    • фазы С — красным;
  2. при переменном однофазном токе:
    • шина В, присоединенная к концу обмотки источника питания, — красным цветом,
    • шина А, присоединенная к началу обмотки источника питания, — желтым цветом.
    • Шины однофазного тока, если они являются ответвлением от шин трехфазной системы, обозначаются как соответствующие шины трехфазного тока;
  3. при постоянном токе:
    • положительная шина (+) — красным,
    • отрицательная (-) — синим и
    • нулевая рабочая М — голубым цветом.

Цветовое обозначение должно быть выполнено по всей длине шин, если оно предусмотрено также для более интенсивного охлаждения или антикоррозионной защиты.

  1. Допускается выполнять цветовое обозначение не по всей длине шин, только цветовое или только буквенно-цифровое обозначение либо цветовое в сочетании с буквенно-цифровым в местах присоединения шин. Если неизолированные шины недоступны для осмотра в период, когда они находятся под напряжением, то допускается их не обозначать. При этом не должен снижаться уровень безопасности и наглядности при обслуживании электроустановки.
  2. Согласно п. 5.2.1 ГОСТ Р 50462-2009 для идентификации проводников не должны быть использованы по отдельности желтый и зеленый цвета. Желтый и зеленый цвета следует применять только в комбинации желто-зеленого цвета.

Видео:Полосы на шинах. Значение линий, цветных полос и цветных точек на шинах.Скачать

Полосы на шинах. Значение линий, цветных полос и цветных точек на шинах.

Расположение шин в электроустановках напряжением до 1 кВ

В пяти- и четырехпроводных цепях трехфазного переменного тока в электроустановках напряжением до 1 кВ расположение шин должно быть следующим:

  1. при горизонтальном расположении:
    • одна под другой: сверху вниз A-B-C-N-PE (PEN);
    • одна за другой: наиболее удаленная шина А, затем фазы B-C-N, ближайшая к коридору обслуживания — РЕ (PEN);
  2. при вертикальном расположении:
    • слева направо A-B-C-N-PE (PEN) или
    • наиболее удаленная шина А, затем фазы B-C-N, ближайшая к коридору обслуживания — РЕ (PEN);
  3. ответвления от сборных шин, если смотреть на шины из коридора обслуживания:
    • при горизонтальном расположении: слева направо A-B-C-N-PE (PEN);
    • при вертикальном расположении: A-B-C-N-PE (PEN) сверху вниз.

При постоянном токе шины должны располагаться:

  1. сборные шины при вертикальном расположении: верхняя М, средняя (-), нижняя (+);
  2. сборные шины при горизонтальном расположении: наиболее удаленная М, средняя (-) и ближайшая (+), если смотреть на шины из коридора обслуживания;
  3. ответвления от сборных шин: левая шина М, средняя (-), правая (+), если смотреть на шины из коридора обслуживания.

В распределительных устройствах напряжением 6-220 кВ при переменном трехфазном токе сборные и обходные шины, а также все виды секционных шин должны располагаться:

  1. при горизонтальном расположении:
    • одна под другой: сверху вниз А-В-С;
    • одна за другой, наклонно или треугольником: наиболее удаленная шина А, средняя — В, ближайшая к коридору обслуживания — С;
  2. при вертикальном расположении (в одной плоскости или треугольником):
    • слева направо А-В-С или наиболее удаленная шина А, средняя — В, ближайшая к коридору обслуживания — С;
  3. ответвления от сборных шин, если смотреть на шины из коридора обслуживания (при наличии трех коридоров — из центрального):
    • при горизонтальном расположении: слева направо А-В-С;
    • при вертикальном расположении (в одной плоскости или треугольником): сверху вниз А-В-С.

В отдельных случаях допускаются отступления от требований, приведенных выше, если их выполнение связано с существенным усложнением электроустановок (например, вызывает необходимость установки специальных опор вблизи подстанции для транспозиции проводов воздушных линий электропередачи — ВЛ) или если на подстанции применяются две или более ступени трансформации.

Читайте также: Датчик давления в шинах для toyota fortuner

Видео:Цветные метки на шинах, зачем они???Скачать

Цветные метки на шинах, зачем они???

Цветовое обозначение в электроустановках шин, проводов, проводников

Цветовое обозначение шин

Согласно шестого издания ПУЭ в электроустановках должна быть обеспечена возможность легкого распознавания частей, относящихся к отдельным их элементам (простота и наглядность схем, надлежащее расположение электрооборудования, надписи, маркировка, расцветка).

Буквенно-цифровое и цветовое обозначения одноименных шин в каждой электроустановке должны быть одинаковыми.

Шины должны быть обозначены:

1) при переменном трехфазном токе:

  • шины фазы A — желтым цветом,
  • шины фазы B — зеленым,
  • шины фазы C — красным,
  • нулевая рабочая N — голубым,
  • эта же шина, используемая в качестве нулевой защитной, — продольными полосами желтого и зеленого цветов;

2) при переменном однофазном токе:

  • шина A, присоединенная к началу обмотки источника питания, — желтым цветом,
  • шина B, присоединенная к концу обмотки, — красным.

3) при постоянном токе:

  • положительная шина [ +] — красным цветом,
  • отрицательная [ −] — синим,
  • нулевая рабочая M — голубым;

4) резервная как резервируемая основная шина; если же резервная шина может заменять любую из основных шин, то она обозначается поперечными полосами цвета основных шин.

• Шины однофазного тока, если они являются ответвлением от шин трехфазной системы, обозначаются как соответствующие шины трехфазного тока.

Цветовое обозначение должно быть выполнено по всей длине шин, если оно предусмотрено также для более интенсивного охлаждения или для антикоррозийной защиты.

Допускается выполнять цветовое обозначение не по всей длине шин, только цветовое или только буквенно-цифровое обозначение либо цветовое в сочетании с буквенно-цифровым только в местах присоединения шин; если неизолированные шины недоступны для осмотра в период, когда они находятся под напряжением, то допускается их не обозначать. При этом не должен снижаться уровень безопасности и наглядности при обслуживании электроустановки.

Для цветового и цифрового обозначения отдельных изолированных или неизолированных проводников должны быть использованы цвета и цифры в соответствии с ГОСТ Р 50462 * «Идентификация проводников по цветам или цифровым обозначениям».

Проводники защитного заземления во всех электроустановках, а также нулевые защитные проводники в электроустановках напряжением до 1 кВ с глухозаземленной нейтралью, в т. ч. шины, должны иметь буквенное обозначение РЕ и цветовое обозначение чередующимися продольными или поперечными полосами одинаковой ширины (для шин от 15 до 100 мм) желтого и зеленого цветов.

Нулевые рабочие (нейтральные) проводники обозначаются буквой N и голубым цветом. Совмещенные нулевые защитные и нулевые рабочие проводники должны иметь буквенное обозначение PEN и цветовое обозначение: голубой цвет по всей длине и желто-зеленые полосы на концах.

Буквенно-цифровые и цветовые обозначения одноименных шин в каждой электроустановке должны быть одинаковыми.

Шины должны быть обозначены:

  • 1) при переменном трехфазном токе: шины фазы A — желтым, фазы B — зеленым, фазы C — красным цветами;
  • 2) при переменном однофазном токе шина В, присоединенная к концу обмотки источника питания, — красным цветом, шина А, присоединенная к началу обмотки источника питания, — желтым цветом. Шины однофазного тока, если они являются ответвлением от шин трехфазной системы, обозначаются как соответствующие шины трехфазного тока;
  • 3) при постоянном токе: положительная шина ( +) — красным цветом, отрицательная ( −) — синим и нулевая рабочая M — голубым цветом.

* Прим.: ГОСТ Р 50462 заменён на ГОСТ Р 50462-2009.

Обозначение электропроводки

Согласно ПУЭ-7 электропроводка должна обеспечивать возможность легкого распознания по всей длине проводников по цветам:

    • голубого цвета — для обозначения нулевого рабочего или среднего проводника электрической сети;
    • двухцветной комбинации зелено — желтого цвета — для обозначения защитного или нулевого защитного проводника;
    • двухцветной комбинации зелено — желтого цвета по всей длине с голубыми метками на концах линии, которые наносятся при монтаже — для обозначения совмещенного нулевого рабочего и нулевого защитного проводника;

    черного , коричневого , красного , фиолетового , серого , розового , белого , оранжевого , бирюзового цвета — для обозначения фазного проводника.

    Цветовое обозначение по функциональному назначению

    Цветовая идентификация проводников по функциональному назначению цепей, в которых используют (согласно ГОСТ 12.2.007.0):

    • для проводников в силовых цепях — черный ;
    • для проводников в цепях управления, измерения и сигнализации переменного тока — красный ;
    • для проводников в цепях управления, измерения и сигнализации постоянного тока — синий ;
    • для нулевых защитных проводников — комбинация зеленого и желтого ;
    • для проводников, соединенных с нулевым рабочим проводником и не предназначенных для заземления, — голубой .

    Читайте также: Шины грузовые giti 315 70

    Идентификация проводов

    Согласно ГОСТ МЭК 60204-1-2002 «ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ» если для идентификации проводов применяют маркировку цветом, могут быть использованы следующие цвета: черный, коричневый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой (включая светло-голубой), фиолетовый, серый, белый, розовый, бирюзовый [1] .

    В целях безопасности цвета зеленый и желтый не должны использоваться, если имеется возможность спутать их с двухцветным сочетанием зеленый — желтый .

    Защитный провод должен быть легко распознаваем благодаря своей форме, расположению, маркировке или цвету. Когда используют обозначение цветом, это должно быть двухцветное сочетание зеленый — желтый . Его используют по всей длине провода. Это сочетание предназначено только для защитного провода.

    На изолированных проводах двухцветное сочетание зеленый — желтый должно быть таким, чтобы на длине 15 мм один из цветов покрывал не менее 30%, но не более 70% поверхности провода, а другой цвет — оставшуюся часть.

    Когда защитный провод легко различим благодаря своей форме, конструкции, расположению (например, провод с оплеткой) или когда изолированный провод труднодоступен, цветовое кодирование не является обязательным по всей длине. Однако концы или доступные части должны четко маркироваться графическим символом 417-МЭК-5019 [2] или двухцветным сочетанием зеленый — желтый .

    Когда цепь включает нулевой провод, обозначаемый цветом, последний должен быть светло-голубым (МЭК 60446, 3.1.2). Если возможно разночтение, светло-голубой цвет не должен использоваться для обозначения других проводов. При отсутствии нулевого провода светло-голубой провод может быть использован для других целей, но только не в качестве защитного провода.

    Когда используют обозначение цветом, применяемые в качестве нулевых неизолированные провода должны маркироваться светло-голубой полосой шириной от 15 до 100 мм, цвет, который дублируют на каждой оболочке, оборудовании или в каждом доступном месте, или же окрашивают в светло-голубой цвет по всей длине.

    Идентификация других проводов должна осуществляться с помощью цвета (или целиком, или одной, или несколькими полосами), цифр, букв, а также путем их сочетания. Цифры должны быть арабскими, буквы — латинскими (прописными или строчными).

    • Изолированные однополярные жесткие провода должны иметь следующее цветовое обозначение:

    • черный — силовые цепи переменного и постоянного тока;
    • красный — цепи управления переменного тока;
    • голубой — цепи управления постоянного тока;
    • оранжевый — цепи управления блокировкой с питанием от внешнего источника энергии.

    Исключения относительно вышеперечисленного допустимы:

    • для внутренних кабелей на независимых приборах, приобретаемых отдельно с полным комплектом кабелей;
    • когда используемый изоляционный материал невозможно окрасить в нужные цвета;
    • когда используется многопроводный кабель, за исключением двухцветного сочетания зеленый-желтый.

    Видео:Цветовая маркировка проводов и шинСкачать

    Цветовая маркировка проводов и шин

    Цветовая маркировка проводов и шин

    Какое цветовое обозначение должны иметь шины при постоянном токе

    Здравствуйте, уважаемые читатели и гости сайта «Заметки электрика».

    При проведении электромонтажных работ, очень часто поднимается вопрос о цветовой маркировки проводов.

    Это раньше, так сказать в «застойное» время, применялись провода только белого цвета, реже черного.

    Поэтому определить в электрической сборке фазу или ноль, занимало достаточно много времени. Приходилось прибегать к помощи указателей напряжения и различных аналоговых и цифровых приборов.

    Какое цветовое обозначение должны иметь шины при постоянном токе

    Чтобы этого избежать, нужно приводить цветовую маркировку проводов и шин к единому стандарту.

    И как всегда обратимся к нормативным документам, а именно к ПУЭ, Глава 1, п.1.1.29. и п.1.1.30. Там четко сказано, что идентификацию жил проводов и шин по цветам или цифровым обозначениям необходимо использовать, согласно ГОСТ Р 50462-92.

    Какое цветовое обозначение должны иметь шины при постоянном токе

    Согласно ГОСТ Р 50462-92, п.3.1.1, для идентификации проводников и шин могут быть применены следующие цвета: черный, коричневый, красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, голубой, серый, белый, розовый, бирюзовый.

    Какое цветовое обозначение должны иметь шины при постоянном токе

    • нулевые рабочие проводники (N) должны иметь голубой цвет
    • cовмещенные нулевые рабочие и нулевые защитные проводники (PEN) должны иметь голубой цвет по всей длине и желто-зеленые полосы на концах
    • нулевые защитные проводники (РЕ) и проводники защитного заземления должны иметь желто-зеленый цвет

    Читайте также: Шины пирелли 195 70 15с

    Какое цветовое обозначение должны иметь шины при постоянном токе

    Какое цветовое обозначение должны иметь шины при постоянном токе

    Приведу для примера несколько фотографий. Все нулевые рабочие проводники (N) подключены к шине (N) и имеют голубой цвет. Все нулевые защитные проводники (РЕ) подключены к шину (РЕ) и имеют желто-зеленый цвет.

    Какое цветовое обозначение должны иметь шины при постоянном токе

    Какое цветовое обозначение должны иметь шины при постоянном токе

    Какое цветовое обозначение должны иметь шины при постоянном токе

    Какое цветовое обозначение должны иметь шины при постоянном токе

    А все остальные цвета, кроме голубого (синего) и желто-зеленого могут быть использованы в качестве фазных проводников.

    Какое цветовое обозначение должны иметь шины при постоянном токе

    На фотографиях ниже видно, что фазные проводники имеют белый цвет.

    Какое цветовое обозначение должны иметь шины при постоянном токеКакое цветовое обозначение должны иметь шины при постоянном токе

    Цветовая маркировка проводов и шин при переменном трехфазном токе

    Согласно ПУЭ, п.1.1.30, при переменном трехфазном токе шины фазы А должны иметь желтый цвет, фазы В — зеленый цвет, фазы С — красный цвет. Запоминается легко и просто в виде сокращения «ЖЗК», т.е. желтый, зеленый, красный.

    Какое цветовое обозначение должны иметь шины при постоянном токе

    Какое цветовое обозначение должны иметь шины при постоянном токе

    Для наглядности приведу несколько примеров.

    Система сборных шин напряжением 10 (кВ).

    Какое цветовое обозначение должны иметь шины при постоянном токе

    Два измерительных трансформатора НОМ-10 (кВ).

    Какое цветовое обозначение должны иметь шины при постоянном токе

    Отходящий фидер распределительной подстанции напряжением 500 (В).

    Какое цветовое обозначение должны иметь шины при постоянном токе

    Отходящие фидера секции 400 (В).

    Какое цветовое обозначение должны иметь шины при постоянном токе

    Как видите, на приведенных примерах цветовая маркировка шин при переменном трехфазном токе полностью соблюдается.

    Кстати, не обязательно, чтобы шины были полностью выкрашены в тот или иной цвет. Вполне достаточно делать цветовую маркировку (в виде краски, наклеек, термоусадочных трубок, бирок и т.п.) в местах присоединения шин к коммутационным аппаратам.

    Какое цветовое обозначение должны иметь шины при постоянном токе

    Какое цветовое обозначение должны иметь шины при постоянном токе

    Цветовая маркировка проводов и шин при переменном однофазном токе

    Согласно ПУЭ, п.1.1.30, при переменном однофазном токе шина фазы В, присоединенная к концу обмотки источника питания, должна иметь красный цвет, а шина фазы А, присоединенная к началу обмотки источника питания, должна иметь желтый цвет.

    Какое цветовое обозначение должны иметь шины при постоянном токе

    Какое цветовое обозначение должны иметь шины при постоянном токе

    К сожалению, наглядных примеров таких электроустановок у меня нет. Может у кого имеются фотографии, то буду очень благодарен, если Вы поделитесь.

    Кстати, если шины однофазного тока являются ответвлением от системы трехфазного тока, то они обозначаются, согласно требований цветовой маркировки трехфазной системы.

    Какое цветовое обозначение должны иметь шины при постоянном токе

    Цветовая маркировка проводов и шин при постоянном токе

    Согласно ПУЭ, п.1.1.30, при постоянном токе положительная шина («плюс») должна иметь красный цвет, отрицательная шина («минус») — синий цвет и нулевая рабочая («М») — голубой цвет.

    Какое цветовое обозначение должны иметь шины при постоянном токе

    Какое цветовое обозначение должны иметь шины при постоянном токе

    В качестве примера приведу щит постоянного тока (ЩПТ) =220 (В).

    Какое цветовое обозначение должны иметь шины при постоянном токе

    Какое цветовое обозначение должны иметь шины при постоянном токе

    А это выводы непосредственно с аккумуляторной батареи.

    Какое цветовое обозначение должны иметь шины при постоянном токе

    Какое цветовое обозначение должны иметь шины при постоянном токе

    Кстати, со свинцовой-кислотных батарей СК-5 мы плавно переходим на необслуживаемые батареи Varta.

    Какое цветовое обозначение должны иметь шины при постоянном токе

    Дополнение

    С 01.01.2011 отменен, указанный в начале статьи ГОСТ Р 50462-92. Вместо него вступил в силу ГОСТ Р 50462-2009, в котором некоторые пункты противоречат предыдущему ГОСТу. Например, в п.5.2.3 говорится, что для фазных проводников предпочтительны следующие цвета:

    Какое цветовое обозначение должны иметь шины при постоянном токе

    Для наглядности выкладываю фотографию распределительного щитка одного из банков, на котором мы производили электромонтаж.

    По моему мнению, ранее принятая маркировка «ЖЗК» является более наглядной.

    В однофазной сети для фазного проводника предпочтительным цветом является коричневый. Соответственно, что если однофазная сеть является ответвлением от трехфазной, то цвет фазного проводника должен соответствовать цвету фазного проводника трехфазной сети.

    Также был введен запрет на желтый и зеленый цвета, применяемые по отдельности (п.5.2.1). Они должны быть использованы только в комбинации желто-зеленого цвета для защитных проводников РЕ. В связи с этим и была изменена маркировка трехфазной сети «ЖЗК», т.к. желтый и зеленый цвета применялись в ней по отдельности.

    Цифровая маркировка цепей постоянного тока тоже была изменена (п.5.2.4):

    • коричневый цвет — положительный полюс (+)
    • серый цвет — отрицательный полюс (-)
    • синий цвет — средний проводник (М)

    Внимание. Хочу Вас предупредить, что не нужно сейчас бежать и изменять существующую маркировку. Ведь когда вводились объекты, действовал еще старый ГОСТ Р 50462-92. А вот при вводе в эксплуатацию уже новых электроустановок ГОСТом 50462-2009 пренебрегать не следует.

    Если по каким то причинам нет возможности выполнить маркировку проводов и шин по вышеперечисленным требованиям, то можно использовать любые цвета. Но необходимо на концы жил намотать изоленту, наклейки, одеть кембрики или термоусадочные трубки соответствующего цвета, например, вот так:

    Какое цветовое обозначение должны иметь шины при постоянном токе

    Какое цветовое обозначение должны иметь шины при постоянном токе

    И уже по традиции, смотрите видео по материалам данной статьи:


    🎥 Видео

    Зачем нужны ЛИНИИ и ТОЧКИ на шине? ЗНАТЬ ПРИ ПОКУПКЕ!Скачать

    Зачем нужны ЛИНИИ и ТОЧКИ на шине? ЗНАТЬ ПРИ ПОКУПКЕ!

    Что означает маркировка на шинах! Значение цифр и букв на резине.Скачать

    Что означает маркировка на шинах! Значение цифр и букв на резине.

    Что означает МАРКИРОВКА НА ШИНАХ / Значение всех цифр и букв на резинеСкачать

    Что означает МАРКИРОВКА НА ШИНАХ / Значение всех цифр и букв на резине

    НИЗКОПРОФИЛЬНЫЕ ШИНЫ ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ АВТОМОБИЛИСТСкачать

    НИЗКОПРОФИЛЬНЫЕ ШИНЫ ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ АВТОМОБИЛИСТ

    Цветные полосы на шине: как не купить брак или подделкуСкачать

    Цветные полосы на шине: как не купить брак или подделку

    Всего за 2 минуты определить направление движения у колеса, если нет Никаких ОбозначенийСкачать

    Всего за 2 минуты определить направление движения у колеса, если нет Никаких Обозначений

    Как понять, когда протектор износился и шины пора менятьСкачать

    Как понять, когда протектор износился и шины пора менять

    ЕСЛИ ЭТО НЕ УКАЗАНО НА ШИНАХ - ЭТО ПОДДЕЛКА!Скачать

    ЕСЛИ ЭТО НЕ УКАЗАНО НА ШИНАХ - ЭТО ПОДДЕЛКА!

    Какой цвет проводов фаза ноль земля, какая маркировка существует? Маркировка для сети 220ВСкачать

    Какой цвет проводов фаза ноль земля, какая маркировка существует? Маркировка для сети 220В

    Почему чаще отгорает ноль, а не фаза? #энерголикбезСкачать

    Почему чаще отгорает ноль, а не фаза? #энерголикбез

    ✅ КАКОЙ ВЫБРАТЬ ЛУЧШИЙ РИСУНОК ПРОТЕКТОРА? НАПРАВЛЕННЫЙ СИММЕТРИЯ АСИММЕТРИЧНЫЙСкачать

    ✅ КАКОЙ ВЫБРАТЬ ЛУЧШИЙ РИСУНОК ПРОТЕКТОРА? НАПРАВЛЕННЫЙ СИММЕТРИЯ АСИММЕТРИЧНЫЙ

    ЗАЧЕМ на ШИНАХ ЦвЕтНыЕ метки...Скачать

    ЗАЧЕМ на ШИНАХ ЦвЕтНыЕ метки...

    Фаза на всех проводах. Индикатор показывает фазу. Наведенное напряжение. Наводка. Везде фаза.Скачать

    Фаза на всех проводах. Индикатор показывает фазу. Наведенное напряжение. Наводка. Везде фаза.

    ЗАЗЕМЛЕНИЕ - ТАКОЕ НЕ ПОКАЖУТ В ВУЗАХ. Рассказываю как работает и чем отличается. #TN #TT #IT #ОмСкачать

    ЗАЗЕМЛЕНИЕ - ТАКОЕ НЕ ПОКАЖУТ В ВУЗАХ. Рассказываю как работает и чем отличается. #TN #TT #IT #Ом

    Маркировка шин: расшифровка размера, даты производства и других обозначенийСкачать

    Маркировка шин: расшифровка размера, даты производства и других обозначений

    Простой способ как отличить землю от нуля.Скачать

    Простой способ как отличить землю от нуля.

    Расцветка проводов и маркировка, фаза, нуль, земля, ПУЭ и стандарт,советы электрикаСкачать

    Расцветка проводов и маркировка, фаза, нуль, земля, ПУЭ и стандарт,советы электрика
Поделиться или сохранить к себе:
Технарь знаток